Купец – это кто? Русский купец. Зарождение купечества на руси

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

Зарождение купечества на Руси

Цирроз

Тема 1

ИСТОКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

1. Зарождение купечества на Руси.

2. Социальный статус купечества в средневековой Руси.

Зарождение купечества на Руси

Торговый обмен – древнейший вид предпринимательской деятельности, а купцов по праву называют первыми русскими предпринимателями, внесшими значительный вклад в поступательное развитие экономики страны.

На протяжении IX – X вв. одновременно с началом формирования классовых отношений происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей.

Предпосылки появления торговцев-профессионалов:

1. Накопление в руках княжеской, дружинной и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства.

2. Отделение ремесла от земледелия.

3. Возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших зародышами городов.

4. Растущая потребность в сбыте излишков натуральных богатств в обмен на не производившиеся тогда на Руси материальные ценности (предметы роскоши, монетное серебро).

Первые русские купы происходили в основном из рядов воинов-дружинников, ремесленников, княжеских и боярских слуг. В отличие от крестьян их жизнь и благополучие зависели не от занятий земледелием и скотоводством, приковывавшим человека к постоянному месту жительства.

Каждый год, когда наступала осень, великий князь киевский со своей дружиной отбывал в объезд покоренных восточнославянских племен с целью сбора полюдья. Полученная дань в сопровождении охраны доставлялась в Киев, где княжеские закрома пополнялись пушниной, кожей, воском, медом. Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада.

Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А.Я. Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. на территории Древней Руси.

К концу X в. начинается разделение воинов и купцов, что подтверждают материалы археологических раскопок, позволяющие проследить имущественное и социальное расслоение среди лиц, причастных к торговле.

Лишь к середине XI в. купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев – городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства.

Слово «купец» («купчина») применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли.

Ремесло и торговля в период становления Руси (XI – XIII века)

Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла.

В XI – XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались как натуральный обмен («товар на товар»), так и товарно-денежные отношения («товар-деньги-товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. С XI в. наиболее качественные изделия (например, металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в Византию, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию, Англию. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно.

Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты (полтины и др.). Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги.

Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции.

Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм (например, церковь Параскевы Пятницы – покровительницы торговли в Великом Новгороде).

Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия – нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок.

Постепенно на Руси сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки.

Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты.

Ремесленное производство, промыслы и торговая деятельность в XIV – XV вв.

Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни.

Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел (стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр.), в огне пожаров были уничтожены мастерские с инструментами и запасами сырья.

Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.



В ремесленном производстве XIV – XV вв. продолжаются тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению изделий массового спроса. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. привело к сокращению количества потребляемой стали, уменьшению трудовых затрат и вместе с тем к ухудшению качества изделий.

В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла – массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Часть из производств (литье колоколов, оружия, монет) работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры – «братчины».

Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. нарушенные торговые связи, в чем были заинтересованы и правители Золотой Орды, получавшие значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике (уклад – стальные изделия) и др.

Средневековые письменные источники подтверждают, что на Руси в XIV – XV вв. продолжали торговать, как и ранее, не только свободные, но и зависимые от феодалов люди, в том числе холопы. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам.

Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород Великий 300 возов зимой и 300 возов летом.

Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. уси.Руси.

Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь страной «Гордарики»), выгодным геополитическим положением.

Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

Лишь в Х в. появились купцы - профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

В XI-XII вв. на Руси начинали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну). Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.

Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Почему? Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол».

Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей - купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая - это гости (от древнерусского «гостьба» - торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

Древнейшие сведения о торговле у славян. Славяне, предки современных народов русских, украинцев, белорусов, пришли из Центральной Европы в Восточную в V в. С этого времени они начали своё многовековое расселение по Восточной Европе и хозяйственное освоение её природных богатств. Экономика славянского общества основывалась на собирательстве, охоте, рыболовстве, земледелии, добыче полезных ископаемых, залегавших неглубоко от поверхности земли. В стране господствовало натуральное хозяйство, то есть всё необходимое для жизни славяне производили на месте своего обитания. Поэтому в обмен поступали не продукты первой необходимости, а только особо ценные и редкие предметы – украшения, оружие, металлы, соль и пр. Эта особенность обмена во всех древних обществах – преобладание внешней торговлей над внутренней - сохранялась на Руси в течение многих веков.

У славян, как и у всех древних народов, первоначальной разновидностью торговли был немой обмен. Сведения о таком обмене новгородцев с первобытными угорскими племенами сохранились от XI в. в летописи: (угры) «кажут железо и помовают рукою, просяще железо, и аще кто даст им железо или нож или секиру, и они (угры) даю скорою (мехами) противу (за это)». То есть на месте, где происходил обмен, люди обычно держались на расстоянии друг от друга и не разговаривали между собой, поэтому он и называется немым. Желающий получить тот или иной продукт – «покупатель» - показывал его. Другой участник обмена - «продавец» - клал просимое и обычно удалялся. «Покупатель» выкладывал свой продукт и тоже удалялся. Если его количество кажется достаточным, то пришедший к лежащим вещам «продавец» забирал «плату». Если он не был удовлетворён, то либо забирал свою вещь назад, либо не трогал ничего и ожидал, что другой участник обмена прибавит ещё какое-то количество «платы». Так происходил древнейший обмен, в котором чувствуется взаимное недоверие по отношению друг к другу, стремление застраховаться от неприятностей или даже беды, которых можно ожидать от чужака. Первоначально вместо обмена существовал просто грабёж с применением силы и убийства. Немой обмен – более гуманная форма общения между людьми, результат развития общественных отношений, то есть связей между людьми.

Уже в древности какой-то обмен у восточных славянских племён существовал. Благодаря транзитной торговле и другим разновидностям обмена разные вещи попадали из одного края в другой. Так, предметы, изготовленные в Причерноморье, оказывались в Приднепровье, а оттуда перевозились на север Европы. Вещи, привезённые из Средней Азии и Ирана (Персии), находят при раскопках в Среднем Приднепровье, где позже сформировалось Киевское государство. Возможно, в VII-VIII вв. зародилась работорговля, которая в более позднее время играла очень важную роль на Руси и в её торговле с иными странами.

В IX в. начались захватнические походы славян на Византию - огромную империю, находившуюся к югу от славянских земель. Византия в ту пору была самой богатой и развитой в культурном отношении страной Европы. Её столица Константинополь (современный турецкий город Стамбул) располагалась по берегам пролива, соединяющего Чёрное и Средиземное моря. Здесь Европа граничила с Азией. Через Константинополь товары азиатского производства шли на продажу в Европу, поэтому столица Византии была центром торговли мирового значения. Особенно в средневековой Европе ценились азиатские пряности, необходимые при потреблении мясной пищи. Эта пища при хранении довольно быстро портилась, а пряности способствовали её хранению и отбивали неприятный запах. Купцов из Европы также привлекала продукция тонких византийских ремёсел.

Во время военных походов на Византию славяне узнавали об образе жизни чужестранцев, их занятиях и продуктах византийского ремесла. Это создавало основу для обмена и торговли с Византией. Знакомство с произведениями византийских ремёсел, особенно оружейного и ювелирного, повышало уровень потребностей славянской знати, вызывало стремление приобретать их. Войны доставляли очень ценный товар – рабов. Попавших в плен к славянам византийцев выкупали их родственники, что также способствовало развитию торговли между двумя народами.

Волжский торговый путь. С конца VIII - начала IX в. в Восточной Европе появились купцы с арабского Востока(Передняя Азия). Их земли находились к югу и востоку от Византии. Территория, которую занимали арабы, расширялась благодаря их завоеваниям. Они теснили Византию, продвигались к Средней Азии. Поэтому границы их земель приближались к родине славян.

Пуᑂь из арабскихࠠземель в Восточную Европу лежал по Каспийскому耠мор䑎 и по Волге䀮 (В VIII – Х вв. арабы освоили Волжскиҹ торговый путь и евроПеҹский север. ␟о берегам Средней Волги и её"притока Камы䀠жили!кочевникస болгары, которые основали здесь государство – Волжскую БѾлгарию (Булгарию)Į Болгарское царство приняло ислам – ту ضе религиюЬ ко䑂орая"была у а⑀абов.䀠Оно установило дипломатические отношения с арабами.

Это спос␾бствовало торговле по КаспԸйскому морю и Волге. Основная тор萳овля арабов шла в Волжской Болгарии, в небольшом городке Булгар (недалеко от современной Казани).

Арабская знать очень ценила шкурки соболей и чернобурых лисиц. Для своих ремесленников арабские купцы приобретали кость мамонтов и клыки моржей. Навстречу этим купцам по рекам Восточной Европы двигались выходцы со Скандинавского полуострова, с территории современной Швеции.

Выходцы из Скандинавии стали приходить в Восточную Европу в конце VIII в. Первоначально это были вооружённые отряды, которые шли сюда для грабежа. Они начали осваивать Балтийско-Волжский путь, благодаря которому открывался доступ к местам торговли арабских купцов. Самыми ценными товарами скандинавы считали арабские серебряные восточные монеты (их интересовал металл). Сами они продавали арабам рабов, меха соболей и белок. В середине IX в. скандинавы стали устанавливать контакты со славянами. В Х-XI вв. скандинавские торговые корабли уже регулярно ходили на Русь.

В земле славян, на том месте, где реки Волхов впадает в Ладожское озеро, пришельцы основали свой город. В нём были оживлённый рынок, ремесленные мастерские для ремонта снаряжения и оружия. Через этот город и из него военно-торговые отряды отправлялись на юго-восток, на среднее течение Волги, где проходила их торговля с арабами. Купцы прибывали на Среднюю Волгу в лодках целыми дружинами. Они строили здесь балаганы, в которых раскладывали товары для продажи. Торговля была самой примитивной, меновой: товар просто обменивали на другой товар. Таким образом, по Волге и другими путями товары шли от Скандинавии на севере до арабского Востока на юге. Поток арабского серебра сперва шёл в Скандинавию и другие части Европы, а с начала X в. серебро стало оседать и в землях восточных славян. Арабские купцы торговали на Волге до Х-XI в. Расцвет их торговли падал на первую половину Х в. Позже их товары стали приходить в Восточную Европу в большей степени через Константинополь, по днепровскому пути.

На нижней Волге в это время находилось государство Хазарский каганат , основанное кочевым народом – хазарами. В столице – городе Итиль – на одной стороне, на правом берегу Волги, жил правитель-каган и его вельможи, воины, на левом останавливались купцы из разных стран. На берегу реки располагался рынок. Прибывавшие в город купцы причаливали свои суда к берегу и здесь же занимались торговлей. Этот порядок был широко распространён у древних народов. В европейских языках слово «порт» означает «рынок», то есть обычно порт – место остановки кораблей – был и местом торговли.

По Волге на Итиль, а оттуда в Среднюю Азию шли с севера разнообразные меха – соболей, горностаев, хорьков, лисиц, куниц, бобров, зайцев, коз. Вывозилась также обработанная конская кожа – юфть, воск, мёд. От арабов купцы получали кроме изделий из серебра бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения. В X в. Волга была основной артерией, соединявшей Азию и север Европы.

Путь «из варяг в греки». В IX в. образовался ещё один великий торговый путь в Восточной Европе. Современники называли его путём «из варяг в греки», то есть от Скандинавии до Византии; жителей Скандинавии славяне называли варягами, а византийцев – греками. В отличие от Волжского торгового пути, этот путь шёл через славянские земли и оказал большое и разнообразное воздействие на жизнь местного населения. Он начинает играть важную роль в жизни славян с Х в. Через славянские земли продвигались по рекам суда, которые везли иностранных купцов и их товары. Эти суда то шли по воде, то их тащили с помощью местного населения волоком по суше на деревянных катках, брусьях или по настилу из одной реки в другую. Протяжённость пути от Балтийского моря и до Чёрного составляла 2 700 км. На преодоление такого расстояния требовалось около четырёх месяцев, учитывая остановки в дороге. Путь «из варяг в греки» завершался в столице Византии – Константинополе.

Проходя по незнакомым землям, западноевропейские купцы то и дело сталкивались с местным населением, которое их грабило. Поэтому, как можно предположить, с течением времени они стали договариваться с вождями славянских племён. Вожди брали дань с проезжавших купцов и за это обеспечивали их безопасность, пока те продвигались по их территории. Видимо, с этого времени сложился обычай, который действовал и много позже на Руси: приезжий купец прежде всего предъявлял свой товар местному правителю, тот выбирал себе то, что ему особенно нравилось, а потом купец мог начинать торговлю. Эта дань с течением времени стала самым заманчивым доходом для славянских правителей, так как в неё входили предметы, которых не производилось и не добывалось в славянской земле.

Со второй половины IX в. Византия переживала экономический подъём. Здесь после некоторого упадка оживилась городская жизнь. Росла внешняя торговля. Шёлковые ткани византийского производства, золотая и серебряная парча, ювелирные и стеклянные изделия широко продавались по разным странам, в том числе и на Руси.

Со второй половины IX-Х в. Приднепровье стало играть значительную роль в транзитной торговле. По торговому пути «из варяг в греки» возникали городки. Благодаря торговле и дани с неё возвышалась местная знать. Киев стал важным узловым пунктом этой торговли. С этого времени формируется государство восточных славян, одним из крупнейших центров которого был Киев. Верхушку общества составлял военно-торговый слой, который сплачивался вокруг князя, образовывал его дружину, войско, управленческий аппарат, распределённый по городам. В этот слой входили не только славяне, но и скандинавы.

Купцы на Руси в IX - XIII вв. В это время уже можно говорить о появлении купечества как особой социальной группы, главным доходом которой была торговля. Купец был не просто продавцом или покупателем товаров. К операциям на рынке были причастны городские и сельские ремесленники, продававшие свою продукцию и закупавшие сырьё, духовенство, управляющие боярским хозяйством, крестьяне, сбывавшие в ближайших городах и на сельских торжках продукцию своего земледельческого хозяйства и промыслов. Для всех этих людей торговля не была профессиональным занятием. Они принадлежали к разным сословиям и сословным группам. Купец - это профессиональный торговец, занимавшийся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежавший к купеческому сословию . Уже в Киевской Руси складывался слой людей, которых по их профессиональным занятиям можно отнести к купцам.

В IX-X вв. процесс формирования купечества только начинался. Важными условиями образования слоя торговцев-профессионалов в славянском обществе были накопление в руках местной знати значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства, знакомство этой знати с такими предметами роскоши и быта, которые не производились и не добывались в подвластной ей земле, отделение ремесла от земледелия, возникновение более или менее постоянных торгово-ремесленных поселений.

На первых порах состав таких торговцев не был однородным. Они были выходцами из разных земель. В число купцов входили скандинавы, славяне, представители других народностей. В IX-X вв. купцы-гости на Руси обычно были выходцами чаще всего из Скандинавии. Они привыкли к мореплаванию, к дальним походам в судах, поэтому могли пускаться в длительные путешествия как в Европе, так и в Азии. В период складывания государства Киевская Русь первые купцы по своему происхождению были дружинниками князей, правивших на Руси. Позже, особенно с XI в., появляются купцы из среды местного боярства, торгово-ремесленного населения городов.

Начиная с первых веков в истории российской торговли и на протяжении очень долгого времени, купец являлся военным человеком. Торговые караваны напоминали вооружённые экспедиции, так как в долгом пути купцам приходилось встречаться с разными опасностями и с оружием в руках защищать свои товары. По дороге купец мог пойти и на разбой ради ценной добычи. В это время торговые операции превращались порой в набеги. В древние времена повсюду торговый обмен и грабёж сопровождали друг друга.

Древнее предание, записанное летописцем, рассказывало, что в конце IX в. новгородский князь Олег, скандинав по происхождению, пришёл с воинами в ладьях по Днепру к Киеву. Увидев, что он не сможет штурмом взять город, Олег притворился купцом и вызвал правителей Киева Аскольда и Дира на берег Днепра. Военное облачение Олега и окружавших его людей не могло показаться странным для пришедших к нему представителей местной власти. Это был обычный внешний вид купцов, находившихся в большой торговой поездке. Аскольд и Дир были убиты воинами Олега, а Олег превратил Киев в столицу своего государства, объединив северные и южные славянские земли. В Киеве проезжавших в Византию купцов было гораздо больше, чем в новгородской земле, и доходы ᐺняЗя выше. Теперь путьࠠ«из варяг в греки» оказался под ᐺонтролеѼ новоГо правителя. Дохᐾж от проезжавших по немՃ купцов существенно пополнЏл княжескую казну.

Варяги

(А. .Васнецов)

Кбждый год осенью князь отправлялся со своей дружиной в объезд подвлас䑂ных земель. Важной целью этих поездок был сбор «полюдья», состоявше䐳о из продукт䐾в питанᐸя и особо ценных предметов – добычи собирательства и ох䐾ты. Гсё собранное вҾ врԵмя объезда до⑁тав఻ялось в చиев. Князья делились с дружинниками частью собранных ценностей. Поздней весной и летом по поручению князя дружинники отправлялись в Византию для продажи тех продуктов, которые они вместе с князем собирали с подвластного населения. Не случайно уже в IX в. такие торговцы вывозили из Руси на продажу не только меха, но и мечи, не славянского производства, а западноевропейского. Таким образом, дружинники более или менее систематически занимались торговлей, получая от неё важный доход.

С течением времени слой купцов-скандинавов пополнялся славянами. В состав купечества входили люди, не привязанные, как земледельцы, к определённому месту жительства, свободно покидавшие свои жилища. Среди них могли быть княжеские и боярские слуги, ремесленники.

Не всегда занятия торговлей оказывались для их участника постоянными, профессиональными. Он мог и оставить них. Состав слоя торговавших людей был ещё неустойчивым. Купцы, которые совершали дальние торговые поездки, на Руси назывались гостями , а торговля – гостьбой . Социальный статус купца был довольно высоким. Новая полоса в развитии купечества наступила в связи с ростом городов на Руси (с XI в.). В это время на смену завоевательной политике русских князей приходит политика мирных отношений с соседями. В XI-XII вв. особенно тесными стали торговые связи Руси и Византии. В среде горожан возникали купцы-профессионалы. К ним стала переходить внешняя торговля. Если в IX-X вв. купцы вели кочевой образ жизни, были временными жителями торговых поселений, то в XI-XIII вв. они всё чаще соединяют свою жизнь с городом, с местной торговлей, становятся более оседлыми.

Важной особенностью торговли в древности было то, что торговые пошлины в это время и на протяжении многих веков, были очень высокими, достигая 20% стоимости товаров, которые вёз купец. Однако высокие цены товаров на месте продажи и оптовый размах торговых операций не только возмещали все затраты на проезд и торговлю, но и приносили значительную прибыль. Опасная, но очень прибыльная дальняя торговая поездка быстро обогащала купца.

В
это время купцы добирались до Византии по пути «из варяг в греки», до Хазарии - по Дону, через Каспийское море - до Багдада. Их суда бороздили воды четырёх морей – Чёрного, Балтийского, Азовского и Каспийского. Тарой для хранения и перевозки некоторых товаров служили глиняные сосуды. Уже сIX в. у купцов имелись миниатюрные складные весы с гирьками. В сложенном виде они легко помещались в небольшой мешочек или футляр и прикреплялись к поясу. На таких маленьких весах можно было взвешивать только драгоценные товары, обычно серебро.

Весы и гири древнерусского торговца

В XII в. Русь разделилась на разные земли-княжества. В XII в., когда стало падать прежнее торговое значение Киева, торговая роль таких городов как Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир-на-Клязьме начинает быстро расти. В это время русские земли окончательно избавились от зависимости от Киева, перестали высылать киевскому князю ежегодную дань серебром. Развивалось ремесло. Вместе с тем рос слой купечества. Шло дальнейшее развитие торговли. Разнообразнее становились операции, связанные с торговлей. В XII в. в среде купечества распространяются взаимные ссуды деньгами – кредитование. Купцы брали в торговую поездку также чужие товары для продажи. Один купец у другого принимал товары на хранение. В это же время в Новгороде складываются первые купеческие объединения, что говорит о высокой степени развития торговли. Рост торговли и купеческих доходов вызывает и резко отрицательные последствия. С 30-х гг. XII в. князья постоянно нападали на купеческие караваны, перехватывали торговые пути, брали с боя торговые центры, арестовывали купцов. По сборнику законов – Русской Правде – за убийство купца на виновного налагался такой же штраф, как и за княжеского дружинника – 40 гривен.

Торговые люди в качестве воинов использовались князьями в случае военной опасности или даже как участники военного похода. Ещё чаще князья использовали их знания, опыт, возможности в области дипломатии и разведки. Зная иностранные языки, они выступали в роли переводчиков. С надёжными торговцами передавали послания. Князья заставляли купцов перевозить за свой счёт княжеских людей и грузы.

Внешняя торговля Древней Руси. Торговля с Византией и восточными странами. Приблизительно с XI в. Киев превратился в один из важнейших международных торговых центров на востоке Европы. Его считали соперником Константинополя. В какой-то степени торговая роль Киева была аналогична роли византийской столицы. Так же, как и Константинополь, Киев был центром, через который Европа получала товары из Азии. На киевских рынках можно было встретить купцов из разных стран. Здесь скрещивались оживлённые торговые пути. Южная Русь была районом Европы, через который товары с востока континента продвигались на запад и с запада на восток. Так из русских земель шли шёлковые ткани арабского производства в Польшу, Чехию, Германию, Францию. Путь «из варяг в греки» активно использовался до XII в.

Дорогие иноземные вещи, ввозимые в русские земли, оседали в городах и усадьбах знати. Потребности знати в роскоши неизменно росли. Она нуждалась в красивой посуде для пиров, шёлковых тканях, чеканных накладках для мужских поясов и конской сбруи, ожерельях мужских и женских, подвесках, серьгах и пр. Князья щедро одаривали дружинников привозными вещами – дорогим оружием, украшениями. Торговля этими предметами в той или иной мере затрагивала верхушку общества, не задевая основной массы населения.

Во второй половине X в. киевский князь Святослав нанёс сокрушительный удар по Хазарскому каганату. После этого события позиции Руси на Волжском торговом пути значительно усилились. Видимо, изменился режим взимания пошлин с русских купцов. Волгу стали воспринимать торговой дорогой, которую активно использовали русские торговцы и иноземные купцы, ехавшие на Русь. От устья Волги до Балтийского моря можно было добраться за два месяца.

В Х в. купеческие караваны из Руси добирались до крупнейшего центра Средней Азии Хорезма. Сюда привозили меха, обработанную кожу, лён, прибалтийский янтарь, рабов. От устья Волги суда древнерусских купцов продвигались вдоль западного побережья Каспийского моря до персидского побережья.

В течение долгого времени торговля с Византией оставалась важным направлением торговли купцов из Руси. Ежегодно из Киева в Константинополь отправлялись два купеческих каравана. Они состояли не только из киевских торговцев, но и из воинов-купцов из Новгорода, Смоленска, Чернигова и других центров Руси. Сперва, в мае, отправлялись в путь купцы из южных земель. В июле у Киева собирались купцы из Новгорода и других северных областей. От Киева на лодках, выдолбленных из крупных деревьев, по 30-40 человек в каждой купцы шли вниз по Днепру. Каждый из этих караванов проводил в Византии по три месяца. Между Русью и Византией в первой половине Х в. были заключены торговые договоры. В соответствии с ними для приезжих из Руси купцов отводились около Константинополя пустовавшие солдатские казармы, из которых солдаты отправлялись в летние лагеря. В таком месте константинопольскому правительству легче было контролировать поведение приезжих. Здесь купцы жили и получали пищу от византийского правительства. В Константинополь их впускали через одни и те же ворота только в сопровождении государственного чиновника, без оружия, по очереди группами по 50 человек с учётом каждого, кто вошёл в столицу. В этих порядках заметен страх византийских властей перед нередко буйной толпой русских воинов-купцов. Торговля с Византией находилась под контролем киевского князя. Без его ведома ни один купец не мог отправиться в Константинополь. Купцы сопровождали посольства в Константинополь, они считались ниже по положению, чем послы, но обычно значительно превосходили их по численности в каждом посольстве. Все военно-торговые экспедиции в Византию носили не частный, а государственный характер.

Византия неоднократно становилась объектом грабежа со стороны славянских князей с их дружинами. Нередко под видом купцов в Византию проникали воины с целью грабежа. Поэтому уже в Х в. был введён порядок предъявления приезжими из Руси местным властям золотых или серебряных печатей-перстней – своеобразных удостоверений личности. После крещения Руси в 988 г. отношения между двумя государствами приобрели гораздо более мирный характер. Из Византии древнерусские купцы вывозили предметы роскоши - золото, серебро, тонкие ткани, овощи, вина и изделия ювелирного ремесла. Церковь нуждалась в привозе на Русь вина, оливкового масла, ладана, красителей, цветных металлов. Эти товары скупал узкий круг потребителей, верхушка славянского общества. Из Руси в Византию шли в качестве товаров рабы, воск и меха.

В Х в. при заключении договоров Руси с Византией в них регулировались порядки торговли древнерусских купцов на территории Византии и прохождения византийских купцов через древнерусские земли.

Купцов, прибывавших в Византию, отправляли князья и бояре. Часть из них была торговыми агентами князя, часть – вольными гостями. Договоры определяли наказания за уголовные преступления, совершённые приезжими торговцами. Купцы-русы должны были предъявлять византийским властям свидетельство от своего князя с указанием числа отправленных судов для доказательства мирного характера поездки. Солдатские казармы, в которых их поселяли, находились за пределами Константинополя. В этих казармах была простая обстановка и большая кухня. Жили они так в течение нескольких летних месяцев, до осени. Власти давали им продовольствие на весь срок пребывания.

С древнейших времён у всех народов существовал обычай – «береговое право», - в соответствии с которым прибрежные жители грабили суда, которые потерпели крушение. Договор Руси с византийцами предусматривал взаимную помощь в таких случаях: если греческое судно потерпит крушение, жители Руси должны спасти груз и доставить его в безопасное место.

В XI-XII вв. поездки купцов из Руси в Византию продолжались. Людей, отправлявшихся по днепровскому пути, ожидали опасности в виде кочевников, которые следили за продвигавшимся караваном и нападали на него при удобном случае. Купцы терпели ущерб и при усобицах между князьями. Поэтому киевские князья проявляли заботу о торговцах – для их охраны посылали в наиболее опасные места своих дружинников.

С течением времени рос набор товаров, которые вывозились из Руси в Константинополь и далее - в глубь Византии. Кроме рабов, роль которых как товара росла, купцы-русы привозили вяленую рыбу, красную и чёрную икру, воск, мех белого зайца.

С середины XI в. постепенно стали меняться условия торговли. Завоевания разных кочевых народов отрезали Русь от некоторых южных государств, затрудняли связи Руси с Византией. Прекратился приток арабских серебряных монет – дирхемов - на Русь. С конца XI в. начались крестовые походы из Западной Европы на арабский восток. Они проложили новые, более короткие пути, связавшие Западную Европу с византийскими рынками. В XII в. падает значение пути «из варяг в греки», слабеет торговля Киева. Завоевание Константинополя крестоносцами в начале XIII в. окончательно парализовало киевско-византийскую торговлю.

Торговля в западном направлении. Издавна купцы из Руси двигались не только в южном направлении – в Византию, но и в северном, на Балтийское море, в прибрежные страны – Данию, Швецию, славянское Поморье. С Х в. начинаются контакты славян с Западной Европой. В начале X в. купцы из Восточной Европы доходили вверх по течению Дуная через болгарские земли до Польши, Чехии, южной Германии (Баварии). Значительный поток художественных произведений с Запада начался с XII в., где в это время расцветает городское ремесло.

В IX-XI вв. через северную часть Руси в балтийские страны шёл поток арабского серебра. За это время Северная Европа получила через Русь от арабов примерно 800-1000 тон серебра. В балтийские страны и даже в более далёкие края Европы славянские купцы доставляли дорогие меха (горностая, соболя), воск, мёд. В отличие от Византии, жители северных польских и южных шведских земель покупали ещё и древнерусские украшения, посуду, орудия труда, другие бытовые предметы.

Ещё со второй половины IX в. из Киева купцы ездили к верховьям Дуная через Краков и Прагу, через Венгрию в Баварию. В X-XI вв. столица Чехии Прага была крупнейшим европейским центром работорговли. Сюда вели сухопутные дороги, по которым торговые люди двигались в повозках и с вьючными лошадьми. Они везли рабов (мужчин, женщин, детей), воск, гнали на продажу лошадей. В баварской столице, одном из богатейших германских городов, Регенсбурге в XI-XII вв. даже стояли Русские ворота, что говорит о постоянных приездах сюда торговцев из Руси.

С Х в. на Русь вывозили мечи из немецких земель, серебро, которое не добывалось в русских землях. Из Южной Прибалтики везли янтарь. Русь получала через Балтийское море металлы (железо, медь, свинец, а с XI в. – серебро), соль, сукно, вина, сельдь. Из Венгрии на Русь доставляли замечательных скакунов, особо ценившихся военными людьми. Отсюда поступало также серебро. Из германских городов на Русь везли изделия из бронзы и другие товары. В Киеве, Новгороде, Смоленске существовали колонии иностранных купцов. Здесь для них даже были построены храмы.

Внутренняя торговля. В древности в течение долгого времени внутренняя торговля уступала внешней по степени развития. Заметным явлением внутренняя торговля становится в XI в. В это время в древнерусских городах появляются посады ремесленно-торговые кварталы, находившиеся вокруг укреплённого центра города. В XII-XIII вв. бурно росли города. Часть ремесленников от работы на заказ переходила к работе на рынок. Повысилась роль внутренней торговли.

Важным местом в городе был торг – городской рынок, где продавались обычные вещи, необходимые для основной части населения Руси: одежда, домашняя скотина, в частности, кони. По поручению своего господина на рынке мог торговать его раб-холоп. В начале XI в. в Киеве было 8 рынков. Позже их число выросло до 12. Кроме того, в Киеве устраивались 8 ярмарок.

Значительным торговым центром был Новгород. С течением времени его торговое значение росло. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды лавок в соответствии с теми товарами, которые в этих лавках продавались. Так, в Вощном ряду торговали воском. Торг обычно располагался рядом с церковью, церковная площадь в то же время была местом торговли, как это было и в Западной Европе. Подвалы в каменном храме нередко использовался как помещение, в котором складывались и хранились товары. За входной дверью, в притворе храма, товары взвешивались.

На рынке действовал мытник служилый человек князя , собиравший одну из важнейших податей – мыт – проезжую пошлину . Наряду с этой пошлиной на Руси были такие пошлины как гостиная дань, перевоз, осмничее. В условиях раздробления Руси увеличилось количество таможен-мытниц.

Торг являлся местом, которое чаще всего посещало всё население города. Ремесленная продукция распродавалась в пределах ближайшей к городу сельской округи (50-100 км). В отдалённые сёла разносили товары с городских рынков коробейники. Внутри Руси расходились произведённые в Киеве стеклянные браслеты, украшения с эмалью, посуда. Из города в город купцы везли импортную соль по суше или водным путём. В Новгороде нередко продавался привозной хлеб, особенно в голодные годы. В такие времена благополучие жителей Новгорода зависело от подвоза хлеба из восточных и южных районов Руси, даже из германских земель. В голодные годы вырастала самопродажа в рабство взрослых людей и продажа в рабы-холопы детей. Вообще на Руси была развита работорговля.

Деньги. Международный и внутренний обмен облегчало развитие денег и денежного обращения. На Руси существовали разнообразные деньги. Первоначально преобладала меновая торговля: товар меняли на товар. Потом появились товаро-деньги, их роль играли самые распространённые на рынке и высоко ценимые товары. При расчётах с иностранными купцами древнерусские люди пользовались полноценной высококачественной пушниной. В ходу были восточные серебряные монеты – дúрхемы и западноевропейские денарии. Хотя киевские князья Владимир, а позже его сын Ярослав чеканили свою монету, она не играла заметной роли на рынке. Роль денег для внутренней торговли играли шкурки животных – белки, куницы. От древнеславянского названия белки «веверица» происходило название денег – «векша», от «куницы» - «куна». Кунами на Руси именовались деньги в целом. По той или иной территории Руси имели хождение деньги в виде связок пушнины (в частности, 18 шкурок в связке).

О неразвитости товарно-денежного обращения говорят клады восточных монет, которые находят при раскопках древнерусских поселений. Зарытые в землю деньги уходили из обращения. Кроме того их нередко использовали не в качестве средства обмена, а как сырьё для ремесленных изделий – украшений и утвари, употребляли в качестве подвесок к ожерельям.

Значение торговли в древней Руси. Говоря о значении торговли в жизни восточных славян, нужно помнить, что славянское общество жило в условиях натурального хозяйства. Оно было нацелено на потребление, а не на производство товаров для продажи. Возможности для развития торговли были небольшими. Торговля почти не касалась широких масс населения. Существовавшие на Руси такие экономические явления как накопление денег в качестве сокровища, натуральный обмен были показателем слабости товарно-денежного обращения. Ремесленники работали на заказ, а не на рыночный сбыт. Их продукция не предназначалась для массового покупателя. Торговые связи между изолированными населёнными пунктами были ограниченными и нерегулярными.

Тем не менее торговля оказывала заметное влияние на разные стороны жизни населения Восточной Европы. Она влияла на состав общества. Торговля способствовала расслоению древнерусского общества. Знать отмечала своё положение, украшая себя привозными вещами, и таким образом возвышалась над остальными слоями населения. Импорт знакомил знать с неизвестными ей ранее украшениями, произведениями тонких ремёсел, предметами быта высокого качества. Привозные вещи вызывали развитие потребности в роскоши, в соответствующем образе жизни. Подати, которые купцы давали князьям, обогащали княжеско-дружинную верхушку общества. Торговля стимулировала развитие торгово-ремесленного населения в городах. Она была основой для образования и развития такого социального слоя как купечество.

Торговля стимулировала образование и рост городов, создавала доходы и новые занятия для населения страны. На торговых путях возникали особые населённые пункты – поселения воинов, купцов и ремесленников. Состав населения таких пунктов был непостоянным, тесно связанным с внешней торговлей. Древнейшие города Руси находились на пути «из варяг в греки». Торговля стимулировала их рост. В торговые центры приходили на жительство чужие друг другу люди, порывавшие прежние кровно-родственные и общинные связи, они были предшественниками средневековых горожан. На местах, где проезжавшим купцам приходилось переволакивать свои суда из бассейна одной реки в бассейн другой, возникали населённые пункты. Контроль над волоками осуществляли княжеские дружинники. Местное население обслуживало купцов, передвигавшихся по трудным участкам рек, предоставляло инвентарь для передвижения ладей посуху в районах волоков. Торговля оказывала влияние на развитие славянского ремесла. Привозимые на Русь восточные и византийские ткани и произведения художественного ремесла служили образцами славянским мастерам.