Мягкая книжка для развития мелкой. Книжка из фетра своими руками

Развивающая книжка для малышей своими руками.

Автор : Рак Анна Васильевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 1 г. Миллерово Ростовской области
Описание материала : предлагаю Вашему вниманию описание мягкой развивающей книжки, которую можно сшить своими руками. Данный материал может быть полезен мамам малышей, бабушкам и воспитателям, работающим с малышами (можно привлечь к работе мам).
Цель : всестороннее развитие ребёнка.
Задачи :
развивать мелкую моторику рук,
развивать мышление,речь ребёнка,
воспитывать любовь к маме, бабушке.

С детства все мы не раз слышали фразу: «Лучший подарок – тот, который сделан своими руками». С этим можно не соглашаться, но наступает период светлый и радостный – Вы стали мамой или бабушкой. Среди всех приятных хлопот возникает вопрос о том, где взять хорошие, безвредные, полезные и развивающие игрушки?
Отвечаю: сшить своими руками!
Плюсы:
экологически чистые материалы (ведь для работы берём натуральные ткани),
безопасность (все фрагменты мягкие),
положительная энергетика (столько любви вложено!),
развивающее назначение (каждый фрагмент с каким – то заданием).
Минусы:
я их не обнаружила.
Когда родился мой внук, я решила сшить ему мягкую развивающую книжку. Перед началом работы нарисовала будущие страницы, обдумала, приготовила необходимые материалы – и вот что у меня получилось:
1. Это обложка книги. Артёму очень нравится, что книжка носит его имя. Термонаклейка крепится с помощью утюга, буквы настрочены на швейной машинке.

2. Расстёгиваем «молнию» на сапоге – внутри живёт мышка (лежит свободно, не пришита). Носок сапога – на застёжке «велкро» («липучка»).


3. Ботинок поможет ребёнку научиться вдевать шнурок в дырочки. Мышка из сапога любит забираться в ботинок.


4. Пирамидку можно разобрать, а потом собрать (все фрагменты на «липучке). Верхний элемент на большой кнопке.


5. Колёса у грузовика двухсторонние, пристёгиваются на пуговицы. Водитель и пассажир периодически меняются местами.


6. Бабочка, яблоки и грибок укреплены на «липучки», добычу ёжика можно менять местами.


7.В яблоке под листом живёт червячок – его можно достать, отвернув лист. Бабочка когда - то была гусеницей – это туловище бабочки, его можно отделить, потянув наверх.


8.Весёлая ёлка, Дед Мороз, Снегурочка и мешок с подарками. Каждый элемент ёлки на «липучке», в мешок можно положить мелкий сувенир, сладость.


9. «Лепим» снеговика. Каждый ком отделяется, они на кнопках. Метлу можно взять в руки, потянув вверх.


10. Карман на последней странице (на обложке) неспроста: чтобы не потерялись детали, которые отделил ребёнок, складываем в него.


Сейчас моему внуку 4 года и 3 месяца. Он очень любит свою книжку и периодически её «перечитывает». Мелкая моторика развивается, внимание развивается, речь развивается, а мы, глядя на него, радуемся. авг. 3, 2013 12:07 am Как я шила развивающую книжку

Год назад я получила заказ - сшить развивающую книжку. Подумала какое-то время (я ведь книжки никогда не шила!), но согласилась - интересно было попробовать. А заказчица Оля сделала мне ещё одно предложение, от которого я не смогла отказаться:) Предложила опубликовать в журнале «Скрап-Инфо» рассказ о том, как создавалась книжка - с подробностями, советами и иллюстрациями.

Статья была опубликована в 6-м, декабрьском номере журнала за прошлый год. Этот номер был посвящён синтезу скрапбукинга и других рукоделий и получился очень интересным! На страницах журнала встретила множество знакомых лиц и имён:) По условиям редакции до поры до времени я не имела право публиковать рассказ в своём блоге. Но теперь вроде уже можно:)

Как я шила развивающую книжку: от идеи до воплощения


Сшить мягкую развивающую книжку я мечтала давно. Любовалась на творения других мастериц, собирала идеи, изучала мастер-классы. Но как-то всё не складывалось - то не было времени, то пугала сложность и кропотливость работы. И вот однажды я получила заказ от Оли на шитьё крокодила и хрюшки на бутылку. Кроме того Оля спросила, не возьмусь ли я сшить для её дочки ещё и развивающую книжку. Я немного посомневалась, а потом согласилась - когда же, если не сейчас?

Надо сразу сказать, что работа эта оказалась для меня довольно сложной и длительной, но зато интересной и увлекательной.

Этап 1-й. Задачи и идеи

С учётом Олиных пожеланий, решила, что книжка будет включать в себя различные игровые элементы для развития мелкой моторики, будут использованы материалы разных фактур для разнообразия тактильных ощущений, кроме того, по мере взросления малышка с помощью книжки сможет выучить основные цвета и счёт от одного до десяти.

Таким образом, получилось, что книжка должна состоять из десяти разворотов. Каждый из них должен быть одного из цветов радуги плюс «чёрный», «белый» и «радужный» развороты. Кроме того, каждый разворот будет посвящён какой-нибудь одной цифре - от одного до десяти. Это значит, что там должна быть изображена сама цифра и содержаться задания, связанные со счётом, а также с тренировкой пальчиков.

И ещё у книги должна быть обложка. На передней обложке я решила сделать личико девочки, немножко похожей на свою маленькую хозяйку, и написать её имя, а на заднюю пришить кармашек, куда можно будет складывать съёмные детали, чтобы не потерялись.

В своём любимом «идейном» альбомчике стала набрасывать эскизы страничек.

Тут вот выяснилось, что собирать чужие идеи это одновременно и полезно, и вредно. Первым делом на ум стали приходить идеи, всем известные и повсеместно используемые - божья коровка с подвижными крылышками и ножками, улитка с бусинкой внутри, детское личико и т.п. Но уж больно некоторые из них хорошо вписывались в концепцию книги, поэтому я, немного помучилась угрызениями совести, но всё-таки решила их использовать, утешая себя тем, что, во-первых, я всё равно немного изменю эти идеи под свою задумку, во-вторых, сама книга будет более сложной и многофункциональной, а, в-третьих, мои личные идеи в ней тоже будут. Например, идея с влючением-выключением света в ночных домах. Честное слово, я её нигде не подсмотрела! :)

Дольше всего я провозилась с оранжевым разворотом с цифрой 4. Никак мне не удавалось увязать цвет, число и сюжет. Но, в конце концов, четыре рыжие белки, играющие в прятки на осеннем дереве, были вымучены:)

Кстати сказать, сначала я вообще пыталась числовой ряд связать с цветовой последовательностью: 1 - красный, 2 - оранжевый и т.д. про охотников и фазанов и раз-два-три-четыре-пять, но это оказалось задачей уж вовсе для меня невыполнимой, поэтому решила оставить эту мысль.

Этап 2-й. «Беловые» эскизы и продумывание деталей

В самом начале мы с Олей обсудили размеры книжечки и способы соединения страничек между собой. После черновых эскизов я приступила к эскизам в натуральную величину, попутно обдумывая и записывая, какие ткани какой фактуры и какая фурнитура будут использоваться, что в книге должно быть подвижным, а что пришитым намертво, чтобы маленькие ручки ничего не смогли оторвать, какие детали делать съёмными, какие задания должны содержать странички и т.п.


Этап 3-й. Подбор материалов из личных запасов

Самый лёгкий и интересный этап. Обожаю копаться в тряпочках, ленточках и пуговках! Вывалила все свои запасы тканей, лент, бусин, фурнитуры. Перебирала, подбирала, прикладывала и ловила кайф, одновременно записывая, что нужно ещё докупить, чтобы осуществить задуманное. Несмотря на то, что запасы у меня немалые, список всего необходимого получился внушительным.

Этап 4-й. Покупка материалов

С этим внушительным списком я отправилась по магазинам. Одним заходом, естественно, не обошлась. Одно дело придумать, а совсем другое - приобрести именно то, что тебе нужно. Поэтому от нескольких задумок пришлось отказаться, что-то поменять, но было и несколько озарений - например, когда мне встретились радужные пуговки, сразу возникла идея разноцветной гусеницы из кружков, застёгивающихся на эти самые пуговицы, для чёрной-ночной картинки как нельзя лучше подошёл бархат («бархатная ночь», однако) и т.п.

Этап 5-й. Выкройки и трафареты

Нарисовав в натуральную величину сюжеты книжки, перевела на кальку и вырезала все необходимые детали, которые нужно было выкроить для аппликаций и съёмных деталей. Для цифр и букв на обложке подобрала шрифт, увеличила до нужных размеров, распечатала на обычной бумаге и вырезала - получились трафареты.


Этап 6-й. Раскрой

Начала я со страничек книги: вырезала квадраты с учётом припусков на швы из основных тканей, а также квадраты того же размера из тонкого и объёмного флизелина.

Кроила все квадратики одним махом - так для меня быстрее и удобнее. При раскрое пользовалась специальной линейкой и ковриком для печворка и дисковым ножом. Не понимаю, как я раньше без них обходилась?

По заготовленным выкройкам-трафаретам выкроила все необходимые детали для аппликаций и объёмных деталей. Тут приём «одним махом» не прошёл - выкраивала партию для каждого сюжета отдельно, не то запуталась бы - слишком много мелких деталей. На ткань контуры переводила при помощи специального фломастера - линии от него исчезают сами по себе в течение нескольких часов или сразу же после того, как ткань слегка намочить. При работе с мелкими деталями, аппликацией этот инструмент просто незаменим!

Кстати сказать, первоначально контуры я переводила на тонкий флизелин, затем вырезала и приклеивала на нужную ткань и снова вырезала, уже окончательно подготовив деталь к пришиванию. Вырезала все детали ножницами - кропотливое, долгое и муторное занятие, надо вам сказать, с учётом двойной работы.

Этап 7-й. Шитьё

Каждый квадрат-страницу проклеила сначала тонким флизелином, затем объёмным. Я всё боялась, что странички получатся слишком тонкими и не будут держать форму, поэтому некоторые страницы решила ещё уплотнить тонким проглаженным синтепоном, в результате - переборщила, странички получились слишком толстыми, что отразилось на толщине самой книги, да и с установкой люверсов пришлось повозиться. Мелкие детальки, как я уже говорила, также все были проклеены тонким флизелином.

Затем началось самое интересное - собственно шитьё. Сначала я слой за слоем пришивала, предварительно приколов булавками к основе крупные и приметав мелкие детали, служащие фоном (трава, дерево, снег из кружев и т.п.), а также основные детали (улитки, божья коровка, белочки, слон, цифры), попутно вшивая объёмные и подвижные детали (куст, травинки из лент, крылья, ножки и рожки), некоторые из которых предварительно нужно было отдельно сшить, оформить и наполнить бусинками (крылья божьей коровки, волны-кармашек, ухо слона и т.п.).


Обычно я пришиваю аппликации по контуру густой зигзагообразной строчкой - так мне кажется аккуратнее и надёжнее. Некоторые мелкие детали из фетра пристрочила обычной строчкой.
В процессе шитья, естественно, приходилось постоянно проглаживать детали и детальки, швы и шовчики, чтобы конечная картинка выглядела аккуратной.

Затем я приступила к шитью съёмных деталей.

Этап 8-й. Ручная работа

Очень много при шитье книжки оказалось ручной работы. Пришивание многочисленных пуговок, кнопок, установка люверсов, вышивка ротиков-глазок и даже вязание крючком «яблочек».

Первоначально я планировала яблочки сшить из фетра, но уж очень они получались мелкие, меня взяла лень и тут же посетила счастливая мысль обвязать хлопчатобумажными нитками деревянные бусины. Объём и новые тактильные ощущения от прикосновения к вязаной поверхности! Одно НО, но очень важное! Яблочки очень маленькие и все манипуляции с ними ребёнок должен проводить под неусыпным наблюдением мамы-папы. Все остальные детали я старалась пришивать крепко-накрепко, особенно пуговицы.

Этап 9-й. Сборка

Уф! Наконец-то все странички готовы! Теперь нужно приступать к сшиванию страничек в листы и соединению листов между собой. Работа уже не творческая, а скорее техническая. Разложив квадраты по порядку, лицевыми сторонами внутрь, я проложила строчку по периметру, оставив отверстие, через которое потом вывернула странички.

Чтобы получить ровные уголки, с изнаночной стороны обрезала углы наискосок близко к строчке.

Вывернув, отпарила страницы, отверстие зашивать потайным швом не стала, а прострочила поверху только по одной стороне квадрата, той, где была «дырка».

Затем поставила люверсы, как уже говорила, «с грехом пополам» из-за толщины некоторых страниц, и соединила все листы шнурком.

При первоначальном обсуждении книги мы с Олей говорили, что можно их соединить кольцами. Но, во-первых, книга получилась слишком толстой, таких больших колец всё равно в продаже не было, а, во-вторых, даже если бы и нашёлся такой диаметр, они все разъёмные и я бы боялась, что малышка может прищемить пальцы.

На будущее для себя отметила - для уплотнения одного листа книжки достаточно использовать тонкий флизелин для каждой странички плюс между ними - один слой объемного флизелина или тонкого синтепона. Вместо же люверсов можно в каждый лист вшить петельки и потом все листы также соединить шнурком. Соединение при помощи шнурка мне нравится тем, что листы книги можно в любой момент разъединить, поменять местами, играть с отдельными сюжетами, разложить по порядку странички с цифрами или цветные странички по цветам.

Но вот решусь ли я ещё раз сшить подобную книжку? Эээээ… Наверное, да! Но только после некоторого перерыва:) -

Дети от года и до трех лет - настоящие непоседы. Их трудно увлечь чем-то надолго, они хотят все потрогать, пощупать и ощутить на вкус. Именно через такое взаимодействие с предметами малыш познает мир. Вы можете помочь своему ребенку в этом процессе, сшив ему развивающие книжки своими руками из фетра. Выкройки для их построения вы найдете в этом материале.

Все гениальное просто: оригинальные идеи для шитья

Тактильная книга из фетра - очень необычная игрушка. Ее трудно будет сломать, порвать или как-то испортить. Она достаточно легкая, приятная на ощупь, к тому же еще и очень интересная и увлекательная. Вы наверняка уже много раз слышали о развивающих детских книжках, а возможно, даже видели их в магазинах.

Шьют их чаще всего из мягких и плотных тканей с использованием дополнительной фурнитуры: пуговичек, застежек, бусинок, молний и ленточек. Изучая каждую страничку такой книги на ощупь, малыш, сам того не ведая, развивает у себя мелкую моторику пальчиков и тренирует сенсорное восприятие картинки. Именно за счет разнообразия декоративных элементов развивающая книжка - это не просто учитель, а еще и довольно интересная детская игра.

Для того чтобы сшить из ткани своими руками развивающие книжки для детей, в первую очередь вам понадобятся выкройки страниц. Стоит сказать, что здесь перед вами открывается множество вариантов, например:

  • Для маленькой принцессы на страничке книги вы можете изобразить букет цветов или сердечко с пирожными.


  • Все элементы для этой аппликации вы сможете вырезать по схеме и прикрепить к ткани при помощи заклепок.


  • Для создания тематической книжки о временах года подойдет вот этот эскиз страницы. Так же, как и в предыдущем варианте, фрукты на ветке нужно прикрепить застежками.


  • Еще один хороший пример оформления - динозаврик, хвост и шипы которого прикреплены на липкую ленту.


  • Попробуйте вырезать эти цветочки по выкройке и сделать на страничке маленький ботанический сад.


  • Или же сделайте божью коровку с сумкой на спине. Ее эскиз вы найдете чуть ниже.


Выбор аппликации развивающей книжки из фетра, сделанной своими руками, во многом зависит от основной идеи оформления. На ее страницах вы можете разыграть целое представление, где главными героями будут выступать персонажи сказок или мультиков.

Для ребенка старше двух лет можно придумать развивающие игры на счет, изучение азбуки или развитие речи. Все будет зависеть от ваших собственных предпочтений и, конечно, фантазии.

Читайте также:

В качестве примера предлагаем вам хороший мастер-класс по созданию мягкой фетровой книжки на тему: «Откуда берутся бабочки».

Шьем книгу для маленькой почемучки

Развивающие книжки для детей своими руками можно сшить из разной ткани, но за основу всегда лучше брать плотный фетр. А вот для элементов декора хорошо было бы использовать материал разной фактуры. Этот прием поможет научиться различать свойства разных предметов, что очень важно в раннем развитии ребенка.

Например, крылья для бабочки вы можете вырезать из кружева, а тело - из флиса. Более подробно о том, как правильно оформить страницы книжки и крепить детали, вы узнаете из фотоурока. Если готовы, тогда начинаем.


Необходимые материалы:

  • кусочки разноцветного фетра;
  • скоросшиватель;
  • швейная машинка;
  • ножницы;
  • ленты;
  • застежки;
  • липучки.

Описание процесса:

  • Для начала вырежьте из фетра страницы для будущей книги. Всего их понадобится 4 штуки для внутреннего оформления и 2 - для создания обложки.
  • Первая страничка будет посвящена истории дерева и маленьких гусениц. Вырезать все детали можно по следующей выкройке.


  • Основную часть дерева и зеленые листочки плотно пришиваем к странице. Для крепления гусениц вырезаем небольшие липучки: одну часть крепим к полотну, другую - на деталь.
  • Маленькую куколку прячем под листочек, его же желательно обозначить другим цветом.
  • В готовом варианте первая страница будет выглядеть вот так.


  • На второй странице книги расскажем ребенку, во что превращаются гусеницы, когда вырастут. Здесь мы изобразим летающих бабочек и цветы.


  • Пришивать к полотну нужно только лишь стебель цветочка, сердцевину и зеленую травку. Лепесточки оставьте нетронутыми, чтобы создать максимально приближенную к реальности картинку.
  • Часть ленты пришиваем к телу бабочек, вторую прячем под травку. Самих же мотыльков оставим в свободном полете, чтобы они могли перемещаться на цветочек и обратно на землю.


  • Третья страница книги будет посвящена творчеству. На ней малыш должен сам придумать, в какие цвета разукрасить бабочку.



  • Пришьем бабочку к страничке только лишь за серединку, а крылышки пусть остаются свободными.


  • Четвертая последняя страница - некое дополнение к предыдущей. На нее мы пришьем большой зеленый листочек.


  • Не пришивайте верхний край листочка, чтобы в него можно было поместить все украшения для крыльев бабочки.
  • На этом все. Яркая развивающая книжка готова!

Все малыши любят играть, и родителям хочется, чтобы детские безделушки были не только красивые, но и развивающиеся. Книжка из фетра, сделанная самостоятельно – безопасная и полезная игрушка для ребят в возрасте от года до четырех лет.

Фетр – плотный шерстяной материал. Ткань мягкая, не вызывает аллергии, хорошо стирается, имеет яркие расцветки.

Книжка из фетра – подготовительный период

Сначала определитесь, что вы хотите от этой игрушки? Будет ли она только для развлечения или обучит ребенка счету, азбуке, разовьет моторику, даст некоторые познания окружающего мира.

Вам понадобится:

  • фетровые кусочки разного размера и цвета;
  • разноцветные нитки «сороковки», иголки для ручного шитья;
  • ножницы, клей, картон. Выкройки фигурок, их найдите в интернете или нарисуйте сами;
  • фурнитурная мелочевка: пуговицы, бусинки, ленты, молнии, тесьма, бахрома;
  • кольца для крепления готовых листов.

Книжка из фетра – этапы изготовления

  • Нарежьте фетр на прямоугольники по размеру страничек.
  • Сшейте по две фигуры вместе с трех сторон. Вложите в середину кармашка картон или тонкий поролон, чтобы книга держала форму. Зашейте четвертую сторону и обметайте все края листков.
  • Распределите аппликации, соответствующие выбранной тематике.
  • Соедините странички попарно. Закрепите корешки листков пластмассовыми кольцами или люверсами, через которые пропустите шнурок.

Создав каркас изделия, приступайте к наполнению книжки персонажами. Сделайте фигурки из тонкого фетра, прикрепите на липучки в нужном месте листа. Используйте шнуровки, прорези для пуговиц, ремешки, кнопки – все то, что поможет развиться маленьким пальчикам.

Смастерите поделку занятной, чтобы открыв книжку, ваш ребенок захотел досмотреть ее до конца. А тематику берите познавательную, обучающую.


Страница первая – считаем с ребенком

Изготовьте зайчика, овощи, облака, солнце и оформите картинку. Не забудьте про кармашки для посадки корнеплодов и шнурок для сушки моркови. Играя, ребенок научится считать, запомнит название овощей и зверьков, живущих в лесу. Сюжетная линия может быть любая: считайте рыбок, цветы, грибы, автомобили, все, что угодно.


Страница вторая – познавательная

Пришейте цветок, внутрь его поместите пчелку со связанной при помощи нитки гусеницей. Если ребенок попытается вытянуть насекомое, то он вытащит из тюльпана и гусеницу. Выглядеть будет, как будто толстенький червячок ползет по цветку. Объясните малышу, какие бывают насекомые, где живут, чем питаются.


Страница третья – развиваем мелкую моторику

Соорудите картинку-гардероб. Вставьте посередине листка молнию и створки шкафа будут раскрываться. Придумайте модную одежду для куклы. Прикрепите к изнаночной стороне кукольной одежды липучки, и ребенок сможет самостоятельно моделировать наряды.


Страница четвертая – изучаем домашних животных

Ваш малыш любит кошек, собак, птичек, хомячков и морских свинок? Доставьте ему радость – оформите страницу на деревенскую тему.

  • Вырежьте из разноцветного фетра фигурки домашних животных. Они могут быть плоскими или объемными, сшитые из двойного кусочка ткани и набитые синтепоном.
  • Прикрепите их на лист кнопками для одежды или липкой лентой. Пускай ваше чадо определит, какие животные изображены на картинке и как они помогают человеку.
  • Расскажите ребенку, зачем пашут землю, как выращивают зерно и делают муку, из которой получаются его любимые плюшки.
  • Всех коров, лошадей, гусей, кур и прочую живность выполните из красочного материала, чтобы маленький человек захотел их потрогать. Проявите фантазию, сконструируйте открывающиеся ворота на мини-ферме, пусть все будет по-настоящему, как во взрослой жизни.


Делайте столько листков в книге, сколько вам нужно. Оптимальный вариант – 6-10 страниц.

Как видите, смастерить мягкую книжку просто, было бы желание, выдумка и свободное время. И, конечно, не забывайте, чтобы подача информации соответствовала возрасту ребенка.