Что такое неоконсерватизм. Основные принципы и ценности консерватизма

Термин «консерватизм» происходит от лат.conservare— сохранятъ. Впервые его употребил французский писатель Ф.Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издавшемся в 1818-1820 годах и выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840).

Консерватизм выражал интересы тех сословий, которые больше всего пострадали в революции, т.е. дворянства и духовенства. Но принципы консерватизма оказались привлекательными для очень многих, кто устал от революции (крестьянство, буржуазия). Поэтому консерватизм к XIX в. превращается в буржуазную идеологию.

Консервативная идеология — идеология охранительная. Само слово «консерватизм» означает сохранение. Консерваторы считали, что главное в обществе — традиция преемственности, защита нравственных ценностей. Над обществом нельзя экспериментировать. Революционные и гражданские войны приносят чрезвычайный вред обществу. Изменение в обществе должно носить медленный эволюционный характер. Надо ценить обычную жизнь, человеческие устои, моральные ценности.

По мнению С. Хантингтона, консерватизм - это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому идейное содержание консерватизма противоположно той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Тем не менее, сам тезис о защите существующего порядка выступает в роли основы идеологии консерватизма, которая остается неизменной на протяжении всего существования консерватизма.

В сфере политики консерваторы были сторонниками элитарного правления. Власть должна принадлежать лучшим, профи, подготовленным людям. Это меритократия — власть достойных. Наверх могут подняться и люди из низов, но если они достойны и профессионально подготовлены.

Общие установки консерватизма:

Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).

Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.

Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.

Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.

Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.

Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.

Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

В XIX в. консерватизм воспринял некоторые идеи либерализма — равенство перед законом, представительное правление, разделение властей.
Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса в 1973-1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США (Республиканская партии во главе с Р. Рейганом) и в Великобритании (Консервативная партия во главе с М. Тэтчер). Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристалл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.

Основные установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.

Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности - свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.
На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина «conserve», что означает «сохранять». Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729-1797). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, утверждал Берк, возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона - в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе считает абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенство и гражданские права - это фикция. Человеческое общество и государство создаются и развиваются по воле Бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753-1821). Революцию де Местр воспринимал, как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению де Местра, всегда производят большее зло, чем то, которое хотят исправить. Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы, создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков. Очень похожие идеи высказывал другой французский идеолог консерватизма де Бональд (1754-1840). Он также ссылался на Бога и естественное монархическое устройство общества, основным элементом которого является семья. Монархическое государство и религия являются необходимыми уздами, которые сдерживают человеческие страсти. Учение де Боиальда противостоит индивидуалистическому подходу либералов, хотя и признает главной целью общества охрану личности и частной собственности.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественного договора и опирается в своем подходе на теорию естественно-исторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно там сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения. В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций.

Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности.

Но в связи с этим, считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом: «Существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и греховность; естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков; подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти...». Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности. Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической - защита индивидуальной собственности. Идеал человека в консервативной философии - это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества. Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшении роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочении нации на основе общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. В политической практике идеи неоконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мэйджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 1980-1990 гг.

Относительно стабильное экономическое развитие ряда капита-листических стран было прервано в начале 1970-х гг. В этот период возникла целая серия нарушений процесса воспроизводства, которые привели к развёртыванию очередного мирового экономического кри-зиса, начавшегося в США в конце 1973 г., а затем в 1974 и 1975 гг. охватившего практически весь капиталистический мир. Этот кризис по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 гг . За пери-од кризиса промышленное производство в США сократилось на 13 %, в Японии — на 20 %, в ФРГ — на 22 %, в Великобритании — на 10 %, во Франции — на 13 %, в Италии — на 14 %. К середине 1975 г. число безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн человек. Циклический кризис осложнялся целым рядом структурных кризисов, пришедшихся на это же самое время.

Внешняя политика неоконсерваторов

Неоконсервативные установки, которых придерживались Тэтчер и Рейган, определяли их шаги в области не только внутренней, но и внешней политики. Внешнеполитическая доктрина неоконсер-ватизма предполагала возможность создания пространства «демо-кратических стран». Центральным принципом неоконсервативно-го внешнеполитического курса является предельно широкая, гло-бальная трактовка понятия национальных интересов.

Первой пример реализации этой политики подала Великобритания, отправив свой флот на освобождение Фолклендских островов от аргентинской хунты. Принцип «национальных интересов» нашёл наиболее полное выражение во внешнеполитической доктрине США в период

Консерватизм (от лат. conservare - охранять, сохранять) - политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, приверженность незыблемым политическим ценностям, которые выдержали испытание временем (термин был введен в научный оборот в к.

XVIII в. французским писателем Ф. Шатобрианом). Консерватизм стал своеобразной реакцией на политическую мысль и события Великой французской революции, антитезой идеологии либерализма.

Среди идеологических ценностей классического консерватизма можно выделить следующие: приоритет общества над человеком и государством; нравственный абсолютизм (вечность нравственных идеалов); представления о несовершенстве и греховности человеческой природы и об ограниченных возможностях разума; отрицание неизбежности социального прогресса (любые проекты лучшего общества таят в себе неизвестность, поэтому должны быть отвергнуты); традиционализм (сохранение прошлого как единства поколений, гармоничной совокупности обычаев, предрассудков) - главная движущая сила прогресса; отрицательное отношение к идее равенства (неравенство вытекает из самой природы человека); свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней; частная собственность - гарант личной свободы, защиты социального порядка; политика - это сфера деятельности политических элит (политический элитизм); отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей; регулировать процессы общественной жизни должно не только государство, эту функцию могут выполнять также религия, мораль, традиции, которые способны к более полному отражению социального многообразия.

Во вт. пол. XX в. стало развиваться новое направление в консерватизме - неоконсерватизм. Наиболее известными представителями неоконсерватизма, его идейными вдохновителями стали ученые 3. Бжезинский (род. 1928) и Д. Белл (род. 1919).

В современной политологии существуют две основные трактовки неоконсерватизма. Одна часть политологов рассматривает неоконсерватизм как современный консерватизм, приспособивший традиционные для него идеалы и ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи. Другая часть ученых видит в неоконсерватизме новое идеологическое течение, постоянно обогащающееся новыми идеями в процессе соперничества с другими идеологиями, и прежде всего либерализмом и социал-демократизмом.

Как качественно новая идеология неоконсерватизм предложил миру свою собственную систему ценностей, а именно: духовные приоритеты семьи и религии; социальную стабильность, базирующуюся на моральной ответственности гражданина и государства друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному типу экономики, признавая привилегированность отдельных слоев общества, неоконсерваторы ориентируются на сохранение нравственных универсальных законов, без которых невозможно нормальное развитие гражданина и государства. Основная роль в сохранении в современном обществе человеческого начала отводится индивиду, который должен рассчитывать исключительно на собственные силы. Государство, в свою очередь, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированности отношений природы и общества. Наиболее общими положениями неконсервативной идеологии являются: в мировоззренческом плане - приоритетность принципа свободы над принципом равенства; однако, индивидуальная свобода не должна выходить за рамки традиционных ценностей общества; в экономической области - ограниченное вмешательство государства в экономику, которое направлено на поддержание порядка и устойчивости рыночной системы; защита интересов крупного бизнеса; в социальной политике - принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. справедливое распределение доходов и собственности; принцип субординации - помощь государства гражданам в развитии частной инициативы; в политической сфере - вертикальная демократия, вершину которой составляет экономическая и политическая элита; развитие гражданского общества.

Для реализации обозначенных выше целей, для оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное общество неоконсерваторы настаивают на использовании новейших технологий и телекоммуникационных систем.

25 мая в Москве открылся крупнейший российский консервативный форум: Всемирный русский народный собор (ВРНС). По традиции главой форума считается Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по его благословению и под его председательством проводятся все ключевые заседания. Кто такие консерваторы и что такое консервативные ценности? С этими вопросами «Нескучный сад» обратился к директору Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации, историку и религиоведуАлександру Журавскому.

Что это такое?

Консерватизм, либерализм, идеи социального равноправия так тесно переплелись в XX веке, что выделить чистую форму или, что важнее - «чистую сущность», эйдос того или иного политического течения весьма сложно. Если говорить о консерватизме – это политическая (и не единственно возможная) проекция традиционализма, являющегося собственно основной идеологией консерватизма. При этом в русской традиции консерватизм понимался как идейное и глубоко духовное явление. Впрочем, в русской традиции почти любая идея воспринималась как мистическая. В этом особенность российской цивилизации. И, кстати, объяснение многих исторических выборов и укорененности идей (от Москва – Третий Рим до перманентной революции и построения социализма в отдельно взятой стране).

Николай Бердяев, как и многие из русских мыслителей рубежа XIX-XX вв. пришедший к традиционализму через искушение марксизмом и социализмом, писал, что «консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к истокам жизни, связывает себя с корнями» (здесь очевидная отсылка к почвенничеству). Вдохновенное бердяевское определение консерватизма исполнено духом христианской сотериологии: «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности тлению. В нем живет энергия не сохраняющая только, но преображающая». Убежден, это и есть идеальная формула идеального консерватизма (здесь понимаемого как христианский традиционализм).

Консерватизм в дореволюционной России – это, прежде всего, ценностно-идеологический подход к рассмотрению современности. Собственно политически (инструментально) консерватизм никогда в России не являлся чем-то стройным и оформленным. А что, собственно, было стройным и оформленным в политической жизни России? Русские консерваторы – это, прежде всего, люди религиозные, рассматривающие политическое через призму религиозных ценностей. Ф.М.Достоевский, К.П.Победоносцев, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов и многие другие определяли основные положения русского консерватизма, получившего именование просвещенного (из последних громко об этом говоривших – Н.С.Михалков в «Манифесте просвещенного консерватизма»). Уже не говорю о церковных иерархах и представителей русской богословской мысли – от митрополита Филарета (Дроздова) до о.Павла Флоренского. Людях очень разных, но, безусловно, традиционалистских убеждений. Среди государственных мужей и политиков, определявших черты русского консерватизма в политике – многие русские императоры, и государственные деятели, подобные П.А.Столыпину. Кстати, Петр Аркадьевич, как государственник, традиционалист и реформатор (но реформы - «без потрясений») был более всего адекватен современному западному представлению о политическом консерватизме. Это представление было адекватно воззрениям многих консерваторов XIX века. Достаточно вспомнить тезис британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли о том, что «здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства».

Правые и левые консерваторы

Большинство русских консерваторов (а, вернее, их было бы называть традиционалистами) были противниками политического радикализма и, как сейчас бы сказали, экстремизма, как в его праворадикальных и ультрареакционных формах (взгляды Каткова после 1863 г.), так и в леворадикальных (народники, анархисты, эсеры и пр.). Важно ведь не только что, но и как сохранять и развивать (а развитие, включая реформирование страны, также есть неотъемлемая часть консервативного подхода, как показывает история).
У русских консерваторов было много важных социально-политических интуиций и предвидений. Например, Константин Леонтьев не только определял основную опасность для православного мира в обмирщающем (секуляризирующем) и омещанивающем (формирующим общество потребления с его культом благополучия, успеха) либеральном космополитизме. Леонтьев стоял в ряду тех, кто формулировал теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) (Г.Рюккерт, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, много позже - С.Хантингтон).

В постсоветской России в силу разных причин «правые» (по западной политологической классификации) оказались «левыми», а «левые» - правыми. В постсоветской действительности конца XX века консервативная традиция стала по какой-то исторической иронии ассоциироваться с коммунистическими взглядами, некогда не только разрушившими Российскую империю, но и враждебно воспринимавшими все традиционное, связанное с ней (включая и религиозность).

В этот период доминантной характеристикой постсоветского консерватизма была его «реактивность» (реагирование на демократические – часто «несправедливые» - социальные, экономические и политические реформы, призывы к спасению Советского Союза через различные иные формы при отсутствии собственной позитивной политической повестки дня). Это был консерватизм в его наихудшей и потому наиболее уязвимой для критики форме. Традиционализм этого постсоветского консерватизма базировался не на отнологических и сущностных основаниях. Его охранительным кредо были устаревшие и проигравшие геополитическую битву идеи большевизма.

Было бы глубоким заблуждением считать, что традиция не способна к модернизации. Вместе с тем следует согласиться с Ф. Хайеком, утверждавшим, что моральная традиция (а важнейшей моральной традицией является религия) не может «конструироваться», хотя у нее два источника: врожденные побуждения и принципы, складывающиеся в ходе упорядочения общественной жизни. Критика Хайеком «рационально-конструируемой морали» особенно актуальна, если вспомнить о неудачах социальной инженерии XX века - большевистском или нацистском проектах нового миропорядка. Не утратила своей актуальности эта критика и сегодня, в условиях новых попыток «конструирования будущего».

Хороший традиционализм

В социальных науках термин традиция и его производные (традиционализм, традиционное общество и пр.) нагружен преимущественно негативными коннотациями. Традиция – то, что сопротивляется инновациям, что консервативно, косно. Традиционное общество – это общество доиндустриальное, аграрное. Традиционализм (в толковании некоторых школ социологии и политологии) – это неоконсервативная идеология, смыкающаяся с идеологией Р. Генона (интегральный традиционализм), «новых правых» или даже с фашистской идеологией.

Между тем, любая традиция, в т.ч. религиозная, является механизмом воспроизводства социальных институтов и норм. Традиция выполняет ряд социокультурных функций, устанавливая преемственность культуры, служа каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, выступая механизмом социализации и инкультурации людей, выполняют селективную функцию отбора норм, образцов поведения и ценностей.

Рассуждая о стереотипах в восприятии консерватизма и традиционализма, не перестаю искренне удивляться вместе с Г. Честертоном, этим «христианским апологетом» первой трети XX века, откуда возникла убеждённость в том, что «традиция не в ладу с демократией»? По оригинальному суждению английского мыслителя, «традиция – единственная демократия, прошедшая через века». Действительно, демократии не безразличен «обычный избиратель» и его права, даже если избиратель невежественен и прост. «Традиция расширяет права, - утверждает Честертон, - она дает право голоса самому угнетенному классу – нашим предкам», пусть даже предки были, по нашему надменному разумению, невежественней нас и простодушней. «Традиция не сдается заносчивой олигархии, которой выпало жить сейчас. Все демократы верят, что человек не может быть ущемлен в правах только из-за такой случайности, как его рождение; традиция не позволяет ущемлять права человека из-за такой случайности, как смерть… Я не могу разделить демократию и традицию, мне ясно, что идея - одна».
Здесь поневоле вспоминаешь сразу два афоризма Уинстона Черчилля. Первый о том, что «Демократия - самый худший вид правления, не считая остальных». Другой афоризм, характеризующий, кстати, путь многих консерваторов, также хорошо известен: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума».

Традиция жива, пока ценности, передаваемые ею, воспринимаются как живые, актуальные, репродуктивные. Тогда традиция становится основой для формирования социокультурных норм.

Размышляя о политических идеологиях XIX-начала XX вв. и выработке Католической церковью отношения к ним, немецкий политолог Карл Шмитт (один из тех, кого называют «консервативным» мыслителем) еще в 1923 г. написал, что «Католическая церковь пережила и переживет всех и вся. Sub specie своей продолжительности, ей нет нужды принимать здесь решение, она и здесь останется complexio всего выжившего». Это было политическим диагнозом западного политолога социальной живучести христианской традиции западноевропейской цивилизации.

Ястребы из Пентагона?

Очевидно, что восприятие традиции, как репродуктивной социокультурной ценности, определяющей развитие человечества, является свойством консервативной идеологии и традиционализма (таковым часто называют современный неоконсерватизм). Однако в XX веке оппонировавшие друг другу либерализм и консерватизм восприняли некоторые характерные особенности своего идеологического противника (например, неолиберализм воспринял этатизм кейнсианства, а неоконсерватизм – классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции). Так возник либертализм, классическое наследие которого (связанное с творчеством Ф. Хайека, Л. Мизеса, Р. Нозика), относится различными политологами то к либеральной традиции, то к консервативной.

Либертализм, размывший категоричность классического либерализма в отношении традиции, и придавший консерватизму новую жизненную стойкость, не остался исключительно академической теорией в сфере политики и экономики, но послужил оформлению весьма влиятельной в 1980-90-е гг. неоконсервативной политики, связываемой с именами таких деятелей, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания). Напомним, что приверженность религиозным традициям являлась органичной частью политического имиджа и взглядов обоих политиков.

Американские «неоконы» второй половины XX века и рубежа XX-XXI веков, являлись конечно, «ястребами» и «антисоветски» (именно так) настроенными политическими деятелями. В части внешнеполитических приоритетов их взгляды сформировались в условиях биполярной политической реальности XX века (и именно потому обречены на трансформацию в условиях распада прежнего миропорядка «трех миров»).

Но в своих аксиологических предпочтениях – это преимущественно религиозные люди, хотя религиозные по-американски. И их религиозные взгляды (на семью, брак, воспитание, этику, социальность, на недопустимость абортов и однополых браков) определяли (да и определяют) многие принципиальные подходы к электоральным процессам. XX век в США – это век торжества политического консерватизма, кстати, как и в Великобритании (два наиболее известных лидера которой – У. Черчилль и М. Тэтчер – были консерваторами). Парадоксально, но жизненность консервативных идей в XX веке обеспечивала Советская Россия, являвшая собой социальную оппозицию консерватизму в его традиционных формах. Действительно, большевизм (особенно в первые годы Советской власти) с его декларируемым воинствующим безбожием, феминизмом (раскрепощением женщины), разрушением традиционных институтов, экспроприацией и огосударствлением частной собственности, мобилизационной экономикой был очевидным антагонистом консерватизма.

Так, в мире победившего социализма «консерватизм» стал понятием нарицательным, образом всего анахроничного, безжизненного, несамостоятельного, а в западном мире СССР был назван «империей зла». Речь Р.Рейгана, сказанная им 8 марта 1983 г., где он и наделил Советский Союз ценностной категорией зла, была исполнена именно религиозными аксиологическими мотивами: «Советы должны понять, что мы никогда не будем ставить под угрозу наши принципы и стандарты. Мы никогда не отдадим нашу свободу. Мы никогда не оставим нашу веру в Бога. И мы никогда не прекратим искать подлинный мир... В то время как военная сила для Америки важна, позвольте мне добавить, что я всегда утверждал, что продолжающаяся теперь борьба для мира никогда не будет решаться бомбами, ракетами или армиями. Реальный кризис, перед которым мы оказываемся сегодня, - духовный».

В современной России нет государственного атеизма. Традиционные ценности становятся все более значимы для россиян. В государстве не только обеспечена свобода веры, но у Русской Православной Церкви, других традиционных религиозных организаций есть возможности участия в формирования политической повестки дня, во всяком случае в части социального измерения жизни государства. У Церкви, как социального института, и об этом свидетельствуют социологические опросы двух десятилетий, есть авторитет, который позволяет не только укреплять свою институциональность (возвращать изъятое при советской власти имущество, привлекать средства для реставрации церковных и монастырских комплексов и пр.), но и формулировать сущностные ответы на неудобные вопросы и вызовы современности, возвращать человека и общество к Традиции. Сохраняя при этом свою правовую и сущностную автономию от государства.

У традиционализма в современной России есть своя миссия. Это достижение общественного согласия по системе ценностей российской цивилизации. Без этой системы ценностей не понятно к чему мы стремимся, что отстаиваем, каков образ будущего российской цивилизации и российского государства. Без своей системы ценностей мы всегда будем «догоняющей» цивилизацией, мятущейся в поисках своей идентичности. И обеспечить упомянутое согласие возможно только через общегражданское единство, через укрепление единства российской нации – сообщества граждан, объединенных сознанием своего цивилизационного единства. Единства, где традиционные ценности определяющие устойчивость цивилизации, ее способность к глобальной конкуренции.

Александр Журавский