Лев Толстой
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:
"Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.
А младший сказал:
По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
И пословица говорит: "Искать большого счастия малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".
А меньшой сказал:
А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.
Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.
Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.
Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
А младший сказал:
По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".
А меньшой сказал:
А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем. Вот и
Лев Толстой
Два брата
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие».
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
– Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
– Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает – правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, – пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, – разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, – мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.
А младший сказал:
– По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
– И пословица говорит: «Искать большого счастия – малое потерять»; да еще: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки».
А меньшой сказал:
– А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить»; да еще: «Под лежачий камень вода не потечет». По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, – выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
– Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
– Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
-------
| сайт collection
|-------
| Лев Николаевич Толстой
| Два брата
-------
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие».
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
– Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
– Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает – правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, – пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, – разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, – мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.
А младший сказал:
– По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
– И пословица говорит: «Искать большого счастия – малое потерять»; да еще: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки».
А меньшой сказал:
– А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить»; да еще: «Под лежачий камень вода не потечет». По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, – выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.
Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
– Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
– Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.
Урок литературного чтения в 4 классе
Начальная школа XXI века
Учитель: Цветкова Галина Ивановна
Муниципальное автономное учреждение Гимназия № 6 г. Новороссийска
Тема урока:
Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого.
Задачи:
Учить анализировать литературное произведение, строить предположения, задавать вопросы, высказывать своё отношение о прочитанном;
Развивать умения учащихся критически мыслить, сравнивать и сопоставлять полученную информацию;
Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг к другу.
Место урока в теме: изучение нового материала.
Оборудование: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в двух частях (Часть 2). Рабочая тетрадь № 2. Интерактивная доска.
Продолжительность урока: 40 минут
Ход урока
- Организация учащихся
- Вызов
Вспомните, какие произведения Л.Н.Толстого вы читали?
Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его произведений.
На доске надпись
Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка)
Учащимся предлагается подумать над названием.
Прочитайте название.
О чём может быть произведение с таким названием?
О чём говорит название жанра?
Дети высказывают предположения, учитель кратко записывает их на доске.
- Осмысление
1. Чтение текста с остановками
Текст сказки разбит на смысловые части, которые постепенно появляются на интерактивной доске. (Можно, при отсутствии проектора, распечатать текст по частям на отдельных страничках, чтобы дети не видели следующей части и не читали текст вперёд.) Учащиеся читают текст. После каждой остановки идёт обсуждение по вопросам учителя. Дети могут ставить свои вопросы.
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано.
1 остановка
Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?
Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведи цы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие».
2 остановка
Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?
Что бы вы сделали на их месте?
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплы вём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.
3 остановка
Что предлжил младший брат?
Какой ответ мог дать ему старший?
Тогда старший сказал:
Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове тую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, всё это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём ре ку, как мы переплывём её? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, - разве лёг кое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое де ло: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добе жим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка кое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
4 остановка
Согласился ли старший брат с младшим?
Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?
Согласны ли вы с доводами старшего брата?
Согласится ли с ними младший?
А меньшой сказал:
По-моему, не так. Напрасно этого писать на кам не не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье де ло: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я че го-нибудь да побоялся.
5 остановка
Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.
Согласился ли младший с рассуждениями старшего?
Почему?
Как он рассуждал?
Согласны ли вы с младшим братом?
Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?
Тогда старший сказал:
И пословица говорит: искать большого счастия - малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
А меньшой сказал:
А я слыхал - волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.
6 остановка
Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.
Пришли ли братья к единому мнению?
Объясните смысл пословиц.
Будут ли они действовать сообща?
Чем может закончиться спор братьев?
С кем бы вы пошли?
Почему?
Меньшой брат пошёл, а старший остался.
Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи цу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го род и сделали царём.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.
7 остановка
Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.
Сбылось ли предсказание на камне?
Стал ли младший брат счастливым?
В чём было его счастье?
Чем закончилось царствование младшего брата?
Как могла сложиться его дальнейшая судьба?
Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?
А что произошло со старшим братом?
Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царём, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
8 остановка
Как сложилась жизнь старшего брата?
Доволен ли он ею?
Как встретились братья?
Изменилось ли их мнение о верности предсказания?
Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?
Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?
2. Работа в парах .
Составление сравнительной таблицы. Учащиеся формулируют линии сравнения, учитель записывает их в таблицу на доске, дети делают записи в тетрадях. Работа в тетрадях (с.8). После обсуждения в парах на местах заполняется таблица на доске.
Линии сравнения | Старший брат | Младший брат |
Высказывания о предсказании | Написано на смех | Напрасно писать не стали бы |
Поступки | Остался на берегу | Переплыл реку |
Результат | Жил ни богато, ни бедно | Царствовал пять лет, потом опять стал странствовать |
Черты характера | Нерешительный, практичный, добрый, спокойный, ровный, недоверчивый, осторожный, серьёзный | Смелый, отчаянный, вспыльчивый, решительный, легковерный, бесшабашный, неунывающий, жизнерадостный |
Сделайте вывод: как относится к своей жизни каждый из братьев?
Как характер человека влияет на его жизнь?
- Рефлексия
Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?
Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?»
Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)
В чём вы видите для себя счастье?
Как вы его понимаете?
Вывод (делают дети после совместного обсуждения):
Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.
На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться.
Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.
На следующем уроке мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Мужик и Водяной» и продолжим разговор о ценностях человеческой жизни.
- Домашнее задание
Какая из пословиц, встречающихся в этой сказке, вам понравилась?
Придумайте короткую историю, заголовком которой будет выбранная пословица.