НЛО где-то рядом: как летающие тарелки пугают землян. Нашёл летающую тарелку — как быть? Летающая тарелка где стоит

Бортовые камеры Международной космической станции зафиксировали странный предмет. По мнению уфологов, диск оранжевого цвета может быть космическим кораблем инопланетян. В последнее время появляется все больше свидетельств в пользу того, что пришельцы, возможно, вышли на контакт с Землей. «МИР 24» собрал наиболее яркие из них.

Инциденты на МКС

Сторонники существования инопланетян регулярно следят за камерами МКС, которые работают в круглосуточном режиме. На сей раз их внимание привлекло необычное свечение недалеко от станции. Диск, по краям которого горят симметрично расположенные яркие оранжевые огни, серьезно напугал пользователей, решивших, что к МКС подлетел космический корабль. Другие любители космоса скептически отнеслись к идее коллег: по их мнению, на видео зафиксировано отражение света самой МКС.

Это не первый случай якобы имевшего место взаимодействия МКС с кораблем пришельцев. В июне прошлого года уфологи увидели на одном из роликов светящийся шар, который приближается к корпусу МКС, дает красный блик и исчезает. Во время съемки станция находилась с ночной стороны Земли. Когда ее осветило Солнце, то стало видно, что на месте, где пропала яркая точка, не велись ремонтные работы и не было космонавтов. Уфологи сделали вывод, что корабль в этот момент мог пристыковаться к МКС. Официальных комментариев со стороны Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) на этот счет пока не было. До этого полеты НЛО в феврале 2016 и декабре 2015 года.

«Тарелки» в космосе…

На видео, снятом с МКС или с помощью других аппаратов, уфологии нередко обнаруживают загадочные явления, которые они толкуют как свидетельство в пользу существования инопланетян. В июне прошлого года они обнаружили летающую тарелку, которая от Солнца. Еще один НЛО за пару месяцев до этого уфологии из команды Streetcap 1. Он обратил внимание на то, что космический объект очень резко, подобно кораблю инопланетян, меняет направление движения. В НАСА поспешили заверить, что речь, скорее всего, идет о космическом мусоре.

и не только.

НЛО в небе видят не только уфологи, но и обычные люди. Восьмого ноября 2015 года некое свечение, похожее на неопознанный летающий объект жители Калифорнии. Вскоре выяснилось, что подозрительный шлейф оставила ракета, выпущенная во время учений в округе Орендж.

Через девять дней аналогичное явление в небе наблюдали жители Сибири. Яркая точка с белым «хвостом» сильно напугала жителей Омска, Томска и ряда других городов. Далеко не все сочли этот объект похожим на НЛО: некоторые решили, что речь идет об американской ракете или оружии массового поражения. сибиряков явление на деле оказалось ракетой, запущенной с космодрома ‎«Плесецк».

Опровержения со стороны властей и ученых не останавливают уфологов. Последние, в свою очередь, пытаются найти своим предположениям научную основу. На последней конференции уфологов в Приморье они установили места, в которых чаще всего – это месторождения полезных ископаемых, а также военные полигоны.

С чего все начиналось: инцидент в Розуэлле

Внеземные цивилизации интересовали человечество с глубокой древности, однако по-настоящему массовый характер поиски инопланетян приобрели после «Розуэлльского инцидента» 1947 года. 24 июня американский бизнесмен Кеннет Арнольд заметил девять летящих объектов, . Вскоре командование местной военной базы отчиталось об обнаружении «летающего диска», который был доставлен на исследование. Спустя несколько дней военные выступило с опровержением: по их словам, сбитый предмет оказался метеозондом.

Об инциденте забыли практически на тридцать лет. В 1970 было опубликовано интервью майора Джесси Марсела, который заявил, что обломки «зонда» были украшены «иероглифами». После этого появились и другие очевидцы Розуэлльского инцидента. История стала обрастать деталями: в ней появились «трупы инопланетян».

«Их головы были круглые, глаза - небольшие, они не имели волос. Тела по нашим стандартам довольно малы, но их головы по отношению к телу - большие. Одежда казалась цельнокроеной, серого цвета, без ремней и пуговиц », - рассказал один из свидетелей случившегося.

В 1994 году американские власти провели расследование, которое установило, что под Розуэллом потерпело крушение устройство от одной из связок воздушных шаров «Проекта Могул» . , тем не менее, не поверили отчету и до сих пор продолжают верить в то, что в 1947 на Землю упала летающая тарелка. У них нашлись влиятельные сторонники – в 2008 году уфологическую версию «Розуэлльского инцидента» поддержал известный американский астронавт .

На фото 1969 год. Швеция. А вот повод для всего этого:

Что такое финские домики, все более-менее знают. Домики, как домики. Деревянные, сборные, в общем - обычные. Но не все финские домики такие. В конце 1960-х архитектор из Финляндии спроектировал дома в виде летающих тарелок. Космические финские домики. Во как.

Надо ли говорить, что в те годы человечество просто помешалось на космосе, который с успехом начали покорять его представители.

Казалось, что с этого момента наступило будущее - именно то, что предсказывали писатели-фантасты.

У находящихся в состоянии эйфории людей складывалось ощущение, что различные футуристические новинки входят в обиход чуть ли не каждый день. Вчера полетели в космос, сегодня заставим трудиться роботов, а завтра загоним в гаражи летающие автомобили.

Матти Сууронен выглядел колоритно (фото arcspace.com)

Новому «космическому» миру должно было соответствовать буквально всё. Транспортные средства, бытовая техника и многое другое стало принимать очертания ракет, а люди мысленно примеряли на себя униформу космических путешественников.

Понятно, что и жилища больше не могли походить на прямоугольные коробки. Нужны были дома в духе эпохи. И они появились.

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа - вываливалась вниз.

На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем - спорны. Взять, к примеру, мебель. Не поставишь же в круглом доме дубовый шифоньер.

Значит и все детали обстановки нужно было изобретать заново, в чём, впрочем, проблемы не было - «космических» дизайнерских решений в те годы было хоть отбавляй. Даже в Финляндии.

«Футуро» на Домбае во времена СССР, высота 3 тысячи метров (фото phinnweb.com)

Кстати, поначалу архитектор не навязывал свою концепцию в качестве новой формы жилья - он предполагал, что конструкция будет использоваться, как лыжный домик или что-нибудь в этом роде.

Затем его планы изменились, и нелетающие тарелки были названы идеальным загородным домиком, где небольшая семья сможет проводить отпуск или уик-энд.

Проект обрастал всё новыми деталями и обрёл подобающее название - «Футуро» (Futuro).

Над выбором материала финский мечтатель почти не задумывался - незадолго до этого он построил из пластмассы купол зернохранилища в Сейнайоки (Seinajoki) диаметром восемь метров.

Тот же полиэстер со стекловолокном он выбрал и теперь.

Тем более, что материал этот был недорог. Матти верил: его творение будет доступно всем жителям планеты, а значит - изменит мир.

К тому же, если бы вы могли спросить любого архитектора того времени «Заменит ли пластмасса банальный бетон?», наверняка услышали бы положительный ответ.

К слову, в те же годы автомобильные конструкторы уверяли всех, что вот-вот все машины начнут делать из пластмассы.

С тех пор инженеры построили немало таких автомобилей, серийных в том числе, но «мэйнстрим» остался стальным.

Домик Сууронена везут по Темзе, 1969 год (фото phinnweb.com)

Похожая судьба ждала и дом Сууронена, но тогда он с воодушевлением засучил рукава.

Итак «тарелка» вмещала 8 человек и имела диаметр 8 метров, как и упомянутый купол. Высота же домика превышала 4 метра. Дом изготавливали на заводе и, в виду необычайной лёгкости, его могли доставлять на место установки вертолётом.

Финский изобретатель даже подумывал о практике «мобильного проживания» - неделя там, неделя здесь. Обтекаемый домик на ножках-опорах прекрасно, по его мнению, вписывался в девственные ландшафты.

Радужные мечты Сууронена были утоплены в нефтяном кризисе 1973 года: цены на пластмассу взлетели, и производство «Футуро» уже не могло быть рентабельным.

1968 год. «Футуро» собирают на заводе Polykem (фото arcspace.com)

Вроде бы всего было построено 20 таких домиков, Но если хорошенько покопаться в Сети, то можно обнаружить, что по всему свету и сейчас существует больше двух десятков «Футуро».

И каждый приписывают знаменитому финскому архитектору.

То ли это желание привлечь туристов, то ли доказательство, что чувства, которые испытывали люди 35 лет назад, никуда не исчезли.

По крайней мере, в Финляндии, США и Нидерландах, сохранилось несколько экземпляров необычных финских домиков.

Один из них, прописанный в Сан-Диего, даже был выставлен в 2001 году на интернет-аукцион: в весьма ухоженном состоянии и со стартовой ценой в $25 тысяч.

Планировка «летающей тарелки» (иллюстрация arcspace.com)

Другому его собрату повезло меньше. Весной 2003 года по штату Нью-Джерси поползли слухи о, якобы, найденных обломках НЛО.

Позже прибавились пояснения - речь идёт, видимо, о какой-то забытой декорации к фантастическому фильму.

Лишь летом группе энтузиастов удалось установить, что это был один из домиков «Футуро», не раз менявший хозяина на протяжении многих лет и переезжавший с места на место по всей стране.

Он был в сложном состоянии - выбитые стёкла, грязь и пустые бутылки внутри, облезлая краска свисала лохмотьями. Довершали картину запустения традиционные американские граффити.

Финский архитектор надеялся, что миллионы семей последуют по стопам этих людей.

К счастью для творения финского архитектора, нашёлся новый владелец для симпатичного домика - Скотт Джиффорд (Scott Gifford), который решил превратить его в магазин подарков.

Впрочем, история данного экземпляра - скорее, исключение, напоминающее о незавидной судьбе замысла Сууронена.

Однако прежде, чем романтическая фантазия 1960-х уступила место холодному рассудку 1970-х, дома-НЛО успели «разлететься» далеко за границы Суоми.

Круглые домики служили кафе, номерами мотелей, экспонатами выставок.

Таким представлялся комфорт космической эры (фото arcspace.com)

«Футуро» удачно передал воздушную атмосферу своего времени и потому не был забыт. В 1998 году Мика Таанила (Mika Taanila) снял документальный фильм о «Футуро», который с успехом и показал на международных кинофестивалях.

Кроме того, о миру поездила выставка фотографий необычайных домиков.

В Европе несколько домов «Футуро» купила ВВС для размещения технического персонала на удаленных станциях. Советское правительство закупило несколько таких домов для Олимпиады-1980.
Но нефтяной кризис 1973 года вызвал скачок цен на пластик, одновременно с этим изменились веяния моды, и рыночный успех «Футуро» пошел на убыль. В 1978 году Polykem прекратила их выпуск.
Потом в начале 1990-х «Футуро» вернулся, когда европейские художники начали использовать его в своих инсталляциях.

Ну а потом вот такой итог:

А вот тут кто то еще живет:

Ну а вот еще немного в тему поста:

Ностальгическая подборка зданий 1960-1980-х годов.

К советской архитектуре можно относиться по-разному, но, тем не менее, в ней сохраняется неповторимый дух времени, монументальность и величие Советского Союза. Представляем вам подборку самых фантастических зданий советской архитектуры.

Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия

Построена в 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря. Гостиницу можно перевозить: она разбирается на части либо целиком переносится с помощью вертолета.

Пансионат «Дружба», Ялта, Украина

Совместный проект специалистов из СССР и Чехословацкой Социалистической Республики. Здание сняли в фильме «Обитель зла: Возмездие» (2012 год), в качестве бывшей советской военной базы на Камчатке.

Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Белоруссия

Выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича, 1988 год.

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог

Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком. Между корпусами - наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

Посольство СССР на Кубе, Гавана

Комплекс был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого. В наши дни здесь расположено посольство России.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

Строился по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973–1987), здесь проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором космического корабля многоразового использования«Буран».

Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина

Здание построили в 1978 году по проекту архитектора О.Петрова в парковом пруду.

Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения

Открылся в 1983 году на холме Цицернакаберд. Проект группы армянских архитекторов: А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян. Через полтора года после открытия случился крупный пожар, и комплекс закрыли на реконструкцию до конца 1987 года.

Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия

Здание строилось в 1977–1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (архитектор Г. Мочульский).

Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия

Здание построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие Андрей Макаревич, работавший в те годы в институте «Гипротеатр».

Крематорий, Киев, Украина

Крематорий на Байковом кладбище построен в 1975 году по проекту архитектора А.М. Милецкого.

Здание Казанского государственного цирка, Казань, Россия

Открыли 9 декабря 1967 года. Здание построено по проекту архитектора Г. М. Пичуева, инженеров О. И. Берима и Е. Ю. Брудного.

Кафе «Жемчужина», Баку, Азербайджан

Построено по идее мера города А.Д. Лемберанского в 1960-х годах. Восходит к архитектуре ресторана Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико испанским архитектором Феликсом Канделой.

«Дом-кольцо» жилой район Матвеевское, Москва, Россия

Архитектор - Евгений Стамо, 1973 год. Спустя шесть лет был построен брат-близнец этого дома. Во дворах этих зданий - зеленая зона с детской площадкой.

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия

Построен в 1978 году на склоне священной для горы Сулайман-Тоо по проекту архитектора Кубанычбека Назарова. Небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, закрывает вход в пещеру. В сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию. Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде.

Гостиница «Салют», Киев, Украина

Построена в 1984 году по проекту архитектора А.Милецкого. Здание проектировалось в 18 этажей, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало по высоте с колокольней Киево-Печерской Лавры. Специалисты считают, что автор вдохновлялся архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960–70-х годов.

Гостиница в Олимпийском Центре парусного спорта, порт Пирита, Таллин, Эстония

Построена в 1980 году, по проекту эстонских архитекторов это корабль в капитанской рубке которого расположен ресторан. Руководитель проекта - Хенно Сепманн. Нынешнее название - Pirita Top Spa Hotell.

Железнодорожный вокзал, станция Дубулты, Юрмала, Латвия

Построен в 1977 году к столетию станции, по проекту архитектора Игоря Георгиевича Явейна. Застывшая в бетоне балтийская волна - одновременно и отсылка к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразный предшественник современной «космической» архитектуры.

Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан

Построен в 1970-х годах. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось. Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил кафедральный собор в Бразилии, архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа.

Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения

Здание возвели в 1975 году в центральной части армянской столицы под руководством творческой группы архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян).

Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина

Кольцо, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, - руки почитателей таланта Островского. Алая смальтовая мозаика - это красное знамя вокруг памятного венка. 1979 год.

Здание Российской академии наук, Москва

Строительство началось в 1974 году и завершилось спустя 20 лет, на момент начала строительства проект не имел аналогов в Москве. Главным декоративным элементом являются выполненные из металла и стекла художественные композиции. В народе их прозвали «золотыми мозгами», существует множество легенд о настоящем их предназначении, включая идеи «теории заговора».

Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия

Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.

Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония

В 1980 году вместе с гостиницей «Олимпия» на ее первом этаже было открыто варьете. Проект здания был разработан архитекторами Тойво Калласом и Рейном Керстеном.

Здание начали строить еще в 1970 году и завершили относительно недавно. Оно расположено на месте бывшего замка Кёнигсберга и долгое время это был самый известный долгострой запада России. Проект Льва Мисожникова и Галины Кучер местные жители прозвали «закопанным роботом».

Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия

Возведен в 1985 году по проекту Виктора Джорвенадзе. В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

) мы рассказывали о секретном акустическом оружии, которое немцы пытались использовать во время второй мировой войны. На мифах о нем построен сюжет телесериала «Смерть шпионам», который недавно с успехом прошел на Первом канале. Однако слухи приписывают нацистам разработку еще одного легендарного вида вооружений - мол, в тайных лабораториях Третьего рейха ученые строили «летающие тарелки». Возможно, вскоре появится кино и на эту тему - дарим идею сценаристам. А пока попробуем разобраться, что кроется за этой легендой.

«Немецкий след»

В 1947 году, когда волна массовых наблюдений НЛО прокатилась по Америке , разведслужбы США принялись лихорадочно искать разгадку «летающих тарелок». Конечно же, в первую очередь они вспомнили о достижениях немцев времен минувшей войны. Капитан Эдвард Руппельт , руководивший проектом ВВС США по изучению НЛО «Голубая книга», вспоминал: «К концу второй мировой войны у немцев был ряд перспективных проектов новых летательных аппаратов и управляемых ракет. Большинство из них находилось на начальной стадии разработки, но лишь эти машины были близки по совершенству к тем объектам, которые наблюдали свидетели в США».

Однако в секретном донесении штаб-квартиры оккупационных войск США в Берлине от 16 декабря 1947 года говорится: «Мы связались со многими людьми, чтобы проверить, разрабатывались или нет устройства типа «летающая тарелка» и существуют ли сведения об этом в досье любых немецких авиационных исследовательских учреждений. Среди опрошенных были авиаконструктор Вальтер Хортен , бывшая секретарша генерала ВВС Удета фон дер Грейбен, бывший представитель исследовательского бюро командования ВВС в Берлине Гюнтер Гейнрих, бывший летчик-испытатель Эйген. Все они независимо друг от друга настаивают на том, что такие устройства никогда не существовали и не проектировались».

Рождение легенды

Первое упоминание о «дисколетах» было сделано Джузеппе Беллуццо в марте 1950 года. Итальянская газета Il Mattino dell"Italia Centralе напечатала его рассказ о том, что беспилотные дисковидные аппараты разрабатывались с 1942 года сначала в Италии , затем в Германии . По словам Беллуццо, поднять их в воздух во время войны не удалось, но к 1950 году эту конструкцию усовершенствовали настолько, что теперь беспилотный «дисколет» из сверхлегких материалов может брать на борт атомную бомбу.

Статья стала сенсацией: престарелый Джузеппе Беллуццо (ему тогда исполнилось 74 года) был известным экспертом по паровым турбинам и автором почти 50 книг. С 1925 по 1928 годы занимал пост министра экономики Италии, а при Муссолини был членом парламента. Военным пришлось даже выступить с официальным опровержением: в интервью генерал итальянских ВВС Ранци заявил, что Италия не занималась такими проектами ни в 1942 году, ни потом.

Но интерес к НЛО в то время был огромен, и комментарии экспертов никого не интересовали.

А 7 июня 1952 г. газета France-Soir поместила интервью с «д-ром Рихардом Мите, немецким авиационным инженером, полковником в отставке». Мите заявил, что в 1944 году создал вместе с шестью другими инженерами «летающую тарелку» «Фау-7», моторы от которой русские захватили в Бреслау». Имен коллег он не назвал, но сказал, что трое из них мертвы, а трое других, скорее всего, также захвачены русскими. Мите утверждал, что «летающие тарелки», которые видят по всему миру, создает Советский Союз. Самым интересным было то, что журналисты якобы взяли интервью у Мите в Тель-Авиве! Что там делал бывший нацистский полковник, если, конечно, интервью не было выдумано, осталось совершенно непонятным.

Легенда о «дисколетах» рейха приобрела окончательную форму в нашумевшей книге майора Рудольфа Лусара, бывшего сотрудника Германского патентного бюро. Его труд «Немецкое оружие и секретное оружие второй мировой войны и их дальнейшее развитие» был переведен почти на все европейские языки.

В книге говорится, что начиная с 1941 года над «дисколетами» работали немецкие инженеры. Когда война заканчивалась, все модели были уничтожены, но завод в Бреслау, где работал Мите, попал в руки русских. Они вывезли все оборудование и экспертов в Сибирь , где успешно продолжили работу над «летающими тарелками».

Бывший конструктор Мите сейчас в США и, насколько известно, строит «тарелки» для США и Канады на заводах фирмы A.V.Roe. Несколько лет назад ВВС США выпустили приказ не стрелять по «тарелкам». Это является указанием на существование американских «летающих тарелок», которые не должны подвергаться опасности...»

Книга Лусара, опубликованная в 1956 году, вызвала понятный интерес у американских военных. Отчет сотрудника разведки ВВС США О"Коннора, рассекреченный в 1978 году, гласит: «В досье разведслужбы ВВС нет никаких свидетельств о немецких разработках «летающих дисков» и каких-либо указаний на аналогичные разработки в Советском Союзе. Проверка имеющихся личных дел не выявила никакой информации о Мите. Мы связались с инженерным персоналом фирмы A.V.Roe и выяснили, что они не знают о наличии Мите в их организации».

НЛО строил изобретатель-самоучка?

В Австрии жил и работал лесник Виктор Шаубергер (1885 - 1958), незаурядный человек, который, не имея образования, пытался постичь силы природы и поставить их на службу человеку. На его счету много изобретений в области гидротехники, в том числе оригинальные водяные турбины. Вот фотографии его круглых турбин с куполообразным верхом сейчас чаще всего и выдаются за немецкую «тарелку».

Перед войной Шаубергер был арестован гестапо за неуважительные высказывания о фюрере. Опытного гидротехника выпустили из концлагеря лишь потому, что его привлекли к работе над системой охлаждения двигателей «Мессершмиттов».

Впоследствии история о том, как он отсидел в концлагере, превратилась в настоящую легенду. В письме, вроде бы написанном самим Шаубергером, говорится: «Летающая тарелка», которая прошла летные испытания 14 февраля 1945 года под Прагой и которая достигла высоты 15 000 м за три минуты, развивая скорость в 2200 км/час при горизонтальном полете, была создана совместно с первоклассными инженерами и специалистами по прочности материалов из числа узников, приданных мне для работы. Насколько я понимаю, незадолго до конца войны машина была уничтожена...»

Впрочем, сторонники немецких «дисколетов» обычно умалчивают, что Виктору Шаубергеру пришлось после войны лечиться в психиатрической клинике. А рассказы людей, имеющих официальный психиатрический диагноз, необходимо воспринимать очень осторожно.

Авантюра Эрнста Цюнделя

При жизни Шаубергера разговоров о том, что он принимал участие в работе над «дисколетами», почему-то не было. Впервые об этом написал канадский неофашист Эрнст Цюндель в книге «НЛО - тайное немецкое оружие?»

Сам Цюндель прекрасно понимал, для чего ему нужна ложь насчет «немецких НЛО». В 1998 году он признался в интервью одному из известных сайтов фашисткой направленности (эту статью найти в Интернете можно и сейчас, но мы не даем ссылку, поскольку не собираемся популяризировать идеи нацизма. - Ред.): «Книги о НЛО имели важное политическое значение, так как в них можно было вставить и то, о чем нельзя было сказать иначе. Например, о программе Национал-социалистической партии или о проведенном Гитлером анализе еврейского вопроса... И это позволило мне заработать кучу денег! Деньги, вырученные за книги о НЛО, были вложены в издание брошюр «Ложь об Освенциме », «Вранье про шесть миллионов погибших евреев» и «Честный взгляд на Третий рейх».

15 февраля 2007 г. немецкий суд приговорил Цюнделя за пропаганду фашизма к пяти годам тюрьмы.

База в Антарктиде

С немецкими «летающими тарелками» связана еще одна история. Будто бы их испытания проводили в Антарктиде . И до сих на шестом континенте стоит нетронутая секретная база нацистов.

Основу легенды заложил Вильгельм Ландиг (1909 - 1997). Во время войны он дослужился до звания обершарфюрера СС. Не смирившись с поражением, Ландиг продолжал пропагандировать Третий рейх в фантастических романах.

В одном из них, «Идолы против Туле », изданном в 1971 году, главные герои - два пилота Люфтваффе, которых в конце второй мировой войны послали на сверхсекретную базу «Пункт 103» в арктической Канаде. Пилоты путешествовали на «Фау-7» - круглом самолете с вертикальным взлетом, стеклянным куполом и турбинным двигателем. Перед пилотами поставлена задача: не допустить, чтобы «дисколет»

«Фау-7» и его чертежи попали в руки русских или американцев. Герои Ландига справляются с порученным заданием, но после множества приключений все же попадают в плен к англичанам.

Идея выдать рассказанную Ландигом легенду за действительность пришла в голову опять-таки Эрнсту Цюнделю. Видимо, чтобы плагиат не казался слишком явным, он перенес «колонию» в Антарктиду, связав ее появление с немецкой экспедицией 1938 года, нанесшей на карту территорию «Новой Швабии » (ныне этот район называется Земля Королевы Мод).

Германская антарктическая экспедиция действительно состоялась в 1938 - 1939-е годы. На судне, капитаном которого был Альфред Ритшер, к Южному полюсу плыли 24 члена команды и 33 полярника. Корабль был снабжен катапультой для запуска самолетов. Но целью экспедиции были вовсе не испытания «летающих тарелок». Ритшер 12 апреля 1939 года рапортовал: «Я выполнил миссию. Впервые германские самолеты пролетели над Антарктидой. Каждые 25 километров самолеты сбрасывали вымпелы. Мы покрыли зону приблизительно в 600 тысяч квадратных километров. Из них 350 тысяч были сфотографированы».

Речь шла лишь о том, чтобы застолбить Германии на будущее кусочек Антарктиды, а не об основании там постоянной базы. Да и зачем нужна была военная база в Антарктиде? Слишком далеко от театра военных действий. Если уж в годы «холодной войны» ни СССР , ни США не милитаризировали этот материк, то Германии в 40-х годах это и вовсе было не под силу.

Михаил ГЕРШТЕЙН, председатель Уфологической комиссии Русского географического общества.

Что вам приходит в голову, когда вы слышите словосочетание «летающая тарелка» ? Пришельцы, «зелёные человечки», на самый худой конец — тайные нацистские разработки. А между тем, на заре эры покорения воздуха, у человечества ещё не существовало привычных стереотипов о том, какие именно аппараты должны покорять пространство. И часть из них было вполне можно обозвать «летающей тарелкой «. И именно о некоторых из них мы вам сейчас и расскажем.

Немного напоминает знаменитый чертёж Леонардо да Винчи (который, кстати, летать не мог), не так ли? А между тем, это реально работающая модель, развивающая подъемную силу в 778 кг. Её автором был польский инженер Йозеф Липковский, работавший, что характерно, в Санкт-Петербурге. В 1905 году прошел первый пробный запуск, оказавшийся весьма результативным. Нужно было только найти двигатель мощнее… Однако инженер вскоре переключился на более традиционные аэропланы, а проект аппарата с вертикальным взлётом оказался заброшен.

Да. Это самолёт с круговым крылом. Формально — почти летающая тарелка, только с пропеллером. Данная модель была создана в США, примерно в 1911 году. И называлась, что характерно, «Umbrella Plane». Материалы — дерево и ткань. Но в отличие от предыдущего варианта, изобретатель не смог продемонстрировать широкой публике способность к полёту своего творения. Так что до сих пор не известно, летала ли данная «тарелка».

И снова самолёт с круговым крылом. Только вот эта «летающая тарелка » точно летала. Но не сразу. Сам принцип кругового крыла был запатентован некими Исааком Стори и Виллбандом Зелгером. Запатентован, но не воплощён. Через некоторое время некто Джон Китчен попробовал соорудить по этим патентам машину и поднять её в воздух. Но у него ничего не вышло, так что он продал как сам патент, так и черновую модель Седрику Ли, к которому потом присоединился инженер Тайман Ричардс. И вот только у них, после долгого доведения модели до ума и полировки напильником, таки получилось поднять её в воздух. Но лишь затем, чтобы в 1911 году разбить к чертям. Что характерно, недавние исследование полноразмерной модели в аэродинамической трубе показали, что она реально была довольно стабильной. Даже несмотря на хвостовой крен.

Да. Полноценный моноплан, но только с круговым крылом. Модель, созданная студентами университета Майами в 1930 году неоднократно поднималась в воздух, демонстрировала приличные лётные характеристики, но не смогла заинтересовать ни военных, ни гражданскую авиацию. Называлась эта штука «Roundwing» или «Nemeth Parasol», в честь профессора Александра Немеца (руководителя талантливых студентов). Положительной её особенностью было то, что круговое крыло позволяло конструкции планировать без каких-либо затрат топлива. То есть да, формально — это предшественник всяких экранопланов.

Ага. Настоящая «летающая тарелка » Третьего рейха. Кстати, единственная реально задокументированная, в существовании которой не возникает сомнений. Просто потому, что она, сволочь эдакая, не летала. Ну, точнее, летала, но плохо и не долго. Никак не могли добиться нормального баланса. В 1939 начали, но до 44 так и не закончили. Причём концепт постоянно дорабатывался, «совершенствовался» и переделывался. А детали брали от других, вполне себе работающих самолётов.

Это тоже «летающая тарелка » времён Второй мировой. Только американская. Эффективная, сбалансированная, даже приспособленная к взлёту и посадке с авианосцев. Но увы, винтовая. А наступала эра реактивных самолётов, так что «Flying Pancake» (летающий блинчик) перестал быть актуальным, поскольку не смог адаптироваться. Но да, летал и летал много.

Да, чёрт побери. Абсолютно полноценный дискообразный аппарат вертикального взлёта и посадки. Настоящая «летающая тарелка «, которая ещё долгие годы будоражила умы уфологов. Реактивный принцип, отличный баланс, хорошая манёвренность. Но… Но. Управлять вектором тяги без мощных бортовых компьютеров было сложно. А на дворе стоял 1961 год. Так что максимальная скорость, которую развивал этот аппарат — 50 км/час. А теоретически возможная — чуть ли не 450 с лишним. Ещё и подъемная сила в 2,5 тонны. Хотя топлива оно жрало… Короче, проект закрыли.

Российская «летающая тарелка «. А по факту — экраноплан с дисковидным фюзеляжем и на воздушной, чёрт побери, подушке. 1994 год. Рабочий. Эффективный. Стабильный. Манёвренный. С офигенной грузоподъемностью и кучей полезного места. Области применения и в военной, и в гражданской авиации — огромны. Фактически, может взлетать и садиться абсолютно где угодно. Но… Денег нет, но вы держитесь. Искали инвесторов и даже нашли кого-то в США. Однако особых результатов достигнуть не вышло. Абсолютно рабочий проект до сих пор находится на стадии «перспективной разработки».

Собственно, сама по себе концепция «летающих тарелок » — довольно интересна и возможна как практически, так и теоретически.По некоторым пунктам они даже превосходят традиционные самолёты. Более того, только для них работают некоторые физические принципы, теоретически возможные, но на практике — пока мало осуществимые. Даже та же «невидимость для радаров» куда проще реализовывается именно на аппаратах дисковидной формы. Да и не только она. Поэтому кто знает, что сейчас разрабатывается в лабораториях Пентагона и всё ещё работающих российских режимных городах.