Древняя тайна цветка жизни. Памятник "цветок жизни", история возникновения, местоположение


Оберег Цветок Жизни.
Достаточно большое количество славянских оберегов предоставляет возможность каждому самостоятельно выбрать именно тот, который поможет в решении большинства проблем даст возможность пробудить память рода. Один из известных оберегов славян это Цветок Жизни, который были известен нашим предкам на протяжении нескольких тысячелетий. Этот символ можно найти на немногих древнеславянских памятниках истории, сохранившихся до наших дней.

По мнению многих историков оберег Цветок Жизни – это максимально точное, практически идеальное, изображение матрицы Жизни, согласно которой земное существует только тогда, когда все стремятся к гармонии и порядку. Учеными уже давно доказано, что развитие Вселенной происходит по строгим законам. Каждый слышал о Золотом сечении – именно так выглядит Цветок Жизни. Гармоничная структура его символизирует не просто жизнь, а символ всех людей, которые стремятся защитить себя и свое личное пространство. Иногда оберег Цветок Жизни можно даже встретить в домах для того, чтобы защитить свою семью от внешнего воздействия.

Значение оберега Цветок Жизни

Значение оберега Цветок Жизни достаточно неоднозначно, так как сам символ является одной из древнейших сакральных печатей с заложенной в ней древней энергетикой. Использование одновременно энергии Духа, Души и Тела дает возможность человеку стать прекрасным учителем и защитником духовных интересов. Важно понимать, что сила Цветка жизни полностью раскрывается только тогда, когда в нем задействованы не только металлы, но и камни. Значение Цветка Жизни – это переплетение 12-ти нитей ДНК, 12-ти энергетических полей, 12-ти гормональных желез, которые образуют сложную структуру. Цветок Жизни — это знак единства духовного и материального или, как его называют математики, матрица Жизни. На первый взгляд это символ не более, чем просто красивый геометрический рисунок, но именно он дает понять, как устроен мир.

Кто может носить Цветок Жизни

Славянский оберег Цветок Жизни можно сравнить с камертоном, при помощи которого происходит настройка организма на звучание, аналогичное всему сущему. Стоит заметить, что древними славянами четко соблюдались принципы сакральной геометрии, особенно в те моменты, когда создавались сильные обереги.

О действии энергии, которая находится внутри знака, можно только догадываться, но можно смело утверждать, что позитивные изменения коснутся жизни человека практически сразу. Оберег призван собирать положительную энергию в человеке и концентрировать ее в необходимом направлении. Славянский оберег Цветок Жизни является универсальным, он отлично подойдет женщине и мужчине, важно только понимать, что необходимо только открыть душу добру. Многие считают, что Цветок Жизни является своеобразным генератором положительной энергии, которая поможет получить желаемое. Одним из вопросов, задаваемых потомками славян, считается — где купить оберег Цветок Жизни, ответить на который просто – у нас.

Однажды мне довелось иметь дело с Чудо-графинами, которые имели чудаковатую форму и назывались Аладдин.

Чем они примечательны? Тем, что созданы любителем стеклодувом из Норвегии, которые по совместительству энергет и композитор. Он изобрел такую форму стеклянного сосуда, которая использовала законы Золотого Сечения.

Данный сосуд в состоянии изменять структуру воды, преображая ее прямо на Ваших глазах в родниковую воду. То есть молекула воды действительно меняла свою структуру самым чудодейственным образом, что было неоднократно доказано лабораторно.

НО … самое интересное другое. На дне данного графина и стаканов из коллекции автора был помещен в стекло так называемый «ЦВЕТОК ЖИЗНИ». Таким образом я впервые столкнулась с этим явлением и сакральным символом. (Анна Премьера).

Ниже я привожу подборку для Вас интересной информации о символе:

СИМВОЛ «ЦВЕТОК ЖИЗНИ»: «Цветок Жизни»(шести-лепестковый цветок, образованный взаимным пересечением в точке окружностей одного диаметра)- издавна является важнейшим символом защиты и активизации жизненной энергии. Он присутствует повсюду на земле в символике архетипов. Самое старое и известное его изображение (4500 лет) можно увидеть на столбах Осириона в Абидосе в Среднем Египте.
В настоящее время устройство Цветок Жизни широко используется, как помошник и надежное средство защиты от вредного воздействия, от электромагнитных излучений.Этому сакральному изображению уделяется много внимания; один из наиболее известных исследователей мистерий Цветка Жизни - Д. Мелхиседек, организующий по всему миру семинары и курсы, связанные с постижением этого символа.

✔Попробуйте в качестве визуализационной практики изобразить трехмерный Цветок Жизни - и вы буквально ощутите его мощь: в своем теле, душе и духе. Несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность задания, это очень непростое упражнение
Начните «вычерчивать» его в своем сознании с центра, по­степенно следя за тем, как происходит раскрытие этого удиви­тельного символа.

Цветок Жизни содержит все аспекты жизни: все математические формулы и соотношения, законы физики, музыкальные гармонии, биологические формы жизни и принципы творения.
Цветок Жизни – это схема Творения, геометрический план. Это рисунок созидания и он порождает абсолютно гармоничное поле. Он построен так, как построено все во вселенной.

Цветок Жизни – это символ бесконечности и всей проходящей энергии в ее первоначальной форме. Он символизирует абсолютный порядок. Каждая клетка это осознает и поэтому старается ориентироваться на свое происхождение. На основе своей точной символики Цветок Жизни соответствует золотому сечению, с помощью которого образовано сильное поле вибраций.

Цветок Жизни издавна является важнейшим символом защиты и активизации жизненной энергии. Он присутствует повсюду на земле в символике архетипов. Самое старое и известное его изображение (4500 лет) можно увидеть на столбах Осириона в Абидосе в Среднем Египте. В настоящее время устройство Цветок Жизни широко используется, как помошник и надежное средство защиты от вредного воздействия, от электромагнитных излучений.

1. ТАЙНА ЦВЕТКА ЖИЗНИ 1.1. УЗОРЫ ЦВЕТКА ЖИЗН Рис. 1 Удивительная симметрия и гармония рисунка далеко не случайны. Из древних легенд Востока до нас доходят поистине мистические свойства этого Цветка. Так, эти источники утверждают, что Цветок содержит в себе все известные законы и все известные формулы. И эти утверждения не голословны. Рис. 2 рис.3 Цветок Жизни содержит в себе один, чрезвычайно важный элемент, который Д.Мелхиседек называет Vesica Piscis. Древний Цветок Жизни оказывается сотканным и из Vesica Piscis(рис. 1). Этот лепесток обладает уникальными свойствами. Он имеет длину (B) и ширину (S), которая везде имеет одно и то же значение. Мы обосновали, что между полюсами монады существует обратно пропорциональная зависимость вида:
рис.4 Нетрудно в обеих рисунках увидеть проявление Vesica Piscis. Это тот первокирпичик, их которого плетутся узоры Цветка Жизни. Квадра и крест «четырех стихий» Vesica Piscis отражают их взаимопревращения во вращающемся кресте и при «крестном ходе». На верхнем рисунке справа показано взаимопревращение стихий во вращающемся кресте. На рисунке справа показаны эквивалентные преобразование на кресте, который получается путем «скручивания» квадры в ленту Мёбиуса.
рис.5 Видите, как,по Образу и Подобию, рождается Цветок Жизнии как он приводится во вращение?
рис.6 Законы эволюции двойственного отношения «Ян-Инь». рис.7
рис.8

1. ТАЙНА ЦВЕТКА ЖИЗНИ

1.1. УЗОРЫ ЦВЕТКА ЖИЗН

Cовокупность узлов рисунка характеризуется сотовой структурой, состоящей из шестигранников. Иерархичность и инвариантность построения узора Цветка позволяют сделать вывод о том, что каждый узел в этом Цветке также может быть Цветком Жизни.

На этом рисунке, в узлы Цветка Жизни вписаны монадные гексады, взаимодействующие между собой и дополняющие друг друга. Удивительная симметрия и гармония этих гексад, воспроизведенных на рисунках, да и сам рисунок, далеко не случайны. Каждый кружок в этом Цветке является Цветком Жизни. Даже внешние два круга в этом Цветке далеко не случайны. Они имеют очень простой смысл: все многообразие Жизни порождается двумя нейтральными частицами с внутренней тройственностью, имеющими форму сферы. Одна из этих сфер отражает массу Вселенной, а другая - ее энергетическую оболочку.

Хочется обратить сразу внимание еще на один аспект Цветка. Узор Цвета является семеричным. Весь узор формируется единственной окружностью. Одна окружность - центральная, а затем шестью окружностями того же радиуса, с центрами в вершинах правильного вписанного шестиугольника. Эта часть Цветка носит специальное название - семя Жизни. Построение Цветка завершается построением еще 12 окружностей, с центрами в соответствующих вершинах вписанных шестигранников. Таким образом, общее число вершин в Цветке Жизни 19. В древних легендах эта цифра также окутана мистикой. И, видимо, не напрасно. Число 19 можно рассматривать как двухразрядную позиционную систему счисления с основанием 10. Как только счетчик доходит до 20, то старший разряд вытесняется за пределы разрядной сетки и мы получаем 10, с которой начинается рождение новой гексады, но с противоположным направлением энергетического «спина». Таким образом, цифру 19 можно отождествить с вершиной 9 гексады эволюции, в которой происходит смена «дня и ночи Брамы».

1.2. КРЕСТ И КВАДРА ДРЕВНЕГО ЦВЕТКА ЖИЗНИ

т.е. вывернутая наизнанку «инь» трансформируется в «ян», а «ян», вывернутый наизнанку становится «инь». Но и при трансформации «ян» в «инь», а «инь» в «ян» монада не нарушается. Она приобретает иные взаимодополнительные свойства.

Смысл этих монад отражается в законе Ньютона: «всякому действию соответствует равное по модулю противодействие, но направленное в противоположную сторону, т.е. против действия.

Объединяя янскую и иньскую монаду, мы получили тождество

Смысл которого отражается в следующих рисунках.

Из рисунков видно, что C-инвариантность приводит к тому, что «ян» становится уже не «ян», но еще и не «инь». Р-инвариантность трансформирует «-ян» в «-инь», C*-инваринтность «не инь», но еще и «не ян» трансформирует в «инь», а Р*-инвариантность преобразует «инь» в «ян». Отметим, что C-инвариантность отражает зеркальную симметрию (левое становится правым, мужское становится женским), а P-инвариантность трансформирует «внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее).

На рисунке ниже показано, как крест Vesica Piscis плетет двойные спирали Цветка Жизни.

Заметим, что в этом Цветке ровно 19 узлов -Великих пределов, а каждая вершина Vesica Piscis является «родоначальницей собственного креста Vesica Piscis.

Но Vesica Piscis могут формировать и иные узоры.

Сравнивая данный рисунок с предыдущим, мы видим, что в первом рисунке все Vesica Piscis

уравновешены (отражают потенцию Силы), а в последнем рисунке все Vesica Piscis ориентированы в одном и том же направлении, как бы выстраивая Силовые линии двойных спиралей и отражая Цветок в движении.

В этом восьмиграннике, который является другой формой записи Единого закона двойственного отношения мы видим девять лепестков Цветка Жизни Ян-Инь.

Девятая вершина является «огненной». Она отражает особое состояние Цветка - ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ.

Размещая исходную монаду Цветка (вершины 1 и 8) в Центр Цветка, мы получим привычную для нас форму записи Единого закона эволюции двойственного отношения.

На этом рисунке Последний и Первый символы объединены в ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ лепестков Цветка. Из этого рисунка непосредственно видна связь с Древним Цветком Жизни.

Посмотрите, какая гармония взаимоотношений между «лепестками»-они соприкасаются одноименными вершинами. При этом каждая шестеренка-лепесток вращается синхронно и синфазно с другими «лепестками», не мешая друг другу, характеризуя Великую гармонию Единого закона.

Концепция «Цветок Жизни» представляет собой из глубины веков идущую эзотерическую информацию о том, как можно осознанно использовать для духовного роста принципы Сакральной Геометрии - геометрии форм, лежащей в основе жизни и всех других проявлений во Вселенной.

Эти формы издревле считались Cакральными (священными). Они являются подосновой нашего существа и свидетельствуют о Божественном Порядке в нашей Реальности. Мы можем проследить этот Порядок от невидимого атома до бесконечных созвездий. Сакральные формы повсеместно обнаруживаются во всем сущем: в теле человека и других живых существ, кристаллах, планетах, звездах, галактиках.

Сакральная Геометрия - это универсальный язык мироздания, открывающий доступ к древнему знанию, содержащемуся в памяти наших клеток.

Это - ключ к пониманию сущности духовной эволюции и взаимосвязи всех физических и духовных явлений. Именно Сакральная Геометрия составила основу теоретических знаний и духовных практик, которым учили в древнеегипетской школе Эхнатона «Правый глаз Гора».

Символом и «ключом», открывающим скрытые знания, является изображение Цветка Жизни.«Цветок Жизни» - древнейший и наиболее важный из всех символов Сакральной Геометрии . Этот символ, давший название всему направлению, представляет собой сеть девятнадцати взаимопересекающихся сфер.

Когда-то вся жизнь во Вселенной знала «Цветок Жизни» как матрицу Творения - Геометрический План, ведущий нас в это существование и выводящий из него. Тысячи лет эта тайна хранилась в древних объектах материальной культуры, резных изображениях и фресках по всему миру, а также закодированной в клетках всех форм жизни. В его линиях зашифрован процесс развития, по которому движется эволюция – от точки к дуальности, далее к троичности …

Важной Сакральной геометрической формой, характеризующей структуру энергетического поля вокруг нашего физического тела, является Мер-Ка-Ба . Это восьмиконечная звезда, состоящая из двух взаимопересекающихся тетраэдров, представляющих наш мужской и женский аспект в абсолютном равновесии.

Мер-Ка-Ба - это энергетическая структура, соединяющая воедино разум, сердце и физическое тело и являющаяся пространственно-временным средством Восхождения. При этом под Восхождением имеется в виду прохождение в другие измерения в том же самом физическом теле, в отличие от Воскресения, предполагающего физическую смерть и последующее появление в другом измерении.

Восхождение - сознательное вхождение в новое вибрационное измерение - будет претворено в жизнь и пережито Человечеством, если человек вспомнит свое поле Мер-Ка-Ба. А этому может помочь конкретная работа, основанная на определенных навыках работы с формами Сакральной геометрии. Это поможет активировать работу шишковидной железы, высшее предназначение которой - освоение древнего способа дыхания Праной. Это дыхание является ключом к открытию нового сознания.

Активация поля Мер-Ка-Ба позволяет достичь большего совершенства в самоисцелении и помощи другим и дает возможность осознанно формировать будущее, обеспечив надежную защиту в этот сложный переходный период.

ДРУНВАЛО МЕЛЬХИСЕДЕК

Друнвало Мельхиседек - всемирно известный ученый, физик, изобретатель, эколог, эзотерик, целитель и Учитель, автор книги «Древняя тайна Цветка Жизни» .

Друнвало - основатель семинаров «Цветок Жизни» и «Земля и Небо». Эти семинары являются синтезом древних эзотерических знаний и духовных практик (египетских мистерий, суфизма, каббалы, буддизма, индуизма, даосизма, христианства, учений североамериканских индейцев, племен ацтеков, майя, догонов и др.), а также современных научных исследований и достижений.

Задача Друнвало - передать людям эти Знания и навыки, помочь «вспомнить», извлечь из глубин памяти знания, которыми потенциально обладает каждый человек. Это необходимо для осуществления гармоничного перехода Человечества и планеты Земля на новый уровень сознания, из третьего измерения в четвертое.

Жизненный опыт Друнвало Мельхиседека читается как энциклопедия прорывов в человеческом поиске. Он изучал физику и искусство в Калифорнийском университете в Беркли, но, по его собственному мнению, его самое важное образование произошло после колледжа. За последние 25 лет он проходил обучение более чем у 70 учителей, представлявших все возможные системы верований и религиозных представлений, что дало ему широту знания, сострадание и принятие всего.

Удивителен не только ум Друнвало, но и его сердце, его личная теплота, его любовь ко всей жизни повсюду, что сразу понимают и чувствуют все, кто соприкасается с ним. Уже в течение определенного времени он несет свое широчайшее видение мира через программу «Цветок Жизни» и медитацию Мер-Ка-Ба. Это учение охватывает все области человеческого знания, рассматривает развитие человечества от древних цивилизаций до настоящего времени и дает ясность в отношении состояния сознания мира и того, что необходимо для плавного и легкого перехода в 21 столетие.

Статьи Друнвало Мельхиседека, интервью с ним и краткую автобиографию можно найти в книге«Вознесенные Учителя» и серии «Ченнелинг» издательства «София», а также в книгах Боба Фриссела, излагающего Учение Друнвало: «В этой книге нет ни слова правды, но именно так все происходит» и «В этой книге есть немного правды» (К., «София», 1998). В 2000 - 2001 годах издательством «София» совместно с ЭкоЦентром «СВЕТ» переведена на русский язык и издана книга Друнвало Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни» (1 и 2 том), ставшая сразу бестселлером.

В сентябре 1999 года Друнвало Мелхиседек впервые приезжал в Россию, где он с огромным успехом провел два семинара «Земля и Небо», в которых были даны новейшие теоретические и практические знания для подготовки к предстоящему переходу Планеты и Человечества на новый уровень сознания - Сознание Единства.

Друнвало Мелхиседек также прочитал лекцию для широкой аудитории «Учение Альфа и Омега», собравшую более тысячи человек, и провел пресс-конференцию, в которой приняли участие представители самых разных областей знания и человеческой деятельности. В своем выступлении Друнвало рассказал о необычайных феноменах, волнующих сейчас человечество: об НЛО и кругах на полях; о библейском коде и «Живой Воде», с которой связаны надежды на очищение Планеты и исцеление Человечества; о детях с необычайными способностями и о зарождении в недрах нашей цивилизации новой расы людей, имеющих ориентацию на другие жизненные ценности и даже генетические изменения организма.

Визит Друнвало явился важным моментом в развитии потока «Цветок Жизни» в России, дав новый импульс всем тем, кто интересуется вопросами духовной эволюции. А по собственному признанию Друнвало, он ждал этого визита 30 лет и то, что он увидел и почувствовал здесь, помогло ему лучше понять уникальное место и роль наших народов в движении Человечества к осознанию того что, мы все ЕДИНЫ друг с другом, с планетой Земля и со всей Вселенной!

1. ТАЙНА ЦВЕТКА ЖИЗНИ

1.1. УЗОРЫ ЦВЕТКА ЖИЗН

В книге Д.Мелхиседека «Древняя Тайна Цветка Жизни» (том 1, «София»,2000г.) и на сайте www.floweroflife.com приводится рисунок удивительного узора, известного уже древним цивилизациям как Цветок Жизни (рис.1).

Удивительная симметрия и гармония рисунка далеко не случайны. Из древних легенд Востока до нас доходят поистине мистические свойства этого Цветка. Так, эти источники утверждают, что Цветок содержит в себе все известные законы и все известные формулы. И эти утверждения не голословны (Эволюция размерности, Монада «L-T»).

Cовокупность узлов рисунка характеризуется сотовой структурой, состоящей из шестигранников. Иерархичность и инвариантность построения узора Цветка позволяют сделать вывод о том, что каждый узел в этом Цветке также может быть Цветком Жизни.

На этом рисунке, в узлы Цветка Жизни вписаны монадные гексады, взаимодействующие между собой и дополняющие друг друга. Удивительная симметрия и гармония этих гексад, воспроизведенных на рисунках, да и сам рисунок, далеко не случайны. Каждый кружок в этом Цветке является Цветком Жизни. Даже внешние два круга в этом Цветке далеко не случайны. Они имеют очень простой смысл: все многообразие Жизни порождается двумя нейтральными частицами с внутренней тройственностью, имеющими форму сферы. Одна из этих сфер отражает массу Вселенной, а другая - ее энергетическую оболочку.

Хочется обратить сразу внимание еще на один аспект Цветка. Узор Цвета является семеричным. Весь узор формируется единственной окружностью. Одна окружность - центральная, а затем шестью окружностями того же радиуса, с центрами в вершинах правильного вписанного шестиугольника. Эта часть Цветка носит специальное название - семя Жизни. Построение Цветка завершается построением еще 12 окружностей, с центрами в соответствующих вершинах вписанных шестигранников. Таким образом, общее число вершин в Цветке Жизни 19. В древних легендах эта цифра также окутана мистикой. И, видимо, не напрасно. Число 19 можно рассматривать как двухразрядную позиционную систему счисления с основанием 10. Как только счетчик доходит до 20, то старший разряд вытесняется за пределы разрядной сетки и мы получаем 10, с которой начинается рождение новой гексады, но с противоположным направлением энергетического «спина». Таким образом, цифру 19 можно отождествить с вершиной 9 гексады эволюции, в которой происходит смена «дня и ночи Брамы».

1.2. КРЕСТ И КВАДРА ДРЕВНЕГО ЦВЕТКА ЖИЗНИ

Цветок Жизни содержит в себе один, чрезвычайно важный элемент, который Д.Мелхиседек называет Vesica Piscis. Древний Цветок Жизни оказывается сотканным и из Vesica Piscis (рис. 1).

Этот лепесток обладает уникальными свойствами. Он имеет длину (B) и ширину (S), которая везде имеет одно и то же значение. На странице «Весы монады» мы обосновали, что между полюсами монады существует обратно пропорциональная зависимость вида:

т.е. вывернутая наизнанку «инь» трансформируется в «ян», а «ян», вывернутый наизнанку становится «инь». Но и при трансформации «ян» в «инь», а «инь» в «ян» монада не нарушается. Она приобретает иные взаимодополнительные свойства.

Смысл этих монад отражается в законе Ньютона: «всякому действию соответствует равное по модулю противодействие, но направленное в противоположную сторону, т.е. против действия.

Объединяя янскую и иньскую монаду, мы получили тождество

Смысл которого отражается в следующих рисунках.

Нетрудно в обеих рисунках увидеть проявление Vesica Piscis. Это тот первокирпичик, их которого плетутся узоры Цветка Жизни. Квадра и крест «четырех стихий» Vesica Piscis отражают их взаимопревращения во вращающемся кресте и при «крестном ходе»(Законы сохранения). На верхнем рисунке справа показано взаимопревращение стихий во вращающемся кресте. На рисунке справа показаны эквивалентные преобразование на кресте, который получается путем «скручивания» квадры в ленту Мёбиуса.

Из рисунков видно, что C-инвариантность приводит к тому, что «ян» становится уже не «ян», но еще и не «инь». Р-инвариантность трансформирует «-ян» в «-инь», C*-инваринтность «не инь», но еще и «не ян» трансформирует в «инь», а Р*-инвариантность преобразует «инь» в «ян». Отметим, что C-инвариантность отражает зеркальную симметрию (левое становится правым, мужское становится женским), а P-инвариантность трансформирует «внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее).

На рисунке ниже показано, как крест Vesica Piscis плетет двойные спирали Цветка Жизни.

Заметим, что в этом Цветке ровно 19 узлов -Великих пределов, а каждая вершина Vesica Piscis является «родоначальницей собственного креста Vesica Piscis.

Видите, как, по Образу и Подобию, рождается Цветок Жизни и как он приводится во вращение?

Но Vesica Piscis могут формировать и иные узоры.

Сравнивая данный рисунок с предыдущим, мы видим, что в первом рисунке все Vesica Piscis

уравновешены (отражают потенцию Силы), а в последнем рисунке все Vesica Piscis ориентированы в одном и том же направлении, как бы выстраивая Силовые линии двойных спиралей и отражая Цветок в движении.

На странице «Книга перемен» были подробно обоснованы Законы эволюции двойственного отношения «Ян-Инь».

В этом восьмиграннике, который является другой формой записи Единого закона двойственного отношения мы видим девять лепестков Цветка Жизни Ян-Инь.

Девятая вершина является «огненной». Она отражает особое состояние Цветка - ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ.

Размещая исходную монаду Цветка (вершины 1 и 8) в Центр Цветка, мы получим привычную для нас форму записи Единого закона эволюции двойственного отношения.

На этом рисунке Последний и Первый символы объединены в ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ лепестков Цветка. Из этого рисунка непосредственно видна связь с Древним Цветком Жизни.

Посмотрите, какая гармония взаимоотношений между «лепестками»-они соприкасаются одноименными вершинами. При этом каждая шестеренка-лепесток вращается синхронно и синфазно с другими «лепестками», не мешая друг другу, характеризуя Великую гармонию Единого закона.

Цветок жизни водка. Уголовный жаргон

Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Смотреть что такое "цветок жизни" в других словарях:

    Цветок Жизни - Общий вид главного памятника. Цветок жизни мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области. Открыт 28 октября 1968 года. Архитектор Мельников Павел Иванович (1929 неизв … Википедия

    Цветок жизни - мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы П. И. Мельников, А. Д. Левенков и др.). Сооружён в 1968 в долине р. Луппа близ деревни Ковалёво на трассе «Дороги жизни» в память о детях Ленинграда, погибших в дни блокады. На… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Цветок жизни - Памятник Цветок жизни … Википедия

    «Цветок жизни» - Мемориал «Цветок жизни». Мемориал «Цветок жизни». Фрагмент. «Цветок жизни», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы П. И. Мельников, А. Д. Левенков и др.). Сооружён в 1968 в долине р. Луппа близ деревни Ковалёво на трассе «Дороги… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Цветок жизни - Разг. Шутл. ирон. 1. Женские гениталии. 2. Водка. УМК, 234; ББИ, 275; Балдаев 2, 134; Мильяненков, 270; Мокиенко 2003, 139 …

    цветок жизни - водка … Воровской жаргон

    Цветок Жизни (мемориальный комплекс) - Общий вид главного памятника. Цветок жизни мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области. Открыт 28 октября 1968 года. Архитектор Мельников Павел Иванович (1929 неизв.). Создан в… … Википедия

    ЦВЕТОК (ЦВЕТЫ) - Лежать в цветах. Пск. Быть мёртвым, умереть. СПП 2001, 79. Голубой цветок. Разг. Устар. Несбыточная мечта. /i> Восходит к роману немецкого писателя Новалиса «Генрих фон Офтердинген» (1802 г.). БМС 1998, 611. Лазоревый цветок. Дон. Степной… … Большой словарь русских поговорок

    ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ - «ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» (II fiore delle mille e un notte) Италия Франция, 1973, 129 мин. Философская историческая фантазия. Фильм имеет замечательный эпиграф, взятый из арабских сказок: «Истина заключена не в одном сне, она во многих снах».… … Энциклопедия кино

    Цветок тысяча одной ночи (фильм) - Цветок тысяча одной ночи Il Fiore Delle Mille E Una Notte Жанр драма, сказка … Википедия

Книги

  • Цветок жизни. Женские арт-медитациидля раскрашивания , Богданова, Жанна. Мандалу можно с полным правом называть «цветком жизни» – с древних времен считалось, что она является отражением нашей Вселенной. Мандалы способны исполнять желания, и книга научит вас, как… Купить за 129 руб
  • Цветок жизни. Женские арт-медитации для раскрашивания. 17 мандал. , Богданова Ж.. Кому полезна мандала-терапия? Как она может помочь нам в этом стремительном темпе современной жизни? Об этом вы узнаете, окунувшись в мир удивительных изображений, которые волшебным образом…

Сакральная геометрия - морфогенная структура, лежащая в основе самой реальности, на ней базируется даже математика. Большинство физиков и математиков считают числа первичным языком реальности, но, в сущности, только форма создает все физические законы.
Сакральная геометрия это эмблема проявленной реальности. Иногда ее называют "языком света" , а иногда - "языком безмолвия" . Сакральная геометрия действительно является языком, тем языком, посредством которого были сотворены все вещи. Одна из геометрических фигур наиболее важная, цветок жизни (рис. 8.1). Все, что существует в мире или было когда-либо сотворено, создавалось по этому образцу. Все сущее заключено в этом цветке. Нет ничего во Вселенной и не было никогда, что не манифестировало бы себя в этом образе, говорим ли мы о законах физики, о языках, о биологических формах жизни, в том числе и о личности.

ЦВЕТОК ЖИЗНИ

Цветок Жизни содержит все аспекты жизни: все математические формулы и соотношения, законы физики, музыкальные гармонии, биологические формы жизни и принципы творения.
Цветок Жизни – это схема Творения, геометрический план. Это рисунок созидания и он порождает абсолютно гармоничное поле. Он построен так, как построено все во вселенной.

Цветок Жизни – это символ бесконечности и всей проходящей энергии в ее первоначальной форме. Он символизирует абсолютный порядок. Каждая клетка это осознает и поэтому старается ориентироваться на свое происхождение. На основе своей точной символики Цветок Жизни соответствует золотому сечению, с помощью которого образовано сильное поле вибраций.

Цветок Жизни издавна является важнейшим символом защиты и активизации жизненной энергии. Он присутствует повсюду на земле в символике архетипов. Самое старое и известное его изображение (4500 лет) можно увидеть на столбах Осириона в Абидосе в Среднем Египте. В настоящее время устройство Цветок Жизни широко используется, как помошник и надежное средство защиты от вредного воздействия, от электромагнитных излучений.

1. ТАЙНА ЦВЕТКА ЖИЗНИ 1.1. УЗОРЫ ЦВЕТКА ЖИЗНИ

Рис. 1 Удивительная симметрия и гармония рисунка далеко не случайны. Из древних легенд Востока до нас доходят поистине мистические свойства этого Цветка. Так, эти источники утверждают, что Цветок содержит в себе все известные законы и все известные формулы. И эти утверждения не голословны. Cовокупность узлов рисунка характеризуется сотовой структурой, состоящей из шестигранников. Иерархичность и инвариантность построения узора Цветка позволяют сделать вывод о том, что каждый узел в этом Цветке также может быть Цветком Жизни.

Рис. 2 На этом рисунке, в узлы Цветка Жизни вписаны монадные гексады, взаимодействующие между собой и дополняющие друг друга. Удивительная симметрия и гармония этих гексад, воспроизведенных на рисунках, да и сам рисунок, далеко не случайны. Каждый кружок в этом Цветке является Цветком Жизни. Даже внешние два круга в этом Цветке далеко не случайны. Они имеют очень простой смысл: все многообразие Жизни порождается двумя нейтральными частицами с внутренней тройственностью, имеющими форму сферы. Одна из этих

сфер отражает массу Вселенной, а другая – ее энергетическую оболочку.

рис.3 Хочется обратить сразу внимание еще на один аспект Цветка. Узор Цвета является семеричным. Весь узор формируется единственной окружностью. Одна окружность – центральная, а затем шестью окружностями того же радиуса, с центрами в вершинах правильного вписанного шестиугольника. Эта часть Цветка носит специальное название – семя Жизни. Построение Цветка завершается построением еще 12 окружностей, с центрами в соответствующих вершинах вписанных шестигранников. Таким образом, общее число вершин в Цветке Жизни 19. В древних легендах эта цифра также окутана мистикой. И, видимо, не напрасно. Число 19 можно рассматривать как двухразрядную позиционную систему счисления с основанием 10. Как только счетчик доходит до 20, то старший разряд вытесняется за пределы разрядной сетки и мы получаем 10, с которой начинается рождение новой гексады, но с противоположным направлением энергетического “спина”. Таким образом, цифру 19 можно отождествить с вершиной 9 гексады эволюции, в которой происходит смена “дня и ночи Брамы”. 1.2. КРЕСТ И КВАДРА ДРЕВНЕГО ЦВЕТКА ЖИЗНИ Цветок Жизни содержит в себе один, чрезвычайно важный элемент, который Д.Мелхиседек называет Vesica Piscis. Древний Цветок Жизни оказывается сотканным и из Vesica Piscis(рис. 1). Этот лепесток обладает уникальными свойствами. Он имеет длину (B) и ширину (S), которая везде имеет одно и то же значение. Мы обосновали, что между полюсами монады существует обратно пропорциональная зависимость вида: т.е. вывернутая наизнанку “инь” трансформируется в “ян”, а “ян”, вывернутый наизнанку становится “инь”. Но и при трансформации “ян” в “инь”, а “инь” в “ян” монада не нарушается. Она приобретает иные взаимодополнительные свойства. Смысл этих монад отражается в законе Ньютона: “всякому действию соответствует равное по модулю противодействие, но направленное в противоположную сторону, т.е. против действия. Объединяя янскую и иньскую монаду, мы получили тождество Смысл которого отражается в следующих рисунках.
рис.4

Нетрудно в обеих рисунках увидеть проявление Vesica Piscis. Это тот первокирпичик, их которого плетутся узоры Цветка Жизни. Квадра и крест “четырех стихий” Vesica Piscis отражают их взаимопревращения во вращающемся кресте и при “крестном ходе”. На верхнем рисунке справа показано взаимопревращение стихий во вращающемся кресте. На рисунке справа показаны эквивалентные преобразование на кресте, который получается путем “скручивания” квадры в ленту Мёбиуса. Из рисунков видно, что C-инвариантность приводит к тому, что “ян” становится уже не “ян”, но еще и не “инь”. Р-инвариантность трансформирует “-ян” в “-инь”, C*-инваринтность “не инь”, но еще и “не ян” трансформирует в “инь”, а Р*-инвариантность преобразует “инь” в “ян”. Отметим, что C-инвариантность отражает зеркальную симметрию (левое становится правым, мужское становится женским), а P-инвариантность трансформирует “внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее).

На рисунке ниже показано, как крест Vesica Piscis плетет двойные спирали Цветка Жизни.

рис.5 Заметим, что в этом Цветке ровно 19 узлов -Великих пределов, а каждая вершина Vesica Piscis является “родоначальницей собственного креста Vesica Piscis. Видите, как,по Образу и Подобию, рождается Цветок Жизнии как он приводится во вращение? Но Vesica Piscis могут

формировать и иные узоры.


рис.6 Сравнивая данный рисунок с предыдущим, мы видим, что в первом рисунке все Vesica Piscis уравновешены (отражают потенцию Силы), а в последнем рисунке все Vesica Piscis ориентированы в одном и том же направлении, как бы выстраивая Силовые линии двойных спиралей и отражая Цветок в движении. Законы эволюции двойственного отношения “Ян-Инь”.

рис.7 В этом восьмиграннике, который является другой формой записи Единого закона двойственного отношения мы видим девять лепестков Цветка Жизни Ян-Инь. Девятая вершина является “огненной”. Она отражает особое состояние Цветка – ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ. Размещая исходную монаду Цветка (вершины 1 и 8) в Центр Цветка, мы получим привычную для нас форму записи Единого закона эволюции

двойственного отношения.


рис.8 На этом рисунке Последний и Первый символы объединены в ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ лепестков Цветка. Из этого рисунка непосредственно видна связь с Древним Цветком Жизни. Посмотрите, какая гармония взаимоотношений между “лепестками”-они соприкасаются одноименными вершинами. При этом каждая шестеренка-лепесток вращается синхронно и синфазно с другими “лепестками”, не мешая друг другу, характеризуя Великую гармонию Единого закона.

1. ТАЙНА ЦВЕТКА ЖИЗНИ

1.1. УЗОРЫ ЦВЕТКА ЖИЗНИ

В книге Д.Мелхиседека «Древняя Тайна Цветка Жизни» (том 1, «София»,2000г.) и на сайте www.floweroflife.com приводится рисунок удивительного узора, известного уже древним цивилизациям как Цветок Жизни (рис.1).

Рис. 1

Удивительная симметрия и гармония рисунка далеко не случайны. Из древних легенд Востока до нас доходят поистине мистические свойства этого Цветка. Так, эти источники утверждают, что Цветок содержит в себе все известные законы и все известные формулы. И эти утверждения не голословны (Эволюция размерности, Монада “L-T”).

Cовокупность узлов рисунка характеризуется сотовой структурой, состоящей из шестигранников. Иерархичность и инвариантность построения узора Цветка позволяют сделать вывод о том, что каждый узел в этом Цветке также может быть Цветком Жизни.

Рис. 2

На этом рисунке, в узлы Цветка Жизни вписаны монадные гексады, взаимодействующие между собой и дополняющие друг друга. Удивительная симметрия и гармония этих гексад, воспроизведенных на рисунках, да и сам рисунок, далеко не случайны. Каждый кружок в этом Цветке является Цветком Жизни. Даже внешние два круга в этом Цветке далеко не случайны. Они имеют очень простой смысл: все многообразие Жизни порождается двумя нейтральными частицами с внутренней тройственностью, имеющими форму сферы. Одна из этих сфер отражает массу Вселенной, а другая – ее энергетическую оболочку.

рис.3

Хочется обратить сразу внимание еще на один аспект Цветка. Узор Цвета является семеричным. Весь узор формируется единственной окружностью. Одна окружность – центральная, а затем шестью окружностями того же радиуса, с центрами в вершинах правильного вписанного шестиугольника. Эта часть Цветка носит специальное название – семя Жизни. Построение Цветка завершается построением еще 12 окружностей, с центрами в соответствующих вершинах вписанных шестигранников. Таким образом, общее число вершин в Цветке Жизни 19. В древних легендах эта цифра также окутана мистикой. И, видимо, не напрасно. Число 19 можно рассматривать как двухразрядную позиционную систему счисления с основанием 10. Как только счетчик доходит до 20, то старший разряд вытесняется за пределы разрядной сетки и мы получаем 10, с которой начинается рождение новой гексады, но с противоположным направлением энергетического “спина”. Таким образом, цифру 19 можно отождествить с вершиной 9 гексады эволюции, в которой происходит смена “дня и ночи Брамы”.

1.2. КРЕСТ И КВАДРА ДРЕВНЕГО ЦВЕТКА ЖИЗНИ

Цветок Жизни содержит в себе один, чрезвычайно важный элемент, который Д.Мелхиседек называет Vesica Piscis. Древний Цветок Жизни оказывается сотканным и из Vesica Piscis (рис. 1).

т.е. вывернутая наизнанку “инь” трансформируется в “ян”, а “ян”, вывернутый наизнанку становится “инь”. Но и при трансформации “ян” в “инь”, а “инь” в “ян” монада не нарушается. Она приобретает иные взаимодополнительные свойства.

Смысл этих монад отражается в законе Ньютона: “всякому действию соответствует равное по модулю противодействие, но направленное в противоположную сторону, т.е. против действия.

Объединяя янскую и иньскую монаду, мы получили тождество.

Нетрудно в обеих рисунках увидеть проявление Vesica Piscis. Это тот первокирпичик, их которого плетутся узоры Цветка Жизни. Квадра и крест “четырех стихий” Vesica Piscis отражают их взаимопревращения во вращающемся кресте и при “крестном ходе”(Законы сохранения). На верхнем рисунке справа показано взаимопревращение стихий во вращающемся кресте. На рисунке справа показаны эквивалентные преобразование на кресте, который получается путем “скручивания” квадры в ленту Мёбиуса.

C-инвариантность приводит к тому, что “ян” становится уже не “ян”, но еще и не “инь”. Р-инвариантность трансформирует “-ян” в “-инь”, C*-инваринтность “не инь”, но еще и “не ян” трансформирует в “инь”, а Р*-инвариантность преобразует “инь” в “ян”. Отметим, что C-инвариантность отражает зеркальную симметрию (левое становится правым, мужское становится женским), а P-инвариантность трансформирует “внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее).

Заметим, что в этом Цветке ровно 19 узлов -Великих пределов, а каждая вершина Vesica Piscis является “родоначальницей собственного креста Vesica Piscis.

Видите, как, по Образу и Подобию, рождается Цветок Жизни и как он приводится во вращение?

Но Vesica Piscis могут формировать и иные узоры.

рис. 6

Сравнивая данный рисунок с предыдущим, мы видим, что в первом рисунке все Vesica Piscis

уравновешены (отражают потенцию Силы), а в последнем рисунке все Vesica Piscis ориентированы в одном и том же направлении, как бы выстраивая Силовые линии двойных спиралей и отражая Цветок в движении.

На странице “Книга перемен” были подробно обоснованы Законы эволюции двойственного отношения “Ян-Инь”.

В этом восьмиграннике, который является другой формой записи Единого закона двойственного отношения мы видим девять лепестков Цветка Жизни Ян-Инь.

Девятая вершина является ”огненной”. Она отражает особое состояние Цветка – ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ.

Размещая исходную монаду Цветка (вершины 1 и 8) в Центр Цветка, мы получим привычную для нас форму записи Единого закона эволюции двойственного отношения.

На этом рисунке Последний и Первый символы объединены в ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ лепестков Цветка. Из этого рисунка непосредственно видна связь с Древним Цветком Жизни.

Посмотрите, какая гармония взаимоотношений между “лепестками”-они соприкасаются одноименными вершинами. При этом каждая шестеренка-лепесток вращается синхронно и синфазно с другими “лепестками”, не мешая друг другу, характеризуя Великую гармонию Единого закона.

Концепция “Цветок Жизни” представляет собой из глубины веков идущую эзотерическую информацию о том, как можно осознанно использовать для духовного роста принципы Сакральной Геометрии – геометрии форм, лежащей в основе жизни и всех других проявлений во Вселенной.

Эти формы издревле считались Cакральными (священными). Они являются подосновой нашего существа и свидетельствуют о Божественном Порядке в нашей Реальности. Мы можем проследить этот Порядок от невидимого атома до бесконечных созвездий. Сакральные формы повсеместно обнаруживаются во всем сущем: в теле человека и других живых существ, кристаллах, планетах, звездах, галактиках.

Сакральная Геометрия – это универсальный язык мироздания, открывающий доступ к древнему знанию, содержащемуся в памяти наших клеток.

Это – ключ к пониманию сущности духовной эволюции и взаимосвязи всех физических и духовных явлений. Именно Сакральная Геометрия составила основу теоретических знаний и духовных практик, которым учили в древнеегипетской школе Эхнатона «Правый глаз Гора».

Символом и «ключом», открывающим скрытые знания, является изображение Цветка Жизни. «Цветок Жизни» – древнейший и наиболее важный из всех символов Сакральной Геометрии . Этот символ, давший название всему направлению, представляет собой сеть девятнадцати взаимопересекающихся сфер.

Когда-то вся жизнь во Вселенной знала «Цветок Жизни» как матрицу Творения – Геометрический План, ведущий нас в это существование и выводящий из него. Тысячи лет эта тайна хранилась в древних объектах материальной культуры, резных изображениях и фресках по всему миру, а также закодированной в клетках всех форм жизни. В его линиях зашифрован процесс развития, по которому движется эволюция – от точки к дуальности, далее к троичности …

Важной Сакральной геометрической формой, характеризующей структуру энергетического поля вокруг нашего физического тела, является Мер-Ка-Ба . Это восьмиконечная звезда, состоящая из двух взаимопересекающихся тетраэдров, представляющих наш мужской и женский аспект в абсолютном равновесии.

Мер-Ка-Ба – это энергетическая структура, соединяющая воедино разум, сердце и физическое тело и являющаяся пространственно-временным средством Восхождения. При этом под Восхождением имеется в виду прохождение в другие измерения в том же самом физическом теле, в отличие от Воскресения, предполагающего физическую смерть и последующее появление в другом измерении.

Восхождение – сознательное вхождение в новое вибрационное измерение – будет претворено в жизнь и пережито Человечеством, если человек вспомнит свое поле Мер-Ка-Ба. А этому может помочь конкретная работа, основанная на определенных навыках работы с формами Сакральной геометрии. Это поможет активировать работу шишковидной железы, высшее предназначение которой – освоение древнего способа дыхания Праной. Это дыхание является ключом к открытию нового сознания.

Активация поля Мер-Ка-Ба позволяет достичь большего совершенства в самоисцелении и помощи другим и дает возможность осознанно формировать будущее, обеспечив надежную защиту в этот сложный переходный период.

ЦВЕТОК ЖИЗНИ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Цветок Жизни отражает эволюцию ВСЕХ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН ВО ВСЕХ ВСЕЛЕННЫХ.

Рис. 10

Удивительная симметрия и гармония рисунка далеко не случайны. Из древних легенд Востока до нас доходят поистине мистические свойства этого Цветка. Так, эти источники утверждают, что Цветок содержит в себе все известные законы и все известные формулы.

И эти утверждения не голословны. Совокупность узлов рисунка характеризуется строго сотовой структурой, состоящей из "шестигранников". Если такой Цветок представить в виде "футбольного мяча, сшитого из шестиугольников, то мы получим космологическую модель

Рис. 11

Данная фотография приводится из журнала «Нэшил джиогрэфик» (Д.Мелхиседек, «Древняя Тайна Цветка Жизни», том 1,стр.71), на которой показано, что Галактики окружены энергетическими сферами. На фотографии вида и энергетическая сфера крошечной галактики с двумя спиралевидными рукавами, заключенная вместе с группой отдельно стоящих звезд в энергетическую сферу. Вне этой сферы есть другая огромная энергетическая сфера (решетка из шестиугольников).

Далее, академик А.Акимов пришел к выводу о том, что физический вакуум представляет собой сверплотную упаковку фитонов-частиц, которые по своей структуре напоминают "футбольный мяч", сшитый из "шестиугольников".

А теперь, внимание. Посмотрите на рис. 2. Здесь в явном виде видно, что каждая физическая величина является центром собственного "шестиугольника". Нетрудно понять, что каждый сектор такой энергетической оболочки имеет свой управляющий центр в центре такого "мяча". Тогда такой центр будет интегрирован в единый центр сферы и, следовательно, будет существовать ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ такой сферы. Этот ВЕЛИКИЙ ЦЕНТР и будет ядром фитона.

Другими словами, фитон и атом оказываются едиными. В структуре энергетической оболочки атома отражается, по образу и подобию, структура ядра атома. Но на страницах сайта мы неоднократно обсуждали проблему конечности Периодической системы химических элементов (О химических элементах ), что в Периодической системе химических элементов не может быть более 120 элементов, причем 119 и 120 элементы относятся уже к другой Периодической системе элементов, являясь ее монадой. Поэтому и в энергетической оболочке атома может содержаться не более 120 "шестиугольников. Таким образом Периодическая система химических элементов - это фитон, "сшитый" из 120 "шестиугольников".

Таким образом, умозрительные конструкции (фитоны) академика Акимова имеют право на жизнь во всех сферах, где происходят взаимодействия физических величин, и в микромире, и в мегамире, и вообще во всех мирах нашего "проявленного" мироздания.

Таким образом, оказывается, что мифический фридмон, по образу и подобию которого форми руются фракталы, и фитон, в узком смысле, оказались, по своей сущности, едиными, целостными.

При этом понятие фридмона, в широком смысле совпадают с его сущностью в узком смысле, ибо фридмон не покушается на абсолютность своей первоструктуры, а вот наш, "проявленный" в 3-х мерном мире фитон, такими широкими возможностями не обладает.

В иных мирах существую иные фитоны, ибо далеко не все миры являются объемными (трехмерными, как наш). Из анализа гармонической системы размерностей видно, что среди них есть миры с меньшей мерностью. Это значит, что существуют реальные миры.

Так, например, Великий ПРЕДЕЛ мира, отражаемый собственным пространством-временем

L -3 T -1 характеризуется тем, что "энергия" в этом 3-хмерном пространстве выражается формулой

E=mC

В мире L -4 T - 2 "масса" проявляет уже свойства 4-х мерного пространства. Это значит, что в таком мире существенное значение имеет уже четвертое (нульмерное) измерение пространства.

Есть и 2-мерные миры, где "живут плоскарики", и даже одномерные миры. Поэтому иерархичность и инвариантность построения гармонического узора Цветка позволяют сделать вывод о том, что каждый узел в этом Цветке также может быть Цветком Жизни.

Из предположения А.Е.Акимоа о том, что атом есть два вращающихся в противоположном направлении вихря-фитонов можно сделать предположение, что атом соткан из двойных фитонов атомных подоболочек и формируя таким образом самосогласованное "фитонное" поле атома.

И такое поле не есть сумма полей в прямом смысле этого слова. Такое поле представляет собой самодостаточное, целостное формирование, каждый узел которого связан с соответствующим сегментом (шесть узлов) внутренних энергетических подоболочек фитона-атома. Каждый внутренний узел может контролировать собственный шестиуголный сегмент. При этом вершина последнего сегмента энергетической оболочки будет погружена в ядро атома, интегрируясь в единое целое с атомной структурой. Ну чем не генетическая программа внутриутробного развития живых организмов?

Великие Пределы двойственных отношений обладают многими замечательными свойствами, которые подробно обосновываются на страницах сайта.

Такая вездесущая "проявленность" фитонов на всех уровнях мироздания, приводит к представлению об общности свойств фитонов и фридмонов, сохраняющих свойства подобия (фрактальность) на всех уровнях мироздания. Поэтому на мой взгляд, в общем случае следует использовать здесь понятие не фитон, а фридмон, которое отражает фрактальность строения мироздания.

При этом самое уникальное свойство пространства-времени проявляется в концепции "Все есть число". Эта концепция характеризуется тем, что пространство - время (L-T) обладает способностью инвариантных преобразований высших измерений в низшие и наоборот. При этом каждое низшее измерение отражает в себе симметрию высших измерений. Например, проекция пространственных кристаллов (Платоновых тел, гипер Платоновых тел и т.п.) на плоскость (свертка к двумерному пространству-времени) порождает матрицу, отражающую симметрию свернутого пространства-времени. Например, выше мы показали, что фрагмент матрицы (рис. 3) размерностью 3х3, представляет собой проекцию Куба на плоскость. Проекция гиперкуба на плоскость отражается в симметрии матрицы И-Цзин, и т.д.

На многих страницах сайта эти изумительные свойства Древнего Цветка Жизни рассматриваются более подробно.

Поэтому не напрасно считается (Д. Мелхиседек, т.1, стр. 45), что:

"... в пропорциях этого рисунка содержатся все до единого аспекты жизни. Рисунок содержит все до единой математической формулы, каждый закон физики, любую музыкальную гармонию, любую биологическую форму жизни вплоть до нашего тела. Он содержит каждый атом, каждый уровень измерения, абсолютно все, что есть внутри вселенных волновой природы."

September 5th, 2016

Многомерная реальность наиболее понятным образом выражена одним из древнейших сакральных символов - Цветком Жизни, на модели которого построен весь наш мир. В известной нам версии он содержит центр и окружность, в которую вписаны множественные самоподобные аспекты- фракталы этой окружности.

Океан и его течения, моря, структуры его капель, снежинки, соты (в т.ч. ), вибрация звука на воде, тонкие тела... все содержат кристаллическую решетку с удивительной симметрией и центром. Сакральная геометрия почти везде соблюдена в совершенстве.

Одним из древнейших знаков Единого/ Архитектора/ Творца является точка в круге, олицетворяющая наблюдателя, окруженного бесконечностью, а человек, как мы помним - это Его фрактал, воплощенный аспект Творца, многомерная Душа, имеющая возможность расширить свое поле до бесконечности, если желаете:

Где нет точки, не могут возникнуть линия, плоскость или тело. Это то основание, на котором в действительности покоятся три физических измерения. Отсюда со всей очевидностью следует и причина, по которой масоны с незапамятных времен признавали Точку символом Бога — Великого Архитектора Вселенной. Ист

ВЫ и есть эта центральная точка, Искра Творца, обладающая многочисленными телами и полевыми структурами, вы закутаны в эти тела -- физическое, эфирное, астральное, ментальное +++... и еще массу нам доселе неизвестных, ибо неприменимых в этой плотности. На самых тонких ("высоких, глубоких и широких") уровнях ВАС вы не имеете форм и обычно принимаете сферическую или яйцеобразную природу, как самую энергосберегающую и удобную. В центре всех ваших тел, примерно на уровне вашего сердечного центра и солнечного сплетения, горит Искра, окруженная сотнями, тысячами различных кристаллов - своих малых фракталов, дающая доступ к неимоверным возможностям.

На Цветке Жизни -- его 6-гранных и 12-гранных моделях -- построена вся местная система, он на самом деле многомерен и не является просто кругами на плоскости, а взаимопроникающими сферами (влияния), взаимодействующими в общем поле: центровые точки и их бесконечные сферы пересекаются индивидуальными полями (аурами) внутри общего игрового поля. В этом поле существуют общие законы и ограничения, а также внешняя мембрана ("стенка" общей сферы), выступающая как граница игровой песочницы и на некоторых уровнях отделяющая песочницу от других, каждая из которых тоже содержит маленькие версии самой себя.

Трехмерная версия Цветка Жизни обычно называется Яйцом Жизни, подумайте почему:


Каждый новый узор порожден своим несущим полем, как узоры из песка порождены звуком в этом клипе:


Воздействие вибрации звука на песок

Небольшое дополнение по Древу Жизни. оно олицетворяет не только торроид (магнитное поле), но и течение энергии между кроной и корнями (поэтому они и переплетаются). Этой энергией могут быть целые галактики, перемещающиеся в разных слоях вселенной, могут быть души внутри древа рода, могут быть кванты в атоме и тд.

Учитывая, что в Мироздании все фрактально и подобно, эта модель также применима как к проходящей деление клетке организма, так и к отдельной душе, воплощенной во множественных ветках реальности, так и к звездным командам (12+1), так и к разным переплетающимся веткам истории Земли, так и к целым мирам и вселенным -- клеткам , постоянно взаимодействующим друг с другом. Иными словами, каждая сфера на любом из уровней -- это аспект Творца, познающий себя наравне с другими аспектами внутри общей реальности и на общих правилах.

Отрывок сеанса:

В: Как выглядит околоземное пространство, если смотреть с орбиты?
О: Я не знаю, откуда я это наблюдаю, тут реальность не та, к которой привык мозг, но выглядит это как мыльный пузырь. В этом пузыре вижу Землю и луну, других планет не вижу
В: А солнце?
О: Солнце вижу размером с луной, как лампочку
В: А где Ярило - то огромное светило, которому поклонялись наши предки, где сама звезда?
О: Ощущение, что мыльный пузырь не один, он -- как будто часть пены, и в соседних пузырях находятся планеты и само солнце... не лампочка, настоящее... Меня тянет все выше и выше, выхожу на уровень того, что можно назвать галактикой. Внизу вижу пену... просто бескрайнюю радужную пену из пузырей...
В: Это звездные системы галактики?
О: В нашем понимании - да, но это больше похоже на целые миры, с несколькими уровнями, не все можно назвать звездными системами или даже планетами в нашем понимании. Каждый пузырь содержит пузыри внутри себя, причем некоторые пересекаются между собой, другие -- нет.
В: Это похоже на цветок жизни?
О: Да, однозначно, но здесь он многомерный, не плоский. И миры находятся в цветовых зонах: красные миры в красной зоне, желтые в желтой и т.д.
В: Что означают эти цвета?
О: Настройки и энергии миров. Сложно сказать, надо идти в каждый и смотреть отдельно

Комментарий оператора:
Примерно так выглядел образ, только было намного меньше темных цветов и намного больше пузырей на радужном фоне. Именно как разноцветная пена на разноцветном фоне:



Каждая рождаемая таким образом клетка сознания или целый мир имеет свои вибрационные характеристики, обусловленные сделанными этой клеткой (или всеми её обитателями) выборами, которые на примере человека можно выразить так:

"Аура человеческая постоянно вибрирует на ключе, задаваемом мыслью. Мысль имеет окраску, окрашивая и ауру своим цветом. Цвета распределяются по цветовой шкале. Комбинации цветов ауры могут быть всевозможные. Гармонические встречаются реже. Симфония аурических цветов указывает на достижения духа. Обычно цвета изменяются и варьируются (самотеком) самопроизвольно, без сознательного вмешательства воли. Если мыслью окрашивается аура в определенный цвет или сочетание цветов, то и мы сленное представление тех или иных цветов воздействует на ауру, окрашивая ее соответственно. Но представление цвета должно быть живым и ярким. Таким образом, на ауру человека, животного и растения может быть оказано очень сильное воздействие путем окутывания объекта лучом мысли определенного цвета. Разные цвета имеют разное влияние на нервную систему человека. Цветовое воздействие мощно. Лаборатория человеческого организма, порождая лучи различной расцветки и силы, может оказывать сильное воздействие не только на отдельных людей, но и целые собрания и округу. Владыка Лучами Своими Управляет миром. При помощи Лучей совершается это управление. Лучи посылаются как отдельным лицам, так и целым странам. В корне их лежит мощь их цветового воздействия на ауры человеческие. Синим лучом можно мгновенно потушить алое пламя гнева. Воздействие происходит по принципу: подобное усиливается подобным и нейтрализуется противоположным" Грани Агни Йоги

На границе сна и и другого сна, на мембране реальностей я стою над кипящим пузырящимся чаном. В нем вся информация о том, что происходит. Я стояла так не один раз не в одной жизни. Я смотрю на кипящие пузыри и читаю в них тысячи вариантов историй. Кто автор? Кто пишет эти нескончаемые романы про «жизнь»? Тысячи отражений Истока неусыпно снящих самих себя….

Реальности капсулируются. Все похоже на громадное варево - пузырящиеся и окукливающиеся сферы, разъединяющие одних и собирающие других. Мембраны пузырей уплотняются и окрашиваются в строгом соответствии с эманациями внутренних обитателей. На некоторых территориях уже яркий процесс кипения, другие только начинают пускать мелкие пузыри со дна, из глубин спящего сознания. Неоднородность процесса не мешает его развитию. Потенциал настолько велик и величествен, что трудно даже приближаться к его рассматриванию.
Перемещаться из одних пузырей реальностей в другие могут только подготовленные и обученные сущности. Скоро может наступить момент такого вибрационного удаления, что будучи рядом, невидимы и непроницаемы будут.

Вечный Огонь и его разлетающиеся Искры. Безмерный Океан и его блестящие Капли:

Процессы творения фрактальны и подобны, что внизу, то и наверху. Как пузыри пены сливаются и разделяются друг с другом, души постоянно соприкасаются своими полями -- тонкими телами, обмениваются , повторяя древний узор Цветка Жизни.

Целые миры делают то же самое -- они сливаются и разделяются, притягиваясь по принципу "подобное к подобному", оставаясь при этом в рамках общей сферы влияния, обеспечивающей квантовую запутанность , а значит и взаимную связь всего со всем -- , растущее как единый, многомерный, многоликий организм, лучезарный Разум Мироздания, проявляющий себя во всех стихийных возможностях.

Отрывающаяся от Очага и улетающая в неизвестность Искра или сверкающая капля Океана, свободная вернуться назад и влиться обратно в Единство в любой момент...

С какой из этих ипостасей вы себя ассоциируете?