Тайные любовники гузеевой. “Что-то пошло не так в немецкой клинике!” Вера Сотникова нашла виновников смерти актрисы Глаголевой Лариса гузеева о мучениях веры глаголевой

Некоторые считают, что толчком для развития онкологии у Глаголевой стал ее последний развод. Но Гузеева призвала забыть эту историю и не связывать с ней возникновение заболевания у актрисы.

ПО ТЕМЕ

"Она была абсолютно счастливой, любящей и любимой женщиной. Она уже дочь выдала замуж, она уже так много лет в браке с Кириллом Шубским. Все это давно забыто (развод с Родионом Нахапетовым. – Прим. ред.)", – заявила звезда фильма "Жестокий романс" в программе "Пусть говорят" на Первом канале.

Гузеева считает: Вера не распространялась о своем недуге потому, что не хотела никого мучить своим состоянием. Актриса, естественно, страдала от страшной болезни, но не показывала вида. Все слухи о заболевании Глаголева опровергала и уверяла своих поклонников, что проживет еще долго. О том, что у Веры рак, знали только самые близкие.

Заметим, что Анна Нахапетова также до последнего отрицала факт тяжелой болезни матери. "Нет проблем со здоровьем никаких. Я не знаю, кто говорит о ее плохом самочувствии. У нее сейчас только закончились съемки, будет монтировать проект", – говорила дочь актрисы. По словам Гузеевой, несмотря на мучения, до последних дней Вера была настроена оптимистично, и казалось, что она будет жить и болезнь вскоре отступит.

Напомним, актриса скончалась 16 августа от онкозаболевания в одной из клиник в Германии. Несколько месяцев назад самочувствие Глаголевой ухудшилось, и ей пришлось провести сутки в реанимации. Потом врачи отпустили ее домой.

Журналисты узнали, что актрисе регулярно переливали кровь. Некоторое время Вера Витальевна оставалась под наблюдением специалистов, а потом уехала на лечение за рубеж.

Вера рассказала следующее: “С Верой Глаголевой я виделась в конце июля на одной из вечеринок Московского кинофестиваля. Вера улыбалась, была в хорошем настроении. Говорила, что чувствует себя прекрасно. Когда человек сильно болен, когда ему плохо, он на вечеринки не ходит, не надевает белое платье.

А она была вся такая светлая и выглядела абсолютно здоровой. Что там могло случиться в этой клинике Баден-Бадена? Ошибка врачей или лекарство не подошло?”

Также актриса отмечает и тот факт, что Вера Глаголева в отличном настроении прилетела в клинику вместе с мужем и дочерью. Она вошла туда с улыбкой на лице, а уже через несколько часов поступило известие о ее скоропостижной смерти. Ничего, как считает актриса, не предвещало беды, что же могло произойти за стенами этого учреждения?

Поделилась воспоминаниями о Вере Глаголевой и Лариса Гузеева, которая была ее близкой подругой. “Вера была малоежкой, могла говорить, как она любит блины, за вечер съесть полблина и сказать: ах, как объелась! Я завидовала ее фигуре”, – призналась она.

Допускает, что причиной неожиданной смерти актрисы было не онкологическое заболевание, и врач-онколог Центральной клинической больницы Российской академии наук Павел Копосов. Он отмечает, что так быстро от рака не умирают – в клинику в Бадене режиссер пришла на своих ногах, но и винить своих германских коллег не склонен.

По его мнению, смерть Глаголевой, скорее, стала результатом напряженной работы и связанного с ней нервного истощения. На фоне онкозаболевания у нее развились сопутствующие “болячки”, и с ними ее ослабленный организм уже не справился, ему просто не хватило сил, рассказал он “Московскому комсомольцу” .

Поверить в то, что счастливая, задорно отплясывающая на свадьбе своей дочери Анастасии Шубской и хоккеиста Александра Овечкина женщина смертельно больна, невозможно…но и здесь друзья Веры Глаголевой вспомнили некоторые подробности. Как пишет издание Дни.ру – еще в июле Вера танцевала на свадьбе своей дочери Настасьи Шубской.

Примечательно, что, по словам друзей семьи, на торжестве старшая дочь актрисы, балерина Анна Нахапетова, выглядела очень грустной. Более того, в какой-то момент Анна расплакалась. Однако тогда все решили, что это от избытка чувств.

Пресекая всевозможные слухи и домыслы о причинах кончины любимой супруги, Кирилл Шубский заявил, что их должны определить исключительно медицинские работники.

// Фото: Дмитриев Виктор/PhotoXPress.ru

Сегодня общественность потрясла новость – известная актриса и режиссер Вера Глаголева ушла из жизни. Она скончалась в немецкой клинике. Теперь родные заботятся о том, чтобы доставить тело на родину.

Гости в студии не стали отрицать, что Вера Глаголева боролась с онкологическим заболеванием. По мнению коллеги, рак начал развиваться после тяжелого удара судьбы. Она посчитала, что актриса тяжело переживала развод с первым мужем Родионом Нахапетовым. Тем не менее, она воспитала двух дочерей, Анну и Марию, в уважении к отцу. На связь вышла Лариса Гузеева. Она была поражена предположениями о причинах болезни. Ведущая Первого канала считает, что в расставаниях нет ничего страшного - ведь через время Глаголева встретила прекрасного человека Кирилла Шубского, который ее любил и во всем поддерживал.

«Я даже не знаю, что сейчас можно говорит и что нужно. Она была абсолютно счастливая, дочь выдала замуж. Сейчас все приклеивать к стрессу - мы все сходились и расходились. Она была любима и любящая, и Кирилл ей помогал во всем. И Вера снимала великолепные картины, но она не была хрупкой, как ее экранный образ. Она была сильная, мощная, добрая, открытая, любопытная(..)Конечно, близкие знали про болезнь. Вера никого не хотела мучать, никогда не было разговоров, что она болеет. Все думали, что все пройдет, все проходило, понимаете?» - сквозь слезы рассказала Гузеева.

Лариса Гузеева считает, что актриса не хотела беспокоить родных, а потому не говорила о болезни.

Такж ведущий программы Дмитрий Борисов решил показать отрывок старой записи передачи, где Вера Глаголева рассказывает о любимых местах в Москве. Она вспоминала, как кормила голубей с братом.

На прямую связь со студией «Пусть говорят» вышел Вячеслав Манучаров из Барселоны. Именно он был ведущим на свадьбе младшей дочери Настасьи Шубской и Александра Овечкина. Он признался, что никто не мог и предположить о болезни актрисы.

«Это как гром среди ясного неба. Никто подумать не мог. На свадьбе у Насти танцевали до пяти утра. Никакой болезни, плохого состояния. Я знаю Веру, Кирилла и всю семью долгие годы. Эта свадьба долгожданная, длилась два дня. На первый и на второй были слезы радости за дочку. Я рассказываю об этом, я не могу не улыбаться, это кусок света, энергии», - рассказал Манучаров.

Актеры, с которыми работала Глаголева, не могли поверить, когда полгода назад узнали о том, что у нее обнаружили онкологическое заболевание.

«Одна знакомая сказала, что у нее рак. Мне приходит сообщение от Айтурган, с которой мы играли вместе в «Снайперах». Она написала, что с Верой очень плохо. Было 21 мая. Я не могла поверить, она собиралась писать новую картину. Вера была в прекрасном состоянии, настроении», - рассказала коллега Глаголевой.

Певица Катя Лель присутствовала на свадьбе Шубской и Овечкина. Она рассказала, что старшая дочь Глаголевой Анна много плакала на торжестве. Теперь ей кажется, что она знала о болезни мамы, а потому, возможно, предчувствовала трагедию.

В «Пусть говорят» показала отрывок программы Андрея Малахова «Сегодня вечером». Там Вера Глаголева вспоминала о том, как познакомилась с первым супругом Родионом Нахапетовым. Режиссер обратил внимание на девушку, которая пришла на съемки. Мужчина попросил ее прочитать текст перед камерой. После этого он сказал всем, что нашел главную героиню.

Родион признавался, что чувствовал ответственность за карьеру Веры Глаголевой, так как ради съемок в первом фильме «На край света» ей пришлось отказаться от соревнований по стрельбе из лука.

В конце программы Дмитрий Борисов предложил всей студии почтить память Веры Глаголевой.

«Мы запомним ее такой, какой она была на свадьбе дочери Настасьи и Александра – красивая, веселая и счастливая», - заключил телеведущий.

В минувшую пятницу в Воронеже побывали настоящие легенды отечественного кино - Вера Глаголева и Александр Балуев. В наш город они приехали с предпремьерным показом новой картины Глаголевой «Две женщины» - экранизацией пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Вера Глаголева, которая уже давно абстрагировалась от актерской профессии, выступила сценаристом, режиссером и продюсером данной картины. Вера Витальевна собрала поистине интернациональную команду звезд: Ракитина блестяще сыграл известный британский актер Ральф Файнс, Наталью Петровну - Анна Вартанян, а Елизавету Богдановну - Сильви Тестю. Давнему другу и коллеге Веры Глаголевой Александру Балуеву досталась роль Ислаева.

Напомним, что события тургеневской драмы происходят в середине XIX века в средней полосе России, в имении помещика. Здесь разворачивается драматическая любовная история, к которой оказываются причастны сразу несколько человек: в жену богатого помещика влюбляется друг семьи, а сама она влюблена в молодого студента. В свою очередь, этот же студент очень нравится воспитаннице помещицы…

Вера Витальевна не стала навязывать «свое» видение тургеневского произведения, как это нынче модно. Ничего не меняя, она просто сократила длинные диалоги, но суть осталась прежней. Воронежцы смогли посмотреть новое творение Глаголевой в кинотеатре «Люксор». А незадолго до этого журналистам удалось пообщаться со знаменитыми актерами.

Вера Витальевна, почему на роль Ракитина вы решили пригласить Рэйфа Файнса? Не нашли хороших русских актеров?

Файнс привлек меня не только своим творчеством, но и человеческими качествами, внутренним аристократизмом. Когда мы с ним пообщались в первый раз, я сразу поняла, что это - Ракитин. И, поверьте, это не связано с какой-то дополнительной рекламой. Действительно, другого такого нет, не при Саше будет сказано! Александр Балуев тоже хотел сыграть Ракитина, но я сказала, что эта роль уже занята, и предложила ему Ислаева. Он капризничал, говорил, что там нечего играть. Когда я пригласила Сашу в офис подобрать грим, он пришел и сказал, что не будет играть. Пришлось уговаривать, потому что Саша - мой талисман. Он снимается во всех моих картинах. Мы познакомились давно - вместе снимались в фильме «Наследницы», в сериале «Маросейка,12»… В общем, есть что вспомнить. Я знаю, как Саша относится к работе - он ко всему очень творчески подходит. И мне это импонирует.

- А Файнс творчески подходил к работе?

Конечно! Это человек запредельного мастерства, у него другой уровень сознания. Он делал такие тонкие вещи на площадке, настолько глубоко вживался в роль… Мы все заворожены были.

- Вера Витальевна, а Файнс как-то продвигал за рубежом этот фильм?

Я не в курсе, это лучше спрашивать у продюсеров. Но то, что наша картина стала для него особенной, заняла особое место в его творческой биографии - это точно. Он прилетал в Москву на предпремьерный показ. Два дня носился с нами как сумасшедший по всем телеканалам, делал все, что мы просили!

Дочь обиделась

- Ваша дочь Анна Нахапетова сыграла одну из ролей в фильме. Вообще трудно работать с родственниками?

Работать не трудно, но у нас возникла другая проблема. К сожалению, роль Ани пришлось сильно урезать - не хватало времени на главных персонажей. Аня и так играла маленькую роль, а тут еще и этим пришлось пожертвовать. Дочь обиделась.

- Вы как-то адаптировали пьесу к современности?

Это был сложный процесс, занимались почти два года. Пьеса же в театре идет почти четыре часа, она многословна. Ее просто так перенести на экран невозможно. Но сам Тургенев говорил: «Сокращайте, сокращайте безбожно!» Он разрешал это делать. Когда Мария Савина должна была играть бенефисную роль в Санкт-Петербурге в 73-м году, он приезжал в театр на просмотр. Остался доволен, разрешил сокращать роль. С момента написания этот роман не ставили 20 лет - цензура запрещала по морально-этическим соображениям. Цензура советовала сделать Наталью Петровну вдовой, убрать Ислаева… Конечно, каждую фразу было жалко убирать, но я понимала, что для картины нужен воздух. Там же гигантские монологи у Натальи Петровны - о ее чувствах, переживаниях. Но канва осталась, просто сокращены диалоги. Меняя, мы не дописывали ничего. Сохранили тургеневский текст.

- Насколько, по-вашему, будет близок фильм зрителям?

Пьесу знают, она идет в театрах и Европы, и России. Только в Москве ее поставили в четырех театрах!

- А чем ваше кино может зацепить молодежь?

Чувствами, наверное. Историей Верочки, которая страдает, любит, ее предают… Вообще наша картина красивая, она может завлечь своей красотой. Красота все-таки спасет мир.

Неформальные методы

Вера Витальевна, говорят, вы строгий, даже деспотичный режиссер, ходят всякие байки о вас. Даже дочка рассказывает об этом…

Какая? Анастасия, наверное? На съемках фильма «Чертово колесо» мою дочку Анастасию никак не могли заставить искренне плакать. Ей тогда было 12 лет, и мне пришлось прибегнуть к плохим словам. Я так издевалась над девочкой, что она до сих пор этого забыть не может. Но зато нам удалось достичь цели - в кадре есть прекрасный план. Строгий я режиссер или нет - судить не мне. Я всегда сначала стараюсь донести до актера то, что мне нужно. Если совсем не получается, приходится прибегать к неформальным методам.

Когда мы снимали финальную сцену в картине «Одна война», мне нужно было, чтобы на глазах человек абсолютно поменялся. Майор, который подсчитывал женщин, родивших от немцев, должен был понять, что это не враги народа. И за секунду принять решение их отпустить. За что, конечно, его ждет смертная казнь, и он это знает. Вот этот взгляд, когда нужно решить - или ты людей арестовываешь, или отпускаешь - у нас никак не получался. А уходил свет. Мы начали подготовку в 3-4 утра, а в 5 был потрясающе красивый рассвет. Совершенно сиреневое небо - такого не бывает! А у бедной девочки, благодаря которой майор должен принять судьбоносное решение, ничего не получалось. Она была уставшая, мы ее рано разбудили… В общем, пришлось на нее очень грубо накричать. И в тот момент у Миши Хмурова как раз появилась нужная растерянность в глазах. Это было гениально!

- Говорят, вы в лице Ларисы Гузеевой нажили себя врага…

Да, это еще одна история, которая поддерживает легенду о моей строгости. Лариса Гузеева тоже ее обнародует везде, поэтому я не открою ничью тайну. В 2005 году мы снимали картину «Заказ» с Наташей Вдовиной и Александром Балуевым в главных ролях. Лариса играла подружку главной героини, которая выходит замуж и навсегда уезжает жить в Европу. Она бодрится, говорит, что у нее начнется новая жизнь… И - пустота! Пустой, ненужный кадр. Я говорю: «Лариса, это пусто! Мне не нужны просто слова о том, что ты уезжаешь, просто слезы. Мне нужно, чтобы эти эмоции были внутри тебя!» Не получалось... Тогда мне пришлось очень грубо на нее накричать. Не матом, конечно, но довольно жестко. Я орала: «Как так можно работать? Ты бездарна!» Я ее тогда очень обидела. Но после этого она просто гениально сыграла! Я помню, как Лариска стояла и еле сдерживала себя, чтобы не заплакать... Потом, конечно, я при всей группе попросила у нее прощения.

- Почему вы сами сейчас не снимаетесь?

Мне неинтересно. Может быть, найдется режиссер, который предложит такую потрясающую работу, что я не смогу отказаться. Недавно прочитала сценарий, рассчитанный на двух женщин в возрасте за 50. У героинь погибают взрослые сыновья, и идет некое противостояние… Гениальный сценарий - так замечательно выписаны роли. Но это единственный хороший сценарий для актрис моего возраста из всего, что я прочитала за последние 5-10 лет. Обычно главные роли достаются молодым, а нам предлагается играть второстепенные - мам, бабушек… Меня это не трогает.

- Прочитав чудесный сценарий, вы согласились на съемки?

Я прочитала этот сценарий в Экспертном совете, куда вхожу - он шел на поддержку Госкино. Я никому не говорила, что сыграла бы одну из ролей. Это уровень хороших голливудских картин. Я говорю сейчас не о «поп-корновом» кино, а о качественном. Как, например, «Август» с Мэрил Стрип - грандиозный фильм, грандиозные роли. Если бы такого уровня сценарий мне предложили - я бы с удовольствием согласилась.

P.S. Интервью с Александром Балуевым читайте в следующем номере «Берега».