Причины и пределы расширения иерархий. Институциональная экономика

Современный Запад делает большую ставку на ценность равенства. Равные права закреплены в законе, а старые иерархии дворянства и социальных классов были поставлены под сомнение, если не уничтожены совсем. Мало кто будет сомневаться в том, что глобальное общество – вещь хорошая в плане этих изменений. Однако иерархии не исчезли. Современное общество по-прежнему делится на слои в зависимости от богатства и статуса.

С другой стороны, идея сугубо элитарного мира, в котором вообще отсутствуют иерархии, представляется нереальной и непривлекательной. Если так подумать, то никто не желает избавляться от иерархий, ибо мы все получаем выгоду от признания того, что одни люди являются более квалифицированными, чем другие, для выполнения определённых ролей в обществе. Мы предпочитаем лечиться у опытных хирургов, а не молодых студентов, получать финансовую консультацию от специалистов, а не стажёров. Хорошие и допустимые иерархии – они повсюду.

Однако иерархия – слишком старомодная вещь, чтобы её можно было защищать или хвалить. Британское правительство осуждает экспертов, чьи взгляды не совпадают с общественным мнением; предвыборные платформы Дональда Трампа и Берни Сандерса критиковали вашингтонскую элиту; экономистов обвиняют в неспособности предсказать кризис 2008 года; и даже к медицинским специалистам относятся с недоверием, в особенности, когда дело касается детской вакцинации. Мы живём в то время, когда не проводится различие между оправданными и полезными иерархиями с одной стороны и своекорыстными и эксплуататорскими элитами с другой.

Как группа, мы считаем, что более чёткое представление об иерархии и равенстве является ключевым моментом для бизнеса, политики и общественной жизни. Мы должны снять табу на обсуждение хороших иерархий. Учитывая тот факт, что иерархии являются неизбежными, очень важно создавать хорошие из них, и избегать тех, которые считаются плохими. Также необходимо определить, каким образом полезные и правильные иерархии поддерживают и поощряют нормальные формы равенства. Говоря об иерархиях, мы имеем в виду те особенности и классификации, которые несут в себе явные различия во власти.

Мы – это неоднородная группа учёных и мыслителей, которые обладают существенно отличающимися взглядами на большинство политических и этических проблем. Недавно мы приняли участие в активном обсуждении этих вопросов под эгидой Философского и культурного центра Берггрюна в Лос-Анджелесе. Мы все сошлись во мнении, что многое можно сказать в защиту определённых иерархий. Идеи, которые представлены в данной статье, заслуживают более широкого и пристального внимания. Они приобретают новую актуальность, учитывая то, что сейчас мировая политика движется в сторону популизма, который часто критикует истеблишментские иерархии, однако, как бы парадоксально это ни звучало, предоставляет авторитарную власть лицам, утверждающим, что они говорят от имени «народа».

Итак, что следует сказать в защиту иерархии?

Во-первых, бюрократические иерархии могут быть полезными для демократии. Бюрократия сегодня даже менее популярна, чем иерархия. Тем не менее, бюрократические иерархии способны укрепить важные демократические ценности, такие как верховенство права и равенство.

Существует как минимум три способа, при помощи которых иерархические конституционные институты могут благоприятствовать развитию демократии: 1) защита прав меньшинств и гарантия того, что их базовые интересы не ущемляются своекорыстным или предвзятым большинством; 2) сдерживание власти фракций большинства или меньшинства для того, чтобы не позволять им принимать законы в личных интересах, прикрываясь общественным благом; и 3) увеличение эпистемологических ресурсов, влияющих на принятие решений, создание законов и политику в целом. Таким образом, демократия должна строиться на иерархиях, поскольку они способствуют её развитию.

Тем не менее, в последние десятилетия эти общественные иерархии были уничтожены и заменены децентрализованными, конкурентными рынками – и всё во имя эффективности. Это имеет смысл, только если эффективность и результативность (как правило, оцениваются в экономическом плане) являются абсолютными приоритетами. Однако в таком случае мы придаём меньше значения таким ценностям, как верховенство права, демократическая легитимность или социальное равенство. Как следствие, иногда мы можем предпочитать оптимальной эффективности демократически подотчётные иерархии, которые сохраняют вышеуказанные ценности.

Иерархические конституционные институты часто критикуют за то, что они не отчитываются перед избирателями, однако очень примитивно полагать, что демократическая подотчётность требует такой непосредственной связи. Конечная подотчётность в большей степени согласуется с непосредственной отстранённостью от прямой ответственности перед избирателями.

Помимо своей гражданской значимости, иерархии, на удивление, могут благоприятствовать развитию жизни в целом. Иерархия становится угнетающей, когда она сводится к простому властвованию над другими. Однако существуют такие формы иерархии, которые имеют отношение к власти, но не «над», а «вместе с» кем-либо. Даосизм характеризует данный тип власти на примере езды верхом на лошади, когда порой нужно потянуть за повод, а порой отпустить его. Это не доминирование, а согласование действий. В даосизме власть – это вопрос силы и компетентности, а не доминирования и превосходства. В этом смысле иерархия является наделяющей, а не лишающей.

Взять, к примеру, хорошие отношения между родителями и детьми, преподавателями и студентами или работодателями и сотрудниками. Их выстраивать намного легче и эффективнее, когда человек, который находится на более высокой ступени иерархии, не использует своё положение для того, чтобы доминировать над теми, кто ниже его. Наоборот, он даёт им возможность развивать собственную силу.

Согласно одному из главных конфуцианских идеалов, ученик должен стремиться к тому, чтобы превзойти своего учителя. Конфуцианские иерархии отличаются взаимной выручкой и поддержкой. Суть заключается не в том, чтобы осуждать или акцентировать внимание на отличительных способностях, а в том, чтобы эффективно их использовать в благих целях.

По этой причине неравенство статуса и власти является приемлемым только тогда, когда оно встраивается в отношения взаимной выручки и поддержки и способствует развитию тех, кто находится на нижних ступенях иерархии. Это согласуется с известной даосской концепцией, согласно которой власть – это не форма доминирования, а то, что расширяет права и возможности тех, над кем она осуществляется.

Также иерархии должны динамично развиваться с течением времени. Иерархии часто оказываются губительными не потому, что устанавливают различия между людьми, а потому, что увековечивают эти различия и не дают им исчезнуть даже тогда, когда они больше не нужны или перестали служить благой цели. Короче говоря, иерархии становятся закостенелыми. Так, этим можно объяснить то, почему, к примеру, представителями Палаты лордов Великобритании становятся только люди с определёнными заслугами. Тем не менее, с исторической точки зрения, это часто приводит к тому, что люди не только сохраняют власть, когда они теряют доверие, но и впоследствии передают её своим детям. Все легитимные иерархии должны меняться с течением времени, чтобы не допустить несправедливого сосредоточения власти. На таком принципе базируются возрастные иерархии, поддерживаемые конфуцианцами: молодое поколение вырастает, чтобы перенять высокий статус и авторитет пожилых людей.

Для того чтобы обеспечить защиту от злоупотребления со стороны те, кто обладает более высоким положением в обществе, иерархии также должны быть предметно-ориентированными. Они вызывают проблемы, когда становятся обобщёнными: люди, которые имеют власть, авторитет или уважение в какой-либо одной сфере, пользуются своим положением и во всех остальных. Так, носители политической власти также обладают несоразмерной юридической силой: они находятся вне досягаемости закона либо несут меньшую правовую ответственность, по сравнению с рядовыми гражданами. Следовательно, нам нужно противостоять так называемому «иерархическому дрейфу» – незаконному расширению конкретной власти.

Этот иерархический дрейф наблюдается не только в политике, но и других сложных сферах. Легко предположить, что только специалисты способны принимать верные решения. Однако сложность большинства реальных проблем означает, что ошибок не избежать. Для успешного разрешения непростых вопросов очень важно обладать таким универсальными качествами, как непредвзятость, широта взглядов и рассудительность.

На самом деле специальные знания могут стать на пути этих компетенций. Поскольку между шириной и глубиной специальных знаний существует компромисс, получается, что чем лучше эксперт, тем уже область его компетенции. Следовательно, экспертов следует рассматривать не как тех, кто всегда принимает наилучшие решения, а как внешние источники, к которым может обратиться за консультацией группа специалистов широкого профиля, обладающих универсальными компетенциями. Эти специалисты широкого профиля сначала общаются с экспертами, после чего выделяют важные аспекты и на их основе принимают единое решение. Так, например, решение о досрочном условном освобождении заключённого из тюрьмы не может приниматься всего одним экспертом; оно должно опираться на опыт психологов, социальных работников, тюремных надзирателей, и так далее. Это своего рода коллективный, демократический процесс принятия решений.

Но совместимы ли иерархии с человеческим достоинством? Важно отметить, что существует множество различных форм иерархий; то же самое касается и равенства. В первой статье Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Тем не менее, нам следует признать, что мы отличаемся друг от друга; каждый из нас имеет свой уникальный набор хороших качеств, которые могут вызывать у нас особый вид положительной связи: философы называют её «оценочным уважением». Оценочное уважение является формой почитания тех, кто проявляет какое-либо превосходство: например, за их высокие моральные качества или большое мастерство в споре. Поскольку превосходства, по сути, являются сопоставимыми, людей неизбежно будут ранжировать на основе этих оценок, поэтому из них кто-то, несомненно, окажется лучше других (в определённых отношениях). Концепцию равенства в таком случае можно считать неуместной.

Одна из причин, почему иерархия является оскорбительной для современных эгалитарных умов, заключается в том, что она подразумевает проявление уважения к тем, кто находится на более высокой ступени, нежели они. Однако если идея о том, что почтительное отношение – это вещь неплохая, кажется шокирующей, то так оно и будет. Философия порой расстраивает и удивляет нас.

Иерархию можно воспринимать как сигнал о том, когда проявление почтения (в смысле подчинение, уступчивость и учитывание мнения) является ожидаемым. Хорошие иерархии, в отличие от деспотических, сигнализируют о правильных видах почтительности.

Конечно, проявление почтительного отношения может зайти слишком далеко и привести к очень плохим последствиям. Например, конфуцианский призыв, касающийся «различия» между мужьями и жёнами, сам по себе благоприятствует поддержке гнетущей иерархической социальной системы гендерных отношений. Однако тот факт, что почтение в избытке – это плохо, вовсе не означает, что оно является неправильным, даже когда проявляется в должной мере.

Существует множество различных причин полагать, что почтение, проявляемое в должной мере – это хорошо. Признание того, что другие знают или могут сделать больше, чем мы, открывает возможности для обучения и роста. Оно позволяет нам получить доступ к тому, что философ Ли-Сян Лиза Розенли из Гавайского университета называет «сложной паутиной человеческих отношений, в которых знания прошлого передаются из поколения в поколение». Почтение выражает признание чьей-либо конечной и ошибочной природы, сообщает о важной роли объектных отношений в развитии личности и достижении благополучия, способствует плавному – и даже красивому и грациозному – социальному функционированию.

Почтение требует признания того, что мы не равны в плане умений и определённого набора качеств. Однако даже если мы допускаем, что одни люди являются лучше других или что между человеческими существами есть «разделение на классы», нам не следует забывать о том, как мало из этого следует, особенно в политической сфере.

Во-первых, превосходство человека способно принимать различные формы. Это означает, что существует огромное количество способов, при помощи которых человек может продемонстрировать своё превосходство, даже если он в целом является «среднестатистическим». Мы просто не знаем, какой вклад способны внести те или иные люди, поэтому мы должны отказаться от предвзятости по отношению к ним и не думать, что они обладают потенциалом для превосходства только в какой-то конкретной сфере жизни.

Во-вторых, несмотря на нашу разницу в способностях, мы, люди, равны во всём, что принципиально важно для приписывания ценности жизни. Мы все являемся членами человеческого вида и обладаем важными общими особенностями, которые нуждаются в защите. Существование ранжирования между людьми ещё не означает, что те, кто находится на нижних ступенях, не достойны уважения.

Политика должна отражать это. Такая политическая система, как демократия, которая воплощает идею политического равенства, предполагает, что каждый из нас обладает некоторой формой человеческого совершенства.

Иерархии, основанные на специальных знаниях, сегодня подвергаются критике; иерархии, основанные на возрасте, считаются вышедшими из моды. Тем не менее, геронтократия обладает недооценённым тонким сочетанием эгалитарных и меритократических преимуществ. Исторический анализ цинского Китая, например, говорит о том, что, благодаря геронтократическим иерархиям, среди политических элит было много представителей низкодоходных групп – а всё потому, что тогда продолжительность жизни не зависела от уровня дохода. Конечно, то, что действовало в прошлом, в будущем может быть уже неактуальным. Структура общества во всём мире изменилась настолько, что если мы попытаемся восстановить эту корреляцию сегодня, нам вряд ли это удастся. Например, сейчас богатство значительно влияет на уровень продолжительности жизни во многих странах, поэтому истинная геронтократия не сможет обеспечить представленность низкодоходных групп населения.

Геронтократия часто ассоциируется с патернализмом, словом, которое стало ещё одним ругательством. Политический патернализм можно определить как принудительное вмешательство в автономию. К этой форме иерархии, как правило, относятся с большим подозрением, и не зря: многие авторитарные правительства не учитывает интересы людей, хотя и утверждают, что действуют в соответствии с ними. Однако некоторые формы патернализма являются оправданными, поскольку они на самом деле могут способствовать развитию автономии.

Аргументом в данном случае выступает тот факт, что автономия требует двух вещей: первая – знать, что лучше, вторая – способность жить согласно этим знаниям, не отвлекаясь и не отключаясь под влиянием нашей собственной иррациональности. Однако эти условия трудно выполнить. Вплоть до начала нового времени многие философы верили, что люди, по большей части, были существами недостаточно рациональными, поэтому не могли в полной мере осознать, что было лучше. Кроме того, все психологи согласны с тем, что мы обладаем весьма ограниченным контролем над иррациональными элементами нашей природы.

В таком случае хорошие патерналистские вмешательства принимают две формы. Они распространяют знания о том, что является лучше, в том виде, который является доступным для несовершенно рациональных агентов. И они могут управлять иррациональными импульсами людей с раннего возраста, чтобы впоследствии они способствовали осуществлению предписаний разума. Такие вмешательства являются оправданными, только если они, в конечном счёте, позволяют нам действовать более автономно. Согласно теории привыкания Аристотеля, чтобы жить хорошо, надо развивать в себе привычку жить хорошо. Следовательно, как бы парадоксально ни звучало следующее утверждение, когда от нас с детства требуют вести себя определённым образом, это впоследствии позволяет нам мыслить более рационально в долгосрочной перспективе.

Современная психология поддерживает данную точку зрения, поскольку она подразумевает необходимость обеспечения соответствующих условий для достижения благ и принятия правильных решений. Конфуцианцы и современные психологи считают, что поведение человека обусловлено двумя факторами: внутренними источниками (черты характера) и внешними особенностями конкретных ситуаций, в которых мы оказываемся.

В таком случае патерналистская иерархия может извлечь выгоду из индивидуальной анатомии. Следующее утверждение может вызвать массу горячих споров. Как бы там ни было, но иерархии содействуют социальной гармонии. Во многих культурах справедливо придают большое значение общей гармонии. Это включает в себя совместный образ жизни, а также искреннюю озабоченность качеством жизни других людей. Чрезмерная иерархия работает против этого, создавая раскол в обществе. На самом деле, в некотором смысле, иерархия всегда несёт с собой угрозу напряжённости, поскольку это ситуация, при которой один взрослый человек командует другим или заставляет его что-либо делать, при этом последний не совершил ничего плохого, он умеет принимать хорошие решения и не находится под влиянием алкоголя, временного помешательства, и тому подобное. Однако цель сохранения общинной жизни подразумевает, что иерархия может быть оправданной, если – и только если – она либо предотвращает серьёзные разногласия, либо способствует более прочному единству.

Мы можем найти отголоски таких одобрений иерархий, позволяющих достичь гармонии, во многих традиционных африканских обществах, а также восточных культурах, подверженных влиянию конфуцианства. Если мы перейдём от теории к практике, то сможем увидеть, что в большинстве западных культур также существуют принципы, оправдывающие иерархии. Подумайте о полиции, которой дана власть над другими во имя сохранения общественного порядка.

Некоторые идеи, связанные с иерархией, несомненно, будут восприняты более благосклонно, нежели другие. Также возникнут разногласия по поводу того, нужно ли нам иметь более чёткое представление о ценности определённых иерархий. У нас сложилось предвзятое мнение по отношению к иерархиям, поэтому, понятное дело, мы относимся с некоторым опасением к чрезмерному увлечению ими. Тем не менее, мы считаем продвижение данных идей очень важным для начала столь необходимой беседы о роли иерархий в мире, который во многом является эгалитарным, поскольку все люди обладают свободой и равны в своём достоинстве и правах. Однако, как бы там ни было, иерархии не могут обеспечить каждого равной властью и авторитетом. Но если мы хотим сгладить это необходимое неравенство, пришло время всерьёз задуматься о преимуществах иерархий.

Превью: Человек, пасущий коня, Хань Гань (706-783), придворный художник Сюань-цзуна.

1. Координирующая функция институтов. Механизм координации как средство регулирования процессов заключения и исполнения контрактов.

2. Основные механизмы координации: рынок, иерархия, сети.

3. Дополнительные механизмы координации: гибридный способ, непосредственное согласование, bazaar.

4. Сущность рынка. Различные подходы к определению рынка (Курно, Джевонс, Мизес, Ходжсон, Фуруботн).

5. Сущность свойств симметричности и избирательности рыночного обмена. Нерыночный обмен.

6. Рынок как средство снижения трансакционных издержек.

7. Рынки как совокупность институтов, структурирующих рыночный обмен. Их виды (открытый публичный рынок, ремесленные лавки, торговля вразнос, ярмарки, биржа, универсальные магазины, интернет-торговля).

8. Институциональный анализ открытого публичного рынка и ремесленной лавки.

9. Институциональный анализ торговли вразнос, ярмарок и бирж.

10. Институциональный анализ универсальных магазинов и интернет-торговли.

Основная литература:

1. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2011. Гл. 6.

2. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издат. Дом Санкт-Петерб. Гос. Ун-та, 2005. Гл. 7.

Дополнительная литература:

1. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М.: Дело, 2003.

Тема 12. Иерархии

1. Сущность и виды (фирмы, государство, некоммерческие организации) иерархий.

2. Система правил, лежащих в основе иерархии:

формальные правила (конституционные, нормативные акты):

неформальные правила.

3. Причина появления фирм - минимизация производственных и трансакционных издержек.

4. Центральный агент иерархии как источник экономии трансакционных издержек и его ключевые полномочия.

5. Распределение полномочий центрального агента в фирмах и организациях. Собственность и управление.

6. Команды как механизм осуществления координации в условиях иерархии.

7. Формирование и роль корпоративной культуры в процессе функционирования иерархии.

8. Причины расширения иерархии. Особенности вертикальной интеграции. Роль специфических активов (модель О. Уильямсона).

9. Пределы расширения иерархии:

Искажение и запаздывание информации, получаемой и передаваемой центральным агентом;

Рост расходов на пресечение оппортунистического поведения агентов.

10. Причины оппортунистического поведения:

Противоречия экономических интересов принципала и агента;

Наличие информационной асимметрии.

11. Способы борьбы с оппортунизмом в форме отлынивания: 1) мониторинг; 2) создание системы стимулов.

12. Коллективная деятельность и проблема безбилетника. Методы ее решения (мониторинг вклада каждого работника администратором, взаимный мониторинг, ранжированная система оплаты).

13. Типы фирм, их институциональные особенности, преимущества и недостатки:

Частнопредпринимательская;

Партнерство;

Фирма, управляемая трудовым коллективом (производственный кооператив);

Некоммерческая организация (неприбыльная фирма);

Государственная фирма;

Регулируемая фирма;

Открытая корпорация;

14. Сущность государства как иерархии.

15. Уровни агентских отношений в системе государства.

16. Причины асимметричного распределения информации в государственной системе.

17. Цели и мотивы поведения бюрократии.

18. Методы повышения эффективности работы бюрократии.

Основная литература:

1. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2011. Гл. 7.

2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. Спб.: Лениздат, 1996.

Дополнительная литература:

1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2009. Гл. 14, 16.

2. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. Предисловие, гл. 2-7.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

Книга развивает идеи, изложенные автором в статье, опубликованной в «Harvard Business Review» и получившей престижную премию компании McKinsey за прикладной характер и новаторское мышление в сфере бизнеса и управления. Джон Коттер призывает организации к созданию комбинированной системы управления, сочетающей проверенную временем, надежную и эффективную иерархическую организационную структуру с гибкой и динамичной сетевой структурой, схожей с устройством начинающей компании (стартапа). По мнению автора, комбинированная система управления предоставляет крупным, зрелым компаниям ключевой инструмент для того, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющейся среды.

Книга предназначена всем, кто готов реализовать в своей организации значительную реформу с целью достижения конкурентных побед в любой отрасли – будь то государственное управление или финансовые услуги.

Предел возможностей иерархической структуры

Вы обнаруживаете, что руководство реализацией ключевых инициатив снова и снова поручаете одним и тем же людям, на которых вы можете положиться.

Вы обнаруживаете, что взаимодействие между функциональными подразделениями происходит с явно неудовлетворительной скоростью и эффективностью. То же касается информации, идущей в организации «сверху вниз» и «снизу вверх». Результат: потеря скорости, торможение.

Вы обнаруживаете, что корпоративные правила и процедуры, даже вполне разумные и целесообразные, становятся барьерами на пути своевременной реализации стратегических проектов. Число правил и процедур неизбежно возрастает с течением времени, они внедряются как решение актуальных проблем в области ограничения затрат, обеспечения качества и соответствия требованиям законодательства. Но в быстро меняющемся мире избыточные правила и процедуры становятся ухабами на дороге, если не бетонными блоками, останавливающими движение.

Вы обнаруживаете, что концентрация внимания на ежеквартальных результатах вступает в противоречие со стратегическими задачами развития компании, необходимыми для победы в конкурентной среде. Нетрудно представить, какая тема вызовет наибольший интерес на собрании, обсуждающем долгосрочную программу развития инноваций и срочное тушение пожара на заводе. Умножьте это обсуждение на 100 или 1000, и вы поймете, почему так много идей по поводу повышения инновационного потенциала организации имеют бесславный конец.

Отчасти проблема носит социальный характер: люди часто не склонны делать что-либо без позволения сверху. Другая ее часть просто связана с человеческой природой: люди цепляются за свои привычки и боятся потерять власть и статус.

Ирония состоит в том, что самоуспокоенность часто является следствием прошлых успехов. Люди не верят, что нужно срочно что-то менять, и сопротивляются переменам. А при недостаточной вовлеченности в происходящее, без убежденности в цели они, возможно, считают, что изменения нужны, но не доверяют инициативам, запущенным сверху. Как самоуспокоенность, так и отсутствие личного участия в происходящем замедляют движение вперед.

Из кабинета высокого начальника это зачастую не видно. Всегда есть соблазн свалить проблемы на конкретных людей: менеджеров среднего звена, не умеющих управлять, или выпускников MBA, не заинтересованных ни в чем, кроме своей карьеры. В действительности же эти проблемы носят системный характер и непосредственно связаны с ограничениями, которые на организацию накладывает иерархическая структура и типичные управленческие процессы.


Выделенные функциональные подразделения в формате департаментов, или служб, или блоков – неотъемлемая часть иерархической структуры. Можно разделить их более тонкими стенами, руководители могут пытаться преодолеть ограниченность/узость их интересов, но сами по себе такие подразделения не могут быть отменены. То же касается правил и процедур: можно уменьшить их количество, но невозможно от них отказаться. Список можно продолжать и продолжать. Вы можете уменьшить число уровней в управленческой иерархии, но не можете совсем устранить уровни. Вы можете требовать от сотрудников внимания к стратегическим целям, но не можете отменить ежеквартальное бюджетирование и целеполагание.

Данные факторы являются неотъемлемой частью системы и – этого можно было ожидать – в конечном итоге тормозят все усилия по ускорению перемен и реализации стратегий в быстро меняющихся условиях ведения бизнеса.


Многие руководители все это понимают, иногда интуитивно, и пытаются справиться с проблемами такого рода с помощью всяческих усовершенствований. Они создают специальные структуры для проектной работы. Они используют рабочие группы, создавая возможности для совместной работы функциональных подразделений. Они приглашают стратегических консультантов или создают отделы стратегического планирования, способные сосредоточиться на долгосрочных вопросах. Кроме того, они добавляют стратегическое планирование к ежегодному оперативному планированию. Преодолевая самоуспокоенность, уменьшая сопротивление и увеличивая личную заинтересованность обычных сотрудников, мудрые руководители создают условия, в которых изменения возможны.

Однако эти улучшения срабатывают лишь до определенного предела. Существующие иерархические структуры и процессы управления, образующие операционную среду любой организации, не являются «плохими» или устаревшими. Они просто имеют свои пределы. Что нам сегодня нужно, так это мощный новый базовый элемент для решения проблем, созданных возрастающей сложностью и быстрыми изменениями мира вокруг нас. Решение, которое, по моим представлениям, работает удивительно хорошо, – дополнить иерархическую структуру еще одной структурой – сетевой, похожей скорее на солнечную систему, чем на египетскую пирамиду. Структурой, которая может придать организации гибкость и способность к быстрым изменениям. Задача новой структуры – не перегружать, а дополнять иерархическую систему управления зрелой организации, высвобождая последнюю для той работы, к которой она предназначена. Это облегчает работу предприятия, одновременно ускоряя стратегические изменения. Вопрос не стоит как «или/или». Я предлагаю модель, в которой обе структуры действуют совместно. Комбинированная система управления.

Новое направление

Позвольте пояснить мою идею. Я не говорю об усовершенствованных совместных («междепартаментных») рабочих группах, стратегических комитетах, советах по инновациям, политике предоставления людям времени, чтобы работать над своими собственными творческими проектами, – ни по отдельности, ни вместе взятых. Эти приемы, как бы хороши они ни были, не делают иерархическую систему управления адекватной задачам, стоящим перед современным бизнесом. Предлагаемое мной, хоть и основывается на знакомых структурах, практике и мышлении, предполагает радикальное изменение статус-кво.

Большинство начинающих компаний (стартапов) имеют сетевую структуру – ведь им важно быть подвижными, быстрыми и креативными для того, чтобы не упустить ни одной из открывающихся возможностей. Даже в зрелых организациях неформальные сети проводников изменений часто работают вне поля зрения иерархической структуры, позволяя новшествам внедряться быстрее.

То, что я опишу здесь, также перекликается с наиболее интересными управленческими идеями нескольких последних десятилетий: от призыва Майкла Портера к организациям более часто и явно уделять внимание стратегии; через открытия Клайтона Кристенсена о том, что традиционно организованные компании плохо справляются с радикальными технологическими новациями, сопровождающими наше нынешнее существование; и до недавней работы лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана , описывающей мозг как две скоординированные системы – одна скорее эмоциональная, другая – более рациональная.

Процессы, протекающие в новой сетевой структуре (сетевой организации), меньше похожи на регулярный менеджмент, ставящий во главу угла стабильность и эффективность, а больше – на вдохновляющее лидерство, создающее гибкость и динамику. Набор и последовательность процессов в сетевой структуре следует логике модели изменений «8 шагов», которую я впервые изложил 15 лет назад в книге «Впереди перемен» .

Сетевая структура в рамках нашей комбинированной системы управления реализует быстрые изменения в организации по модели «8 шагов» и многократно усиливает их эффект. Такого результата удается достичь за счет вовлечения как можно большего числа людей в качестве активных проводников перемен. Такого результата удается достичь, формируя ощущение того, что необходимо срочно реализовать Большую Возможность. Запущенные для решения той или иной отдельной стратегической проблемы, процессы перемен уже не прекращаются. Они становятся факторами перемен, создавая и постоянно поддерживая в организации стратегическую гибкость и динамику.

Направление, которое я обозначу в этой книге, – впрочем, для некоторых первопроходцев оно давно уже не новость – решает проблемы, беспокоившие нас десятилетиями.

На протяжении четверти века люди говорят о необходимости иметь больше лидеров, потому что в наше время постоянных перемен и ужесточающейся конкуренции два-три высших руководителя организации уже не справляются со всеми задачами, требующими лидерских качеств. Но лишь немногие должности в традиционной иерархии компании дают информацию и опыт, необходимые для того, чтобы стать лидером. Курсы или учебники по лидерству, очевидно, не решают стоящей задачи, ведь выработка лидерских убеждений и приобретение лидерских навыков происходят на работе, а не в учебной аудитории.

Последнее десятилетие мы все чаще и чаще слышим слово «инновации». А сколько вы знаете организаций, где инновации внедрены в работу финансового департамента, службы логистики, ИТ-подразделения? Мы критикуем менеджеров за отсутствие инициативы или стратегического видения, но забываем посмотреть на то, в какой системе они трудятся. Сложные иерархии с хорошо настроенными процессами регулярного менеджмента не созданы для того, чтобы креативно шагать в будущее. Инновации означают риски, требуют нестандартного мышления, изучения проблем с точек зрения различных функциональных подразделений. Иерархическая структура призвана минимизировать риски, регламентировать поведение сотрудников и зафиксировать границы между подразделениями. Эволюционными преобразованиями этот разрыв не устранить.

На протяжении полувека авторы пишут о высвобождении человеческого потенциала и искренних чувств и направлении высвободившейся энергии на решение сложнейших стратегических задач. Но разве кто-то, кроме стартапов, смог это реализовать? Большинство людей сегодня находятся в рамках жестких иерархических моделей, оптимальных для выполнения рутинных операций, моделей, которые мягко требуют от сотрудников «не высовываться», следовать командам, много лет делать одно и то же.

Люди годами жалуются на стратегических консультантов, которые зачастую бессильны разработать и внедрить стратегию, позволяющую организации соответствовать меняющейся конкурентной среде. Рекомендации консультанта – аналитические и бездушные, созданные на 2–5– 10 лет шустрым аутсайдером и воплощаемые ограниченным числом специально назначенных людей внутри организации, – имеют мало шансов на успех в подверженном постоянным изменениям и все более непредсказуемом мире.

И наиболее существенное: на протяжении по меньшей мере 20 лет люди проводят исследования и пишут о все увеличивающейся скорости принятия решений в бизнесе, необходимости для компаний действовать быстрее и быть более гибкими. Тревожные предупреждения звучат громче и громче. В недавнем опросе менеджеров и руководителей свыше 90 % респондентов отметили, что за последние пять лет в бизнесе выросла значимость гибкости и скорости. На вопрос «Каким образом вы планируете искать источники конкурентных преимуществ в течение следующих 15 лет?» б?льшая часть респондентов ответила: «Посредством быстрой реакции на изменения в окружающей среде». Но кто сможет на самом деле быстро и динамично ответить на изменения, кроме нескольких небольших высокотехнологичных фирм? Ситуация не слишком улучшится за счет доработки обычных методов или добавления разных усовершенствований к единой иерархической системе. Это все равно что пытаться усовершенствовать слона так, чтобы он был одновременно слоном и пантерой. Удачных дерзаний.

Итак, что у нас впереди? В следующей главе я обрисую контуры комбинированной системы управления: ее иерархически-сетевую структуру, основные принципы, лежащие в основе ее эффективности, факторы ускорения перемен, и мы поговорим о сотрудниках организации, участвующих в работе комбинированной системы управления. В третьей главе я собираюсь рассказать вам историю одной компании. В этой истории будет видно, какие риски существуют в мире быстрых изменений, насколько они больше и разнообразнее, чем кажется некоторым людям. В четвертой главе мы рассмотрим сегодняшнюю практику в области лидерства и организационных структур и узнаем, в чем она не соответствует требованиям времени и почему существующие структуры и модели не помогут нам в условиях постоянных изменений. В пятой главе мы рассмотрим, как другая компания внедрила комбинированную систему управления и какое влияние эта система оказала на бизнес. В шестой, седьмой и восьмой главах мы попробуем разобраться в том, как фирмы могут начать создание комбинированной системы управления.

Время как Суть осуществляет концепцию взаимозависимого существования, развития и прогрессирования. Это есть понятие абсолютного формирования (на земном плане развития и Иерархии человеческих индивидов), так как оно входит в управляющую структурную комбинацию, осуществляя динамику механизма любого движения, а, как правило, если есть движение, то существует и развитие.

С точки зрения Высших Личностей, время представляет собой самостоятельную высокоорганизованную Суть, которая, способствуя развитию всего, одновременно развивается и сама. В этом кроется взаимозависимость любого существования, так как ничто не способно развиваться без времени, и одновременно Суть Времени не способна развиваться без того, что она развивает. Поэтому её совершенствование и прогресс всегда зависит от развития и прогресса той материи, которую она движет в своих границах. И чем совершеннее становится эта материя, тем совершеннее делается и Суть времени; то есть если прогрессирует одно, то обязательно прогрессирует и другое. И в том состоит «понятие абсолютного формирования на Земном плане… и Иерархии человеческих индивидов».

Время входит в «управляющую структурную комбинацию, осуществляя динамику механизма любого движения»…

Структурная комбинация земного или другого плана обязательно включает в свою материю такой фактор, как время, который определяет и задает границы существования этой структурной комбинации (например, Земли, человека и так далее). Иначе можно сказать, что время входит в программу, определяющую длительность будущего развития и его качество. Время не просто дает возможность чему-то развиваться, но оно управляет этим развитием в целях собственного прогрессирования. Оно управляет любым движением, так как никакое движение невозможно без развития во времени.

В мироздании любое движение рассматривается как развитие (или в сторону прогресса, или регресса, но все равно – развития).

Временн ая Иерархичность построена по идентичным данным любых других Иерархий, но вариации здесь – по Уровневому наименованию качествований, то есть структурная Суть времени, причём каждая, уже являет собой номинацию управления и стоит выше того, чьё движение оно осуществляет.

Так как Божественная Иерархия состоит из множества Уровней, каждому из которых соответствует свой тип материи, то естественно, что время, которое сопровождает развитие всех этих типов, идентифицируется также по Уровням, или иначе можно сказать, что каждому Уровню Иерархии соответствует свое время, а это значит – и своя Иерархия времени. Поэтому «временна я Иерархичность построена по идентичным данным любых других Иерархий». И на каждом Уровне любой Иерархии время остается в «номинации управления и стоит выше того, чье движение оно осуществляет», поэтому у него в подчинении находятся все нижестоящие Системы, материи и Иерархии.

И сама концептуальная основа построения во многом стоит над всем, так как время по своему причастному принципу активизации должным образом осуществляет роль управления, а, следовательно, в подчиняющем большинстве у него – нижепоставленные системы номинаций и Иерархии.

Вся структура времени стоит над всем прочим, потому что оно управляет любым развитием и движением. А так как оно занимает руководящие позиции, то всё прочее находится в его подчинении и зависимости, начиная от единичных номинаций и кончая Иерархиями.

Закон временн ой Иерархии осуществляет потенциальную принадлежность к систематизированному объемному расположению, приходящемуся к Уровневым распределительным порядкам.

Данный закон «осуществляет потенциальную принадлежность к систематизированному объемному расположению…», то есть временна я Иерархия прежде всего обладает огромными скрытыми возможностями. Единицам времени присущи различные степени развития, поэтому они упорядочены Высшими и систематизированы. Время, как и все прочее, способно развиваться и поэтому обладает длительностью течения процессов, протяженностью и пространственными параметрами. Его структура не линейна, а объемна, и оно способно разворачиваться сразу во множестве направлений, так что его потенциальная мощь переходит во множество кинетических движений.

Подобные объёмные движения времени свойственны каждому Уровню временно й Иерархии. В самой Иерархии существуют Уровневые распределения, то есть некоторые материальные для данного Уровня накопления, объединяющие в себе отдельные единицы времени по подобным характеристикам. И все единицы времени в пределах одного плана и в пределах всей Иерархии располагаются в строгом порядке, согласно своей значимости. У каждого Уровня эти порядковые расположения – свои, как и своё время, так как оно определяет тип развития материи данного порядка Иерархии и расположение в общей системе.

Осуществляя такую концепцию построения, Временн ые Сути зависимы между собой по периодичности и образуют модификационную систему Абсолюта времени, что выражает полную Иерархию времени.

Создавая зависимость любого прогрессирования от времени, оно само тоже зависит не только от того, что развивает, но и от других Сутей Времени, то есть Сути Времени находятся в зависимости друг от друга, так как постоянно пребывают в единой цепи взаимосвязи, создавая совместно течение времени. Суть Времени не может быть прерывистой в действиях, поэтому она находится в тесной взаимосвязи с другими Сутями Времени как на одном Уровне, так и на прочих.

Любой вышестоящий Уровень базируется в своём развитии на нижестоящем и обойтись без него никак не может. Поэтому данная цепочка зависимостей тянется по Иерархической лестнице времени сверху вниз и наоборот, так как низы сами по себе без верхнего Управления не способны к развитию, а Верхи не способны без опоры на низы.

На ступенях Иерархии Сути Времени развиваются в периодической последовательности и все вместе они создают «систему Абсолюта времени», то есть время всегда упорядоченно и обладает соответствующей периодичностью.

Но начально образованная Суть Времени уже являет в своей первооснове абсолютное формирование, как и любая другая Суть. Величина времени – потенциальна и бесконечно вмещаема, то есть обхват времени беспределен, но с определённым порядковым соотношением степенн ого коэффициента прогрессий, номинированным мощностным влиянием Сути Времени. Поэтому потенциальный композит времени и его развитие в зависимой степени соотносятся с управляемыми частными порядками, руководимыми Сутью Времени.

Первичная «Суть времени являет в своей первооснове абсолютное формирование», так как в потенциал её развития входит далёкая перспектива от нуля до Абсолюта, проходя через все этапы становления. Изначально она строится так, чтобы иметь в себе всё необходимое для того, чтобы дойти в развитии до Абсолюта, иметь полный набор начальных энергий и процессов, это напоминает построение генного кода.

Как в крошечном семени запрограммировано всё дерево со всеми своими этапами развития, так и здесь в начальной Сути времени заложена общая программа, которая должна в итоге привести Суть Времени в личном развитии к Абсолюту Времени и занять его место.

Вновь созданная Суть Времени строится так, что она уже изначально являет собой абсолютную конструкцию, содержащую в себе всё необходимое. Любое время – бесконечно в своём движении и охватывает собой бесконечные пространства, потому что само является единицей бесконечности степенного коэффициента прогрессий. Любое время для каждого конкретного мира обладает «степенным коэффициентом прогрессии», позволяющим определять предельные границы его для данного вида материи, или энергии. В общем своём состоянии, конечно, «обхват времени беспределен», так как развитие самой материи беспредельно. Но когда время относится к какому-то конкретному, частному миру, то оно приобретает некоторые границы охвата данного мира, данной материи, потому что всё конкретное, частное – конечно, но в то же время переходит в форму бесконечного в общем Объёме.

Поэтому общее время всего организма Естества соотносится определённым образом с частным временем всего того, что составляет этот организм, и между ними всегда существует определённая цифровая зависимость или некий степенной коэффициент прогрессии. Все Уровни, составляющие лестницу Иерархии, это, прежде всего, в сумме своей – прогрессии одной огромной Сути Времени.

Иерархия времени объединяет в себе и обособляет все мини-композиты временн ых номинаций, которые, по сути своей, являются качественной основой для общецелостной постройки Иерархической коалиции времени как Абсолюта, так как каждая Иерархия есть Абсолют, и каждая Суть есть Иерархия, а, следовательно – Абсолют.

«Иерархия времени объединяет в себе и обособляет все мини-композиты временных номинаций», что означает, что все мини-композиты – это те частные индивидуальные единицы развития (как человек, дерево, Земля), что составляют собой общее (например, нашу Вселенную). Эти единицы всегда будут обладать разным качеством (как все люди, составляющие человечество), но одновременно они будут в совокупности слагать и общее качество того большего, что они составляют, то есть качество Большего всегда будет зависеть от качества слагающих его частностей. (Если люди все низки по своему развитию, то и человечество в целом – это племя дикарей. Если люди высокого развития, то человечество – это уже цивилизация.)

Перспектива развития единицы времени, или Сути Времени, заключается в том, что каждая из них в итоге должна доразвиваться до Абсолюта, и каждая содержит в себе Иерархию, которые входят в постройки Иерархической Коалиции времени. Кроме того, время «вмещает в собственную фактуру построения то, чем оно управляет», что создаёт условия для его бесконечного существования. Время постоянно преобразует миры и «омолаживает» свою внутреннюю суть собственным прогрессированием.

Время, как единственная величина конструктивности бесконечного протяжения, обладает варьированной направленностью генерирующего фактора активизации и обособляет собственной фактурой влияния на разворачиваемости событий, основу воспроизводимого качествования, то есть время, и только оно, обладает единственной бесконечной основой существования, и оно вмещает в собственную фактуру построения то, чем оно управляет (это или Суть, или событийная форма программ и многое другое).

Время – единственная конструктивная величина, которая располагает бесконечной протяжённостью. Оно обладает различными направлениями движения и в этих направлениях активизирует свои действия. Время накладывает свою фактуру на события, придавая им неповторимое своеобразие при их развороте в действии, создавая особую качественную основу. Эта качественная основа времени, обладая бесконечностью в развитии, смоделировано таким образом, что вмещает в личную «фактуру построения то, чем оно управляет», которое входит в объём его поля. Это может быть и какая-либо ситуация, и отдельная Суть, и любая форма.

Отсюда и аспект бесконечности существования мира, Иерархических Коалиций и прочего. Но однако только время управляет их событийностью и динамикой, а, следовательно, если у Сути изъять Иерархию Времени, она остановится в развитии и будет недвижимо и инертно существовать, даже не имея настоящего времени, ибо оно динамично активизирует все, что в нём находится.

Мир существует бесконечно и беспредельно, благодаря существованию времени, его собственной бесконечности. Так как миры созданы из разных энергий, то им присущи свои временны е категории. Различные Иерархии времени образуют Коалицию времени, предназначенную для всего мироздания. Только время управляет всеми событиями и различного рода движениями, существующими в нём. И если из мироздания удалить структуру времени, то оно перестанет развиваться и остановится. Исчезнет в этом случае и настоящее время, которое обладает особой способностью – активизировать любое движение, попадающее в поле его действия.

А у недвижимых состояний нет времени, и они подобны конструкциям искусственного каркасирования, которые строятся на конкретную длительность времени, но не прогрессируют, а остаются в инертности на весь период существования конструкции, на которой прогрессируют и совершенствуются индивидуумы Сутевых форм и основ.

В мироздании имеются и неподвижные конструкции, у которых время отсутствует. Подобные построения можно отнести к искусственным (как, например, машины, здания для человека). Они строятся на определённое время существования, но сами не развиваются за счёт течения времени. Эти искусственные конструкции требуются для деятельности и развития других Сутей (как техника для человека), но время не входит в программу их существования как фактор, ведущий к цели.

Так что данный порядок действительности времени является проявлением активизации Высшего плана на Иерархию выше того (это минимум), который в ней присутствует для содейственного развития.

Подобное построение времени по степени его развития, прежде всего, говорит о существовании ещё более Высоких Сутей, которые занимаются организацией времени и увязыванием его с программой всего существующего. То есть имеются в мироздании ещё более Высокие планы, чем те, которые охватывает наш Абсолют. И они руководят им.

Соотносительность временн ых порядков между собой кооперирует действительность каждого слоя и устанавливает зависимость композитивной части Иерархии от порядковых расположений.

Это основа существования и развития времени как абсолютного фактора.

Таким образом, существуют различные временны е категории, располагающиеся по отношению друг к другу в закономерном порядке. Соотношения в расположении различных временны х Уровней по отношению друг к другу определяет качественный состав энергий, их слагающих, то есть композит. Наличие Иерархичности и порядковости расположения является основой существования и прогрессирования времени.

Иерархия времени представляет собой обособленную ветвь развития Сутевых индивидуальных прогрессий, которые объединяют в себе (причём, в одной Сути может находиться огромное число потенциалов совершенно других конструкций) любые другие индивидуумы. Данная Суть Времени даёт своим подчинённым Сутям определённую направленность развития, предоставляя этим им движущую силу, благодаря которой всё имеет динамику активности, а, следовательно, прогресс.

Иерархия времени являет собой отдельное направление развития Сутей движения. Сути Времени объединяют в себе любые другие формы и других индивидуумов. При этом в одной Сути Времени может находиться множество всевозможных форм самых разных конструкций. И всегда Суть Времени будет занимать главенствующее положение по отношению ко всему прочему и задавать подчиняющимся ей индивидам конкретное направление движения. Фактически время является Движущей силой того, что находится в его поле действия. Оно задаёт скорость развития, активность и продолжительность.

Иерархия времени со всем количеством Сутей входит в состав Управленческой структуры всего во всём и является основанием любого движения, динамика которого происходит от потенциального причастия закона к характерному векторному номинанту распределительности времени. Данное распределение имеет обособленность по векторному отличию Сутей в Иерархии времени.

Иерархия времени с полным содержанием своих Сутей входит в состав самого Высшего Управленческого аппарата, стоящего над всем существующим.

Время входит в построение любого процесса движения, является его основой и в программе, разворачивающей движение пространственно, оно регламентирует и контролирует каждую позицию. Динамика движения при этом создаётся за счёт наложения потенциальной основы данного закона на вектор распределительности времени, так как время по-разному распространяется на существующие фактуры, объёмы, миры. В самой же Иерархии распределение Сутей Времени по Уровням происходит «по векторному отличию Сутей».

Вектор есть направленность Сути Времени, что определяется её качественным составом (но не теми качествованиями, из которых строятся прогрессии Сутей, предназначенные для конкретного объёма физических либо энергетических тел) – своеобразным композитом данной структуры.

Вектор выражает направленность Сути Времени, а направленность «определяется качественным составом» энергокомпонентов, слагающих данную Суть. Этот качественный состав можно принять за композит Сути Времени, однако по своей структуре построения и своеобразию он существенно отличается от структуры композитов других Сутей.

Качественный состав Сути Времени также нельзя путать с теми качествами, на основании которых «строятся прогрессии Сутей», то есть внутренние процессы, происходящие внутри физического или энергетических тел.

Данная Суть Времени содержит в себе, направляет и движет определённым мировым Объёмом со всем его содержимым, причём, у содержимого временн ые характеристики иногда не совпадают со временем данного общего мирового Объёма, так как являются принадлежностью другой Сути Времени с отличной системой направленности и её протяжённости в действительности динамического фактора.

Суть времени содержит в своём силовом поле конкретный мировой Объём и всё, что в нём находится, подчиняется ей. Суть направляет развитие в данном Объёме в нужную сторону. Она же приводит всё содержимое Объёма в движение, так как является главной в развороте программы данного мирового содержания.

У частных форм, являющихся его содержимым, параметры времени могут не совпадать со временем общего мирового Объёма. Частные составляющие могут принадлежать и подчиняться другой Сути времени, что вводится общей программой развития данного мирового Объёма. Поэтому также формы будут иметь свою направленность и скорость развития, свою длительность процессов и займут для этого пространственные габариты, специально отведённые для данного индивидуального прогрессирования.

Иерархия времени управляет движением множественного числа мировых Объёмов. На некоторые Объёмы мира или Сути может быть наложено сразу несколько векторов времени, так как Суть содержит в себе большое количество составляющих, которые являют собой собственную векторную направленность, то есть подчинены другому состоянию времени.

Таким образом, Иерархия времени руководит развитием огромного количества самых разных по структуре мировых Объёмов. Программы некоторых форм или Сутей могут включать в себя несколько разных временны х состояний, что часто требуется условиями развития, поэтому и пространственно на такие Объёмы налагают несколько разных векторов времени. Так, например, любая Суть построена так, что её слагают несколько временны х векторов, потому что составляющие её (Сути) имеют разную направленность в развитии, по этой причине отдельные части Сути подчиняются другому времени, хотя единство действий достигается за счёт регулирования их деятельности общей Сутью Времени.

Иерархия времени являет собой единую движущую силу, которая разворачивает события и сворачивает их обратно. Всё, что есть в мировом Объёме, можно назвать событиями. А это – все частные формы существования, которые составляют одну единую общность проявления жизнемирового континуума.

Иерархия времени играет огромную роль в развитии мирового Объёма, является его движущей силой, разворачивающей и сворачивающей события, начинающей и прекращающей процессы, задающей пространственную протяжённость и длительность существования. Всё, что имеется в мировом Объёме, можно отнести к разряду происходящих событий, так как, зарождаясь с определённого момента, оно живёт, действует на своём уровне связей, производит что-то новое и так далее; поэтому любая форма, субстанция не просто существуют, они вносят ряд изменений в окружающий мир, являясь его частью. На этом основании все частные состояния составляют в своей совокупности единую форму жизни или мировой континуум.

Частные формы воплощают в себе Сутей, которые являют события в той либо иной структуре построения. Следовательно, события есть реальная основа движения любой прогрессии мира, то есть время даёт движение событиям, разворачивает их и даёт возможность существовать относительно выбранного пути каждого индивидуума. Поэтому фактура построения активной динамики мира имеет следующую форму движения: время – события – прогресс частных форм – рост мирового континуума.

Частные формы тоже можно рассматривать как Сути, так как всё в мироздании живое, находящееся каждое на своём уровне осознания и понимания, а также на своём уровне деятельности. Поэтому то, что является формой жизни и деятельности для одного состояния, для другого может выглядеть как пассив или нечто нереальное. Но всё есть жизнь, и всё находится на различных стадиях развития. Поэтому, естественно, что с любой формой жизни связаны какие-то определённые события её уровня действий. На этой основе любое событие являют собой Суть определённой формы построения и действия. Они составляют движение и поэтому являются основой любой прогрессии мира.

Время порождает движение, разворачивает события пространственно, и оно же обеспечивает форму существования индивидуума в том направлении, которое им выбрано. Следовательно, фактура построения динамики мира представляет собой следующую зависимую последовательность движения: время управляет, направляет, разворачивает события – события совершают конкретный вид работы – от этого происходит прогрессирование в развитии частных форм, участвующих в данных событиях – прогресс и развитие всего частного способствует росту мирового континуума.

Иерархия времени образует в своём подчинении порядковую системную распределительность, дающую соответственные положения личностных индивидуумов времени в Иерархии. Данные самостоятельные частности имеют различные обособленные основы построения, следовательно, индивидуальную форму движущей силы с варьированным значением целенаправленного фактора, исключающего возможность повторной движущей установки с тем же коэффициентом мощности. Это происходит ввиду наличия той же системы эксклюзивных форм, не способных к повторному существенному анализу действий на той же стадии развития.

Иерархия времени использует при определении положения личностных индивидуумов времени систему порядковых распределений, которая позволяет выяснить – к какому Уровню относится та или иная Суть Времени. Распределяемые Сути имеют разные основы своего построения, а поэтому, участвуя в процессах, они придают форме движения индивидуальность и задают ей целенаправленность.

При этом исключается возможность повторного движения к одной и той же цели с тем же коэффициентом мощности. Это становится возможным благодаря индивидуальности Сутей Времени, которые, находясь на прежней стадии развития, не способны по своей природе повторно анализировать прошедшие действия. И в этом особенность их построения.

Данная система индивидуального фактора предназначена только для конкретного Объёма мира, исключающего в себе две одинаковых формы композитного состояния для накопления как можно большего числа вариаций энергооснов обособленного порядка качествований, которые, в свою очередь, необходимы для расширения пределов формирования мира и существования его на основе новообразованных качествований, дающих в индивидуальном порядке варьированную платформу для сверхобособленных построек.

Система использования принципа индивидуальности в Иерархии «предназначена только для данного Объёма мира», который исключает повторение двух композитов Сутей. Цель отсутствия повторов – добиться накопления максимально возможного числа сочетаний энергооснов в каждом индивидууме и, тем самым, увеличить разнообразие существующих качеств. Именно качественная база в своём многообразии проявлений позволяет расширить «пределы формирования мира», так как он растёт только за счёт вновь созданных качествований. А они в своих индивидуальных выражениях создают базу для сверхмощных обособленных конструктивных построений.

Пирамида Иерархии времени отличается собственным приспособлением к существованию, преподнесению своей фактуры построительных содержаний в мировом Объёме любой формы структуры Управленческого персонала Иерархии данного общемирового континуума, а также способностью сверхиндивидуального функционирования на варьированных положениях одновременно (то есть управлять движением в любых мировых порядках одновременно).

Конструкция Иерархии времени обладает собственными особенностями существования, своими способами приспособления и индивидуальной фактурой всех построений по сравнению с другими подобными формами, располагающимися в мировом Объёме Управленческого аппарата общемирового континуума. Кроме того, Иерархия времени наделена сверхспособностью – управлять одновременно любой формой движения во всех мирах, существующих на разных стадиях совершенствования и поэтому занимающих каждый свою ступень на иерархической лестнице.

Иерархия времени содержит в себе упорядоченную систему индивидов, отличающихся качественной основой композита, который ни в коей мере не может быть сопоставим с композитами Сутей, имеющих возможность вселения в тела.

Иерархия времени содержит в себе Сутей времени, систематизированных на её Уровнях, в соответствии с их качественным содержанием композита. Однако его нельзя сравнивать с тем композитом или качественной основой души, которую вселяют в тело. Они конструктивно совершенно разные.

Суть Времени, находящаяся на вершине Иерархии – абсолютна и управляет всеми мировыми континуумами, которые соответствуют её положению, либо их Уровень меньше. Но она может и плавно уходить в управляющую концептуальную форму мировых Объёмов, гораздо большей мощности, чем Суть данной временной Единицы.

Суть времени, которая дошла в своём развитии до вершины Иерархии, набрала в себя все качества и прогрессии, соответствующие абсолютному состоянию, способна управлять «всеми мировыми континуумами», соответствующими её уровневому положению или находящимися ниже неё.

Однако она способна и плавно переходить в управляющие коалиции других мировых Объёмов, превосходящих данную Суть времени по своей мощности, и занимать там частные формы.

Это обосновано тем, что мир меняет в своей конструкции всё, корректируясь под совершенствующуюся фазу развития. Но в итоге мощь, увеличивающаяся в результате данного процесса в своём объёме, на определённой стадии постепенно вытесняет этот временной вектор, заменяя его соответственно другими Сутями времени с усовершенствованными качественными характеристиками, необходимыми мировому континууму в прогрессивной роли исполнения целеустановок.

Такой переход становится возможным, благодаря тому что мир находится в стадии постоянного преобразования, он постоянно изменяет свои конструкции, корректирует построения и процессы, состав энергий и новых качеств. За счёт этих фундаментальных преобразовательных процессов мир становится совершенней.

Но все эти глобальные преобразования в итоге приводят к тому, что мощь того объёма, которым управляет данная Суть Времени, возрастает во много раз и начинает в значительной мере превосходить мощь этой Сути. Подобное неравенство сил приводит к постепенному вытеснению данного вектора времени на определённой стадии развития. При этом устаревшие единицы времени заменяются новыми Сутями, содержащими усовершенствованные качественные характеристики. То есть для прогрессирования мировому континууму необходимы постоянно усовершенствованные Сути Времени, так как достижением новых целей должны управлять и новые, более модернизированные индивидуумы времени.

Каждая Суть Времени характеризуется настоящими состояниями качествований в её энергооснове. Именно относительно их Сути Времени определяют свою направленность, возможности воздействия и зависимость от планомерного состава имеющихся качествований общего композита Иерархии времени, требующего соответственного набора качественных прогрессий с абсолюто-содержащейся фактурой на конечной стадии Иерархии времени.

Каждая Суть Времени характеризуется только настоящими качествами в своей энергооснове, а не прошлыми. Относительно этих настоящих энергокомпонентов времени происходит определение возможностей Сутей: их направленность движения, способность воздействовать и подчинять себе других и зависимость данной Сути от абсолютного состояния, то есть определяется её потребность в будущем прогрессировании до состояния Абсолюта времени.

Суть Времени, пребывая на Уровне, всегда зависима от Высших инстанций, управляющих её развитием, так как сама она никогда не сможет определить – каких именно энергий ей не хватает. Управляющие инстанции времени направляют частную Суть к приобретению тех качественных энергий и прогрессий, которые необходимы ей для достижения фактуры абсолютного содержания.

Потенциальное совершенство частных Сутевых форм времени зависит от направленности общего фактора развития Абсолюта времени, относительно которого его Сутям предоставляется возможность выбора собственного развития. Отсюда – общность идейного превосходства времени и единоцелостность существующего мирового континуума, которым оно движет и управляет.

Совершенствование любых частных форм всегда находится в зависимости от направления развития общего Абсолюта времени. Свобода выбора предоставляется Сутям Времени только относительно этого Абсолюта (в отличие от Иерархии Бога, где Сути могут выбирать – развиваться ли им в направлении к Богу или к Дьяволу). Поэтому Иерархия времени обладает идейным превосходством над прочими Иерархиями, а это способствует укреплению единоцелостного мирового континуума, которым она управляет и который ведёт к цели.


| |

Глава 7 ИЕРАРХИИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Иерархия Центральный агент Вертикальная интеграция Проблема «принципал - агент»

ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКАЮТ ИЕРАРХИИ

В этой главе речь пойдет об иерархических структурах. Проще всего соотнести иерархии с фирмами и рассматривать некую систему отношений, противоположную рыночной. Такой подход исполь­зован, например, в классической статье Рональда Коуза «Природа фирмы», в которой он противопоставляет централизованное внут­рифирменное планирование рыночному механизму обмена, регули­руемому системой цен.

Однако фирма есть только частный случай иерархии. Государство также является иерархической структурой. Иерархическими могут быть и некоммерческие организации.

Иерархия - структура соподчинения индивидов, взаимодействие которых происходит посредством команд.

В основе иерархических отношений лежат конституционные пра­вила. Именно в конституции государства определено политическое устройство страны, а также возможности занятия ключевых постов. Расширяют и уточняют эти положения другие нормативные пра­вовые акты. Иерархия может быть основана и на неформальных пра­вилах, различных традициях и обычаях. Формальными правилами обычно устанавливается главенство руководителя организации, од­нако лицом, принимающим решения и отдающим команды, может оказаться заместитель директора или его жена или завхоз Иван Иваныч. На основании только формальных правил также не всегда можно составить представление о полноте прав, соответствующих месту в иерархии. Например, в уставе организации обычно не упо­минается о распределении парковочных мест, но, поставив машину недалеко от входа, вы получите замечание от охранника или коллег и вынуждены будете освободить место для автомобилей руководства. Таким образом, поддержание правил, задающих иерархию, осуще­ствляется не только высшими членами этой иерархии, но и низшими ее членами и специализированными агентами.



Почему руководители, подчиненные, контрагенты и общество в целом могут быть заинтересованы в существовании иерархических структур? На время отвлечемся от преимуществ существования ие­рархической структуры государства и рассмотрим, почему индивиды объединяются в фирмы.

Как было показано в предыдущих главах, выбор формы экономи­ческой организации обусловлен стремлением к минимизации сово­купности производственных и трансакционных издержек.

Экономия трансакционных издержек возникает из-за того, что при формировании иерархии выделяется роль центрального агента.

Роль центрального агента предполагает объединение пяти клю­чевых правомочий 1:

Права на остаточный доход (доход, остающийся после оплаты всех нанятых ресурсов; фактически право получать все выгоды и нести все издержки принятых решений);

Права определять направление использования ресурсов и кон­тролировать работу членов иерархии;

Права заключать договора со всеми остальными собствен­никами ресурсов;

Права изменения членства;

Права передачи всех правомочий сразу и каждого в отдельности. В сравнительно малых иерархических структурах эту функцию выполняет руководитель (часто он же собственник). По мере роста иерархии какие-то правомочия могут передаваться на более низкие уровни, однако в случае возникновения конфликта конечное ре­шение принимается центральным агентом. Если руководитель в ие­рархии является центральным агентом, он заключает контракты, как правило, долгосрочные, с собственниками ресурсов и с потреби­телями продукции. Пятое же правомочие может в полной мере реализовывать только глава иерархии.

В третьем параграфе этой главы мы подробно рассмотрим, как распределение выделенных правомочий влияет на появление срав­нительных преимуществ у различных типов организаций. Сейчас отметим следующее: передача права на контроль на верхний уровень иерархии, и возможное рассредоточение его затем по более низким уровням, позволяет получать преимущества от специализации ин­дивида с соответствующими способностями на функции управля­ющего: не все собственники являются одновременно хорошими предпринимателями.

Выполнение координирующей функции центральным агентом предполагает, что он обладает возможностью отдавать приказы по поводу использования вовлеченных в производственный процесс факторов. Это облегчает процесс адаптации к непредвиденным со­бытиям. Приспособление к колебаниям спроса, изменению цен на комплектующие, погодным условиям теперь происходит не с по­мощью механизма цен, а с помощью прямых указаний о перераспре­делении имеющихся ресурсов. Передача центральному агенту права заключения договоров с собственниками ресурсов и внешними контрагентами приводит к экономии трансакционных издержек пе­реговоров и заключения контрактов. Для реализации функции управления важно иметь возможность формировать стимулы у соб­ственников ресурсов к добросовестной работе. Это становится воз­можным, если центральный агент решает вопросы найма и уволь­нения, а также вознаграждения и штрафов по итогам работы. Таким образом, угрозы наказания низших звеньев иерархии становятся до­стоверными.

Пресечение оппортунизма руководителя в отношениях с постав­щиками и потребителями происходит благодаря наделению его правом на остаточный доход. Центральный агент несет издержки, связанные с потерей клиентов из-за размывания репутации. Вот по­чему он занимается настройкой стимулов всех членов структуры, добиваясь качественного выполнения работы. Добившись эффек­тивной работы всех звеньев иерархии, руководитель также вправе рассчитывать на дополнительный доход.

Рассмотрим простой пример: строительство дачного домика. Один человек явно не справится с этой задачей: если вы не отлича­етесь недюжинной силой и не являетесь мастером на все руки, при­дется нанимать бригаду рабочих. Кроме человеческих ресурсов может потребоваться привлечение техники. Наконец, дом невоз­можно построить, не закупив строительные материалы. Теперь пред­положим, что вы привлекаете и оплачиваете все опции в отдель­ности. Многим знакома ситуация, когда вдруг заканчивается цемент или песок или гвозди и надо срочно обеспечить этим строителей. При этом первоначальный расчет требуемого количества производят рабочие сами, а отвечать за их ошибки приходится вам. Странной и крайне неудобной выглядела бы ситуация, когда для рытья ям под фундамент пришлось бы путем длительных переговоров и согласо­вания расписания соединять экскаватор и экскаваторщика. На­конец, в тупик ставит необходимость оплачивать труд каждого члена бригады в соответствии с его вкладом. Дело может дойти до расчетов, кто нес легкий, а кто тяжелый край бревна.

Альтернативный вариант предполагает обращение в фирму, руко­водитель которой поручит дизайнеру разработать проект дома, про­рабу выделить бригаду, отделу закупок обеспечить всех материалами, а также договориться с владельцем экскаватора о времени приезда на объект. Тот приедет сам или обеспечит комплектацию единицы техники трудовой единицей, умеющей с техникой обращаться. Даже если вы и получите детализированную смету, расчеты с собствен­ником каждого привлеченного ресурса начальник будет вести сам. Если же дом через год покосился, вам не придется выяснять и доказывать, кто именно плохо сделал работу, претензии будут предъяв­лены фирме в целом.

Заключая единственный контракт с производителем конечного продукта, покупатель экономит на всех видах трансакционных издержек. Индивиду легче оценить стоимость блага в целом, чем роль каждого фактора в удовлетворении потребности, заключить один договор и разрешать споры с одним контрагентом. Правда, обычно в таком случае необходимо нести издержки по оплате работы такого центрального агента.

Отметим также, что при долгосрочном существовании ста­бильной иерархии возникают дополнительные преимущества выра­ботки постоянных правил взаимодействия - то, что часто называ­ется корпоративной или организационной культурой. Это также позволяет согласовывать ожидания членов команды, экономить на издержках коллективных действий (об этих издержках подробно будет рассказано в главе 9).

7.2. РОСТ ИЕРАРХИИ

Итак, мы определили, что такое иерархия, обосновали рацио­нальность ее существования и факторы, влияющие на ее возникновение и эффективное функционирование. Но где границы роста иерархии? Что побуждает уже существующие иерархии расширяться и объединяться? 1

Рассмотрим слияние двух иерархических структур, осуществлявших ранее деятельность на смежных стадиях производства. Если отвлечься от сложности объединения двух структур и настройки сти­мулов большого количества участников, то мы снова сталкиваемся с выбором из двух институциональных альтернатив. Предпочтение должно быть отдано той из них, в рамках которой баланс выгод и из­держек положителен.

Рональд Коуз предложил общий принцип оценки расширения иерархической структуры (в его терминологии фирмы): «Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой» 1 . Среди основных издержек рыночного обмена Коуз отмечал выделение ресурсов на выяснение цен, ведение переговоров и заключение контрактов.

Дальнейшее развитие анализ вертикальной интеграции в рамках новой институциональной экономической теории получил в работах Оливера Уильямсона 2 . Он акцентирует внимание на проблемах вы­могательства, связанных с инвестированием в специфические ак­тивы. Подобные инвестиции могут существенно снизить производ­ственные издержки, однако в отсутствие гарантий стороны выберут активы общего назначения. Решением проблемы недоинвестирования в специфические активы может стать интеграция и переход к одностороннему механизму управления трансакциями. В этом случае важно, что контрагент, осуществивший инвестиции в специфичесские активы, становится обладателем конечных правомочий, т.е. правом принятия решений в случае наступления событий, не отра­женных в контракте.

В первом приближении зависимость выбора институциональной альтернативы от уровня специфичности активов иллюстрируется Уильямсоном при помощи следующего графика (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Способы управления трансакциями и уровень специфичности активов

ΔG - разница в между издержками рыночного и внутрифирменного управления трансакциями; ΔС - разница между издержками, возникающими при производстве товара в рамках фирмы, и затратами, связанными с закупкой товара на рынке; к - специфичность активов; к* - уровень специфичности активов, при котором иерархия становится эффективнее с точки зрения минимизации издержек.

Основной вывод модели Уильямсона: чем выше степень специ­фичности активов, тем больше выгоды внутрифирменного (иерар­хического) управления по сравнению с рыночным. При низкой спе­цифичности активов, обусловливающей легкость смены партнера, целесообразно воспользоваться преимуществами стимулирующего воздействия рыночных механизмов. Именно рыночная конкуренция создает мощные стимулы к принятию эффективных решений, не требуется создания дополнительных систем мониторинга и стиму­лирования. С повышением степени специфичности активов растет взаимозависимость контрагентов. Издержки, связанные с предотвра­щением оппортунизма в форме отлынивания, оказываются ниже, чем издержки, которые стороны понесут в случае разрыва отно­шений. Эти соображения являются основанием для представления функции ΔG убывающей. Вместе с тем осуществление производства товара для собственных нужд не позволяет реализовывать экономию от масштаба и разнообразия, а также предполагает отказ от выгод специализации и разделения труда. С этой точки зрения рыночные закупки всегда будут выгоднее. Однако, чем выше специфичность используемого оборудования и производимых товаров, тем уже круг потенциальных покупателей, и тем ниже выгоды агрегирования спроса. Вот почему функция ΔС также убывает с ростом специфич­ности активов. При уровне специфичности активов к* контрагентам безразлично, будет ли трансакция осуществлена в рамках рыночного или внутрифирменного механизма управления.