Кость воронья. Скелет птиц Какие у млекопитающих органы чувств

Игровые задания по теме «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие»

При выполнении заданий надо на прилагающейся карточке соединить линиями точки в той последовательности, которая указана в единственном правильном ответе на вопрос. При правильном ответе на все вопросы задания на карточке появится рисунок.

Задание 1. «Верблюд» (рис. 1)

А. Точечный график к заданию 1
Б. Правильно выполненное задание 1

1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря:
а) удлиненным костям конечностей (1–6–7–15);
б) расположению ног под туловищем (1–4–6–2);
в) большему, чем у пресмыкающихся, числу отделов в конечностях (1–4–7–2).

2. Ушные раковины имеют:

а) все млекопитающие (18–10–24–21);
б) все млекопитающие, за исключением постоянных обитателей морей и океанов (18–5–21–24);
в) все млекопитающие, за исключением видов, ведущих водный и подземный образ жизни (18–21–24–18).

3. Глаза у млекопитающих:

а) имеют веки с ресницами (11–12–23–8–16);
б) не имеют ресниц (11–12–8–9–16);
в) не имеют век (11–12–23–16–8).

4. Живорождение развито:

а) у всех млекопитающих (20–22–17–13);
б) у всех млекопитающих, за исключением однопроходных (20–22–13–17);
в) у всех млекопитающих, за исключением сумчатых (20–22–17–18).

5. Вороньи кости в поясе передних конечностей сохранились у:

а) однопроходных (11–3–10–14);
б) однопроходных и сумчатых (11–3–14–10);
в) однопроходных, сумчатых и рукокрылых (11–10–14–3).

6. Длина шеи млекопитающих, например жирафа и слона, связана с:

а) разной длиной тел шейных позвонков (2–15–19–20);
б) разным количеством шейных позвонков (2–15–20–19);
в) разным количеством и разной длиной тел шейных позвонков (20–2–15–19).

7. Собственно желудком в сложном желудке млекопитающих является:

а) рубец (14–5–10–18);
б) сетка (5–14–12–17);
в) книжка (14–17–5–18);
г) сычуг (14–5–18–17).

8. Зубы в ячейках челюстных костей находятся у:

а) всех млекопитающих, которые их имеют (1–7–9–16);
б) всех млекопитающих, за исключением сумчатых (1–7–16–9);
в) всех млекопитающих, за исключением сумчатых и насекомоядных (1–9–16–7).

(Правильные ответы: 1–4–6–2; 18–21–24–18; 11–12–23–8–16; 20–22–13–17; 11–3–10–14; 2–15–19–20; 14–5–18–17; 1–7–9–16.)

Задание 2. «Олень» (рис. 2)

А. Точечный график к заданию 2

Б. Правильно выполненное задание 2

К отряду парнокопытных относятся следующие животные:

1. Верблюд одногорбый (32–29–1–4).
2. Вилорог (4–25–9–36).
3. Благородный олень (15–40–23–1).
4. Африканский осел (6–11–38–21).
5. Овцебык (8–11–17–7).
6. Сайгак (35–26–5–39).
7. Толсторог североамериканский (14–3–20–15).
8. Лама (21–6–37–8).
9. Кулан (39–37–5).
10. Кабан (36–18–30–14).
11. Лось (39–27–6–10).
12. Газель Гранта (7–28–34).
13. Шетлендский пони (25–32–35).
14. Снежный козел (19–38–2–24).
15. Индийский слон (17–6–19–24).
16. Бегемот карликовый (10–22–31–19).
17. Носорог черный (35–37–11–6).
18. Кистеухая свинья (1–29–37–8).
19. Сибирская косуля (34–21–33).
20. Азиатский тапир (19–2–21).
21. Лошадь Пржевальского (26–39–29).
22. Зебра Грэви (8–27–6–38).
23. Индийский буйвол (24–16–12–33)
24. Мул (33–16–24–21).
25. Жирафа масайская (4–32–13–35).

(Правильные ответы: 4–25–9–36; 15–40–23–1; 8–11–17–7; 35–26–5–39; 14–3–20–15; 36–18–30–14; 39–27–6–10; 7–28–34; 19–38–2–24; 10–22–31–19; 1–29–37–8; 34–21–33; 24–16–12–33; 4–32–13–35.)

Задание 3. «Собака» (рис. 3)

А. Точечный график к заданию 3
Б. Правильно выполненное задание 3

1. Предками млекопитающих, жившими 200–230 млн лет назад, были:

а) зверозубые ящеры (10–16–22–4);
б) плезиозавры (16–30–22–4);
в) хищные динозавры (10–1–16–22);
г) птеродактили (16–23–22–4).

2. Зубы млекопитающих снаружи покрыты:

а) дентином (26–21–30–28);
б) эмалью (26–21–28–12);
в) хитином (16–2–26–21);
г) хрящом (16–26–21–28).

3. Количество шейных позвонков у жирафа равно:

а) семи (26–30–2–23);
б) девяти (26–28–30–2);
в) одиннадцати (30–23–2–26);
г) двенадцати (2–26–23–30).

4. В состав скелета нижней конечности млекопитающего не входят:

а) берцовая кость (5–31–18–13);
б) бедренная кость (31–18–5–13);
в) кости кисти (5–31–23–13);
г) кости стопы (13–23–5–2).

5. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой, которую называют:

а) брыжейкой (27–8–25–19);
б) ганглием (27–25–8–19);
в) кутикулой (13–27–25–8);
г) диафрагмой (13–27–8–19).

6. Кровь в сердце млекопитающих:

а) только венозная (11–29–9–14);
б) смешанная (11–14–29–1);
в) только артериальная (1–9–29–14);
г) не смешанная (11–29–1–14).

7. Кровеносные сосуды, идущие от сердца к легким и несущие венозную кровь, называются:

а) легочными артериями (10–17–9–11);
б) легочными венами (10–11–17–9);
в) сонными артериями (9–25–10–11);
г) яремными венами (9–10–17–11).

8. Ушная раковина характерна для подавляющего числа видов млекопитающих. Она развита у:

а) мышей (14–25–19);
б) слепышей (19–8–25);
в) китов (14–19–25);
г) дельфинов (25–27–14).

9. Из слуховых косточек характерна не только для млекопитающих, но и для первых наземных позвоночных:

а) молоточек (18–5–23);
б) стремечко (5–18–23);
в) наковальня (5–6–18).

10. Большинство млекопитающих обладают тонким обонянием. Однако запахов почти не различают:

а) хищные млекопитающие (20–13–7);
б) парнокопытные (20–24–13);
в) китообразные (13–20–7);
г) непарнокопытные (7–13–20).

11. Шерстный покров отсутствует у всех:

а) тюленей (15–26–3–12);
б) китов (4–15–3–12);
в) слонов (3–4–26–15);
г) носорогов (3–30–4–15).

12. Одиночный образ жизни ведет:

а) еж обыкновенный (18–6–24–7);
б) сайгак (18–20–7–6);
в) суслик крапчатый (18–6–7–24);
г) волк (18–24–20–7).

(Правильные ответы: 10–16–22–4; 26–21–28–12; 26–30–2–23; 5–31–23–13; 13–27–8–19; 11–29–1–14; 10–17–9–11; 14–25–19; 5–18–23; 13–20–7; 4–15–3–12; 18–6–24–7.)

Продолжение следует

Млекопитающие, или звери. Слоны. Семейства настоящих дельфинов, клюворылов, речных дельфинов. Виверы и мангусты. Отряд ластоногих. Кролики. Млекопитающие стали одним из господствующих классов. Представители. Яйцекладущие млекопитающие. Виды животных. Отряд Рукокрылые. Распространены непарнокопытные на всех материках. Грызуны. Верблюды. Приматы. Южная Америка. Муфлон. Ксенартры, или неполнозубые.

«Тест «Млекопитающие»» - Кто это. Отряды Млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Повторить изученные отряды класса Млекопитающих. Охрана млекопитающих. Каковы особенности его меха. Цветик-семицветик. Отгадайте загадку. Подскажи словечко. Какое значение имеют уши в жизни этого животного. Кто родился с усами. Роль млекопитающих в природе. Медведь.

«Роль млекопитающих» - Роль млекопитающих в жизни, хозяйственной деятельности человека. Проверка знаний учащихся. Леопард. Виды, занесенные в Красную книгу России. Бурый медведь. Значение млекопитающих в природе. Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Определите отряды млекопитающих. Куница. Выдра. Редкие животные Брянской области. Словарь. Синий кит.

«Характеристика класса Млекопитающие» - Прыгающие. У большинства хорошо развит шерстный покров. Стопоходящие. Рассмотрите отделы конечностей. Общая характеристика млекопитающих. Остевые волоски у крота отсутствуют. Плавающие. Размеры млекопитающих. Каковы особенности внешнего строения млекопитающих. Рассмотрите фотографии животных. Пальцеходящие. Рассмотрите внешний вид кошки или собаки. Сформулируйте и напишите вывод об особенностях внешнего строения.

«Характеристика млекопитающих» - Позвоночник. Выделительная система. Дыхательная система. Класс Млекопитающие. Кости. Развитие. Отделы. Нервная система. Отряд Рукокрылые. Отряд Зайцеобразные. Желудок. Шерстный покров. Сходство с рептилиями. Отряд Парнокопытные. Пищеварительная система. Тиканодон. Кровеносная система. Морж. Группа млекопитающих. Класс Млекопитающие (Звери). Отряд Хоботные. Внутреннее строение млекопитающих. Звери.

«Скелет млекопитающих» - Осевой отдел скелета. Осевой скелет. Плечевая кость. Тестовый контроль. Составьте предложение. Контрольное задание. Полученные знания. Маскировка в природе. Кости млекопитающего. Мудрая цапля. Жизненные среды. Прочтите вопросы. Буквенный диктант. Волк. Вороньи кости. Максимальный балл. Скелет млекопитающих. Строение скелета. Биологические задачи. Перепутанные логические цепочки. Звери или млекопитающие.

Скелет птиц значительно отличается от скелета млекопитающих, хотя состоит из аналогичных одинаковых частей.
Скелет птицы специально приспособлен для полета. Кости благодаря своей структуре очень легкие и имеют большие поверхности для прикрепления летательной мускулатуры. Внутри они, за редким исключением, полые, не заполнены костным мозгом, как у млекопитающих. В полости кости располагается сеть тонких поддерживающих балок, особенно там, где скелет испытывает наибольшую нагрузку (например, в местах прикрепления летательной мускулатуры). Балки расположены таким образом, чтобы противостоять действию внешней силы. При этом достигается стабилизация относительно тонких костных стенок без значительного увеличения веса.
В широких частях отдельных костей, таких как плечевая и бедренная, некоторые кости черепа и позвоночного столба, отдельные ребра, грудина (киль) и тазовые кости, расположены воздухоносные мешки, сообщающиеся с органами дыхания. Эти наполненные воздухом кости также способствуют уменьшению веса. Кость птицы можно представить в виде полого цилиндра, состоящего из тонкой твердой скорлупы, которая изнутри поддерживается тонкими костными пластинками и воздухом.
С точки зрения ветеринарных врачей, такая структура неблагоприятна и приводит к определенным осложнениям. Тонкие костные стенки содержат много кальция, а поэтому твердые, но хрупкие. Они трескаются во много раз легче, чем заполненные костным мозгом кости млекопитающих. При хирургическом лечении переломов костей ветеринарный врач должен это учитывать и использовать подходящие материалы и технику. Насыщенность костей кальцием связана с особенностями организма птиц. Кости служат депо кальция, чтобы обеспечивать организм в периоды повышенного его потребления, прежде всего во время яйцекладки.
Другими яркими особенностями скелета птицы являются беззубый клюв, с подвижной верхней и неподвижной нижней челюстью; преобразованные в крылья грудные конечности; своеобразные таз и тазовые конечности, приспособленные к удерживанию всего тела над поверхностью земли; слившиеся поясничные и крестцовые позвонки, а также обтекаемые удлиненные и вследствие этого приспособленные для полета кости таза и хвостовые позвонки.

Позвоночник.

Позвоночник состоит из ряда небольших костей, называемых позвонками. Несмотря на разницу в размерах, шейный отдел скелета попугая состоит из большего числа позвонков (10 или более), чем шея жирафа (7 или 8). Наличие множества маленьких костей придает шее птиц большую подвижность. Большинство позвонков в грудном отделе срастаются. Также срастаются и тазовые позвонки.
Между спинным и тазовым отделами обычно имеется один подвижный позвонок. Это самое слабое место позвоночника, и часто у птиц, перенесших сравнительно небольшую травму (ударившихся в оконное стекло), могут возникать переломы или смещения в этом месте, и птица оказывается парализованной. Даже если проблемы не возникнут немедленно, травма может проявиться после такого происшествия в дальнейшем. Поврежденный участок позвоночника может воспалиться, и за несколько дней в этом месте может развиться неизлечимый абсцесс. Любую птицу, которая сильно ударилась о преграду, необходимо показать ветеринару, даже если она выглядит невредимой.

Крылья.

Кости, которые у млекопитающих развиваются в передние конечности, у птиц превратились в скелет крыльев. Кости плечевого пояса (лопатка, ключица), плечо (плечевая кость) и предплечье (лучевая и локтевая кости) удивительно мало отличаются от аналогичных костей млекопитающих, за исключением дополнительной - вороньей кости, необходимой для прикрепления мощных летательных мышц. «Кисть» сильно изменилась. От нее сохранились только небольшие «остатки» двух или трех «пальцев».
Приспосабливаясь к полету, грудная клетка претерпела большие изменения. Грудные мышцы, обеспечивающие необходимую силу при движении крыла вниз, сильно развиты и одной стороной прикрепляются к костной пластине, называемой грудиной, а другой - к крылу. Кость, называемая «вороньей», или «каракоидом», одним концом упирается в грудину, а другим соединяется с плечевой костью крыла.
Грудина млекопитающих - это несколько сросшихся небольших плоских костей, соединяющихся с ребрами в передней части грудной клетки. Грудина птиц - массивная, равная почти половине тела кость, имеющая выступающий вперед гребень, именуемый «киль». Киль сильно выступает вперед и является местом прикрепления грудных мышц.
Киль идет снизу по груди птицы. У птицы, находящейся в нормальном состоянии, его можно прощупать. Степень выступания киля - хороший индикатор общего состояния здоровья птицы. У похудевшей птицы киль на теле выступает более отчетливо, тогда как у ожиревшей его вообще трудно нащупать.
Способность к полету требует больших затрат энергии. Особенно много сил тратится на взлете.
Но птицы могут преодолевать расстояния в тысячи километров, тогда как звери такого же размера устают, едва преодолев путь в несколько километров.

Таз и ноги.

Таз птиц образован из тех же костей, что и у млекопитающих. Основное отличие состоит в том, что у млекопитающих кости таза образуют замкнутое кольцо, а у птиц кости «дна» таза не срастаются, и откладываемое яйцо свободно раздвигает их, проходя по яйцеводу. При замкнутом тазовом кольце сквозь него не могли бы проходить крупные яйца с твердой скорлупой.
Нога птицы также имеет ряд отличий от лапы зверя. Кости бедра и голени в основном аналогичны. Многочисленные кости, образующие плюсну у зверей, у птиц срастаются в одну крупную кость, называемую «плюсна» или «цевка». Цевка выполняет важную роль при взлете и посадке, образуя дополнительный смягчающий рычаг. От ее нижнего конца отходят пальцы.
Пальцы птиц, вместе с двигающими их сухожилиями и мышцами, устроены особым образом. Когда птица засыпает, сидя на ветке, ее собственный вес заставляет сухожилия натягиваться, а пальцы сжиматься вокруг ветки. Таким образом птица может спать все время, крепко охватывая свой насест. Пальцы попугаев имеют так называемое «зигодактильное» расположение. Хотя у большинства птиц три пальца направлены вперед и только один назад, у зигодактильных птиц (таких, как попугаи, туканы, дятлы и некоторые другие) два пальца лапы направлены вперед, а два назад. Такое расположение пальцев дает лапе гораздо большую подвижность и ловкость, позволяя попугаям держать еду и хватать ветви при игре и лазании.

1. Д. Квинтен «Болезни декоративных птиц», Практика ветеринарного врача, «Аквариум», 2011.

2. Б. Ватсон, М. Харли «Попугаи», издательство «Мир книги», 2007.










Кто были предки млекопитающих? Ближе всего к млекопитающим из пресмыкающихся были древние зверозубые ящеры У некоторых из них произошло разделение артериального и венозного токов крови Это способствовало интенсивному насыщению их организма кислородом и возникновению постоянной температуры тела


О чем рассказал скелет зверозубых? По остаткам скелета выяснили, что ноги у них были под туловищем, как у млекопитающих, а не были расставлены в стороны Зубы их имели корни и делились на резцы, клыки и коренные, что характерно только для млекопитающих клык коренной резец


Первые – какие они были? Первые млекопитающие были мелкими, не больше крысы, и поэтому не могли соперничать с крупными, господствовавшими тогда древними пресмыкающимися. Но когда на Земле климат изменился, стало холодно, большинство холоднокровных пресмыкающихся вымерло, а млекопитающие благодаря теплокровности и вскармливанию детенышей молоком распространились по всей Земле.


Живые доказательства В Австралии и сейчас живут первозвери или однопроходные: ехидна и утконос Они сохранили клоаку – общую полость, куда впадают выводные отверстия кишечника, мочевого пузыря и половых путей Не рождают живых детенышей, а откладывают яйца Температура тела непостоянная, колеблется в зависимости от температуры окружающей среды




Вывод В ходе своей работы мы выяснили, что млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся. Первые примитивные звери были похожи на современных яйцекладущих. Они имеют много общего в строении. В процессе эволюции у млекопитающих появились такие приспособления к выживанию, как постоянная температура тела, живорождение и вскармливание детенышей молоком. Так, что раньше появилось яйцо.



Тема урока: Класс млекопитающие, или звери
Цели урока: Установить родство млекопитающих с пресмыкающимися, выяснить
происхождение млекопитающих.
Оборудование: презентация «Утконос и ехидна», «Сумчатые», проектор, экран
Автор: Куликова Надежда Александровна
Класс:7
Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин
Ход урока
I.Организационный момент
Добрый день дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на своем уроке. Давайте
улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня
IIАктуализация опорных знаний
Тест
Выберите правильные ответы:
1. Какие приспособления к полету характерны для птиц:
а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря;
б) крылья;
в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами.
г) легочные мешки;
е) один яичник;
2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пре
смыкающихся в связи со способностью к полету:
а) череп;
б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей.
в) кисть;
г) плечо;
3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете:
а) мышцы шеи;
б) большие грудные;
в) межреберные;
г) подключичные;
д) мышцы ног.
4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них
зубов и челюстей:
а) зоб;
б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник,
в) мускульный отдел желудка;
5. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;
б) легкие;
6. Какая кровь находится в правой части сердца птицы:
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
7. Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.

8. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающ­
ихся:
а) передний мозг;
б) средний мозг;
в) промежуточный мозг;
г) мозжечок;
д) продолговатый
мозг.
9. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; б) слуха; в)обоняния; г) осязания; д)вкуса;
10.Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно:
а) у них функционирует только один яичник;
б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц не большое число яиц;
III.Изучение нового материала
­Среди млекопитающих имеются «живые инкубаторы». Что это за животные? Каковы
особенности их строения? Однако яйца они откладывают после довольно длительного
развития в половых путях самки, и длительность инкубации яиц после их откладывания
равна менее половины того срока, который проходит от времени их оплодотворения до
откладывания. Таким образом, у этих животных бывают «преждевременные» роды или
незавершенное яйцеживорождение. Прежде чем представить вам этих животных, стоит
упомянуть одну легенду. Среди аборигенов Австралии ходит легенда, что некогда, очень
давно, отбилась от своей стаи непослушная дикая утка. Но затосковала она в одиночестве
и сошлась с водяной крысой. От этой пары и пошли удивительные звери, которых местные
жители зовут «маллагонг», «тамбриит» или «бунабурра», а европейцы утконосом­
презентация «Утконос и ехидна»
Если уж «клюв» утконоса привел в изумление европейцев, то длинный изогнутый
«клюв» ехидны в сочетании с многочисленными длинными иглами на спине показался им
вообще чем­то невероятным! Благодаря такому вооружению яйцекладущая ехидна внешне
напоминает гигантского ежа или дикобраза. Послушаем сообщение о ехидне.
Итак, ехидна и утконос - яйцекладущие млекопитающие, так называемые «живые
инкубаторы», насиживающие яйца, вынашивающие их в сумке. Яйцекладущие - это
название одного из подклассов Млекопитающих. Другое их название - первозвери. Если с
первым названием все понятно то второе придется пояснить.
Попробуйте объяснить, что такое «первозвери». Почему ехидну и утконоса относят
к этой группе животных?
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Температура тела однопроходных ниже, чем у других млекопитающих, и может
колебаться от 25 до 36 °С. Конечности отходят в стороны от тела, как у рептилий, а не
вниз, как у прочих представителей класса. Характерно отсутствие вибриссов - особых
чувствительных волосков, расположенных на морде У всех млекопитающих. Самки
откладывают 1-2 покрытых кожистой оболочкой яйца с желтком запасом питательных
веществ для развития зародыша. Вспомните, как это происходит у плацентарных. Детеныш
вылупляется из яйца, раскалывая оболочку особым яйцевым зубом. Кора полушарий
головного мозга развита слабо. В скелете сохранились вороньи кости. заполнение таблицы
совместно с учителем
Признаки пресмыкающихся
Признаки млекопитающих

1. Наличие клоаки.
2. Температура колеблется
(не постоянная) от 25 до
36 "С.
1. Выкармливание
детенышей
молоком
(млечное место, сосков
нет).
3. Конечности по бокам
2. Волосяной покров.
тела.
4. Откладывание яиц с
Несмотря на большое количество примитивных черт, этих животных все­таки относят к
млекопитающим животным. Почему? (они вскармливают своих детенышей молоком, имеют
волосяной покров). Запишем эти признаки во вторую колонку таблицы. Обратим внимание
на то, что сосков у яйцекладущих нет, многочисленные протоки млечных желез
открываются на особых участках кожи железистых полях, лишенных волосяного покрова.
При легком надавливании на железистое поле молоко выступает прямо из протоков и
слизывается детенышами.
Изучение первозверей имеет большое значение для раскрытия вопроса о
происхождении млекопитающих, оно позволяет представить, как в процессе исторического
развития произошел переход от размножения яйцами к живорождению и выкармливанию
детенышей молоком.
Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся звероящеров.
Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются
резцы, клыки и коренные.
Есть основания полагать, что предками млекопитающих были мелкие формы
звероящеров. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, то чешуя, росшая
раньше по всему телу, была оттеснена волосяным покровом спереди назад и в наши дни
сохранилась на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах
всех пальцев в виде когтей у зверей и ногтей - у людей.
Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять
только пот, другие - только жир, а третьи, по краям живота, где детенышам было удобно
лизать свою мать, - раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами.
Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое поначалу дополнительное
питание детенышей со временем станови­ лось главным и железы постепенно превращались
в молочные (млечные).
Живорождение возникло гораздо позже. Предполагают, что яйцо у яйцекладущих
надолго задерживалось в утробе матери. Так долго, что оно лопалось еще в утробе, и
детеныши стали выходить на свет сформировавшимися организмами. При утробном
развитии яйца питание зародыша от стенок матки по­ степенно стало основным, питание
желтком утратило свое значение. Вскоре скорлупа стала лишь мешать питанию. И
преимущество оказывалось у тех особой, у которых скорлупа становилась все тоньше,
«прозрачнее», пока, наконец, совсем не исчезла. Дополнительное питание зародыша от
стенок матки становилось основным, а позже и единственным. А бывшее главное питание
желтком стало второстепенным и постепенно отошло на второй план.
Таким образом возникли живородящие млекопитающие. В дальнейшем млекопитающие
стали очень разнообразны. Они заселили все материки.

Найти ответ на вопрос, как яйцекладущие стали живородящими, поможет изучение
процессов размножения и развития сумчатых животных.
У сумчатых скорлупы совсем нет, а есть лишь кожистая оболочка, которая легко
разрывается и детеныш выходит из тела матери очень маленьким и крайне неразвитым.
Плацента развита очень слабо или вообще отсутствует. Детеныш после рождения еще
будет вырастать в сумке матери довольно длительное время. Внутри сумки имеются
млечные железы, к соскам которых присасывается детеныш.
Презентация­ сумчатые животные
IVЗакрепление
Решим задачи устно:
2. Биологические задачи.
1) Минимальное число сосков у самок млекопитающих­ два. Обезьяны, овцы, козы,
слоны, лошади имеют по 2 соска. Максимальное число сосков (10­20) у мышей,
полевок, крыс и других мелких млекопитающих.­ Как можно объяснить такие
различия?
2) У нутрии соски находятся по бокам тела. С чем это связано.
IV.Домашнее задание п.31 сообщение или презентация «Рукокрылые»