Сообщение на тему грибы окружающий мир. Детям про грибы съедобные и ядовитые с названиями и описаниями

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о грибах.

Собирали ли вы грибы?

Расскажите, где и какие грибы вы находили.

Попробуйте припомнить, какие грибы вы знаете.

Верно! Белый гриб, подберезовик, подосиновик, опенок, масленок, сыроежка, рыжик...

Грибы растут в лесах и в поле, на лугах и болотах. Появляются они на земле среди опавших листьев, облепляют замшелые пни и стволы деревьев, встречаются грибы даже под землей.

Что такое гриб?

Гриб — это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни листьев, ни цветов.

Размножаются грибы спорами. Споры — это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки.

У грибов есть грибница. Она похожа на войлочное гнездышко и состоит из огромного числа густо переплетенных нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами. Грибные ниточки уходят глубоко в землю. По виду они напоминают корни деревьев и пронизывают подземное пространство вокруг гриба. Через нити-гифы гриб получает из почвы воду и растворенные в ней полезные вещества, нужные ему для роста. Грибницу и расходящиеся во все стороны под землей нити можно сравнить со стволом и корнями дерева. Грибница — ствол, а нити — корни.

Плод этого необыкновенного дерева — гриб, который мы с радостью кладем в корзину или лукошко. У гриба есть шляпка и ножка.

Представляете себе, что ранним утром вы отправились в лес за грибами. В лесу еще царит тишина, между стволами деревьев стелется серебристо-белый туман. Но вот вспыхнули первые лучи зари, они разгораются всё ярче, озаряя розовым сиянием облака. Туман рассеивается, становятся отчетливо видны контуры деревьев, а из зеленого травяного теремка вылетает иволга и звонко распевает свою утреннюю песенку.

Песенка иволги

«Фиу-лиу, фиу-лиу, —

Звонко иволга свистит. —

Утро летнее красиво,

Огоньком роса блестит.

По оврагам пахнет прелью,

Слышно пенье родников,

Под сосною и под елью

Много выросло грибков!»

С давних пор люди не только охотились в лесах на зверей и птиц, но и собирали дары леса — грибы. Собирание грибов называют «тихой охотой».

«В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскать, следовательно, можно и не находить; тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить». Эти слова принадлежат Сергею Тимофеевичу Аксакову, писателю, знатоку русской природы.

С легкой руки Аксакова собирание грибов получило название «тихой охоты».

Почему же опытные грибники выходят на «тихую охоту» ранним утром, а не в знойный полдень или вечером?

Да потому, что:

«На зорьке росистой

Гриб крепкий, душистый,

А в знойный день —

Как гнилой пень».

Такую поговорку сложил народ.

Говорят еще и так: «Кто раньше встает, тот грибы и соберет, а сонливым да ленивым остается лишь крапива».

Многим грибникам знакомо радостное чувство, когда находишь самый первый лесной трофей — статный крепкий гриб!

«Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждет тебя твой первый гриб, как будто он нарочно вышел поближе к опушке, чтобы первым попасть на глаза и обрадовать», — отмечал писатель Владимир Солоухин.

Лесной трофей

Рассвет затаенный, робкий,

Приятный лесной холодок.

Под елью, у самой тропки

Сорву молодой грибок.

Какой он крепкий, ядреный!

Порадовать хочет меня.

Роса на травах зеленых,

Как бусинки из хрусталя.

Я полюбуюсь немножко

Подарком гномов и фей

И положу в лукошко

Свой первый лесной трофей.

Как правильно одеться, отправляясь в лес по грибы?

На ноги нужно надеть резиновые сапожки с шерстяными носками, ведь ранним росистым утром в лесу еще и сыро, и прохладно. Лучше не надевать в лес ничего шуршащего, чтобы не распугать лесных обитателей, и яркого, чтобы не привлекать насекомых. Пчелы и осы могут принять вас за большой нарядный цветок и ненароком ужалить!

Самая подходящая одежда для грибника — спортивный костюм и легкая шапочка.

Главное, чтобы голова, руки и ноги были прикрыты одеждой. Не забывайте, что в лесах водятся опасные насекомые — клещи, укусы которых могут вызвать тяжелую болезнь.

Но представьте, что вы оделись по всем правилам «грибной охоты» и задумались над тем, во что вы будете класть грибы.

Ни ведра, ни сумки, ни рюкзаки для сбора грибов не подходят! Ведь грибочки — нежные, мягкие. Их шляпки легко ломаются и крошатся. Кроме того, срезанным грибам нужно «дышать», а в ведрах и рюкзаках они не только поломаются, но и «задохнутся» — быстро потеряют свою яркую лесную красоту, станут темными и слежавшимися.

Нет, для сбора грибов лучше всего подходят корзины или лукошки, сплетенные из гибких ивовых ветвей, устланные душистым мхом, и кузовки из белой бересты — верхнего слоя березовой коры. Через отверстия в них грибы «дышат», сохраняя ароматную свежесть и красоту.

Положу грибок в лукошко

Положу грибок в лукошко,

Что сплели из веток ивы.

Пусть «подышит» гриб немножко,

Пусть останется красивым!

У многих грибников есть свои заветные места — опушки, поляны, где они каждый год собирают богатый грибной урожай. А ведь грибочки хитрые! Любят, как говорят в народе, «за нос водить». То спрячутся под густой темной елью, то схоронятся в высоких травах возле мшистого пенька, то укроются упавшим листочком. Пройдешь мимо и не заметишь!

Многие грибники знают, что если стоят сухие знойные дни, грибы дружно прячутся под кустами, а после дождей весело разбегаются по полянкам и опушкам.

Знаете ли вы, ребята, как правильно срезать грибы? Можно ли вырывать грибы с корнем?

Верно! Грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей! Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет!

Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей, прикрыть палой листвой или веточкой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год здесь снова вырос гриб.

Настоящий грибник, найдя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз на мягкую перинку из мха.

Немало русских народных примет связано с тем, где и когда искать грибы. Люди заметили: если «много мошек — надо готовить для грибов много лукошек», а «первый туман лета — верная грибная примета».

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок

В круглой красной шляпке,

Он не хочет в кузовок,

Он играет в прятки.

Притаился возле пня —

Поиграть зовет меня!

Где найти грибок

Если день сухой и знойный,

То в бору смолистом, хвойном

Все грибочки — под кустами,

Под зелеными листами.

Если дождик прошумит,

Если влагой лес омыт,

Вмиг лисички и волнушки

Разбегутся по опушке.

Полюбуйся красотой!

Прежде чем грибок

Положить в кузовок,

Не спеши, постой,

Полюбуйся красотой.

А потом уж не ленись

Грибу низко поклонись.

Срежь его под корешок

Зимой будет пирожок!

Совет грибнику

Присыпь грибницу

Сырой землицей,

Укрой листвою

Да душистой хвоей.

Пройдет годок —

Снова вырастет грибок!

Особенно споро растут грибы в лесах после теплых летних дождей. Такие дождички часто называют «слепыми», или «грибными». «Будет дождик — будут и грибки, а будут грибки, будут и кузовки» — гласит народная мудрость.

Грибной дождь

Близко дождь. Запахло влагой,

Тонкой пылью водяной.

Вижу, в дымке, за оврагом

Косо сыплет дождь грибной.

Входит в лес неторопливо,

Лапкой трогает мохнатой

Стебли крепкие крапивы,

Колокольчики и мяту.

На упавший ствол садится,

Там, где мох и перегной,

И колдует над грибницей:

Ведь недаром он — грибной!

В какие месяцы грибники собирают грибы?

Самые ранние грибы — вешенки, их собирают весной.

«Повесила весна на деревьях вешенки — самые ранние весенние грибы-скороспелки, — пишет о вешенках заядлый грибник, геолог и писатель Петр Сигунов, — Вешенки, словно белки-попрыгунчики, любят лазить по стволам. Заберутся на сухую прелую осину и сидят там на коротких войлочных лапах, свесив толстые кособокие уши... Пахнут вешенки пшеничной мукой. Недаром их зовут еще булочками».

Но большую часть грибного урожая начинают снимать с середины лета вплоть до осенних дней. За осенними опятами ходят в сентябре. Народ приметил: «Если поздний грибок — будет поздний снежок».

В старину на Руси много было дремучих лесов, а в этих лесах полным-полно грибов! «Целые семьи с наступлением сезона оставляли дымные избы, навешивали за спины большие глубокие корзины, брали в руки палки для ощупывания грибов под перегноем опавшей листвы и «исчезали» до холодной осени. Эти «лесные люди» жили исключительно сбором грибов. Они строили себе балаганы, шалаши, выходили их чащобы только затем, чтобы сбыть свой товар скупщикам, поджидающим их на опушке» (К. Серебряков).

В разгар грибного сезона разбредаются по лесу грибники. То и дело слышатся их голоса: перекликаются, аукаются. Иногда люди забредают в глухие чащобы и теряют знакомую тропинку.

Как же не заблудиться в густом лесу?

Оказывается, можно найти дорогу к дому и по грибам! Недаром их называют «живыми компасами». Вы, конечно, знаете, что компас — это прибор, указывающий расположение сторон света: Север, Юг, Запад, Восток. Вот таким компасом и может быть гриб — обыкновенный лесной рыжик!

Эти грибы обычно растут под елями. У рыжиков, растущих к северу от ели, шляпки крупные, ярко-оранжевые, словно литая медь, а у рыжиков, растущих с южной стороны, шляпки небольшие, зеленоватые.

Съедобные грибы, которые мы собираем в лесах, бывают трубчатые и пластинчатые.

У трубчатых грибов нижняя поверхность шляпки похожа на пористую губку. Она пронизана тоненькими трубочками, в которых созревают грибные споры. К трубчатым грибам относятся белый гриб и подберезовик, масленок и моховик.

У пластинчатых грибов нижняя поверхность шляпки покрыта ребрышками-пластинками. К каждой пластинке прикрепляются споры. Когда гриб созревает, пластинки раздвигаются и споры высыпаются на землю. Пластинчатые грибы — грузди, рыжики, лисички, сыроежки, опята.

Кроме съедобных грибов встречаются в лесу и грибы ядовитые. Их лучше обходить стороной! Ни трогать их руками, ни срезать ножом, ни класть в лукошко нельзя!

Называют их «лесными оборотнями», потому что эти грибы похожи на съедобные.

К ядовитым грибам относятся и всем хорошо известный красавец-мухомор и ложные опята, которые ловко подделываются под опята настоящие. Но самый опасный ядовитый гриб — бледная поганка! Даже маленький кусочек этого гриба может погубить человека. В бледной поганке содержится сразу несколько смертельных ядов.

О ядовитых грибах и о том, как отличать их от съедобных, вы узнаете чуть позже.

Давайте вместе подумаем, почему съедобные хорошие грибы так полюбились людям.

Они вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, солить, мариновать и сушить. Всем блюдам грибы придают особенный вкус и аромат! С грибами варят супы, пекут пироги, готовят жаркое.

В грибах содержится немало полезных веществ, поэтому с давних времен их применяли при лечении болезней.

Многие грибы обладают противомикробным действием, в них содержатся антибиотики.

Не только люди, но и звери любят полакомиться грибами. Белочки и бурундуки запасают грибы на зиму по-разному. Белки накалывают грибы на ветки, в бурундуки и барсуки рассыпают их для просушки на стволах поваленных непогодой деревьев.

Какие грибы особенно полюбились лесным жителям?

Белкам нравятся боровики, подосиновики, подберезовики и рыжики. Лоси любят угоститься белыми грибами, а лечатся они мухоморами. Северные олени с аппетитом поедают маслята. Кабаны — грузди. Прежде чем съесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи. Такое блюдо приходится им по вкусу! Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму грузди, лисички и сыроежки.

Как узнают грибники, где искать свое «лесное счастье»? Есть у них свои маленькие хитрости. Заядлые любители «тихой охоты» знают, когда и под какими деревьями искать лесные клады. Вот, например, белые грибы не растут в молодых лесах, они появляются в сосновых и еловых борах, которым не меньше пятидесяти лет. Любят белые грибы расти возле муравейников. Неутомимые труженики-муравьи разрыхлили там землю. Облюбовали «полковники»-боровики и тенистые поляны.

Маслята чаще растут в молодых лесах, перелесках, в солнечных сухих сосняках. Сыроежки украшают разноцветными шляпками березняки, а опята появляются на пнях.

Знают грибники, что если появились волнушки, скоро пойдут и грузди. Если грибники приносят в лукошках из леса белые грибы, то через три недели подрастут и рыжики. Если же облепили пни и стволы деревьев осенние опята — значит скоро запорхают в воздухе, как белые мотыльки, снежинки.

Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Оказывается, некоторые грибы называют по месту их роста. Например, опенок облюбовал трухлявые пни, а моховик растет во мхах.

Другие грибы получили названия от тех деревьев, под которыми они растут. Подберезовик растет под березой, дубовик — под дубом, подосиновик — под осиной.

Третьи похожи на каких-либо животных. Рыжие лисички — на лисичку-сестричку, свинушка — на толстенькую хрюшку, а гриб ежовник — на колючего ежа.

Правила сбора грибов

Кажется, простое дело срезать гриб и положить его в лукошко, но любители «тихой охоты» обязательно должны запомнить и соблюдать несколько важных правил грибника, чтобы лесные подарки принесли радость, а не беду.

ВО-ПЕРВЫХ, научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

ВО-ВТОРЫХ, собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы!

В-ТРЕТЬИХ, не кладите в кузовок червивые, изъеденные слизнями, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться!

В-ЧЕТВЕРТЫХ, никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог.

Почему?

Да потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.

Чтобы не спугнуть удачу, друзья в шутку желают охотникам: «Ни пуха, ни пера», рыболовам: «Ни хвоста, ни плавника», а грибникам давайте пожелаем: «Ни шляпки, ни корешка». Пусть грибы сами на глаза попадаются, а не прячутся под листочками и хвоей, не убегают за пеньки и деревья.

Вопросы для закрепления

1. Что такое гриб?

2. Чем отличаются грибы от других растений.

3. Какие грибы вы знаете?

4. Почему собирание грибов называют «тихой охотой»?

5. Как правильно одеться, собираясь в лес по грибы?

6. Куда лучше класть собранные грибы? Почему?

7. Как срезать грибы?

8. В какие месяцы года грибники собирают урожаи грибов?

9. Почему грибы называют «живыми компасами»?

10. Какие грибы называют трубчатыми?

11. Какие грибы называют «лесными оборотнями» и почему?

12. Какие грибы запасают белочки и барсуки?

13. Какие звери любят угощаться грибами?

14. Какие маленькие секреты знают грибники?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Проект на тему:

«Такие удивительные грибы»

Мир вокруг нас

2 класс

Подготовила: учитель начальных классов

Горшкова Светлана Викторовна

МБОУ СОШ №10

Муниципального Рузаевского района

Муниципальный Рузаевский район

2013 год

Цели проекта:

    Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы;

    Познакомить с разнообразием грибов;

    Познакомить со съедобными и несъедобными грибами;

    Рассказать о правилах сбора грибов;

    Формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения;

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

    Провести конкурс рисунков и аппликаций на тему «Грибы»
    Подготовить сообщения о съедобных и несъедобных грибах, найти интересные сведения.
    Организовать выставку из лучших работ.
    Изготовить книжки-малышки на данную тему.
    Собрать материал: загадки, пословицы, народные приметы про грибы.
    Провести научно-исследовательскую конференцию по данной теме.

Сегодня мы представим вашему вниманию работу учеников 2 класса. Ребята работали над проектом «Грибы – часть живой природы».

Этапы работы над проектом:

1 неделя.

    Сообщение темы проекта.

    Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.

    Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие мира грибов.

    Оформление своего сообщения.

2 неделя.

    Выставка книжек-малышек.

    Деление на группы:

Что такое грибы?

Съедобные грибы.

Несъедобные грибы.

Редкие грибы

Грибы в народной мудрости.

Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы.

(Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу)

3 неделя.

    Отчет каждой группы о проделанной работе. Объединение работ в единое целое. Создание презентации.

Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? Конечно же, это грибы.

1 группа «Что такое грибы?»

    Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.
Изучают грибы ученые – микологи. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем он думает. Поднимается ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы по грибы в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или просто чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами и результатом их деятельности. Когда мы произносим слово «гриб», то сразу представляем крепкий боровик или красноголовый мухомор. В первую очередь гриб – это грибница – мицелий, разветвленная, похожая на паутину сеть нитей. А то, что мы называем грибом - это плодовое тело. При не благоприятных условиях грибница прекращает рост и замирает, ожидая лучших времен. Ученые подсчитали, что на один 1 куб. см почвы может содержаться до двух километров нитей грибницы. Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, а свет для них не так важен. В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют останки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе. Микроскопические грибы.

Грибы образуют отдельное царство живых организмов. Когда о них заходит речь, люди обычно представляют себе шляпочные грибы - те, что собирают в корзинку. Однако на свете есть великое множество совершенно других грибов, о существовании которых многие и не подозревают.

Самый используемый микроскопический гриб – это дрожжи. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что виноградный сок, оказавшись в тепле, начинает удивительно изменяться. В нем всплывают пузырьки газа, а на дно сосуда выпадают какие-то хлопья. Сок же превращается в вино. Осевшие хлопья назвали дрожжами – от слова «дрожать». Люди в древности думали, что сок изменяется сам собой, словно по волшебству. Теперь мы знаем, что его изменяют дрожжи. Оказывается, не только человек научился пользоваться дрожжами для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя её свертывание. А сами дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса насекомого.

Также существует множество видов плесневых грибов, которые обитают в лесах, где они незаметно, но постоянно разрушают мертвую древесину, облетевшие листья и упавшие хвоинки.

Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред. Человек, как хороший хозяин, должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить. 2 группа « Шляпочные грибы» Шляпочные грибы.
    Почему названия многих грибов связаны с названиями деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик? Оказывается, грибница этих грибов оплетает мелкие корни соответствующих деревьев белым пушистым чехлом. Гриб помогает растению усваивать минеральные соли и воду, а сам получает от него минеральные вещества. Это сотрудничество увеличивает способность корней поглощать вещества из почвы в тысячи раз! Дубы, сосны и многие другие растения без грибов просто не способны жить. Точно так же большинство шляпочных грибов не смогли бы образовать плодовое тело без деревьев: на это у них просто не хватило бы сил.
В старину на Руси грибы называли «губами». Затем появилось слово «грибы», родственное слово «горб». Сначала так называли только те грибы, которые имели шляпку «горбиком», а теперь все шляпочные грибы. Все шляпочные грибы делятся на: съедобные, условно съедобные и ядовитые. Каждому грибнику важно знать, какой гриб нужно класть в корзинку, а какой обойти стороной. Самыми известными съедобными грибами являются: подберезовик, подосиновик, ну и, конечно же,

Стоит Лукашка, Белая рубашка, А шляпа надета Шоколадного цвета.

Белый гриб.

Другие названия: боровик, беловик, буравик, коровка, коровятник, коровяк, коровик, глухарь, жатник, печура,

медвежатник, струень, толкач.

Самый желанный в корзине грибника. Ценится за высокие вкусовые качества и за возможность использовать его во всех видах переработки. Белый гриб можно варить, сушить и солить, мариновать и жарить.

Мякоть гриба плотная, с приятным грибным запахом и вкусом свежего ореха, всегда белая, на изломе и разрезе не темнеет.

Свежий гриб ничем не пахнет, но зато в сушеном виде он самый ароматный. Среди белых грибов встречаются настоящие гиганты, до 6 кг весом. Белый гриб водится в лесах всех основных типов, но лес должен быть старым, не менее 50 лет. Растёт гриб и одиночно, но чаще группами, семьями, обычно под редкими развесистыми берёзами, в кустарниках ивняка, около можжевельников. У этого гриба есть приметные спутники: муравейники, валуи, мухоморы. Насчитывается около 18 форм белого гриба.

Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку.

Особенно красив белый гриб в сосновых борах, где из белого мохового покрова вырастают тёмно - коричневые шляпки с лёгким тёмно - вишнёвым оттенком. Кажется, что более красивой картины человеку трудно придумать. Её может создать только природа. "Тихая охота" за белыми грибами - самое увлекательное и незабываемое путешествие.

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые…. Лисички.

Лисичка растет небольшими группами, как в лиственных лесах, так и в хвойных. Этот гриб легко узнать по его форме и по цвету, который напоминает яичный желток. Он появляется в конце весны и встречается до самой осени, часто он прячется среди мха. К сожалению, в некоторых регионах встречается все реже и реже. Её исчезновение связано с возрастающим загрязнением воздуха. Шляпка лисички сначала выпуклая, затем она принимает форму воронки. Края шляпки завернуты к ножке, затем становятся волнистыми, после чего поднимаются вверх. Ножка такого же цвета, что и шляпка. Кверху она расширяется.

Этот гриб известен под именем – петушок.

Любители грибов хорошо знакомы с лисичкой. Её белая мякоть приятно пахнет и великолепна на вкус даже в сыром или в сушеном виде. Этот гриб не только едят, но и пьют! Это один из самых известных грибов, который используется для производства ликеров.

Но не только мы любим этот гриб. Рыжий слизень питается вкусной мякотью лисички. Рыжая белка тоже охотно ест его, впрочем, как и кабаниха с кабанятами.

Нет грибов дружней как эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Опята .

Почти все грибы, даже бледная поганка, приносят лесу только пользу, заботливо опекают деревья и дружат с ними. А опенок настоящий агрессор и захватчик. Со своих пней – он то и дело устраивает «набеги» на соседние деревья, дотягиваясь до них черными шнурами своей грибницы. Плохо придется дереву, до которого дотянулся опенок. Медленно, но верно он разрушит древесину. Невольно радуется грибник, попавший в лес, сплошь заросший грибными «шубами» опенков. Но надо знать между тем, что лес ослаблен и очень болен. Не знаешь даже как вести себя – то ли аккуратно срезать грибы, как белые или лисички, то ли начать рвать их коричневые нити, похожие на электрические шнуры. Почему грибницу опят называют электрическими шнурами, потому что эти нити фосфорически светятся. Только свечение это можно наблюдать только ночью.

Ядовитые грибы.

Есть старуха вредная, На ней шляпа бледная,

И нога в ботинке, На чулке пестринки.

Кто к ней прикоснётся, Тот не проснётся.

Бледная поганка – своеобразный чемпион, самый ядовитый гриб на свете. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жарении. Эти грибы не едет даже черви. Поэтому единственный способ избежать отравления – хорошо уметь распознавать этот гриб. Его отличительные признаки – кольцо на ножке, «чашечка» в её основании, белый цвет пластинок шляпки. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовались в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Всем известен с давних пор,

Гриб нарядный – мухомор

На высокой ножке,

В юбке пелеринке

А на красной шляпке –Белые снежинки.

Мухомор.

В отличие от поганки природа наделила его необыкновенной красотой, но эта красота обманчива. У этого красивого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. После дождя белые «пятнышки» или хлопья мухомора исчезают. Ножка белая, а наверху ножки – белое пленчатое кольцо или как называют в народе «юбочка». Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Но с точки зрения медицины мухомор полезен для лечения многих болезней. Даже лесные жители, как лоси, им лечатся. Из красного мухомора приготавливают разные гомеопатические средства.

3 группа «Редкие грибы»

Редкие грибы.

В 1984 году в красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Многие из них ещё растут в заповедниках и заказниках, где сбор их запрещен. Но в других местах эти грибы встречаются крайне редко. Все они, как правило, имеют необычный вид: причудливую окраску, форму, большие размеры. Грибная капуста – это чудо грибного мира своим внешним видом действительно напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножья хвойных деревьев. От малозаметной ножки отходят волнистые, плотно прижатые друг к другу лопасти, по краю сильно извилистые, желтоватого цвета. Они очень напоминают курчавые листочки петрушки или морские водоросли. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и весом до 10 кг. Велик грибная капуста, а гриб -баран ещё больше. Если вам сильно повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Диаметр гриба достигает 50-80см, а вес 10кг и более. И это громадина вырастает за 8-10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» можно идти домой с богатой добычей. Трутовик-разветленный – съедобный гриб-великан. Очень правильный шар диаметром до 50см состоит из многочисленных белых ножек, соединенных друг с другом в центре шара. Каждая поддерживает шляпку размером 2-4см светло-коричневого или серо-коричневого цвета. Плоские шляпки с небольшим углублением в центре плотно прижаты друг к другу. Если отломишь кусочек молодого гриба, почувствуется запах укропа.

5 группа « Угадайте гриб» «Поле чудес»

    Этот гриб человек стал разводить совсем недавно. По содержанию полезных веществ он приближается к белому грибу, а по неприхотливости не имеет себе равных: охотно облепляет густыми стайками пни, поврежденные деревья, а на грибных фермах – древесные чурки или мешки с соломой. Этот гриб удивительно быстро всасывает все питательные вещества из древесины, превращая её в труху. У него есть ещё одна особенность – в природе этот гриб можно собирать до глубокой осени и даже до зимы. ВЕШЕНКИ
    Бывалый охотник за грибами берет с собой в мешке поросенка и, дойдя до дубравничка, выпускает его. Поросенок сразу обнюхивает землю. - Ого, один есть! – восклицает грибник через некоторое время. Он останавливается, достает саперскую лопатку, копает вглубь сантиметров на 10 и достает какую-то картофелину.
Таинственный, редчайший гриб! К полудню поросенок отыскал десятка два таких грибов. Охотиться за этими грибами можно не только с помощью поросенка, но и с собаками специально для этого обученными. История такой охоты насчитывает уже более пяти столетий. Самые разные животные благодаря своему обонянию умеют разыскивать эти грибы. Кое-где в России их называют «коровьим хлебом», так как Коровы разрывают лесную подстилку и откусывают выступающую часть гриба. В 19 веке под Москвой для сбора этих грибов использовали даже ученых медведей. Люди собирают эти грибы уже два с половиной тысячелетия. Древние римляне иногда тратили на покупку этих грибов свое состояние, так как верили, что этот гриб может возвращать человеку прошедшую молодость. Они называли его «пищей богов»! ТРЮФЕЛИ
    На территории России в народе этот гриб пользуется стойкой славой поганки. У него даже названия русского нет, а называем мы его французским словом, которое переводится как «гриб». Такой славой он обязан как внешнему сходству с бледной поганкой, так и тягой к унавоженным местам, кучам мусора. Но даже в Англии, где в природе грибы вообще не собирают, с удовольствием едят эти грибы, выращенные на грибных фермах. 350 лет разводили люди эти грибы, нисколько не сомневаясь в том, что культурный и растущий в природе этот гриб – одно и то же. Лишь в 1906 году ученые с удивлением обнаружили, что они совершенно разные. И ещё один любопытный случай из жизни гриба. В 1956 году один любознательный прохожий заметил на асфальте в центре Москвы на Манежной площади какие то странные вспучивания. Он сфотографировал их, а на следующий день обнаружил, что вспучивания лопнули и из-за треснувшегося асфальта появились грибы. Случилось это потому, что почва около Манежа унавожена в течение нескольких веков: ведь в Манеже раньше держали лошадей. Но каково стремление к свету, свободе у этих грибов, что они смогли разворотить мертвый асфальт, который не сразу поддается даже отбойному молотку. ШАМПИНЬОН
    Издали этот гриб легко принять за белый. Может поэтому так часто его пинают раздосадованные грибники, обманутые в своих ожиданиях. У него странная судьба: все знают, что это съедобный гриб, однако его никогда не берут. В народе его считают плохим грибом, а иногда вообще – поганкой. Тем не менее, хорошо приготовленный, по вкусу он не уступает соленым груздям. ВАЛУЙ

4 группа «Грибы в народной мудрости»

Эта группа ребят собирала пословицы, поговорки, загадки про грибы, а так же народные грибные приметы – собрав весь материал, оформила небольшие книжки-малышки.

Итог урока

В природе грибы выполняют важную функцию: они устраняют останки умерших животных и растений. Это способствует круговороты веществ в природе. Человек с незапамятных времен начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. К сожалению, грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие видов грибов причиняют вр6ед культурным растениям, уничтожают древесину. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным кожные заболевания. А ядовитые грибы вызывают отравления .

В заключении хочется заметить, что большая работа проводится не только учителем, но и родителями. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учащимися и главное, надо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Учителю проектного обучения нужно не только владеть методическими приемами, но и освоить технические средства. Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по заданной теме, обрабатывать его, и, главное, повышает интерес к учебной деятельности.

Литература:

Г.И.Василенко, Н.И.Ерёменко «Дни наук в начальной школе», Волгоград: учитель, 2006 – 156с.

А.А. Плешаков «Зелёный дом», Москва, Просвещение, 1997 – 254с

М.Е.Аспиз, Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд

Цель: Содействовать формированию представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

  • Изучить виды грибов (шляпочные, плесневелые, дрожжевые)
  • Сформировать у учащихся знания о строении гриба и его функциях.
  • Способствовать формированию умений распознавать грибы.
  • Содействовать приобщению учащихся к бережному отношению к природе.
  • Способствовать развитию познавательного интереса и творческого воображения.

Ход урока

I. Мотивационно-организационный момент.

Долгожданный дан звонок
На урок звенит звонок
Каждый день всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Актуализация знаний.

1) Иллюстрация “Лес” (Презентация 1, слайд 2)

Что изображено на иллюстрации? (лес, природа)

Какая природа изображена? (живая и неживая)

Что изображено из мира живой природы? (растения, животные)

(схема составляется на доске по ходу урока)

2) Определение темы урока. (Презентация 1, слайд 3)

Богаты дары леса. Но в лесу среди травы, под корнями, на поваленных деревьях, в дупле дерева спряталось необыкновенное царство.

Какое это может быть царство? (выслушиваются предложения детей)

Разгадать название этого царства помогут слова.

Какие предположения возникают?

Как можно назвать группу этих слов?

Что можете сказать о них?

Что объединяет слова?

От какого слова образовались?

Какой вывод можно сделать?

Какое царство спряталось в траве, под корнями деревьев? (грибов)

Высказывали ли вы верные предположения в начале урока?

Кто сможет назвать тему урока?

Тема урока: “Грибы”

Что такое гриб? (выслушиваем предположения, мнения учащихся)

Значение, каких слов не можете объяснить? (грибница)

(ставим знак вопроса над словами, значение которых неизвестно)

Кто из вас собирал грибы?

Давайте посмотрим, какие вы грибники.

Назовите, какие грибы вам известны?

Все ли грибы одинаковые?

К какому миру природы отнесём грибы? Почему?

II. Целеполагание. (Презентация 1, слайд4)

Что еще можем узнать о грибах?

Какие вопросы возникают?

Какие учебные задачи поставим для себя на уроке?

1. Узнать, какие бывают грибы?

2. Узнать, где можно встретить грибы? Где растут?

3. Узнать, что такое грибница?

4.Узнать, из каких частей состоит гриб?

5. К какому миру живой природы относятся?

6. Можно ли грибы растить дома?

Чему можем научиться ? (Презентация 1, слайд 5)

1.Отличать съедобные грибы от несъедобных грибов.

2. Научиться распознавать грибы.

III. Исполнительский блок.

1. - Где растут грибы? (Презентация 1, слайд 6)

Какие части растений знаете? (корень, стебель, листья, цветы, плоды)

Есть ли эти части у грибов?

Какая цветовая окраска преобладает у растений?

Имеют ли грибы такую окраску?(не имеют зелёную окраску)

Растения сами создают питательные вещества для своего роста. Грибы не могут самостоятельно создавать питательные вещества. Они питаются готовыми питательными веществами.

Можем отнести грибы к миру растений?

Вывод: Мы не можем отнести грибы ни к миру растений, ни к миру животных. Грибы отдельная большая группа живой природы.

Как можем проверить правильность нашего предположения? (вывода)

(Обратиться к учебнику)

Работа по учебнику “Окружающий мир” стр.23. Доказываем правильность вывода знакомясь с правилом.

На какую из поставленных учебных задач смогли ответить? (Грибы – это грибы, в природе это отдельное царство- царство грибов.) Дополняем схему.

2. Работа в парах. (Презентация 1, слайд 7)

1) Классификация. (На каждой парте конверт с иллюстрациями грибов).

Цель: Способствовать формированию умений распознавать различные группы грибов: шляпочные, плесневелые, дрожжевые.

Ребята, мы выяснили, что вы знаете много грибов. Грибники вы неплохие. Очень важно каждому грибнику уметь распознавать и распределять грибы по группам, какие на засолку, какие на сушку и варку.

Перед вами сейчас стоят задачи:

  • распределить грибы по группам;
  • узнать какие бывают грибы.

Внимательно рассмотрите иллюстрации.

Какие группы получились?

Все иллюстрации подходят к теме нашего урока?

Какие иллюстрации не подходят по вашему мнению? Почему так считаете?

Кто сомневается?

Кто так считает, что все иллюстрации подходят?

Как можем разрешить наши противоречия?

Где найдём объяснение на возникшее противоречие?

(Обратимся за помощью к учебнику)

2) Работа по учебнику “Окружающий мир” стр.21.

Рассмотрите иллюстрации (иллюстрации в учебнике соответствуют иллюстрациям для работы в парах). Прочитайте надписи.

Учебник стр. 22.

Можно ли сказать, что на всех иллюстрациях изображены грибы?

Можем назвать плесень грибом? Почему так считаете?

Вывод:

На всех иллюстрациях в учебнике изображены грибы. Значит, лишних картинок с изображением грибов для классификации нет. Все картинки подходят к теме нашего урока.

Кто теперь сможет правильно распределить картинки с изображением грибов по группам?

Сколько групп получилось? (Получилось три группы: дрожжевые, шляпочные и плесневелые грибы)

С какой целью выполняли задание? (распределили грибы на три группы и узнали какие бывают грибы) (Презентация 1, слайд 8)

Дополняем схему.

Где растут грибы каждой группы?

Где можно встретить плесневелые грибы? (Показываем учащимся яблоко, хлеб с плесенью, дома на продуктах питания)

Используют в медицине для изготовления лекарства.

Какие грибы можно вырастить дома? (плесневелые)

Какие шляпочные грибы изображены на картинках?

Где растут?

На какую учебную задачу смогли ответить? (Узнали, какие бывают грибы. Узнали, где можно встретить грибы и где они растут? Отмечаем)

3) Исследование.

Ребята, как вы думаете, сможем мы с вами вырастить грибы сейчас на уроке?

Предлагаю провести исследование.

Как проводятся исследование?

Структура исследования.

1.Выделение гипотезы.

2.Подбор материала.

3.Проверка гипотезы.

(Структура написана на доске)

Гипотеза: во время урока мы вырастим грибы (или не вырастим).

Цель: выяснить, можно вырастить грибы за время урока?

Задачи:

1.Узнать, какие грибы можно вырастить.

2. Узнать, что необходимо для выращивания грибов в домашних условиях.

3. Определить, сколько времени нам понадобится для выращивания грибов.

4. Успеть вырастить грибы во время урока.

Что можете сказать о дрожжевых грибах?

Кому знакомо слово дрожжи? Где слышали?

(Показываем пакетик с пекарскими дрожжами)

С чем может быть связано слово “дрожжи”? Где используют? Для чего применяют дрожжи?

Вывод: дрожжи используют мамы и бабушки, повара в приготовления теста для пирожков, хлеба.

Ребята у меня есть стакан с теплой водой.

Как вы думаете, что произойдет, если мы высыпим в неё дрожжи из пакетика в стакан с водой? Давайте это выясним.

(Учитель высыпает в воду дрожжи. Отставляет стакан в сторону. Продолжает урок.)

Физминутка (Презентация 1, слайд 9)

На какие вопросы ответили?

Что уже узнали?

Что осталось узнать?

4. Работа в группах. “Строение гриба” мини-проект

Отыскал я их в лесу
А теперь домой несу
Видишь полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой.

(учитель показывает корзинку с макетами грибов)

Грибов целая корзинка. Какие красивые шапочки у грибов!

Из чего еще состоит гриб?

Ребята, нам надо у каждого гриба в корзинке определить строение.

Как организуем работу, чтобы быстрее узнать строение гриба? (работать в группах)

С какой целью объединились в группы? Для чего? (Выяснить строение грибов.)

Давайте выполним мини-проект “Строение грибов” (Презентация 1, слайд 10)

Цель: создать плакат “Строение грибов”

1) (От каждой группы подходит представитель и выбирает гриб. Получает конверт с иллюстрацией гриба.(Н/п: “Подберёзовик”, “Белый гриб”).

На конверте имеется план работы в группе и план представления работы: (слайд 11)

1.Рассмотри и изучи иллюстрацию “Строение гриба” в учебнике стр.22.

2.Собери свой гриб.

3.Дорисуй недостающую часть гриба.

4.Определи и напиши название гриба (учебник), подпиши название частей гриба.

5.Расскажи о грибе по плану: цель работы, название гриба, предмет, из чего состоит, для чего служит грибница, съедобный или несъедобный.

Повторим правила работы в группе.

Правила.

Работаем дружно; не шумим; сами говорим и слушаем мнение других.

Как вы оценили работу своей группы:

  • Отлично - голубой кружок показываете;
  • что-то не получилось – красный.

2) Выступление групп, представление работы.(Приложение 2 )

(Повторяем правила слушания.)

Получилось у нас выяснить строение гриба?

Как называется часть гриба, растущая по землёй? (Презентация 1, слайд 12)

На что похожа подземная часть гриба?

На какой вопрос нашли ответ? (Узнали, из каких частей состоит гриб? Узнали, что такое грибница?)

3) Съедобные и несъедобные грибы.

В нашем мини проекте все грибы съедобные?

Какие ещё съедобные грибы знаете?

Какие ядовитые грибы знаете?

Где можем найти более подробную информацию на вопрос? (в учебнике)

(Работа по учебник стр.23)

Дополняем схему.

О каких съедобных грибах говорится в учебнике? (трутовик, маслёнок, сморчок, белый гриб, лисички, подберёзовик, опята, подосиновик, волнушка) (Презентация 1, слайд 13)

Какие ядовитые грибы встречаются в природе? (бледная поганка, сатанинский гриб, желчный гриб, мухомор) (Презентация 1, слайд 14)

Сможете вы отличить съедобные грибы от несъедобных?

Могут ли ядовитые грибы быть полезными?

Исценировка “Мухомор” (презентация творческого проекта)

И чем же я не хорош? У какого гриба ещё такую красивую шляпку встретишь? Красная, с белыми пятнышками...

Ты ещё про кольцо на ножке сказать не забудь, точь-в-точь юбочка.

Ну а злости во мне столько, уж подумать страшно! От меня даже мухи погибают. Замертво падают. Поэтому я, ядовитый. Мухомором и зовусь. В своё время Баба - Яга вместо липучек от мух в своей избушке развешивала.

Да, раз вы такие так с вами никто дружить и не хочет! Грибники стороной обходят. Не то, что нас сыроежек - сразу примечают и корзинку складывают.

Мечтаю хоть бы раз в корзинку со съедобными грибами попасть.

Не были бы такими ядовитыми, и грибники вас в корзинку положили, и звери мимо не проходили, а так от вас никакой пользы.

А вот и неправда! Для некоторых животных я - лекарство. Они мной лечатся, например лось. Я помогаю расти соснам, елям, берёза и другим растениям всасывать из почвы и посылать дереву воду с растворёнными солями. Ещё украшаю лес. Это тоже важно. Поэтому нас нельзя топтать и пинать!

(“Мухомор” показывает знаки, “Сыроежка” плакат с надписью)

О чём узнали из сценки?

Могут ядовитые грибы быть полезными?

На какие поставленные вопросы мы не ответили? (учились отличать съедобные грибы от несъедобных грибов. Учились распознавать грибы)

На какой вопрос осталось ответить?(Можно ли грибы вырастить дома?)

(Давайте, ребята, продолжим наше исследование и посмотрим, что происходит в стакане с дрожжевыми грибами.)

Что видим? (В стакане поднялись дрожжи. В стакан с водой мы высыпали сухие дрожжи. Благодаря воде дрожжевые грибы начали расти, говорят ещё подниматься. Выросли они и заполнили весь стакан. Они съедобны, их можно попробовать на вкус).

О чём мы узнали в ходе исследования?

В результате исследования мы узнали, что дрожжевые грибы можно вырастить за время урока. Для выращивания грибов в домашних условиях нужна теплая вода и сухие дрожжи. Нам понадобилось 15 минут.

Вывод: мы смогли вырастить грибы за время урока.

Наша гипотеза подтвердилась (или не подтвердилась).

IV. Контрольно-оценочный блок.

Отгадай загадку, раскрась отгадку (у каждого учащегося карточка с изображением грибов рис.1)

Проверим, какие шляпочные грибы знаете.

Я в красной шапочке расту (Слайд 15)
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я... (Подосиновик)

Красный гриб на тонкой ножке (Слайд 16)
Прибежал на косогор
И сказал: “Хочу в лукошко”-
А в ответ ему Антошка
На не нужен... (Мухомор)

Не спорю, - не белый. (Слайд 17)
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Ходят в рыженьких беретах (Слайд 18)
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички
Золотистые... (Лисички)

К какой группе отнесем эти грибы? (шляпочные)

Выбери правильный вариант ответа. (Слайд 19)

(учащиеся выбирают ответ и показывают сигнальную карточку с кружком красного, синего или зелёного цвета)

  • шляпка, ножка, грибовница
  • шляпка, ствол, грибница
  • шляпка, тело гриба, грибница

Самостоятельная работа. (Слайд 20)

Соотнеси картинку с видом. Раскрась кружок нужным цветом.

  • плесневелые
  • дрожжевые
  • шляпочные

4) Разгадай кроссворд . (Презентация 2, Приложение 1 )

1.Гриб, который растёт под осиной.

2.Он любит берёзки.

3.Рыжий гриб.

4.У этого гриба на шляпе волны.

5.Это гриб можно есть сырым.

(1.подосиновик, 2. подберёзовик, 3.рыжик,4.волнушка,5.сыроежка)

V. Итог. Рефлексия

На какие вопросы нашли ответ на уроке?

О чём узнали?

Чему научились?

На все вопросы нашли ответы?

Что было наиболее интересным?

Какие сложности встретились?

Расскажите, о чём мы сегодня узнали на уроке об особом царстве грибов, опираясь на схему–помощницу. (Схема 3)

1.Всё получилось, я собой доволен, много узнал нового и могу рассказать другому.

2.Понял, узнал новое, я хорошо работал, но рассказать другому не смогу.

3.Ничего не понял, было не интересно.

Домашнее задание.

1.Учебник стр.21-24

2. Попробовать вырастить дома плесневелые грибы.

3. Составить книжку – малышку “Лесное лукошко”, “Необыкновенные грибы”, “Ядовитые грибы” (по выбору)

Литература

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учеб. для 2 класса для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., - М.: Вентана - Граф, 2011 г. – (Начальная школа XXI века).

2. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф. 2011г. - (Начальная школа XXI века).

3.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. - М. Издательство “Первое сентября”, 2001г.

Интернет-ресурсы

  1. http://kladraz.ru/ - загадки
  2. - подосиновик
  3. www.liveinternet.ru - мухомор
  4. - маслята
  5. https://www.google.ru/search?q - трутовик
  6. - волнушка
  7. www.udec.ru - подосиновик
  8. u - подберёзовик

Мой любимый гриб рыжик Доклад к теме: Грибы. Окружающий мир. 3 класс.

Мой любимый гриб рыжик

Я люблю соленые грибы. А рыжик — это лучший гриб для засолки. Бабушка солит рыжики в больших стеклянных банках. А потом, зимой мы едим их всей семьей.

Рыжик — очень красивый гриб. Он ярко-оранжевого цвета. За это его и назвали рыжиком.

Он относится к шляпочным грибам, потому что у него есть шляпка и пенек.

Рыжик относится к пластинчатым грибам, потому что внизу шляпки у него есть пластинки.

Если его срезать или надломить он выделяет оранжевый сок. На воздухе место повреждения пенька или шляпки зеленеет.

Рыжик — съедобный гриб. Он относится к грибам первой категории. Это один из самых ценных грибов. Его можно есть соленым, маринованным и квашенным.

Собирать рыжики можно с июля по октябрь. Растут рыжики в сосновых лесах. Но бывают и еловые рыжики.

Несмотря на яркую окраску найти рыжик в лесу непросто. Грибы прячутся в густой траве. Зато, поодиночке они не растут. Поэтому, если нашелся один рыжик, рядом обязательно найдется еще целая семейка.

Нужно выбирать не самые большие грибы, потому что рыжики любят не только люди, но и червяки. Они, обычно, обнаруживаются в крупных старых грибах.

Рыжики нужно аккуратно срезать ножиком, чтобы не повредить грибницу. Тогда через год на том же месте вырастут новые грибы.