Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям. Серия наблюдений за объектами природы для воспитателей "осенние изменения в природе"

Цели:

  1. Проведение наблюдений за осенними изменениями в природе.
  2. Воспитание чувства любви к природе родного края.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

1. Сообщение темы и целей экскурсии.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ребята, послушайте, какие времена
Года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет».
«Вечера все холоднее».
«Желтеют листья, сохнут травы».
«Улетают птицы».

Учитель . Какое время года описано?

Дети. Осень.

Учитель. Почему грустное это время года?

Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скора олетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.

Учитель. А чем прекрасно это время года?

Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.

Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

И так для чего мы идем на экскурсию?

Дети. Наблюдать за признаками осени.

III. Экскурсия.

1. Беседа

Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.

Дети. Пожелтение листьев, похолодание.

Учитель. Сравните летнее и осеннее время.

Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.

Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?

Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.

Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.

Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.

Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.

Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.

Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.

Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)

А как изменились травяные растения?

Дети. Тоже пожелтели, засыхают.

Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

Учитель. Так ли их много, как летом?

Дети. Цветущих растений очень мало.

Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?

Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.

Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?

Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.

Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?

Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.

2. Работа в группах

Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Задание № 3

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 4

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 5

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

Задание № 6

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.

(Отвечать на вопросы в классе).

IV. Итог занятия.

Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали?

Дети. Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.

Осеннее развлечение в начальной школе, 1-2 класс


Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Предлагаю вам конспект экскурсии в природу для обучающихся 1 - 2 классов школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку можно использовать в общеобразовательной школе во внеклассной работе и на уроке «Окружающий мир», она может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня. Это познавательное занятие по экологии о природе родного края. Оно расширяет у обучающихся представление о листопаде, о пользе опавшей листвы, знакомит с таким деревом как лиственница. Ребята получают наслаждение от общения с природой. Занятие способствует сплочению коллектива, развивает умение работать в группе, прививает любовь к природе родного края.
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев.
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Ход занятия.

Вводная часть. Целеполагание.
Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.

Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет? (Ответы детей)
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью? (Ответы детей)
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей)
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.

Игра «Да и нет». (Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?

Чтение стихотворения «Листопад» .
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов

Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.

Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? (Да. Дерево имеет хвоинки)
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами. Пучками)
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны? (Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают)
- Кто знает название этого дерева? (Лиственница)
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.

Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!
(Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты).

Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!

Тренинг.
А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Работа в классе.
Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».

Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?

Наблюдения с детьми за осенними явлениями

Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой окружающего мира.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Особенно красива наша земля осенью. Недаром на осеннюю красоту русской земли обращали восхищенные взоры поэты и художники, композиторы и музыканты.

* * *

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

И.Бунин

* * *

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь.

Ф. Тютчев

В народе говорят: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Только западает в сердце осень не ненастьем своим и скукой, а запахом яблок и бабьим летом сентября, октябрьским золотом листопада, хлебосольством да предзимьем ноября.

Хмурится небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи, льют частые дожди, гуляют холодные ветры, но все же никакое другое время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок и обилие контрастов в природе, усиливающих восприятие окружающего мира. Когда еще можно увидеть пылающую, как свеча, желтую березку на фоне ярко - голубого неба,

услышать прощальные крики журавлей, побродить по шуршащим под ногами листьям? Важно каждый раз удивлять, изумлять детей увиденным в природе.

Необходимо помнить и о культуре общения с природой.

Наблюдения в природе осенью:

Изменения цвета листьев на деревьях. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит и лето завяло. Не зря в народе говорят, что ходит лето в сапогах - скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала.

Плоды, семена деревьев и кустарников; их сравнение, нахождение по описанию.

Листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме; при кажущейся идентичности осенних листьев почти невозможно найти хотя бы два одинаковых.

На месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму.

У лиственных деревьев ярче просматриваются особенности ствола(цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнавать; они как бы выступают вперед, а зелень хвойных деревьев становится для них фоном.

На голых ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц, которые летом трудно отыскать.

Птицы собираются в стаи, усиливается их гомон - это первый признак приближения осеннего перелета.

В погожие солнечные дни в воздухе много летающей паутины - это один из характерных признаков осени. На кустах, в воздухе видны уцепившиеся за ветку, траву серебряные нити с хозяином - молодым паучком. На лугу желтеет трава, появляются сухостои, постепенно исчезают насекомые. Меняется облик водоемов, вода становится холоднее и прозрачнее.

1. По результатам экскурсии заполните таблицу.

2. Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.

3. Выполните задания для групповой работы.

Вариант 1

К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад , первые заморозки, ледостав.

2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки

Вариант 2

1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.

К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея , исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц.

2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.

4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.

Сравнение ласточек и стрижей

Сходство: кормятся пойманными на лету насекомыми: мухами, комарами, пчелами, осами. У них примерно одинаковая форма ключа и короткие слабые лапки.

Различия: стрижи летают значительно быстрее ласточек (до 150 км/ч), стрижи почти никогда не сидят на земле, они предпочитают отвесные скалы и стены, ласточки строят гнезда из земли и глины, а стрижи вообще не строят гнезда, а используют готовые дупла и щели.

5. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени»

Анастасия Гаранина
Картотека осенних наблюдений в средней группе

НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬЮ

Карточка 1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель : формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени , узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении - тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Карточка 2

Наблюдение за цветником

Цель : познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Карточка 3

Наблюдение за перелетными птицами

Цели : расширять представления о перелетных птицах, об изменении

жизни птиц осенью , когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Карточка 4

Наблюдение за воробьями

Цель : расширять знания детей о птицах, учить отличать воробья по внешнему виду и повадках, замечать, как они передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм) . Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами , подкармливать их.

Рассказать детям, что осенью птицы прилетают ближе к людям, потому что им нечего кушать. Объяснить детям, что о птицах нужно заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память. воспитывать внимание и наблюдательность .

Карточка 5

Наблюдение за рябиной

Цель : познакомить с рябиной, показать ее строение : ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд . закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года. познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев ; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Карточка 6

Наблюдение за сорокой

Цели : - формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. Обогащать знания о жизни птиц ранней осенью ; расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада. Обогащать представление о мире природы, привлекать к активным мыслительным операциям; систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.

Карточка 7

Наблюдение за облаками , их движением

Цели : закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет. Знакомить детей с различными природными явлениями; показать разнообразие воды в окружающей среде , формировать творческое отношение к делу. Рассказать детям, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно, придумать имя облачкам.

Карточка 8

Наблюдение за дождем

Цели : обратить внимание детей на характер дождя (затяжной, моросящий, предложить сравнить ноябрьский дождь с летним дождем. Попросить ребят предложить, как образуется мокрый снег. продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь ); воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. Предложить детям понаблюдать за лужами на асфальте, рассмотреть пузырьки, возникающие в них во время дождя, выслушать предложение ребят о том, почему появляются пузырьки. Рассказать о народных приметах, связанных с дождем, учить детей узнавать по пузырькам, будет ли дождь затяжным или коротким.

Карточка 9

Рассматривание березы

Цель : продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы (ствол, ветки, листья) ; воспитывать бережное отношение к деревьям.

Воспитатель загадывает загадку : Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёзка)

Карточка 10

Наблюдение за собакой

Цель : формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном. Расширять представления о породах собак; воспитывать заботливое отношение к бездомным животным.

Карточка 11

Наблюдение за листопадом

Цель : приучать детей видеть многообразие красок золотой осени , развивать наблюдательность , воспитывать умение радоваться красивому и бережно относиться к природе. Рассмотреть летящие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; объяснить, почему осенью листья с деревьев опадают. Предложить детям собрать красивый букет из разноцветных листочков.

Карточка 12

Наблюдение за первым снегом

Цель : какой он на ощупь (подобрать прилагательные) . Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.

Карточка 13

Работа на клумбе

Цель : собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.

Карточка 14

Наблюдение за вертолетом

Цель : они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.

Карточка 15

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель : спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса) .

Карточка 16

Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду

Цель : рассказать, что многие животные тоже готовятся к зиме : меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.

Карточка 17

Наблюдение за работой газонокосильщика

Цель : он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.

Карточка 18

Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель : закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Карточка 19

Наблюдение за трудом дворника

Цель : продолжать наблюдение за работой дворника ; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде .