К общественным отношениям относятся связи. К общественным отношениям не относятся: отношения в семье отношения

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так-же связи, возникающие между различными социальными груп-пами (или внутри них), принято называть общественными от-ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про-цессе общения и совместной деятельности относят к обществен-ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше-ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо-гут быть условно разделены на две группы:

Материальные;

Духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо-средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про-ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж-личностные отношения - отношения между отдельными инди-видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей-ствий:

Между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

Между тремя индивидами (например, семья);

Между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша-тели);

Между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно-вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро-ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией . Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об-щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона-ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен-но философское учение об обществе на сегодняшний день явля-ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды , которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату-ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин-дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.


В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на-капливались в недрах философии, выделилась и стала состав-лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня-тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом .

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн-гельс разработали учение об общественно-экономических фор-мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест-венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически-ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю-дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи-талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде-ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель-ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона , Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри-ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео-рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Первая - доиндустриальная (аграрная);

Вторая - индустриальная;

Третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель-ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен-ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо-го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест-венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче-ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со-циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе-ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро-вождаются социальными конфликтами и социальными ре-волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео-рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци-вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

Тест «Общество» В 2

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2 . Человек воздействует на природу:

1) Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1) революционный характер перемен

2) скачкообразность

3) насильственные методы

4) постепенность

А9 . К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны

2) распространение наркомании

3) дефицит природных ресурсов

А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от­дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма­териальный мир.

А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо­ит в:

1) эволюции человека как гармонично развитой личности

2) улучшении нравов

3) развитии науки и разума

4) росте идеалов истины и справедливости

А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

1) любая последовательность событий

2) живая память общества, народа, социальной группы

3) прошлое, давно минувшее

4) сущностная динамика общественного развития

А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - куль­тура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабиль­ности и развития человеческого общества, сколь генетическое разно­образие - для природы.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А16 . Вопросы власти, государства решаются в:

1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере

А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества явля­ется:

1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2) строительство египетских пирамид

3) распад империи Карла Великого

4) объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

1) были благоприятны для занятия земледелием

2) позволяли тщательно обрабатывать землю

3) требовали крайнего напряжения сил

4) слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики , социальных и политических институтов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

1) Традиционное общество

2) Индустриальное общество

Ответ___________

В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества

1) Преимущественное развитие тяжелой промышленности

3) Жесткая, иерархическая структура общества

4) Развития система общественного разделения труда

5) Высокая социальная мобильность населения

6) Преобладание в экономике аграрного сектора

Ответ____________

В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Ответ__________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»

Ответ________________

В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.

1) Потребительское отношение к природе

2) Уважение к традициям и законам

3) Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию

4) Разнообразие норм социального поведения

5) Разработка фундаментальных научных теорий

6) Консерватизм

Ответ___________________

Естественная или окружающая

Автоматизация

1.1. Общество как динамичная система

1. Понятие «динамичная система» относится:

1) только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;

2) только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.

2. Закончите определение «Общество – это…»:

1) определенный этап исторического развития человечества;

2) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности;

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

3. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей»:

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

4. Понятие «общество» не включает в себя положение:

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

5. К основным признакам общества как системы относятся:

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

4) этап исторического развития.

6. К числу основных подсистем общества относится:

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

7. К элементам общества относятся:

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

8. К общественным отношениям относятся связи между:

1) климатическими условиями и сельским хозяйством;

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

4) различными социальными группами.

9. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) стабильность элементов;

2) неизменность социальных групп;

3) обособленность от природы;

4) обновление социальных форм.

10. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) наличие общественных отношений;

2) связи между подсистемами общества;

3) саморазвитие;

4) способы взаимодействия людей.

1.2. Общество и природа

1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества:

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

3) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир;

4) общество потеряло связь с природой.

2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи:

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

4) отношений собственности и социальной структуры.

3. Общей чертой общества и природы является:

1) действие в роли творца культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) возможность существовать независимо друг от друга.

4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

1) принятие нового Трудового кодекса;

2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян;

3) установление прожиточного минимума;

4) предоставление льгот ветеранам войны.

5. Примером взаимодействия природы и общества является:

1) глобальное потепление климата;

2) изменение демографической ситуации;

3) развитие сферы производства;

4) рост городов.

6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют:

1) научно-техническими; 3) культурными;

2) социальными; 4) экологическими.

7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что:

1) природа – часть общества;

2) природа определяет развитие общества;

3) природа оказывает влияние на общество;

4) природа не зависит от общества.

8. В процессе развития общество:

1) обособилось от природы, но тесно связано с ней;

2) обособилось от природы и не зависит от нее;

3) осталось частью природы;

4) перестало оказывать влияние на природу.

9. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества:

1) выборы президента;

2) усиление маргинализации общества;

3) принятие экологического законодательства;

4) концерт симфонической музыки.

10. Что отличает природу от общества:

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

1.3. Общество и культура

1. Понятие «вторая природа» характеризует:

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

2. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого – это:

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

3. К материальной культуре относят:

1) здания;

2) знания;

3) символы;

4. К духовной культуре относят:

1) знания; 3) транспорт;

2) предметы быта; 4) оборудование.

5. Первоначальное значение слова «культура» – это:

1) создание искусственных материалов;

2) возделывание почвы;

3) правила поведения в обществе;

4) создание художественных произведений.

6. Какое из утверждений является неверным:

1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;

2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга;

3) культура представляет меру человеческого в человеке;

4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.

7. Культурными универсалиями называют:

1) совокупность норм поведения;

2) особенности национальной культуры;

3) совокупность знаний об обществе;

4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.

8. Какое из утверждений является верным:

1) общество – часть культуры;

2) общество и культура неразрывно связаны;

3) общество и культура существуют независимо друг от друга;

4) общество может существовать вне культуры.

9. К культурным универсалиям не относятся:

1) наличие языка;

2) институт брака и семьи;

3) религиозные ритуалы;

4) особенности национальной культуры.

10. К материальной культуре относят:

1) транспортные средства;

2) систему ценностей;

3) мировоззрение;

4) научные теории.

1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:

1) экономической; 3) политико-правовой;

2) социальной; 4) духовной.

2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся сферы общества;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы общественной жизни;

4) элементы общественной жизни.

3. К социальной сфере жизни общества относят :

1) власть, государство;

2) производство материальных благ;

3) классы, нации;

4) наука, религия.

4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:

2) социальную; 4) духовную.

6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:

1) экономическую; 3) политическую;

2) социальную; 4) духовную.

7. К политической сфере общественной жизни можно отнести:

1) отношения между классами;

2) отношения в процессе материального производства;

3) отношения, возникающие по поводу государственной власти;

4) отношения морали и нравственности.

8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:

1) экономическую сферу;

2) политическую сферу;

3) социальную сферу;

4) духовную сферу.

9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны;

2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга;

3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику;

4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.

1.5. Важнейшие институты общества

1. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):

3) природа;

4) традиции.

2. Семья, школа, государство – это:

1) сферы общественной жизни;

2) элементы общества;

3) социальные институты;

4) общественные отношения.

3. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) создания материальных благ;

2) организации досуга;

3) социализации;

4) биологического воспроизводства.

4. Что характеризует экономическую функцию семьи:

1) ведение домашнего хозяйства;

2) опека над малолетними;

3) организация семейного отдыха;

4) воспроизводство населения.

5. Государство, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) организации досуга;

2) социализации;

3) производства материальных благ;

4) обеспечения безопасности и социального порядка.

6. Удовлетворение потребностей в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний связано в первую очередь с деятельностью:

1) политических институтов;

2) экономических институтов;

3) института семьи;

4) духовных институтов.

7. Какой из социальных институтов возник раньше других:

1) производство; 3) государство;

2) семья; 4) образование.

8. С деятельностью какого социального института связаны социальные роли: законодатель, избиратель:

1) производства; 3) государства;

2) семьи; 4) образования.

9. Устойчивая совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение общественных функций и строится на основе определенных норм, называется:

1) сферой общественной жизни;

2) этапом общественного развития;

3) социальным институтом;

4) социальным элементом.

10. Досуговая функция семьи состоит в:

1) воспитании подрастающего поколения;

2) производстве материальных благ;

3) организации летнего отдыха;

4) воспроизводстве населения.

1.6. Многообразие путей и форм общественного развития

1. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество:

1) господствующее положение церкви;

2) активное внедрение науки и техники в производство;

3) отделение церкви от государства;

4) светский характер культуры.

2. Преобладание патриархального типа семьи характерно для:

1) индустриального общества;

2) традиционного общества;

3) информационного общества;

4) индустриального и информационного общества.

3. Выберите верное суждение:

1) в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства;

2) в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи;

3) для традиционного общества характерен процесс компьютеризации промышленности;

4) в традиционном обществе преобладала светская культура.

4. Какой из признаков характеризует индустриальное общество:

1) ведущая роль сельского хозяйства;

2) преобладание промышленности;

3) отсутствие разделения труда;

4) решающее значение сферы услуг.

5. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность стала подчиняться общине;

2) происходит вытеснение религии из общественной жизни;

3) возросла роль обычаев в общественной жизни;

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

6. Для постиндустриального общества характерно: 1) сословное деление общества;

2) натуральный характер хозяйства;

3) преобладающее развитие сферы услуг;

4) выделение торговли как особой сферы деятельности.

7. Основой постиндустриального общества являются:

1) информация и знания; 3) знания и труд;

2) капитал и труд; 4) земля и знания.

8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу:

1) упрочилось преобладание сельского хозяйства;

2) усилились основные различия;

3) наука становится производительной силой общества;

4) усиливается роль религии.

9. Для постиндустриального общества характерна ведущая роль:

1) добывающей промышленности;

2) перерабатывающей промышленности;

3) сельского хозяйства;

4) информационных технологий.

10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности характерны:

1) только для традиционного общества;

2) для традиционного и индустриального общества;

3) только для индустриального общества;

4) для индустриального, постиндустриального общества.

1.7. Проблема общественного прогресса

1. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса впервые обосновал:

1) французский просветитель Ж. Кондорсе;

2) древнегреческий поэт Гесиод;

3) древнегреческий философ Платон;

4) немецкий ученый К. Маркс.

2. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:

1) влияние природной среды;

2) противоречия, возникающие между социальными силами внутри общества;

3) стремление людей к новому, более совершенному;

4) все перечисленное выше.

3. Что является высшим критерием общественного прогресса:

1) уровень развития производительных сил;

2) уровень развития науки;

3) моральное, духовное состояние общества;

4) человек, качество его жизни.

4. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется:

1) прогрессом; 3) реформой;

2) регрессом; 4) эволюцией.

5. Направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному называется:

1) прогрессом; 3) реформой;

2) регрессом; 4) революцией.

6. Характерным признаком прогресса является:

1) локальный характер;

2) временной характер;

7. Изменения в одной сфере жизни общества, не затрагивающие основ существующего строя, называются:

1) реформами; 3) прогрессом;

2) революцией; 4) регрессом.

8. Изменения во всех сферах общественной жизни, приводящие к смене существующего строя, называются:

1) реформами; 3) прогрессом;

2) революцией; 4) регрессом.

9. Характерным признаком регресса является:

1) временной характер;

2) постоянный характер;

3) всеобщий характер;

4) переход от низшего к высшему.

10. Выберите верное суждение:

1) развитие общества не знает попятного движения, скачков назад;

2) понятие «прогресс» указывает направление развития общества – от низшего к высшему;

3) регресс имеет постоянный характер;

4) реформы приводят к смене существующего строя.

1.8. Целостность современного мира, его противоречия

1. Целостность современного мира проявляется:

1) во взаимосвязи государств и народов;

2) в преобладании внешней торговли над внутренней;

3) в совпадении государственных границ и территории проживания этноса;

4) в наличии противоречий между странами.

2. Процесс усиления интеграционных связей и взаимозависимости между организациями, государствами называется:

1) информатизация; 3) глобализация;

2) дезинтеграция; 4) профилизация.

3. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) – пример глобализации:

1) экономической; 3) социальной;

2) политической; 4) культурной.

4. Примером глобализации экономики служит:

1) Североатлантический блок НАТО;

3) Всемирная торговая организация (ВТО);

4) Европарламент.

5. Выберите верное суждение о последствиях глобализации:

1) глобализация не оказывает влияния на развитие общества;

2) глобализация имеет исключительно позитивное влияние;

3) глобализация имеет исключительно негативное влияние на экономику, усиливая экономическое отставание отдельных регионов;

4) глобализация имеет противоречивые последствия.

6. К санкциям международного сообщества не относится:

1) ограничение торговли;

2) прекращение международной помощи;

3) предоставление кредитов;

4) дискриминация в торговле.

7. Деятельность какой междун ародной организации связана с процессом политической глобализации:

1) МВФ; 3) ООН;

2) ВТО; 4) ЮНЕСКО.

8. Целостность современного мира подрывается:

1) культурными различиями между народами;

2) конфронтацией между государствами;

3) различием темпов экономического развития;

4) социальным расслоением в обществе.

9. Выберите верное суждение о характеристике современного мира:

1) современный мир целостен и непротиворечив;

2) современный мир противоречив, поэтому не может быть целостным;

3) современный мир характеризуется целостностью и противоречивостью;

4) глобальные противоречия определяют облик современного мира.

10. Укреплению целостности современного мира способствуют:

1) конфронтации между государствами;

2) расово-этнические противоречия между народами;

3) решения глобальных проблем человечества;

4) различные уровни экономического развития государств.

1.9. Глобальные проблемы человечества

1. Комплексом общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации, называются:

1) научно-технические проблемы; 3) глобальные проблемы;

2) интегративные проблемы; 4) экономические проблемы.

2. Какие проблемы современности получили название глобальных:

1) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения;

2) проблемы экономического взаимодействия между странами;

3) проблемы ликвидации последствий стихийных бедствий;

4) проблемы этнических взаимодействий между народами.

3. Международная общественная организация, целью которой является исследование развития общества в эпоху НТР, называется:

1) Парижский клуб; 3) ООН;

2) ЮНЕСКО; 4) Римский клуб.

4. Причиной возникновения глобальных проблем является:

1) активная преобразующая деятельность людей;

2) экономическая интеграция;

3) высокий уровень политического мышления и экологического сознания;

4) процесс коэволюции человека и окружающего мира.

5. К глобальным экологическим проблемам относится:

1) загрязнение Мирового океана;

2) деятельность террористических организаций;

3) снижение рождаемости в странах Запада;

4) распространение СПИДа.

6. Глобализации способствует:

1) ограниченность природных ресурсов;

2) деятельность транснациональных корпораций;

3) существование национальных конфликтов;

4) укрепление суверенитета государств.

7. К глобальным проблемам современного общества не относится:

1) деятельность террористических организаций;

2) угроза мировой войны;

3) загрязнение окружающей среды;

4) интенсивное развитие науки.

8. К глобальным демографическим проблемам относится:

1) компьютеризация промышленности;

2) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации;

3) угроза ядерной войны;

4) неравномерность развития отдельных регионов планеты.

9. Глобальная проблема «Север» – «Юг» означает:

2) перенаселенность южных регионов планеты;

3) сокращение разнообразия видов растений и животных;

4) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации.

10. К глобальным экологическим проблемам относится:

1) неравномерность развития регионов планеты;

2) появление озоновых дыр;

3) проблема бедности отдельных регионов;

4) распространение наркомании.

2. Человек

2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Верны ли суждения о родовых чертах человека? Человека от животных отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

2. Человека от любого животного отличает способность к:

1) обмену информацией с себе подобным;

2) подражанию (усвоению форм и поведения других);

3) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда);

4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.

3. Важным отличием человека от животных является:

1) самосознание; 3) рефлексы;

2) инстинкты; 4) потребности.

4. И человеку и животному свойственна:

1) трудовая активность;

2) забота о потомстве;

3) познавательная деятельность;

4) самореализация.

5. К основным факторам антропосоциогенеза (происхождения человека) относится:

1) естественный отбор и 1) 2,3,4,5;

борьба за существование; 2) 2,3;

2) труд; 3) 2,4,5;

3) религия; 4) 1,2,4,5;

5) мышление;

6) обычай хоронить умерших.

2.2. Бытие человека

1) сознание; 3) абстракция;

2) бытие; 4) движение.

2. Понятие «человек» включает:

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;

2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.

Понятие общество. Составные элементы общества. Методы исследования исторических процессов. Общественные отношения, их виды, содержание, направления.

Понятие ‘‘общество”. Когда мы говорим об обществе, то представляем, в первую очередь, "Общество книго­любов”, Международный Красный Крест, "Педагогическое общество”, "Общество садоводов” или какую-нибудь еще целевую организацию, деятельность которой направлена на решение определенных проблем. Эти общества имеют свои цели, планы, правила совместной работы (уставы). Люди добровольно вступают в них и решают стоящие перед обществом задачи.

Например, понятно, что "Общество садоводов" занимается выращиванием садовых культур. Работа этого объединения включает отбор садовых растений, которые можно выращивать в данной местности, скрещивание, при необходимости - доставку растений из других регионов, создание новых полезных сортов, сбор урожая, хранение, удовлетворение спроса населения на овощи и фрукты.

Для достижения определенных целей люди могут объединяться в мелкие по численности группы. В качестве примеров таких групп можно привести спортивную команду, класс в школе, производственную бригаду, коллектив цеха, армейское подразделение и др. Наиболее распространенной формой совместной жизнедеятельности людей является семья. Здесь нужно помнить, что эти группы людей могут действовать только в определенной сфере и в определенном месте (территория, учреждение, дом).

Понятие общество применяется также и в более широ­ком и сложном значении: казахстанское общество - все граждане Казахстана, весь народ.

Место Казахстана среди других стран мира, территория, природные богатства, города, население, политика, экономическая и социальная жизнь полностью охватываются указанным выше термином. В таком контексте понятие "общество" применимо в отношении любой страны мира. Например, российское общество, американское общество, французское общество и т.д.

Применительно ко всему земному шару это будет звучать как человеческое сообщество. Здесь масштаб этого понятия намного шире, выражает в совокупности все население планеты Земля, миллиарды людей, живущих в сотнях стран мира, человеческую цивилизацию.

Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во- первых, понятие общество используется в очень широком значении - от небольшой группы людей до населения всего земного шара. Во-вторых, общество относится не к отдельному человеку или его деятельности, а именно к совместной деятельности многих людей. В-третьих, рассматривая деятельность людей, мы замечаем, что она обязательно протекает в определенной природной среде, в тесном взаимодействии с природой. Учитывая, что человек тоже является частью природы, можно вывести конкретное определение понятия общество. Таким образом, общество - форма объединения людей как части материального мира в тесной взаимосвязи с природой и друг с другом

Составные элементы общества. Оно состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, которые постоянно обновляются и изменяются. Например, политическая структура всего человеческого сообщества определяется Организацией Объединенных Наций (ООН), которая состоит из независимых государств, объединений независимых государств - конфедераций, федераций и территорий с неопределенной национально-государственной структурой. Они, в зависимости от типа государственного устройства, подразделяются на более мелкие административные единицы- области, республики, земли, штаты, кантоны, которые, в свою очередь, подразделяются на города, районы, села и т.д.

С точки зрения национально-этнической структуры, человечество составляют сотни наций и тысячи этнических групп, представители белой, желтой и черной рас, говорящие более чем на 3 тыс. языках и диалектах, придерживающиеся трех мировых религий и множества других верований. В жизненной практике анализ и исследование развития общества часто проводятся с учетом различных признаков: государственных, нацио­нальных, языковых, религиозных.

Общества могут заниматься различными видами деятельности-политикой, хозяйством, торговлей, охраной природы, культурной и духовной деятельностью. Социальной основой любого общества, его первичной ячейкой является семья.

Общественные отношения. Каждый человек взаимо­действует с обществом в десятках и сотнях направлений. В одно и то же время человек может быть связан с несколькими коллективами - семьей, трудовым коллек­тивом, профсоюзом, политической партией, детским садом, школой, футбольной командой, садоводческим обществом, жилищно-строительным кооперативом и т.д.

Вместе с тем каждый человек - представитель опреде­ленной социальной группы, класса, нации, религии, расы, гражданин какого-либо государства, представитель чело­вечества. Люди не могут жить вне указанных групп, следовательно, человек всегда действует совместно с этими группами, вступает с ними во взаимодействие.

Приведем пример взаимодействия человека и общества. Возьмем обычного рабочего фабрики. Он на станке изготавливает какое-либо изделие, продукцию. За эту работу фабрика выплачивает ему заработную плату. Хотя эти отношения между рабочим и фабрикой являются основными, существует еще много других связей между ними. Рабочий устанавливает с администрацией, профсоюзом и другими органами фабрики отношения, касающиеся размера зарплаты, отпуска, рабочей одежды, питания, лечения, культурной жизни.

Еще шире отношения этого рабочего с людьми и организациями вне его профессиональной деятельности. Чтобы добраться с работы домой,

он пользуется услугами транспортных организации, покупая продукты - с работниками торговли; его дети воспитываются в детских садах или обучаются в школе. Таким образом, по многим причинам он вступает в отношения с десятками учреждений. Также человек поддерживает связи с членами своей семьи, друзьями, родственниками.

Экономические, политические, социальные, культурные отношения между людьми или социальными группами называются общественными отношениями.

Если рассматривать общественные отношения в сфере духовной или материального производства, то можно заметить, что эти отношения очень тесно связаны между собой. Первые являются результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения культурно­духовных ценностей, а вторые - основой производства необходимых обществу материальных благ. К тому же эти процессы во взаимосвязи обеспечивают развитие общества.

Ни одно общество не может существовать изолирован­но. В любом существуют внутренние и внешние (с другими обществами) связи. Отношения между сообще­ствами людей в процессе их духовной и практической деятельности тоже являются общественными отноше­ниями. Можно привести очень много примеров отношений между компонентами и подсистемами, составляющими общество.

Содержание общественных отношений. По содержа­нию общественные отношения делятся на материальные и духовные. Общество все необходимое для своего существования черпает в природе и находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Производство материальных благ является основой существования и развития человеческого общества, поэтому производ­ственные отношения определяют характер всех других общественных отношений - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Общественные отношения в зависимости от направлен­ности бывают:

а) между отдельными людьми;

б) между обществом и индивидом;

в) между различными обществами;

г) между обществом и природой.

1. В чем состоит суть отношений между отдельными людьми, между обществом и человеком, между обществом и природой? 2. Как вы думаете, какие факторы позволяют характеризовать общество как единое целое? 3. Кратко сформулируйте понятие общество. 4. Какие общественные отношения могут возникнуть между вашей школой и предприятием, находящимся поблизости?