Натальная карта моники белуччи. Моника Беллуччи: редкие фото и факты из жизни

Угадайте, с кем бы хотели сходить на свидание большинство российских мужчин? Этой прелестной женщиной, по данным опроса, является Моника Беллуччи, опередившая остальных признанных красоток мира кино. Удивительно то, что на момент сбора мнений прекрасной итальянке исполнилось 50 лет.

  • Полное имя: Моника Беллуччи (Monica Bellucci)
  • Дата рождения: 30 сентября 1964 (51 год)
  • Место рождения: Читта-ди-Кастелло, Италия
  • Знак зодиака: Весы
  • Рост: 178 см
  • Вес: 68 кг

Детство

Родилась будущая звезда киноэкранов и подиумов в 1964 году несмотря на прогнозы, которые ставили врачи ее матери, Марии Густинелли, художнице по профессии. Ее отец Луиджи Беллуччи, иранец по крови, занимался сельским хозяйством. Семья жила в провинции Перуджа в небольшом городке Читта-ди-Кастелло.

Моника Беллуччи в молодости

Еще в школе девочка из небогатой семьи собиралась стать юристом, понимая, что только образование поможет ей добиться большего успеха в жизни. После школы она поступает на юридический факультет в институт столицы региона Перуджи. Оплачивает обучение сама Моника, для чего и устраивается официанткой в кафе.

Одновременно Беллуччи начинает работать моделью. Совмещать занятия в институте и съемки в журналах Монике не удавалось, и вскоре детское желание стать юристом было забыто.

Звездный путь

Начинается звездный путь будущей знаменитости в Милане, когда в 1988 году она соглашается стать моделью в одном из известных агентств. Но недаром Elite Model Management сделали ставку на молодую красавицу из провинции. Спустя лишь год Моника Беллуччи становится одной из самых востребованных див на мировых подиумах. Нью-Йорк, Милан, Париж, все самые знаменитые издания и компании считают обязательным делом пригласить ее к себе на показы. И не стоит удивляться, что в 2004 году она стала первой в мужском рейтинге Ask Men’s, выбиравшем 100 самых красивых девушек мира.

После покорения мира моды Беллуччи решает попробовать свои силы на съемочных площадках большого кино. Но все получается не сразу, и эпизодические роли в таких лентах, как «Злоупотребление», «Бандиты», «Жизнь с сыновьями» не были замечены критиками. Ситуация меняется, когда на экраны выходит долгожданный фильм ужасов «Дракула» (1992), где она сыграла невесту вампира. Эта серьезная роль принесла известность и стала началом большой кинокарьеры.

Свою первую награду она получила за роль Лизы в детективной мелодраме «Квартира» (1996). Здесь на съемочной площадке она знакомится со вторым мужем. Биография Моники Беллуччи пополняется далее множеством ролей в фильмах культовых режиссеров из разных стран. Причем актриса всегда тщательно и критично отбирает роли из предлагаемого ей списка.

Снимается Беллуччи и вместе с мужем в приключенческом фильме «Братство волка» (2001). Немного позже выходит следующая часть семейной ленты об Астериксе и Обеликсе «Миссия «Клеопатра», со звездным составом актеров мирового уровня. Следующий год дарит ей главную роль в криминальном детективе «Необратимость». Снимается Беллуччи в фильмах разных жанров: фантастике «Матрица», драме «Страсти Христовы», фэнтези «Братья Гримм» и других. На счету актрисы более 60 ролей в кино.

В последний год она снимается в ремейке «Твин Пикс», выход которого запланирован на 2017 год. И сегодня Моника Беллуччи подтверждает статус самой прелестной и обаятельной актрисы. Так, в 51 год она снялась для Aestus, фотосессия получилась роскошной.

Личная жизнь Моники Беллуччи

Официальных браков у актрисы было два. Личная жизнь Моники Беллуччи не столь насыщена, как кажется. Будучи одной из самых красивых женщин мира и имея бешеную популярность, она не заводила множество романов.

Моника Беллуччи и Клаудио Карлос Басс

Первый ее муж – Клаудио Карлос Басс, фотограф в модельном агентстве. Супруги жили вместе четыре года.

Венсан Кассель и Моника Беллуччи

Второй раз Моника вышла замуж за коллегу по цеху – популярного актера Венсана Касселя. У них родились две дочери.

Моника Беллуччи со своими детьми

Причем одна появилась, когда актрисе было почти 40, а вторая - в 46 лет. Но в 2013 году идеальный, как казалось окружающим, брак был закончен. Супруги расстались без скандала. На сегодняшний день сердце актрисы свободно.

Моника Анна Мария Беллуччи (Monica Anna Maria Bellucci). Родилась 30 сентября 1964 года в Читта-ди-Кастелло. Итальянская киноактриса и фотомодель.

Моника Беллуччи родилась 30 сентября 1964 года в провинциальном итальянском городке Читта-ди-Кастелло. С детства она стремилась стать юристом.

Чтобы учиться в Университете Перуджи на факультете юриспруденции Моника работала моделью у Liceo Classico с 16 лет. Однако гламурный образ жизни быстро понравился Монике, и она решила отказаться от своей детской мечты в пользу светской жизни.

"Училась в университете в Перудже, на юридическом факультете, и одновременно работала моделью, поэтому сначала переехала в Милан, затем в Париж, в Нью-Йорк, а потом бросила университет, так как работы стало очень много. Можно сказать, я предпочла просто жить. Я была очень молода, но рано повзрослела, поскольку мне требовалось стать экономически независимой. Это заставило меня жить взрослой жизнью, но я была еще очень и очень юна", - рассказывала Моника.

Кроме родного итальянского Моника в совершенстве владеет английским и французским языками, а также немного испанским.

В 1988 году Моника переехала в Милан, где подписала контракт с Elite Model Management. В 1989 году Моника уже была известной моделью в Париже и Нью-Йорке. Она позировала для известных дизайнерских журналов в модельном бизнесе Dolce & Gabbana и Elle (Франция).

В феврале 2001 года журнал Esquire Magazine’s вместе с Desire featured Ms опубликовал фотографии Моники на обложке и содержал информацию о ней на пяти страницах.

В 2003 году её фотографии также появились на обложке журнала, но уже в Maxim. В 2004 году актриса возглавила список сотни самых красивых женщин мира по мнению Ask Men’s. Модельной карьерой Моники управляет нью-йоркское агентство Elle+.

Добившись успеха на модельном поприще, Моника не остановилась на достигнутом и решила сняться в кино. В 1990 году она дебютировала в итальянском кинематографе. Её первыми работами были «Жизнь с сыновьями», «Бандиты», «Злоупотребление». Эпизодические роли в этих фильмах не принесли актрисе большого успеха.

В 1992 году на роль в своем фильме Белуччи пригласил режиссёр Фрэнсис Форд Коппола. Роль невесты Дракулы в фильме «Дракула» стала первой серьёзной ролью Моники Белуччи, после которой предложения о съёмках в фильмах начали поступать из многих киностудий Европы и Америки. «Упрямая судьба», «Герои», «Снежок», «Иосиф» - в этих фильмах Моника снялась в Италии в период с 1992 по 1995 год.

В 1996 году Моника Беллуччи добилась успеха как актриса. За роль Лизы в фильме «Квартира» Моника номинировалась на премию «Сезар» в номинации «Подающая надежды актриса». Во время съёмок этого фильма Белуччи познакомилась с французским актёром Венсаном Касселем, с которым впоследствии создала семью. Следующим фильмом, в котором снялась Моника, стал французский боевик «Доберман».

В 1997 году Моника Беллуччи работала в трёх картинах: «Стресс», «Дурной тон», «Каким ты меня хочешь», а в 1998 году в четырёх: «Желание», «Праздника не будет», «Про тех, кто любит», «Компромисс». Предложения о съемках продолжали поступать со всего мира, но Моника относилась к ним очень требовательно, стараясь выбирать только те роли, где её талант актрисы мог бы раскрыться в полной мере.

Продолжая сниматься в фильмах, уже известная на весь мир модель стала первоклассной актрисой. Её фотографии появлялись на обложках глянцевых журналов. В фильме «Малена» актёрский талант Моники Беллуччи раскрылся во всём великолепии. Красота и обаяние актрисы вкупе с актёрским мастерством покорили сердца всех зрителей и критиков.

В 2001 году Моника вместе со своим мужем снялась в фильме «Братство волка», где она с блеском исполнила роль Сильвии. Следующая роль - египетская царица в самом дорогостоящем европейском фильме 2002 года «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»». Фильм «Необратимость» вызвал неоднозначную реакцию, а реалистичная девятиминутная сцена жестокого изнасилования вызвала шок у зрителей на показе фильма в Каннах. Сама Моника признавалась, что ей самой очень страшно пересматривать этот фильм.

Следующими фильмами стали «Помни обо мне», «Слёзы солнца», а также съёмка в культовых фильмах братьев Вачовски «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Моника никогда не останавливалась на фильмах одного жанра и вслед за экшеном снялась в очень тяжёлом фильме «Страсти Христовы».

В 2004 году вышли фильмы «Тайные агенты», «Она меня ненавидит» и «Братья Гримм», где Моника играет роль Зеркальной королевы.

27 января 2006 года состоялась премьера фильма «Шайтан», затем «Братство камня» и «Н (я и Наполеон)». В 2007 году в прокат вышли фильмы «Пристрели их» и «Второе дыхание».

Актриса часто признавалась, что мечтает сняться в одном фильме с . В 2011 году актеры появились вместе в фильме «Любовь: Инструкция по применению».

В октябре 2011 года Моника стала лицом обновлённой серии «Королевский бархат» (Royal Velvet) компании Oriflame, а в 2012 году - лицом косметической линии Dolce & Gabbana.

В 2015 году Моника снялась в 24-м фильме «007: Спектр» из серии «Бондианы», где исполнила роль Люсии Скиарры, девушки Джеймса Бонда.

"Красота – это состояние души. Я всегда говорю, что самое важное – не быть красивой, а чувствовать себя красивой. И это, скорее, идет от внутренней зрелости, чем от внешних данных. Я считаю, что красота без умственных способностей, без чувств ничего не стоит. Да, она производит мощный эффект, но он длится не более пяти минут, если за этим ничего не стоит" , - считает Моника Белуччи.

"По-моему, для того чтобы быть красивой, нужно хорошо себя чувствовать. Надо принять себя, а чтобы познать себя, требуется с этим работать. Особенно работать над собственной личностью. Я думаю, чем больше ты работаешь над собой, тем больше... Это внутренняя работа, которую необходимо проделать для того, чтобы принять свою внешность. Потому что есть очень симпатичные женщины, не считающие себя таковыми. Следовательно, мы больше зависим от того, что происходит у нас внутри, чем от того, как выглядим", - уверена актриса.

Хотя Моника является поклонницей многих всемирно известных режиссеров и актрис, но, по ее словам, больше всего ее вдохновляет именно итальянское кино.

Среди режиссеров ее кумиры - Феллини, Росселини, Висконти, Де Сика, Антониони. А среди актрис - Маньяни, Лорен, Лоллобриджида, Мангано, Моника Витти. "Эти женщины стали эмблемами благодаря таланту, красоте и женственности, и эти их качества настолько бесспорны, что они, можно сказать, установили диктатуру всемирной женственности", - отмечала Белуччи.

Рост Моники Белуччи: 171 сантиметр.

Личная жизнь Моники Белуччи:

В 1990-1994 годах Моника была замужем за фотографом Клаудио Карлосом Бассо.

9 сентября 1999 года Моника вышла замуж за актёра , с которым встречалась 5 лет до их свадьбы.

У супругов родились две дочери - Дева Кассель (род. 12 сентября 2004) и Леони Кассель (род. 20 мая 2010).

Их брак, казавшийся многим идеальным, разрушился из-за актерской карьеры обоих супругов - частые и продолжительные разлуки, взаимные подозрения (и часто небеспочвенные) в итоге привели к разводу.

В августе 2013 года пара рассталась.

Моника Белуччи очень любит Рим. По ее словам, Рим для нее - "это магия". "Для меня Рим – что-то невероятное. Я не римлянка, я из Умбрии. Я приезжаю в Умбрию, чтобы повидаться с семьей... Но Рим – это моя гавань. Я обожаю его... Его свет... Это нечто действительно волшебное... Эта его энергетика".

Фильмография Моники Белуччи:

1990 - Жизнь с детьми (Vita coi figli) - Эльда
1990 - Бандиты (Briganti) - Констанца
1991 - Лотерея (La Riffa) - Франческа
1992 - Упрямая судьба (Ostinato destino) - Марина и Анжела
1992 - Дракула (Dracula) - невеста Дракулы
1994 - Банда неудачников (I Mitici) - Дебора
1995 - Снежок (Palla di neve) - Мелина
1995 - Иосиф (Joseph) - жена фараона
1996 - Остатки (Il Cielo è sempre più blu)
1996 - Квартира (L’Appartement) - Лиза
1997 - Доберман (Dobermann) - Натали
1997 - Плохой жанр (Mauvais genre) - Камиль
1997 - Каким ты меня хочешь (Come mi vuoi) - Неллина
1997 - Стрессати (Stressati) - девушка в мехах
1998 - Наслаждение (Plaisir) - девушка
1998 - Компромисс (Compromis) - Моник
1998 - Праздника не будет (L’Ultimo capodanno) - Жюлия
1998 - Дурной тон (A los que aman) - Валерия
1999 - Непокорный (Méditerranées) - Маргарита
1999 - Как рыбка без воды (Comme un poisson hors de l’eau) - Мюртиль
2000 - Под подозрением (Under Suspicion) - Шанталь
2000 - Малена (Malèna) - Малена
2000 - Фрэнк Спадоне (Franck Spadone) - Лаура
2001 - Братство волка (Le Pacte des loups) - Сильвия
2002 - Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра» (Astérix & Obélix: Mission Cléopâtre) - Клеопатра
2002 - Необратимость (Irréversible) - Алекс
2003 - Матрица: Перезагрузка (The Matrix Reloaded) - Персефона
2003 - Матрица: Революция (The Matrix Revolutions) - Персефона
2003 - Слёзы солнца (Tears of the Sun) - Лина Хендрикс
2003 - Помни обо мне (Ricordati di me) - Алессия
2004 - Страсти Христовы (The Passion of the Christ) - Мария Магдалина
2004 - Тайные агенты (Agents secrets) - Лиза
2004 - Она ненавидит меня (She Hate Me) - Симона Бонасера
2005 - Братья Гримм (The Brothers Grimm) - зеркальная королева
2005 - Сколько ты стоишь? (Combien tu m’aimes?) - Даниэлла
2006 - Шайтан (Sheitan) - красивая вампирша
2006 - Братство камня (Le concile de Pierre) - Лаура Сиприен
2006 - Я и Наполеон N (Io e Napoleone) - баронесса Эмилия Специали
2007 - Пристрели их (Shoot "Em Up) - Донна Квинтано
2007 - Учебник любви: Истории (Manuale d’amore 2) - Capitoli successivi - Лючия
2007 - Второе дыхание (Le deuxième souffle) - Мануш
2008 - Человек, который любит (L’uomo che ama) - Альба
2008 - Бешеная кровь (Sanguepazzo) - Луиза Ферида
2009 - Баария (Baaria) - девушка каменщика
2009 - Дань уважения Риму (Omaggio A Roma) - Тоска
2009 - Частная жизнь Пиппы Ли (The Private Lives of Pippa Lee) - Жижи Ли
2009 - Не оглядывайся (Ne te retourne pas) - Жанна №2
2010 - Роза, это Париж (Rose, c"est Paris)
2010 - Ученик чародея (The Sorcerer’s Apprentice) - Вероника
2010 - У Гуди есть всё (Get It at Goode’s) - Магда
2010 - Стукачка (The Whistleblower) - Лаура Левиани
2011 - То лето страсти (Un été brûlant) - Анжела
2011 - Любовь. Инструкция по применению (Manuale d"am3re) - Виола
2011 - Страж гарема (Guardian of the Harem) - Косем
2012 - Сезон носорогов (Rhino Season) - Мина
2013 - Любовь в квадрате (Des gens qui s"embrassent) - Джованна
2014 - Чудеса (Le meraviglie) - Милли Катена
2015 - Любовь и война (On the Milky Road)
2015 - 007: Спектр (Spectre) - Люсия Скиарра
2016 - По млечному пути (On the Milky Road)

Из интервью Моники Белуччи:

- У вас есть любимые роли?

Нет, мне они нравятся все. Даже в тех фильмах, которые не увидели свет или провалились в прокате. Каждая следующая работа позволяет тебе профессионально расти, а это важнее всего.

Вы - признанный секс-символ, эталон красоты для огромного количества людей по всему миру. Вы как к этому относитесь?

Быть красивой совсем просто. Изящная сумка, дорогие туфли, платье. Я не делаю ничего особенного. Приезжаю в гостиницу, открываю багаж, раскладываю свой гардероб, а там у меня Versace, Dolce & Gabanna, Dior... Надеваю что-нибудь, и - готово! Никаких усилий к этому не прикладываю. В Венецию или Канны меня заносит редко, два раза в году в лучшем случае. Остальное время я дома со своей дочкой или на съемках. В обоих случаях надеваю что-нибудь вроде футболки и джинсов.

Моника Белуччи о браке:

«Любовные истории этого фильма происходят в Италии, где до сих пор положение женщины остается иным, чем в США или Англии, – здесь по-прежнему нет полного равенства мужчин и женщин. Основа женской свободы – это материальная независимость, которая дает тебе право выбирать того мужчину, которого ты хочешь. Я поняла это, когда была еще юной и росла в Италии. Я никогда не была содержанкой и не расплачивалась кредиткой мужчины за свои покупки. И брак для меня стал именно романтическим действием, а не финансовым контрактом».

Моника Белуччи о детях:

«Когда я была молодой, я была погружена в свою работу и жила ею. Тогда я не хотела иметь детей, потому что не хотела чувствовать себя виноватой за то, что не уделяю им достаточно времени. Позже, когда я стала взрослей, моя карьера отошла на второй план, и моя работа больше не отнимает у моих детей маму. С другой стороны, не работать совсем я не хочу – каждая мать имеет право на свое счастье, свои интересы и увлечения, а иначе она не будет хорошей матерью».

Моника Белуччи о себе:

«Все эти списки и рейтинги создаются какими-то другими людьми, без моего участия. Да, я ощущаю, что у меня есть какой-то образ, но, в общем, я просто обычная женщина. Если честно, я не особо обращаю внимание на ярлыки. Что думают обо мне другие люди? Для меня это не главное».

Моника Белуччи о пластике:

«Пока я против пластических операций, но, с другой стороны, я не знаю, что будет еще через 10 лет. Могу сказать, что ненавижу, когда молодые девушки делают пластику. Им же нечего менять! Как бы красиво они ни выглядели после операции, это неестественно. То, как ты ощущаешь себя и свое тело, – все это идет от любви. Любовь заставляет нас любить себя».

Биография Моники Беллуччи

Настоящее имя Моника Анна Мария Беллуччи (Monica Bellucci)

Моника Анна Мария Беллуччи родилась и росла единственным ребенком в семье фермера Паскуале Беллуччи и художницы Брунеллы Бриганти. С детства девочку приучали к самостоятельности, ответственности и умению постоять за себя. Когда пришло время получать высшее образование, Моника решила учиться на юриста. Чтобы иметь возможность оплачивать учебу, она подрабатывала моделью. Благодаря своей уникальной внешности и уверенности в себе Беллуччи быстро освоилась в бизнесе и он так ее увлек, что в итоге учеба была оставлена и девушка с головой погрузилась в мир моды. С 1988 года она уже покоряла Милан, была известна в Нью-Йорке и Париже, в начале 90-х ее работодателями были Elleи Dolce & Gabbana. Именно на съемках одного из рекламных видео последних Моника познакомилась с режиссером Джузеппе Торнаторе, который фактически привел ее на большие экраны. Уже в 1990 году она сыграла свои первые эпизоды в кино, после чего ее заметил никто иной, как Френсис Форд Коппола. Моника снялась в его картине «Дракула» вместе с Гэри Олдманом, Вайноной Райдер и Киану Ривзом, заявив о себе как о талантливой и весьма конкурентоспособной киноактрисе. В дальнейшем она лишь подтверждала свой статус, завоевывая все новые горизонты, получая премии, положительные отзывы серьезных критиков и восторги публики. Пользуясь своей природной красотой, Беллуччи могла бы играть исключительно красоток, цариц и роковых женщин, но неизменно стремилась развиваться, выбирала персонажей со сложными судьбами и многослойной внутренней логикой, раз за разом доказывая свой актерский профессионализм.

Личная жизнь Моники Беллуччи

В 1990 году первым мужем тогда еще строившей модельную карьеру Моники стал фотограф Клаудио Карлос Басс, с которым она прожила четыре года. Некоторое время спустя она стала строить отношения с актером по имени Никола Фаррон и они успели снискать славу самой красивой пары в Италии, однако это было скорее репетицией, ведь на съемках фильма «Квартира» Беллуччи встретила Венсана Касселя.

Поначалу их отношения не заладились, ведь она показалась ему недостаточно интеллектуальной, а он, в свою очередь, слишком самонадеянным и эгоистичным. Однако спустя короткое время Кассель стал буквально добиваться расположения Моники. Он трижды получал ее отказ на свое предложение руки и сердца. После того как Венсан все же смог добиться расположения возлюбленной, они не стали жить вместе и узаконили брак лишь через несколько лет, став тем не менее символом идеальной пары в европейском кино. В 2004 году, достигнув сорокалетнего возраста, Беллуччи родила мужу дочь Дэву, а еще через шесть лет родилась вторая дочь, названная Леони. Актеры снялись в нескольких совместных проектах, но, по всей видимости, именно работа стала причиной, по которой они решили развестись в 2013 году.

Будучи самодостаточными и весьма востребованными артистами, Моника и Венсан много времени проводили порознь, что и привело к разрыву. Развод прошел без скандалов, оба артиста старались не общаться с прессой и не раз сообщали, что намерены сохранить исключительно теплые отношения. В 2017 году стало известно о романе Белуччи с французским актером Жилем Леллушем.

  • Актриса в совершенстве владеет не только родным итальянским, но также английским и французским языками. Ради съемок в «Страстях Христовых» она также изучила основы арамейского, а затем повторила свой небольшой лингвистический подвиг при работе с Эмиром Кустурицей над картиной «По Млечному пути», научившись говорить по-сербски.

Награды Моники Беллуччи

  • 1998 ‒ Golden Globes, Italy, Лучшая актриса («Праздника не будет»)
  • 2001 ‒ Cabourg film festival Pictures, Гран При фестиваля за лучшую роль («Малена»)
  • 2003 ‒ Italian National Syndicate of Film Journalists, Лучшая актриса второго плана («Помни обо мне»)
  • 2003 ‒ Fangoria Chainsaw Awards, Лучшая актриса второго плана («Братство волка»)
  • 2005 ‒ Golden Globes, Italy, Европейский Золотой глобус
  • 2007 ‒ Golden Schmoes Awards, 2-еместо (Best T&A of the Year) («Пристрели их»)
  • 2009 ‒ Women’s World Awards di Vienna, World Actress Award
  • 2010 ‒ Premio Vittorio De Sica, За вклад в итальянский кинематограф
  • 2011 ‒ Taormina Film Fest, Taormina Arte Award
  • 2011 ‒ CinEuphoria Awards, Лучшаяактриса («Бешеная кровь»)
  • 2012 ‒ Ischia Global Film & Music Fest, Актриса года
  • 2014 ‒ Super Ciak d’oro, Лучшая актриса
  • 2016 ‒ Dublin International Film Festival, Лучшая актриса («Виль-Мари»)
  • 2016 ‒ Festival Internacional de Cine de Los Cabos, За вклад в кино
  • 2017 ‒ Trieste film festival, Премия «Восточная звезда» за вклад в развитие культурных отношений
  • 2017 ‒ 14th MonteCarlo Film Festival, За вклад в кино
  • 2017 ‒ Международный кинофорум «Золотой Витязь», Лучшая женская роль («По млечному пути»)
  • 2017 ‒ Taormina Film Fest, Nastro d’Argento Europeo (Лучшая женская роль («По млечному пути»))
  • 2017 ‒ Festival de San Sebastián, Premio Donostia (За вклад в кинематограф)
  • 2017 ‒ 19th Mumbai Film Festival, Специальная премия за вклад в кинематограф
  • 2017 ‒ В рамках Rome Film Fest, Премия имени Вирны Лизи (За вклад в кинематограф)
  • 2018 ‒ Italian Institute of Culture Los Angeles Creativity Awards (премия За вклад в кинематограф)
  • 2018 ‒ Lumières Awards, (премия За вклад в кинематограф)

Номинации Моники Беллуччи

  • 1997 ‒ Сезар, Самая многообещающая актриса («Квартира»)
  • 2001 ‒ European Film Awards, Лучшаяактриса («Малена»)
  • 2002 ‒ Сатурн, Лучшая актриса второго плана («Братство волка»)
  • 2003 ‒ Golden Ciak Awards, Лучшая актриса второго плана («Помни обо мне»)
  • 2003 ‒ Cinescape Genre Face of the Future Award, Кино-лицо жанра будущего «женщина» («Матрица ‒ Перезагрузка»)
  • 2003 ‒ David di Donatello Awards, Лучшая актриса второго плана («Помни обо мне»)
  • 2003 ‒ Teen Choice Awards, Выбор фильма ‒ Прорыв (актриса) («Матрица ‒ Перезагрузка», «Слезы солнца»)
  • 2004 ‒ MTV Movie Awards, Лучший поцелуй («Матрица ‒ Перезагрузка»)
  • 2005 ‒ Golden Graals, Лучший итальянская актриса в международно фильме («Страсти христовы»)
  • 2005 ‒ Italian National Syndicate of Film Journalists, Лучшаяактрисавторогоплана («СтрастиХристовы»)
  • 2007 ‒ Italian National Syndicate of Film Journalists, Лучшая актриса второго плана («Н (яиНаполеон»))
  • 2017 ‒ CinEuphoria Awards, Лучшая актриса («По млечному пути»)

Человек очень трудолюбивый, работящий, стремится к совершенству, обладает аналитическим умом. Где Сурья и Буддха - там аналитический ум, человек с прагматическим "конкретным" складом ума, но у него будут проблемы с властью, начальством, руководством, сложности, препятствия в жизни в достижении каких-то своих целей. Успех придет во второй половине жизни, человек целеустремленный, храбрый, стремящийся к справедливости. Возможна "преждевременная смерть жены" (цитата из древних трактатов), слабое здоровье, человек становится жертвой несчастных случаев. В древних источниках по Джйотиш также говорится, что это означает, что большая часть надежд и ожиданий у этого человека не сбудется. Очень хорошая позиция для профессий связанных с сервисом: адвокаты, врачи, чтоб можно было уйти в работу, чиновники, бухгалтера и экономисты. Человек преданный, спокойный, могущий оказать реальную помощь в лечении болезней.

Чандра находится в Карката Раши

Такое положение Чандры делает людей очень тонко чувствующими, обладающими превосходной интуицией. Чандра в Карке - это сознание, "находящееся" в состоянии Свакшетра, проявляющее свои положительные свойства, находящееся в незамутнённом состоянии. Такие люди при прочих равных условиях легко разбираются в создавших ситуациях, сознание будет работать на них и находить верные пути решения поставленных задач. Это люди добрые, внимательные, в сознании которых при прочих равных условиях превалирует Апас, любовь. Если это женщина, то она будет проявлять материнские чувства ко всем, если же мужчина, то отцовские или, скорее, отеческие. Так или иначе, таких людей будет объединять чувственность и мягкость в общении, податливость и любвеобильность. Такое положение Чандры очень способствует изучению эзотерики, также у человека могут быть экстрасенсорные способности. Часто это люди, занимающиеся экономикой или каким-то бизнесом и что немаловажно - преуспевающие в этом. Такие люди быстро находят общий язык с клиентами, хорошо работают с публикой и т.д., т.к. обладают природным обаянием. Комфортная жизнь, преуспевающие люди. Из недостатков можно выделить чрезмерную увлечённость решением чужих проблем, т.к. эти люди из-за своего хорошего отношения к окружающим и попыток удовлетворить запросы всех и каждого иногда могут взять на себя непосильную ношу. У таких людей также бывают периоды смены настроений по причине их сильной эмоциональности. Также такое положение Чандры обеспечивает хорошие и близкие отношения с матерью и женщинами вообще.

Буддха находится в Канья Раши

Буддха - детальный склад ума, доскональный, человек хорошо соображает, говорит, разбирается в математике, все записывает. Очень хорошая позиция для астрологов, для математиков, там где нужно сопоставлять данные, анализировать –аналитический ум. У человека развит интеллект, большая любовь к коммуникациям, телевизоры, компьютеры и т.д. у него хорошие данные, чтобы быть преподавателем. Очень хорошо для сочинительства, т.к. человек очень много думает, анализирует, иногда чрезмерно. Часто пытается слишком много обдумать – это приводит к усталости и головным болям. Такое положение может создать, проблемы у мужчин в отношениях с женщинами, т.к. человек фантазёр, мечтатель, имеет очень критический подход ко всему. Очень приятный в общении человек, это хорошо для успеха в жизни, позитивного подхода к жизни, для карьеры, для больших достижений в науке, может быть профессором. Он может хвататься за много дел одновременно, но не всё доводить до конца. Буддха в Канье - очень критический ум, очень острый, хорошо для выживаемости (то же самое Буддха - в Митхуне). Такой человек жертвует личной жизнью, ради науки, творчества, работы и т.д. Когда Вакри - конституция Грахи меняется, появляются странности в характере и интеллекте, будут особенности в интеллекте. К примеру, Буддха Вакри может показывать, что человек может многое забывать.

Шукра находится в Симха Раши

Шукра в Симхе показывает привлекательного и красивого человека. Если это мужчина, то он очень представителен, и у него большое стремление к любым предметам наслаждения и роскоши. У такого человека очень сильное стремление к любви. Это страшно сексуальные люди с женским сознанием, стремящиеся ко всему "прекрасному", искусству и каким-то утончённым удовольствиям. Сознание у них очень опасное, страшно соблазнительные, крайне увлекающиеся. Человек неотразимо действует на людей: очень обаятельный, работает на публику, лживый, коварный, очень влюбчивый, человек недостаточно выносливый, в том числе и сексуально, но ему везёт с деньгами. Проблем у такого человека меньше, чем у других людей, считается, что ему покровительствуют Брамины. Это любитель денег. Шукра в Симхе - это партнёр высокого качества, либо который занимает высокое положение в обществе.

Такой человек будет получать доходы через женщин, поэтому часто такая комбинация встречается у сутенёров. Также такая позиция очень располагает к алкоголизму.

Мангала находится в Карката Раши

Мангал в Карке Ничча - это делает человека очень агрессивным, садистом, зверем, убийцей-маньяком. Большие сложности в семейной жизни, и плохие отношения с мамой. Очень быстрый ум. Мангал создаёт возможность для бизнеса и деловых способностей, спорта, физкультуры, Хатха - йоги, а так же стремление к независимости. Мангал в Карке – человек интересуется военным делом. Мангала-Вакри («кривоходящий» Мангал) - больше положительных свойств, люди стремятся помочь, особенно близким. У таких людей проблемы с Манаглоидными делами, с оружием, огнём, машинами. Очень часто не умирают своей смертью (несчастные случаи, катастрофы, аварии).

Гуру находится в Вришабха Раши

Гуру одаривает человека Божественным покровительством и знаниями в сфере деятельности, которая относится к той Бхаве или Раши, где Гуру находится. Поэтому там, где находится Гуру, везде происходит расширение и развитие.

Во Вришабхе Гуру находится у своего естественного врага Шукры во 2-ой Бхаве Каала Пуруши, которая приходится на Притхви Раши. Гуру как расширяющая Граха, находясь у Шукры в гостях, расширяет сферу Шукры. У такого человека может быть много семей, предметов роскоши, у него повышенное стремление к материальному комфорту и накоплениям. При прочих равных условиях это ленивый человек (соединение 2-х капхогенных Шубха Грах показывает, что человек - чрезмерный оптимист и может не доделать что-либо, но полагаться на конечный результат).

Вришабха как 2-я Бхава Каала Пуруши также связано с богатством и речью. Человек будет очень дипломатичным, у него будет сильно развито стремление к богатству. В целом, это достаточно хорошая конфигурация для женщины. Человек будет очень внимательным, заботливым, уделяющим повышенное внимание благоустройству чего бы то ни было. Мягкий, деликатный человек, но необычайный любитель наслаждений и удовольствий (т.к. опять-таки положение Гуру все время работает на максимальное расширение сферы Шукры), экстремальный гедонист. А оттого человек очень зависит от состояния любви в сознании и качества сексуальной жизни.

Краткие описания к некоторым положениям Гуру в Бхавах:

Гуру в 7-ой Бхаве показывает большое количество партнеров;

Гуру в 9-ой Бхаве показывает большое количество знаний;

Гуру в 10-ой Бхаве показывает благоприятную карьеру и много Кармы в целом.

Шани находится в Кумбха Раши

Шани заставляет человека проходить тесты на материальные ценности (заставляет решать практические проблемы, ставя человека в рамки объективных событий) в отличие от Раху, который тестирует на моральные аспекты (одержимость сознания желаниями, идеями и т.д.). Там где есть Шани, там всегда больше прикладных проблем, и связанных с ними Кармы, событий, напряжения и т.д.

В целом, Шани в Кумбхе - это хорошее положение Шанаишчарайи. При нахождении Шани в собственном Раши все его положительные свойства в полной мере раскрываются, а именно: аккуратность, собранность, строгость, своевременность, дисциплинированность и т.п. Это лишённый эмоций, конкретный, деловой человек, который все систематизирует, анализирует, всех "строит" (всем отводит строго определенную роль в каждой конкретной ситуации) и поддерживает железную дисциплину. Это человек, пропагандирующий порядок: у такого человека все происходит вовремя и все должно лежать аккуратно и на своем месте. Шани в Кумбхе - это холодный человек, расчетливый, готовый на всё, Шани делает человека очень жёстким в достижении целей, очень целеустремлённый, молчаливым, угрюмым и мрачным. Шани в Кумбхе - очень силён в гороскопе, и люди, у которых Шани силён, имеют философский склад ума. У такого человека будет свой опыт и, исходя из него, он будет строить разные философские теории.

Если Шани у себя дома, это делает человека фригидным. Это при прочих равных условиях вязкий, немобильный человек, у которого все происходит медленно и тяжело (Дришти, правда, могут менять данную ситуацию). Как правило, это высокий человек. У такого человека мало эмоций и много расчётов. В его голове все разложено по полочкам, графикам и таблицам, все подвергается скурпулезному анализу, и его сложно обмануть. Это очень консервативный человек, он стремится к фиксированной ситуации, привязан к стабильности и системному подходу.

Если Шани находится в Кумбхе, он чувствует себя очень хорошо. Находясь в Лабхья Раши, означая, что успех и достижения (Карма Пхала) к данному человека неизбежно придут (если он будет уважать принципы Шани). Благосостояние будет хорошее, бедным человек точно не будет. Богатым может он не быть, но бедным не будет точно. Шани в Кумбхе, в целом, обеспечивает хороший, постоянный доход и стабильность в результатах (реализации Кармы), но всё зависит от Дришти. При прочих же равных условиях положительный результат гарантирован - доход, результаты и достижения будут приходить медленно, но уверенно и последовательно.

Шани - это также Папи Граха, по определению несущая проблемы. В случае с Шани в Кумбхе негатив будет следующим: проблемы с людьми, представленными Кумбхой (друзья, знакомые, родственники) либо эти друзья будут старше. Также проблемы могут быть с детьми, Шани в Кумбхе может означать, что дети будут поздно. Человек будет сконцентрирован на работе и на собственных достижениях больше, чем на всём остальном. Хорошая конфигурация для успеха в бизнесе, который будет медленно нарастать. Успех будет после 36 лет, это особенность Шани во всех сферах жизни - медленный результат.

Кумбха - это 11-й Раши, знак, связанный с возможностями в жизни, налаживанием контактов и активным образом жизни. Если какая-то Граха находится в Кумбхе, то человек ведёт активный образ жизни, этакий "тусовщик", но т.к. 11-ая Бхава отвечает и за контакты человека, то Шани в Кумбха Раши при неблагоприятных Дришти может создать не очень хорошие и не очень надёжные контакты. Т.е. у такого человека могут быть проблемы с людьми, с которыми огн контактирует. Шани - это Карака простых людей (Шудр), что означает, что любовники/цы у человека будут из простых людей.

Раху находится в Митхуна Раши

Раху – это неизвестное, непознанное. Человек с такой комбинацией будет заниматься сверхъестественным, непознанным, загадочным мистическим либо дурью. Ум, который всё время будет пытаться что-то изобрести. Раху в Митхуне - человек может заниматься чем-то ненужным в жизни, чем-то непонятным, когда он не понимает на самом деле, чем занимается, неосознанность целей и намерений в жизни. Люди могут оказываться в каких-то глупых ситуациях. У них есть интерес к философии, проблемам мироздания и т.д. Возможны проблемы с нервной системой. Человек либо обманывает либо сам жертва обмана, может быть экстравагантным. Очень часто ситуация непонимания, отсюда комплексы и самоизоляция. Третья Бхава - это здоровье, поэтому у человека могут быть неизлечимые болезни, иногда это душевные заболевания. Проблемы с родственниками и т. д.

Кету находится в Дхану Раши

"Когда нет надежд, нет разочарований.

Есть только тишина и вечный покой."

Кету - это Мокша-Граха и для материальной жизни все, что несет Кету - это плохо, для духовной же - хорошо. Жизнь в той сфере деятельности, в которой побывал Кету в Кундали, нужно начинать с самого начала, т.к. после трансформации сознания Кету опускает человека до первобытного состояния, радости рассвета и полностью лишает каких-либо иллюзий. Кету - это Читрагупта, помощник Ямы (Дэваты, отвечающей за смерть), с ним нельзя договориться. Поэтому Кету - это Граха, которая не взирает ни на какие традиции, это этакая "резинка", которая стирает все, что было написано "до".

Дхану - это Бхагья Раши, это Раши перспектив и счастья. Находясь в нем, Кету учит убивать (и постоянно убивает сам) иллюзию и надежду на то, что счастье есть еще где-то кроме Бога. Дхану - это также Раши, который курирует Дхарму и Бхагью, и Кету в нем полностью лишает человека Бхагьи (и надежд на нее).

Кету - это Мокша в чистом виде, поэтому в Дхану он приносит неудовлетворённость всем и поиск настоящего счастья, стремление к непознанному, неосознанному, заоблачному, "зазеркальному" счастью. Кету дает билет в вечность, делая так, что у человека всё очень плохо со счастьем. Это сплошные разочарования, человек регулярно упирается в то, что Бога нет, отчего человеку нечего терять. Он постоянно убивает все иллюзии относительно того, что такое Бог, Дхарма и Бхагья. Кроме того, Кету - это энергия Кундалини, поэтому выход из ситуации с Кету в Дхану - это Кундалини Йога, Тантра и работа с Чакрами и Панча МахаБхутани (5-ю первоэлементами) как возможность контролировать Кету. Кету не имеет никаких средств воздействия кроме Тантры, ибо Кету не понимает ничего, кроме условных рефлексов и свободного движения энергии.

Лагна находится в Дхану Раши

Дханулагна:
Символ Дхану-Раши – кентавр с луком.
Дхану - это положительная Раши, курируемая Гуру, где при прочих равных условиях он проявляет все свои положительные качества. Будучи 9-ой Бхавой Кала-Пуруши, Дхану является Бхагья-Стханой, поэтому при прочих равных условиях это везучие люди, т.к. Бхагья-Стхана даёт очень много счастья в жизни (в принципе, людей с Дхану-Лагной рождается достаточно мало). это люди, являющиеся как бы терминалом Бхагьи. Дхану - это Бхава, курируемая Гуру, который является наставником людей в изучении закона Дхармы. Поэтому люди с Дхану-Лагной в Джанма-Кундали - это люди, стремящиеся к традиционной системе и порядку. Также эти люди придают очень большое значение различным формальностям и правильному, "традиционному" образу жизни (необязательно это должно касаться всего, просто в ситуациях, которым такие люди будут уделять внимание, они будут вести себя в соответствии с энергией Гуру, т.е. основываясь на каком-то традиционном методе. Такие люди всегда следуют устоявшимся ценностям). Гуру - это также Карака оптимизма, благосостояния и удачи, что приносит успех в жизнь таких людей.
Но Гуру - это расширяющая Граха, поэтому таким людям всегда очень тесно, им всегда нужно пространство (т.к. Гуру - это Акаша). Это несчастные люди, им хочется каких-то контактов с кем-то (особенно женщинам) и им тесно в отношениях. У них часто происходит смена партнёров, которым к тому же они не будут доверять. Для людей с Дхану-Лагной всегда очень важно нормализовать свою сексуальную жизнь и если Дхану-Лагна нашла достойного партнёра, который удовлетворит её потребности, то её нельзя будет остановить. Это люди открытые и честные, не признающие подлостей, любящие ясность в ситуации и правду.
Таких людей в вопросе подготовки чего-то также можно назвать очень педантичными, т.к., как уже неоднократно повторялось, такие люди любят, чтобы всё соответствовало установленному порядку вещей до мельчайших деталей. Часто это может приводить даже к чересчур фанатичному подходу к каким-то формальностям. Но необязательно это будет распространяться на все сферы жизнедеятельности человека, просто при прочих равных условиях его действия будут направлены в сторону Пурушардхи. Дхану-Лагна - это Лагна традиционного подхода к делу, в отличие, к примеру, от Кумбха-Лагны, где человек уделяет внимание систематичности.
Также это очень заботливые люди, к которым всегда можно обратиться за советом. Человек рад будет помочь, т.к. Гуру - это наставник и все его окружающие - дети и ученики для него.
Люди с Дхану-Лагной в Джанма-Кундали - очень целеустремлённые и религиозные, верующие в происходящее с формальной стороны, т.к. Гуру в ведической мифологии курировал Яджны. Это большие оптимисты, идеалисты и энтузиасты, смело смотрящие в будущее. Также Дхану-Лагна даёт людям большой запас прочности, уверенности в себе и энергичности. Гуру вкупе с "огненной" Дхану-Раши делает таких людей очень энергичниьми и даёт им большой запас Праны. Через этих людей будет идти энергия Гуру и Бхагья в целом, т.к. Дхану - это Бхагья-Стхана. По жизни Дхану иногда бывают медлительными, т.к. влияние Гуру тормозит их, делая Капха-Дошу в сознании человека достаточно высокой. Это же делает их медлительными в принятии каких-либо решений. Также Дхану-Раши обязательно даёт питогенные проблемы в жизни человека, т.к. высокая Капха в сознании таких людей не даёт выхода Питте, которая естественным образом повышается у таких людей за счет "огненности" данного знака зодиака. Как следствие, Питта имеет тенденцию накапливаться в организме человека и потом пробивать "оболочку" Капхи, до поры до времени сдерживающей её. Поэтому, к примеру, у людей с Дхану-Лагной периоды некоторой инертности могут часто сменяться периодами чересчур активной деятельности. Или же какое-то мелкое неудовлетворение чем-то может перерасти в крупный скандал.