Талморское посольство. Дипломатическая неприкосновенность на легендарной сложности

Карта Планы Округ Хаафингар Зоны Существа Ледяной тролль Персонажи Эленвен , Малборн , Ондолемар , Рулиндил , Этьен Рарнис , Идгрод Черная, Орт Эндарио , Мавен Черный Вереск, Эрикур , Брелас , Ильди , Разелан , Тсавани Квесты Дипломатическая неприкосновенность , Заглянуть под каждый камень Талморское посольство (ориг. Thalmor Embassy ) - поселение в игре The Elder Scrolls V: Skyrim .
  • Коды локации:

ThalmorEmbassy01
ThalmorEmbassy02
ThalmorEmbassy03
ThalmorEmbassy04
ThalmorEmbassy05

Они охраняют посольство лучше, чем скряга свой сундук
- Дельфина

Описание

Талморское посольство - комплекс закрытого типа, находящийся к западу от Солитьюда . Оно является резиденцией посла Альдмерского Доминиона Эленвен , известной благодаря проведению самых шикарных приёмов, на которых присутствуют многие влиятельные люди Скайрима.

В надежде обнаружить секретную информацию о драконах, Дельфина отправляет Довакина в Талморское посольство. Переодевшись, Довакин проникает в посольство в качестве гостя приёма Эленвен, находит там несколько интересных досье, письма о гражданской войне в Скайриме , но ничего о драконах. Драконорождённый, однако, узнаёт, что хранитель архивов Клинков Эсберн сейчас находится в Скайриме и разыскивается Талмором. Пытаясь спастись, Довакин обнаруживает Этьена Рарниса - члена Гильдии воров, которого допрашивал Талмор.

По сути эта пещера является единственным выходом из посольства при выполнении этого квеста . В неё герой попадёт вместе с членом Гильдии воров Этьеном Рарнисом, которого можно спасти от пыток Талморцев в подземельях посольства, Малборном , разносчиком выпивки в посольстве и по совместительству информатором Клинков, если удастся его спасти и с босмеркой-официанткой Брелас , если та будет в темнице, а протагонист освободит её от оков.

Дымящаяся пешера на карте

Находясь в пещере, стоит повнимательнее осмотреться. Здесь можно найти камень Барензии, необходимый для квеста «Заглянуть под каждый камень ». Если не взять его сразу, то потом пещеру будет найти проблематично, ведь её выход на карте не отмечен, а войти через посольство уже не получится.

Предметы

  • Камень Барензии
  • Талморское досье: Ульфрик Буревестник;
  • Талморское досье: Эсберн;
  • Талморское досье: Дельфина.
  • Учебник «До начала эпохи людей» (Иллюзия)

Квесты

Примечания

  • Казармы в Талморском посольстве будут доступны и после выполнения квеста Дипломатическая Неприкосновенность и являются отличным источником крови альтмеров, которая необходима для активации двемерского механизма в квесте «За гранью обыденного ».

Баги

  • Есть шанс, что отдав Малборну одну из масок жрецов драконов, герой уже не сможет получить её обратно.
  • Необычный камень, необходимый для восстановления короны Барензии, находится в Талморском посольстве. Рекомендуется забрать этот камень до завершения квеста «Дипломатическая неприкосновенность», так как технически невозможно повторно войти в посольство после него.

Примечание : после установки патча 1.4 камень Барензии из шкафа в спальне, что вверх по лестнице, будет перемещён в Дымящуюся пещеру, рядом с трупом мага.

45294
20 Ноября 2011 0:16

Задаёт задание: Дельфина

Местность: Солитьюд

Награда: Отсутствует

После сражения с драконом, Дельфина скажет вам, что скорее всего за этим стоят талморцы . Вам необходимо будет разобраться с этим, забравшись в усадьбу талморской посланницы и попытаться там узнать что-то об этом. Для этого вам надо получить приглашение на встречу талморцев. С этим нам поможет Малборн , живущий в Солитьюде . Направляемся туда, а там находим таверну под названием «Смеющаяся крыса ».

Когда вы туда доберётесь, передайте Малборну предметы, которые вы бы хотели пронести внутрь. Остальное вам нужно будет отдать позже Дельфине , так что выбор за вами. После разговора с Малборном , направляйтесь на ферму Катлы , которая находится неподалеку от конюшни Солитьюда к Дельфине . Поговорите с ней, оденьте нарядную одежду и ботинки и вновь поговорите с Дельфиной , когда будете готовы. Потом вы сядете на повозку и направитесь к посланнице на приём.

Когда прибудете, отдавайте приглашение волшебнице у входа. Внутри Эленвен подойдет к вам познакомиться. Лучше переключить тему, сказав: «Так ты Эленвен? Мне много про тебя рассказывали! » После этого Малборн отвлечёт её и вы сможете спокойно пройти на приём. Чтобы отвлечь всех, поговорите с Разеланом , дайте ему выпивки (если у вас её нет, то попросите её у Малборна ) и скорее бегите с Малборном за дверь. Направляйтесь за своими вещами в кладовую через кухню. Забирайте вещи, которые вы передавали ранее в таверне. Теперь у вас есть возможность проявить чудеса скрытности или разносить всех там. Решать вам. Как бы то ни было, пробирайтесь через эльфов и направляйтесь в личный дом посланницы .

Кроме выполнения задания, вы сможете там неплохо поживиться. На втором этаже в её личных покоях есть необычный камень. Внутри её дома заходите в её кабинет и обыщите сундук. Внутри вы найдёте отчёт о драконах и два досье. Один на Дельфину , второй на Ульрика Буревестника . Ключ поможет вам попасть в комнату пыток, где вы найдете досье на Эсберна , некоего человека, за которым талморцы охотятся.

Это нам расскажет заключённый Этьен Рарнис и содержимое сундука. И тут неожиданно появляются талморцы с Малборном . Угрожают его убить. Спасаем его и убиваем стражников. Пробираемся дальше в люк (ключ можно найти у пришедших стражников) и выбираемся наружу. Теперь настала пора вернуть вещи. Направляйтесь в Ривервуд . Поговорите с Дельфиной . Она направит вас в Рифтен . Заберите вещи из сундука в её комнате. На этом квест заканчивается.

-1) {_uWnd.alert("Вы уже оценивали данный материал!","Ошибка",{w:270,h:60,t:8000});$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");} else {_uWnd.alert("Спасибо за оценку!","Вы сделали своё дело",{w:270,h:60,t:8000});var rating = parseInt($("#rating_p").html());rating = rating + 1;$("#rating_p").html(rating);$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");}});">Мне нравится 16

Всякого любителя жанра РПГ заинтересует этой игры прохождение. «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность» является миссией основного сюжета, обязательной для каждого пользователя. Задание включает в себя проникновение во вражеское посольство и поиски информации. Игрокам стоит знать, как это можно сделать разными способами без привлечения к себе внимания.

Начало квеста

Старт задания покажет, что интересным будет все прохождение. «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность» - игра, миссия основной кампании которой начинается беседой с Дельфиной, которая выразит опасения насчет талморцев. Она скажет, что они могут быть причастны к пробуждению драконов, но для обвинения нужны доказательства.

Первый эмиссар Эленвен в это время устраивает прием для знатных граждан провинции, на него необходимо попасть, ведь только так получится проникнуть в здание посольства. Для этого нужен пропуск, который сможет организовать главному герою лесной эльф Малборн, что скрывается в Солитьюде. Именно туда игроков дальше ведет миссия в игре «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность». Прохождение продолжается в таверне под названием «Смеющаяся крыса».

Проникновение на прием

После разговора с Малборном становится понятно, как будет развиваться дальнейшее игры прохождение. «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность» как задание является редким случаем шпионажа в игре. Лесной эльф будет союзником игрока на приеме, и он же пронесет туда ряд предметов, которые укажет пользователь. Это может быть оружие, свитки, зелья и даже броня. После завершения диалога персонаж уйдет, а Довакину следует отправиться за город на ферму Кетлы.

Там Дельфина выдаст игроку набор нарядной одежды, без которой пройти на прием к Эленвен просто не получится. Когда завершится разговор, можно следовать на прием, так как Малборн уже выдал нам приглашение. К посольству пользователя отвезут в повозке, как всех известных личностей провинции. После входа на прием возникнет новая задача в прохождении задания игры «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность». Как отвлечь внимание всех присутствующих в зале, дабы свободно переместиться вглубь посольства и искать доказательства вины талморцев?

Простые способы

Есть стандартный способ того, как сделать легким на данном этапе игры прохождение. «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность» дальше дает возможность поговорить с Эленвен. Эта дама подойдет к игроку, чтобы познакомиться. Нужно ответить ей фразой, что вы давно мечтали ее увидеть и узнать.

Тогда Малборн начнет с ней беседовать, и игрок сможет тайно проникнуть на кухню, а оттуда и в дальние помещения. Другим легким способом отвлечь внимание является провокация Разелана с помощью выпивки. Достаточно подойти к служанке и попросить ее дать герою крепких напитков. Эти бутылки отдайте вышеуказанному персонажу, и он поднимет шум на приеме. На некоторое время все внимание он привлечет к себе, а герой сможет проникнуть в здание.

Взаимодействие с другими гостями зависит от прохождения на момент выполнения квестов разных миссий и наличия специальных навыков. Помочь может почти каждый из гостей в отвлечении стражи на задании в игре «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность». Прохождение дальше приведет пользователя в личные покои Эленвен.

Завершение задания

После отвлечения внимания игроку необходимо проникнуть в кабинет первого эмиссара и найти там доказательства. В процессе путешествия по зданию можно пробиваться с боем или же прятаться и выжидать. В обоих случаях не будет провалена миссия в игре «Скайрим: Дипломатическая неприкосновенность». Прохождение скрытно предусматривает минование двух отрядов стражи и одного мага на втором этаже.

Доберитесь до кабинета, следуя указаниям на карте, и забирайте оттуда все документы, которые удастся найти. Ключ из сундука в кабинете откроет дверь в темницу, где будет член гильдии воров. Его можно спасти, как и Малборна, от стражников. Эльфа приведут ради казни, но его удастся освободить, если быстро добежать к врагам и убить их. Выход наружу лежит через пещеру с ледяным троллем. В нее можно попасть через люк в тюрьме. Ключ от него будет у стражников, которые привели Малборна. Остается сразиться с троллем и вернутся к Дельфине. Она направит героя в Рифтен, и на этом задание закончится.

Когда дракон будет убит, Дельфина расскажет нам о том, что за появлениями драконов, вероятно, стоят талморцы, которые уже давно желают прибрать Скайрим к своим рукам.

Попасть в особняк талморской посланницы

Нашему герою необходимо разобраться с этим вопросом. Ему предстоит проникнуть в роскошный особняк талморской посланницы, где в скором времени будет проходить крупный дипломатический прием, на котором у нас будет возможность раздобыть всю необходимую информацию. Для этого нужно где-то достать специальное приглашение на этот самый приём. Выясняется, что получить его можно, обратившись за помощью к некому Малборну, который живёт в столичном городе королевства— Солитьюде.
Найти его можно в таверне «Смеющаяся крыса». Как только мы добираемся до этого места, необходимо отдать Малборну несколько необходимых предметов, которые вы желаете пронести внутрь посольства. Разумнее всего будет выбрать что-то из оружия. Все остальные наши предметы позже будут отданы на хранение Дельфине. Когда мы уладим все дела с Малборном, необходимо пройти на ферму Катлы, которая расположена рядом с конюшнями Солитьюда и встретить там Дельфину.

Прохождение

После короткой беседы с ней, нам нужно надеть нарядную одежду, а все имеющееся при себе имущество отдать девушке. Пришло время отправиться на прием в особняк. Садимся в повозку и отправляемся в путь. По приезду отдаем приглашение стражнице у входа. Как только мы оказываемся внутри, к нам тут же подойдёт человек, разговаривать с которым нужно очень аккуратно и внимательно, иначе он может поднять тревогу. Нам нужно

лишь ответить правильно на несколько вопросов, после чего подойдет Малборн и отведетприставучего человека в сторону, заняв его собственными разговорами. Далее нам нужно подойти к бармену за стойкой и угостить всех выпивкой, с целью отвлечь внимание. Затем нужно пройти за Малборном через кладовую на кухню, где нам вернут вещи, которые мы отдали для проноса на приём ранее. Получив их, пробуем через двор проникнуть в личные посланницы.
Отсюда можно пройти остаток пути скрытно или же начать уничтожать всех, кто встанет у нас на пути. Талморские стражники имеют весьма хорошие доспехи, а маги наносят огромный урон своими заклинаниями. Лучше всего пройти эту миссию скрытно — так поучится гораздо быстрее и проще. Теперь мы должны проникнуть в личный дом талморской посланницы.
Осмотрев сундуки её личного кабинета, требуется найти отчеты и досье, написанные по результатам допросов пленников, а так же ключ от пыточных камер, где лежит еще одно досье и выживший пленник, с которым можно информативно побеседовать. От него мы получаем информацию, из которой следует, что талморцы охотятся за неким человеком. Теперь убиваем появившихся стражниц и навсегда исчезаем из этого особняка.
При этом, уничтожая стражниц, нам требуется позаботиться о том, чтобы Малборн, которого возьмут в плен, оставался жив. Затем отправляемся обратно в Ривервудскую таверну к Дельфине, забираем отданные на хранение вещи и тем самым успешно завершаем очередной квест.

Талморское посольство.
Квест Дипломатическая неприкосновенность на легендарной сложности
Прохождение без передачи своих вещей Малборну - черт побери, это было бодряще!
В интернете публикуется впервые.

Я тремя разными способами выбирался из шахты Сидна (описаны в прохождении), и вот решил пройти этот квест без ничего.
Малборну дал 1 отмычку, чтобы не нарушать квест.

Статы -
бретонец, камень лорда, Книга любви в Рифтене, Сопротивление магии в Изменении полностью
Благословление Дибеллы
Перк по квесту Из Глубин
Одноручка прокачана на мечник, 100 (рекомендуется качнуть рубящее, булавы и удары с двух рук)
легкая броня 100 (рекомендуется её качнуть чтобы без кузнечного улучшения была хотя бы 550 защита)
скрытность прокачана, 100
стрельба прокачана, 100
Блокировка 100
Колдовство 95
Отдых моряка
Накладные карманы по ветке Карманные кражи
Карманные кражи 100
Призванное оружие бьёт сильнее

Рекомендуется -
по ветке Восстановление иметь Бегство от смерти, двойное восстановление,
по Колдовству - атронахи на 50% сильнее, нежить на 100 хп сильнее
по Изменению - сопротивление магии (без него забьют моментально) и Атронах - поглощение 30% магии от вражеских заклинаний
ну и использовать хитрость с повышением уровня, я о неё писал.

Магия 200, запас сил 200, остальное - здоровье. Уровень 77

Хитрости по прокачке -

Поспав в обычной кровати - получи бонус Отдыха, который прибавляет 5% к росту навыков.
Поспав в собственной кровати в своём доме - бонус Хорошо Отдохнул, который дает 10% к росту навыков.
Качать изменение - обнаружение жизни, а потом телекинез. Телекинезом на глазах навык растет даже на высших уровнях. Не попадай предметом по НПС - обидятся.
Качать восстановление - топись в реке, вылазь на берег и качайся.
Качать блок, броню, восстановление - на скелетах в Зале мервых в Вайтране.
Кузнечить - драгоценности, скупая руду, или трасформируя из железной руды.
Иллюзия - приглушение шагов, потом невидимость.

Прохождение

В Солитьюде после разговора с Малборном беги в храм богов, бери благословление Аркея +25 к здоровью.
У тебя отнимут всё, кроме выданного Дельфиной наряда, его нельзя зачаровать.
В зале - сгребай всё, и возьми у официантки в углу бренди, предложи его чуваку на лавке - Разелану, тот устроит шумную сцену. Бренди потом можно использовать.
Сгреби всю жратву, и проходи на кухню с Малборном. Он откроет дверь, но сначала сгреби всё с кухни, я нашёл колун и железный кинжал, но он не пригодился.
В каморке сгреби всё, из сундука бери отмычку и ограбь Малборна - у него есть отмычка, жратва, эль.
Иди в коридор, за тобой закроют дверь. Захлопни дверь слева, и иди в комнату справа.
Там почисти всё (я обычно сгребал не глядя, потом в комод сгружал ненужные кубки, вазы и тд.).
После разговора солдаты разбредутся.
Я украл у солдата эльфийский кинжал и забил его с 2 ударов в спину его же кинжалом, тут же хапнул с него всё, и убежал. Одел броню и взял эльфийский топор. За мной погнались солдат в стеклоброне, и маг, я выдал им грозового атронаха, и забил в спину солдата, хапнув стеклоброню и переодевшись. У солдата - стеклобулава. А я только мечника вкачал.
С магом пришлось тяжело, я жрал жратву, и рубил его, он вызвал атронаха, и я вызвал тоже вызвал своего атронаха, и на последних миллиметрах жизни забил мага. Обшарил всю локацию, на 2 этаже - столовая со жратвой и зельями.
На 1 этаже есть ящик с талморским одеянием с капюшоном, но я то бретонец, а не альтмер.

Двор посольства

Меня сразу заметили, я призвал лук и начал сажать стрелы с мага и 2 солдат, одного удалось добить, потом забил булавами второго солдата и поднял из него ужасного зомби. Зомби чразу помчался с кем-то разбираться. От мага пришлось убегать внутрь здания, лечиться, и снова вылазить во двор, мой атронах дрался с вражеским атронахом, а я долбил мага булавой. Забил гада и пошёл в покои Эленвен.
По идее выходить во двор лучше со 2 этажа, тут же кастовать невидимость и можно пройти в дверь покоев Эленвен. Но я решил опробовать силовое прохождение.

Личные покои Эленвен

Сразу ушел направо в каморку, потом вызвал призванный лук, но прибежал солдатик, я его застрелил. Потом прибежал буйный маг, пришлось в него долго стрелять, он выставлял обереги, а потом его догнал и забил булавой. Всё таки надо булаву было качнуть, по хорошему.
Обшарил всё, забрал зелья, броню, документы из сундука, тяжелый щит, и забрав жратву из бочек, пошёл в подвал, в дверь. Под лестницами тоже надо пошарить. Лишним не будет ничего - я сожрал все бутылки и жратву в боях.
На верхнем этаже всё таки есть витрина, запертая на замок Эксперт, я её вскрыл - там эльфийский кинжал.
В сундуке берем донесение о драконах.


Подвал

В подвале я эльфийским кинжалом зарезал солдатика из скрытности (зарезаются только те, что в эльфийской броне). Потом пошарился по сундукам и бочкам (нельзя лезть в сундук или говорить с Эсберном - начнется следующее действие) и взял досье и жратву.
Тут же появился Малборн, и 2 талморца. Я начал одного бить, но стало тяжеловато, отбежал, и бахнул свитком массового паралича. Талморцы упали, я использовал яды, которые нашёл, и заколотил врагов.
Малборну всунул в карманы броню и щиты, он не использует легкий щит, а вот прочный железный в руки берёт. Ещё у него была булава железная.
Эсберну под скрытностью всунул броню и булаву, но ему совать бесполезно - он так сквозанет на выход, когда мы все полезли в люк, что я только выйдя наружу его увидел. Причина этого ясна - достаточно посмотреть, что за предмет стоит на очаге в углу - это раскаленный утюг.
Всей бандой лезем в люк.

Там ледяной тролль, я вызвал грозового атронаха, и долбил вместе Малборном тролля, сумели его прикончить, видимо у него не максимальные характеристики. Я встречал ледовых троллей на просторах Скайрима, тех забить было весьма проблематично.
Так что пройти этот квест без ничего вполне возможно.