Режимы государственного управления. Политический режим и его взаимосвязь с государственным управлением

Понятие и функции режима государственного управления

Каждое государство, на определенном этапе социально-экономического или исторического развития свободно в выборе способов и методов осуществления государственного управления.

Определение 1

Конкретная совокупность приемов, способов и методов осуществления государственного управления, в относительно краткосрочный период, в политологии и юриспруденции получила название государственно-правового или политического режима.

Являясь одной из трех ключевых характеристик государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства, политический режим является характеристикой функциональной стороны государства, а не организационной как первые две характеристики.

Политический режим, помимо прочего отражает те приемы и способы, которые государство использует для решения двух ключевых задач:

  1. Легитимации государственной власти.
  2. Легализации государственной власти.

Процесс легализации государственной власти представляет собой законодательное установление власти в государстве, как правило, основным инстурментом в данном процессе является Конституция.

Легитимация предполагает принятие и поддержку власти со стороны населения, признание ее права на управление обществом, выраженное, в том числе в готовности подчиняться властным велениям государства.

Замечание 1

Зачастую, в государстве складывает ситуация, в которой власть оказывается легальной, то есть осуществляющей государственное управление в силу и на условиях, установленных законом, но не легитимной, то есть не поддерживаемой широкими слоями населения, в силу проблем социально-экономического характера, негативных процессов коррупционного характера, недостаточной гласности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, и т.д.

Таким образом, представляется наиболее верным понимать режим государственного управления как систему приемов, форм и способов осуществления государственной и политической власти в стране.

Виды режимов государственного управления:

Анализ конкретных совокупностей вышеназванных элементов, позволил выделять четыре основные типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве.Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино.
  4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Понятие и функции режима государственного управления

Каждое государство, на определенном этапе социально-экономического или исторического развития свободно в выборе способов и методов осуществления государственного управления.

Определение 1

Конкретная совокупность приемов, способов и методов осуществления государственного управления, в относительно краткосрочный период, в политологии и юриспруденции получила название государственно-правового или политического режима.

Являясь одной из трех ключевых характеристик государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства, политический режим является характеристикой функциональной стороны государства, а не организационной как первые две характеристики.

Политический режим, помимо прочего отражает те приемы и способы, которые государство использует для решения двух ключевых задач:

  1. Легитимации государственной власти.
  2. Легализации государственной власти.

Процесс легализации государственной власти представляет собой законодательное установление власти в государстве, как правило, основным инстурментом в данном процессе является Конституция.

Легитимация предполагает принятие и поддержку власти со стороны населения, признание ее права на управление обществом, выраженное, в том числе в готовности подчиняться властным велениям государства.

Замечание 1

Зачастую, в государстве складывает ситуация, в которой власть оказывается легальной, то есть осуществляющей государственное управление в силу и на условиях, установленных законом, но не легитимной, то есть не поддерживаемой широкими слоями населения, в силу проблем социально-экономического характера, негативных процессов коррупционного характера, недостаточной гласности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, и т.д.

Таким образом, представляется наиболее верным понимать режим государственного управления как систему приемов, форм и способов осуществления государственной и политической власти в стране.

Виды режимов государственного управления:

Анализ конкретных совокупностей вышеназванных элементов, позволил выделять четыре основные типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве.Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино.
  4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Традиционно отечественная теория государства и права выделяет три основных, взаимосвязанных блока для изучения государственного устройства. Такими ключевыми аспектами являются: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства и политический режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть, как организованы и как действуют в нем государственно-властные структуры, такое понятие как форма национально-государственного и административно - территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Понятие «политический режим» характеризует «как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи» (сноска №1). Политический режим выступает одной из основных категорий, раскрывающей способ функционирования политической системы. В самом общем виде объем этой категории охватывает совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия между официальными нормами и реалиями политической жизни.

Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже 19 и 20 вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли либо индивидуально определенного физического лица, либо «элитарной», «аристократической» социальной группы, либо большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является симводлом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан, Иран). В тоже время применительно кныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.

В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействие на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

В современной научной литературе приводится немало определений политического режима. Одним из наиболее удачных представляется вариант, предложенный видным французским политологом Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период» (сноска). Достаточно полно раскрывается сущность рассматриваемого явления и в первом российском энциклопедическом словаре по политологии: «Политический режим - совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры» (сноска).

Приведенные определения показывают, что политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным категориям. Так, наприме, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикарный) и светский режимы и т.д. Общепринятой же является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют деморатический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Но, необходимо учитывать, что в реальности, всякий реально существующий политический режим представляет собой определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает расширение возможностей общественногосамоуправления на основе развития правовой и общей культуры гражданского общества. Как свидетельствует практика, мера соотношений этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо «пропорции», установленной некоторой теоретической схемой. По сравнению с формой правления или государственного устройства политический режим способен «перемещаться» в рамках той или иной «обобщающей модели», проявляясь в ее различных модификациях. Так, например, во Франции в период правления администрации Ш. де Голля на фоне усиления президентской власти отчетливо проявлялось нарастание авторитарных тенденций, однако даже после подавления леворадикальных волнений, охвативших всю страну весной 1968 г., это не привело к установлению диктатуры личной власти или к ликвидации основных институтов демократических прав и свобод, в том числе и права на опозиционную политическую деятельность. Следовательно, предлагаемая типология содержит в себе элементы известного упрощения. Тем не менее она дает возможность систематизировать и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 180 режимами во всем мире.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Будем считать, что достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

Социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

Методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

Характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

Соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

Идеологическое оформление властных отношений.

1.1 Тоталитаризм и п роблемы управления государством

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis - весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е гг. итальянскими либералами Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), Х. Аренд «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и З. Бзежинского «Тоталитарная диктатура и автократия» 919560 данный термин применялся для раскрытия сущности политических режимов фашистской Италии, гитлеровской Германии, а также СССР в годы сталинизма. К числу режимов, наиболее близких к тоталитарной модели, следует отнести военные диктатуры в ряде стран Латинской Америки в 50-80-е гг. (Гаити, Гватемала, Парагвай, Чили и др.), режим Пол Пота в Камбодже (середина 70-х гг.), «тоталитарный социализм» в Албании (до 1988 г.), расистский режим в ЮАР (до 1989 г.), а также и ныне существующий религиозно - фундаментальный режим в Иране, установленный в 1979 г. в результате победы «исламской революции». Уже сам этот перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на разной социально-экономической базе и в различном социокультурном контексте, быть следствием военного поражения или государственного переворота, навязываться извне или появляться в результате внутренних противоречий общества.

В последнем случае «приверженцы сильной руки» могут прийти к власти в результате свободных демократических выборов, как это произошло в 1933 г. в Германии. При этом широкая поддержка подобных политических сил отражает неудовлетворенную потребность граждан в стабильных ориентирах и закрепленных социальных ролях. Рабочие, мелкие служащие и персонал сферы услуг, отказавшиеся от амбиций и риска, связанного с успехом, хотят воспользоваться своего рода компенсацией в виде надежности, безопасности, гарантированной занятости и порядка в общественной жизни, который включал бы общепринятое представление об их собственных ролях. С другой стороны, откат к тоталитаризму становится возможным, когда правящая элита, теряя социальную опору, пытается отстоять собственные интересы и сохранить пребывание у власти путем насильственной изоляции как действительных, так и потенциальных политических противникогв, вплоть до их физического устранения. Нередко такие действия сопровождаются соответствующей идеологической обработкой населения через печать радио, телевидение.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. «Силовой кулак», «силовая структура» (сноска №2), особенно выделяются на фоне разросшихся исполнительных органов. В экономической сфере, как правило господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Для «идеальной модели» тоталитаризма характерна однопартийная система или же существование под жестоким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность опозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находится в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило, пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или преостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Тоталитарным режимам свойственно навязывать всему обществу некую единую идеологию, которая, однако, может быть направлена на достижение весьма различных целей. В гитлеровской Германии, например, на первом плане стояла идея реванша за поражение в мировой войне, возрождение «великого рейха», расширение «жизненного пространства нации» и победы «немецкого духа». В современном Иране - это борьба «за сохранение и распространение истинной веры».

Тоталитарный режим часто возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Тоталитарный режим можно назвать особой разновидностью авторитаризма. Авторитарные режимы различаются в зависимости от того, насколько сильно они тяготеют к тоталитаризму.

Обязательным атрибутом авторитарного режима является сильная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц или одного верховного правителя. «Но, в отличие от тоталитарных, авторитарные режимы обычно пользуются репрессиями в минимальных дозах, основывая свою стратегию на здоровой экономике и ощутимых преимуществах для более широких секторов общества, чем малочисленная привилегированная группа» (сноска №3). Таким, в частности, было в своем позднем периоде правление Франко в Испании, власть военных в Бразилии после 1964 г. и режимы периода индустриализации в ряде стран Азии и Африки (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Тунис). Авторитарной власти может сопутствовать популярность и поддержка среди широких слоев населения, как это видно на примере Египта при президенте Г.А. Насере (1952-1970 гг.).

Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом, который выражается в том, что консервативно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов. В условиях, когда разрешены только течения, способствующие поддержанию социального равновесия, те силы, которые находятся «с правильной стороны плюрализма», могут законно выступать на стороне власти как непартийные организации или даже партии, отобранные, однако, по принципу их конформизма. С другой стороны, организации, которые угрожают статус-кво, обречены быть вне закона или в подполье, чем и оправданы откровенные репрессии против них. В силу этого такие системы оказываются «либеральными» полудиктатурами, исполнительную власть в которых олицетворяет харизматический лидер наподобие генерала Франко в Испании или президента Салазара в Португалии.

Не допуская оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер: как показывает опыт стран Юго-Восточной Азии, осуществление широкомасштабных государственных программ по ускоренной индустриализации не сопровождалось разрушением сложившихся механизмов частного предпринимательства и рыночного саморегулирования. Известен и парадоксальный случай: власти франкистской Испании не препятствовали созданию во второй половине 50-х - начале 60-х гг. в городе Мондрагоне и его окрестностях (Страна Басков) успешно развивающейся и по сей день системы производственных кооперативов, основанных наколлективной собственности работников и с самого начала реализующих социалистические принципы рабочего самоуправления, перспективного планирования хозяйственной деятельности и распределения доходов в зависимости от трудового вклада, а не от величины вложенного капитала (сноска).

Иногда авторитарные режимы идут на конституционное закрепление неполитических прав и свобод граждан, законодательную регламентацию полномочий властных структур и должностных лиц путем принятия через представительные органы соответствующих актов с формальным соблюдением демократических процедур. Тем не менее официально провозглашенные правовые нормы далеко не всегда соблюдаются на практике. Так, в Никарагуа с 1934 по 1979 г. безраздельно правили три поколения «диктаторской династии» Сомосы, державшие народ в повиновении посредством кровавого террора и репрессий, хотя государственный строй этой латиноамериканской страны в соответствии с Конституцией 1950 г. характеризовался как республиканский, демократический, представительный, опирающийся на систему разделения властей.

А.Б. Венгеров выделяет деспотический режим и тиранический режим внутри авторитаризма.

Деспотический режим (от греч. despotia - неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т.п.

Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

В современном обществе такая разновидность авторитаризма встречается в некоторых государствах арабского востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар) характерно отсутствие каких-либо представительных органов и сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны не оказывает никакого влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением. Дуалистические монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) отличаются от абсолютных наличием парламента, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, на деле сильно ограниченные монархом, имеющим право вето, роспуска представительного органа и назначения депутатов в его верхнюю палату. В сфере исполнительной власти монарх юридически и фактически независим от парламента, обладая исключительным правом на формирование и контроль за деятельностью правительства. Сохранение подобных полуфеодальных отношений и институтов в этих странах во вногом обусловлено сильным влиянием глубоких национальных традиций и религиозной исламской идеологии.

Очень близок к деспотическому тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

В целом, если говорить об авторитаризме, то его воздействие ход социально-экономического развития государства далеко неоднозначенно и обнаруживает немало достоинств. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствут опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новых индустриальных» стран Юго-Восточной Азии, где, по мнению западных исследователей, после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития «конструктивный потенциал» авторитаризма, похоже, исчерпан и наступает пора неизбежных демократических преобразований.

1). Контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией; социальным, культурным и национальным строением.

2). Огосударствлением всех общественных организаций.

4). Действует примат государства над правом.

5). Не учитываются особенности религиозных убеждений населения, игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств.

2. Демократический режим

2.1 С ущность демократического режима

Термин «демократия» сегодня стал одним из наиболее употребительных, причем не только в кругах политических деятелей, ученых обществоведов, публицистов, но и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая различные значения и оттенки. По справедливому замечанию российского политолога М.В. Ильина, «упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире… Словом «демократия» обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль» (сноска).

Впервые это понятие, дословно означающее «власть народа» (от греч. demos - народ, kratos - власть), встречается в трудах античных философов. В современной научной литературе оно чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии. В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием обозначается форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:

1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти;

2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни;

3) выборность основных органов государства;

4) верховенство закона.

В настоящее время концепция демократии обычно дополняется такими принципами либерализма, как приоритет прав человека над правами государства и ограничение власти большинства над меньшинством, предполагающее уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его.

Демократический режим складывается в правовых государствах, где реально гарантируются права и свободы граждан.

Необходимо отметить, что в силу большой международной значимости демократии самые различные режимы стремятся прослыть демократическими. Тем не менее в обществе, провозгласившем народный суверенитет, нередко есть люди, исключаемые из участия в политической жизни. Так, в древнегреческом полисе, городе-государстве, считающемся моделью античной демократии, не имели политических прав женщины, рабы и метеки - свободные «чужеземцы», - т.е. в общей сложности более половины населения. Немало примеров подобной дискриминации известно и из истории более поздних эпох, включая современность. В Южно-Африканской Республике, где действовала внешне демократическая конституция, свыше 70% жителей страны в возрастеот 18 лет и старше, будучи «лицами негритянского происхождения», вплоть до выборов 1994 года полностью отстранялись от участия в официальной политике. В ряде стран Европы лишь в середине нашего столетия были предоставлены избирательные права женщинам (Франция -1944 г., Италия - 1945 г., Греция - 1956 г., Швейцария - 1971 г.). В США до недавнего времени сохранялась «скрытая разновидность» имущественного ценза - избирательный налог или регистрационный сбор, фактически лишавший права голоса малоимущих граждан, и понадобилась общеамериканская политическая компания, чтобы в 1964 г. наконец-то была принята поправка к Конституции, запрещающая взимании этого налога. Таким образом, одним из важнейших критериев истинной демократичности политического режима выступает доля населения страны, имеющего избирательные права.

Однако вопрос об участии большей части населения в управлении государством часто подвергается критике со стороны противников демократических режимов. Например, право-монархическая партия «Союз русского народа» ратовала за недопущение проникновения в Россию политических доктрин Запада, в частности, демократии. Представители партии не разделяли убеждения демократов и либералов о том, что индивидуальная свобода прежде всего. В программных документах партии отмечается, что выбор политического режима зависит от конкретной страны. В России, например, человек всегда был частью некой общности - общины, сословия, народа. Свое мнение они подкрепляли негативными примерами из истории демократических республик, не сумевших дать своим народам обещанных свобод и равенства. «Демократическая процедура принятия решений большинством голосов нелепа потому, что голос одного мудреца должен перевешивать крики миллионов невежд, людей тупых, злобных и ничтожных» (сноска №4).

2.2 Формы, модели демократического режима

В практике и теории демократии существуют несколько моделей участия народа в управлении государством.

Самой простой и, к сожалению, далекой от политических реалий является модель массового участия (mass participation) или правление народа (popular rule), которая исходит из того, что граждане сохраняют власть и направляют политику избираемого ими правительства. С другой стороны, существует модель властвующей элиты (power-elite), построенная на том, что государством управляют немногочисленные группы, фактически неподотчетные народу и полностью определяющие все стороны политической жизни, контролируя правительство, армию, промышленность, торговлю и профсоюзы. Однако наиболее достоверным описанием механизма современной представительной демократии многие исследователи склонны считать так называемую плюрастическую концепцию, или теорию политического взаимодействия групп (group politics). В соответствии с этой моделью, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желание наиболее могущественных групп.

Безусловно, современная представительная демократия далека от идеала. В частности, она не исключает возможности использования правящими кругами в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который как показала, например, «парижская весна» 1968 г., может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки.

Всенародные выборы на основе тайного и альтернативного голосования, по итогам которых осуществляется формирование органов законодательной и исполнительной власти, выступают в качестве основного инструмента воздействия граждан на институты демократического государства. Президент и депутаты парламента обычно избираются на 4-6 лет: как показывает практика, такой срок вполне достаточен для выполнения кандидатом своих предвыборных обещаний и в то же время позволяет обеспечить стабильность и преемственность политического руководства; с другой стороны, он не настолько велик, чтобы тот или иной политик мог забыть о своей ответственности перед избирателями и не задумываться о предстоящих выборах, от которых зависит его дальнейшая карьера. Полномочия местных органов власти ограничиваются, как правило, более короткими сроками, поскольку проблемы, возникающие на этом уровне управления, решаются значительно легче, и ситуация в городе или муниципальном округе меняется быстрее, чем в целом по стране. Помимо выборов граждане также имеют возможность прямого воздействия на власть через референдумы, непосредственно участвуя в принятии окончательного решения по выносимым на всенародное голосование законодательным вопросам общенационального или местного характера. Инициатива проведения референдума может исходить не только от парламента, главы государства или органов власти административно-территориальных единиц, но и от установленного соответствующим законом числа избирателей.

Важнейшим принципом демократии принято считать конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других СМИ сведений, содержащих государственную или военную тайну, и публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. Кроме того, в целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила относительно порнографических изданий, запрещающие их распространение за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

Следует также иметь в виду, что в современных демократических государствах законодательство только лишь закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не предопределяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты.

Демократический режим имеет свои формы, одна из которых характеризуется как либерально-демократический режим. «Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим - это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эфективная форматакой организации» (сноска №5).

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан.

При либерализме государственная влась формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведений избирательных компаний.

Однако либеральный режим имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой.

В обществах же со слабым экономическим развитием либеральный режим с его децентрализацией власти и удалением государства из экономической и социальной областей может оказаться весьма пагубным и привести к дистабилизации и возникновению неуправляемых и нерегулируемых политических и экономических процессов.

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда гуманистический режим пока лишь выступает идеалом, целью политического развития современного государства.

На данный момент политическая практика не позволяет дать однозначного ответа на вопрос: а возможна ли вообще демократия в изначальном понимании этого слова, как подлинное народовластие, самоуправление народа? Существует, правда, точка зрения, что по мере дальнейшего развертывания научно-технической революции, развития информационных технологий в будующем удастся реализовать «постиндустриальную» модель прямой демократии, когда каждый получит возможность непосредственного участия в выработке и принятии политических решений, сидя в уютном кресле за домашним компьютером. Однако несмотря на всю привлекательность, на сегодняшний день это - не более, чем одно из интересных предположений. И насколько оно осуществимо, покажет только время.

Итак, можно подытожить, что демократический режим и его разновидности предполагают:

1). Предоставление свободы личности в экономической сфере.

2). Гарантию прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства.

3). Создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

4). Обеспечение плюрализма, как основного принципа деятельности государства.

5). Создание законодательной базы, которая отражает объективные потребности развития личности общества.

Заключение

Понятие «политический режим» отражает следующие аспекты существования государства: способы, приемы посредством которых осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, проявляется действительное соотношение классовых сил. Это понятие включает в себя и определение политического статуса различных общественных организаций и роли государственных органов в управлении населением.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами, крайними полюсами на всей шкале политических методов осуществления власти. ССреди политических режимов выделяют авторитарный и демократический режимы и их разновидности.

Действует примат государства над правом;

Личность в государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции;

Происходит огосударствление всех общественных организаций;

Имеется контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

Особенности религиозных убеждений населения не учитываются, игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств.

Отличие демократического режима в том, что:

Происходит создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

Обеспечение плюрализма, как основного принципа деятельности государства;

Законодательная база, которая отражает объективные потребности развития личности общества;

В экономической сфере предоставляется свобода личности;

Возможность граждан выражать собственное мнение о политике государства, гарантия их прав и свобод.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и содержание форм управления государством, их разновидности, распространенность на сегодня: монархия и республика. Типы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное. Режимы правления: демократическое, недемократическое.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Понятие и сущность государственного режима. Подходы к оценке различных политических режимов и их классификации. Формы и признаки демократии. Разновидности авторитарного, тоталитарного, фашистского режимов. Основные характеристики демократического режима.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2016

    Форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима как элементы государства. Характеристика республики и монархии. Государственно-правовые режимы: демократический, авторитарный, деспотический, тоталитарный, анархический.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Рассмотрение государства как субъекта управления общественными процессами. Институт гражданства как правовая связь человека с государством, фиксирующая обоюдноответственные отношения. Понятие и критерии эффективности государственного управления.

    доклад , добавлен 17.02.2015

    Муниципальная собственность: понятие, характерные черты и признаки. Состав имущества, находящегося в собственности муниципальных образований. Сущность процесса приватизации. Правовые режимы использования и управления муниципальной собственностью.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Форма правления как способ организации государственной власти. Сущность и специфика монархии и республики. Различия унитарного, конфедерального и федерального устройства. Формы государственного политического режима, основы российской государственности.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Теоретические подходы к анализу государственного управления в Российской Федерации, его понятие и сущность. Принципы и признаки государственного управления. Поиск путей оптимизации и современные тенденции развития государственного управления в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Система государственного управления - история создания и основополагающие принципы. Теория государственного управления в России и в мире. Международное сообщество и проблемы системы управления. Принципы государственного управления по Вудро Вильсону.

    реферат , добавлен 15.08.2012

    Общее понятие административного управления. Понятие, сущность и основные черты государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть. Виды, основные принципы и функции государственного управления. Принципы местного управления.

    презентация , добавлен 06.11.2016

    Описание главных теорий происхождения государства, их отличительные признаки и исследование современными учеными. Сущность и признаки государства, его внешние и внутренние функции. Характеристика основных форм правления государством, распространенность.

Вопросы о формах и волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма режим - это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления - это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления - монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим - это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления - это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания - примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное - запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы - это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим - это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти - важнейший признак демократии;
  • права гражданина - абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

Термин «политический режим» в переводе с французского regime означает управление. В процессе поиска достоверных ответов на многие спорные вопросы режима правления выдвигались и сегодня выдвигаются различные, часто взаимоисключающие трактовки этого понятия: правовая и социологическая, либеральная и консервативная, марксистская и социал-демократическая.

Например, видный американский исследователь проблем власти Роберт Даль в основу своей трактовки режима положил два критерия - конкурентность в борьбе за власть и степень вовлеченности граждан в управление делами общества и государства. Он выделил четыре типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонистский режим правления характеризовался жесткими ограничениями прав и свобод граждан, запрещением всякой оппозиции и плюрализма. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только на уровне правящей элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу государственного управления.

Профессор Кембриджского университета, видный исследователь проблем демократии Сэмюэл Хантингтон делит режимы на военные, однопартийные, либеральные, квазидемократические и переходные. При этом выделяет четыре типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личной диктатуры и расовой олигархии.

По степени взаимодействия государственной власти в различных сферах социальной действительности по предложению американского ученого Хуана Линца выделяют пять основных режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный, султанистский. Указанные режимы отличаются по формам и методам властвования, в том числе с использованием принуждения и силового «давления»; степени политической активности граждан, уровню политического плюрализма, степени идеологизации общественных отношений, легитимности правящей верхушки.

Иногда классификацию «привязывают» к различным типам государств и правовых систем. При рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режимы и режим рабовладельческой демократии. В условиях феодализма возможны абсолютистский, феодально-демократический (для дворянства), клерикально-феодальный (в теократических монархиях), милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме - буржуазно-демократический (конституционный), бонапартистский, военно-полицейский и фашистский режим. В условиях социализма апологетически выделялся лишь «последовательно-демократический государственно-административный» режим.

Классификацию режимов правления можно продолжить. Критериев и подходов существует большое множество. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей сходятся в одном: режим правления - это способ властвования, который определяет пути, формы, методы и способы, при помощи которых нормативные установления власти реализуются в практике государственных институтов. При этом одна и та же государственная система в зависимости от исторических обстоятельств способна успешно функционировать в условиях различных режимов. К примеру, советская политическая система достаточно комфортно себя чувствовала как в условиях сталинского террора и застоя восьмидесятых годов, так в условиях либеральных преобразований периода перестройки.

Политологи представляют режим властвования как особый социальный механизм управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия государственных управленческих решений, а с другой - способы и масштабы политического участия граждан, политических партий и групп интересов в решении важнейших проблем общества и государства. Режим - это органическое сочетание государственной власти, партийной системы, способов голосования, одного или нескольких типов принятия решений и способов их реализации.

С точки зрения юристов понимание режима сводится к совокупности правовых форм и легальных методов управления, которые опираются на формально-юридические принципы, нормы и критерии функционирования власти. Ю.К. Краснов и РВ. Енгибарян политический режим трактуют как совокупность средств, методов и способов осуществления политической власти, посредством которых государство легитимирует свое существование и функционирование. Это итоговое политическое состояние общества, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил общества.

Как и другие составляющие формы государства - форма правления и форма государственного устройства - государственный режим непосредственно связан с властью и государственным управлением. Однако, в отличие от них, режим не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших или местных органов государственной власти или организацией верховной власти, ни с административно-территориальной и национально-государственной организацией власти. Государственный режим выступает как форма реализации власти, как процесс ее функционирования.

Следует также иметь в виду и то, что государственный режим не формируется стихийно, случайно. Он складывается под воздействием целого ряда факторов объективного и субъективного характера - экономических, политических, социокультурных. Зависит он от типа государства; уровня общей, политической и правовой культуры общества; развитости парламентаризма; степени открытости властных структур; профессионализма и нравственно-культурных качеств политиков и государственных служащих; уровня законности; зрелости социально-партнерских связей гражданского общества. Существенно влияют международная обстановка и геополитическое положение страны.

Стиль государственного управления в известном смысле близок к понятию «государственный режим» и в существенных своих свойствах произволен от него. Хотя в стиле есть свои нюансы и самостоятельные проявления. Если режим обслуживает интересы власти, больше фиксирует внимание на политической стороне государственно-управленческой деятельности как способе реализации государственной власти, то стиль характеризует «технологию» управления с точки зрения ее рациональности, эффективности и нравственности.

Сейчас в повседневной практике чаще всего выделяют два типа государственных режимов: демократический и антидемократический. Если государственное управление осуществляется методами права, убеждения, согласования, а принуждение носит законный правовой характер, то налицо демократический режим. В условиях демократического режима высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется демократическими правовыми методами. В таком случае граждане обладают и реально могут пользоваться конституционными правами и свободами; меньшинство подчиняется большинству; разрешена деятельность оппозиционных политических сил; гарантирована свобода слова, совести и печати. Политические конфликты разрешаются на основе закона и в режиме поиска взаимоприемлемого консенсуса.

Демократический режим мультипликационно порождает демократический стиль государственного управления. Причем на всех уровнях управленческой иерархии. Другое дело, насколько общество готово жить в условиях демократии и трудиться, подчиняясь принципам демократического стиля управления. Между признанием того, что демократия - это хорошо и правильно, и самой демократией - расстояние огромного размера. В совре менном российском обществе действительно нет серьезных идейных альтернатив демократии, подавляющее большинство граждан (более 70% по всем всероссийским социологическим опросам) выступают за демократию, разделяют ее ценности. Но вот реальной культурно-психологической готовности жить и трудиться в условиях демократии и законности, пока нет и трудно сказать, как скоро она появится.

И еще: нельзя забывать, что демократия - это завоевание народа. Власть нигде и никогда сама и против себя не будет создавать оппозицию, принимать правовые социально справедливые законы, не будет просить ее критиковать. Властвовать и управлять легче и спокойнее в условиях «жесткой» законности, непротивления, командно-административных методов. Это закон общественного бытия. Результат же один: сначала мелитократия, неверие в созидательный потенциал народа, а затем авторитаризм, тоталитаризм и т.д.

И примеров тому множество. По политическим декларациям и внешним атрибутам советская система была вполне демократической и гуманной. Партийные и советские лидеры были сторонниками социалистической демократии и борцами за счастье народа. Но это на словах и в политических декларациях. На самом же деле все нередко обстояло по-другому. Оказывается, можно иметь конституцию с широким набором демократических идеалов и принципов, выборные представительные органы, хорошо организованную судебную систему, «вышколенную» государственную службу, активные средства массовой информации, а на деле управлять обществом авторитарно-командными, бюрократическими методами.

Это означает, что режим правления и стиль государственного управления - это не просто набор апробированных приемов, средств и методов реализации властных полномочий. Это система специально отобранных и выстроенных в заранее задуманную конфигурацию форм и методов управления, которые в совокупности и придают управленческой деятельности определенную качественную определенность. Это не внешняя, какая-то второстепенная, а важнейшая сущностная характеристика государственной власти. Демократия - это не декларации и митинги, а такая организация управления, в условиях которой «люди могут спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни».

В современной России постепенно, хотя противоречиво и с большими трудностями, но все-таки формируется демократический стиль государственного управления, опирающийся на основополагающие апробированные многовековой мировой практикой принципы демократической системы:

Правление большинства при уважении прав меньшинства. При таком режиме лица, получившие санкцию на власть, одобренную большинством, действуют так, чтобы мнение меньшинства в обязательном порядке учитывалось;

Политическое и правовое равенство граждан в вопросах доступа к государственному управлению и государственной службе - одинаковые возможности в приобретении знаний и статуса, нужных для получения государственной должности, равные права (голосовать, влиять на процесс принятия решений, баллотироваться на пост и т.д.), равный доступ к ресурсам власти.

Любые ограничения на политическую деятельность могут быть установлены лишь на основе закона и только для конкретных категорий людей;

Легитимность власти - все представительные органы, правительство, президенты подвергаются проверке с помощью демократических формальных процедур (референдумов, выборов, отзывов, отчетов и т.п.). Это позволяет снимать накопившееся в обществе напряжение и возникающие противоречия, своевременно обновлять систему управления;

Выборность и представительный характер власти - граждане делегируют (передают) свои конституционные властные полномочия выборному лицу (органу), которое и осуществляет власть от имени избирателей. Основа всего этого - всеобщее избирательное право, свободные, тайные и регулярные выборы, подотчетность выборных институтов перед избирателями;

Разделение государственной власти на три ветви при наличии действенной системы «сдержек и противовесов», а также надежных связей между федеральными органами власти и соответствующими властными структурами субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Плюрализм и свобода политической деятельности. Монизм - идеальная система для авторитаризма, он не может быть идеалом для демократии.

России предстоит преодолеть еще немало препятствий на пути овладения демократическим стилем государственного управления. Причем проблема состоит не в умозрительном и пропагандистском поиске источников и факторов демократизации. Нам предстоит еще очень много сделать, чтобы не на словах, а на деле:

1. действовали все формы непосредственной (прямой) демократии, позволяющие народу прямо, без каких-либо посредников проявлять свою волю, на деле реализовывать свои интересы. Это - общенародные и региональные (локальные) референдумы, свободные выборы и общенародные обсуждения. На низовом уровне: общие собрания граждан, конференции и съезды их представителей (в рамках местного и территориального общественного самоуправления);

2. повышалась роль представительных форм демократии. К сожалению, пока в нашей стране управленческий аспект в деятельности органов законодательной власти проявляется слабо. Все ограничивается принятием законов. А этого явно не достаточно. Обилие законов мало что меняет. Вопрос упирается в конструктивно-практический потенциал этих законов, их исполнение;

3. эффективнее функционировала система исполнительной власти. Проблема при этом не исчерпывается расширением гласности и введением, скажем, подотчетности руководителей соответствующих органов исполнительной власти. С этого демократизм лишь начинается. Главное связано с:

Постепенной децентрализацией полномочий государственных органов с параллельным усилением социального контроля за их надлежащей реализацией;

Более эффективным использованием коллегиальных форм управленческой деятельности, т.е. проведением широких консультаций с гражданами посредством социологических опросов; делегированием прав по принятию решений органами низшего уровня государственной администрации; совершенствованием процедур рассмотрения писем, жалоб и предложений населения; созданием положительного имиджа власти через хорошо организованные структуры «паблик рилейшнз»;

Открытостью и подконтрольностью государственной службы, введением конкурсных начал в порядок замещения государственных должностей, установлением предельных сроков пребывания на одной должности и упорядочением динамики служебной карьеры, своевременной и качественной аттестацией управленческих кадров, подотчетностью и подконтрольностью должностных лиц, надлежащим стимулированием результативного труда; реформированием системы обучения, повышения квалификации и развития персонала;

Внедрением более эффективных форм административного, прокурорско-судебного и общественного контроля за обеспечением прав и свобод человека и гражданина;

4. все более прочные позиции завоевывал стиль коллегиальности, организованности, ответственности, оптимального сочетания правовых и эффективных организационных методов управления, т.е. стиль, ориентированный не на слова, а на конкретный конечный результат.

Нами обозначены наиболее важные аспекты влияния формы государства, его федеративного устройства и национального компонента на организацию государственного управления. Студент должен знать и четко представлять, какая форма государственного устройства в нынешних условиях более эффективна, как использовать преимущества той или иной ее стороны. Исходя из этого, предлагается построить дискуссию на семинарском занятии.

Влияние формы государства на характер и действенность государственного управления

1. Влияние федеративного устройства государства на функциональную и организационную структуру государственного управления.

2. Национальный компонент в государственном управлении.

3. Политический режим и его влияние на характер государственного управления.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ.

3. Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ.

5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

7. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.

8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824.

9. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» 13 мая 2000 г. № 849.

10. Указы Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и от 24 сентября 2007 г. № 1274.

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30.

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Литература:

1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М., 2000.

2.Айбазов Р.У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление / Под ред. Б.С. Эбзеева. - М., 2005. - С. 125-157.

Ъ.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. - С. 70-75, 216-222, 228-234, 382-404, 429-455.

4. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. - М., 2002. Т. 2. - С. 163-196.

5. Зиновьев А. Русская трагедия. - М., 2006.

6. Краснов Ю.К. Государственное право России: Учебное пособие. - М., 2002. - С. 330-335.

7. Мнакацанян М.О. Культура. Этносы. Нации. Размышления об истоках и природе национальной общности. - М., 2005. - С. 9-47.

8. Енгибарян Р.В., Гадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М., 2002. - С. 211-227, 335-365.

9. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие. - М., 2005. - С. 200-255.

10. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю. Мельвиля. - М., 2004. - С.131-172.

11. Права человека и нравственная ответственность. Выступление митрополита Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе 15 апреля 2006 г.

12. Правоведение Учебник / Под ред. Мальцева Г.В. - М., 2003. - С.72-117.

16. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. - М., 1993.

17. Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. авт. колл. Г.Ю. Семигин. - М., 2003. Т.1. - С. 221-224; Т.2. С. 243-244, 324-326, 348-349, 707-708.

20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2006. - С. 88-105. 150-164

21. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. - С. 366-394.

22. Чиркин В.Е. Публичное управление: Учебник. - М., 2004. - С. 136-144.

23. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001. - С. 762, 812, 840, 1172-1173.