Интервью с флористом Славой Роска: с голландскими цветами каждый дурак может работать Букет невесты. Интервью с флористом Славой Роска Вячеслав роска

На прошлой неделе в Алматы состоялся двухдневный мастер-класс известного флориста России Славы Роска , чьи работы можно узнать издалека, благодаря авторскому плетению и использованию нестандартных материалов. Я узнала у Славы, почему он стал флористом, из каких материалов создается букет, а также Слава поделилися своими жизненными принципами. Семинар был организован алматинской школой флористики Siberia , Оксаной Шеребировой и Юлией Диалектовой.

Я сразу родился таким чокнутым. Если была бы здесь моя мама, она бы подтвердила. Все дети как дети купались в реке, лепили куличи из песка. А я плел венок из одуванчиков. Меня постоянно привозила милиция домой, потому что я воровал пионы с клумбы и дарил школьной учительнице. Черенки постоянно таскал от знакомых, сажал новые цветы, в земле рылся, собирал красивые палочки, веточки. А за неделю перед Новым годом я по традиции наряжал елки всем соседям! Настолько сильно мне это нравилось.

Мой путь во флористике начался с преподавателя Степана Захаровича Кара, он бывший директор дендропарка, и именно этот человек мне помогал развивать навыки. Он мне как отец до сих пор, он дал мне возможность реально понять, что я хочу и как в этом направлении двигаться. Через 20 лет из Молдавии я переехал в Россию и начал учится в разных флористических институтах у знаменитых флористов. Было много людей, которые появлялись в моей жизни, помогали во многом, например, Гильдия флористов и Сергей Карпунин, который лоббировал мои интересы и знакомил с нужными людьми. Но и я сам работал очень много, чтобы развить по максимуму свои способности.

Свою карьеру я начинал со свадебных шоу. Я устраивал дефиле моделей, где я представлял свои цветочные сумки, шляпы и всякие аксессуары. В программе было две основных части, антракт с живой музыкой, гости наслаждались фуршетом и благодарили за подарки. Также я устраивал вечера флористики. Люди приходили, отдыхали и наблюдали за моей работой, как я из самых обычных вещей создавал флористические шедевры. Таким образом, я демонстрировал свое креативное начало, свои умения. А после этого начались мастер-классы и семинары, потому что флористы захотели научиться моей технике и видению.

Моя особенность, как высококвалифицированного флориста , заключается в четырех вещах. Первое, я использую те неочевидные материалы, на которые другие флористы не обращают внимания. Второе, мой подход отличает кропотливая ручная работа, благодаря чему можно долго рассматривать каждую деталь. Третье - это мой стиль, я бы даже сказал, мое виденье и уникальные идеи во флористике. И четвертое – это ценник, он достаточно высокий.

Я учу флористов делать букеты буквально из ничего. Каждый сможет создавать красивые букеты из дорогих материалов и цветов. Но когда ты можешь делать букет невесты из двух цветочков, двух палочек и одной бусинки это на самом деле ценится. Я никогда не старался подогнать свои работы под определенный стиль, но есть работы, по которым меня узнают. Это плетения: свадебные сумочки-букеты, шляпы, аксессуары.

Мне нравятся текущие изменения на рынке , наконец-то флористы по-настоящему захотели учиться и развиваться! Раньше им было безразлично, что и как они делают. А теперь флористы и декораторы хотят стать более профессиональными, хотят удивлять своих клиентов. Это изменение меня очень радует! Спасибо конкуренции, которая подстегивает. И скучно стоять на одном месте. Во-первых, флористам хочется самим что-то делать интересное. Во-вторых, хочется понимать технологию, как сделан красивый букет на картинке из интернета.

Я не классик и не авангардист . Я флорист, который работает в разных стилях и в первую очередь это зависит от того, чего клиент хочет. Сегодня он хочет классику, значит, создаю классику, но с изюминкой. В моих букетах все упирается в идею, от того, как ее преподнести. Когда я создаю букет, я отталкиваюсь от личности человека. Потому что у всех свои предпочтения. Если он не любит лилии, то зачем тогда эти лилии ему предлагать. Если он не любит розы, но любит полевые цветы, значит нужно работать в этом стиле. Когда достигаешь уровня профессионального флориста, то люди доверяют и не задают вопросов, просто говорят «сделай красиво!».

Все мои флористические работы со смыслом. В них можно прочитать историю, словно заглядываешь в душу человека. Букеты похожи на человека, и все в нем должно быть красиво, и душа, и тело. Я работаю так, чтобы зрителям хотелось долго рассматривать букет. Классический букет с зеленью и цветами всегда красив. Но букеты со смыслом круче в тысячу раз!

Я люблю растительный материал. Приезжая в какой-либо город на мастер-классы, я стараюсь помимо голландских цветов акцентировать своё внимание на том, что растет вокруг: девичий виноград, хмель. Ведь каждый регион славится своей уникальной растительностью. Если я провожу семинар в Москве, то мы едем в лес. Собираем борщевик, кору, цветы полевые. Потому что хочется иногда сделать что-то другое, что с голландскими цветами никогда не получится.

Я очень люблю работать с самыми обычными материалами , с которыми можно сделать очень необычные работы. Я замечаю обычные веточки, которые валяются под ногами, но зато в них присутствует необычный изгиб, который сделает букет уникальным.

Каждая веточка имеет свое место в букете , каждый цветок имеет свое место в букете, каждая зелень, как и человек в обществе. Каждый занимает свое место, его нельзя просто взять и впихнуть в букет, не понимания причины.

Можно любого флориста научить моей технике , например, крепированию, нанизыванию, плетению. Но важнее научить сочетанию материалов в букете. Чтобы флорист создавал работы глубокие, со смыслом, с большим количеством материала. Я учу людей работать с материалом как с красками, чувствовать их. Чувствовать палитру, чувствовать материал, уметь через материал создавать фактуры, играть с цветом. Надо чувствовать это!

Человек - это огромная флэшка. Флэшка, которая в себе аккумулирует информацию, постоянно. Чем больше мы в себя загружаем полезной информации, тем быстрее мы набираемся опыта. Всему можно научиться, флористике в том числе. Кто угодно может стать мастером! Кто угодно может развить в себе творческое начало!

Всё дело в умении! Неопытный человек даже с дорогими материалами такую ерунду создаст. Опытного флориста можно сравнить с профессиональным поваром, который из двух яиц, щепотки соли и муки создаст кулинарный шедевр.

Нужно понимать, кому ты предлагаешь тот или иной стиль . Некоторые люди психологически не готовы принять букет с плетением из проволоки, ему он кажется агрессивным. Экспериментировать нужно медленно, приучать людей постепенно.

Кастомизация материала к региону – это ключевой момент работы флориста . Нужно понимать, какую историю можно внедрить в определенный интерьер, пейзаж. Я очень люблю борщевик, потому что его можно красить, пилить, резать, склеивать. Не во всех регионах он растет. Но я обращаю внимание клиентов именно на ту оригинальную растительность, которая имеется в его регионе. Расскажу про город Сочи, это леса и настоящие джунгли. На дорогах шишки валяются бесхозные, лианы душат деревья, валяются срезанные ветви магнолии, которые хороши и в живом, и в засушенном виде, также можно наблюдать за огромными зарослями пампасной травы. Но никто из флористов не обращает внимания на эту растительность, а зря, с ней можно творить чудеса декора. Увидел, как садовники пообрезали юкку, я набрал ветви и сделал композиции, ожерелье и гирлянды. Никто поверить не мог, что из юкки можно сделать такую красоту.

Заказать голландские цветы и дурак сможет. Надо работать с тем, что есть в регионе. И плюс ко всему это даст возможность флористам немного сократить свои затраты. Я учу флористов в кризисных ситуациях быстро находить замену цветам.

Для меня важно не просто зарабатывать деньги или удивлять кого-то все новыми флористическими изысками. Я хочу, чтобы мне самому нравился процесс и достигнутая цель, хочу видеть и ощущать красоту. Это я называю правильной расстановкой приоритетов. А хороший труд всегда вознаграждается.

Все свои проблемы я оставляю как бы в другой отдельной комнате . Иначе этот груз мешает мне творить. Когда я выхожу из комнаты с проблемами, я оказываюсь в другом мире. Я вижу, как цветок раскрывается, я вижу веточку, которая лежит или зелень, которая красиво изгибается и блестит на солнце. Надо уметь переключаться.

Я не люблю лукавить, если мне человек не нравится, я ему скажу в лицо. Я считаю, что это правильно. Дружить за глаза я не умею. Я честен к себе и к людям. Не беру то, что не мое. Это и в Библии написано. Я могу отдать свое. Это наверно от мамы. Она в детстве мне говорила «Будь хорошим человеком. И ты будешь любимым у всех!».

Я живу так, как я хочу и делаю то, что я хочу. Это помогает мне добиваться моих целей. Я имею собственную точку зрения на все события в жизни и всегда делаю то, что считаю нужным.

Я постоянно развиваюсь, работаю над собой . И это касается не только флористики. Без развития я был бы вынужден барахтаться в одной и той же мутной воде. Поэтому я и сам постоянно посещаю различные семинары по своей специализации.

Меня вдохновляет… ой меня много чего вдохновляет . Я много путешествую и делаю это с любовью. Меня вдохновляет общение с новыми людьми, идет постоянный обмен информацией. Я делаю быстрые зарисовки и приезжаю на следующий семинар уже с новыми идеями. То есть получается, что меня вдохновляет окружение, хорошие талантливые люди. Это позволяет мне думать и творить.

Который будет Вас обслуживать. К этому нужно подойти очень серьезно. Следить за тенденциями. Следить за тем, что происходит в мире и не боятся экспериментировать. Не бойтесь чужого мнения. Думайте о том, нравится ли вам самой, чувствуете ли вы этот букет своим. Не бойтесь экспериментировать! Если бы мы боялись экспериментировать, мы бы всегда ели хлеб с маслом и не знали, что есть другие пасты, которые можно мазать на хлеб.

А флористам Казахстана желаю развиваться и не прекращать попыток привнести что-то новое на рынок, несмотря на местный менталитет.

На прошлой неделе в Алматы состоялся двухдневный мастер-класс известного флориста России Славы Роска, чьи работы можно узнать издалека, благодаря авторскому плетению и использованию нестандартных материалов. Я узнала у Славы, почему он стал флористом, из каких материалов создается букет, а также Слава поделилися своими жизненными принципами.

Я сразу родился таким чокнутым. Если была бы здесь моя мама, она бы подтвердила. Все дети как дети купались в реке, лепили куличи из песка. А я плел венок из одуванчиков. Меня постоянно привозила милиция домой, потому что я воровал пионы с клумбы и дарил школьной учительнице. Черенки постоянно таскал от знакомых, сажал новые цветы, в земле рылся, собирал красивые палочки, веточки. А за неделю перед Новым годом я по традиции наряжал елки всем соседям! Настолько сильно мне это нравилось.

Мой путь во флористике начался с преподавателя Степана Захаровича Кара, он бывший директор дендропарка, и именно этот человек мне помогал развивать навыки. Он мне как отец до сих пор, он дал мне возможность реально понять, что я хочу и как в этом направлении двигаться. Через 20 лет из Молдавии я переехал в Россию и начал учится в разных флористических институтах у знаменитых флористов. Было много людей, которые появлялись в моей жизни, помогали во многом, например, Гильдия флористов и Сергей Карпунин, который лоббировал мои интересы и знакомил с нужными людьми. Но и я сам работал очень много, чтобы развить по максимуму свои способности.

Свою карьеру я начинал со свадебных шоу. Я устраивал дефиле моделей, где я представлял свои цветочные сумки, шляпы и всякие аксессуары. В программе было две основных части, антракт с живой музыкой, гости наслаждались фуршетом и благодарили за подарки. Также я устраивал вечера флористики. Люди приходили, отдыхали и наблюдали за моей работой, как я из самых обычных вещей создавал флористические шедевры. Таким образом, я демонстрировал свое креативное начало, свои умения. А после этого начались мастер-классы и семинары, потому что флористы захотели научиться моей технике и видению.

Моя особенность, как высококвалифицированного флориста, заключается в четырех вещах. Первое, я использую те неочевидные материалы, на которые другие флористы не обращают внимания. Второе, мой подход отличает кропотливая ручная работа, благодаря чему можно долго рассматривать каждую деталь. Третье - это мой стиль, я бы даже сказал, мое виденье и уникальные идеи во флористике. И четвертое – это ценник, он достаточно высокий.

Я учу флористов делать букеты буквально из ничего. Каждый сможет создавать красивые букеты из дорогих материалов и цветов. Но когда ты можешь делать букет невесты из двух цветочков, двух палочек и одной бусинки это на самом деле ценится. Я никогда не старался подогнать свои работы под определенный стиль, но есть работы, по которым меня узнают. Это плетения: свадебные сумочки-букеты, шляпы, аксессуары.

Мне нравятся текущие изменения на рынке, наконец-то флористы по-настоящему захотели учиться и развиваться! Раньше им было безразлично, что и как они делают. А теперь флористы и декораторы хотят стать более профессиональными, хотят удивлять своих клиентов. Это изменение меня очень радует! Спасибо конкуренции, которая подстегивает. И скучно стоять на одном месте. Во-первых, флористам хочется самим что-то делать интересное. Во-вторых, хочется понимать технологию, как сделан красивый букет на картинке из интернета.

Я не классик и не авангардист. Я флорист, который работает в разных стилях и в первую очередь это зависит от того, чего клиент хочет. Сегодня он хочет классику, значит, создаю классику, но с изюминкой. В моих букетах все упирается в идею, от того, как ее преподнести. Когда я создаю букет, я отталкиваюсь от личности человека. Потому что у всех свои предпочтения. Если он не любит лилии, то зачем тогда эти лилии ему предлагать. Если он не любит розы, но любит полевые цветы, значит нужно работать в этом стиле. Когда достигаешь уровня профессионального флориста, то люди доверяют и не задают вопросов, просто говорят «сделай красиво!».

Все мои флористические работы со смыслом. В них можно прочитать историю, словно заглядываешь в душу человека. Букеты похожи на человека, и все в нем должно быть красиво, и душа, и тело. Я работаю так, чтобы зрителям хотелось долго рассматривать букет. Классический букет с зеленью и цветами всегда красив. Но букеты со смыслом круче в тысячу раз!

Я люблю растительный материал. Приезжая в какой-либо город на мастер-классы, я стараюсь помимо голландских цветов акцентировать своё внимание на том, что растет вокруг: девичий виноград, хмель. Ведь каждый регион славится своей уникальной растительностью. Если я провожу семинар в Москве, то мы едем в лес. Собираем борщевик, кору, цветы полевые. Потому что хочется иногда сделать что-то другое, что с голландскими цветами никогда не получится.

Я очень люблю работать с самыми обычными материалами, с которыми можно сделать очень необычные работы. Я замечаю обычные веточки, которые валяются под ногами, но зато в них присутствует необычный изгиб, который сделает букет уникальным.

Каждая веточка имеет свое место в букете, каждый цветок имеет свое место в букете, каждая зелень, как и человек в обществе. Каждый занимает свое место, его нельзя просто взять и впихнуть в букет, не понимания причины.

Можно любого флориста научить моей технике, например, крепированию, нанизыванию, плетению. Но важнее научить сочетанию материалов в букете. Чтобы флорист создавал работы глубокие, со смыслом, с большим количеством материала. Я учу людей работать с материалом как с красками, чувствовать их. Чувствовать палитру, чувствовать материал, уметь через материал создавать фактуры, играть с цветом. Надо чувствовать это!

Человек - это огромная флэшка. Флэшка, которая в себе аккумулирует информацию, постоянно. Чем больше мы в себя загружаем полезной информации, тем быстрее мы набираемся опыта. Всему можно научиться, флористике в том числе. Кто угодно может стать мастером! Кто угодно может развить в себе творческое начало!

Всё дело в умении! Неопытный человек даже с дорогими материалами такую ерунду создаст. Опытного флориста можно сравнить с профессиональным поваром, который из двух яиц, щепотки соли и муки создаст кулинарный шедевр.

Нужно понимать, кому ты предлагаешь тот или иной стиль. Некоторые люди психологически не готовы принять букет с плетением из проволоки, ему он кажется агрессивным. Экспериментировать нужно медленно, приучать людей постепенно.

Кастомизация материала к региону – это ключевой момент работы флориста. Нужно понимать, какую историю можно внедрить в определенный интерьер, пейзаж. Я очень люблю борщевик, потому что его можно красить, пилить, резать, склеивать. Не во всех регионах он растет. Но я обращаю внимание клиентов именно на ту оригинальную растительность, которая имеется в его регионе. Расскажу про город Сочи, это леса и настоящие джунгли. На дорогах шишки валяются бесхозные, лианы душат деревья, валяются срезанные ветви магнолии, которые хороши и в живом, и в засушенном виде, также можно наблюдать за огромными зарослями пампасной травы. Но никто из флористов не обращает внимания на эту растительность, а зря, с ней можно творить чудеса декора. Увидел, как садовники пообрезали юкку, я набрал ветви и сделал композиции, ожерелье и гирлянды. Никто поверить не мог, что из юкки можно сделать такую красоту.

Заказать голландские цветы и дурак сможет. Надо работать с тем, что есть в регионе. И плюс ко всему это даст возможность флористам немного сократить свои затраты. Я учу флористов в кризисных ситуациях быстро находить замену цветам.

Для меня важно не просто зарабатывать деньги или удивлять кого-то все новыми флористическими изысками. Я хочу, чтобы мне самому нравился процесс и достигнутая цель, хочу видеть и ощущать красоту. Это я называю правильной расстановкой приоритетов. А хороший труд всегда вознаграждается.

Все свои проблемы я оставляю как бы в другой отдельной комнате. Иначе этот груз мешает мне творить. Когда я выхожу из комнаты с проблемами, я оказываюсь в другом мире. Я вижу, как цветок раскрывается, я вижу веточку, которая лежит или зелень, которая красиво изгибается и блестит на солнце. Надо уметь переключаться.

Я не люблю лукавить, если мне человек не нравится, я ему скажу в лицо. Я считаю, что это правильно. Дружить за глаза я не умею. Я честен к себе и к людям. Не беру то, что не мое. Это и в Библии написано. Я могу отдать свое. Это наверно от мамы. Она в детстве мне говорила «Будь хорошим человеком. И ты будешь любимым у всех!».

Я живу так, как я хочу и делаю то, что я хочу. Это помогает мне добиваться моих целей. Я имею собственную точку зрения на все события в жизни и всегда делаю то, что считаю нужным.

Я постоянно развиваюсь, работаю над собой. И это касается не только флористики. Без развития я был бы вынужден барахтаться в одной и той же мутной воде. Поэтому я и сам постоянно посещаю различные семинары по своей специализации.

Меня вдохновляет… ой меня много чего вдохновляет. Я много путешествую и делаю это с любовью. Меня вдохновляет общение с новыми людьми, идет постоянный обмен информацией. Я делаю быстрые зарисовки и приезжаю на следующий семинар уже с новыми идеями. То есть получается, что меня вдохновляет окружение, хорошие талантливые люди. Это позволяет мне думать и творить.

Я наслаждаюсь… от прогулок в одиночестве, в самолете люблю думать, когда никто не видит, не мешают чужие люди, я сижу в своем уголке и что-то рисую на бумажках. Наслаждаюсь свободой. У меня даже есть браслет крыльями и тату на спине с крыльями. В моем понимании человек обладает крыльями, он может летать.

Мы подготовили для вас интервью с одним из самых интересных, популярных и успешных флористов — Славой Роска, в котором он поделился с нами секретами своего успеха, любимыми техниками, материалами, а так же немножечко рассказал о своих планах на будущее и мечтах.

Если бы вам выдалось нас с самим собой познакомить, как бы вы представили Славу Роска?

— «Если бы я сам себя представлял… не знаю… Я, наверное, сказал бы: «Познакомьтесь, Слава Роска, флорист, человек, который очень любит свою работу». Наверное, так бы себя представил… Люблю, когда представляют немножечко поскромнее».

Расскажите о том, как профессия «флорист» появилась в вашей жизни?

— Скорее всего, она появилась в моей жизни, особо не спрашивая меня. Вообще, все свое детство я осознанно занимался цветами. Я посещал всякие кружки: для юных натуралистов, какие-то агрономные… любые, которые как-либо касались растений. Безусловно, я постоянно любил ковыряться во всех этих цветах, собирал их. Я даже помню такой случай, когда мы пошли с родителями в лес собирать весенние цветы, и я упал в грязевую лужу, весь перемазался, но цветы держал над этой грязью. Я всегда с детства таскал цветы в руках, это было неотъемлемой частью моей жизни. И, наверное, без них я бы не смог.

Кто ваши учителя?

— Самый первый учитель, который заметил мои способности, развил во мне чувство, вложил первые знания — это Степан Захарович Кара — преподаватель, который живет в Молдавии, откуда и я родом. И множество других преподавателей: Грегор Лерш – один из самых известных флористов в мире; мастер-флорист Томас де Брюйне из Бельгии — чемпион Бельгии по профессиональной флористике; Урсула Вегенер — выдающийся немецкий мастер-флорист международного класса и преподаватель высочайшего уровня; Петер Хесс. Своим нынешним преподавателем я назову человека, который и сейчас помогает мне развивать все мои качества — это Грегор Лерш.

В ваших работах встречается много плетеных элементов. Расскажите, чем вас привлекает именно эта техника?

— «Плетение использует один из самых доступных материалов и также дает возможность переплести много всего. Можно переплетать нити, проволоки, зелень… Я не знаю, почему именно плетение. Я всегда что-то плел. Почему? Не знаю… Вот даже не могу ответить на этот вопрос. Просто могу сказать одно — во многих своих работах я использую плетение в разном виде и из разных материалов».

Очень скоро в Минске состоится ваш семинар на рождественскую тематику, а что для вас лично значит «Рождество»?

— «Для меня Рождество — это такой светлый праздник, семейный праздник. Новогодний праздник — это буйство красок, накрытый стол и, конечно же, традиции, например, дарить подарки! Но в первую очередь, для меня это, скорее всего, всплеск радостных эмоций! Поэтому я считаю, что новогодние работы должны быть яркие и незабываемые».

Это уже ваш второй визит к нам, чем этот семинар будет отличаться от предыдущего?

— «Работы будут сильно отличаться, потому, что в прошлый раз мы плели из трав, а сейчас мы будем работать с воском и с такими традиционными новогодними элементами, как шишки, кора, ветки; с тем, что в принципе можно собрать на улице. Я могу сказать точно: в этом году будут новые формы, новые идеи, которые мы уже протестировали, попробовали, и скоро они появятся в интернете: это будут фотографии, а также видеоролики. Я думаю, вам понравятся эти очень необычные работы, они будут достаточно неожиданны. Это- эксперимент, ради которого нам пришлось немножко попотеть в этом году, чтобы придумать программу для обучения всему тому, что касается воска и Рождества! Мы уже столько всего показали и, конечно, хочется, чтобы люди опять увидели что-то новое».

Ваши студенты часто вас удивляют? Вы учитесь у них чему-то?

— «Я не могу сказать, что я чему-то конкретно учусь. Но если я вижу у них что-то интересное, я обязательно пытаюсь это каким-либо образом развить. Бывает, они какую-то идейку подбрасывают, и я пытаюсь ее доработать. Для меня важнее всего — это обмен информацией, обмен энергией. На самом деле, мои студенты учат меня терпению. Терпение — это самое важное в жизни.

Чему удивляют меня студенты?.. Или могут меня удивить?.. На самом деле, я никогда от них не жду, чтобы они меня удивили. Я скорее жду, чтобы они впитали то, что я даю. Конечно, есть студенты, которые меня удивляют и меня это радует.

Но меня приятно удивляет тот факт, что люди тянутся ко мне… Флористов много и все могут делать что-то хорошее, но почему люди тянутся ко мне — я не знаю. Это меня удивляет…

Очень приятно, что флористы хотят учиться и взрослеть, и становиться более профессиональными».

А, что вы можете сказать о Минске? Как вам наш город и страна в целом?

— «Минск мне понравился тем, что там живут очень добрые отзывчивые хорошие люди. Меня очень радует, что в этом городе я нашел новых коллег, новых друзей! Для меня это очень важно! Если бы за окном бушевал ураган, а рядом со мной были бы хорошие добрые люди, для меня это стало бы самым важным на свете. И все остальное, не играло бы никакой роли».

Ваши букеты очень часто можно увидеть в руках известных людей и представителей шоу-бизнеса. Тяжело ли угодить «звезде»?

— «Звезды тоже люди и они хотят получить что-то интересное. К счастью, те звезды, которые покупают цветы у нас — это люди, которые в обычной жизни общаются и ведут себя очень просто. И порой они говорят: «Сделай то, что ты считаешь нужным». И все. Меня окружают люди адекватные, я не знаю звезд, которые могут позволить себе оскорбить, унизить кого-то».

А какая из работ для «звезд» стала наиболее запоминающейся?

— «Самая запоминающаяся работа — это было платье для певицы Славы. Этот заказ поступил всего за несколько дней до премии RU.TV. Настя очень порадовала нас тем, что она оказалась очень открытым, добрым человеком. Работать с ней было интересно, эмоционально. Никогда не забуду, как мы бежали на сцену с этим шлейфом из цветов, и на сцене это все надо было расправить, поправить. А она очень нервничала, ведь она на сцене стояла голая, обклеенная только цветами».

Многие флористы, начиная работать, мечтают о том, что их букеты будут столь же популярны как ваши. В чем секрет успеха Славы Роска?

— Я думаю, что успех в том, чтобы делать то, что тебе нравится, делать так, чтобы тебе нравилось и не стараться кому-то угодить. В первую очередь, не обманывать самого себя и не придумывать что-то такое, чтобы следовать чьим-то принципам. Важно быть самим собой. Делать то, что тебе нравится и, конечно же, не думать в первую очередь о корыстных моментах.

Я считаю, что сейчас флористам мешает двигаться вперед желание не работать красиво, чисто и удивлять людей, а желание зарабатывать деньги. Когда деньги становятся целью они, как правило, к людям не приходят. Просто надо работать хорошо и деньги сами к тебе придут, они не могут к тебе не придти, они не пройдут мимо тебя, если ты делаешь качественно и с любовью свою работу».

Какие качества для флориста, по вашему мнению, наиболее важны?

— «Те качества, которые важны всем людям: честность, отзывчивость, коммуникабельность и, конечно, очень важно не быть подлым».

Есть ли у вас мечта, которую вы обязательно хотите реализовать? Сделать какой-либо флористический проект или, может быть стать чемпионом мира по флористике?

— «Мне хорошо и в том статусе, в котором я есть сейчас. Доказывать кому-либо, что я достоин статуса чемпиона я совсем не хочу. Первое, что я хочу сделать — это, наверное, выпустить серию своих книг, я об этом мечтаю. Второе, — это запустить новый проект, который я уже готовлю, но не хочу пока открывать тайну. И третье, – это создание семьи. Это все самое важное для меня на данном этапе».

Вообще, как вы относитесь к конкурсной флористике? Принимали ли вы участие во флористических турнирах?

— «Для меня конкурс — это уже, наверное, прошлое. Я могу сказать, что конкурсы нужны исключительно для того, чтобы быть сильнее, чтобы флорист мог принимать решение в самых сложных ситуациях и, конечно, конкурс закаляет во флористе характер. К конкурсам я отношусь хорошо и буду относиться всегда хорошо. Считаю, что каждый флорист должен участвовать в конкурсах потому, что это одна из ступеней развития флориста. Участвую ли я сейчас? Нет, не буду и особого желания, нет. У меня сейчас другие планы, которые для меня важнее на данном этапе жизни».

Есть ли материал, с которым вам наиболее интересно работать?

Одна из важных частей моей работы – это использование строительных материалов, с их помощью можно сделать, что угодно!

Иногда люди, глядя на композицию, задают вопрос: «А что внутри? Что в основе этой работы?» А это строительный материал!

Поэтому меня легко можно встретить на строительных рынках и в строительных гипермаркетах, где я нахожу плинтусы, пленку, проволоку и другие интересные материалы.

И, конечно, люблю растительные материалы! Я очень люблю работать с травами, это один из самых любимых материалов. Тифа, берграсс, флексиграс, тиграсс, стилграсс – травы, которые я всегда добавляю в свои работы, даже если это зимняя композиция».

Расскажите, как менялся со временем ваш взгляд на флористику?

— «Как собственно и все флористы, начинал с самого мелкого спирального букета. И постепенно я его трансформировал, делал все сложнее и сложнее. Но всегда в моей жизни присутствовали плетения. Я всегда плел из веток, палок и палочек, листьев. Со временем я начал чувствовать цветок и понимать его, видеть красоту не в большом количестве цветов, а даже всего в двух-трех цветочках, в красиво расположенных веточках, коряжках, еще в чем-то… Я начал замечать красоту в самых простых вещах».

Ваши коллеги отмечают, что вы очень эмоциональный человек, отражается ли это в ваших композициях? Или в процессе работы вы абстрагируетесь от всего?

— «Вплоть до того, что я предпочитаю перекусывать непосредственно в классе, а не уходить на обед потому, что мне жалко тратить этих тридцать-сорок минут. Мне всегда кажется, что я что-то в жизни не успею, что моя жизнь закончится, и я не смогу завершить все свои планы. Поэтому я стараюсь каждые пять-десять-пятнадцать минут посвятить своей работе, тому, что я хочу сделать».

Есть ли у вас хобби помимо флористики?

— «Да, есть хобби.

Первое хобби — это спорт, который присутствует в моей жизни. Зал — это место, где я могу перезагрузиться, побыть со своими мыслями.

Второе хобби — это, одна из самых важных частей моей жизни: общение с людьми. Это самое любимое в моей жизни. Я люблю общаться со своими друзьями, коллегами, студентами. Я очень люблю их слушать. Люблю с ними делиться своими секретами».

Многие флористы, которые работают в коммерческой сфере для «перезагрузки» создают творческие проекты, а как вы боретесь с рутиной?

— «С рутиной я никогда не борюсь: если есть клиент, которому нужен букет в упаковке, и мы не можем с ним никак поспорить, объяснить… он получает, то на что он решил потратить свои деньги.

Нам повезло, что в нашем салоне мы сейчас не думаем о коммерции и не зависим от продаж. Сейчас мы зависим от другого: от флористов, которые к нам приходят, от наших учеников, от тех людей, которые ценят нашу работу. Поэтому, в нашем салоне всегда можно встретить что-то интересное, новое. Мы постоянно что-то меняем и придумываем. И очень часто букеты, которые мы делаем для демонстрации, остаются на витрине салона и в итоге продаются. Наши клиенты привыкли, что в нашем салоне можно найти что-то «эдакое». С перчинкой, с изюминкой. Поэтому, мы не подстраиваемся под кого либо, мы работаем так, как мы любим работать и делаем то, что нравится нам.

Но повторюсь: если человек захочет купить цветы в полиэтилене, никто ему не запретит это сделать и не скажет: «Вам это никто делать не будет!». Это дело человека как он хочет потратить свои деньги».

Флористы часто ведут не самый здоровый образ жизни: мало спят, питаются, как придется. Вы же выглядите великолепно. Как вам удается поддерживать форму?

— «Мой способ, чтобы поддерживать форму и выглядеть хорошо — это, скорее всего, хороший образ жизни и правильное питание. Храни здоровье смолоду и на старости лет будешь здоровым! Я никогда не выбираю слово «не могу, не хочу». У меня всегда присутствует слово «надо». И я всегда гораздо лучше чувствую себя, работая в определенном режиме. Я думаю, что любой человек должен стараться выглядеть хорошо, но при этом я не осуждаю никого, кто не может этим заниматься в силу разных причин. Я считаю, что выглядеть хорошо — это еще один ключ к успеху»!

Время – главная ценность не только для флориста, но и для любого человека. Как вы планируете свой день?

— «День я планирую очень просто: я просыпаюсь каждое утро в шесть или в шесть тридцать утра. В семь я начинаю завтракать. К восьми я всегда подтягиваюсь на тренировку. До десяти тридцати я занимаюсь спортом. В 11 часов я всегда начинаю урок. В 19 я заканчиваю урок и могу посвятить время друзьям, которые появятся рядом со мной: поужинать, погулять, пообщаться, съездить куда-то. Я считаю, что человек должен тратить время только на самое важное в жизни. Не надо тратить свое ценное время на какие-то пустяки и непонятные моменты. И, конечно, время-это деньги. Поэтому, чем больше ты ценишь свое время, тем больше денег к тебе приходит».

В завершении, мы просим вас пожелать что-то нашим читателям — начинающим и уже опытным флористам

— «Я хочу пожелать флористам никогда не жалеть себя и не позволять, чтобы люди тебя жалели. Жалость — это самое страшное, что может быть в жизни. Надо быть всегда сильным, стремиться к своей цели, добиваться того, чего хочется. Назначить себе цель и верить; идти к той цели, которую ты для себя придумал. И никогда не откладывать то, что можешь сделать сегодня на завтра; не откладывать то, что можешь сказать человеку сейчас, в эту минуту, нежели вообще не сказать. Нужно ценить свое время и вовремя все делать».