Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (экологическая сказка). "Вода

Елена Михайловна Дьякова

Цель: способствовать формированию у детей бережного отношения к природным ресурсам – воде.

Задачи:

Расширить знания детей о воде на примере опытов;

Побуждать детей бережно относиться к окружающему миру;

Развивать познавательные, эстетические, нравственные качества личности ребенка.

Действующие лица:

Большая вода

Кикимора

Капелька (ребенок)

Ведущая. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебницу воду. А как вы думаете, почему воду называют волшебной?

(ответы детей)

На самом деле ее так называют, потому что вода в природе творит самые настоящие чудеса. Вода – одно из главных богатств на земле. Недаром в народе говорят: «Там, где есть вода – есть жизнь». Если человек какое-то время может обойтись без еды, то без воды он просто погибнет.

А сейчас послушайте сказку, которая так и называется «Волшебница вода».

В одном городе всю ночь шел дождь и образовалась большая лужа. Рано утром выглянуло солнышко и стало пригревать. Капельки дождя, из которых получилась лужа, проснулись и стали весело переговариваться между собой. Давно их не собиралось так много. А одна капелька, самая маленькая, дремала. Она была еще глупая и многого не знала. Но, вот ее тоже разбудило солнышко.

Капелька. Ой, как жарко, и почему-то капелек становится все меньше и меньше. Куда же они деваются? Я тоже, возможно, скоро исчезну, а я не хочу исчезать.

(Капелька заплакала)

Ведущая. Капелька, не плачь. Слышишь? Какой-то шум. Он похож на шум воды.

(входит Большая вода)

Б. Вода. Что случилось? Я слышу чей-то плач. Капелька, что с тобой? Почему такая грустная и плачешь?

Капелька. А ты кто?

Б. Вода. Я – Большая вода. Так почему ты плачешь?

Капелька. Моих подружек осталось совсем мало. И я, наверное, тоже скоро исчезну. Мне страшно.

Б. Вода. Не бойся. Так и должно быть. Солнышко пригревает, лужа скоро высохнет, а капельки просто испарятся, превратятся в пар. Ты тоже снова окажешься в небе, а потом опять станешь капелькой.

Капелька. А разве так может быть?

Б. Вода. Конечно, ведь вода, как волшебница, может превращаться из одного состояния в другое: то она капелька, то снежинка, то льдинка, то сосулька, а то превращается в невидимку, т. е. в пар – испаряется.

Капелька. Ничего себе, я этого не знала.

Б. Вода. Ты еще многого не знаешь. А хочешь я покажу тебе чудеса с водой?

Капелька. Конечно, хочу.

Опыт № 1. (1 стакан с водой, 1 – с молоком; две ложки.

Вывод: вода прозрачная)

Опыт № 2. (чайник, пар, стеклышко. Вывод: вода превращается в пар)

Капелька. Да, это интересно.

Б. Вода. А сейчас попробуй отгадать мои загадки:

В огне не горит и в воде не тонет. (лед);

Самовар как закипает, он из-под крышки вылезает. (пар);

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (река)

(дети помогают отгадывать)

Б. Вода. Ну, что, Капелька, настроение поднялось?

Капелька. Да, немножко.

Б. Вода. А, чтобы еще веселей стало, поиграем.

Ребята, представьте себя капельками. А когда их много, может образоваться ручеек. В него мы и поиграем.

Игра «Ручеек»

А теперь, ребята, доскажите словечко:

Лейся, дождик, веселей, мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком по … (лужам).

Неколючий, светло-синий, по кустам развешан … (иней).

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить – землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождем, отгадаешь под … (дождем).

Грязнулю всегда выручает … (вода).

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без … (воды).

Б. Вода. Видишь, Капелька, без нас с тобой никак не обойтись. Всем нужна вода: и растениям, и животным, и насекомым, и птицам, и людям. А людям нужна вода к тому же еще и чистая: для мытья, приготовления пищи, для питья.

(входит Кикимора, в руках у нее бутылка с грязной водой)

Кикимора. А мне вот чистая вода совсем не нужна. Я люблю водичку грязную, я ведь живу в болоте.

(показывает бутылку с грязной водой)

Умываться не надо, мыться не надо. Красота! Я специально бросаю мусор в воду, например, в речку, чтобы она стала грязной.

Б. Вода. Да ты что, Кикимора, разве так можно делать? Воду нужно беречь и не загрязнять.

Кикимора. А я не буду. Чего мне ее беречь.

Б. Вода. Кикимора, ты пойми, если вода будет грязная, в такой воде нельзя будет купаться, можно заразиться и заболеть. И пить такую воду опасно, там ведь много микробов.

Кикимора. Ну, и что, подумаешь.

Б. Вода. Кикимора, скажи мне, зачем тебе эта грязная вода в бутылке? Давай ее очистим.

Кикимора. Ну, давайте, если вам хочется. А как?

Б. Вода. Смотри.

Опыт № 3. (очищают воду через фильтр)

Кикимора. Вообще-то это интересно. Прямо фокус получился.

Фу, как жарко, и что-то так пить хочется. У вас нет водички попить? (обращается к ведущей).

Ведущая. Вот, видишь, Кикимора, пить захотела. Вот и тебе понадобилась вода и не какая-нибудь, а для питья – чистая. На, пей.

(Кикимора пьет)

Кикимора. Да, хорошая водичка, холодненькая, чистенькая.

Б. Вода. Есть даже стихотворения про воду.

(читают дети)

Начало весны

Небосвод поднимается выше,

На снегу исчезают следы,

А к утру вырастают на крыше

Любопытных сосулек ряды.

Заблестит ручеек вдоль дороги,

Обернется водицей снежок –

И появится нежный и робкий

На проталинке первый цветок.

Дождик

Солнце жгучее светило,

Теплый дождик разбудило.

Он проснулся, оглянулся

И за лейкой потянулся.

Дождь сухих не любит грядок,

Навести решил порядок.

А когда угомонился, -

Вместе с лейкой испарился.

Кикимора. Ой, я тоже придумала стихотворение:

Водичка, водичка,

Побрызгай мне на личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Волосенки густели,

Щечки розовели.

Ведущая. Ты уже и стихи стала писать? А вообще, Кикимора, тебе не мешало бы умыться, вон ты какая грязная, и в зеркало посмотреться после этого.

Кикимора. Ладно, уговорили, я скоро… (уходит)

Ведущая. А мы, ребята, пока поиграем.

Игра (прыгают через лужи)

(входит Кикимора, чистая, нарядная)

Б. Вода. Ой, тебя и не узнать, настоящая красавица.

Кикимора. Да, я и сама себе нравлюсь. Я подумала и решила: не буду больше мусорить, загрязнять воду. А буду к воде относиться бережно.

Ведущая. Б. Вода. Вот и молодец!

Ведущая. Так закончилась история про волшебницу воду. А мы, ребята, должны для себя сделать выводы:

Капелька. - воду надо беречь.

Б. Вода. - напрасно ее не расходовать.

Ведущая. - не бросать мусор в речки и содержать в чистоте берега.

Хором: Без воды нам не прожить на свете,

Это помните и взрослые, и дети!

Капелька Ребята, я хочу вам подарить эти капельки, чтобы вы помнили обо мне и о том, что воду надо беречь.

(Капелька вручает детям сувениры-капельки)

-Что ты, Капелька, грустишь?

Большая Вода показывает Капельке опыт с водой и молоком, из которого следует, что вода прозрачная



Tweet Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего сайта. Я вам очень вам рада и хочу сегодня рассказать одну маленькую уютную сказочку. Мысль о том, что нужно написать сказку про огонь пришла мне в голову, когда я решила не проводить целое занятие, посвященное огню. Чтобы не провоцировать детей на его самостоятельное изучение. А сказку… сказку можно прочитать. Вот и познакомимся) Итак, жил был…

Tweet Приветствую всех читателей моего сайта. Продолжаем вместе с вами слушать рассказы трех спорщиков: пузырька воздуха, ручейка и камушка. Пузырек свою историю уже рассказал, и мы узнали, как появился ветер на Земле. А теперь пришла очередь послушать ручеёк. Что же он нам расскажет?

Tweet В нашем, совместном с Татьяной Пироженко, проекте Опыты и сказки сегодняшний выпуск посвящен теме Давления. И прямо в мои физические игры вписывается). Но я начну со сказки) Фокус-покус Фокусник взял стакан и налил в него воды. Потом накрыл бумажкой, ловко перевернул его вверх дном и поставил к себе на ладонь. А потом он осторожно отвел ладонь в сторону и…. О, чудо! Бумажка продолжала держаться, а вода не выливалась!

Tweet Здравствуйте, уважаемые читатели. Предлагаю вашему вниманию сегодня весеннюю сказку. Жил был маленький снеговичок. Вернее, раньше он был большой, даже очень большой. Зимой, когда дети со своими родителями его слепили, он был ростом почти с машину! А теперь, когда наступила весна, он начал таять и становился все меньше и меньше. Снеговичок сам не понимал, почему так происходит. Таял он не один. Все вокруг тоже таяло: и ледяной каток, и горка, и даже сосульки на крышах. Снеговик стал уже ростом всего лишь со скамейку!

Tweet Утром, выйдя во двор погулять, малыш как всегда побежал к своему снежному домику. Вчера еще стояла теплая погода, а сегодня вдруг ударил мороз. Снег смерзся и образовал твердую корку на поверхности. Малыш даже расстроился. — Как же играть с таким твердым и колючим снегом? Он стал трясти маленькое деревце, чтобы отломить от него ветку. Веткой-то копать легче, она сама такая твердая. Деревце задрожало, но ни одна веточка не отломилась. Зато сверху слетела девочка-семечка. Она упала прямо на снег рядом с малышом.

Tweet Когда утром мама налила воду в чайник, капельки не прекратили своих веселых игр. Они весело смеялись, и их смех сливался в задорное журчание. Сначала капельки вылились из чайника в стакан, потом из стакана — в блюдце, потом из блюдца — в половник. Это малыш переливал водичку по емкостям и весело смеялся вместе с капельками. Наконец, он перелил водичку в маленький игрушечный дуршлаг и водичка быстро потекла через дырочки на стол. — Караул! — закричали капельки, — если мы все вытечем на стол, нас вытрут тряпкой, и тогда конец игре!

Tweet Жил был чайник. Он был большой, с коротким широким носиком. Все очень любили чайник. Кипятили в нем воду для чая и кофе. И, даже,брали кипяченую воду для приготовления пищи. Чайник этим очень гордился. И вот однажды, совсем недавно, да, пожалуй в прошлую пятницу, чайник вдруг увидел (для него это, конечно же, стало большим потрясением), другой чайник.

РОЛИ:

  • Грязюка
  • Водяной, житель болота
  • Черепаха Тортила, жительница пруда
  • Щука, жительница реки
  • Золотая рыбка, жительница моря
  • Старуха

ХОД СКАЗОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(Маша поёт и пританцовывает):

Мишке я на день рожденья
Свой горшочек подарю!
Посажу в горшок цветочек
И водой его полью.

Маша: Привет, зайка.

Зайка: Далеко собралась? Что несешь?

Маша: К Мишке на день рождения. Ничего не получается, хотела цветок подарить, семечко посадила, водой полила, оно не растет.

Заяц: А где воду брала?

Маша: Из крана.

Заяц: Ты что? В нашем лесу поселилось Грязюка. Отравила все ручейки, реки, озера, всю воду!

Маша: Что делать? Где взять чистую воду, чтоб цветочек полить?

Заяц: Нужно найти сказочную фею, она тебе поможет.

Маша: Бежим скорей!

Грязюка:

Посмотрите на меня, я ведь Зло в природе
Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.
Засоряет водоёмы человек беспечно
Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.
Расплывайтесь пятна нефти
По морским просторам
Задыхайтесь все вокруг,
Гибни всё живое!

(музыка……)

Фея: Что случилось, Машенька?

Маша: Да вот, цветок не растёт!

Фея: Всё понятно! Ты полила цветок водой из-под крана. Надо живой водой.

Маша: А где взять живую воду?

Фея: Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо! Вот тебе волшебная книга. Он укажет путь в сказку.

Маша: Да их здесь столько, что даже не знаю какую выбрать, попробую наугад, может что и получится!

(Нажимает кнопку, звучит таинственная музыка. Маша попадает на болото в сказку «Летучий корабль»)

Маша: (восхищённо): Ух, ты! А я и в правду в сказке оказалась!

(Увидела водяного. Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.)

Маша: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки)

Я – Водяной, я – водяной!
Никто не водится со мной
Кругом всё банки, склянки,
Бумажки, в общем, мусор,
Фу, какая гадость, Ээ-эх,
Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!

Маша: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала!

(Звучит тревожная музыка. Появляется ЗЛО, танцует танец)

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Маша: Я найду живую воду, вернусь и твоё болото оживёт, а сейчас мне надо спешить.

(Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене смена декораций. Сказка «Золотой ключик»)

Черепаха Тортила: (Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма)

Затянулось бурой тиной,
Гладь старинного пруда,
Ах, была как Буратино,
Я когда-то молода
Был наш пруд на диво чистым
И кувшинки в нём росли,
Рыбки плавали, играли
И вокруг цветы цвели!
Пролетели годы быстро,
Наступил уж новый век
И открытий много сделал,
Современный человек.
Поливают люди ядом,
Все что на полях растёт,
И с дождями эта гадость
Под землёй в мой пруд течёт!

(Звучит тема ЗЛА)

Маша: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать.

Черепаха: Поищи чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

Маша: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! (Подходит к краю сцены): Куда же мне отправиться? Отправлюсь я к щуке в сказку «По щучьему велению».

(Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене Смена декораций. Сказка «По щучьему велению». Щука лежит на берегу, еле дышит)

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Маша: Что с тобой случилось? (Звучит тема ЗЛА)

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Вовка: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

(Уход на авансцену. Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Сказка «О рыбаке и рыбке»)

(На берегу сидит старуха у разбитого корыта. Увидела Вовку)

Маша: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Маша: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку зо-лотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня новое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Маша: Хорошо, бабушка! (Маша берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку)

Маша: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. Грязюка поселилась здесь большая! (Звучит тема ЗЛА) Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие пространства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, чувствую, зло приближается!

Маша: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё живое!

(Зло отходит в сторону, пятится назад и убегает)

Маша: Делать нечего, придётся возвращаться домой ни с чем.

Фея: Ну, как, нашла ты живую воду.

Маша: Нет, не нашла, всю воду в сказках отравила Грязюка, и я не смогла егё победить!

Фея: Зло нельзя победить сразу, и ты одна с ним не справишься! Мы объединимся.

Маша: (обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

Фея: И тогда распустится твой цветок, и все наши желания исполнятся.

(Все участники представления выходят на финальную песню)

О воде споём мы песню,
Без воды нам никуда.
Сбережём её все вместе,
Будет чистая вода.

Дело только в человеке,
Сотворит он чудеса.
Он очистит наши реки,
Вырастит сады, леса!

И на всей большой планете,
Всем вода всегда нужна.
Сохраним озёра, реки,
Океаны и моря.

Пусть вода в реке струится!
Пусть ручьи весной журчат!
И родник пусть даст водицы!
Будем Землю охранять!

В долине между невысокими горами протекала небольшая речка. По её берегам росли тёмно-зелёные камыши, которые наклонялись к прозрачной воде и любовались своим в ней отражением. В некоторых местах по берегу реки был чистый песок, на поверхности которого частенько встречались ракушки и водоросли.

Речку любили все: к ней прилетали птицы, чтобы утолить жажду, приходили из дальнего леса животные, чтобы искупаться. Вода в реке была прозрачной-прозрачной, такой, что часто проходящий мимо реки путник мог увидеть в воде красивых рыбок. Любили речку и бабочки: они частенько летали над поверхностью воды, а потом улетали на соседнюю полянку, на которой их ждали цветы.

Однажды в долине, в которой протекала речка, поселились люди. Они приехали откуда-то издалека и сразу начали строить дома, распахивать поля для того, чтобы посадить новые растения. Речка удивилась: люди были такие странные существа! Они сновали повсюду в поисках хороших мест и пищи, изучали каждую травинку, каждый сантиметр земли, чтобы извлечь из всего, что их окружает, пользу. Река им понравилась тем, что в ней водилась хорошая рыба. Люди начали удить рыбу всеми возможными способами. Но это ещё не всё! Люди любили купаться в реке. В жару ребятишки из выстроенных на месте бывших роскошных полянок домов прибегали на речку и наводили много шума. Река была доброй и прохладной: она радовалась людям, любовалась их весёлыми розовощёкими детками, покорно терпела шум и крики.

Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а отходы от своих производств начали сбрасывать в речку.

Речка загрустила. Она была рада помогать всем: и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место, да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной: в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли: они отказались расти по берегам загрязнённой реки.

Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах, не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались небольшие круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали поверхность реки, а в солнечных лучах переливались радугой.

Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.

Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, созданные когда-то её трудолюбивыми водами.

Исчезли из долины и люди: им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя одни разрушения.

Описание работы : Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Цель данных сказок - научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде - источнику всего живого, научить любить свой край (Прихоперье).

Надеюсь, будут полезны для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду - болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям несчастного Водяного.

Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. - Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов - кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? - с ужасом подумала Капля. - Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

Как тут красиво! - подумала Тучка, глядя вокруг. - Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

Как тут красиво! - вновь подумала Тучка. - Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

Как тут красиво! - в очередной раз подумала Тучка. - Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного - голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного - ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась - дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

Ах, так! - воскликнул Лягушонок. - Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама - Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. - Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро - свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду - пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод - пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод - показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою - еле живою.

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Место у родника стали называть Святым источником - ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

Заключение

Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду , а значит, сохранит и жизнь! »