Хранение жидких отходов. Экологические требования к временному хранению отходов

Места временного хранения отходов

Места временного хранения отходов должны быть оборудованы согласно требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть утилизированы на предприятии.

Различают следующие основные способы складирования:

Временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и т.д.);

Временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

Складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промотходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

Складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Временное хранение отходов на производственной территории предназначается:

Для селективности сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;

Для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

Хранение твердых промотходов 1 класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); 2 класса опасности - в надежно закрытой таре (полиэтиленовые мешки, пластиковые пакеты); 3 класс опасности - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках); 4 класс опасности - навалом, насыпью, в виде гряд.

Тара, предназначенная для хранения опасных отходов должна иметь маркировку.

Карта-схема мест временного хранения отходов на территории предприятия должна быть разработана и утверждена руководителем предприятия. График периодичности вывоза отходов, утв.

Наиболее распространенные отходы (характеристика, способ хранения, предупреждение и ликвидация аварийных ситуаций)

353 300 00 13 01 1 - Изделия, устройства, приборы потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть:

353 301 00 13 01 1 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодер - жащие трубки, отработанные и брак;

353 302 00 13 01 1 - ртутные вентили (игнитроны и иное), отрабо- танные и брак;

353 303 00 13 01 1 - ртутные термометры, отработанные и брак.

ГОСТ 12.3.031-83 «Работы с ртутью. Требования безопасности».

Хронические очаги ртутного загрязнения: стоматологии, ЛПУ, аптеки, предприятия «Медтехники», физические и химические кабинеты школ, помещения для хранения РСО.

Помещение считается загрязненным, если содержание ртутных паров в воздухе превышает установленные гигиенические нормативы:

ПДК для воздуха жилых помещений, помещений школ, дошкольных учреждений и общественных зданий - 0,0003 мг/куб.м);

ПДК для производственных объектов, учебных лабораторий ВУЗов и НИИ - 0, 0017 мг/куб.м, т.е. 30% среднесменной ПДК рабочей зоны, равной 0,005 мг/куб.м (ГОСТ 12.1.005-76 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования»).

Физико-химическая характеристика.

Ртуть - жидкий металл с температурой плавления 38,87 0 С, температурой кипения - 357,25 0 С.

Упругость паров ртути при температуре 20 0 С составляет 0, 022 мм.рт.ст, что соответствует ее концентрации в воздухе, равной 13,1 мг/куб..м.

Упругость паров и концентрация ртути возрастают с увеличением температуры. Ртуть в 7 раз тяжелее воздуха.

Ртуть способна разбиваться на мелкие капли, при этом резко увеличиваются поверхность испарения и ее концентрация в воздухе.

5 г ртути при диаметре шариков 0,1 мм дают поверхность в 1,5 кв.м.

Ртуть и ее пары адсорбируются многими конструктивными материалами.

Скапливаясь под полом, в щелях и т.д., ртуть является источником вторичного загрязнения.

Практически не растворяется в воде, однако хранить ее под слоем воды не рекомендуется, так как пары ртути диффундируют через слой воды и полиэтилен.

Не взаимодействует с кислородом и разбавленными кислотами, не обладающими окислительными свойствами.

Хорошо растворяется в горячих концентрированных азотной и серной кислотах.

Реагирует со многими металлами, растворяя их с образованием амальгам.

Железо не образует амальгамы, поэтому ртуть можно перевозить в стальных сосудах.

Требования к устройству помещений и хранению ртутьсодержащих отходов

Помещение не жилое, недоступное для посторонних лиц, прохладное (температура не более 16-18 о С).

Пол - линолеум (на 100 мм должен заходить на стену, заделка заподлицо, никаких гвоздей), панели и окна масляной краской, заделка щелей, мест прохождения труб.

Покрытие ртутьнепроницаемое - окраска эмалями ПХВ или лаком ПХВ (перхлорвиниловым) деревянных конструктивных элементов, рабочей мебели (влажность древесины не выше 12 %).

Вентиляция общая приточно-вытяжная.

Тара, предназначенная для хранения ртутьсодержащих отходов должна иметь маркировку «Ртуть. Опасно».

Приборы с ртутным заполнением, а также битые лампы хранятся в спецконтейнерах.

Отработанные люминесцентные лампы неповрежденные - в заводской упаковке на стеллажах.

Инвентаризация раз в год на предмет целостности ламп.

Требования к транспортировке и сбору ртутьсодержащих отходов

Транспортировка люминесцентных ламп должна проводиться в заводской упаковке или специальном контейнере емкостью не более 100 штук, с обязательной укладкой мест правильными рядами во избежание боя.

При отсутствии специально оборудованного транспорта допускается транспортировка другими транспортными средствами, исключающими возможность создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде и здоровью человека.

Водитель транспортного средства должен пройти инструктаж по технике безопасности.

На каждый рейс машины, перевозящей ртутьсодержащие отходы и металлическую ртуть, должен представляться сопроводительный документ с указанием вида опасного отхода, паспорт опасного отхода.

Металлическая ртуть.

Сбор - в специальные контейнеры, изготовленные из стали или ртутьустойчивого пластика (винипласт) с герметичной крышкой и ручками для переноса.

После транспортировки тара подвергается демеркуризации.

Токсичность ртути и ее соединений. Симптомы отравления, меры медицинской помощи при отравлении.

Металлическая ртуть относится к чрезвычайно токсичным веществам в основном ингаляционного действия.

Пары ртути не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни предела насыщения, не оказывают немедленного раздражающего действия на органы дыхания, зрения, кожный покров и т.д.

Отравление происходит при вдыхании паров, 80% вдыхаемой ртути поглощается легкими. Ртуть обладает кумулятивным действием в организме.

Острое и хроническое отравление.

Острое отравление - при быстром поступлении паров ртути в организм в значительных количествах.

Симптомы: медно-красная окраска слизистых оболочек рта и глотки, металлический вкус во рту, тошнота, боли в животе, рвотный эффект, температура часто повышается до 38-39 0 С.

Через несколько часов, а иногда и дней - понос, большей частью кровавый, моча мутная, наблюдаются покраснения, набухания и кровоточивость десен, на них появляется характерная темная кайма сульфида ртути.

Отравление сопровождается чувством страха, сильными головными болями, болями при глотании, частым пульсом, сердечной слабостью, судорогами икроножных мышц.

При тяжелых отравлениях парами ртути через несколько дней может наступить летальный исход.

Хроническое отравление - при продолжительном контакте с небольшими концентрациями паров ртути.

Симптомы:

Не ярко выраженные симптомы острого отравления. В дальнейшем развиваются общее недомогание, снижение аппетита, диспепсия, дискинезия, потеря в весе. Пораженный становится нервным, появляются слабость, сонливость, тяжелые сны, раздражительность, головные боли, боли в суставах и конечностях, апатия. Постепенно развивается «ртутный тремор» пальцев рук, век, губ, ног, т.е. типичный признак ртутной неврастении.

Первая помощь при ртутных отравлениях

Промывание желудка немедленное и неоднократное водой с 20-30 г активированного угля или белковой водой.

Пострадавшему дают выпить 1 л молока, а затем взбитый с водой яичный белок. В заключение дается слабительное.

До оказания врачебной помощи необходимо полоскать рот водным раствором бертолетовой соли или 5 %-ным раствором хлористого цинка.

Пострадавшему необходим полный покой.

Демеркуризация

Комплекс мероприятий по удалению ртути из помещений различными методами:

Механическими (собирание, сорбция, гидросмыв, влажная механическая уборка, удаление загрязненных конструкций и т.д.);

Физическими (прожигание пламенем газовых горелок, принудительная вентиляция горячим воздухом и др.) - для подпольных помещений;

Химическими (перевод ртути в связанное состояние для снижения скорости испарения).

Механическая демеркуризация - разлитую ртуть собирают совками, грущей с тонким наконечником и емкостью для сбора ртути, вакуумными отсосами. Собирание ртути проводят от периферии загрязненного участка к центру.

Мебель промывается горячим мыльно-содовым раствором (4% раствор мыла в 5% водном растворе кальцинированной соды) из расчета 0,4 - 1,0 на 1кв.м поверхности, затем смывается водой.. Несколько суток мебель выдерживается на открытом воздухе после этого.

Мытье окон и панелей осуществляется аналогично.

Химическая демеркуризация

Химические демеркуранты:

0,2 % водный раствор перманганата калия, подкисленный соляной кислотой (5 мл кислоты уд.вес 1,19 на 1 л перманганата калия);

Мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5% водном растворе кальцинированной соды);

20 % раствор хлорной извести;

4-5 % раствор моно- и дихлорамина; и т.д.

2. Аккумуляторы свинцовые, отработанные и брак (2, 3 класс опасности)

921 101 00 13 01 0

921 101 01 13 01 2 - аккумуляторы свинцовые, отработанные неповрежденные с не слитым электролитом

921 101 02 13 01 3 - аккумуляторы свинцовые, отработанные не разобранные со слитым электролитом

353 102 31 01 01 3 - свинцовые пластины отработанных аккумуляторов

521 001 01 02 01 2 - кислота аккумуляторная серная отработанная

521 001 03 04 01 2 - шлам сернокислотного электролита

524 001 00 00 01 2 - щелочи аккумуляторные отработанные

3. Отработанные нефтепродукты (1,2,3, 4 класс опасности)

541 000 00 00 00 0 Отходы синтетических и минеральных масел

548 000 00 00 00 0 Шламы нефти и нефтепродуктов

547 000 00 00 00 0 Шламы минеральных масел

541 002 08 02 07 1 масла трансформаторные отработанные, содер -жащие полихлорированные дифенилы и терфенилы

541 002 09 02 07 2 масла трансформаторные и теплонесущие отра ботанные, содержащие галогены и др.

Отработанные нефтепродукты - нефтяные масла, нефтяные промывочные жидкости, смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке резервуаров, трубопроводов, автомобильных и железнодорожных цистерн, танков, судов, очистных сооружений и извлекаемые из нефтесодержащих вод.

ГОСТ 21046 -86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия»

Класс опасности - 3

ПДК паров углеводородов отработанных нефтепродуктов в воздухе рабочей зоны 300 мг/куб.м.

Сбор отработанных нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с ГОСТом:

Массовая доля мехпримесей - не более 2 %;

Воды не более 4 %;

Отсутствие в ОНП пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ, бензинов, керосинов, дизельных топлив, мазутов.

При хранении ОНП должны быть соблюдены требования пожарной безопасности (песок, кошма, огнетушители и др.), помещение - оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком и удалить его.

Отработанные масла

541 000 00 00 03 3 - отработанные моторные масла - смесь минеральных масел с различными присадками (биологически активные полициклические арены (ПА), являющиеся канцерогенными веществами, могущими вызывать злокачественные опухоли, воздействие на генетический код и др)..

Основные ПА в моторных маслах - хризен, трифенилен, бензфлуорантены, инденопирен, антантрен, бенз-альфа-пирен и т.п.

После пробега, регламентирующего срок замены масла, их содержание в ОММ возрастает в 2 раза.

свинец - 1500

При смене моторного масла 10-15 % его попадает в окружающую среду. Попадая на поверхность почвы, ОММ просачивается по порам и трещинам в зоны аэрации почвы.

Попадая в почву, ОММ полностью подавляют биологическую активность водной и почвенной среды. Для переработки таких загрязнений микроорганизмами требуется 20 лет.

При достижении грунтовых вод ОММ накапливается и растекается с водами в горизонтальном направлении. Доля ОММ в загрязнении грунтовых вод составляет 20% от общего техногенного загрязнения или 60 % от загрязнения всеми нефтепродуктами.

Утилизация - регенерация, сжигание в топках, использование в качестве смазочного материала на бетонных заводах и в дорожном строительстве.

Регенерация ведется в небольших объемах на устаревшем оборудовании.

При всех путях утилизации уничтожения ПА в ОММ не происходит.

При сжигании ОММ в атмосферу выделяются полихлордибензодиоксины (ПХДД) и полихлордибензофураны (ПХДФ), оксиды серы, оксиды азота, свинец, медь, хром.

Как котельное топливо - высокий загрязняющий эффект при сжигании.

4. Отходы резины, включая старые шины (4 класс опасности)

575 000 00 00 00 0

575 002 00 13 00 4 - шины пневматические отработанные

575 002 01 13 00 4 - камеры пневматические отработанные

575 002 02 13 00 4 - покрышки отработанные

575 002 03 13 00 4 - покрышки с тканевым кордом отработанные

575 002 04 13 00 4 - покрышки с металлокордом отработанные

ГОСТ 8407 - 89 Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин

Хранение на открытых бетонированных или асфальтированных площадках в штабелях.

Транспортировка осуществляется всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов. Содержатся требования к вторичному резиновому сырью.

314 012 01 11 01 3 пыль асбоцементная

314 012 02 01 01 4 отходы асбоцемента в кусковой форме

314 037 01 11 01 3 асбестовая пыль и волокно

314 037 02 01 01 4 отходы асбеста в кусковой форме

314 037 03 01 01 4 отходы асбестовой бумаги, отходы асбестовой крошки

316 044 01 0400 4 шлам асбестовый, не загрязненный опасными веществами и др.

575 003 00 01 00 4 - резиноасбестовые отходы (паронит, шайбы и прокладки из него) и т. д.

Опасные отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичные, канцерогенные)

Хранение

Твердые отходы (связанный асбест, асбоцемент, отходы от расшивки швов, разбитые тормозные колодки, остатки пропитанной битумной мастикой резины и др.) должны храниться в местах, где они не будут подвержены разрушению в ожидании удаления.

Сыпучие отходы - в непроницаемые мешки, контейнеры.

В случае ручной уборки необходимо применение индивидуальных средств защиты органов дыхания (респиратора). Мешки (или другая тара), которые содержали сыпучие асбестовые волокна, следует удалять посредством измельчения и /или упаковки в плотные транспорта- бельные кипы в специально отведенном месте (помещении), обозначенном предупредительными знаками с указанием средств защиты.

Жидкие асбестсодержащие отходы должны складироваться в специальные контейнеры, емкости или отстойники и периодически освобождаться. Перелив шлама и его высыхание не допускаются.

Транспортировка

1. Работы, связанные с загрузкой и транспортированием, выгрузкой и захоронением отходов должны быть механизированы.

2. Не допускается транспортировка неупакованного асбестсодержащих отходов в открытых кузовах автомашин.

3. Транспортировка небольших партий без упаковки (навалом) в специальном автотранспорте или упакованные в резинокордные контейнеры (крупные мешки).

4. При работе с пылевидными АСО следует применять увлажнение в теплый период года на всех этапах обращения с АСО.

5. В случае просыпа АСО во время транспортировки:

при небольшом объеме собрать в первоначальную емкость,

при значительном - увлажнить и удалить с соблюдением необходимых мер предосторожности, включая использование индивидуальных средств защиты (респираторы)

8. Водитель транспортного средства, перевозящий АСО, должен быть проинструктирован о правилах перевозки груза.

9. На каждый вид асбестсодержащих отходов должен быть составлен паспорт опасного отхода.

Захоронение АСО осуществляется на полигонах ТБО:

При захоронении пылевидных АСО должно осуществляться смачивание в момент выгрузки.

4 класс опасности без ограничений в количественном отношении,

3 класс опасности - не более 30% от массы ТБО.

Требования к обустройству мест временного накопления отходов

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

в производственных или вспомогательных помещениях;
в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).
Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».
Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

Последние пару лет нормативные акты в области обращения с отходами претерпевают постоянные изменения. Были приняты новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — МУ-2014), разработаны новые правила проведения паспортизации отходов и новая типовая форма паспорта отходов , утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). Недавно был внесен целый ряд изменений в основной документ, регулирующий отношения в области обращения с отходами, — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Все это порождает множество вопросов в головах профессиональных экологов и природопользователей. Мы же по мере сил пытаемся найти ответы на эти вопросы.

Настоящая статья будет посвящена вопросу применения в экологическом законодательстве и санитарных нормах терминов, касающихся таких операций по обращению с отходами, как накопление, хранение, захоронение и размещение. Дело в том, что за последние несколько лет данные понятия претерпели изменения, поэтому сейчас нужно особенно внимательно следить за их использованием в той или иной ситуации.

Для начала разберемся с терминами. Отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, которая содержит определения основных понятий в области обращения с отходами. Рассматриваемые нами термины не стали исключением (выделено и подчеркнуто автором):

Таким образом, в новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ мы видим более четкое разграничение понятий в сравнении с редакцией от 25.11.2013.

Обратите внимание, что в настоящее время накопление отходов не более 6 месяцев , а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев . С 01.01.2016 определение понятия «накопление отходов» будет изменено:

Таким образом, с 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев. До вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

Автор статьи считает безусловным положительным изменением увеличение максимального срока накопления отходов. Будучи в свое время экологом на предприятии, автор столкнулась с ситуацией, когда некоторые виды отходов, образующихся в процессе производства, просто невозможно было успеть организованно сдать на утилизацию в течение установленного законодательством срока.

Например, такая ситуация возникла при ремонте отрезка железнодорожного полотна, принадлежащего заводу. После ремонта образовалось большое количество отходов шпал, изготовленных еще в советское время и, естественно, пропитанных креозотом. После образования данного отхода пришлось экстренно разработать на него паспорт с протоколом компонентного состава, а затем в срочном порядке искать в ближайших городах организацию, которая согласилась бы принять этот отход. Отдавать отход сомнительным компаниям, которые могли его просто сжечь вместо обезвреживания, экологической службе предприятия не хотелось. В итоге поиски подходящей компании и заключение с ней договора растянулись на срок около года. В конце же этого срока предприятие посетили контролирующие органы и оштрафовали завод за несанкционированное хранение отхода при отсутствии организованного объекта хранения и соответствующей лицензии.

Поясним, что объекты накопления отходов — это мусорные контейнеры, герметичные контейнеры для ртутных ламп, стеллажи для оргтехники и прочие накопители, которые прописаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). В то же время объекты хранения, захоронения и размещения отходов обязательно вносятся в данный реестр, т.к. согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещается . Что представляют собой эти объекты? Давайте обратимся к Федеральному закону № 89-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 29.12.2014)

Статья 1. Основные понятия

[…]
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
[…]
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, вы должны четко представлять себе при разработке ПНООЛР, как долго вы планируете складировать тот или иной отход (и, соответственно, отражать данную информацию в проекте). Если на срок до 6 месяцев (а с 1 января 2016 г. — до 11 месяцев), то все, что вам нужно, — это обустроить объект накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам. Если свыше этого срока — готовьтесь к обустройству полноценного объекта хранения или захоронения отходов, процедурам получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на проектную документацию данного объекта и внесения объекта в ГРОРО, а затем и к процедуре лицензирования данной деятельности.

Как видите, долговременное складирование отходов невыгодно предприятию, поэтому более логично будет своевременно передавать образовавшиеся отходы на утилизацию.

Что касается лицензирования деятельности в области обращения с отходами, следует отметить, что на сегодняшний день это очень запутанный вопрос.

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности .

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ:

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г. , сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается .

Таким образом, при осуществлении деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов вы можете просто переоформить старую лицензию на лицензию нового образца — это чисто административная процедура . Если же помимо этого вы осуществляете сбор, транспортирование, обработку или утилизацию отходов, вам необходимо будет пройти процедуру получения новой лицензии и оформить ее до 1 января 2016 г. Накопление отходов лицензированию не подлежит, в то время как лицензирование деятельности по хранению и захоронению отходов обязательно.

КСТАТИ

В настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033 .

При накоплении отходов на территории предприятия необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, которые установлены, в первую очередь, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03). Согласно п. 2.2 данного документа, введенного в действие в 2003 г. и не претерпевшего с момента опубликования никаких изменений, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы:

  • образование;
  • накопление и временное хранение;
  • первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.);
  • транспортировка;
  • вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья);
  • складирование;
  • захоронение;
  • сжигание.

Давайте соотнесем указанные этапы жизненного цикла отходов с видами обращения с отходами, указанными в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (см. таблицу).

Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека . Временное складирование (т.е. накопление) отходов на территории предприятия допускается, если на текущий момент времени эти отходы не могут быть утилизированы.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования отходов:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

Имеется в виду накопление отходов или их хранение сроком более 6 месяцев на территории предприятия, в результате деятельности которого образовались данные отходы.

  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в т.ч. на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

Имеется в виду накопление или хранение отходов на территориях предприятий, занимающихся сбором, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов.

  • складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

Имеется в виду хранение и захоронение (т.е. размещение) отходов на специальных объектах размещения отходов.

  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Имеется в виду хранение на специальных объектах обезвреживания отходов.

СанПиН 2.1.7.1322-03 содержит требования, которыми следует руководствоваться при планировании размещения и обустройства накопителей или объектов размещения отходов:

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.1322-03

[…]
3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
[…]

Исходя из требований указанного документа, например, ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» с кодом 47110101521 по ФККО (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны) .

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013), хранение отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании .
Как мы видим, к хранению одного и того же вида отходов применяются разные требования.

Необходимо отметить, что в сравнении с утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — МУ-2007), в МУ-2014 была значительно упрощена таблица, содержащая характеристику объектов накопления отходов:

Кроме того, подробные указания по заполнению данной таблицы тоже канули в Лету. Сейчас они звучат крайне лаконично: «В разделе "Сведения о местах накопления отходов" ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде» . То есть теперь в таблице не нужно указывать тип объекта (помещение / крытая площадка / открытая площадка / стационарная емкость), особенности обустройства объекта (здание каменное/деревянное, стены окрашены краской, грунтовый/бетонный/асфальтобетонный/деревянный пол, естественная/принудительная вентиляция, наличие решеток на окнах, замков на дверях и средств для ликвидации аварийной ситуации), способ хранения отхода (без тары / в открытой таре / в закрытой таре / в герметизированной таре, раздельно или в смеси) и т.д.

Отметим, что в процессе разработки ПНООЛР предельное количество накопления отходов на территории предприятия чаще всего рассчитывается исходя из количества и вместимости накопителей, а также из требований санитарных норм и норм пожаро- и взрывобезопасности хранения тех или иных отходов.

Например, в соответствии с п. 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

Однако при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут провести замеры концентраций вредных веществ, выделяемых отходами, которые содержатся в накопителях, и на основании этих замеров и предусмотренных ПДК указанных веществ в воздухе рабочей зоны сделать вывод о предельно допустимых количествах накопления данных отходов.

Согласно п. 3.13 СанПиН 2.1.7.1322-03 критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30 % от ПДК в воздухе рабочей зоны. Данный метод определения предельного количества накопления в соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 не используется для следующих категорий отходов:

  • твердые отходы, концентрированные жидкие и пастообразные отходы I класса опасности, упакованные в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
  • твердые сыпучие и комковатые отходы II и III класса, хранящиеся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

Кроме рекомендаций по накоплению промышленных отходов, в СанПиН 2.1.7.1322-03 приведены требования к объектам складирования отходов, т.е. объектам размещения (хранения и захоронения) отходов (требования к размещению объектов на территории, их функциональному зонированию, обустройству, дренажу, размещению отходов на таких объектах). Также в документе обозначены требования к захоронению различных видов отходов.

В приложении 1 к СанПиН 2.1.7.1322-03 содержится список видов промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с бытовыми (согласно новой терминологии — твердыми коммунальными отходами), а в приложении 2 — перечень основных видов твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых (теперь — коммунальных) отходов недопустимо.

Помимо указанных санитарных правил, в каждом регионе нашей страны можно найти местные рекомендации по обустройству мест накопления отходов.

Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» (далее — Постановление № 981-ПП). Данный документ предназначен для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в городе Москве, и во многом основан на СанПиН 2.1.7.1322-03, но более подробно рассматривает особенности хранения различных видов отходов, причем особый акцент делается на их пожаро- и взрывобезопасности.

В Постановлении даны рекомендации по обустройству закрытых площадок хранения отходов в помещениях, их ограждению, охране, вентилированию, наличию средств индивидуальной защиты и т.д. Здесь можно найти требования к накоплению отходов на открытых площадках с навесом или без него, с обваловкой, ограждением и иными средствами защиты от атмосферных явлений.

Рассматриваемый документ также подчеркивает необходимость накопления и хранения отходов с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) :

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
3.12.1. Степень огнестойкости объекта, где осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, определяется наличием у отходов пожароопасных свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.):
- безопасные вещества и материалы следует хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
- малоопасные вещества и материалы допускается хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
- малоопасные вещества и материалы допускается хранить в складах всех степеней огнестойкости, кроме V степени огнестойкости;
- опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости;
- особо опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости, преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
[…]

В Постановлении № 981-ПП также приведены требования к размещению горючих отходов (в т.ч. пространственному размещению в помещениях складов), наличию средств пожаротушения, совместному хранению или накоплению горючих отходов в пределах одной площадки и т.д.

Особый интерес для природопользователей могут представлять требования к таре накопителей:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
4.9. Для хранения отходов производства и потребления I-III классов опасности в зависимости от их свойств в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару:
- металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
- металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.;
- прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
[…]
4.11. Для хранения незначительных количеств отходов производства и потребления I класса опасности, содержащих драгоценные металлы, могут использоваться сейфы, несгораемые шкафы.
4.12. Емкости, используемые для хранения жидких отходов производства и потребления, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости.
4.13. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов производства и потребления, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешетку. Стенки ящиков и обрешеток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
[…]
4.15. Отходы производства и потребления IV и V классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные компоненты.
4.16. Органические отходы производства и потребления, способные к загниванию и сбраживанию, в теплое время года хранятся открытым способом не более суток. При необходимости более длительного хранения отходов следует создавать условия с температурой не выше +5 °С.
4.17. Бункеры-накопители, в которых хранятся органические отходы производства и потребления, должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими растворами.
4.18. Временное хранение твердых отходов IV и V классов опасности, в зависимости от их свойств, допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках (в случаях, когда загрузка отходов производства и потребления в контейнер оказывается невозможна или нецелесообразна). […]
[…]

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Кратко рассмотрев нормативные источники требований к накоплению и хранению отходов, мы можем сделать следующие выводы.

Основными проблемами на предприятиях были и остаются правильная организация и учет образования и накопления отходов согласно нормам действующего законодательства. Особенно это касается крупных предприятий, доставшихся нам в наследство от советской эпохи, где тяжело организовать не только правильный сбор отходов, но и собственно само производство. Организация раздельного сбора отходов, сортировка вторичного сырья, своевременное устранение разливов, обустройство накопителей — эти больные вопросы можно перечислять бесконечно. То же касается и небольших производств, где об экологии не задумываются вообще, пока на горизонте не замаячит проверка предприятия контролирующими органами.

К сожалению, сейчас ситуация на рынке переработки отходов весьма плачевная: во многих регионах очень мало или совсем нет предприятий-переработчиков. В связи с этим своевременно сдавать отходы на утилизацию просто некуда .

Например, на заводе, где работала автор статьи, образовывался специфический отход шлака от металлургического производства. Данный отход содержал довольно высокий процент полезного сырья, и его, в принципе, можно было бы продавать для вторичного использования. Однако на местном рынке не нашлось покупателей с лицензией на обезвреживание отхода для его дальнейшего использования, в связи с чем «куча» отходов все росла и росла в течение нескольких лет. После очередного штрафа от Росприроднадзора дело сдвинулось с мертвой точки: была разработана технология извлечения полезных веществ из отхода силами самого предприятия. При этом затраты оказались минимальными, а класс опасности отхода после переработки снизился с III до IV, в результате чего отход стал пригоден для захоронения на полигоне. После получения лицензии на обезвреживание отходов технология заработала.

Во многих регионах остро стоит вопрос не только об утилизирующих компаниях, но и о полигонах захоронения твердых бытовых (или, напомним, коммунальных) и производственных отходов. В последнее время эта проблема еще более усугубилась по причине того, что объекты хранения и захоронения отходов должны не только иметь лицензию, но и быть внесены в ГРОРО. Как результат, на многих предприятиях стали накапливаться в большом количестве отходы, повсеместно регистрируются многочисленные случаи несанкционированного захоронения отходов в непредназначенных для этого местах .

Будем надеяться, что этот вопрос вскоре будет решен. А пока можем лишь констатировать тот факт, что на данный момент введение требования об обязательном внесении объектов размещения отходов в ГРОРО стало лишь дополнительным административным барьером для природопользователей.

И напоследок информация к размышлению: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции) .

- Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76-89;

- Бабина Ю.В. Экспертиза проектной документации объекта, расположенного на Байкальской природной территории // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 80-84 (прим. редакции) .

Приведем извлечение из указанной статьи:

«…в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I-IV классов опасности и виды деятельности , соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов , в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие "сбор отходов" сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следующим образом: "сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов" .

Таким образом, "старой" лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц)» (прим. редакции) .

Накопление сроком до 6-ти месяцев и временное хранение сроком до 3-х лет отходов производства и потребления на территории природопользователей осуществляется в случае невозможности их своевременного использования в последующем технологическом цикле:

  • - по причине отсутствия соответствующих технологий и/или производственных мощностей;
  • - при необходимости накопления отходов для формирования транспортной партии в целях передачи сторонним организациям;
  • - при ликвидации последствий техногенных аварий или природных явлений.

Временное хранение (накопление) отходов на производственной территории предназначается :

  • - для селективного сбора отдельных видов отходов;
  • - для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

Временное складирование (накопление) отходов производства и потребления допускается :

  • - на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
  • - на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
  • - на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке (использованию) и обезвреживанию токсичных отходов;
  • - на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии со статьей 11 «Федерального закона об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • - соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
  • - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • - внедрять малоотходные технологии на основе новейших научнотехнических достижений;
  • - проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  • - проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
  • - предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  • - соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • - в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Обязанности по организации сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возлагаются на собственника отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны иметь места хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» , или документы, подтверждающие использование ими иных мест хранения отходов.

Производители отходов обязаны обеспечить накопление и хозяйственное использование собственных отходов производства и потребления (или их сбыт в качестве вторичного сырья), а также селективных сбор вторичного сырья, содержащегося в собственных твердых коммунальных отходах, в пределах, установленных органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами.

Разделение отходов на виды (селективный сбор) имеет важное значение, поскольку:

  • - максимально облегчает вторичное использование и переработку отходов;
  • - сводит к минимуму вероятность взаимного загрязнения отходов разных классов опасности;
  • - снижает риск нежелательного взаимодействия между несовместимыми отходами, которое может вызвать чрезвычайные происшествия (взрыв, утечку, пролив и т.д.) с серьезными последствиями для безопасности, промышленной гигиены и (или) чистоты окружающей среды;
  • - способствует правильному обращению с каждым конкретным видом отходов;
  • - способствует снижению затрат на управление отходами, их обработку и утилизацию.

При обезвреживании отходов часть их может быть подвергнута специальной обработке с целью возврата в производство (рециклинг отходов), другая часть может быть утилизирована с помощью технологий основного производства или других предприятий. Определенная часть отходов обезвреживается сжиганием в специализированных установках, пиролизом, плазмохимическим или иным методом. Неутилизируемая часть отходов подлежит захоронению на специализированных полигонах (усовершенствованных свалках) (приложение 1, 2).

Поэтому, прежде чем выбрать метод утилизации, уничтожения или захоронения отходов производства и потребления, необходимо осуществить разделение отходов по видам и свойствам, либо обеспечить раздельный сбор с последующим объединением отходов в группы, безопасные для обращения с ними.

Способы временного хранения отходов зависят от класса опасности компонентов, входящих в состав отходов. Для уменьшения опасности воздействия отходов как на рабочий персонал, занимающийся непосредственно с отходами, так и на окружающую среду и население, необходимо отделять токсичные отходы от их общей композиции. При смешивании различных отходов количество опасных отходов определяется общим количеством отходов, содержащих опасные вещества, несмотря на их долю в общей массе смеси.

Обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками .

Селективный сбор и накопление отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, осуществляется на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования (переработки). В случае невозможности раздельного сбора таких отходов следует предусмотреть их передачу на сортировку специализированным лицензированным предприятиям. Обязательным условием временного хранения таких отходов является сохранение их ценных качеств и свойств как вторичных материальных ресурсов .

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отхода, способом упаковки и отражаются в утверждаемом руководителем предприятия технологическом регламенте (ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния отхода и надежности тары.

Условия временного хранения отходов производства и потребления зависят от их класса опасности, химических и физических свойств, агрегатного состояния, опасных свойств, необходимости сохранения ценных свойств отходов.

Размещение мест временного хранения (накопления) отходов производства и потребления на территории природопользователей и их площадь определяются рабочим проектом строительства (реконструкции) данного объекта, либо утвержденным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Исходя из особенностей конкретного предприятия и характеристик отходов производства и потребления этого предприятия, определяются места накопления и размещения отходов на его территории. Размещение отходов для временного хранения на территориях промышленных предприятий должно осуществляться с учетом лимитов на размещение отходов, выделяемых для этих целей каждому предприятию исходя из специфики образования отходов, их номенклатуры, класса опасности, объемов и т.п.

Места складирования (накопления, временного хранения) отходов на территории предприятия, их границы, площадь, объемы, обустройство определяются утвержденным территориальным органом Ростехнадзора проектом нормативов образования и лимитов размещения отходов и контролируются экологом предприятия (лицом, ответственным за накопление и хранение отходов).

Правильное разделение отходов позволяет достичь следующих преимуществ:

  • - способствует рентабельной утилизации и вторичной переработке отходов;
  • - обеспечивает механизм точного отслеживания отходов различных видов и классов опасности (первичный учет отходов);
  • - сводит к минимуму риск для здоровья работников, опасность загрязнения окружающей среды, а также риск аварий и несчастных случаев.

Для эффективного разделения отходов следует использовать следующие методы хранения:

  • - отходы I - III классов опасности должны храниться в местах, физически разделенных от мест хранения отходов IV - V классов опасности и прочих материалов (например, в закрытых контейнерах) и в закрытых, недоступных для посторонних лиц емкостях;
  • - отходы, подлежащие вторичному использованию и переработке, должны быть отделены от остальных видов отходов (например, отработанные масла);
  • - несовместимые виды отходов должны при хранении быть разделены физическими средствами разделения (барьерами либо свободным пространством).

Если отход содержит компоненты, относящиеся к разным классам опасности, при выборе метода хранения исходят из более высокого класса опасности.

В зависимости от объема образования отходов производства и потребления, размера и конфигурации территории, а также локализации производственных процессов сбор, накопление и временное хранение отходов могут осуществляться в местах их образования (по цеховому принципу) или централизованно.

Предельное количество накопления и временного хранения отходов производства и потребления, которое допускается размещать (накапливать) на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учетом:

  • - компонентного состава отходов;
  • - их физических и химических свойств;
  • - агрегатного состояния;
  • - токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействий на окружающую среду.

Возникновение нештатных ситуаций, вызванных как нарушениями технологических процессов, так и внешними причинами, например, нарушением ритмичности поставки сырьевых ресурсов, избыточным накоплением сырья, перепроизводством отдельных видов продукции и др., приводит к количественному превышению лимитов на размещение отходов. В этой связи целесообразно предусмотреть плановые мероприятия по снижению негативного влияния отходов на компоненты окружающей среды, а также по снижению степени опасности отходов для окружающей среды. Все работы, связанные с мониторингом состояния окружающей среды в местах накопления (временного хранения) отходов выполняются собственными силами в соответствии с планом - графиком контроля компонентов окружающей среды, утвержденным руководителем предприятия и согласованным с территориальными органами Ростехнадзора. По отдельным видам мониторинга в качестве исполнителей могут привлекаться специализированные коммерческие экологические организации.

Отходы, находящиеся на площадках временного хранения, могут создавать мгновенные, краткосрочные и долгосрочные проблемы как для окружающей среды, так и для здоровья человека. Ликвидация ошибок, сделанных ранее, обходится, как правило, значительно дороже, чем разработка и принятие профилактических мер. Поэтому важно заблаговременно провести оценку возможных неблагоприятных последствий на всех этапах процесса обращения с отходами.

Требования к площадкам (местам) временного хранения (накопления) отходов 1-5 класса опасности
Практически любая деятельность (например, даже офисная) связана с образованием отходов.Поэтому до передачи их на размещение, обезвреживание, а может использование Вы должны предусмотреть площадки (места) временного хранения, обустроенные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, о чем кстати и говорит 89-ФЗ "Об отходах..." в расшифровке понятия накопления -"накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования". Обращаю Ваше внимание, что накопление не является лицензируемым, поэтому при должном обустройстве мест временного хранения вы вполне законно можете до полугода держать отходы у себя. Также за накопление не надо платить НВОС (т.н. экологические платежи, сборы). Более подробно о экологических платежах можно прочесть в разделе расчет платы.
Итак, места и способ хранения отходов должно обеспечивать:
- отсутствие или минимизацию влияния размещаемых отходов на окружающую природную среду;
- недопустимость риска возникновения опасности для здоровья людей, как в результате локального влияния с высокой степенью токсичности, так и в плане возможного ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки за счет неправильного обращения;
- недоступность хранимых высокотоксичных отходов для посторонних лиц;
- сведение к минимуму риска возгорания отходов;
- недопущение замусоривания территории;
- удобство проведения инвентаризации отходов и контроля за их обращениям (движением);
- удобство вывоза отходов (как минимум отсутствие факторов, делающих невозможным соблюдение требований к графику вывоза, погрузочно-разгрузочным работам т.п.).

К площадкам временного хранения отходов предъявляются следующие требования:
- временные площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- с целью защиты от атмосферных осадков над площадками должен быть навес или укрытие брезентом;
- поверхность площадки должна иметь искусственное химически стойкое водонепроницаемое покрытие;
- по периметру площадки должна быть обваловка, должна быть устроена обособленная сеть ливнестоков с отдельными очистными сооружениями;
- поступление загрязненного ливнестока с площади складирования в городскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы не допускается;
- отходы 1 и 2 классов опасности должны храниться в закрытых помещениях (складах), раздельно, на поддонах.
Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определяются в составе проекта обращения с отходами, но не реже 1 раз в 6 месяцев.
Отходы различных классов опасности должны храниться и транспортироваться следующим образом:
- 1 класса опасности – в специальных герметичных емкостях (контейнерах, бочках, цистернах). Металлические контейнеры должны быть проверены на герметичность, толщина стенки контейнера должна быть не менее 10 мм, скорость коррозии материала не должна превышать 0,1 мм/год. Отходы 1 класса опасности должны удаляться с территории предприятия (помещаться в емкости хранения) в течение суток;
- 2 класса опасности – в надежной закрытой таре (герметичных поли-этиленовых мешках, пластиковых пакетах);
- 3 класса опасности – в бумажных, текстильных, хлопчатобумажных мешках. Твердые сыпучие отходы (хранящиеся в контейнерах, пластиковых пакетах и бумажных мешках), должны удаляться с территории предприятия в течение двух суток;
- 4, 5 класса опасности – могут храниться открыто на площадках с твердым водонепроницаемым покрытием без непосредственного контакта с почвой - насыпью, в виде гряд, перевозить разрешается навалом.

Требования для площадок накопления ТБО (твердых бытовых отходов):

Контейнерная площадка для ТБО (далее площадка) является местом первичного сбора отходов, предназначенная для размещения специализированных металлических контейнеров и соответствующая требованиям нормативных и технических документов:
- СанПиН 2.1.7.1322 – 03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест";
- "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утверждены Постановлением Госстроя Росси от 27 сентября 2003 года № 170;
- Справочник "Санитарная очистка и уборка населенных мест" М., 2005 г.;
- ТУ по организации контейнерной площадки.
Площадка имеет ровное асфальтобетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,02 %. Площадка имеет ограждение, навес, также она оборудована бордюрами (обваловка) высотой около 10 см для исключения возможности скатывания контейнеров в сторону и стока ливневых вод с площадки на внутридворовую территорию. На площадке установлены специальные металлические контейнеры емкостью 0,75 м 3 каждый. Отходы храняться открыто в смеси. Срок хранения – 1 день. Хранение отходов 1-3 класса опасности не допускается.