Наращивая защиту. Защита объектов от воздействия высокоточного оружия Моделирование процесса защиты объектов тыла от вто

Поэтому можно говорить только о возможной, перспективной системе защиты от ВТО, требованиях к ней, основанной на применении эффективных средств и способов защиты ОЭ.

Система защиты от ВТО должна включать подсистемы Вооруженных Сил РФ, МВД, ФСБ и МЧС России, а также силы и средства объектов экономики разных форм собственности.

В целом, задачами защиты объектов экономики от ВТО являются:

Прогнозирование применения ВТО по объектам экономики и возможных его последствий;

Уничтожение ВТО и его носителей в районах дислокации, на траекториях и маршрутах полета;

Противодействие системам разведки и наведения оружия;

Снижение уязвимости ОЭ, повышение устойчивости их функционирования в условиях воздействия ВТО;

Защита от вторичных поражающих факторов, вызванных применением ВТО;

Ликвидация последствий применения ВТО по объектам экономики;

Восстановление функционирования объектов экономики (при возникновении такой необходимости).

Все задачи можно разделить на три направления, которым должны соответствовать и мероприятия защиты:

Предупреждение возможности поражения объектов экономики;

Снижение (уменьшение) воздействия ВТО по объектам экономики;

Ликвидация последствий применения ВТО по объектам экономики.

Система защиты должна быть централизованной, но при условии, что непосредственно на объектах экономики она может функционировать и автономно. Система защиты ОЭ при ее использовании не должна препятствовать нормальному производственному процессу или предусматривать его остановку на допустимое требованиями технологии время. Уровень защиты должен быть адекватен степени угрозы нанесения удара по объекту экономики ВТО, которая зависит от государственной и оборонной значимости объекта. Затраты на защиту ОЭ от ВТО должны быть приемлемыми для владельца этого объекта, существенно меньше величины предотвращенного ущерба от разрушения ОЭ.

Обобщенным показателем эффективности защиты ОЭ от ВТО является величина предотвращенного ущерба, которая характеризуется снижением вероятности поражения объекта или его критического элемента, уменьшением потерь среди НРС персонала объекта и др. характеристиками. Но она может характеризоваться величиной требуемого увеличения наряда образцов ВТО для того, чтобы ущерб объектам экономики был не ниже требуемого (заданного).

Защита ОЭ от ВТО осуществляется различными способами, под которыми понимается тот или иной порядок, образ действия, метод исполнения мероприятий, достижения целей защиты от ВТО.

Все способы защиты можно разделить по характеру воздействия на ВТО на активные и пассивные. Активные способы включают в себя способы непосредственного разрушения, поражения образцов ВТО за счет огневого, информационно-технического или иного воздействия.

Пассивные способы подразумевают под собой те способы, которые создают заграждения на траектории полета ВТО к цели и помехи в работе систем наведения оружия. Это как правило способы инженерной защиты, маскировки, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и др.

Попадание крылатых ракет, планирующих бомб и других образцов ВТО в цель обеспечивается только применением при наведении их на нужный объект спутниковой навигационной системы GPS. На каждой ракете, на каждой бомбе стоит GPS-приемник, на который приходят сигналы с входящих в эту систему спутников. По этим сигналам происходит измерение текущих географических координат, причем – точностью до единиц метров. И хотя на крылатых ракетах стоит еще инерциальная система наведения, не подверженная действию никаких помех, она не дает той точности наведения, которая нужна высокоточному оружию.

Из сказанного следует важный вывод: для увеличения промаха высокоточного оружия необходимо помехами «заглушить» приемники GPS. Задача вполне решаемая подобный прецедент уже был в 2003 году в первые дни войны в Ираке. Там находились российские передатчики помех приемникам системы GPS – так называемые «глушилки». Их использование привело к тому, что высокоточное оружие не могло измерять свое текущее местоположение, а следовательно, не поступала информация для выработки команд управления полетом. Крылатые ракеты промахивались, а часть из них улетала в непрогнозируемом направлении.

По масштабам решения задач защиты она может подразделяться на зональную и объектовую. Такое деление наиболее характерно для способов активной защиты. Под зональной понимается такой способ, когда активные средства прикрывают от ВТО оперативное направление, регион, значительные территории, на которых могут размещаться населенные пункты с объектами экономики, пункты и органы государственного и местного управления.

Под объектовой защитой от ВТО понимается защита отдельного объекта экономики, элемента его инфраструктуры, или объекта с инфраструктурой.

Аналогично, для подвижных объектов могут использоваться способы групповой и индивидуальной защиты от ВТО. При групповом способе защищается сразу группа подвижных объектов одной системой защиты. При индивидуальном – один подвижный объект.

Способы защиты можно классифицировать и в зависимости от поражающего воздействия ВТО. В этом случае их можно разделить на способы защиты от непосредственного воздействия ВТО (механического и термического) и способы защиты от вторичных поражающих факторов (косвенного воздействия), к которым относят способы защиты от пожаров, химического, биологического и радиоактивного заражения.

Все средства защиты можно классифицировать на следующие группы:

Огневые (средства ПВО) зенитные ракетные комплексы различного типа, включая переносные («Игла», («Игла-С»), зенитную артиллерию;

Спасательные воинские формирования МЧС России

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 г. № 000 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны созданы спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования, СВФ).

Этим же указом утверждается Положение о спасательных воинских формированиях, а также их структура и состав. Штатная численность военнослужащих СВФ установлена в количестве 7230 единиц, гражданского персонала - в количествеединиц.

Спасательные воинские формирования МЧС России предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

На вооружении спасательных воинских формирований находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим спасательных воинских формирований выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

а) в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения АСДНР;

б) в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется Положением о спасательных воинских формированиях, а также:

в мирное время - соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром и начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в военное время - Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач ГО, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр:

спасательными воинскими формированиями центрального подчинения - непосредственно;

спасательными воинскими формированиями регионального подчинения - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, специалистами иных специальностей - за счет выпускников других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с федеральными законами от 01.01.01 г. «Об обороне» и от 01.01.01 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом Российской Федерации. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

Структура и состав спасательных воинских формирований

МЧС России

Структурная единица

Количество

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации

Спасательный центр

Авиационно-спасательный центр

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение Национального центра управления в кризисных ситуациях

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение центра управления в кризисных ситуациях регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Центр обеспечения пунктов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях.

Подразделения федеральной противопожарной службы

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления , подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности , осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

А варийно-спасательные формирования

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности , при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями , уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) являются частью сил гражданской обороны.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, НАСФ могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил.

При определении количества нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

НАСФ создаются организациями:

имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их;

имеющими важное оборонное и экономическое значение;

представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

другими организациями из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирований создаются в соответствии с Примерным перечнем создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к приказу МЧС России от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к приказу МЧС России № 000).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами НАСФ являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с приказом МЧС России № 000 и методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований («Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований», М: 2005), исходя из задач ГО и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

10. Комплексная защита объектов экономики от высокоточного оружия противника. Защита объектов экономики и инфраструктуры, обеспечение их устойчивого функционирования в современных вооруженных конфликтах (войнах) может быть достигнута применением активных средств (огневых средств ПВО, ВВС) и пассивных способов и средств, в том числе проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки. Для эффективной защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия (ВТО) требуется заблаговременная подготовка и проведение скоординированных мероприятий различных ведомств и организаций. Целями комплексной защиты объектов является максимальное снижение вероятности поражения объектов экономики и инфраструктуры высокоточным оружием, уменьшение размеров возможного ущерба и потерь. Указанные цели достигаются решением следующих основных задач: скрытием объектов на местности за счет использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио- и теплопоглощающих покрытий и зеленых насаждений; изменением физических полей объектов за счет уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех; противодействием системам наведения высокоточного оружия постановкой «динамических» помех на основе использования боеприпасов-помех; рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов и повышение их физической стойкости; снижением запасов токсичных и взрывопожароопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.Основными принципами организации и эффективного осуществления комплексной защиты являются: Принцип стратегической мобильности , предусматривающий заблаговременную разработку планов и создание группировок сил и средств для проведения защиты объектов с учетом оперативного реагирования на изменения характера вооруженных конфликтов и военных опасностей на стратегических направлениях.Принцип комплексного применения различных средств и способов защиты , предусматривающий использование комплекса различных средств, обеспечивающих изменение всех демаскирующих признаков объекта и создание помех широкого спектра для средств наведения.Принцип дифференцированного подхода к защите объектов , предусматривающий приоритетность объектов с учетом их значимости и возможности применения современных средств поражения.Принцип разумной достаточности , учитывающий, что экономические затраты на защиту объектов должны быть адекватны военным угрозам и не превышать экономический эффект от сохранения объекта.Принцип приоритетного использования мероприятий двойного назначения , предусматривающий первоочередное планирование и проведение организационных мероприятий, которые могут обеспечить сохранение объектов в мирное и военное время. Наиболее вероятными объектами воздействия ВТО в вооруженных конфликтах являются: важнейшие объекты государственного управления; предприятия оборонных отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химии и нефтехимии, транспорта, черной и цветной металлургии, предприятия по производству радиоэлектронной аппаратуры; транспортные коммуникации; электростанции (АЭС, ГЭС, ГЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные центры; крупные железнодорожные узлы, мосты, аэродромы; морские и речные порты; пункты управления, узлы связи и отдельные наиболее важные радио-, радиорелейные станции и коммутационные центры; федеральные продовольственные базы (склады), объекты водо-, электро- и теплоснабжения, здравоохранения. Перечень конкретных наиболее важных объектов, защищаемых в глубине страны в военное время средствами вооруженной борьбы и маскировки утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Минобороны России, Минэкономразвития России и МЧС России, с распределением их в полосах стратегических направлений по приоритетам важности. Установление приоритетов защиты объектов производится на основе следующих признаков: важности, структуры и характера производственного процесса, допустимого времени вывода из строя, степени опасности возникновения вторичных поражающих факторов.Предусматриваются три уровня приоритета защиты :К объектам первого приоритета относятся пункты государственного управления, узлы связи, радиовещательные станции, телецентры, железнодорожные узлы, аэродромы, морские и речные порты, железнодорожные и автомобильные мосты основных направлений, склады и базы госрезервов, насосные станции трубопроводов.К объектам второго приоритета относятся атомные, тепловые и гидроэлектростанции, подстанции ЛЭП, склады ГСМ, нефтебазы, крупные объекты водо-, электро- и теплоснабжения.К объектам третьего приоритета относятся нефтеперерабатывающие и химические производства, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, машиностроения, электротехнической промышленности, крупные госпитали и больницы.11. Организация комплексной маскировки с целью защиты объектов от современных средств поражения. Для противодействия современным системам обнаружения и наведения высокоточного оружия противника система «неогневой» защиты объектов включает инженерную маскировку (изменение всех или основных демаскирующих признаков объектов в диапазонах излучений их физических полей) и радиоэлектронное противодействие, в том числе: радиолокационную (в радиочастотном и СВЧ диапазонах спектра); тепловую (в инфракрасном диапазоне); оптическую (в видимом диапазоне спектра излучений); акустическую (звуковой диапазон спектра). Световая маскировка объектов является одной из разновидностей инженерной маскировки. Она проводится в оптическом диапазоне излучений в целях снижения заметности объектов, городов и иных населенных пунктов в темное время суток для воспрепятствования опознавания объекта оптическими средствами наведения носителей и оружия воздушного противника. Комплексная маскировка в целях защиты объектов проводится: имитацией и скрытием объектов и ориентиров вокруг них, которые могут быть использованы противником как вспомогательные точки прицеливания при бомбометании и пуске ракет; преждевременным подрывом боевых частей ВТО на безопасном для защищаемых объектов удалении; корректировкой физических полей объектов при проведении мероприятий ГО по повышению их физической стойкости, дублировании и резервировании уязвимых элементов объектов; экранированием отдельных элементов объектов с одновременной постановкой ложных целей.Скрытие защищаемых объектов обычно достигается применением аэрозолей, масок-экранов, тепловых и световых ложных целей, использованием радио- и теплопоглощающих покрытий, зеленых насаждений и др. Комплексное применение всех указанных видов и средств маскировки по предварительным данным может снизить расчетную вероятность обнаружения и поражения объектов экономики в 3–4 раза.Преждевременный подрыв боевых частей ВТО достигается применением генераторов ответных помех; созданием на траектории полета ВТО зон ложных целей-ловушек, создаваемых комбинированными боеприпасами помех (в радио-, инфракрасном и световом диапазонах), выстреливаемыми расположенными на объектах пусковыми установками. При оптимальном управлении постановкой помех-ловушек средствам ВТО противника гарантированный срыв атаки может составлять 0,9 и более.Корректировка демаскирующих признаков (физических полей) объектов достигается изменением контрастности излучений, снижением их интенсивности (временным прекращением), демонстрацией ложных излучений в сочетании с макетированием ложных элементов объектов. Последний из способов маскировки наиболее эффективен для защиты от ВТО площадных объектов.Наиболее эффективное экранирование достигается постановкой аэрозольных завес в сочетании с одновременным созданием на траекториях полета ВТО статических и динамических ложных целей. Подобный способ экранирования позволяет обеспечить возможность управления величиной промаха («увода» ВТО в заданный район для подрыва на безопасном удалении), не допуская возможного поражения близких к защищаемому объекту. Комплексное применение различных видов и средств инженерной маскировки и средств РЭБ позволяет в несколько раз снизить вероятность поражения защищаемых объектов (критических элементов) средствами ВТО противника. Разработанные и применяемые в настоящее время для инженерной маскировки штатные войсковые средства не в полной мере подходят для маскировки объектов тыла. Развитие и совершенствование этих средств осуществляется в направлении расширения диапазона противодействия средствам обнаружения ВТО; их комплексирования со средствами РЭБ; автоматизации управления, повышения готовности и надежности, объединения разнотипных средств в автоматизированные и автономные унифицированные комплексы объектовой маскировки (неогневой защиты); разработки способов применения типовых комплексов для маскировки различных видов потенциально опасных объектов. В качестве структурных элементов комплексов объектовой маскировки могут быть использованы традиционные свето- и радиоотражатели; шары-зонды со встроенными радиоотражателями; радиопоглощающие и радио–рассеивающие универсальные маскировочные покрытия; макеты ложных радио-, тепло- и свето-излучающих элементов объектов в стационарном и подвижном исполнении; боеприпасы помех-ловушек ВТО, начиненные радиоотражателями, дымообразующими составами, инфракрасными ловушками, светоотражателями и другими средствами радиоэлектронного противодействия, генераторы ответных помех ВТО. Применение привлекаемых средств комплексной маскировки во многом определяется геометрическими параметрами объектов. С учетом этого все маскируемые объекты экономики и инфраструктуры условно делятся на четыре типа.«Точечные» – их размеры совпадают с радиусом поражения одного высокоточного боеприпаса (например, компрессорная станция магистрального газо-, нефте-, продуктопровода, узловая подстанция ГРЭС и др.).Площадные объекты с параметрами сторон 200x300 метров (технологические установки нефтехимических производств, электросталеплавильные, литейно-механические цеха и др. участки производств, поражение которых приводит к остановке функционирования всего производственного цикла).Площадные объекты площадью 400x600 метров , поражение которых может вызывать пожары, заражение аварийно-химическими веществами (радиационное загрязнение) значительных территорий и вызывать широкомасштабные потери среди населения.Длинномерные (линейные) объекты протяженность свыше 1200 метров (например, плотины ГЭС, железнодорожные и автомобильные мосты на водных преградах и др.). В общем перечне маскируемых на территории России объектов тыла доля объектов первого типа может составлять до 65%, второго - до 20%, третьего до 10%, четвертого - 5%. Для маскировки объектов могут применяться комплексы объектовой маскировки в следующем составе: 1-й тип - большие дымовые шашки (БДШ-15) для маскировки в видимом (оптическом) диапазоне; зеркальные уголковые отражатели для имитации объекта в оптическом диапазоне. 2-й тип - пусковые установки типа КТ-216 выстреливаемых боеприпасов аэрозольных помех-ловушек системам ВТО противника в видимом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах электромагнитных волн; допплеровские обнаружители носителей и головных частей ВТО для формирования команды «постановка завесы-ловушки»; датчики обнаружения лазерного облучения объекта для определения направления атаки; теплопеленгаторы – для обнаружения момента пуска носителем по объекту средств ВТО противника. 3-й тип - лазерные станции ответных помех, предназначенные для обнаружения и и подавления лазерных средств обнаружения (целеуказания) носителей и головных частей ВТО; средства создания лазерных ложных целей для «увода» на них и подрыва на безопасном удалении головных частей ВТО. Расчетная эффективность создаваемого маскировочного эффекта при полном расходе маскировочных ресурсов для типовых объектов экономики показана в таблице. Все это не исключает необходимости заблаговременного создания условий для организации эффективной маскировки объектов в военное время. Необходимость адекватного реагирования на военные угрозы учитывается на этапах проектирования, строительства и реконструкции объектов, в том числе мероприятиями по рассредоточению опасных технологических процессов, размещением объектов в складках местности, использованием защитного растительного покрова и применением специальных средств корректировки отражательной способности объектов и местности. В перспективе для защиты объектов тыла в глубине страны в вооруженных конфликтах необходимо создавать эффективные комплексы средств маскировки типовых объектов, на основе которых можно оптимизировать систему защиты уникальных гидродинамических, радиационно-, взрыво-, пожаро-, химически- и других потенциально опасных объектов на всей территории страны.

Высокоточное оружие (ВТО) - усовершенствованный вид обычного оружия, к которому относятся огневые и ударные средства, применяющие управляемые и самонаводящиеся боеприпасы и ракеты, способные с первого выстрела (пуска) поражать цели с вероятностью не ниже 0,5. Высокоточные средства поражения объединяются с автоматизированными системами разведки и управления в разведывательно-ударные (огневые) комплексы.

Основным приемом радиолокационной маскировки войск (объектов) от средств разведки ВТО является использование полей (зон) радиолокационной невидимости, образованных естественными масками: возвышенностями, балками, оврагами, лесом, посадками деревьев, высокими зарослями кустарника, камыша, строениями городского типа и другими объектами.

Для скрытия движущейся техники маршруты движения надо выбирать в пределах полей (зон) невидимости. Движение боевой техники по открытым участкам дорог маскируется линейной маской-помехой из уголковых отражателей ОМУ (рис. 27), металлическими сетками, каркасными масками с заполнением из ветвей, мелких деревьев, матов из местного материала. Толщина матов должна быть: из свежего хвороста с листвой - не менее 3 см; из сухого хвороста - 6 см; из жердей - 5 см; из соломы-12 см.

В зимнее время для маскировки передвижения войск могут использоваться снежные валы толщиной не менее 50 см и высотой, превышающей высоту маскируемой техники не менее чем на 50 см.

При расположении техники на месте для радиолокационной маскировки бруствер укрытий для техники (со стороны противника) делается увеличенным по высоте (110-120 см) из грунта, земленосных мешков и др.

Защита боевой техники от средств поражения с инфракрасными головками наведения осуществляется снижением теплового излучения боевой техники с помощью теплоотражающих покрытий с теплоотражающими экранами, созданием ложных тепловых целей (ЛТЦ), тепловых ловушек на маршрутах движения и в районах расположения.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

· знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;



· знать и понимать полученную задачу;

· знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

· уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

· уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

· знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

· стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

· уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

· знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин; преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

· не оставлять без разрешения командира своего места в бою; при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;



· уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты; следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего; при повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

В бою в зависимости от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника солдат при действиях в пешем порядке может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.

Участки местности, скрытые от наблюдения и огня противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Темп ускоренной ходьбы в среднем-130-140 шагов в минуту, длина шага - 80-90 см.
Удлинение шага достигается за счет более быстрого и полного разгибания сзади стоящей ноги и большего выноса другой ноги бедром вперед. Длительное передвижение ускоренным шагом утомительно, поэтому при скоростном передвижении целесообразно применять чередование ходьбы и бега. Этим же способом солдат передвигается в ходе атаки. При этом оружие держится в положении для немедленного открытия огня.
Для скрытного передвижения по местности с невысокими укрытиями (низкий кустарник, высокая трава, канава и т. п.) применяется ходьба пригнувшись. При этом способе передвижения необходимо согнуть ноги в коленях, подать корпус вперед, смотреть перед собой и двигаться широким шагом. Все движения выполняются свободно, без напряжения.
В зависимости от характера местности передвижение по ней имеет свои особенности. Движение вверх по склону производится укороченным шагом с наклоном корпуса вперед. При большой крутизне подъем следует совершать зигзагами, т, е. двигаться попеременно то правым, то левым боком к скату на слегка согнутых ногах, опираясь ребрами подошв и каблуков о выступы горы. На крутые подъемы можно также взбираться прямо, придерживаясь руками за ветки, кусты, пучки густой травы и т. п., ставя ноги на всю ступню «елочкой» (с разведенными в сторону носками).
Передвижение вниз по склоку производится свободным шагом с постановкой ноги на пятку, отклоняя корпус назад. Спуск по крутым склонам можно совершать боком, приставными шагами, по возможности придерживаясь рукой за неровности склона.
Передвижение по вязкому или скользкому грунту производится короткими шагами; ноги следует переставлять быстро, чтобы они не успели глубоко увязнуть в почве или соскользнуть с опоры. Ставить ногу надо на всю ступню и стараться для опоры выбирать более твердые участки (кочки, борозды, выступы, корни и т. п.).
Бег может применяться для преодоления отдельных участков местности (медленный, скоростной и в среднем темпе).
Медленный бег применяется на длинные дистанции. Корпус при беге наклоняется вперед несколько больше, чем при ходьбе. Темп бега-150-165 шагов в минуту при длине шага 70-90 см.
Бег в среднем темпе производится свободным маховым шагом. Корпус при этом держится с небольшим наклоном вперед. Быстрое продвижение вперед обеспечивается за счет энергичного заднего толчка, после которого нога, согнутая в колене, выносится бедром вперед- вверх и ставится на всю ступню. Голень не должна выноситься сильно вперед, а ступня - ставиться на землю далеко от проекции центра тяжести, так как при такой постановке ноги на землю возрастает тормозное воздействие переднего толчка, направленное в противоположную сторону. Темп бега - 165-180 шагов в минуту, длина шага - 85 - 90 см.

Скоростной бег применяется при перебежках, при выбегании из укрытий к боевым и транспортным машинам, при разбеге перед преодолением препятствий.

Корпус наклоняется вперед больше, чем при беге в среднем темпе, а отталкивание ногой и движение руками производятся энергичнее. Увеличение длины шага обеспечивается за счет заднего толчка ногой и быстрого выноса ее бедром вперед. Нога после отталкивания выносится вперед вверх согнутой в колене и мягко ставится на переднюю часть стопы с последующей опорой на всю ступню. Темп бега - 180-200 шагов в минуту, длина шага - 120-150 см.
Перебежки применяются для быстрого сближения с противником па открытой местности.
Для перебежки из положения лежа необходимо вначале поставить оружие на предохранитель, по предварительной команде наметить путь движения и укрытое место остановки, затем по исполнительной команде быстро вскочить, как при выполнении команды «Встать», и стремительно перебежать в намеченное место. На месте остановки с разбегу лечь на землю, отползти несколько в сторону, а достигнув указанного в команде места, кроме того, изготовиться для ведения огня.
Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника и в среднем должна быть 20-40 шагов. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.
Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящихся под наблюдением или обстрелом противника.
В зависимости от обстановки, рельефа местности и огня переползание производится по-пластунски, на получетвереньках и на боку. Как и перед перебежкой необходимо сначала наметить путь передвижения и укрытие места для остановок.
При движении бегом, ускоренным шагом и при перебежках оружие удерживается одной или двумя руками, как удобнее.

Подготовка наступления во взводе начинается с получением боевой задачи. Она предусматривает проведение комплекса мероприятий, важнейшими из которых являются: организация боя; подготовка взвода к выполнению боевой задачи; подготовка исходной позиции (исходного района); организация и проведение политической работы; практическая работа командира взвода, его заместителей в подразделениях и другие, мероприятия Организация боя включает: принятие решения командиром взвода на наступление, рекогносцировку, постановку боевых задач отделением; организацию взаимодействия, огневого поражения противника, всестороннего обеспечения и управления.Порядок и содержание работы командира взвода по организации боя определяются условиями обстановки и прежде всего способами перехода в наступление, боевой задачей и наличием времени. Так при переходе в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником командир взвода имеет возможность всю работу по организации боя осуществлять непосредственно на местности Следует отметить, что в условиях перехода в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником командир взвода одновременно с вопросами организации боя решает и вопросы перегруппировки или смены обороняющихся подразделений. Причем при переходе в наступление после перегруппировки из положения обороны организация боя на местности (в направлении наступления) осуществляется в период, когда взвод находится в опорном пункте (районе обороны) под огневым воздействием противника. В условиях же перехода в наступление с одновременной сменой обороняющихся подразделений или с ходу бой организуется на местности соответственно в районе сосредоточения и в исходном районе вне соприкосновения с противником.
Иногда при наступлении с ходу не будет возможности выехать с подчиненными командирами на местность. В этом случае организация боя проводится в исходном районе по карте или на макете местности. Однако во время выдвижения подразделений к рубежу перехода в атаку и с началом се командир уточняет им задачу и порядок взаимодействия.
В обстановке, когда предстоит участвовать в прорыве обороны (как правило, поспешно занятой) в ходе развития наступления, командир взвода) вынужден принимать решение по карте и ставить задачи подразделениям в ходе их выдвижения к обороне противника. В период развертывания в предбоевые, боевые порядки и с началом атаки подразделениям уточняются задачи и порядок взаимодействия.

Работу по организации боя командир взвода начинает с уяснения задачи. При уяснении задачи командир взвода должен понять задачу роты и взвода, какие объекты (цели) поражаются средствами старшего командира на направлении действий взвода, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, а также время готовности к выполнению задачи. В результате уяснения задачи командир взвода делает выводы, в.которых определяет направление сосредоточения основных усилий, содержание и глубину боевой задачи, построение боевого порядка сколько времени имеется на подготовку наступления.
Затем командир приступает к оценке обстановки в ходе которой должен изучить:

  • состав, положение, возможный характер действий противника, места расположения его огневых средств;
  • состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений;
  • состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними;
  • характер местности и ее влияние на действия подразделений, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюдения и ведения огня.

Кроме того, командир взвода учитывает состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.Оценивая состав, положение и возможный характер действий противника, места расположения его огневых средств, командир взвода изучает:

  • начертание переднего края обороны противника и наличие перед ним заграждений;
  • количество сил и средств перед фронтом наступления взвода;
  • расположение сил и средств противника в ближайшей глубине.

На основе изучения противника командир взвода определяет:

  • сильные и слабые стороны в обороне противника;
  • объекты атаки отделений, средства усиления и направление продолжения наступления.

Изучая состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений, командир оценивает:

  • укомплектованность взвода и приданных подразделений;
  • моральное и физическое состояние личного состава;
  • техническое состояние боевых машин пехоты (бронетранспортеров), вооружения, средств защиты, наличие боеприпасов.

Оценивая состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними, командир взвода определяет:

  • с кем из соседей необходимо поддерживать наиболее тесное взаимодействие;
  • порядок поддержания связи с соседями;
  • порядок обеспечения флангов.

Оценивая характер местности, ее защитные маскирующие свойства, командир изучает:

  • общий характер местности (открытая, полузакрытая, закрытая);
  • выгодные подступы к переднему краю обороны противника;
  • условия наблюдения и ведения огня при движении в атаку;

В обороне инженерное обеспечение осуществляется в целях создания благоприятных условий для своевременного и скрытного выдвижения подразделений и частей в назначенные районы (участки) обороны, развертывания и осуществления маневра, повышения эффективности боевого применения вооружения и защиты личного состава, вооружения, техники и материальных средств от поражения, а также нанесения противнику потерь и затруднения его действий применением инженерных боеприпасов.

Основными задачами инженерного обеспечения оборонительного боя являются: инженерная разведка противника местности и объектов; разминирование местности и объектов; фортификационное оборудование позиций и районов обороны; устройство и содержание инженерных заграждений; подготовка (производство) разрушений; подготовка и содержание путей движения и маневра войск; оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения и участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника, скрытии (маскировке) подразделений (частей) и объектов.

Задачи инженерного обеспечения могут выполняться несколькими вариантами: только силами и средствами подразделений и частей родов войск, специальных войск; с усилением их подразделениями (расчетами) инженерных войск; силами и средствами старшего начальника в интересах подразделения (части).

На каждом этапе оборонительного боя командир подразделения (части) определяет те задачи инженерного обеспечения, от выполнения которых зависит устойчивость обороны и выполнение поставленной задачи.

Устойчивость обороны в значительной мере достигается искусно организованной системой огня артиллерии, стрелкового оружия, ударами авиации и умелым использованием местности и ее фортификационным оборудованием. К фортификационному оборудованию местности и выполнению других задач инженерного обеспечения привлекается личный состав всех подразделений родов войск, специальных войск, технического обеспечения и тыла (30-35 % личного состава зенитных, ракетных подразделений и подразделений связи, 70-75 % личного состава остальных подразделений) с максимальным использованием средств инженерного вооружения и местных материалов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной деятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

Управление должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организацией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими подразделениями.

Непрерывность управления достигается: постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: быстрым реагированием на изменение обстановки; своевременным влиянием на действия подразделений в интересах выполнения поставленных задач.

Скрытность управления достигается: скрытным размещением и перемещением командно-наблюдательного пункта (командира в боевом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; воспитанием личного состава в духе высокой бдительности.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать рубеж безопасного удаления от разрывов своих снарядов (ракет, мин).

Комплексная маскировка объектов экономики – это совокупность мероприятий по скрытию объектов и ориентиров вблизи них, имитации их работы, проводимых во взаимодействии с противовоздушной обороной (ПВО) Вооруженных сил с использованием различных видов и средств инженерной и , радиоэлектронной борьбы, для противодействия высокоточным и обычным средствам поражения воздушного противника.

Применением различных видов и средств инженерной маскировки достигается экранирование, снижение или изменение уровней объектов (критических элементов) во всех диапазонах работы прицельно-навигационных радиоэлектронных систем потенциального противника. Имитация функционирования объектов создается демонстрацией противнику группы ложных объектов (физических полей объектов) на безопасном удалении от объекта с целью «увода» и подрыва на ложных целях боевых частей ВТО.

Скрытие защищаемых объектов достигается применением аэрозолей, установкой масок-экранов, зон тепловых (световых) ложных целей, использованием радио- и теплопоглощающих покрытий, зеленых насаждений и др. Скрытие отдельных ориентиров вблизи объектов проводится для тех из них, что могут быть использованы воздушным противником в качестве вспомогательных точек прицеливания высокоточных боеприпасов (ДПЛА, управляемых авиабомб и ракет).

Способы и средства радиоэлектронной борьбы (радиоэлектронного подавления ВТО и их носителей), применяемые для защиты объектов, могут включать станции помех самолетным радиолокационным системам и системам управления оружием. Эти средства обладают упреждающим или ответным характером воздействия радиоэлектронной помехи на радиоэлектронные системы ВТО противника. Они способны практически мгновенно воздействовать на основные компоненты «самонаводящегося» оружия противника и нарушать их функционирование.

Преждевременный подрыв ВТО средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) («увод» боевой части от цели) может достигаться созданием на траектории полета оружия противника множества ложных целей - «ловушек», доставляемых в расчетную точку встречи боеприпасами помех, выстреливаемых пусковыми установками, развернутыми на объекте или вблизи него. В возможных вооруженных конфликтах России с противником, обладающим разнообразными «малозаметными» системами высокоточного оружия, способными одним - двумя боеприпасами (управляемыми авиабомбами-УАБ, самонаводящимися ракетами-УР и дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами – ДПЛА) поражать наиболее важные «критические» элементы объектов, особенно актуальной становится проблема комплексного противодействия этим средствам.

Проблема защиты объектов от высокоточного оружия не может быть эффективно решена только огневыми средствами ПВО Вооруженных Сил или дифференцированным применением различных видов и средств инженерной маскировки. Наиболее эффективно эти задачи решаются средствами комплексной (не огневой) объектовой защиты. Комплексная объектовая защита предполагает максимально-возможное противодействие каждой атаке ВТО противника по объекту и снижение общего числа атак.

Эффект защиты объектов экономики и инфраструктуры (критических элементов объектов) от ВТО с применением комплексной объектовой защиты достигается созданием зон помех-ловушек на траектории полета ВТО, имитирующих физические поля объектов для радиоэлектронных (оптико-электронных) прицельно-навигационных систем ВТО противника, вызывающих «увод» и подрыв на безопасном удалении боевых частей ракет, управляемых авиабомб и ДПЛА противника.

В состав комплекса объектовой защиты включаются средства обнаружения ВТО и его носителей, средства радиоэлектронного и оптико-электронного подавления, станции ответных помех средствам лазерного облучения объектов, средства инженерной маскировки объектов и аэрозольного противодействия. Применение комплексной объектовой защиты снижает риск поражения прикрываемого объекта до уровня 0,2–0,1.

Источники: Палий А.И. Радиоэлектронная борьба. – М., 1974; Костров А.В. К проблеме предотвращения инициируемых чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1995. Выпуск 7. С. 36–61.