.

Аспид в славянской мифологии

Древние поверья гласят о том, что Аспид – это огромный крылатый змей-чудовище, который способен извергать из себя огонь. У него имеются два хобота, а вместо носа – клюв как у птицы. Крылья Аспида являются пестрыми, они горят и переливаются так, как самоцветные камни. По другим сказаниям, крылья имеют яркую черную окраску, и при попадании на них яркого солнечного света, начинают переливаться всеми цветами радуги. Именно поэтому зачастую Аспида описывали с радужными крыльями. Отсюда берет свое начало выражение «аспидно-черный цвет».

Место обитания Аспида

Аспиды обитают в горных местностях, покрытых частыми лесами. Предпочитают они низкую температуру. Поэтому выбирают районы северные и холодные, либо высокогорье. Свое жилище они обустраивают в лесных труднопроходимых участках.

Аспид закрепляет за собой большую территорию, куда не пускает других подобных себе особей. Он охотится всегда на расстоянии от своего жилья. Охотится на крупный рогатый скот и свиней, то есть на крупных животных. Однако если на его территории живности не хватает, он может нападать и на людей.

В античных преданиях Аспид упоминается так же часто, как и Русские Боги . В поверьях говорилось – куда повадится Аспид летать, ту местность полностью опустошит. Также поверье гласит, что Аспид живет в каменных горах, либо на суровом и мрачном лесистом севере. На землю Аспид не садится никогда, только на камни. Его нельзя убить при помощи стрелы, можно его только сжечь огнем.

Аспид очень напоминает образ Змея Горыныча, который часто встречается в сказках русского народа. Есть сходство и с василиском – змеем-чудовищем, способным убивать окружающих своим взглядом. Есть у Аспида общие черты и с Ехидной – змееголовой девой, о которой античное предание гласит, что она родила троих родоначальников племен скифов от Геракла, то есть прапредков славянского народа.

Враги Аспида

По поверьям у Аспида врагов не было. Изредка происходила борьба между разными его особями за владение территорией. Или стычки между самками.

Как бороться с Аспидом?

Существовал только один способ, с помощью которого можно было убить Аспида. Это огонь! Однако Аспид не только не подлетал к открытому огню, но и не садился на землю вовсе. Приводил Аспида в ярость громкий трубный звук. А находившись в таком состоянии, Аспид бросался на все, что издавало такие звуки. Поэтому убить Аспида можно было лишь путем заманивания его с помощью труб в огненную ловушку.

Славянский миф об Аспиде

Однажды по славной славянской земле прошелся очень страшный слух. Говорилось, что летит в сторону славян из холодных, мрачных, северных стран крылатый чудовищный змей Аспид. Никому нет пощады от его зла – ни старикам, ни детям. Он сжигает все на пути, а кого-то заклевывает или отравляет своим ядом.

После такой вести славянские старейшины собрали собрание и стали думу думать, как избавиться от такой беды. Сначала было решено поставить могучее и сильное войско, на что волхв-обаянник покачал головой и сказал, что огненный змей не боится деревянных щитов и стрел. И попросил он три дня времени, чтобы придумать хитрое решение для борьбы с Аспидом. Если же ничего не придумает он – то просит принести его в жертву Чернобогу, который и наслал Аспида на славянскую землю.

Думал думу волхв-обаянник три ночи и три дня, просил помощи и совета у богов. Но боги молчали. Никто не верил в то, что можно от Аспида спастись. Жрецы уже начали точить ножи, чтобы пролить кровь и принести жертву Чернобогу.

Но вот приходит волхв-обаянник к вождям и просит созвать кузнецов со всей славянской земли. Велит им выковать сто больших железных клещей и десять больших медных труб. И попросил в подмогу самых умелых трубачей и сильных силачей. Сказал при этом обаянник, что добрые боги открыли ему три великие тайны, как спасти народ от Аспида.

Дальше обаянник приказал на подступе к селениям вырыть большую яму, огромной ширины и глубины. Намазать ее суглинком, а сверху накрыть большими и тяжелыми камнями. На дне ямы развели костер в железном чане, а меж бревен сделали небольшое отверстие. В эту яму влез сам волхв с помощниками трубачами и силачами, где они и притаились.

И тут летит Аспид – земля задрожала, деревья в лесах пригнулись. Увидел Аспид впереди селения, обрадовался, зашипел! Но вдруг… из-под самой земли раздался оглушительный звук труб!

Это была первая тайна, о которой поведали обаяннику боги – Аспид боится больше всего трубного гласа. От такого звука он полностью теряет разум, и обезумевший делает все, чтобы уничтожить трубачей и заставить их прекратить трубить. Увидел Аспид, что трубный звук идет из большой заложенной бревнами ямы. Сел на бревна и начал голову в отверстие совать. А оттуда высунулись раскаленные щипцы и вцепились ему в крылья, шею и лапы. Вторая тайна богов, открытая обаяннику, заключалась в том, что Аспид не садится на голую землю. Третья тайна состояла в том, что чудище можно уничтожить только с помощью огня.

Все правильно сделали славянские люди. И с той поры страшный Аспид не беспокоил их земли!

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА Как и Род Всевышний, каждый человек имеет свой Дух, Душу и Тело. Дух – это искра Сварожья, самый дорогой дар Рода Всевышнего, луч Светлого Алатыря, наше истинное «Я». Дух, как и Душа, – это то, чем является человек в действительности, сверхсознание, свободное начало в нем. Он является прямым воплощением Высшей Силы, которая ведет все живое к совершенствованию и развитию Души. Именно Дух осуществляет связь с миром Прави. Он руководит в человеке желанием познавать и стремлением к творчеству. Дух проявляется также стремлением к развитию и самоусовершенствованию. Как часть Всевышнего, он постоянно стремится вернуться в свое божественное состояние. Все живое получает свой дух как дольку единого Духа-сознания Рода Всевышнего. Этот вселенский Дух (Животворный, Святой Дух), воплощенный в образе Сокола-Рода, находится в наивысшей точке Вселенной, на верхушке Дерева Рода. Древо Рода – это и есть воплощенная Вселенная, тело Всевышнего. Поэтому Дух человека состоит из Божественной Веды, света знаний и мудрости Всевышнего, который пополняется Светом творения. Не случайна тяга человека к поиску и познанию Бога, потому что путь к Богу является основным смыслом его жизни. Познать Бога – это познать свою собственную суть. Поэтому одно из главных заданий духовного пути Славянской Родной Православной Веры – помочь людям познать свой Дух и найти себя. Чтобы понять, глубоко понять, что такое Дух, мы должны познать и понять Бога, потому что человеческий дух – это капля в безграничном Океане Святого Духа Рода Всевышнего. Так, как мы не можем до конца познать сущность Всевышнего, не соединившись с ним до конца, так же до конца мы не можем познать сущность своего Духа, оставаясь в Теле. Понимая, что все развивается по подобию, мы познаем Вседержителя в его проявлениях (Родных Богах), так же мы можем познать и Дух через его проявления в человеке. Самым первым проявлением Духа в человеке является совесть. Она – голос Духа, который тихо, но верно говорит нам, правильно или неправильно мы действуем в самых сложных ситуациях или в момент принятия ответственного решения. Будучи проявлением Духа, совесть выступает грузом для нечестивых людей, от которого они стремятся избавиться. От своего рождения человек через совесть познает, добро или зло он совершил. Это происходит потому, что Дух в виде совести постоянно напоминает о разрушении внутреннего лада и схождении на темный путь. Дух через совесть всегда подсказывает лучший вариант решения, вариант, который ведет к общему благу, а не к сиюминутной выгоде. Поэтому православный родновер всегда должен прислушиваться к совести – голосу своего Духа, совершать добрые и праведные поступки. Поддерживая лад и справедливость во Вселенной, мы поддерживаем лад и справедливость в собственной Душе. Становясь на путь Ведического Православия, человек становится на истинный путь духовного развития, проверенный сотнями и тысячами поколений Предков. Святой Животворный Божий Дух в человеке, формирует людской Дух- направленность жизни, совокупность намерений и помыслов Души. Когда людской Дух не развивается, сознание направляется лишь на поиск телесных благ, в результате чего Душа черствеет и каменеет Дух. Тогда человек может стать холодным и жестоким разрушителем мира. Ум, который рассуждает без сердца, – это надежная преграда на пути к свободе жизни. Поэтому Родные Боги завещали нам познавать мир сердцем через Веру и умом через Веду. Лишь в жизненных взлетах и падениях мы чувствуем в себе существование Божьего Духа. Когда такие моменты проходят, наш мир изменяется, и ощущение Духа никогда уже не покидает нас. В момент духовного озарения мы ясно чувствуем присутствие Духа и родство с Источником Жизни. Божий Дух окутан многими телесными оболочками и не всегда доступен. Благодаря развитию Души и формированию Духа праведности, наше сознание растет и когда Божий Дух соединяется с сознанием через людской Дух тогда человек становится светлым – просветленным. Именно посредством Божьего Духа человек может получать интуитивное прозрение, подняться над телесным бытием и получить знание и счастье мира Прави. Человек, владеющий достаточно светлым и сильным людским Духом, после обучения и прохождения соответствующего количества Посвящений получает Дар Веданья – возможность постоянно получать знание из мира Богов. Когда Дух человека раскрыт, тогда между ним и Богами устанавливается постоянный канал Божественного Познания. Тогда человек находится в потоке веданья, глубинном понимании сути вещей, которые приходят к нему из Света Рода. При этом он способен пророчить будущее, исцелять и творить чудеса. Человеку нужно пройти много самых жестких испытаний и совершенствовать себя, пока Дух не проявится в Свете и Радости. Ибо самое главное, чему мы должны научиться, живя в Яви, – это постоянное, спокойное, радостное состояние бытия и познание любых его проявлений. Дух православного родновера должен быть выше будничных проявлений телесного мира, в сути самого творения (события, ситуации, мира), тогда он становится его властителем. Божий Дух – то зерно Души. Душа человека – это «джива» – частичка самой Жизни, воплощение творческой Силы Всевышнего. Это своеобразная почка Древа Жизни, желудь, который падает вниз, чтобы прорости в новом высшем качестве. Душа непосредственно связана с личностью человека и несет в себе два начала: Светлое – Ведогонь Сварожий, и Темное – мрак Нави. Для того чтобы жить вечно, Душа должна постоянно развиваться за счет добрых дел, жертвенного служения роду земному и Небесному, увеличивать часть Света и Огня в себе. Когда человек живет не по правде, творит кривду и разрушает мир вокруг себя, это делает его Душу темной и тяжелой. Поэтому после смерти такого человека его Душа может провалиться в Темную Навь. Когда Душа попадает в Навь, она сама наносит себе страдание: кривда и зело, которое она совершила, ложатся на нее самым тяжелым грузом и приносят невыносимые душевные страдания. Постоянные рождения живых существ в мире Яви составляют основу Колорода (перерождения Душ). Приходя в телесный (материальный) мир, Души развиваются (эволюционируют), давая каждому Телу более совершенное сознание. Вершиной процесса воплощения Души является ее рождение в теле человека. В зависимости от уровня своего развития, воплощенные Души творят в человеческом обществе ступени-варны: непосвященных-тружеников, весей-хозяев, витязей и ведающих. Заканчивая свое пребывание в человеческих телах, Души начинают рождаться в высшем мире Прави. Только признание человеком единства земного рода, Рода Небесного и Рода Всевышнего постепенно приводит Душу к воплощению в духовном мире Прави. Если живое естество, пребывающее в теле человека, не обращается к служению Богу и не стремится к высшему бытию, оно постепенно опускается в нижние миры Темной Нави. Наивысшей целью жизни православного родновера должно быть служение и безграничная любовь к Богу и своему роду. В этом состоянии наша Душа настолько соединена с Всебогом, что получает счастье и радость независимо от испытания, которое назначит для нее Вседержитель. Говоря о Теле, мы должны понимать, что Тело несет в себе знание о развитии Явного мира. Главное его задание в том, чтоб человек выжил, приспособился к жизни в обществе на основе желаний, инстинктов и возможностей. Владея мозгом, оно стремится к достижению материального благополучия и самосохранения. Тело имеет постоянную связь с Душой, поэтому находится под влиянием как светлого начала, так и темного. Светлое начало ведет человека к совершенствованию и взятию тела под контроль ради высшей цели, темное же начало стремится разрушить телесную суть через плохие привычки. Тело – это совершенное оружие Души и Духа, поэтому православный родновер постоянно должен поддерживать его в хорошем состоянии, совершенствуя и познавая его через главные телесные проявления стихий – огонь, воду, землю и воздух. Здоровое и сильное Тело – это основа покоя Души и радости Духа. Высшая цель Славянской Родной Веры, Ведического Православия – в достижении триединства Духа, Души и Тела. Истина заключается в том, чтоб сделать их более совершенными в целостности. В основном, возможности физического тела очень ограничены. И когда мы в простой будничной жизни больше доверяем Телу, мы закрываемся для Духа. Некоторые религиозные объединения, напротив, ведут своих последователей в область Духа и Души, подавляя Телесное естество. Они предлагают через аскетизм и жесткие ограничения фактически отказаться от реальной жизни. И поэтому человек, идя одним из этих путей, не выполняет своего Высшего Предназначения. То есть, Душе после смерти тела приходится повторно рождаться, чтоб выполнить то, ради чего она пришла в этот мир. Для православных родноверов судьба – это то, что мы выбираем или изменяем, взаимодействуя с Родными Богами и непосредственно с Богиней Карной. Задание Родной Православной Веры – привести Дух, Душу и Телесное естество человека к единству, то есть установить между ними такое равновесие, чтоб ни одно из трех начал не подавлялось. Для этого мы используем Жива-Яргу, Живу, Родосвет и обряды Родной Православной Веры. Они с самого рождения ребенка помогают православному родноверу удерживать и развивать эту связь и единство. /ВЕРОВЕДАНЬЕ/ *ВЕРА-ВЕДА*

Аспид - которого народная фантазия поселила на мрачном, суровом, лесистом севере. Крылатый Змей с птичьим носом и двумя хоботами. Этот змей жил, по народному мнению, в Печерских горах, она не садилась на землю, но только на камень. Куда полетит, там может опустошить всю землю. Но есть знахари ОБАЯННИКИ, которые умеют ее заговаривать. Аспид не любит звука труб. Обаянники копают ямы и садятся в эти ямы с трубами, и покрываются дном железным, и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее, да накаляют клещи, и, когда вострубят, тогда Аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо свое приложит к земле, а другое заткнет хоботом и, найдя небольшую дыру, начнет биться. Человек же, ухватив его клещами горящими, держит крепко. От ярости сокрушаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожженная, умирает. А видом он пестр разными цветами. *

______________________________________

Аспид (Aspid) - Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. Ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет. 3верь сей также хитростию превеликой отличается. Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает. Делает он так по образу и подобию богача, коий одно ухо завсегда к благам земным преходящим наставляет, другое же грехом затыкает. Сравню таковых со змеем аспидом, псалом 57:5: “Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои”.

Аспид -

Asp -

Аспид - в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли

Asp - according to medieval christian sources, deadly snake which presses one ear against the ground and blocks and closes up the other with its tail to not hear the magic words of enchanter

Аспид - в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли

Аспид. Авторская интерпретация персонажа от Романа Папсуева Аспид. Авторская интерпретация персонажа от Романа Папсуева Aspid. Illustration by Roman Papsuev Asp из Абердинского бестиария (MS24; Folio 67v), XII век Asp из Абердинского бестиария (MS24; Folio 67v), XII век The asp from The Aberdeen Bestiary (MS24; Folio 67v), XII century Аспид и заклинатель. Рукопись Французской национальной библиотеки (Latin 3630, fol.93v.) Аспид и заклинатель. Рукопись Французской национальной библиотеки (Latin 3630, fol.93v.) Аспид и заклинатель. Рукопись Французской национальной библиотеки (Latin 3630, fol.93v.) Аспид и заклинатель. Рукопись Французской национальной библиотеки (Latin 3630, fol.93v.) Кит, куропатки, аспид. Рукопись библиотеки Паркера (CCC, Ms.22, fol.168r.) Кит, куропатки, аспид. Рукопись библиотеки Паркера (CCC, Ms.22, fol.168r.) Кит, куропатки, аспид. Рукопись библиотеки Паркера (CCC, Ms.22, fol.168r.) Кит, куропатки, аспид. Рукопись библиотеки Паркера (CCC, Ms.22, fol.168r.) Аспид. Рукопись Российской государственой библиотеки (Унд. 688, л.69 об.) Аспид. Рукопись Российской государственой библиотеки (Унд. 688, л.69 об.) Аспид. Рукопись Российской государственой библиотеки (Унд. 688, л.69 об.) Аспид. Рукопись Российской государственой библиотеки (Унд. 688, л.69 об.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (Royal 12 C XIX, fol. 65v.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (Royal 12 C XIX, fol. 65v.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (Royal 12 C XIX, fol. 65v.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (Royal 12 C XIX, fol. 65v.) Аспид. Нортумберлендский бестиарий. Музей Гетти, Лос-Анджелес (MS. 100, fol.56r.) Аспид. Нортумберлендский бестиарий. Музей Гетти, Лос-Анджелес (MS. 100, fol.56r.) Аспид. Нортумберлендский бестиарий. Музей Гетти, Лос-Анджелес (MS. 100, fol.56r.) Аспид. Нортумберлендский бестиарий. Музей Гетти, Лос-Анджелес (MS. 100, fol.56r.) Аспид. Иллюстрация Виктора Королькова Аспид. Иллюстрация Виктора Королькова Аспид. Иллюстрация Виктора Королькова Аспид. Иллюстрация Виктора Королькова Аспид. Иллюстрация Ивана Онякова к бестиарию Сапковского Аспид. Иллюстрация Ивана Онякова к бестиарию Сапковского Аспид. Иллюстрация Ивана Онякова к бестиарию Сапковского Аспид. Иллюстрация Ивана Онякова к бестиарию Сапковского Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 3, fol.92v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 3, fol.92v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 3, fol.92v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 3, fol.92v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.97v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.97v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.97v.) Аспид. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.97v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS. Douce 167, fol.008v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS. Douce 167, fol.008v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS. Douce 167, fol.008v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS. Douce 167, fol.008v.) Аспид и другие змеи. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 602, fol. 024v) Аспид и другие змеи. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 602, fol. 024v) Аспид и другие змеи. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 602, fol. 024v) Аспид и другие змеи. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 602, fol. 024v) Аспид. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 764, fol. 096r) Аспид. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 764, fol. 096r) Аспид. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 764, fol. 096r) Аспид. (Рукопись Бодлеянской библиотеки. MS. Bodley 764, fol. 096r) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Laud. misc.247, fol.158v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Laud. misc.247, fol.158v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Laud. misc.247, fol.158v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Laud. misc.247, fol.158v.) Аспид. Иллюстрация Ларисы Рябининой Аспид. Иллюстрация Ларисы Рябининой Аспид. Иллюстрация Ларисы Рябининой Аспид. Иллюстрация Ларисы Рябининой Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Ashmole 1511, fol.080v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Ashmole 1511, fol.080v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Ashmole 1511, fol.080v.) Аспид. Рукопись Бодлеянской библиотеки (MS Ashmole 1511, fol.080v.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (MS Sloane 3544, fol. 37r.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (MS Sloane 3544, fol. 37r.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (MS Sloane 3544, fol. 37r.) Аспид. Рукопись Британской библиотеки (MS Sloane 3544, fol. 37r.) Аспид и заклинатель (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 4751, fol. 61r) Аспид и заклинатель (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 4751, fol. 61r) Аспид и заклинатель (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 4751, fol. 61r) Аспид и заклинатель (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 4751, fol. 61r) Аспид (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 3244, fol. 61м) Аспид (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 3244, fol. 61м) Аспид (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 3244, fol. 61м) Аспид (Рукопись Британской библиотеки MS Harley 3244, fol. 61м) Аспид. Иллюстрация Надежды Антиповой из "Словаря славянской мифологии" Аспид. Иллюстрация Надежды Антиповой из "Словаря славянской мифологии" Аспид. Иллюстрация Надежды Антиповой из "Словаря славянской мифологии" Аспид. Иллюстрация Надежды Антиповой из "Словаря славянской мифологии" Asp из рукописи Национальной Нидерландской библиотеки (Hague, MMW, 10 B 25, Folio 41r) Asp из рукописи Национальной Нидерландской библиотеки (Hague, MMW, 10 B 25, Folio 41r) Asp из рукописи Национальной Нидерландской библиотеки (Hague, MMW, 10 B 25, Folio 41r) Asp из рукописи Национальной Нидерландской библиотеки (Hague, MMW, 10 B 25, Folio 41r) Asp из фландрской рукописи, 1450-1500 Asp из фландрской рукописи, 1450-1500 Asp из фландрской рукописи, 1450-1500 Asp из фландрской рукописи, 1450-1500 Asp из английского бестиария, около 1300 г. Asp из английского бестиария, около 1300 г. Asp из английского бестиария, около 1300 г. Asp из английского бестиария, около 1300 г. Asp (как лев) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как лев) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как лев) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как лев) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как собака) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как собака) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как собака) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp (как собака) из рукописи Британской библиотеки (Royal MS 2 B. vii) Asp из фландрской рукописи, около 1350 года Asp из фландрской рукописи, около 1350 года Asp из фландрской рукописи, около 1350 года Asp из фландрской рукописи, около 1350 года Asp из "Bestiary of Anne Walsh" Asp из "Bestiary of Anne Walsh" Asp из "Bestiary of Anne Walsh" Asp из "Bestiary of Anne Walsh" Аспид. Иллюстрация из "Энциклопедии языческих богов" Аспид. Иллюстрация из "Энциклопедии языческих богов" Аспид. Иллюстрация из "Энциклопедии языческих богов" Аспид. Иллюстрация из "Энциклопедии языческих богов"

Asp — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях

Aspic — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях

Aspid — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях

Aspide — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях

Aspis — вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях и рукописях, в частности в "Этимологиях" Исидора Севильского вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях и рукописях, в частности в "Этимологиях" Исидора Севильского вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях и рукописях, в частности в "Этимологиях" Исидора Севильского вариант написания названия Аспида в европейских средневековых бестиариях и рукописях, в частности в "Этимологиях" Исидора Севильского

Аспида — вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида

Аспик — вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида вариант русского названия Аспида

Ехидный — одно из прозвищ Аспида (в Архангельской губернии) одно из прозвищ Аспида (в Архангельской губернии) одно из прозвищ Аспида (в Архангельской губернии) одно из прозвищ Аспида (в Архангельской губернии)

Пестрый змей — одно из прозвищ Аспида одно из прозвищ Аспида одно из прозвищ Аспида одно из прозвищ Аспида одно из прозвищ Аспида

Аспид - один из самых злых и страшных существ в мифологии древних славян. Это гигантский змей, который был сыном Чернобога (или его воплощением, существуют две версии), который командовал силами тьмы, обладал огромной силой и могуществом. Там, где он пролетал, оставалась только сожженная земля, и ничто не выживало.

Живет Аспид в горах, никогда не приземляется на землю. Не потому что не хочет, а потому что не может. Славяне считали, что причиной является Мать Земля, которая не может и не хочет даже прикасаться к этому змею. Кроме того, только она могла победить его, поэтому и сам змей опасался не то что садиться на землю, но и приближаться к ней. А вот люди, духи и даже сами боги не могли его одолеть в открытой схватке. Аспида не берет ни одно оружие, даже если оно будет в руке Сварога.

Как победили Аспида

В историях и легендах про грандиозные битвы между Тьмой и Светом Аспид обычно является одним из основных персонажей, который оказывает большое влияние на результат сражения. Иногда он проигрывал схватки, но это было тогда, когда он был еще молод, неопытен и не обладал абсолютной силой. А потом набирал новую армию тьмы и сражение повторялось.

Однако его смогли убить. Сделали это Дажьдьбог, Семаргл и Стрибог использовав хитрый прием. Они очень хорошо знали, что Аспид приходит в настоящую ярость от звука труб, чем и воспользовались. Тот потерял осторожность, впал в неконтролируемую ярость, и им удалось отрубить его страшную голову с птичьим клювом. Тело змея сожгли, и на этом месте осталась гора, которая также впоследствии появлялась во многих легендах.

Но славяне верили, что он не умер окончательно, он просто набирался сил перед своим воскрешением. И с того времени разную нечисть стали называть «аспидами», а слово это стало ругательным. И эта злая сила, которую считали его слугами, также могла доставить людям массу неприятностей, но с ней хотя бы можно было бороться. Даже без помощи богов.

Аспид - очень сильное существо, но, учитывая то, как его одолели, он не отличался большим умом. Возможно, это злость застилала ему глаза, ведь ненависти в нем было действительно очень много. Может быть, он все еще ждет своего часа, чтобы появиться в этом мире и возглавить силы тьмы.