Сергей газаров семья. Сергей газаров биография, личная жизнь, его жена и дети

Детство и семья Сергея Газарова

Мама Сергея Газарова замечательно пела. Её домашние выступления походили на настоящие концерты, на театр одного актёра. Мальчик воспитывался в театральной обстановке, часто лицедействовал.

В школе он участвовал во всех представлениях, считали, что у него, несомненно, актёрское будущее. Окончив обучение, Сергей попытался поступить на актёрский факультет в своём родном городе. Он не сдал русский язык и провалился. Целый год Газаров готовился, работая одновременно в Доме офицеров, где выносил декорации и закрывал занавес. Заработанные деньги он откладывал и смог поехать в Москву, чтобы поступить в ГИТИС.

Скорее всего, Газаров со своим сильнейшим, как он сам выразился, рыночным акцентом так и не стал бы студентом, если бы не Олег Табаков , который решил принять бакинца. В том году был конкурс восемьсот человек на место, однако Сергей стал одним из студентов ГИТИСа.

Карьера Сергея Газарова: театр, фильмография, режиссерство

Институт молодой человек окончил в 1980-ом. Сначала он работал в театре «Современник» (до 1986 года), а потом его учитель Олег Табаков пригласил актёра на работу в Театр-студию, где тот проработал до 1991-го года.

Работу в Табакерке Газаров считает очень важным периодом в жизни. Скорее всего, что без такого опыта его карьера сложилась бы иначе. Табакову свойственно безошибочно определять, кто есть кто. Ведь творческая жизнь практически всех кто у него учился, сложилась удачно.

Часто на репетициях Табаков сажал Газарова недалеко от себя, давая возможность наблюдать, иногда советовался, поощряя, таким образом, интерес актёра к режиссуре. Всё с этого началось. Уже в 1991-ом Газаров поставил «Ревизора», получив за эту работу премию СТД. Его «Ревизора» признали лучшим спектаклем года.

После такого удачного опыта, Сергей Ишханович захотел поработать самостоятельно. Он покинул театр и открыл кинокомпанию «Никита и Пётр». Ему казалось, что со всем он сможет справиться сам, в том числе и с поиском денег. Но на деле всё оказалось гораздо сложнее. В его планах был многосерийный мультипликационный фильм, спонсоры были найдены, но всё развалилось.

Газаров с ножом в фильме Михалкова 12

Газаров начал сниматься в кино сразу после окончания ГИТИСа. По началу это были небольшие, часто эпизодические роли. Только через три года он снялся в главной роли в фильме «Выигрыш одинокого коммерсанта», где сыграл латиноамериканца. В восьмидесятых актёром были сыграны роли в кинолентах «Чудовище или кто-то другой», «Везучая», «Испанская актриса для русского министра» и др. Много снимался Газаров и в первой половине девяностых.

Параллельно со съёмками в кино, актёр пробовал себя как кинорежиссёр. Первой такой самостоятельной работой в этом качестве стала мелодрама «Крейзи».

В девяностых годах талантливому актёру и режиссёру приходилось подрабатывать, время было сложное и денег на содержание семьи, где росло два сына, не хватало. Газаров несколько лет таксовал. Позже он открыл свой ресторан.

Доктор Тырса. Актер Сергей Газаров о сериале.

В 1998-ом Сергей Ишханович стал главным режиссёром драматического театра Армена Джигарханяна . Он сразу уволил почти всех актёров, считая, что по большей части там работали почитатели Армена Борисовича. Из всей прежней труппы Газаров оставил лишь трёх-четырёх талантливых актёров, чем снискал себе славу режиссёра-людоеда. Как режиссёр он считал, что должна быть железная дисциплина в коллективе, не терпел бардака. В театре им были поставлены два спектакля.

Сергей Газаров в настоящее время

В 2000-ом Газаров стал режиссёром проекта, который назывался «Империя под ударом», кроме того, им были сняты три телесериала: «Сыщик Путилин», «Пятый угол» и «Тёмная лошадка».

«Империя под ударом» - оказался очень интересным проектом. Это была работа для ОРТ. Режиссёр снял одну из серий, причём, как он считает, условия были, просто идеальные. Серия называлась «Великая княгиня» и рассказывала про людей его поколения, через весь фильм проходила любовная линия, кроме того картина затрагивала многие насущные жизненные проблемы. Алексей Слаповский – сценарист, согласившийся скорректировать линии некоторых героев, сделать их динамичнее, как просил его Газаров.

Снимая «Тёмную лошадку», Сергей Ишханович и сам сыграл небольшую роль. Его герой был генералом ФСБ. Однако он всё время ловил себя на мысли, что смотрит на процесс съёмок не как актёр, а как режиссёр. Сложно было совмещать в себе и то и другое.

В 2005-ом Газаров снимался в «Турецком гамбите» и в фильме «Доктор Живаго». В 2006-ом он работал вместе с Сергеем Кеосаяном, снимаясь у него в «Зайце над бездной» в роли цыганского барона. Отдельно надо сказать о картине «12» Никиты Михалков . Газаров считает, что если приглашает такой режиссёр, следует сразу соглашаться. Работа в его фильме оставила незабываемый след в памяти и в душе, он испытал очень сильные чувства и по утверждению Сергея Ишхановича, год после съёмок находился в самой настоящей депрессии.

Сегодня Газаров снимается очень выборочно. Он талантливый актёр и перевоплощается без особого труда, однако настоящих героев никогда не брался играть, чтобы не испортить фильм.

Личная жизнь Сергея Газарова


Женой Газарова, с которой он прожил четырнадцать лет, была актриса Ирина Метлицкая. У них двое сыновей – Пётр и Никита. Метлицкая умерла от лейкемии в 1997 году. Сергей Ишханович боролся за жену до последнего, возил её к лучшим онкологам Европы, но всё безрезультатно, она всё-таки умерла.

Вскоре в жизни актёра появилась Елена, которая стала его женой и родила Газарову в 2007-ом году третьего сына. Мальчика назвали Степаном.

Старшие сыновья актёра уже взрослые самостоятельные люди. Отец троих сыновей утверждает, что у старших есть своя жизненная позиция, и как-то влиять и давить на них уже категорически нельзя.

Ирина Метлицкая — популярная русская актриса. К сожалению в 1997 году она погибла в возрасте 35 лет. Но эта девушка успела оставить свой отпечаток в сердцах зрителей.

Ирина Метлицкая

Актриса была замужем за актером Сергеем Газаровым. За несколько лет совместной жизни у нее родилось двое замечательных детей — Никита и Петр. Всю себя Ирина отдавала семье. Она очень любила мужа, дарила ему свою любовь и заботу.

Она была счастлива лишь тогда, когда любимый человек был счастлив рядом с ней. Детям Метлицкая дала хорошее воспитание. Никита стал успешным финансистом, а Петр реализует себя как саксофонист.

Ирина Метлицкая с мужем и детьми

Конечно сыновьям актрисы было сложно потерять мать в столь ранние годы. Им очень хватало материнского тепла, ухода и заботы.

Что касается Сергея, то смерть жены он переживал очень тяжело. Но вскоре понял, что ему нужно продолжать жить дальше. Ирина бы не хотела видеть его несчастным и погруженным в самого себя.

Вскоре Газаров женился во второй раз. Его жена Елена тоже очень хорошая и мудрая женщина. Она подарила мужу сына. Сергей до сих пор любит Иру, часто о ней вспоминает. Его новая жена все понимает и ни чуть не обижается на супруга.

Происхождения, сыграл множество памятных зрителям ролей. Особенно хорошо у него получаются роли этнических персонажей, от латиноамериканцев и грузин до цыган и немцев. Он продолжает активно сниматься. Творческий этап продолжается в биографии Сергея Газарова, в личной жизни у него тоже все хорошо.

Ранние годы

Сергей Ишханович Газаров родился 13 января 1958 года в армянской семье в Баку, столице советского Азербайджана. Его отец работал директором конфетной фабрики, затем перешел на такую же должность на винный завод.

Мама, получив профессию бухгалтера, практически не работала по профессии. У нее был красивый голос, и она постоянно напевала, причем делала это достаточно талантливо. Мама Сергея постоянно устраивала домашние праздники, на которых выступали все члены семьи. Наверное, от нее и передалась ему страсть к лицедейству.

Очарованный мамиными концертами, маленький мальчик часто пробовал себя в художественной самодеятельности. Первые выступления в биографии Сергея Газарова начались в школьные годы: он не пропускал ни одного праздничного мероприятия или творческого конкурса. Его выступления пользовались неизменным успехом, и одноклассники, и педагоги были твердо уверены, что Сергея ждет большая сцена.

Первая попытка

После окончания школы он твердо решил исполнить свою мечту, стать актером, и подал документы на актерский факультет Бакинского театрального института. Легко справившись с профессиональным тестом-творческим конкурсом, Газаров провалил экзамен по русской литературе, плохо написав сочинение.

Он пошел работать и одновременно стал готовиться к новой попытке поступления в театральный вуз. Трудовая биография Сергея Газарова началась в бакинском Доме офицеров, куда он устроился рабочим сцены. В его обязанности входила установка декораций, подъем и опускание Увлеченный юноша с любопытством мог долго наблюдать за игрой настоящих актеров.

Путь в профессию

На следующий год, основательно подготовившись к экзаменам и накопив деньги на поездку, молодой человек решает, что ему по силам поступить в театральный вуз в Москве. Сергей подает документы в ведущий вуз страны - ГИТИС, он очень хотел учиться в мастерской выдающегося актера Олега Табакова.

На творческом конкурсе армянский парень, проведший всю свою короткую жизнь в Азербайджане, решил прочитать отрывок из гоголевской повести "Нос". Когда Сергей хорошо поставленным голосом с непередаваемый акцентом начал декламировать, приемная комиссия полегла от хохота. Как позже писал он сам, у него был "рыночный акцент". Большинство членов комиссии решили, что молодой человек не подходит институту. Но Табаков, который должен был руководить набираемым курсом, был другого мнения. Он увидел, что Газаров, несомненно, обладает актерским талантом и очень хочет учиться, поэтому решает предоставить ему шанс. В биографии Сергея Газарова началась студенческая жизнь, обучение актерскому мастерству.

Начало творческого пути

В биографии актера Сергея Газарова начался период совершенствования актерского мастерства, его завалили работой. Он играл практически во всех постановках театра и Табаков привлек его в качестве второго режиссера к совместной постановке спектакля "Крыша". Работу под руководством Табакова, он считает очень важной для его творческой жизни. Наверное, актерская карьера сложилась бы совсем иначе без помощи мэтра. Практически все ученики выдающегося актера, получив хороший старт, потом успешно работали в театре и кино. Газаров проработал в театре до 1991 года, сыграв много запомнившихся зрителю ролей.

Режиссерский опыт

Первые уроки режиссерского мастерства он получил у Табакова. Часто на репетициях он предлагал сесть Сергею недалеко от себя, чтобы он имел возможность из зала наблюдать процесс создания спектакля. Иногда маститый режиссер спрашивал его мнение, советовался, пробуждая интерес к такой работе.

В 1991 году ему доверили самостоятельную постановку в родном где Газаров дебютировал со спектаклем "Ревизор". Постановка была тепло принята зрителями и театральными критиками. И в биографии Сергея Газарова появилась первая профессиональная награда за лучший спектакль года, он стал лауреатом премии России.

Получив столь впечатляющую оценку своей первой работы, он решает начать самостоятельную деятельность в качестве режиссера. Газаров организует продюсерскую компанию "Никита и Петр", которую назвал в честь своих сыновей. В грандиозных планах компании были съемки 52-серийного мультипликационного фильма. Сергей собирался сам организовывать финансирование своих постановок, подбирать и продюсировать актеров. Но планам не суждено было реализоваться, советская страна разваливалась, заказы на съемки фильмов катастрофически уменьшились, и он вернулся в театр. Как позже писал в своей биографии Сергей Газаров, спонсоров он на свои проекты (производство спектаклей и кино) находил, но их то взрывали, то отстреливали, то они уезжали или становились банкротами.

Главный

Начался очень сложный период и в творческой, и личной жизни в биографии Сергея Газарова. Фото его практически исчезли со страниц прессы. Он отошел от театральной жизни, пока в 1998 году Газарова не пригласил Армен Джигарханян главным режиссером своего драматического театра. Здесь он получил прозвище режиссера-людоеда, из-за того, что почти полностью обновил труппу театра. Он знал об этом и объяснял, что театр является диктатурой режиссера, иначе он превращается в балаган. В театре он поставил два спектакля: свой знаменитый "Ревизор", который стал знаковым в новом репертуаре театра, и "Возвращение домой" по пьесе Г. Пинтера с Арменом Джигарханяном в главной роли. В 2000 году после ссоры с художественным руководителем он покидает театр.

Кинокарьера

Впервые на большом экране Газаров появился в 1980 году, снявшись в небольшой роли заведующего лабораторией в кинодраме "Незваный друг". Далее он много снимался в ролях второго плана, первой главной ролью Газарова был образ в драме "Выигрыш одинокого коммерсанта", где он сыграл колоритного латиноамериканского лавочника Рауля Санчеса. Среди самых известных ролей артиста - роль Лаврентия Берии в драме "Сын отца народов", директора в комедии "Мамы", Юсюф-паши, видинского губернатора, в приключенческом детективе "Турецкий гамбит".

В 2007 году он стал лауреатом кинопремии за лучшую мужскую роль, в фильме "12" Никиты Михалкова, где он сыграл хирурга-армянина, присяжного заседателя № 7. Газаров продолжает активно сниматься в кино, но в его репертуаре никогда не было настоящих героев, он прекрасно понимает характерные черты своего таланта, и говорит, что в такой роли может только испортить хороший фильм.

В 1989 году в биографии Сергея Газарова состоялся дебют как кинорежиссера: он снял мелодраму "Крейзи", затем была картина "Крыша" и, конечно, любимый гоголевский "Ревизор". Он снял три телевизионных сериала, в одном из которых - "Темная лошадка", снялся и как актер в роли генерала ФСБ.

Первый брак

С первой женой Сергей познакомился на работе, - известная актриса Ирина Метлицкая тоже работала в театре "Современник". Это была любовь с первого взгляда, они вместе прожили 14 лет, в этом браке у них родились два сына - Никита и Петр. Никита окончил Высшую школу экономики в Москве, работает специалистом по развитию банковской системы. Петр, талантливый саксофонист, пробует добиться творческого успеха на американской сцене. В девяностых стало известно, что Ирина больна лейкемией. Семья упорно боролась с этой тяжелой болезнью. Сергей возил супругу к лучшим европейским онкологам, тратя на это все свои скудные сбережения. Но болезнь не удалось победить, в 1997 году Ирины не стало.

В трудные годы Газарову, чтобы заработать на пропитание семьи, приходилось подрабатывать частным извозом. Потом ему удалось открыть ресторан в восточном стиле "Шелковый рис", в котором готовили блюда различных национальных кухонь.

Он много работал, посвящая много времени своему ресторану, пропадая там почти круглосуточно, казалось, не оставляя времени на личную жизнь. Новая жена в биографии Сергея Газарова тоже появилась по месту работы, благодаря ресторану. Елена, журналистка, пришла туда со специальным заданием редакции, чтобы взять интервью у хозяина заведения для статьи о кухне и популярном заведении. Несмотря на существенную разницу в возрасте, Сергей старше ее на 18 лет, они сразу испытали симпатию к друг другу. Они стали встречаться, завязались серьезные отношения, которые закончилось вторым бракосочетанием в биографии Сергея Газарова. Новая личная жизнь дала хороший импульс и творчеству - сам Газаров называет Елену своей спасительницей. В 2007 году у них родился сын Степан.

Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.

Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.


неСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Газаров Сергей Ишханович, актер, режиссер.



Окончил ГИТИС.


Работал в «Современнике» и в Театре-студии О. Табакова.


Снимался в картинах: «Родня», «Катала», «Палач», «Такси-блюз», «Макаров», «Лимита», «Слова и музыка», «Заяц над бездной», в сериалах: «Дронго», «Next−2» и др.


В качестве режиссера снял ленты: «Крейзи», «Крыша», «Ревизор», один из фильмов сериала «Империя под ударом», сериал «Пятый угол», «Темная лошадка», «Сыщик Путилин».

— Сергей, вы давно не проявляли себя как актер в кино. На фильм «12» согласились в большей мере из-за самой роли или, когда зовет режиссер такого уровня, просто глупо отказываться?

— Во-первых, когда зовет Михалков, иного решения быть не может — нужно соглашаться, потому как действительно это очень большой режиссер, всегда предлагающий что-то интересное. Если еще принимать во внимание, что мои с ним дружеские и рабочие отношения длятся уже около тридцати лет… Мы частенько обсуждаем вместе с ним различные идеи и проекты, какие-то он рекомендует мне к постановке. Поэтому, когда Никита мне позвонил и предложил роль в своем новом фильме, я, абсолютно ему доверяя, мог соглашаться, даже не читая сценарий. Ведь сотрудничать с ним — счастье, он настолько интересный человек.

— Ваш герой вам сразу пришелся по душе?

— Ну, сначала я увидел в сценарии персонажей, которые мне понравились гораздо больше. (Улыбается.) Естественно, главные роли… Знаете, когда актер читает сценарий, он всегда обращает внимание на те роли, которые ему никогда не дают. Таков закон. И все, что нужно в данной ситуации, — правильно к этому относиться. Лично я — характерный артист и прекрасно отдаю себе отчет, что мне никогда не дадут играть героя. Да и не нужно этого — только кино портить. (Смеется.)

— В «12» вы так метко кидаете ножи…

— Да, два месяца тренировок по двенадцать часов. Везде их таскал за собой… Просыпался с ними, с ними же засыпал… Принципиально хотел научиться сам. Чтобы не снимать руки каскадера. Это было как вызов, лишнее доказательство того, что актер должен уметь делать все.

— Ваша мама работала бухгалтером на автокомбинате, папа был замдиректора винного завода в Баку, и вроде бы ничто не предвещало вам творческой карьеры. Что послужило поводом пойти на актерский факультет?

— Это не совсем так — моя мама очень хорошо пела. Причем не просто так, а любила обставить свои выступления красиво, с выходом, с шутками… Гости просили: «Ася, спой, пожалуйста!» И начинался настоящий концерт — театр одного актера. И мама с удовольствием это все делала. С папой у них отношения тоже были забавные — они вечно подкалывали друг друга. Кроме того, мой старший брат Владимир — профессиональный музыкант, хоровой дирижер.

Правда, в школе меня готовили в архитектурный институт, так как хорошо шло черчение и с абстрактным видением было все в порядке. Кстати, я ведь и собственный ресторан, и загородный дом построил по своим чертежам, не обращаясь к услугам архитектора. И вроде все получилось. Более того, Машка Голуб приехала ко мне, посмотрела и, спросив разрешения, построила себе точно такой же дом.

— Получается, у вас структурированный склад ума…

— Да, я достаточно легко могу себе представить любую конструкцию. И это нужно, между прочим, для того, чтобы снимать кино — видеть целостность фильма. И если вернуться к моему бакинскому детству, то я был с малолетства шутом гороховым. Любил смешить одноклассников, баловаться, садиться мимо стула, неуклюже падать… Так что жили во мне и лицедейские наклонности. В коллективе я был любимчиком, и все мне пророчили актерское будущее. На актера я поступал еще у себя в Баку — завалился на сочинении, не знал русский язык. Поэтому пошел работать в местный Дом офицеров — открывал и закрывал занавес, выставлял огромные плакаты, нарисованные ужасным пьяницей-художником, зазывающие на очередной сеанс. Через год, заработав денег, я приехал в Москву, с жутким акцентом сдавал экзамены при конкурсе 800 человек на место и только благодаря Олегу Павловичу Табакову поступил к нему на курс в ГИТИС. А так вся приемная комиссия была в шоке, когда услышала в моем пересказе, абсолютно без мягких знаков, повесть Гоголя «Нос».

— Сегодня вы занимаетесь режессурой, и вас нечасто увидишь на экране, тем не менее со зрительским узнаванием приходится сталкиваться?

— Да, но я терпеть не могу проявления панибратства, которое неминуемо возникает, стоит только прийти популярности. Откровенно говоря, тяжело переношу, когда в меня тычут пальцем. По этой причине прекрасно себя чувствую за границей. Приезжаю к старшей сестре в Лос-Анджелес и отдыхаю там, где меня никто не знает, катаюсь на роликах, хожу по магазинам… Никто мне не говорит, как здесь… Прошлым летом на велосипеде, в шортах, заехал в известный народный гипермаркет, построенный рядом с нашей дачей, а там мне заявили: «А вы-то тут что делаете?!» При этом продавец не хотел меня обидеть, наоборот, волновался обо мне… Или похожий был случай в Алтуфьеве, тоже в супермаркете: я хожу между стеллажей, все с любопытством осматриваю, и вдруг подбегает ко мне мужик с криком: «Да это же вы?! В нашем магазине, да ты посмотри! А почему здесь? Как дела, где работаете? Что-то не видно вас по телевизору…» «А я сейчас водителем в троллейбусе, — отвечаю ему. — Старый стал, в кино не снимают». Так что вот иногда бывает настроение — пошутишь, а чаще всего пребываешь в каких-то своих мыслях, заботах, и у тебя просто нет сил кому-то подыгрывать…

— А как часто вам сейчас поступают предложения как актеру?

— Где-то с частотой раз в неделю. Нередко, одним словом. Но мало мне что нравится. Вот в последний раз предложили роль не то что просто бандита, а уже отъявленного маньяка, убивающего людей на дороге, отрезающего им головы и хранящего их в холодильнике. Ну это уже за гранью. Порой я соглашаюсь на проект с более или менее приемлемым материалом, честно говоря, исключительно ради денег. Иногда меня привлекает либо само место съемки, либо личность режиссера, оператора, партнера… Правда, чаще всего отказываю — у меня же своя кинокомпания и ресторан, а это те организмы, которые требуют постоянного присутствия, контроля.

— Люди с художественной натурой особо остро переживают одиночество, вы его боитесь?

— Его все нормальные люди боятся, так как это неестественное состояние человека, которое не может принести счастья. У меня были времена, когда одиночество брало за горло, тогда я садился за руль, включал классическую музыку и катался по Москве… Выходил так из кризиса. А так я обожаю общение, приглашать гостей, готовить для друзей, устраивать шумные застолья… Особенно неравнодушен к воскресным обедам, когда собирается вся семья — все дети, жена, теща, кошки, собаки… Люблю, чтобы каждый рассказал что-нибудь о своих текущих делах, поделился и все бы это обсудили, а потом побеседовали о политике, спорте, кино…

— Вы производите впечатление чрезвычайно рационального и хозяйственного мужчины, это так?

— Я умею зарабатывать деньги на семью. Но вот копить их не умею, люблю тратить. Самая первая статья расходов — путешествия. Причем в самые экзотические страны. Такое удовольствие забраться на какой-нибудь удаленный остров в Юго-Восточной Азии и поболтать о жизни с аборигенами или с ламами… Это радость не из дешевых, поэтому иной раз и приходится в кино играть кровожадных палачей, поджидающих своих жертв. (Смеется.) Хотя сегодня я мог быть уже супербогатым человеком, если бы соглашался снимать все бесчисленные сериалы, куда меня звали. Но это однозначно поглотило бы мою жизнь.

— Вероятно, многие знают, что вы были мужем, пожалуй, самой мистической актрисы российского экрана, Ирины Метлицкой. Как думаете, почему у нас до сих пор с ее уходом не появилось молодых актрис такого уровня?

— Настоящего не бывает много, да и не должно быть. Может быть, время другое или для других. Не знаю. Вопрос вечный.

— У нее был легкий характер?

— Не могу так сказать. Но она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала — было такое ощущение.

— Она умерла, оставив вам двоих сыновей, чем они сегодня занимаются?

— Старшему, Никите, двадцать один год, и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.

— Кроме того, вы молодой папа, вашему младшему, Степану, от второй супруги, всего год и девять месяцев…

— Вы не представляете себе, какое это непередаваемое счастье — уже в солидном возрасте стать снова отцом. Ощущения не те, что в молодости. Зрелый папа — это сентиментальный, все разрешающий, даже тогда, когда видишь, что сын начинает этим пользоваться, капризничать… Так что вот такое воспитание, без всяких преград. И я очень рекомендую всем моим друзьям, пока не поздно, становиться отцами. (Улыбается.) Видишь эту кроху и понимаешь, что все не зря, что он поддержит, продолжит твое дело…

— Расскажите о жене…

— Лене 34 года, и она занимается рекламным маркетингом. Имеет высшее образование, владеет в совершенстве двумя языками. Она фантастически всеядна и работоспособна. Ее трудоголизм меня иногда даже пугает — она никогда не ляжет спать, если что-то недоделала. Но это ее внутреннее кредо, от которого уже никуда не денешься. Сидеть дома она не может — носится, разрабатывает какие-то проекты, меняет работы… Лена — обожаемый мною, очень любимый человек… Мы вместе уже одиннадцать лет. И познакомились как раз в этом же ресторане. Брат позвонил и говорит: «Тут девушка пришла красивая из журнала, по поводу рекламы, приезжай!» Ну вот я и приехал. Так что в нашей встрече брат виноват. (Улыбается.) Я увидел Ленку, и как-то внутри мне все сразу стало понятно. Мы достаточно быстро сошлись и стали жить вместе. И сейчас я даже не представляю себе какую-то другую жизнь. Думаю, мне с ней повезло.

На вступительных экзаменах в ГИТИС Сергей Газаров читал "Нос" Гоголя. Возглавлял приемную комиссию знаменитый актер и режиссер Олег Павлович Табаков. Сергей Газаров вспоминает: "Только приехал из Баку, и у меня был ярко выраженный рыночный акцент. Педагоги попадали с кресел. Умоляли Табакова меня не брать, а он поступил иначе".

В 1980 году Газаров окончил актерский факультет ГИТИСа имени А.В.Луначарского (мастерская О.Табакова).

Театр

После окончания ГИТИСа Газаров работал в московском театре "Современник". А в 1986 году перешел в Театр-студию О.Табакова. Газаров: "Работа в Табакерке - очень важный период в моей жизни. Наверное, если бы его не было, то вся моя жизнь сложилась бы иначе. Олег Павлович умеет сразу определить, кто что из себя представляет, и редко в этом ошибается. У многих, кто учился на моем курсе, достаточно удачно сложилась творческая жизнь. Это редко бывает".

Кино в 80-е - 90-е

В 80-е годы Газаров начался сниматься в кино - первоначально в эпизодических ролях. Первая главная роль - латиноамериканец Рауль Санчес в сатирической комедии "Выигрыш одинокого коммерсанта" (1984). Наиболее заметные роли тех лет в фильмах "Везучая" (Борис), "История одной бильярдной команды", "Чудовище или кто-то другой", "Испанская актриса для русского министра".

Особенно много работ в кино пришлось на первую половину 90-х. Сергей Газаров снимался в комедиях "Агенты КГБ тоже влюбляются", "Мсье Робина", "В поисках золотого фаллоса", криминальной мелодраме "Алиса и букинист" и другие.

Дебют в качестве режиссера

В конце 80-х Газаров приобщился к режиссерской деятельности. Он снял трагикомическую мелодраму "Крейзи", поставил совместно с Олегом Павловичем Табаковым спектакль "Крыша" (в 1990 году вышел телевариант спектакля). Газаров вспоминает: "Олег Павлович сам поощрял мой интерес к режиссуре. Специально сажал на репетициях рядом с собой. Я наблюдал, иногда помогал... Так потихоньку все и началось". В 1991 году Сергей Газаров поставил спектакль "Ревизор", за который получил премию СТД, как за лучший спектакль года.

Уход из театра

В 1991 году Газаров покинул Театр-студию О.Табакова. Сам он объясняет свой уход так: "Хотелось попробовать свои силы. Каждый человек в определенный момент своей жизни испытывает желание проявить самостоятельность. И я понял, что надо выходить из-под теплого крыла".

В том же году Газаров организовал частную кинокомпанию "Никита и Петр". Однако из его затеи ничего не вышло: "Мне казалось, что я сам могу найти деньги на производство спектаклей, кино и прочих фантазий. Задумывал снять большой, 52-серийный мультфильм. Почти нашел деньги, но... Спонсоры-то были, другое дело, что их то отстреливали, то взрывали, то они уезжали или становились банкротами".

Личная жизнь

Сергей Газаров был женат на популярной актрисе театра и кино Ирине Метлицкой. У них родились два сына: Никита и Петр. 5 июня 1997 года Ирина Метлицкая умерла от лейкемии.

Режиссерская деятельность в театре

С 1998 Сергей Газаров - главный режиссер Московского драматического театра "Д" под руководством Армена Джигарханяна. Там снискал репутацию режиссера-людоеда, который разогнал всю труппу и всех держал в ежовых рукавицах. Сам он объясняет это так: "Театр - это диктатура режиссера. Если не будет твердой руки, то все превратиться в балаган. Особенно, если труппа состоит из молодых актеров, которые в силу своего возраста не успели познать цену вдохновению. А вдохновению научиться нельзя. Когда я пришел в театр Джигарханяна, это был не театр, а коллектив почитателей таланта Армена Борисовича. Артистов, представляющих интерес, было трое-четверо. Их я и оставил. А остальных выгнал. Поставил два спектакля, приходил туда утром и уходил ночью. Очень хорошо, что называют людоедом".

Актер и режиссер

Начиная с 2000 года, Сергей Газаров все чаще выступает в кино не только в качестве актера, но и режиссера. Так в 2000 году Газаров поставил один из фильмов сериала "Империя под ударом" - "Великая княгиня".

"Империя под ударом" стала серьезным испытанием - говорит режиссер, - Но все же я согласился поработать для ОРТ, когда поступило такое предложение. Правда, поставил ряд условий. И с ними на канале согласились. Мне понравился сценарий, но в каждой истории про любовь имелись ненужные сентиментальности, и я попросил сценариста Алексея Слаповского скорректировать линии героев, добавить динамики. В результате получилась история, которая мне очень понравилась. Она про меня, про людей моего поколения. Там затронуто много жизненных проблем. Условия работы были почти идеальные. Актеров для фильма я приглашал сам, в монтаж никто не вмешивался. На таких условиях можно работать".

В следующем году Газаров завершил работу над сериалом "Пятый угол". Создавая "Пятый угол" Сергей Газаров говорил, что хотел "вывести сериал на гораздо более качественный уровень". Странное название фильма объяснил сценарист Алексей Слаповский: "Пятый угол начинается там, где человек ищет "черта в ступе". По его словам, это метафора, обозначающая пиковую, стрессовую житейскую ситуацию. Действительно, картина вышла яркой, интересной и привлекла внимание многих зрителей.

Интересным оказался и другой сериал Сергея Газарова "Темная лошадка", вышедший два года спустя. "Темная лошадка" - название банды, которая занимается устранением лиц очень высокого ранга либо тех, которые как-то пытались до этой банды докопаться. Они выбирают очень оригинальные способы устранения неугодных им людей. Когда Сергей Газаров встречался с чиновником из Министерства внутренних дел и рассказал ему об этом, тот, принявший его поначалу очень приветливо, сказал: "Вы не имеете права снимать этот фильм, потому что вы дадите преступникам еще одну возможность воплотить в жизнь их планы". И это был человек, который не просто знает все это изнутри, но и знает гораздо больше вариантов, чем автор сценария Вика Бугаева. Он остался недоволен, поскольку ему эти способы показались крайне изощренными и изобретательными.

Сергей Газаров, помимо того, что выступал в качестве режиссера, сыграл небольшую роль генерала ФСБ, которому не удается поймать "Темную лошадку" на протяжении восьми лет. О своей работе Газаров рассказывает: "Сложность в том, что, когда я находился перед камерой, ловил себя на мысли, что переключаюсь: не играю сцену как актер, а смотрю на это как режиссер. А это отражается на взгляде, репликах, поведении в кадре... Тогда из-за меня приходилось переснимать".