Привлечь людей поселение fallout 4.


Версия: 1.8
Перевод: русский

Описание:
Устали смотреть на то что ваши поселенцы ходят вокруг и ничего не делают? Не будет больше этой скучной рутины! Попросите поселенцев работать!

Обновление:1.8
- Добавлены 14 новых рабочих мест для поселенцев (читайте ниже список от 37 до 50). Честно говоря названия рабочих мест просто странные какие-то, переводил так как есть, что написано то и перевел, в игре названия может не будут соответствовать рабочим местам, я не имею возможности просто в игре проверить и сравнить. Пишите в коментах если названия рабочих мест не соответствуют переведу и предлагайте свои названия.

Обновление:1.6
- Добавлен 21 вариант рабочих мест (читайте ниже список от 16 до 36).
- Исправлено падение робота.

Подробнее:
- Создайте и установите новые рабочие места и заставьте поселенцев работать, хоть что то будут делать полезное (конечно же они будут создавать вид что работают, производить по сути ничего не будут)
- Теперь поселенцы могут мыть посуду, делать инвентаризацию, заниматься уборкой, разбирать протектрона и так далее...

Что имеется:
- Для того чтобы поселенцы работали, нужно изготовить и разместить рабочие места/объекты
1. Рабочее место 01 - Почтовый ящик
2. Рабочее место 02 - Трубопровод
3. Рабочее место 03 - Уборка пола
4. Рабочее место 04 - Стойка
5. Рабочее место 05 - Ящик с инструментами
6. Рабочее место 06 - Стол с картотекой
7. Рабочее место 07 - Кухня - Мытье посуды I
8. Рабочее место 08 - Наука (стол с микроскопом)
9. Рабочее место 09 - Подметание
10. Рабочее место 10 - Елка (украшение елки)
11. Рабочее место 11 - Радиатор (починка батареи)
12. Рабочее место 12 - Кухня - Мытье посуды II
13. Рабочее место 13 - Инвентаризация
14. Рабочее место 14 - Протектрон (ремонт робота)
15. Рабочее место 15 - Ковер
Новые в версии 1.6
16. Рабочее место 16 - Консоль
17. Рабочее место 17 - Машина
18. Рабочее место 18 - Консоль II
19. Рабочее место 19 - Туалет
20. Рабочее место 20 - BBQ
21. Рабочее место 21 - Забивание молотком
22. Рабочее место 22 - Молотобой
23. Рабочее место 23 - Фламинго
24. Рабочее место 24 - Посадка
25. Рабочее место 25 - Произвольный стук
26. Рабочее место 26 - Мойка довоенной машины
27. Рабочее место 27 - Мойка послевоенного авто
28. Рабочее место 28 - Грузовик
29. Рабочее место 29 - Чистка мотоцикла
30. Рабочее место 30 - Мотоцикл II
31. Рабочее место 31 - Розы
32. Рабочее место 32 - Подстригание кустов
33. Рабочее место 33 - Выкорчевывание
34. Рабочее место 34 - Живопись
35. Рабочее место 35 - Белые розы
36. Рабочее место 36 - Прополка
Новые в версии 1.8
37. Рабочее место 37 - Мастеровой
38. Рабочее место 38 - Сканирование
39. Рабочее место 39 - Консоль
40. Рабочее место 40 - Супермутант
41. Рабочее место 41 - Синтезирование
42. Рабочее место 42 - Ржавчина
43. Рабочее место 43 - Завинчивание
44. Рабочее место 44 - Панель
45. Рабочее место 45 - Энергия
46. Рабочее место 46 - Охранник
47. Рабочее место 47 - Кухонный блюз
48. Рабочее место 48 - Регистратор хлама
49. Рабочее место 49 - Разогрев
50. Рабочее место 50 - Пред-разогрев

Где взять:
- В Мастерской, в разделе Ресурсы - Разное, разместить в нужном месте и назначить НПС на объект.

Но и с жителями, торговыми маршрутами и торговлей как таковой. Итак, приступим!

Расставьте приоритеты

При строительстве и развитии базы не стоит хвататься за все подряд. В самом начале от вашего поселения потребуется иметь кровати, еду и воду - этого хватит, чтобы привлечь первых поселенцев. Затем вы можете заняться защитой и охраной, а также торговлей. Кстати о защите - она должна быть на высоком уровне и вам стоит ее периодически улучшать. Жесткость атак рейдеров и мутантов будет зависеть от того, насколько сильна ваша база и как долго в осаде она может продержаться, так что еды и воды всегда должно быть вдоволь.

Наиболее разумная тактика - полностью прокачать одно поселение, чтобы разблокировать возможности, связанные со строительством мощной защиты и максимально продуктивных зданий в других областях, например, больших торговых рядов, которые станут приносить намного больший доход, чем одна торговая лавка. После того, как вы все откроете, имеет смысл заняться постройкой второго поселения и установлением торговых маршрутов между ними, чтобы они могли делиться ресурсами друг с другом. Вы можете полностью «раскачать» второе поселение, а затем уже приступать к третьему.

Как и где можно строить поселение в Fallout 4 и где добывать ресурсы?

Поселение в Fallout 4 можно строить только в тех местах, где есть мастерская. Именно с ее помощью вы можете построить любое здание, ну а полный комплекс зданий есть только в одном месте - на стоянке грузовиков «Красная ракета». В других местах вам придется, хотя это совершенно не обязательно, строить станки для модификации оружия, брони и прочего, а это может отнять место.

Что до добычи ресурсов, то вы можете набирать их в пустошах, а также вокруг поселения. Прочитайте наш гайд, и вы узнаете, как легко и быстро превращать собранные материалы и хлам в полезные предметы, и помните, что все хранилища в мастерских соединены между собой, так что когда вы в «Красной ракете» складываете хлам, вы можете выдвинуться в другое место и использовать его для стройки.

Строительство же поселения очень простое - достаточно начать взаимодействовать с мастерской, и там уже выбрать то здание, что предстоит построить.

Как построить ферму или плантацию в Fallout 4?

Это довольно просто - вам нужно иметь семена пшеницы, арбузов, бритвозлака или других. На одну плантацию уходит одно семечко, поэтому собирайте семена везде, где только можете.

Вы вполне можете взять семена в других поселениях или купить их, а затем уже пользоваться своими.

Как дать поселенцу в Fallout 4 работу

Вам придется вручную задавать каждому поселенцу в Fallout 4 вид работы, если этого не делать, они сами никогда не додумаются начать работать.

Для этого необходимо зайти в меню «Мастерской», выбрать поселенца и сразу же после этого выдать ему задание, например, сбор урожая или защита, направляя мышкой в нужную область. Как только вы выберете поселенца, у вас должна появиться возможность назначить его.

После этого, не забудьте дать команду «приступить к работе», потом его можно будет остановить, не снимая с работы.

Как в Fallout 4 защитить поселение?

По началу, вам не нужно тратить много ресурсов на оборону, если вы будете начеку, поскольку, когда на поселение нападут враги, вам придет сообщение (в верхнем левом углу экрана). Вы можете быстро выдвинуться в нужное место и уничтожить врагов вручную.

Уровень защиты высчитывается исходя из суммы производимой воды и еды - помните это при закладке и развитии поселения.

Однако на более поздних этапах игры постоянная беготня между поселениями может очень надоесть, так что стоит вложиться в сторожевые посты, башни, ловушки, турели, поставить больше людей на охрану. Если вы вступили в Минитмены и являетесь их генералом, то можете поставить минометы и артиллерию.

В Fallout 4 имеется возможность даже вооружить поселенцев, так что, выдав им хорошее оружие и боеприпасы, вы сделаете каждого поселенца защитником. Мы бы не рекомендовали вооружать их гранатами, минами и другой взрывчаткой, поскольку они вполне могут подорвать не только себя, но и своих друзей, да и все поселение заодно.

Как привлечь новых поселенцев?

Основой для появления новых поселенцев является избыток пищи и воды. Выше уже упоминалось, но мы еще раз повторим, недостаточно построить две-три фермы для производства пищи, вам придется поставить на каждую плантацию работников, которые эту пищу будут производить. Учитывайте, что каждая плантация производит 0,5 единиц продовольствия, а потребление одного человека составляет 1 единицу, так что вам придется занять значительную часть поселения именно фермами, если вы хотите получить большое население.

С водой все проще - один человек потребляет 1 единицу произведенной воды, так что вам просто нужно поддерживать положительный баланс, имея про запас 3-4 единицы воды, дабы вновь появившиеся поселенцы не создали дефицита.

Однако поселенцы не начнут приходить к вам, если вы не построите им дома и кровати. Расклад здесь такой же, как и с водой - 1 поселенцу нужна 1 кровать и не на открытом воздухе, а в помещении. Будет хорошо иметь дополнительные кровати, чтобы новые люди могли присоединиться, в то время как вы отправились на поиски приключениий.

Чтобы привлечь поселенцев к своей базе, вам также надо построить вербовочный радиомаяк. Он будет работать в автоматическом режиме и вам не нужно его контролировать, однако выключите его, как только решите, что в поселении достаточно жителей.

Разумеется, все это требует электроэнергии и мы бы рекомендовали вам строить сразу максимально возможные генераторы, дабы не загромождать пространство и иметь как можно больше энергии. Дабы все ваши постройки работали, их придется соединить при помощи соединительных кабелей, ЛЭП и электромонтажных коробов.

Как разблокировать артиллерию и минометы в Fallout 4, и научить поселенцев использовать их?

Действительно, в Fallout 4 есть возможность использовать артиллерийские орудия, которые подойдут не только для защиты населения в поселениях, но и для ударов по любой точке в Содружестве (вы можете вызвать его, если окажетесь в трудной ситуации). Артиллерию можно ставить в населенных пунктах. Однако такая возможность может быть полностью пропущена, если вы не сделаете правильные действия в своем прохождении.

Во-первых, вам нужно быть генералом у Минитменов. Это случиться достаточно рано, после того, как вы сделаете несколько миссий для чернокожего персонажа Престона, с которым познакомитесь в Конкорде. Вы можете испортить с ним отношения, если будете подкармливать Маму Мерфи веществами, так что учитывайте это. Продолжайте делать миссии для Престона, пока он не попросит вас вернуть локацию «Замок» (The Castle) в миссии «Возвращение независимости» (Taking Independence).

Для ее успешного выполнения лучше использовать силовую броню, поскольку на вашем пути встретятся все типы врагов - мутанты, рейдеры, синтетики, канониры, мирелюрки, молератсы, вурадалки и другие, а в конце вас ждет битва с боссом. После победы, вы должны будете подключить радиомачту с двумя генераторами, вырабатывающими 5 единиц энергии, и миссии будет завершена.

После этого, спустя еще 2-3 часа, когда вы выполните пару миссий для Минитменов, вам будет выдано задание «Старые пушки» (Old Guns). Надо будет вернуться в Замок, взять задание у Престона и помочь персонажу по имени Ронни с парой вещей, скажите ей, что поможете без всяких условий. В таком случае она проведет вас к оружейной, расположенной в Замке. Используйте игровое меню «Мастерской», чтобы удалить строительный щебень и разблокировать дорогу. Вам придется пройти через несколько шахт с врагами и мощным сторожевым ботом в конце, так что будьте наготове.

Если все будет успешно, вы захватите арсенал и получите возможность взять схемы для артиллерийского орудия и сигнальные дымовые гранаты. Вернитесь в поселение и сконструируйте свое первое орудие. А для чего нужны гранаты? Они сигнализируют о вашем местоположении и кинув всего одну, вы получите поддержку артиллерии.

Орудия имеют хоть и большой, но все же ограниченный радиус действия, так что придется построить их в нескольких населенных пунктах. Вы можете увеличить свой запас гранат при помощи оружейного верстака.

Как повысить уровень счастья среди населения поселения в Fallout 4?

Это довольно просто - украшайте поселение строениями из «декоративного» раздела, поставьте по телевизору или хотя бы по радиоприемнику в каждый дом, стройте разнообразные торговые точки - пусть одна лавка торгует вещами, другая медицинскими препаратами, третья будет рестораном.

Кроме того, проводите побольше времени с людьми - неважно, являетесь ли вы мэром этого участка Пустоши, генералом минитменов или членом Братства Стали - вы всегда можете рассказать пару-тройку интересных историй, которые с удовольствием выслушают жители.

Как начать зарабатывать на поселении?

Для этого вам потребуется навык «Местный лидер», имея который вы можете построить несколько торговых точек в своем поселении. Они приносят небольшой пассивный доход, но чем больше людей в вашем поселении - тем больший доход от торговли вы получите.

Как проложить торговые маршруты в Fallout 4 между поселениями?

Для этого потребуется сочетание следующих факторов - наличие двух или более поселений (вы не можете торговать с другими территориями), 6 очков вложенные в «Харизму» и перк «Местный лидер» первого уровня. Кроме того, в поселении должен быть один свободный человек, который займется торговлей. Вы не можете отправить уже занятого персонажа, так как он бросит свою работу.

Откройте меню в «Мастерской», выберете свободного человека и, если у вас два и больше поселения, появится функция «отправить». Нажав по соответствующей кнопке, вы сможете выбрать из открывшегося списка, куда отправить человека. Эту операцию можно провести для нескольких свободных поселенцев, отправив их в одно или в другие поселения. Аналогично можно сделать и с другими поселениями, не важно, приходят к ним маршруты из других мест или нет.

При помощи торговых маршрутов вы сможете развить потенциал каждой базы Fallout 4 до максимума, а также сбалансировать излишки и недостачу продовольствия или воды.

Где найти медь для поселения?

Развитие поселения напрямую связано с тем, есть ли у вас медь, поскольку она используется в генераторах электричества, радиостанциях, защитных системах. Медь - очень дефицитный ресурс в Fallout 4 и ее не так-то легко найти.

Для начала, мы бы рекомендовали очистить всю территорию поселения от хлама - вполне возможно, что вы найдете там достаточно меди для производства хотя бы пары генераторов. Также собирайте хлам в Пустоши, например, лампочки, вентиляторы, магниты, кастрюли, вакуумные трубки, телефоны, включая сломанные и не сломанные, поскольку вне зависимости от состояния, в них содержится медь.

Медь также можно купить в Даймонд Сити, у Артуро, а также у женщины-продавца из Драмлин-Диннер, однако медь будет стоить достаточно дорого, а откат составляет 48 часов реального времени.

У кого можно купить материалы для строительства поселения в Fallout 4?

Сбор хлама в мире Fallout 4 является трудным и нудным процессом, да и он не безграничен и когда-нибудь закончится. Так что если у вас есть немного лишних крышек из под колы, вы можете купить необходимые материалы для строительства поселения у следующих продавцов:

  • Конни Абернати - ее можно найти на Ферме Абернати (Abernathy Farm), строго на юго-запад от «Красной ракеты». Она продает бетон, ткани, удобрения, кожу и древесину. Если вы выполните для нее квест по возвращению медальона, она даст вам некоторую скидку.
  • Карла Трашкан появляется в тех поселениях, чье население равно или превышает 10 человек. Ее можно встретить там, если использовать быстрое перемещение или же если лечь спать на 12 часов. Она продает асбест, военные электронные схемы, кристаллы, масло, и болты, однако ее расценки заметно выше, чем у других продавцов.
  • Робот Перси из Даймонд Сити пригодится тем, кто ищет клей, керамику, удобрения, пластмассы, пружины и сталь. Однако он там появляется только ночью. Удобрения у него дороже, чем у Конни Абернати.
  • Артуро также находится в Даймонд Сити, но в течение дня. Он продает алюминий, медь, шестеренки и болты. Алюминий может пригодиться для улучшения силовой брони, так что не пренебрегайте покупкой, когда будете у него.
  • Мо Кронин - еще один продавец из Даймонд Сити, которого можно встретить в течение дня. Он продает пробковое дерево и лесоматериалы. Поскольку вы можете бесплатно получить большое количество древесины из деревьев вокруг поселения, пользоваться его услугами нерационально.
  • Доктор Сунь продает в Даймонд Сити антисептик, стекло и резину, в течение дня.
  • В районе «Добрососедство» (Goodneighbor) есть два магазина. В первом девушка Дейзи продает клей, электронные схемы, стекло и серебро. Клео продает оптоволокно, медь, свинец и нефть.
  • Магазины района «Банкер Хилл» (Bunker Hill) порадуют вас кристаллами, стекловолокном, золотом, свинцом и серебром, кислотой и стеклом.

Рассказано много и всего. Но некоторые моменты все же остаются «за кулисами» места действия.

Частично толики информации попадаются то тут, то там, у геймеров остаются вопросы, но мы постарались собрать воедино и обратить внимание на некоторые занятные моменты. На момент написания материала достижение «Великодушный правитель» в Steam было получено у 0% геймеров.

Максимальное счастье и достижение

Основные требования: Харизма не ниже 10 уровня, Наличие перков: Местный лидер 2 уровня (6 ур Харизмы и минимум 14 уровень персонажа) и Коллекционер крышек 2 уровня (минимум 20 уровень персонажа и 2 ур Харизмы), Перк «Местный лидер» откроет Герою возможность строить бары,торговцев, клинику, прокладывать пути снабжения и прочие важные строения, которые будут отражаться на счастье поселенцев. Также потребуется более 16 000 крышек и много строительных ресурсов

Подготовка поселения

Создайте большое по размеру поселение.

Кроме поселенцев более никто не должен жить в выбранном для счастья. Всех компаньонов и друзей лучшим будет переселить. Причина банальна – поселенцы все без исключения должны работать, иначе им будет уныло и они не будут счастливы.

Привлеките поселенцев. При Харизме 10 можно привлечь до 20 человек. Стройте радиомаяк, переселяйте из других поселений.

Каждому поселенцу требуется 1 кровать, 1 пища и 1 вода.

Кровати в здании и под крышей, дверь обязательна (она добавляет Счастья). Создайте им личный уголок.

Дома должны иметь полноценные стены, за исключением тех домов, что уже есть готовые в меню строительства. Но если, в том же Сэнкчуари много домов с разрушенными стенами внутри или снаружи, то – заделывайте.

Украшайте дом: ковры, картины, радио и прочее. Подключайте телевизор, устанавливайте музыкальные устройства.

Защита должна иметь показатель не ниже 100. Но суть в том, что показатель обороны должен быть больше суммы пищи и воды.

Магазины общим количеством 16: клиники, продавцы, бары и прочее. Все разные, но высокого уровня. Не стоит строить 20 торговцев общими товарами, поселенцам это в раз надоест.

Герой среди своих

Но строительство полбеды, как главе поселения, Герою потребуется очень часто находиться среди своих жителей.

Важно: пока достижение не разблокируется (счастье на уровне 90) – не покидайте поселение. Тусите в нем, прогуляйтесь, позвоните в колокол для сбора всех вместе. Только от того, что они рядом с вами – они счастливы. Спите в поселение в домике 24 часа. Снова гуляйте. Главное — не уходите в другую локацию.

Если показатель счастья заморозился на 98-99, то начинайте вешать картины, скульптуры ставить и прочие украшения, сходя буквально с ума от этого.

Где найти поселенцев

Количество поселенцев всегда больше в два раза Харизмы Героя.То есть при ХАР 6 поселенцев будет 12, при ХАР 10 – 20. Не больше, но меньше.

Для привлечения поселенцев следует обеспечить всем кровати, пишу и воду. Затем установить обязательно радиовышку и подключить к её электрогенератору. Но поскольку часто в поселение особо геймеры не заглядывают, поскольку Герою некогда, то помочь тем, то другим, то у БС что-то стряслось, то супермутанты озверели, поселенцев становится много. По возвращении же, часто бывает так, что их сразу на улице не найти, а распределить по объектам работы нужно. Дело в том, что они живут своей жизнью, что-то делают, где-то гуляют. Хозяин поселения пришел? Хорошо, а у них свои дела, поэтому найти их там, где они были до вашего ухода из поселения – не возможно.

Посему не забудьте установить Колокол в удобное место.Позвоните в него. Можно один раз, лучше несколько и поселенцы соберутся вокруг Героя. Теперь можно с каждым поговорить, обменяться товарами, сменить спутника (если они у вас живут в данном поселении), выбрать незанятых поселенцев и назначить на работу.

Для Псины установите только одну будку. Зачастую в поселениях домиков для собачки много и когда требуется, Герою приходится обегать их все. Вот для удобства – оставьте один домик.

Отправка на работу

Один поселенец обеспечивает три объекта защиты. То есть не надо на каждую вышку назначать человека. Назначьте одного и он будет находиться на трех близлежащих.

Один поселенец может производить 6 единиц пищи, что соответствует 12 грядкам, поскольку одна грядка дает 0,5 еды. Исключение составляет Мутафрукт – 1 ед. пищи.

Поселенец потребуется для «Станции сбора мусора». Периодически он будет на склад Мастерской приносить различные ресурсы. Сам.

Колебания счастья

Иногда бывает так, что всего в поселении достаточно и даже в избытке, но у счастья в панели Мастерской красная стрелочка вниз. Более того, бывает и так, что спустя время Счастье понижается, хотя опять-таки всего много.

Удостоверьтесь, что предметов Счастья много: картины, музыкальный автомат, радио, свет в доме, ковры, двери и прочее (коврик в виде цветка самый симпатичный:)).

Поговорите с каждым поселенцем, возможно им требуется помощь. Да-да, бывает и такое: то рейдеры друга украли, то потерялся кто-то. Небольшие квестики на помощь.

Очищайте улицы от хлама, приведите поселение (пусть и маленькое), но в чистый вид, аккуратный более–менее. Например ресторан «Старлайт» легко привести в божеский вид удалив бочки, автомобиль, и тем самым очистить местечко от радиации.

Преимущества производства очищенной воды

От поселения есть большой толк. Торговцы, достижения, личный домик и хранилище, но также и доступ к такому ресурсу как вода, чистая и не радиоактивная, что способна в корне изменить выживание.

Очищенную воду можно создавать в своем поселении и использовать её для приема внутрь Героем. Очищенная вода будет складироваться в Мастерской из расчета: вся производимая вода в поселении минус количество поселенцев. То есть, остаток – ваш. Хотите больше воды, производите больше. Очищенная вода вылечивает 40 ХП, не радиоактивна и оценивается у торговцев в 20 крышек.

Первое что можно построить, это обычный водяной насос. Позже на уровнях 7-10 появляется возможность строить Очиститель воды. Удобно его как раз поставить в Сэнкчуари, поскольку рядом река. Воды при этом в поселении станет гораздо больше, а весь остаток Герой найдет в хранилище мастерской. Не забудьте рядом на берегу установить генератор электричества или протянуть с помощью опорных вышек провода к Очистителям.

Отметим, что имея прокаченные навыки обмена и торговли, на очищенной воде можно быстро заработать много денег, и получать её в больших количествах очень просто. Так же оную воду можно распределять между поселениями при должном уровне прокачке навыков и создания маршрутов.

Но не забывайте о рейдерах. Вода и очистители манят их как мед мух. Поэтому обеспечьте защиту поселению и окружите сами объекты защитой. Напомним, защита должна быть больше суммы пищи и воды и не меньше 100.

Промышленный очиститель выработает 40 единиц воды, и не забывайте,что воду можно продавать собственным торговцам в поселении. Зачем своим? Они дадут Герою дополнительный бонус к наценке за данный товар. То есть продавать вашу воду подороже будут. При этом крышки от продажи вашей воды кому-то еще они будут укладывать на склад Мастерской, и Герой сможет забирать их через день или два.

Разумеется, для счастья можно сразу наставить 20 кроватей, 40 насосов, 200 магазинов (к примеру) и ждать…но.. можно использовать достижение и для того, чтобы создать заодно одно красивое и эффективное поселение и, тем самым, и достижение получить и осознание того, что все в игре не просто так 🙂 Как делать: личное дело каждого.

Читайте о правильном возведении поселений в Fallout 4. Научитесь управлять их жителями, ресурсами и развивать собственные города на разрушенных территориях.

Поселенцы в Fallout 4

Игра Fallout 4, как и другие ее версии, предназначена не только для ведения изнурительных боев. Можно выбрать и путь созидания, развивая собственную мирную инфраструктуру на бескрайних просторах игрового мира. От того, насколько будет возводимый городок обеспечен всем необходимым для жизни, зависит в Fallout 4 максимальное количество поселенцев, живущих там счастливо. Именно счастье является мерилом успешности поселения.
Для создания комфортных условий жизни селение должно быть обеспечено важными ресурсами.

Основные ресурсы поселения.

Чтобы понять, от чего зависит счастье поселенцев в Fallout 4, нужно рассмотреть основные факторы довольства жизнью человека. В первую очередь, это физиологические потребности.

Сон является одной из важнейших составляющих работоспособности человека. Именно поэтому нужно в первую очередь обеспечить поселенцев хорошими спальными местами. Воспользуйтесь пунктом «Кровати» меню «Мастерская» и установите их необходимое количество. Жизнь невозможна без воды, обеспечьте ею жителей поселения в достаточном объеме при помощи водокачки. Не забудьте подключить водяной насос к источнику энергии. И конечно, в Fallout 4 еда для поселенцев также играет ключевую роль. Необходимо разводить кормовые культуры, предварительно собрав их для выращивания. Выбрав место для посадки, необходимо воспользоваться соответствующим меню «Мастерской». Задача Fallout 4 как накормить поселенцев, как видим, непростая, но при правильном планировании вполне решаемая.

Развитие поселения

Ресурсы селения необходимо постоянно пополнять, поэтому надо знать, как в Fallout 4 заставить работать поселенцев. Сначала выбираем незанятого жителя и подходим к нему. Нажимаем на клавиатуре клавишу [E], затем подходим к объекту, на котором мы хотим задействовать выбранного персонажа, и повторным нажатием клавиши [E] назначаем поселенца на работу в Fallout 4.

Кроме отправки на работу, можно изучить, как давать задания поселенцу в Fallout 4 для выполнениясамых разнообразных миссий, например, охраны объектов или добычи важных ресурсов, в частности, воды. Для эффективного развития города нужно тщательно следить за его жителями, чтобы они не только были обеспечены всем необходимым, но и болтались без дела. Важно найти безработных поселенцев fallout 4 и определиться с их назначением.
В Fallout 4 существует определенный лимит поселенцев. Его значение вычисляется суммой Харизмы игрока, к которой прибавляется 10. Это не всегда удобно, так как препятствует развитию поселения при достижении этого ограничения. Для преодоления этих рамок есть специальный мод. После его установки вопрос как убрать лимит на поселенцев вFallout 4 снимается.

При возведении нескольких поселений неизбежно возникает задача как вFallout 4 при необходимости переселить поселенцев туда, где не хватает человеческих ресурсов. Для этого используется клавиша [R] и указание локации для перемещения. Для того, чтобы в какое-то определенное время в Fallout 4 собирать поселенцев в нужном месте, там устанавливают колокол. Это очень удобно для управления поселком и назначения на работы.

Как только игрок построит поселение в пустоши, то сразу задается вопросом, а . Во-первых, нужно построить кровати, а также иметь небольшой запас пищи и воды, при таком раскладе к вам потянуться первые поселенцы.

Всего в Fallout 4 имеется два основных метода, с помощью которых ваше население будет увеличиваться:

  1. Как уже было сказано вам нужно запастись водой и едой , а также построить кровати . Со временем люди из разных уголков пустоши сами переселяться к вам. Не стоит забывать и про уровень счастья в поселении, если оно будет низким, то будет не приток, а отток населения.
  2. Еще одним способом считается постройка вербовочного маяка . Для этого нужно возвести высокую вышку, подвести электроэнергию и включить питание. После можно готовиться к приходу новых жителей. Но если вы не обеспечите безопасность и провизию для населения, то этот способ вряд ли вам поможет.

Дополнительным методом привлечения людей будет возможность, которая откроется вам после прохождения задания у какого-нибудь персонажа. После этого у вас в диалоге появиться новая строка, через которую вы сможете пригласить персонажа к себе.

Надеемся, вы получили четкий ответ, как увеличить население в fallout 4 и впоследствии не потерять его. Стоит заметить, что максимальный лимит населения равен 10 плюс число вашей харизмы . Например, при харизме пять, лимит будет 15.