Характеристика агафьи пшеницыной в романе обломов кратко. Сочинение на тему характеристика образа пшеницыной агафьи матвеевны

Агафья Матвеевна Пшеницына, урождённая Мухоярова - персонаж романа Ивана Гончарова "Обломов". Супруга главного героя - Ильи Ильича Обломова - и мать его маленького сына Андрюши.

Женщина приходилась сестрой чиновнику-махинатору Ивану Мухоярову. До брака с Обломовым Агафья была вдовой другого чиновника, поэтому и носила фамилию Пшеницына на момент встречи с Обломовым.

Характеристика героини

Агафья Матвеевна была трудолюбива и постоянно старалась угодить возлюбленному, а затем и мужу. Она любила повторять, что "работа всегда есть". Она не позволяла себе расслабиться: "А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает!"

Героиня стремилась создать в доме уют и оградить любимого человека от лишних усилий. И вначале знакомый, а затем супруг Илья Ильич оценил трудолюбие Пшеницыной: "Вы славная хозяйка!"

Однако Агафья не отличалась эрудицией и высоким интеллектом. Она едва знала грамоту: "Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать... она подписала криво, косо и крупно..." Это можно объяснить тем, что женщина не любила читать. Вспомним её отрицательный ответ на вопрос: "А читаете что-нибудь?" К тому же она практически не бывала в театре и не интересовалась культурой.

(Илья Обломов знакомится с будущей женой Агафьей Матвеевной )

Простоту и бесхитростность этой женщины подчёркивает даже её фамилия по первому браку - Пшеницына. Жена Ильи Обломова была доверчива. Она могла подписать письмо, совершенно "не подозревая, что такое и зачем она подписывает".

Несмотря на это, дама пыталась заниматься своеобразным бизнесом - торговала курами. Видимо, предприимчивость всё же объединяла её с братом. Хотя Пшеницына, в отличие от него, честно трудилась и рано вставала по утрам: "она ложится - и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов"

Как и второй супруг, Агафья Матвеевна была домоседкой и не любила переезды. "Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо..." - говаривала она о своём имении. Примерно так же ранее относился Илья Ильич к родной Обломовке. Он с трудом заставлял себя выехать даже на встречу с другом Андреем Штольцем.

Причём автор заметил, что по-настоящему Пшеницына впервые влюбилась именно в Обломова. По-видимому, она не испытывала подобных чувств к покойному первому мужу и отцу двоих её старших детей: "Не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на неё нашло".

Образ героини в произведении

Агафья Матфеевна - тридцатилетняя обедневшая аристократка. И. А. Гончаров описывает героиню следующим образом: "Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было… Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил".

Жёсткие натруженные руки подчёркивают любовь персонажа к труду. Полнота означает, что даму не заботила внешность. Перед нами предстала простая русская женщина. Именно такая, заботливая и хозяйственная, не слишком умная, она и привлекла Обломова.

(Агафья Петровна, Илья Обломов и сын Андрей, по роману названный в честь Андрея Штольца )

Образ Агафьи Матвеевны, казалось бы, абсолютно положительный. Заботливая жена, ласковая мать, отличная хозяйка и просто добрая и трудолюбивая женщина. Однако писатель всё же подчёркивает: её любовь оказалась губительна для Ильи Обломова. Чтобы избежать повторного инсульта (апоплексического удара), мужу Пшеницыной нужно было двигаться, встать с любимого дивана. Однако супруга не позволяла ему предпринимать какие-либо усилия. Она заботилась об абсолютном комфорте любимого мужчины. И именно это стало трагической ошибкой любящей жены. Апоплексический удар повторился, и Илья Ильич всё же умер.

Однако автор всё же даёт надежду, что Пшеницына поняла свою ошибку. Ведь она неспроста отдала сына на воспитание Ильинской и Штольцу. Мать хотела, чтобы ребёнок видел пример других людей и иной жизни. Она пожелала, чтобы Андрюша, в отличие от покойного отца, научился выходить из зоны комфорта и идти к своей мечте.

Ведь Обломов потерял некогда любимую Ольгу Ильинскую именно из-за собственной лени. И сам Илья Ильич это осознавал. Возможно, именно поэтому его маленький сын Андрей был тёзкой его деятельного друга Штольца... Поэтому Пшеницына, доверив ребёнка друзьям покойного супруга, поступила правильно. Она знала, что тот одобрил бы её решение...

По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова. В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.

Вот какой Обломов видит эту женщину: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 304

На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина. Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.

Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой. Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».

Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И. Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С.427 - замечает И.А. Гончаров - «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.

Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние». Там же. - С. 427

Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову. И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость». Там же. - С. 473

А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.

ОБЛОМОВ (Роман. 1859) Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума. Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками. Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери - Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование. П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними - все ухмыляется, как лошадь на овес», - говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие». Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами - любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство... получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно... Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам». Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки... И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой». Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума». Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «...он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску - она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.

Роман «Обломов», принадлежащий перу , представляет читателю разносторонних действующих лиц. Женские образы в произведении – полные противоположности. и Агафья Пшеницына – антиподы. Литературоведы отмечают жизненную позицию Ольги, стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию. Внутренняя красота героини в произведении противопоставлена мещанской любви к дому и семье Агафьи Пшеницыной.

Агафья снискала отрицательные отзывы современников писателя и публики, которая впоследствии знакомилась с романом. Пшеницына близка главному герою по духу, но симпатии аудитории всегда оказывались на стороне Ильинской. При этом образ второго персонажа не менее глубок и многогранен. Иллюзорное счастье и любовь, которые стремился обрести , настигли его в браке с Агафьей.

Биография и сюжет

Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи. Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий. Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.


Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру. Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.


Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни. Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова. Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.

В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание .


Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.

Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций. С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова. Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.


Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам. Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей. Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.

Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.

Актрисы

Роль Агафьи Матвеевны в кинокартинах исполняли разноплановые артистки. В одноименной ленте 1965 года роль последней любви Обломова исполнила Тамара Алешина. Главной ролью в карьере актрисы стал персонаж фильма «Небесный тихоход» – Маша Светлова. Внешность исполнительницы располагала к назначению на роль. Режиссер Александр Белинский сделал ставку на драматическое дарование артистки театральной сцены, благодаря чему образ получился глубоким и достоверным.


Тамара Алешина в роли Пшеницыной

В 1966 году итальянский кинорежиссер Клаудио Фино выпустил проект под названием «OBLOMOV». Роль Агафьи Пшеницыной досталась Пине Чеи. Артистка известна исполнением заглавных женских ролей в проектах по классической литературе.


В 1972 году советские постановщики Оскар Ремез и Галина Холопова взялись за экранизацию романа. Образ Агафьи Пшеницыной воплотила Марина Кузнецова.


Актрисы, исполнявшие роль названной супруги Обломова, отличались приятными, но типичными чертами лица. Это соответствовало описанию героини в романе. Тонкий нюанс режиссерского замысла подчеркивал идею Гончарова о том, что для Обломова Пшеницына не была простой домохозяйкой. Она была скорее ангелом-хранителем, взявшим на себя ответственность за чужую жизнь и благополучие.

  • Агафья Пшеницына – не случайный персонаж в романе. Его прототипом выступает образ, придуманный автором для изображения матери Обломова. Авдотья Матвеевна, как и Агафья, имеет старорусское имя и аналогичное отчество. Верующая и добрая женщина олицетворяла заботу о своем сыне и доме.
  • Несмотря на желание трактовать персонаж Пшеницыной как отрицательный, примечательно, что он описан в традициях русской красоты. Полная женщина, хранящая семейный очаг, – символ плодородия русской земли и всего, что привлекает Обломова в родной стране.
  • Система образов в романе любопытна: два противопоставленных друг другу мужчины и две женщины обретают счастье, основанное на схожести характеров. Образованные интеллигенты находят друг друга, руководствуясь амбициями и стремлениями. Их счастье кажется наигранным и неполноценным. В то же время простые обыватели обретают спокойствие и гармонию в семье, где царит уважение друг к другу.

МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

Т. В. Мальцева

Агафья Матвеевна Пшеницына: портрет в дверном проеме

В статье рассматриваются формы представления образа женщины и женского мира в романе И. А. Гончарова.

The article examines forms of representation of woman’s image and feminine world in the novel by I. Goncharov.

Ключевые слова: И.А. Гончаров, роман «Обломов», поэтика, образ, Агафья Пшеницына.

Key words: I. Goncharov, the novel "Oblomov”, poetics, image, Agafia Pshenitsyna.

И.А. Гончаров создает в романе сложную систему персонажей, которые помогают раскрыть характер Обломова и его жизненные приоритеты. Гончаров сам определяет принцип сопоставления героев, которые переходят у писателя из романа в роман. Четыре основных типа героев Гончаров нашел и у Гоголя, и у Пушкина и назвал их в статье «Лучше поздно, чем никогда» пушкинскими именами. Они, по мнению писателя, являются «коренными общечеловеческими типами»

Это Татьяна и Онегин, Ленский и Ольга: «Дело не изобретении новых типов - да коренных общечеловеческих типов и немного, - а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась» .

Особенно подробно Гончаров характеризует женские типы: «Два главных образа женщин постоянно являются в произведениях слова параллельно, как две противоположности: характер положительный -пушкинская Ольга, а идеальный - его же Татьяна. Один -безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой - с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности» . В романе «Обломов» первый тип может представлять Агафья Пшеницына, второй - Ольга Ильинская. Характер Ольги проявлен в романе отчетливее, яснее - это деятельная, сознательная натура, образованная, умная, глубокая, пылкая. В романе этот персонаж -предмет интереса, любви и обожания, героиня имеет способность к рефлексии, результатом которой является достаточно полная автохарактеристика. Образ Агафьи Пшеницыной не так отчетлив и ярок, вниманием исследователей он практически обойден. Из работ, посвященных анализу образа Агафьи Матвеевны Пшеницыной, следует назвать статьи В.А. Котельникова , В.Н. Криволапова ,

Е.И. Ляпушкиной , Е.В. Сарбиной , О.И. Сердюковой . В этих работах намечена тенденция возвышения Обломова в онтологической категории «высокого покоя» и, соответственно, и героини до «материнских жизненных начал» (В.А. Котельников), «идиллического хронотопа» (Е.И. Ляпушкина), возвышение души Пшеницыной ценой отречения от материального мира (О.И. Сердюкова), «христианского самоотречения» (В.Н. Криволапов).

Цель настоящей работы - обоснование возможности исследования визуальных живописных приемов как главных поэтических средств создания образа Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Героиня «не думает», «не сознает», «не понимает» и практически не говорит, поэтому «говорящими» в ее описании становятся портретная деталь, внешний облик, предметный мир.

В романе представлены два достаточно полных портретных описания Агафьи Матвеевны - во время первой встречи с нею Обломова в ее доме на Выборгской стороне и после смерти Ильи Ильича. Портреты показывают удивительную для сверхплотной материальной среды обитания героини и абсолютного ее укоренения в быту, растворения в нем духовную эволюцию Агафьи Матвеевны. Очевидно, что образ героини не исчерпывается ее композиционной ролью быть антиподом Ольги Ильинской, а ее предметный мир кухни, огорода и лавочки не является только контрастным фоном для мира Ольги - мира музыки, искусства, любви.

Рассмотрим подробно первый портрет Агафьи Матвеевны. Портрет представляет молодую женщину без очевидных признаков красоты, простоватую труженицу, какой увидел ее Обломов: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза сероватопростодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» . Портрет, как видим, фасовый. Если герой удостоен фасового портрета

Портрет должен быть выразительным, это идеализирующее изображение, но портрет Агафьи Матвеевны невыразителен (в живописном смысле), так как практически бесцветен (не колоритен) или, вернее, в нем очевидна агрессия белого цвета: белое лицо, белесые брови, сероватые глаза, белые руки; даже платье не имеет цвета. При этом невыразительное лицо уравновешивается описанием приятной для глаза (и рассказчика, и Обломова) полной, но статной фигуры хозяйки дома: «Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее

скромности» . Портрет в полный рост как будто является фотографией скульптуры, в нем есть плотность, объем, размер, форма. Такой способ изображения уже назван исследователями «фламандством» Гончарова . Портрет Агафьи Матвеевны Пшеницыной напоминает женские портреты живописцев голландской школы. Гончарову был присущ интерес к живописи, он написал несколько статей о живописных шедеврах, в частности о «Сикстинской мадонне» и «Мадонне с цветами» Рафаэля, чье творчество он особенно ценил. Исследователи уже обращались к теме «Гончаров и живопись», в частности, можно указать статью Микаэлы Бёмиг , которая анализирует заметки Гончарова о фламандской и голландской живописи. Особенный интерес в нашем случае представляет статья Гончарова «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”» (1872), в которой писатель обосновывал художественные взгляды Райского , которые отчасти и сам разделял.

Таким образом, применение живописных средств в произведениях Гончарова - сознательный прием, писатель сам об этом говорит. Относительно образа Агафьи Пшеницыной можно предположить наличие даже конкретного визуального прототипа первого портрета Пшеницыной - это живопись Яна Вермеера Дельфтского. Впервые на это соответсвие указала О.И.Сердюкова . Нам кажется возможным соотнести портрет героини Гончарова и молодой женщины на известном полотне Я. Вермеера Дельфтского «Служанка с кувшином молока» (картина имеет и другие названия - «Кухарка», «Молочница»).

На картине изображена крепкая молодая женщина с очень светлой кожей и неярким лицом: голова женщины чуть наклонена, но хорошо видны высокий белый лоб, отсутствие бровей, светлые глаза, опущенные вниз; белая косынка закрывает светлые волосы. Крепкие руки обнажены по локоть. Белая полная шея открыта. Портрет фасовый, почти в полный рост, лицом к зрителю, женщина изображена у кухонного стола, в руках у нее кувшин, из которого она переливает молоко в чашку. На столе «кухонный» натюрморт из предметов посуды, корзинки с хлебом и горкой овощей. Пространство кухни небольшое, маленький стол, видна только часть окна с мелкой расстекловкой, из-за чего окно кажется меньше. Но ощущение тесноты отсутствует. Однофигурная композиция картины сосредоточивает внимание зрителя на полной достоинства позе женщины, изображенной как хранительница очага, подчеркивает непреходящие жизненные ценности повседневного быта. Вид женщины величественен, целомудрен, спокоен. Ее поза одновременно и динамична (голова слегка наклонена вперед и набок, руки наклоняют кувшин, из которого льется молоко), и как будто застыла в вечности в этом привычном, отработанном веками движении. Центральная деталь женской фигуры - руки, дающие

/льющие молоко/жизнь. Общее впечатление от картины - ощущение безмятежного покоя, самодостаточности, полной гармонии женщины с окружающим миром.

У обеих женщин «простые, но приятные лица», обе «свежие, здоровые», обе «добры» и «кротки». Агафья Матвеевна Пшеницына в своем мире такая же полновластная хозяйка, хотя и ее мир замкнут, как мир молочницы ограничен рамками картины: из окна

вермееровской кухни нет обзора, нет перспективы и не видно горизонта, как не видно его из окон домика Агафьи Матвеевны - за окнами огород и забор. Мир Агафьи Матвеевны считывается только в горизонтали прямого видения, в окружении предметов, до которых хозяйка может дотянуться руками или взглядом. Пространство мира Пшеницыной нивелировано: комнаты низкие, окна маленькие,

заставленные цветами, неба и горизонта нет, «территория» подворья утрачивает цельность - она рассечена заборами, грядами, разбита на фрагменты.

Первый портрет Агафьи Матвеевны - единственный до периода вдовства по Обломову, в котором изображено лицо (с деталями, но без выражения и всего лица, и глаз), дальше фигура Агафьи Матвеевны будет развернута, и Обломов, и читатель будут видеть ее только со спины. Доминирующей деталью облика Пшеницыной станут руки и особенно локти, которыми любуется Обломов: «Как у вас хороши руки... можно хоть сейчас нарисовать» [подчеркнуто нами. -Т.М.] ; «.глядя ей вслед в спину и на локти» .

Возникает парадокс разномасштабности: дом вроде бы большой -в шесть комнат, с большой кухней с огромной плитой, буфетной и «светелкой»; подворье вроде бы большое - с палисадником и «бесконечным» огородом; округа вроде бы большая - Обломов без помощи будочника и не нашел бы дом вдовы, - но в соотношении с Агафьей Матвеевной все мельчает: большая Агафья оказывается укорененной в мелких интерьерах. При этом система пространственных координат имеет разные точки отсчета, она все время сбивается. Агафья Матвеевна никогда не бывает вровень с собеседником в пространственном отношении.

В первый приезд Обломов в коляске въехал во двор дома, при этом окна дома оказались ниже уровня его глаз, и он на всех смотрит с высоты коляски, то есть он выглядит здесь Гулливером. С дивана Обломова уже Агафья Матвеевна кажется монументальной, она пространственно приближена, чем дополнительно укрупнена: Обломов видит в деталях ее голые руки и локти. Утяжеляет фигуру Агафьи Матвеевны и дробление ее тела, когда читатель «видит» только части фигуры, и «вписывание» ее в «естественные рамки»

живописного полотна, которыми служат дверные проемы: «С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит ее локти в полуотворенную дверь» ; «Вот она сама, - говорил Захар,

указывая на полуотворенную дверь боковой комнаты. <...> Обломову видна было только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти» ; «через пять минут из боковой комнаты высунулась к Обломову голая рука, едва прикрытая виденною уже им шалью, с тарелкой, на которой дымился огромный кусок пирога. Обломов <...> заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи» ; «если дети не затворяют дверь за собою, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки» .

Вся фигуры Агафьи Матвеевны не охватывается взглядом Обломова целиком - ее видно только частями, деталями, фрагментами. Более того, она сама, при людях стыдясь своих голых рук, поджимает и закрывает их, всегда наклоняет голову, всегда глядит вниз, пытаясь уменьшить свои формы, понимая, что она большая и занимает как будто все пространство дома.

Но одновременно, при всей крупности и тяжести фигуры, Агафья Матвеевна движется легко, стремительно, даже «бегает», беспрестанно мелькают ее руки и локти, она вся в постоянном движении: «Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет... на большом столе» ; «она вечно на ногах, вечно в заботах и движении» ; «принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах» . При этом признаков движения и самой работы практически не видно: мы не знаем, какая у Агафьи походка, не слышим, как она идет, не видим, что она делает, практически всегда держа работу перед собой. Обломов часто гадает по движению локтей, что именно делает хозяйка: «Что это она там локтями так живо ворочает, - спросил Обломов. - Кто ее знает, кружева, что ли, гладит. Обломов следит, как ворочались локти, как спина нагибалась и выпрямлялась опять» .

Видимо, разномасштабность описания облика Пшеницыной призвана акцентировать физиологический центр фигуры с как бы отсеченной головой, ее жизнетворящую детородную часть как подлинное проявление здорового тела и тем самым подчеркнуть ее функцию матери-прародительницы, выросшей из земли, олицетворяющей досознательное творящее начало, которому и покорился Обломов.

Сознательное в Агафье Матвеевны проснулось, благодаря чувству к Обломову, которое она приняла по-обломовски идеально: «без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв», но, тем не менее, «она стала жить по-своему полно и разнообразно» . В этот счастливый период материальное уравновешивается пробуждением сознательного - она начинает видеть смысл своей жизни в посвящении ее Обломову.

Мера осознанности жизни Агафьи Матвеевны, конечно, условна, но процесс начался, и он необратим.

Итогом душевного развития Пшеницыной становится ее отречение от материального. Заключительный портрет Агафьи Матвеевны - это портрет монашки: «Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по-прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит, будто нехотя, тихим голосом, и не по-прежнему смотрит вокруг беспечно перебегающими с предмета на предмет глазами, а с сосредоточенным выражением, со смыслом в глазах» . Визуальные прототипы этого образа, возможно, тоже могут быть определены, что входит в дальнейшие планы нашего исследования.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной создан объемным и выпуклым благодаря возможностям пластического искусства, пространственно-живописной организации образа.

Список литературы

1. Бёмиг М. И. А. Гончаров о живописи // И. А. Гончаров: материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / сост. М. Б. Жданова и др. - Ульяновск, 1997. - С. 230-233.

2. Бухаркин П.Е. «Образ мира, в слове явленный...» (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX - начала XX века. - СПб., 1992. - С. 120-131.

3. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда // Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. - М., 1952-1955. - Т. VIII. - С. 64-113.

4. Гончаров И.А. Обломов. - Л.: Лениздат, 1969.

5. Гончаров И.А. Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. - М., 1952-1955. - Т. VIII. - С. 198-215.

6. Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. - 1994. - № 1. - С. 3-41.

7. Криволапов В.Н. Героиня Гончарова в свете средневековых ассоциаций // Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. - Курск, 2000. - С. 182-188.

8. Ляпушкина Е.И. Идиллический хронотоп в романе И.А. Гончарова «Обломов // Вестник ЛГУ. Сер. 2. - 1989. - Вып. 2. - С. 23-29.

9. Сарбина Е.В. Агафья Матвеевна Пшеницына в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изучение литературы в вузе: учеб. пособие. - Саратов, 2002. -С. 45-55.

Сердюкова О.И. Пространство героя, или Еще раз об Агафье Матвеевне Пшеницыной // Пространственно-временные модели художественного текста. Сб. статей и материалов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 149-181