Примеры искренней любви и самопожертвования из литературы. Любовь и жертвенность

Самопожертвование и самопожертвование во имя любви — отношения и любовь

Самопожертвование

В предыдущей статье мы рассматривали , теперь мы расскажем об обратной стороне — самопожертвовании во имя любви.

Во имя любви совершаются самые большие подвиги и самые страшные преступления. Мы с детства приучены к справедливости, добру и хорошим качествам достойных настоящего человека. Неудивительно, как с таким большим и психологическим багажом знаний люди с легкостью жертвуют собой во имя благих намерений и чистой любви. Самопожертвование во имя любви и возвышенных чувств раскрывает всю многогранность духовности человека и бескорыстную преданность. Оно украшает и облагораживает, несет яркую искру любви и чистых помыслов, за которыми стоят с высокими моральными принципами, окружающие тонкой энергетической и нравственной связью сплетенную в единую нить любви. Это тончайшая духовная связь открывающая глубину чувств, эмоций, дающая силы и жизнь. В ней кроется самая глубокая психологическая основа сближающая друг друга.

Великие поэты и писатели восхваляли столь ранимые и жертвенные муки, ведь их совершали во имя благих намерений. Найти примеры самопожертвования во имя любви в литературе довольно просто.

17 комментариев на «“Самопожертвование и самопожертвование во имя любви — отношения и любовь”»

    Жертвуют собой глупцы не имеющие своего Я. Кто в здравом уме и трезвой памяти станет калечить себя ради любви и тратить все жизненные силы в угоду любимому или близкому? Да, возможно мы не имеем право судить других за безрассудные отношения и абсурдность действий, только безрассудство играет против человека и общества в целом. Недопустимо полностью отказываться от реализации жизненных планов и зарывать свой потенциал под пеплом равнодушия. Нужно оберегать себя и создавать благоприятные условия. Любовь состоит в партнерстве друг с другом, в создании теплых и тесных духовных отношений, взаимности, сопереживания и помощи. Сжатой любовью и постоянной самоотдачей ощутить всю прелесть романтических взаимоотношений не получится. Вас быстрее раздавят и сотрут в порошок. Эгоизм не придает красоты чувствам и “убивает” все прекрасное, что может быть между любимыми. А в самопожертвовании эгоизм играет одну из ведущих ролей, поверьте на слово…

    Жертвовать всем во имя любви это глупо, да влюбленность может затмить разум и логическое мышление, но есть ли смысл в такой любви и жизни в целом? Любовь — это жестокое и злое чувство, особенно если она не разделенная, а низкая самооценка или подсознательные страхи способствуют этому процессу превращая жизнь в нелепую комедию, полную разочарования и душевных потерь.

    Красиво написано — причины самопожертвования могут быть разные и это действительно так. Вчитавшись с статью понял много нового. Страх потери, жалость, низкая самооценка безусловно могут быть главным критерием самопожертвования, но всегда же есть сознательное и логическое мышление. Жертвовать собой в отношениях ради любви это благородно, но всему есть предел. Вот нынешний президент Франции Макрон женился на женщине старше себя на 24 года, но разве это нормальная любовь? Молодой, красивый, преуспевающий парень живет с самой настоящей бабушкой и какова истинная причина происходящему? Исходя из того, как он отправился угождать Американцам и гадить России у него явный диагноз низкой самооценки и на фоне этого, более сильные личности, в том числе и жена «задавили» его морально, сделав несчастным, при этом психологически усугубив еще больше больное подсознание. Может я и не прав, но интересно мнение других читателей статьи, что вы скажете по этому поводу?

    Президенту Франции точно нужен психолог, быть молодым, успешным, богатым и жить с настоящей бабушкой — это предел европейской толерантности. То что у него низкая самооценка видно по лицу и недалеким решениям. Да и политик из него, судя по нынешним проблемам и действиям никакой. Психологически здоровый человек не будет умышленно портить свою жизнь значит у него есть на то причины, может страх, может испуг, насилие, но итог мы знаем — бабушка и сын живут вместе правя целым государством. В общем нездоровая любовь приводит к большому краху и точка

    Жертвуют во имя благих намерений и чистой любви. Об этом писали во многих сказках мира и фольклоре разных стран. Нас с детства приучают к справедливости, добру и хорошим качествам достойных настоящего человека. И самопожертвовании во благо любви и возвышенных чувств показывает бескорыстную преданность и искреннее влечение, способное воодушевлять на самые отчаянные подвиги. Судить такое поведение мы не имеем права. У каждого свои причины жертвовать собой и стараться сохранить тонкую душевную/физическую связь, ради искренней любви и чистосердечных отношений. Все делается с добрыми помыслами и хорошими намерениями. Это достойно похвалы и уважения.

    Глубокое чувство любви двигающее людей на подвиги и неосмысленные действия играет роль катализатора и бросает вызов разумному поведению. В этом прелесть любви и ее слабая точка. Грань между любовью и самопожертвованием сильно размыта, вот почему одни посвящают свою жизнь любимым безвозмездно и дарят доброту, душевное тепло, самоотдачу и искреннюю любовь. Они прилаживают огромные усилия для общего блага и помогают всем нуждающимся. Хотят чувствовать свою необходимость, полезность и ценность отрывая частичку себя. А другие жертвуют собой, ради определенных целей и хотят ощущать взаимность в чувствах на эмоциональном и моральном уровне создав «идеальные» условия для своего бытия, и будущего. Всегда есть мотив побуждающий к дальнейшему развитию событий и конкретному поведению в той или иной ситуации. Самопожертвование возлагает на алтарь всё лучшее для любимых. Эгоизм съедает все прекрасное…

    Искреннее самопожертвование украшает человека и облагораживает дух. Оно несет яркую искру любви и помыслов за которыми стоят основы девственной духовности. Настоящее чудо и трагедия отношений. С одной стороны украшает и дает надежду, с другой ломает на корню, превращая любовь в сухое и досадное чувство. Трудно не согласиться с интерпретацией честного самопожертвования ради любви, именно в ней чистая любовь и высокие моральные принципы окружающие тонкую энергетическую и нравственную связь сплетаются в единую нить. Несут живые впечатления, эмоции, дают силу и жизнь. В ней кроется глубокая душевная и психологическая основа сближающая друг друга к одному единому целому. Бессмысленно утверждать обратное, когда в мире сотни тысяч примеров и прекрасных пар живущих в унисон, и отдающих силы, время, чувства во благо любимой семьи

    Статья глаголет умную мысль. Жертвуют собой, даже ради благородной любви, из-за страха одиночества или комплексов. Просто по сильному хотению и велению души притягивать себя за уши и бесстыдно издеваться над собой в угоду близкому или любимому человеку не станут. Инстинкт самосохранения и самоуважения работает не хуже эгоизма. Все дело в страхах и неуверенности. Они бросают сомнения и принижают внутренние силы и уверенность. Чтобы остаться на «плаву» и чувствовать себя более менее выгодно в социуме, и психологически, люди перестают думать о себе начиная жертвовать собой ради других. Пусть на меня не обижаются, но жертвы во имя любви — это чистой воды альтруизм вперемешку с расстройствами и проблемами психического плана. Конечно нужно рассматривать и разбирать конкретные ситуации с людьми. Возможно комплексы не главная причина бед и все лежит в системе воспитания, и соответствующее поведение — ее прямой вектор. На общем фронте виноваты страхи

    Жертвовать собой ради чувства мнимого счастья и безопасности-это полное издевательство над собой и собственной жизнью. Бросаться на амбразуру считая свои действия оправданными и правильными очень глупо, жаль немногие могут это понять или понимают слишком поздно. «Никита» правильно уточнил: всегда есть сознательность и логическое мышление, которое должно быть выше любых проблем. А односторонняя любовь с самопожертвованием-это жалкая пародия на настоящие чувства

    Жертвенность не доводит до добра! Отдавать силы, душу и эмоции любимому человеку оставаясь один на один со своими чувствами все равно, что оставаться в полном одиночестве, живя среди людей. Самопожертвование должно быть разумным и нести цель: помогать влюбленным расширять границы духовного и физического мира, нести помощь, веру, надежду и преображать любовь в самое светлое чувство. Сейчас самопожертвование далеко от всего духовного и по большей степени показывает эгоистичность или сильную энергетику одного из партнеров, который пользуется добротой, нежностью, благодушием, отзывчивостью и благими намерениями влюбленного в него человека. В эгоистичной любви страсть, нежность и духовность уходят на второй план и затмеваются корыстью, и выгодами, отчего жертвенность принимает ужасающий вид. Ее роль оказывается порочной, злой и жестокой, затухая на фоне грязных и подлых чувств. Вот о чем предупреждает статья

    Настоящее самопожертвование идет от чистого сердца и не приемлемо к корысти и выгодам. Если не отклоняться от сути, то самопожертвование из психологических убеждений тесно сплетено с подсознательным: эгоистичностью, страхами, неуверенностью в себе и не может сопоставляться с чистыми духовными помыслами и чувствами. В чисто философском выражении эгоистичность жертвенника, который отдает все силы, время и полную самоотверженность обожаемому человеку отравляет любовь и обманывает влюбленных, питая их обманчивыми чувствами и сомнениями. Полный отказ от реализации жизненного потенциала одного партнера ради другого подтверждает невозможность сопоставить на одной чаше весов чистоту духовных чувств с эгоистичностью. Эгоизм противоречиво скрывает за собой все прекрасное.
    Все же справедливо отметить, что мысли о неправильности отношений и жертвенной любви не останавливают влюбленных. Все партнеры пользуются друг другом и спокойно закрывают глаза на безрассудную самоотверженность

    Жертвуют по-настоящему преданные и любимые люди, которые тратят силы, здоровье и все свободное время на помощь любимым, родным, близким. Это они совершают настоящие подвиги и живут законами альтруизма не жалея себя, отказываются от полноценной жизни, терпят унижения, плохое отношение, эгоизм близких. Им нужно ставить памятник при жизни и давать хорошей нервотрепки, чтобы изменить мышление жертвы на поведение умного человека, который может постоять за себя и защитить свои интересы. Отказываться от нормальной жизни в угоду прихоти других – глупое невежество обесценивающее роль человека, его судьбу и отбирающее самое главное – психологическое и физическое здоровье. Нельзя допускать бескультурного отношения к себе и позволять другим делать подлости. Это заканчивается плохо и губит хороших людей, выражая их психическое состояние в самом негативном свете

    Самая очевидная причина неразумного поведения бросающая тень на жертвенников — низкая самооценка и полная неуверенность в себе, ведущая жизнь в пропасть. Самые серьезные последствия и ужасные события происходят именно с людьми, которые жертвуют собой ради других и отдают буквально все — любовь, силы, здоровье и время. Жизнь в постоянной отдаче всего хорошего и положительного во благо любимых людей очень благородна, но несет много негативных факторов. Разумные люди должны понимать, что безвозмездный альтруизм и постоянная трата своих жизненных сил не прибавляет здоровья, зато делает любимых и родных жадными, противными и противоестественными личностями, привыкшими к дрянному эгоистичному поведению. Давайте на чистоту: эгоисты выращенные хорошим отношением не пожертвуют собой и не будут думать о проблемах ближнего. Им безразлично самопожертвование, любовь и неестественная абсурдность отношений

    Жертвенники глуповаты, они страдают от привязанности к человеку, тратят последние силы в угоду лживому ощущению свободы, любви и хотят доказать свою потребность для любимых. По логике вещей это самые глупые и идиотические отношения в мире ведущие в темное будущее. Не может настоящая любовь и уважение основываться на преданности одной из сторон и издевательском отношении другой или полном игнорировании чувств. Любить, терпеть и позже разувероваться в людях, когда поймешь что тебя используют и вытягивают все соки – зловонная практика, унижающая достоинство. Жертвенность придает любви горечь и много несчастий, провоцируя разбитые судьбы. Никогда однобокая любовь не приносила счастья и настоящих духовных чувств. Временное утешение и затуманенное сознание да, на большее самопожертвование не годно. Все плюсы приятных чувств скрываются за пеленой гадких и лживых отношений

    Насильно мил не будешь. Использовать хорошие отношения и постоянную заботу от человека, который любит тебя и очень сильно привязан в свою личную выгоду звучит двояко. Я смотрю на ситуацию с позиции честного человека имеющего смелость прервать дурные отношения и вести себя более менее адекватно. Кажется все легко и просто, эгоистичная сторона человеческой натуры говорит пользуйся и не переживай о последствиях, держи отношения на контроле и создавай идеальные условия для себя любимого. Честная сторона кричит не делай скоропостижных выводов и не пользуйся слабостью чужого человека. Жертвовать собой, чтобы почувствовать значимость и силу – логика слабого индивидуума, который не видит мир с адекватной стороны. Тема самопожертвования двусмысленна, люди пользующиеся всеми благами “удобных отношений” быстро привыкают к роли наглых, самовлюбленных подонков и портят свою природу превращаясь в моральных уродцев. Самое ужасное, они не догадываются о переменах и не видят изменений

    Настоящее самопожертвование берет начало с души, любви и эмоционального продолжения всего вышеперечисленного. Это здравое и осознанное действие и счастлив тот, кто может жертвовать и главное есть ради кого делать безумные поступки. Я глубоко убежден будь в мире чуточку настоящей искренней и чистой любви, доброты и обоюдной духовности между партнерами и планета Земля стала бы раем. Любовь слишком многогранная и его чувственная натура сопрягается с физическим и психологическим миром, которые создают возвышенную гармонию, чудотворную энергию, помогают выжить в самых трудных и смертельно опасных моментах, и главное рождают по истине невообразимые чувства, приводя нашу жизнь к расцвету, продолжению и логическому смыслу. Без любви и самопожертвования мы не откроем истинное предназначение человеческой души, не сможем понять ту прекрасную и глубоко одухотворенную любовь, которой писали великие романтики-поэты в классической литературе. Только пережив все вышесказанное можно прочувствовать настоящую сладость, горечь и жар любовных отношений. И если два великих человека найдут друг друга проживя жизнь в описанном мною “целомудрии” они родят самых настоящих гениев. Уверен на 101 процент

Из огромного множества текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили те проблемы, касающиеся самопожертвования, которые встречаются наиболее часто. К ним мы подобрали аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А. Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» сумел показать силу характера русского человека и его самоотверженность. О судьбе простого солдата можно слагать легенды. Герой, конечно, воспринимает войну с горечью, но знает, что должен делать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, которые попали в тяжелейшие условия. С товарищами он всегда пытался шутить и рассказать им что-то интересное, чтобы они не успевали задумываться о том, что ожидает их впереди. Он без каких-либо сомнений готов прийти на помощь любому, в этом заключается его долг. Например, в главе «Переправа» он переплывает ледяную реку, чтобы донести важные сведения до начальства и помочь оставшимся на том берегу товарищам. И самое главное, что за свою самоотверженность он не требует наград или званий, чарка горячительного напитка уже способна сделать его чуть счастливее. Здесь важно понимать, что таких, как Тёркин, во времена войны были тысячи, в каждой роте по одному отважному бойцу, который был готовы пожертвовать собой ради победы и счастья для будущего поколения.
  2. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Ужас войны никого не мог обойти стороной. Каждая семья столкнулась с потерями, горем и ежедневным страхом. Б. Васильев рассказывает нам истории девушек, которые решили уйти на фронт, и у каждой из них была веская причина для подобного решения. Мало кто привык ассоциировать войну с женщинами, и от этого осознания не становится легче. Пять молодых девушек храбро сражались против ненавистного врага, были готовы пойти на что угодно, чтобы выполнить поручения командира. Даже, когда на их глазах начали, одна за другой, умирать подруги, они не сдались, только ещё больше загорались желанием победить. На их жизни пришлось слишком много горя и слез, но это лишь укрепило дух, не дало слабости вырваться наружу. Каждая из них совершила подвиг и отдала жизнь за Родину, нисколько не сомневаясь в правильности своих поступков.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе «Война и мир» существуют описания многих персонажей, и все они ведут себя различно в то время, когда началась война против Наполеона. Но хотелось бы заострить внимание на личности капитана Тушина, который изначально не производит положительного впечатления на читателя. Л. Толстой хочет показать этого человека с совершенного иного ракурса. Сцена сражения, в которой участвует батарея Тушина, впечатляет до глубины души. Никто не мог подумать, что человек, который предстает перед главнокомандующим без сапог, может совершить героический поступок. Храбрость Тушина проявляется в критический момент, когда он, не жалея сил, отражал вражеские атаки. И, когда читаешь о таких самоотверженных подвигах, начинаешь понимать всю суть слова «самопожертвование».

Любовное самопожертвование

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». В самой знаменитой трагедии о любви рассказывается история двух молодых людей, которые были готовы пожертвовать всем ради чувств, которые они испытывали друг к другу. Исторически так сложилось, что их семьям пришлось соперничать друг с другом, но это не могло стать препятствием к зарождению влюбленности между Ромео и Джульеттой. У них было слишком мало времени, но все же любовь, которая разгорелась так быстро, была чистой и настоящей. И Шекспир красноречиво указывает на то, сколь правдивы эти слова, потому как герои жертвуют жизнью ради чувства.
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Это повесть А.И. Куприна, в которой раскрывается мысль о том, на что способен человек ради любви. Образ Желткова дает читателю понять, что глубокие чувства могут быть высокими и благородными. Всю свою жизнь герой посвящает лишь одной женщине, которую не смеет забыть или предать. Он не требует от княгини ничего взамен, просто беззаветно любит. Желтков способен испытывать ощущение счастья от, казалось бы, совсем незначительных вещей. Он делает подарок любимой, зная, что никогда не сможет быть с ней рядом. Вся его жизнь окутана нежными чувствами к этой женщине, которые может пресечь разве что смерть. После объяснения с мужем Веры, Желтков видит лишь один, но очень печальный, выход, так как не хочет приносить несчастья в её жизнь.
  3. Гомер «Одиссея». Древнегреческие мифы полны рассказами о подвигах, но есть ли там место любви? В гомеровской «Одиссее» рассказывается о приключениях героя троянской войны. Одиссей много лет скитался по морям, побеждал чудовищ и никак не мог найти дорогу домой, так как был проклят. Зачем он терпел все эти лишения, когда у него был шанс поселиться на острове с богиней Калипсо и закончить жизнь в вечном спокойствии? Одиссей совершал столь многое именно ради любви к своей жене – Пенелопе. Он пытался любой ценой найти дорогу домой, потому что знал, что она не забыла и терпеливо ждет его возвращения. Ради него она тоже терпела постоянные нападки ненавистных женихов и пыталась сделать все возможное, чтобы дождаться любимого мужа. Даже когда все вокруг перестали верить в то, что он ещё жив, она продолжала хранить надежду в своем сердце.
  4. Рабское самопожертвование

    1. Н.В. Гоголь «Шинель». Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, который обратил внимание на фигуру маленького человека. Конечно, главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает у читателя чувство жалости. Но не стоит забывать, что лишь он сам виноват в собственном положении. Всю свою жизнь он привык выслуживаться перед всеми, кого считал выше себя, и это приводит его к осознанию собственной ничтожности. Он влачит своё жалкое существование, сосредотачивает внимание на абсолютно мелочных событиях. Привычка принижать себя перед остальными делает его рабом собственной жизни, что и приводит его к такому печальному итогу.
    2. А.П. Чехов «Хамелеон». Главный герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» является очередным примером глупого и комичного самопожертвования. Надзиратель Очумелов так сильно стремится показать всем своё уважение к генералу, что совершенно забывает о том, как выглядит в глазах остальных людей. Жертвуя собственной честью и достоинством, он готов облизывать вышестоящие чины при том, что это не принесет ему очевидной выгоды. Чехов пытается показать, в каком невыгодном «цвете» выглядит человек, не имеющий собственной позиции, и готовый подстраиваться под всех, чтобы произвести хорошее впечатление.
    3. Самопожертвование, связанное с профессией

      1. М.А. Булгаков «Записки юного врача». В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
      2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.
      3. Самопожертвование ради людей

        1. Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, который подарил человечеству огонь, является самым знаменитым примером самопожертвования. Прометей хотел, чтобы люди стали чем-то большим, чем просто обычными дикарями, которые живут в страхе перед богами. Он видел в них огромных потенциал и возможности, о которых сами они не могли догадаться. Поэтому он дарит им огонь, а позже показывает, как добыть его самостоятельно. Также он решил обучить людей счету и чтению, искусству приручения животных и мореходным навыкам. Прометей знал, что Зевс покарает его за бунтарское поведение, но намеренно жертвовал собой, чтобы дать человечеству возможность жить иначе.
        2. У. Шекспир «Гамлет». В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой, датский принц, сталкивается с ужасными событиями. Умирает его отец, а позже является в образе духа и просит отомстить тем, кто виновен в его гибели. Гамлет находится в замешательстве и большую часть произведения пытается понять, что именно происходит в его жизни, и как не сойти от этого с ума. Он наблюдает за теми, кто окружал его всю сознательную жизнь, и видит, в каком прогнившем обществе существовал, не замечая столь очевидного порока. Гамлет продумывает ряд действий, чтобы обнаружить убийцу отца, а затем решается на месть. Несмотря на глубокие душевные терзания, принц знает, что должен совершить этот кровавый поступок ради того, чтобы очистить Датское королевство от всех скверных людей, которые принесли столько горя его семье.
        3. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня всю жизнь жертвовала своими интересами ради процветания окружающих людей. В молодости она вышла замуж не по любви, а чтобы помочь семье своего пропавшего жениха. Она стала женой его младшего брата, Ефима. Потом все свои лучшие годы она отдала самоотверженной работе во благо новоиспеченных родственников и местного колхоза. Затем, лишившись своих детей, она взяла на воспитание дочку вернувшегося Фаддея, который ненавидел ее за мнимое предательство. В конце своего жизненного пути добрая женщина решила пожертвовать домом, отдав лучшую его часть Кире. Перетаскивая горницу через рельсы, она и встретила свою смерть. Увы, ее каждодневные бескорыстные труды во имя ближних никто не помнил и не ценил, ведь на похоронах ее родственники и друзья лишь делили скудное наследство, не горюя об утрате. Однако именно этот человек ценой самопожертвования всегда помогал им.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема самопожертвования, самоотречения»

Текст из ЕГЭ

Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью. Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону, — а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно, направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали…Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно как хлеб, вода и детство.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

(по Б.Л. Васильеву)

Вступление

Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.

Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

Проблема

Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.

Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

Комментарий

Автор вспоминает героя своего рассказа, сутулого, худощавого человека, который всегда казался ему, юному мальчишке, стариком. Он каждый вечер обходил предоставленный ему участок Покровскую горку, опираясь на зонт-трость.

Район, предоставленный его власти, был районом бедности. Денег не было ни у кого, в том числе и у доктора Янсена. Чувство долга, огромное терпение и любовь к своему делу помогали ему в любую погоду, в любой день недели ходить по домам пациентов и тщательно исследовать их истории болезней.

Человечность была одной из важнейших качеств его личности. Он никогда не был груб с людьми, не спешил уходить, не отказывался от беседы и морковного чая. Неторопливо и подробно объяснял, как нужно ухаживать за больным, какие лекарства пить.

Он никогда не спешил и никогда не опаздывал. Если на улице было холодно, прежде чем начать осмотр, Янсен долгое время грел руки, чтобы не причинить дискомфорта больному. Его прикосновения всегда были приятны.

Благодаря ответственно выполненной работе, авторитет доктора достиг необычайных высот. Автор утверждает, что подобный авторитет возникает стихийно, на фоне простой человеческой благодарности. И доступно это не каждому, только тем, кто обладает удивительным даром жить для других, думать о других, заботиться о других, забывая о себе.

Такие люди завоевывают доверие, причисляются к лику святых, с ними советуются по любому жизненному вопросу, будь то вопрос о замужестве дочери или о продаже дома.

Жизнь доктора прекратилась так, как и должна была – он умер, спасая детей из канализационной трубы. Рискуя жизнью, не думая о последствиях, он бросился вытаскивать двух мальчишек, упавших в канализационную яму, в результате задохнулся сам, а их спас.

Авторская позиция

Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

Своя позиция

Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

Аргумент 1

Вспоминается образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Девушка ради спасения своей семьи – отца-пьяницы, мачехи, больной чахоткой, и их детей – от голодной смерти решилась торговать своим телом.

Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

Аргумент 2

Другой литературный герой, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради спасения народа от тьмы и смерти разорвал свою груди и вынул из нее сердце. Он освещал сердцем путь к спасению, и оно горело, словно факел. Выбравшись из лесной чащи, люди забыли о своем герое. А один из них, самый осторожный, растоптал его сердце ногой.

Заключение

Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

Время на чтение: 2 мин

Самопожертвование – это пренебрежение индивида персональными интересами с целью сохранения благополучия другого. Проще говоря, это стремление отказаться от удовлетворения личных целей, удовольствий, нередко даже жизни для защиты выгод и интересов других индивидов. Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже. Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.

Проблема самопожертвования

Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.

Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.

Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности. Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов. Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей. Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.

Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм. При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям. Примеров этому в реальной жизни существует множество:

  • взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
  • жены, отказавшиеся от и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
  • мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.

Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания. Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, они пожертвовали собой, молодостью, карьерой, семьей (у каждого крайне выраженного альтруиста жертва индивидуальна), а в благодарность их бросили на произвол судьбы. На самом деле, людей, склонных жертвовать собой, никто не просил о такой жертве. Все их поведение было продиктовано исключительно собственным выбором.

Именно в отсутствии благодарности со стороны родни и заключается основополагающая проблема самопожертвования. Аргументы, слышимые от близкого окружения, неоспоримы и однообразны, часто умещаются в одном вопросе: «Кто об этом тебя просил?». Так, например, женщины часто обвиняют детей, что из-за них лишены возможности устроить собственную личную жизнь. При этом они не осознают, что просто перекладывают на маленькие детские плечики ответственность за собственные промахи, которые они с изрядной частотой совершали во взаимодействии с сынами Адама.

Однако было бы неправильным утверждать, что слово эгоизм и самопожертвование синонимы. Скорее эгоизм является обратной стороной самопожертвования в некоторых случаях, поскольку известно множество ситуаций, когда один субъект жертвует бескорыстно собственным здоровьем или жизнью ради спасения другого, например, при пожаре. Такое искреннее самопожертвование может быть осознанным (во время войны подвиги солдат) и неосознанным (спасения при экстремальных обстоятельствах).

Другими словами, осознанный подвиг самопожертвования заключается в понимании индивидом собственной жертвы, ее смысла, цены и конечной цели. Так, например, солдат, накрывая собой вражеский дот, понимает, что это его последние секунды жизни, что его действия спасут товарищей от гибели. Именно такое самопожертвование называется героическим.

Кроме того, нередко самопожертвование может выступать в качестве базового инстинкта, например, мать спасает свое дитя.

В общем понимании, скорее самоотречение и самопожертвование синонимы, нежели эгоизм. Хотя большинство лингвистов уверено, что слово самопожертвование аналогов по значению в русском языке не имеет. Считается, что источником описываемого понятия является самоотречение. Самопожертвование обнаруживается в самоотречении, упрочивается в нем и обретает готовность к устойчивому обновлению абсолютной отдачи.

Сегодня в себе угрозу таит проблема самопожертвования, выраженная в терроризме. Личностными стимулами террористов-смертников является их восприятие самопожертвования. Они считают, что жертвуют собственной жизнью во имя религии.

Самопожертвование не так опасно, когда наблюдается в пределах одной семьи или отдельного коллектива, поскольку его разрушительное воздействие не так глобально. Когда же оно затрагивает интересы государства или большой социальной группы, то последствия будут довольно плачевные. Часто фундаментом суицидального терроризма становится проблема самопожертвования. Аргументы его основаны на любви к родине, на религиозном «экстазе».

Самопожертвование при терроризме заключается не в добровольном желании смерти, а в обязанности, которую накладывает социум на собственных членов. Подвиг самопожертвования в качестве осознанного ухода из жизни ради блага общества существовал в различных цивилизациях и культурах. Индивид ценой собственной жизни стремится предотвратить угрозу существованию или потери близкими соплеменниками свободы, а также обеспечить благо­получие общественной системе, с которой он идентифицировал себя.

Хотя в современном бытие общественное сознание все более укореняет в себе убеждение о самоценности любой личности, вне зависимости от ее этнической или социокультурной идентичности, готовность к самопожертвованию при террористических актах стано­вится глобальным явлением.

Практически все исследователи феномена терроризма убеждены, что ключевой побудительной силой, предопределяющей выбор самопожертвования для свершения экстремизма, являются тактико-стратегические принципы идеологов террористи­ческих организаций и идейные установки смертников, которые приносят в жертву себя.

Террорист-смертник, жертвуя собой, разрешает собственные личные проблемы, при этом обеспечивая в ином мире для себя бла­гоприятные условия жизни, а для своей близкой родни – в этом мире.

Чем объяснить проявление самопожертвования?

Некоторые психологи утверждают, что на подобное действие способен далеко не всякий субъект. Ряд ученых считает, что самопожертвование «передается по наследству». Другими словами, стремление индивида пренебрегать собственными интересами и посвятить жизнь другим, вложено на генетическом уровне. Кроме того, свой вклад в развитие самопожертвование вносит и воспитание, если в семье чтят благотворительность и готовы отдать последнее на нужды людей. Ребенок, наблюдая подобное поведение родителей, считает именно такую поведенческую модель верной, поскольку с противоположной он не сталкивался. Вырабатывает мировоззрение и массовое «зомбирование», которое зачастую наблюдается в идеологии большинства религиозных сект или иных общин.

Нередко недостаток любви в детстве приводит к самопожертвованию во взрослом возрасте. Недолюбленные индивиды склонны жертвовать собой ради получения общественного признания, чтобы родители ими гордились.

Таким образом, давая ответ на вопрос: «чем объяснить проявление самопожертвования», следует заключить, что желание похвалы, повышения собственной значимости, желание доказать что-то себе либо кому-то, быть признанным, стать знаменитым – это все является причинами, вызывающие стремление жертвовать собой. Кроме того, душевный посыл спасти тонущего, природный инстинкт защитить слабого, бескорыстный порыв оказать помощь индивидам, оказавшимся в беде, также считаются довольно частыми причинами самопожертвования.

Примеры самопожертвования в литературе

Часто можно встретить примеры самопожертвования в литературе, как классической, так и художественной. Очень четко просматривается тема самопожертвования в фантастической эпопее Дж.Толкина «Властелин колец», в которой описывается подвиги представителей различных рас ради мира и жизни народов Средиземья.

Многие русские писатели нередко затрагивают описываемую тему в своих творениях. Так, к примеру, в творчестве Достоевского прослеживаются модели поведения, основанного на самоотречении и жертвовании. Героини его произведения «Преступление и наказание» Мармеладова Сонечка и Раскольникова Дуня жертвуют собой во благо дорогих им людей. Первая торгует собственным телом, тем самым зарабатывая на пропитание семье. Она страдает, не имея права даже на , поскольку близкие останутся без источника существования. Вторая намеревается создать семью с нелюбимым, но богатым мужчиной, ради помощи нищему брату.

В произведениях М.Горького также часто можно встретить явление самопожертвования. В его сочинении «Старуха Изергиль» воплощением жертвования собой является Данко.

Самопожертвование в произведениях мировой литературы и мифах воспевается как подвиг во имя человечества, как способность преобразить мир и социум, сделать их лучше и чище. Например, миф о Прометее, который подарил людям не просто огонь, а единственную возможность для выживания, понимая, что обрекает себя на гибель.

Самопожертвование ради любви

Об этом прекрасном и высоком чувстве, которое соединяет две противоположности: мужчину и женщину, сочинено множество романов, сложено стихов, написано картин. Принято считать, что истинная любовь – это умение жертвовать собой, пренебрегать собственными интересами, это самоотдача, готовность одного партнера совершить возможное и невозможное во благо другого партнера. Наверное, такое понимание любви берет свои истоки из русских литературных произведений.

Любовь и самопожертвование в произведениях часто описываются как единое целое. Множество авторов описывало любовь, основанную именно на жертвовании собой. Ярким примером такого чувства является роман между Маргаритой и Мастером в бессмертном творении Булгакова. Маргарита ради спасения любимого, преодолевая страх, беря верх над обстоятельствами, совершает подвиг. Именно силой своей любви героиня спасла Мастера.

Самопожертвование во имя любви – миф или реальность? Действительно люди готовы ради любимого пожертвовать своими интересами, предпочтениями, друзьями, хобби? Чем объяснить проявление самопожертвования во имя любви? Что важнее: здоровый эгоизм или самопожертвование в любовных отношениях? Многие скажут, что на эгоизме отношения долго не протянут. Для длительной и счастливой семейной связи важно умение жертвовать собой. Это утверждение могло бы быть верным, когда бы такое самопожертвование являлось бескорыстным. К сожалению, в любовных отношениях очень редко можно встретить искреннюю самоотверженность и самоотречение. Каждый партнер, жертвуя чем-то во имя любимого, ожидает взамен либо подобной жертвы, либо бескрайней благодарности. Если в отношениях в основном жертвует один партнер, то его самопожертвование скорее будет являться проявлением зависимости от любимого, что зачастую приводит к плачевным результатам.

Что такое здоровый эгоизм? Это любовь индивида к собственной персоне. «Адекватные» эгоисты ставят собственные интересы превыше всего, но также наделяют этим правом других. Психологи утверждают, что если индивид собственную личность со всеми ее недостатками и позитивными качествами не любит, то он не сможет по-настоящему полюбить другого.

К сожалению, большинство убеждено, что любовь является вытеснением собственного эгоизма в сторону другого. Если добавить к этому смысл слова эгоизм, то получается, что любовь – это когда привлекательность «Я» партнера становится выше собственной, то есть собственные интересы замещаются предпочтениями другого. Именно на этом базируется их взаимное чувство. Внутренний мир одного партнера заполняется внутренним миром любимого. Таким образом, выстраиваются не здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, а зависимая связь, в которой обязательно один будет более зависимым от другого. То есть один будет жертвовать своими интересами, а другой принимать за должное. Часто такие отношения распадаются, принося множество обид и душевную боль индивиду, склонному жертвовать собой.

Конечно, в любви нужно научиться уступать. Любовь без компромиссов тоже долго не протянет, но умение вовремя промолчать и находить компромиссные решения не имеет ничего общего с самопожертвованием.

Поэтому смысл самопожертвования во имя любви не существует. Где есть место жертвованию собой, там нет места для любви. Настоящая любовь не нуждается в подтверждении посредством пренебрежения собственной личностью и интересами.

Таким образом, самопожертвование приемлемо в любви к Родине, материнской любви, но никак не в том чувстве, которое возникает между чужими друг другу субъектами: мужчиной и женщиной, связывая их на всю жизнь.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»