Соционика квадры. Соционические квадры

Ее представители ценят новые возможности и теории, вдохновение, веселье и заботу о комфорте.

В первой квадре осуждается стереотипность мышления - приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом. Приветствуются всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества, происходит ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание.

Свобода слова, стремление к справедливости, поиск истины - основные ценности представителе этой квадры.

В первой квадре не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, философски созерцательный образ жизни. Кроме того, не любят моральных и нравственных ограничений, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Стараются принимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. Стремятся избегать, сводить к минимуму отрицательные эмоции и переживания. Здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться.

Ценится умение получать максимум удовольствия от жизни. Эстетика и комфорт высочайшего уровня, изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких - это те радости, которые может подарить жизнь.

Представители первой квадры:

Вторая квадра (Бета)

Аспекты, определяющие ценности Второй квадры: и

Воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы - вот на что обращают внимание во второй квадре.

Здесь ценится умение не допускать слабости, проявлять стойкость в борьбе с лишениями, способность противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет. Во второй квадре стыдно быть слабым!

Это общность избранных, сильных людей, презирающих боль, превозносящих выносливость и стойкость, ответственных за свои слова и поступки.

Они воспевают безумство храбрых и романтику борьбы, придавая ей заряд бодрости, энтузиазма, праздничности, воодушевления, эмоционального подъема.

Представители второй квадры лучше чем кто-либо осознают "значимость текущего момента", стремятся не допустить сделанных кем-то когда-то ошибок, или просчетов, которые могли бы в определенны момент оказаться роковыми. Верят в судьбу, высшее предназначение.

Они настроены на борьбу и готовы преодолевать препятствия и трудности во имя будущего, справедливости, всеобщего счастья, отличаются пренебрежением к мелочным обывательским "радостям", отказом от мещанских, мелкобуржуазных удовольствий.

До старости лет они сохраняют юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души.

Представители второй квадры:
Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"
Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"
Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"
Логико-сенсорный интроверт - "Максим Горький"

Третья квадра (Гамма)

Аспекты, определяющие ценности Третьей квадры: и

Ее девиз: "Сотрудничать и приобретать". Представителей этой квадры отличает большая пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам.

Здесь ценят силу, значительность, индивидуальные сиюминутные оттенки отношений, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть перспективы. Это доверчивые, простые в общении и демократичные люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и делят людей на "своих" и "чужих", руководствуясь своими личными симпатиями и антипатиями.

Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих по их личным заслугам и качествам.

Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут "идейную борьбу", предпочтая договориться с достойным соперником

Неприхотливые в быту, легкие на подъем.

О своих чувствах стараются много не говорить - чувства проверяются отношениям.

Им важно себя реализовать, и чрезвычайно важен результат своей работы, Предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд. Самое нежелательное для них - это ограничение их деловой активности по объективным, не зависимым от них причинам.

Представители третьей квадры:

Литература:
Стратиевская В. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). - М.: Изд.Дом МСП, 1997. - 496 с.
Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности, 1990.

Виталий Воробьев . Любая перепечатка без указания автора и ссылки (для интернет-сайтов - гиперссылки) на эту страницу запрещена.

В этой статье рассматриваются четыре квадры социона - их особенности, юмор, любимые квадральные цветовые гаммы и другие проявления.

Ключевые слова: соционика, квадры, ТИМ, социон, квадральные ценности, интуиция возможностей, сенсорика ощущений, этика эмоций, структурная логика, интуиция времени, волевая сенсорика, этика отношений, логика действий.

Всех нас интересуют вопросы комфортного общения и взаимодействия с людьми. Хочется, чтобы рядом с нами были люди, которые бы понимали нас, поддерживали бы в нас ощущение востребованности, ценили бы наш юмор и особенности поведения. Мы постоянно задаём себе вопрос: «Почему при нашем одинаковом подходе к людям, с кем-то складываются наиболее благоприятные взаимоотношения, а с кем-то чувствуется скрытый конфликт?»

Если решать эти задачи соционическими методами, то неплохим путеводителем в данном вопросе может служить понимание квадральных ценностей и духа квадр.

Квадры – это очень важное понятие в соционике! Только в твоей квадре тебя принимают таким, какой ты есть, и ценят за твои сильные функции, не коря за слабые.

В этой статье рассматриваются четыре квадры социона – их особенности, юмор, любимые квадральные цветовые гаммы и другие проявления.

Если разбить весь социон, начиная с IL (ИЛЭ) и завершая SP(СЛИ), на четыре квадры – альфа, бета, гамма, дельта, то в каждой квадре получится по четыре типа.

  • В первой квадре располагаются ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЛИИ;
  • во второй – ЭИЭ, ЛСИ, СЛЭ, ИЭИ;
  • в третьей находятся СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЭСИ;
  • в четвёртой – ЛСЭ, ЭИИ, ИЭЭ, СЛИ.

Рассматривая их с точки зрения дихотомий базиса Юнга, мы получаем в каждой квадре двух экстравертов и двух интровертов, двух рационалов и двух иррационалов, двух этиков, двух логиков, то же можно сказать и об интуитах с сенсориками.

Но прежде всего квадра – это две дуальные пары, базовые функции модели А которых и составляют набор квадральных ценностей. Именно из них образуется тот дух квадры, который в полной мере понимают лишь её представители.

Вот эти функции.

a

b

g

d

Если пристальнее рассмотреть дуальные пары, составляющие каждую квадру, то становится видно, что те функции, которые у одного из дуалов находятся в блоке ЭГО – у другого находятся СУПЕРИДЕ и наоборот. СУПЕРИД ещё называют детским блоком, это блок желаний, и информацию на этот блок хочется получать и получать, добиваясь её подачи с детской непосредственностью. Только дуалы умеют своими сильными функциями по-настоящему удовлетворять потребности слабых функций друг друга. В дуальной паре информация с базовой функции приходится на суггестивную, а с творческой на референтную. Именно такая подача информации подсознательно ожидается – она позволяет человеку раскрыться наиболее гармонично.

Проиллюстрируем это на примере моделей А дуальной пары ЭИИ – ЛСЭ

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

Аспекты, которые составляют ролевую и болевую функцию (ТНС – точка наименьшего сопротивления) у одного из представителей диады (дуальной пары), у другого являются ограничительными и фоновыми.

Функции ролевая и ТНС находятся в блоке СУПЕРЭГО. Этот блок называют блоком нашей совести или социальным блоком, так как на нём находится всё то, что люди должны обществу, всё то, что «надо».

Ограничительная и фоновая функции в модели А человека находятся в блоке ИД. Этот блок располагается в подсознании и ощущается как бы на физическом уровне. Функции его сильные, но они направлены на осуществление нужд самого человека и его ближайшего окружения, а точнее самых близких людей. Ограничительная функция попадает на ролевую, а фоновая прикрывает болевую функцию дуального партнера. Именно эти функции в квадре считаются вытесненными, не составляющими для её представителей серьезных ценностей.

Рассмотрим теперь, что вносит каждый тип в общую «кухню» своей квадры, где и «варятся» их общие ценности и привязанности.

Особенности первой квадры

Первую квадру составляют интуиты-логики и сенсорики-этики. Все её представители по своей сути являются демократами (с точки зрения Признаков Аугустинавичюте-Рейнина). Интуиты-логики в первой квадре – это ИЛЭ и ЛИИ, а сенсорики-этики – СЭИ и ЭСЭ.

ИЛЭ образует дуальную пару с СЭИ, а ЭСЭ с ЛИИ.

Программатор первой квадры – ИЛЭ . Его базовая функция – интуиция возможностей, и именно от него первая квадра наследует эту ценность. Представители квадры альфа любят всё новое и необычное: интересные места и экскурсии по ним, нестандартные фильмы и музыку, новые веяния в литературе. Это легкие на подъем люди, уважающие нетрадиционный взгляд на вещи. ИЛЭ часто воодушевляет альфийцев своими новыми замыслами. Люди здесь любят помечтать – считается, что к представителям первой квадры применим девиз: «не здесь и не сейчас». Альфийцы не принимают для себя отжившие, устаревшие устои и традиции. Здесь очень ценят научные открытия и разные эксперименты, которые активно проводятся. Очень приветствуется развитие человеческих талантов и способностей в самых различных областях. Среди этих людей также ценится интеллектуальное творчество, в том числе и интеллектуальный юмор.

У СЭИ базовая функция сенсорика ощущений. И это сказывается на том, что представители первой квадры внутренне стремятся к гармонии во всех её проявлениях, к той полноте ощущений, которая и составляет «праздник жизни». В квадре альфа приветствуются люди с хорошим вкусом, стремящиеся к получению максимальных наслаждений и удовольствий. Эти люди очень ценят благосостояние – уют и комфорт в доме, возможность ездить отдыхать и ходить в хорошие рестораны, где вкусно кормят. Но представители первой квадры также любят и еду домашнего приготовления, и надо сказать, что у сенсориков-этиков это приготовление получается блестяще. Из сенсориков-этиков первой квадры также получаются великолепные дизайнеры и модельеры, способные сочетать, казалось бы, не сочетаемые на первый взгляд вещи. И именно они, как ни странно чаще всего являются законодателями моды.

От ЭСЭ первая квадра позаимствовала ценность этики эмоций. Здесь не стесняются открытых эмоциональных излияний. Но всё же представители первой квадры стремятся сократить до минимума проявление негативных эмоций. Эти люди очень положительно воспринимают шутки, смех, и всевозможные житейские радости, дарящие хорошее настроение. Одеваются здесь в одеяния пастельных оттенков и сочетаний. Еще альфийцы очень любят синий и бирюзовый цвет, а также их оттенки. Любят здесь ещё и розовый цвет. В отличие от представителей второй квадры, альфийцы не ищут на свою голову бурных эмоциональных переживаний и страстей, а также очень ярких цветов. Здесь очень любят дарить людям праздник. Представители альфа часто интересуются причиной хорошего настроения у коллег и друзей. Это происходит из-за того что они надеются, что с ними поделятся радостью. В первой квадре очень любят музыку, создающую благоприятный эмоционалный фон. Ценятся здесь также и люди способные «заряжать настроением». Любят мотивировать окружающих своими эмоциями: задором, порывом, улыбками и смехом.

И, наконец, ЛИИ добавляет в первую квадру структурную логику, которая проявляется в анализе всего происходящего. Здесь очень важно в любом начинании увидеть смысл. Логиками-интуитами первой квадры очень часто разрабатываются новые законы, привносятся в общество разные теории. Именно здесь, как ни в какой другой квадре, ценится истина и справедливость. И очень важно логически обосновать эту справедливость.

Ценности второй квадры

Во второй квадре дела обстоят немного иначе. Прежде всего, надо сказать, что все её представители являются аристократами, уважающими должностную иерархию и социальный статус. Вторая квадра состоит из этиков-интуитов, представленных ЭИЭ и ИЭИ, и логиков-сенсориков – ЛСИ и СЛЭ.

Этика эмоций и структурная логика там также как и в альфе являются квадральными ценностями. А вот сенсорика ощущений и интуиция возможностей сменились на волевую сенсорику и интуицию времени.

Рассмотрим, же как именно проявляются ценности второй квадры и как влияют на них входящие ТИМы.

Во второй квадре программатор ЭИЭ , он вносит в неё этику эмоций. Но только здесь эта функция принимает несколько иной характер чем в альфе… Во второй квадре этика эмоций сблокирована не с сенсорикой ощущений, а с интуицией времени. В итоге представители беты ценят не столько эмоциональную гармонию, сколько количество пережитых эмоций за определённую единицу времени. Определяют эту единицу, как правило, этики-интуиты. Именно ЭИЭ является идейным лидером и мотиватором беты. Ведь для того, чтобы сохранять иерархию, нужно, чтобы структура правильно функционировала, а для этого ей необходим заряд бодрости, который в неё и привносит ЭИЭ. Для ЭИЭ «весь мир театр и люди в нём актеры», а ему отводится роль режиссера эмоциональных пьес, разыгрываемых в бете. Во второй квадре негативные эмоции уважают и ценят так же, как и позитивные, ведь они побуждают быстрее совершать великие поступки. Хорошее настроение хочется сохранить надолго, а от плохого необходимо быстрее избавиться, что само по себе уже не позволяет расслабляться и побуждает к активным действиям. Комфорт, отдых и всевозможные житейские радости здесь считают неактуальными. Ведь некогда отдыхать – история ждёт «великих свершений».

Также, великолепно разбираясь в настроениях толпы, ЭИЭ понимает, что лучшая новость – это плохая новость! В итоге именно этики-интуиты второй квадры очень часто закручивают ураган эмоций, способный свершать революции.

Что касается одежды, создающей соответствующий настрой, то здесь очень любят красный цвет, а также его сочетание с чёрным, любят яркие цвета: желтый, оранжевый. Любят также хаки, так как он имеет военную окраску.

Программная функция ЛСИ – структурная логика. Представители второй квадры ценят систему и не представляют себя вне должностной структуры. Как и этика эмоций, - структурная логика здесь тоже немного видоизменилась по сравнению с первой квадрой, и теперь подкрепляется не интуицией возможностей, а волевой сенсорикой. В бете уже не законы разрабатывают, а структурные ведомства строят.

СЛЭ привносит во вторую квадру волевую сенсорику, о которой выше уже было упомянуто. Здесь ценят людей «сильных как телом, так и духом». Многое в бете держится на власти и авторитете. Здесь «каждый сверчок знает свой шесток», что опять же вытекает из блока структурная логика + волевая сенсорика. Но расти по должностной иерархии во второй квадре всё же можно, впрочем, как и падать и вообще быть выкинутым за борт структуры. Представители второй квадры презирают слабость и всячески стараются её не допустить. Также здесь не понимают людей, которые не придают особого значения авторитетам. Представители беты стремятся проявлять упорство и настойчивость. Ценят свою и чужую территорию. Здесь уважают людей, умеющих организовать правильную расстановку сил. Логики-сенсорики второй квадры великолепно разбираются в красоте, четкости форм и насыщенности цветов и мотивируют этим своих интуитов-этиков. Никто другой не может так красиво всех построить и организовать, как это делает СЛЭ.

ИЭИ привносит в ценности второй квадры интуицию времени. Представители беты стремятся «шагать в ногу со временем», и можно сказать, что это у них не плохо получается, особенно у интуитов-этиков, которые в свою очередь уже помогают логикам-сенсорикам. Во второй квадре ценят умение видеть, казалось бы незаметные тенденции. Её представителей воодушевляют люди, умеющие распознавать предпосылки происходящего и, исходя из этого, прогнозировать будущее. Правда необходимо заметить, что прогнозы эти лучше распространяются на настроения коллектива и на динамику развития отношений в нём, да и вообще на всю сферу человеческих взаимоотношений, их чувств и переживаний. ИЭИ, как никто другой умеет видеть развитие процессов отношений, любви и ненависти и своевременно принимать необходимые меры. Умеет он также вселять в людей веру в светлое будущее, необходимую в данный момент. Здесь ценится умение переждать неблагоприятные моменты жизни, как бы отсидеться и затем заново вписаться в уже по-другому сложившуюся ситуацию. Также представителями второй квадры ценится умение полагаться на жизненный опыт, как свой, так и чужой, умение не совершать чужих ошибок. Ещё в бете очень ценят моду и стиль, любят одеваться современно и, часто, по-молодёжному. Многие из представителей второй квадры вообще до самых седин сохраняют моложавый вид.

Пикантности третьей квадры

И наконец мы переходим к третьей квадре. Рассмотрим что же происходит здесь…

Третья квадра, также как и первая – квадра демократов. Состоит она из логиков-интуитов ИЛИ и ЛИЭ, и этиков-сенсориков СЭЭ и ЭСИ. Но ценности здесь уже совсем другие, нежели чем в первой.

Программатор третьей кадры это СЭЭ . И его базовой функцией является волевая сенсорика. Она блокируется с белой этикой и приобретает уже другой характер. Опираясь на хорошие отношения и связи, СЭЭ пробивает свои желания и расширяет своё «королевство». В третьей квадре, так же, как и во второй, очень ценятся волевые, сильные и смелые люди, но эти люди должны уметь творчески манипулировать человеческими отношениями. СЭЭ – очень яркий человек, умеющий создавать вокруг себя красоту и умеющий позаботиться о красоте своей «свиты». В третьей квадре вообще ценятся люди, умеющие следить за своим внешним видом и красиво одеваться. Ценится здесь также и изящество форм в интерьерах. Также как и во второй квадре, в третьей – её представители предпочитают красоту удобству. И здесь уместно выражение: «красота требует жертв»! Это придает особый шарм её представителям.

Являясь демократом и, по сути, крайним индивидуалистом, СЭЭ имеет сверхценность, которая звучит просто «Я». Представителями третьей квадры очень ценятся индивидуальные заслуги и индивидуальный авторитет. Ценятся здесь также люди, не жалеющие сил во благо своих целей и начинаний.

Интуиция времени достаётся третьей квадре от ИЛИ . Здесь она идёт вместе с логикой действий и, в отличие от второй квадры, распространяется уже не на эмоции и настроения, а на дела и выгоду. В гамма-квадре ценятся люди, умеющие видеть, какие направления бизнеса будут выгодны в перспективе, какие деловые качества следует развивать, чтобы «попасть в струю». Будучи негативистом, ИЛИ видит все «подводные камни», грозящие в будущем делу, которым он занимается. И именно это качество очень ценится в третьей квадре. Здесь уважают людей, умеющих предостерегать от возможных опасностей. Ценится здесь также умение видеть своевременность или несвоевременность разного рода поступков. В третьей квадре ценятся люди пунктуальные: «время – деньги» - так можно характеризовать основной принцип представителей гаммы. Здесь не принято опаздывать на работу, ведь, опаздывая, ты же сам у себя отнимаешь время, которое можно было бы посветить делу.

Переходя к ЛИЭ , видно, что в третьей квадре появляется новая ценность – логика действий. Проявляется она в третьей квадре для реализации разного рода дел и проектов, которые, возможно, в первой квадре ещё только планировались. Здесь ценятся деловые люди, знающие цену своей работе и умеющие зарабатывать деньги. «Здесь и сейчас» по такому принципу живут представители третьей квадры. Это реалисты умеющие взять от жизни всё.

«Добро должно быть с кулаками» - это выражение очень хорошо передаёт дух третьей квадры, но ещё лучше оно подходит к представителям ТИМа ЭСИ . Ведь оно как нельзя лучше характеризует базовую этику отношений данного типа, сблокированную с творческой волевой сенсорикой. Здесь хорошие взаимоотношения подкрепляются силой. Представители типа ЭСИ являются экспертами в области морали и человеческих устоев, добра и зла. Так как этика отношений входит в квадральные ценности гаммы, здесь ценятся люди, способные находить подход к любому человеку. Ценятся прирождённые психологи, разбирающиеся во всех тонкостях человеческих взаимоотношений и тонко чувствующие отношение к себе. В третьей квадре достаточно категорично относятся к вопросам нравственности, и многие из её представителей («этики-сенсорики») сами же и задают ту границу, перейдя которую человек в их глазах становится безнравственным. Ценится здесь умение разглядеть ложь, лицемерие и лесть.

Устои четвёртой квадры

В дельте логики, также как и во второй квадре, являются сенсориками, а этики – интуитами. Это также квадра аристократов, но только здесь, в отличие от второй квадры, аристократия носит не структурно-ведомственный характер, а являет собой семейно-клановую иерархию.

Здесь, также как и в третьей квадре, квадральные ценности – логика действий и этика отношений. Кроме того появляются здесь и знакомые нам сенсорика ощущений и интуиция возможностей – ценности альфы. В итоге логика действий соединяется в блок с сенсорикой ощущений, а этика отношений с интуицией возможностей, и мы получаем новый набор функций не встречавшийся до этого ни в одной квадре. Как это проявляется?

Логика действий, также как и в третьей квадре, привносит в дельту стремление к пользе, выгоде, целесообразности. Именно эти слова – основные для программатора квадры ЛСЭ . Но, будучи сенсориками, представители данного типа опираются не на временные критерии и тенденции, а видят цепочку конкретных действий, приводящих к достижению поставленной цели. В четвёртой квадре не понимают людей, работающих преимущественно на перспективу. Это происходит из-за того, что интуиция времени здесь не в ценностях, более того, она болевая у ЛСЭ. Не понимают и даже осуждают здесь людей, занимающихся бесполезным и невыгодным делом, не приносящим конкретной материальной отдачи. В выполненной работе здесь, прежде всего, ценят её качество.

Этика отношений в четвёртой квадре, будучи сблокированной с интуицией возможностей влияет на её представителей следующим образом: здесь ценят умение видеть, чего можно ожидать от людей и взаимоотношений с ними. ЭИИ тонко чувствуют человеческую психологию, способны к эмпатии. Тут ценят людей, проявляющих интерес к морально-философским проблемам общества, способных идти на компромиссы ради мира и согласия. Представители четвёртой квадры уважают семейные устои и традиции. Поддерживают свою религию.

Рассмотрим проявление ценности интуиции возможностей. ИЭЭ видят потенциальные возможности людей и отношений, поэтому ценят людей, обладающих целостным видением картины взаимоотношений, легко прогнозирующих их развитие. В дельте, так же как и в альфе, ценят необычные идеи и внутренний потенциал человека.

Сенсорика ощущений – базовая функция СЛИ способствует хорошей ориентации в вопросах здоровья и самочувствия. Также как и в первой квадре, представители четвертой ищут во всём гармонию. Представители четвёртой квадры любят одеваться со вкусом, но неброско, предпочитая пастельные тона и их сочетания, часто это цвета, близкие к тем, что встречаются в природе, цвета зелени, земли.

В четвертой квадре особое внимание уделяют условиям труда: созданию удобных рабочих мест, хорошему питанию на работе, обязательному отпуску и т.д. Представители дельты по-настоящему эффективно занимаются тем, что приносит удовольствие.

Если рассмотреть все четыре квадры, то видно, что процессная дуальная пара каждой квадры – в ней же и находится её программатор – наследует свои базовые функции из предшествующей квадры. А вот результатная дуальная пара вносит в квадру новые ценности, переводя ее на качественно новый уровень.

Этим обусловлено, что социон состоит из двух пар ортогональных квадр – первая с третьей и вторая с четвертой. Именно в ортогональных квадрах ценности не пересекаются, а значит и нет общего понимания. Люди как бы говорят на разных языках.

Квадральные признаки Аугустинавичюте-Рейнина

Если рассмотреть с точки зрения признакового подхода все четыре квадры, то все представители первой и второй квадры носят признак весёлые. Это обусловлено тем, что здесь в квадральные ценности входят этика эмоций и структурная логика. Третья же и четвёртая квадры – серьезные. Здесь уже в ценностях этика отношений и логика действий.

Первая и четвертая квадры являются квадрами рассудительными – это обусловлено тем, что все их представители носят признак Аугустинавичюте-Рейнина – рассудительные. У рассудительных в ценностях интуиция возможностей и сенсорика ощущений. Во второй и третьей квадре обитают решительные. Здесь в ценностях волевая сенсорика и интуиция времени. Здесь некогда особенно заботиться, а надо волевым напором принимать решительные меры.

Третий квадральный признак: аристократия – демократия, был уже нами упомянут выше. Напомним: первая и третья – квадры демократов, вторая и четвертая – аристократов.

Соционические клубы, квадры и психоаналитические группы

В каждой квадре есть представители двух соционических клубов. Квадры и клубы имеют общий признак «Аристократия – демократия». Соответственно, в аристократических квадрах (бета и дельта) присутствуют представители аристократических клубов (гуманитарии и управленцы). В демократических квадрах (альфа и гамма) – представители демократических клубов (исследователи и социалы).

Интересно посмотреть и состав квадр с точки зрения психоаналитических групп. Психоаналитические группы и квадры имеют общий признак «Рассудительные – решительные». Квадры альфа и дельта состоят из «заботливых» и «инфантилов». «Заботливые» – это «белые сенсорики», а «инфантилы» – «черные интуиты».

Квадры бета и гамма состоят из «агрессоров» – «волевых сенсориков» и «виктимов» – «интуитов времени».

Если собрать сказанное вместе, получается таблица, которая во многом характеризует квадральные ценности и дух отношений внутри каждой квадры.

Квадра

Интуиты

Сенсорики

«Исследователи» – «Инфантильные»
Квестимы.
Функции блока ЭГО:

«Социалы» – «Заботливые»
Деклатимы
Функции блока ЭГО:

«Гуманитарии» – «Виктимные»
Квестимы
Функции блока ЭГО:

«Управленцы» – «Агрессоры»
Деклатимы
Функции блока ЭГО:

«Исследователи» – «Виктимные»
Деклатимы
Функции блока ЭГО:

«Социалы» – «Агрессоры»
Квестимы
Функции блока ЭГО:

«Гуманитарии» – «Инфантильные»
Деклатимы
Функции блока ЭГО:

«Управленцы» – «Заботливые»
Квестимы
Функции блока ЭГО:

Интересно, что в «веселых» квадрах, квадрах субъективистов, ориентированных больше на собственное мнение, – интуиты – квестимы, а сенсорики – деклатимы. Напрашивается мысль о ценности для этих квадр вопросов по изучению мира, его целостного устройства. А вот конкретика (сенсорика) в этих квадрах находится в устах деклатимов и, видимо, особенному обсуждению не подлежит. Не зря ведь «веселые» квадры считаются несколько оторванными от земной реальности.

В «серьезных» квадрах, квадрах объективистов, напротив, сенсорики – квестимы, а интуиты – деклатимы. Можно предположить, что здесь ценно активное обсуждение земных, конкретных дел, а вот интуитивные, исследовательские и духовные ценности – декларируются.

Обращает на себя внимание сочетание признаков в квадрах. Как живется в альфе, где социалы – заботливые, а исследователи – инфантильные? Приятно и комфортно, и с детским интересом ко всему необычному. Возможно ли такое же в другой демократической квадре – гамма, где социалы – агрессоры, а исследователи – виктимные? Здесь напрашивается образ костров инквизиции для ученых, пострадавших за идею, но и захват рынка – тоже здесь. Если в альфе довольствуются малым, то здесь – сытая обеспеченная жизнь.

В аристократических квадрах – тоже интересные сочетания. В дельте управленцы – заботливые, а гуманитарии – инфантильные. Напрашивается образ крепкой семьи, где все трудятся и заботятся о нормальных условиях труда, при этом принято быть с детства воспитанными, вежливыми, добрыми. А в бета-квадре соединились управленцы – агрессоры и гуманитарии – виктимные. Здесь в норме аврал, героизм, тяжелый труд, не щадя себя и – идеология, призывающая к самопожертвованию ради великой цели.

В приложении все сказанное сведено в единую таблицу.

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: « Terra Fantastica », 1998.
  2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. «Соционика, ментология и психология личности», 1998г. №№ 1-6.
  3. А.В. Букалов, А.Г. Бойко. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – Киев: Редакция газеты «Соборна Укра i на», 1992.
  4. Букалов А. В. О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. // Соционика, ментология и психология личности, - 1995. - № 1.
  5. Букалов А. В. Функциональные роли типов в квадре и соционе. // Соционика, ментология и психология личности, - 1996. - № 5.
  6. Гуленко В. В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства. // Соционика, ментология и психология личности, - 2000. - № 2.
  7. Гуленко В. В. Квадры и их социально-психологические особенности. // Соционика, ментология и психология личности, - 1995. - № 1.
  8. Шульман Г. А. Программаторы социона. // Соционика, ментология и психология личности, - 2000. - № 2.
  9. Шульман Г. А., Карпенко О. Б. Дрейф передатчиков, или о возможном варианте механизма реализации социального заказа. // Соционика, ментология и психология личности, - 2001. - № 4.
  10. В.В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995; М: «Астрель», 2003г
  11. В. В. Гуленко, В.В. Мегедь. Совместимость и дуальность. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.
  12. Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
  13. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  14. Прокофьева Т. Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  15. Прокофьева Т. Н. Об аспектах и функциях в соционике. В кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  16. Прокофьева Т. Н. Семантика аспектов. В кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.

Приложение. Квадры и квадральные ценности

Юность
Ценности молодости. Стремление к светлому будущему. «С каждым днем все радостнее жить». «Жить стало лучше. Жить стало веселей».

Девиз

Один за всех, все за одного!
Все люди – братья!

Все дружно, в едином порыве! Дружба дружбой, а служба службой!

Не здесь и не сейчас
Когда-нибудь, где-нибудь это реализуется

Сейчас, но не здесь
Аврал. Срочно! Любой ценой! Это приказ! «Так жить нельзя».

Ассоциации

Весна
Жизнь зарождается

Лето
«Летний день год кормит». Активная работа

Стихия

Воздух
Витание в облаках. Чувство свободы, полета. Простор.

Огонь
На войне команда «огонь». Строится новый завод, сроки горят. «Огнем и мечом»

Юмор

Игра словами и смыслами. Любят и ценят умных, догадливых.

Военный, жесткий. «Было бы за что, вообще бы расстреляли». «Флаг в руки – электричку навстречу».

Цвета

Пастельные. Белый, голубой

Ярко красный, камуфляж



Квадра

Признаки Аугустинавичюте-Рейнина

Решительные.
Серьезные.
Демократы

Рассудительные.
Серьезные.
Аристократы

Соционические клубы

Исследователи и Социалы

Гуманитарии и Управленцы

Психоаналитические группы

Виктимные и Агрессоры

Инфантильные и Заботливые

Возраст

Взрослость
Ранний уход детей из дома. Сам зарабатывает, чувствует себя сильным. Если хочет человек умереть с голода – ему это позволено. Если хочет быть супербогатым ему тоже это позволено.

Старость
Умудренность опытом. Настрой на общечеловеческие проблемы, потребности человечества. «Если бы молодость знала, если бы старость могла».

Девиз

Каждый за себя! Время – деньги! Каждый сам кузнец своего счастья! Дружба дружбой, а денежки врозь!

Мир, гармония и покой в душе, в природе. Любовь и забота для родных и близких.

Ощущение себя в пространстве и во времени

«Здесь и сейчас»
Живем один раз! Куй деньги, не отходя от кассы. Время не ждет!

Здесь, но не сейчас
Навсегда, навеки, устойчивость, стабильность, вечные ценности.

Ассоциации

Осень
Урожай. Торговля. Рынок насыщенный. Рыночные отношения.

Зима
Вечера у камина со сказкой. Запасы растянуть на зиму.

Стихия

Вода
Все изменчиво. В одну и ту же воду не войти дважды. Сейчас она такая, а в следующую секунду уже другая.

Земля
Плодородие, устойчивость. Обеспеченная стабильная жизнь.

Юмор

Изысканный юмор с подковырками, уколы. «Помучить. На косточках покататься». Отравления. Взрывы.

Что естественно, то не безобразно. Физиология. Все, что ниже пояса – все естественно.

Цвета

Темно-синий, контрасты: черный – белый – красный

Коричневый, зеленый, ближе к земле

Представители квадры: типы Наставник (ЭИЭ), Маршал (СЛЭ), Инспектор (ЛСИ) и Лирик (ИЭИ).

Для квадры Бета — квадры центральных коллективистов, характерны общественная (государственная) собственность в соединении с авторитарной властью. Такое сочетание позволяет соединить и долго удерживать под единым управлением крупные территории.

Социально-экономический аспект.

Нормой для Бета квадры является мобилизационная экономика, построенная на концентрации всех материальных, информационных и человеческих ресурсов в одних руках. Она действительно оправдана там, где возникают экстремальные ситуации. Экономический финал такого уклада сводится к простой формуле: денег много, товаров мало.

В Бете обязательно поддерживается строгая иерархия сеньоров и вассалов или, говоря современным языком, жесткая управленческая вертикаль. Впервые развернутое обоснование необходимости и главных функций государства с бета-позиций находим в знаменитом «Левиафане» Т. Гоббса. Философ доказывает, что государство подобно морскому чудовищу Левиафану должно вызывать страх и трепет у своих подданных.

Типы Беты таким образом являются наиболее выраженными и последовательными государственниками. Но формы государственности эволюционируют. Военно-вассальные отношения со временем сменяются институтом бюрократии — аппаратом квадры Бета на позднем этапе своего развития, когда уже происходит переход к квадре Гамма.

Квадру Бета по праву можно считать квадрой смут и революций. Только она эффективно действует в экстремально-кризисных условиях, не теряя сплоченности и организованности. И английскую, и французскую, и американскую и любую другую революции делала квадра Бета и никакая другая. Я пришел к выводу, что относить Дж. Вашингтона, М. Робеспьера, Кромвеля и других «пламенных» революционеров к квадре Альфа, — это значит не знать соционики жизни, поведения социотипов в реальной обстановке.

С квадрой Бета напрямую связано и такое явление, как национализм. Национализм расцветает тогда, когда одна этническая часть населения навязывает другой его части чуждые ценности в условиях недемократического государства. Лидеры угнетенной нации (это, как правило, социотипы ЭИЭ, ЛСИ) становятся на путь сепаратизма. Лозунг, который они проводят в жизнь: одна нация — одно государство. Поэтому когда власть оказывается в их руках, то другим этническим меньшинствам отказывают в праве суверенитета. Квадра Бета выступает за унитаризм.

Однако неправильно думать, что Вторая квадра не может существовать без деспотизма. Идеал правления во Второй квадре — просвещенный монарх. У Платона, как известно, государством должны были править философы. В древности этот идеал был воплощен в Марке Аврелии, который был не только успешным императором, но и талантливым философом.

Духовно-психологический аспект. Вторая квадра (Бета) — ценности, миссия квадры. Гуманитарная соционика

Ценности типов Второй квадры: Романтико-силовые

В квадре Бета сконцентрированы самые неуживчивые типы людей. Чтобы удерживать их вместе, нужна крепкая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, проживающих под одной крышей, направляемая твердой рукой ее главы. Такова естественная организация семейной жизни для бета-людей из низших классов.

Для высшего класса исторически сложился другой вариант. В аристократических кругах было принято отдавать родившихся детей кормилице, а затем отправлять их в закрытые пансионаты или интернаты. Таким образом поддерживалась необходимая психологическая дистанция.

Квадре Бета присущ максимальный коллективизм, который поддерживается образом врага. Этот образ формируется из изначально четкого противопоставления мы — они. В качестве надежного средства «цементирования» бета-общества служит единая религия и идеология. Любое инакомыслие воспринимается как подрыв основ, а поэтому тем или иным способом подавляется.

Только во Второй квадре психологически достоверным выглядит романтизм. На ее типах строится треугольник персонажей любого романтического произведения (соперничество между двумя мужчинами — одним достойным, а другим нет — за женщину). Прекрасные молодые герои либо погибают, либо побеждают и вступают в брак. Но спокойной семейной жизни им вкусить не дано. Удел героев и страдальцев — борьба. Поэтому если автор пишет продолжение их истории, то должен придумать какое-либо обострение в виде внезапной угрозы, исходящей со стороны или изнутри (предательство). В любом случае без образа врага ему обойтись не удастся.

Другие вызывающие уважение ценности квадры Бета — героизм и самоотверженность. Ее по праву можно назвать квадрой пассионариев. Пассионарий, по Л. Гумилеву, — человек, способный пожертвовать многим, вплоть до собственной жизни, во имя борьбы за идею. Квадра Бета — главный поставщик беззаветных борцов и фанатиков любого толка.

Один из самых излюбленных лозунгов квадры Бета — справедливость. История знает много массовых движений под этим лозунгом, начиная от восстаний рабов и крестьянских войн до современного политического популизма. Им неизменно сопутствуют уравнительные настроения, связанные с перераспределением собственности принудительным путем.

Квадре Бета для укрепления ее идеалов очень показан спартанский образ жизни, предполагающий аскетизм, постоянные тренировки как физические, так и духовные, а также принудительный коллективизм. Такая организация общества дает чрезвычайную устойчивость во времени. Хорошим историческим примером служит Спарта, просуществовавшая около пяти столетий.

Когда Бета предается расслаблению, живет в роскоши и изненеженности — это уже предвестник ее скорого заката. Недаром же модель нарастающего напряжения эксплуатируют основатели тоталитарных духовно-религиозных сект самого разного толка. Исходя из анализа квадральных ценностей, харизматические лидеры и духовные учителя всегда являются выходцами из Второй квадры.

Итак, квадра Бета, принося личное в жертву общественному, придерживается ориентации на других, то есть на большие группы. Именно в этом смысле ее нужно поставить на первое место как социально самой влиятельной квадры. В ней наиболее полно воплощена та идеологическая система, которую принято называть восточными ценностями.

Что такое соционическая квадра, какие жизненные ценности разделяют и многое другое вы узнаете из отрывка книги соционика Веры Стратиевской.

Многие новички в соционике по незнанию предполагают, что зная тип личности другого человека и поведения его дуала — можно легко играть некую «роль» и жить с этим человеком словно дуалы. Причин, почему это не так, довольно много, от психологических до соционических, но одна из них завязана именно на квадровых ценностях.

Если поведение типа личности можно описать, то ценность квадры — это целое мышление группы людей, которые в эту квадру входят, и что для одной квадры табу, то для другой абсолютная норма. И дело тут касается не только поведения, но и физики, например секса, и если где-то можно в первом случае попытаться подстроиться, то на физическом уровне заставить полюбить то, что тебе не свойственно, невозможно.

сайт

Соционические типы группируются в соционические квадры – по 4 типа в каждой, связанных одинаковым взглядом на мир, схожими жизненными ценностями.

Первая квадра (Альфа)

Ее представители ценят новые возможности и теории, вдохновение, веселье и заботу о комфорте. В первой квадре осуждается стереотипность мышления – приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом. Приветствуются всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества, происходит ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание.

Свобода слова, стремление к справедливости, поиск истины – основные ценности представителе этой квадры. В первой квадре не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, филосовски созерцательный образ жизни. Кроме того, не любят моральных и нравственных ограничений, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Стараются принимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. Стремятся избегать, сводить к минимуму отрицательные эмоции и переживания. Здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться. Ценится умение получать максимум удовольствия от жизни. Эстетика и комфорт высочайшего уровня, изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких – это те радости, которые может подарить жизнь.

Вторая квадра (Бета)

Воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы – вот на что обращают внимание во второй квадре. Здесь ценится умение не допускать слабости, проявлять стойкость в борьбе с лишениями, способность противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет. Во второй квадре стыдно быть слабым! Это общность избранных, сильных людей, презирающих боль, превозносящих выносливость и стойкость, ответственных за свои слова и поступки.

Они воспевают безумство храбрых и романтику борьбы, придавая ей заряд бодрости, энтузиазма, праздничности, воодушевления, эмоционального подъема.

Представители второй квадры лучше чем кто-либо осознают «значимость текущего момента», стремятся не допустить сделанных кем-то когда-то ошибок, или просчетов, которые могли бы в определенны момент оказаться роковыми. Верят в судьбу, высшее предназначение.

Они настроены на борьбу и готовы преодолевать препятствия и трудности во имя будущего, справедливости, всеобщего счастья, отличаются пренебрежением к мелочным обывательским «радостям», отказом от мещанских, мелкобуржуазных удовольствий.
До старости лет они сохраняют юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души.

Третья квадра (Гамма)

Ее девиз: “Сотрудничать и приобретать”. Представителей этой квадры отличает большая пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам. Здесь ценят силу, значительность, индивидуальные сиюминутные оттенки отношений, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть перспективы. Это доверчивые, простые в общении и демократичные люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и делят людей на «своих» и «чужих», руководствуясь своими личными симпатиями и антипатиями.

Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих по их личным заслугам и качествам. Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут «идейную борьбу», предпочитая договориться с достойным соперником

Неприхотливые в быту, легкие на подъем. О своих чувствах стараются много не говорить – чувства проверяются отношениям. Им важно себя реализовать, и чрезвычайно важен результат своей работы, Предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд. Самое нежелательное для них – это ограничение их деловой активности по объективным, не зависимым от них причинам.

Четвертая квадра (Дельта)

Ее представители отличаются практичностью и дружелюбием. Квадра практиков, умеющих реализовать продуктивные идеи в полном объеме, до исчерпания их возможностей.

В четвертой квадре ориентированы на «вечные» ценности, не склонны вкладывать энергию во что-то временное. Идею «Далекого светлого будущего» воспринимают без особого энтузиазма, предпочитают жить настоящим. Это открытые доброжелательные люди, умеющие ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на земле, они дорожат своей социальной стабильностью и консерватизмом. Стремятся к разумному и рациональному потреблению природных и экономических ресурсов, ценят прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализацию в условиях стабильной экономики. Труд воспринимается как естественная потребность человека творчески себя реализовать, работают качественно и с удовольствием.

Личные заслуги, по их мнению, – показатель степени реализации способностей человека. Представителям четвертой квадры свойственны этические ценности позитивного характера, такие как признание религии, индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм, а также наличие хороших условий для работы, отсутствие дискомфорта, исключение вредного влияния внешней среды, – одним словом, минимизация отрицательных ощущений.

Литература: Стратиевская В.. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика).

Делит всех людей на 16 социотипов, но эти 16 типов определенным образом взаимосвязаны друг с другом. В частности, объединяются в 4 квадры (по 4 типа в каждой).


Альфа-квадра

  • Дон Кихот (искатель, интуитивно-логический )
  • Дюма (посредник, сенсорно-этический )
  • Робеспьер (аналитик, логически-интуитивный интроверт)
  • Гюго (игрок, этически-сенсорный экстраверт)

Бета-квадра

  • (маршал, сенсорно-логический экстраверт)
  • Есенин (лирик, интуитивно-этический интроверт)
  • Максим Горький (управленец, логически-сенсорный интроверт)
  • Гамлет (артист, этически-интуитивный экстраверт)

Гамма-квадра

  • (критик, интуитивно-логический интроверт)
  • Наполеон (император, сенсорно-этический экстраверт)
  • Джек Лондон (информатор-методист, логически-интуитивный экстраверт)
  • Драйзер (церемониймейстер, этически-сенсорный интроверт)

Дельта-квадра

  • Габен (мастер, сенсорно-логический интроверт)
  • (коммуникатор, интуитивно-этический экстраверт)
  • Штирлиц (разведчик, логически-сенсорный экстраверт)
  • Достоевский (гуманист, этически-интуитивный интроверт)


С позиций соционики, люди, обладающие социотипами, которые относятся к одной и той же квадре, будут наилучшим образом , им удается лучше взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга с полуслова, дополнять слабые функции друг друга и усиливать ведущие. Команда, собранная из людей с типами одной соционической квадры, будет наилучшим образом совместно решать рабочие задачи. Кроме того, с соквадренниками приятнее не только работать, но и отдыхать, легче общаться, находить общий язык.

Говоря другими словами, термином «соционическая квадра» обозначается группа социотипов, у которых в одинаковые сильные функции (это фукнции базовая и творческая; отсюда — схожесть интересов, общий язык, лучшее взаимопонимание); а также те функции, которые необходимы для более эффективного функционирования типа (это функции дополнения и активации; отсюда — схожесть потребностей, способов самомотивации и отдыха).

При этом квадра построена так, что в ее состав входит по два типа с одинаковыми ведущими функциями (например, в альфа-квадру входят Дон Кихот и Робеспьер: у них ведущими являются и , но разница типов объясняется разницей позиций этих функций; у Дон Кихота базовая — черная , творческая — белая , а у Робеспьера наоборот). В то время как у двух типов данные функции являются ведущими, то у двух других типов из той же квадры эти же функции являются слабыми, которым необходима подпитка извне. (В альфа-квадре есть Дюма и Гюго, у них черная интуиция и белая логика — это функции дополнения и активации, которым необходима стимуляция извне, есть потребность в этих функциях, но самостоятельно их развить и управлять ими сложно, т.к. они слабые; и как раз эти функции — черная интуиция и белая логика — являются сильными у соквадренников Дюмы и Гюго — у Дон Кихота и Робеспьера.)


Соквадренники дополняют и активируют, а также способствуют лучшему развитию сильных функций друг друга, каждый дает своим «соседям» по квадре то, чего те не могут спродуцировать самостоятельно.


Таким образом, в квадры социотипы объединяются в соответствии с соционическими функциями, находящимися на 1 (базовая), 2 (творческая), 5 (дополнение) и 6 (активация) позициях в структуре типов соквадренников. При этом у двух типов в квадре сильными являются те же функции, которые у двух других типов в квадре являются слабыми. Поле взаимодействия в каждой квадре задается четырьмя основными для этой квадры соционическими функциями.


Рассмотрим для примера альфа-квадру.

Рисунок иллюстрирует принцип дополнения, который есть в квадре: сильные функции Дон Кихота и Робеспьера находятся на слабых позициях у Дюмы и Гюго, и наоборот.


Поле взаимодействия в альфа-квадре задано такими функциями, как черная интуиция, белая логика,