Оружие сдерживания: как Россия обеспечивает ядерный паритет с США. Чего стоил ядерный паритет Ракетный паритет

Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 года. Их штаб расположился в подмосковном Одинцове. В задачи новой структуры Вооружённых сил СССР входили эксплуатация баллистических ракет и пусковых установок, а также нанесение удара по противнику. РВСН формировались на основе артиллерийских и зенитных частей.

Первым командующим Ракетными войсками стратегического назначения стал Герой Советского Союза маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. 24 октября 1960 года он трагически погиб во время неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-16 на Байконуре.

В стадии перевооружения

В 1960 году РВСН состояли из двух армий со штабами в Виннице и Смоленске. В последующем количество ракетных соединений стремительно увеличивалось. В 1970-е годы в Ракетные войска стратегического назначения СССР входили 6 армий и свыше 50 дивизий.

В настоящее время в РВСН три ракетные армии со штабами во Владимире, Оренбурге и Омске. В их составе находятся 11 дивизий. Международный институт стратегических исследований (IISS) оценивает численность РВСН в 50 тыс. человек (около 6—7% от общей численности Вооружённых сил России).

  • Перед пуском межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет», пусковая площадка №175 РВСН, Байконур
  • РИА Новости

В первые два десятилетия своего существования РВСН пребывали в стадии активного перевооружения в связи с постоянным поступлением новых, более совершенных ракет. С 1966 по 1978 год количество развёрнутых МБР выросло с 330 до 1360.

В начале 1970-х СССР разработал технологию производства подвижных (грунтовых) ракетных комплексов и специально оборудованных шахт. Таким образом, советские конструкторы значительно сократили время на подготовку МБР к пуску и улучшили показатели живучести пусковых установок.

В то же время Советский Союз уделял внимание развитию ракет средней и меньшей дальности, но их доля была относительно невелика (около 25—30% от общего числа ракет с ядерными боеголовками). В 1991 году все ракеты средней и меньшей дальности и пусковые установки были утилизированы от 8 декабря 1987 года.

На пути к пятому поколению

В интервью газете «Красная звезда» (номер от 15 декабря 2017 года) начальник РВСН Сергей Каракаев сообщил, что Ракетные войска стратегического назначения, как и прежде, примерно в равной степени используют потенциал комплексов мобильного и шахтного базирования.

«Конечно, высокая подвижность мобильных комплексов обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны. Но это совсем не означает, что мы отдаём предпочтение мобильной составляющей. Повторю, что сегодня соотношение развёрнутых пусковых установок стационарного и мобильного типов базирования в группировке примерно равное», — пояснил Каракаев.

По его словам, в настоящее время в боевом составе РВСН находятся около 200 подвижных пусковых установок. Речь идёт о комплексах РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и новейшем 15П155М с ракетой РС-24 «Ярс». Каракаев подчеркнул, что в настоящее время именно подвижные комплексы «Ярс» составляют основу мобильной группировки РВСН.

«По сравнению с предшествующим однотипным комплексом «Тополь» живучесть «Ярса» повышена в несколько раз. И это не единственное преимущество «Ярса». Данный комплекс обладает большей защищённостью, устойчивостью системы управления и менее заметен для технических средств разведки», — отметил Каракаев.

В группировке шахтного базирования преобладают комплекс Р-36М «Воевода» разработки КБ «Южное» (Днепропетровск), который на Западе прозвали «Сатаной», и УР-100Н «Стилет» ОКБ-52 (сейчас — НПО машиностроения, подмосковный Реутов). Оба комплекса будут находиться на вооружении несколько лет после 2020 года.

Как сообщил Каракаев, «Воевода» будет нести боевое дежурство до 2024 года с возможностью продления срока эксплуатации до 2025—2027 годов. По его оценке, это обеспечит «своевременное перевооружение ракетных полков на перспективный ракетный комплекс тяжёлого класса».

В перспективе комплекс «Стилет» будет заменён на «Ярс» шахтного базирования, а «Воевода» — на РС-28 «Сармат», первые бросковые испытания которого запланированы на конец декабря 2017 года.

Ожидается, что боеголовки обоих новых комплексов смогут преодолеть даже самую мощную систему ПРО. При этом наиболее революционной разработкой эксперты и военные называют «Сармат».

«Сармат» — жидкостная межконтинентальная ракета, которая несёт достаточно большой объём полезной нагрузки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но при этом затрачивает меньше времени на преодоление активного участка траектории за счёт очень хорошей энергетики. Средствам ПРО потенциального противника придётся гораздо тяжелее», — заявил в октябре замминистра обороны Юрий Борисов.

  • Пусковой грунтовый ракетный комплекс «Ярс» выезжает из бокса на территории Тейковского ракетного соединения
  • РИА Новости

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев полагает, что некоторая часть «Сарматов» будет оснащена управляемыми гиперзвуковыми боевыми блоками Ю-71 (изделие 4204). В беседе с RT он отметил, что технические характеристики новейшего оружия засекречены.

Однако экспертное сообщество уверено, что Ю-71 созданы для гарантированного преодоления перспективной системы ПРО США.

«Думаю, что до конца года, как и обещает Минобороны, мы увидим бросковый пуск «Сармата». Вероятно, будет испытан первый прототип тяжёлой жидкостной баллистической ракеты. В конце 2018 года или в начале 2019 года «Сармат» может выйти на лётное испытание», — предположил Корнев.

Плановые темпы

По информации Минобороны России, в новой госпрограмме вооружения до 2027 года первостепенное внимание будет уделено Стратегическим ядерным силам, 60% боевой мощи которых составляют РВСН. В военном ведомстве неоднократно подчёркивали, что ядерное оружие — «главный сдерживающий фактор возможной агрессии против России».

Сергей Каракаев убеждён, что объёмы финансирования до 2020 года «позволяют сохранить плановые темпы перевооружения войск». По его словам, «выполнение запланированных на 2017 год мероприятий по перевооружению соединений и воинских частей РВСН позволило повысить до 66% долю современных образцов ракетного вооружения».

  • Запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь»
  • РИА Новости

Как отметил Каракаев, помимо ракет и пусковых установок, в ближайшие годы в РВСН будут поступать «подвижные и стационарные командные пункты, машины обеспечения боевого дежурства, машины инженерного обеспечения и маскировки, боевые противодиверсионные машины «Тайфун-М», машины дистанционного разминирования и другие».

«У меня нет сомнений, что перевооружение РВСН будет успешно завершено. На это брошены основные ресурсы государства. Другое дело, что это не быстрый процесс. Акцент будет сделан на противодействии американской ПРО, хотя и в современном виде наши шахтные и грунтовые пусковые установки являются эффективным оружием сдерживания», — сказал Корнев.

Эксперт прогнозирует, что наряду со Стратегическими ядерными силами Россия в перспективе может обрести инструмент неядерного сдерживания США. Корнев полагает, что основу новейшего оружия составят гиперзвуковые управляемые боевые блоки.

По его мнению, Российская Федерация будет развивать военные технологии на базе Ю-71 с целью обеспечения гарантированного поражения, в том числе неядерного.

ГЛАВА 11. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ И СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ

11.9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ – обладание противостоящими государствами (их коалициями) стратегическими ядерными силами , а также средствами обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации с примерно равными боевыми ударными (наступательными – по терминологии США) и оборонительными возможностями. Характеризуется способностью осуществления сокрушительного ядерного нападения или нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Обеспечивается примерным совпадением:

  • числа стратегических баллистических ракет наземного базирования , ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
  • степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
  • информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны .
  • Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны , особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными неядерными средствами.

    Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

    В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных

    Возможность поддержания паритета по отдельным видам вооружений и, в частности, в области нестратегического (по американской терминологии – «тактического») ядерного оружия (НСЯО) зависит от современного и прогнозируемого состояния военной безопасности, которая является комплексным понятием и предполагает необходимость анализа соотношения различных видов вооружения и военной техники сторон.

    В части американского ядерного арсенала отметим следующее. В США приняты четыре категории готовности ядерных боеприпасов (ЯБП) к применению :

    1. «Оперативно-развернутые» – ЯБП, установленные на носителях или содержащиеся на складах при авиабазах базирования самолетов-носителей.

    2. «Оперативного хранения» – ЯБП, находящиеся на хранении и полностью готовые к применению. Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолеты. Сроки развертывания определяются временем доставки ЯБП к носителям и выполнения комплекса работ по их установке на носитель. Фактически они представляют «возвратный потенциал».

    3. «Длительного хранения» – резервные ЯБП, хранящиеся, в основном, на военных складах в собранном виде, но из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы.

    4. «Стратегического резерва» – ЯБП, снятые с вооружения и ожидающие своей очереди на демонтаж, а также первичные ядерные инициаторы и агрегаты второй (термоядерной) ступени зарядов.

    Американский арсенал ЯБП для НСЯО составляют :

    - примерно 300 ядерных боевых частей (ЯБЧ) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) Tomahawk, в том числе 100 ЯБЧ W80-2 «оперативного хранения» и 200 ЯБЧ W80-0 «длительного хранения» (все содержатся на территории США);

    - примерно 800 ядерных авиабомб (ЯАБ) свободного падения (В61-3, В61-4, В61-10), в том числе 200 «оперативно-развернутых», 200 «оперативного хранения» и 400 – на «длительном хранении».

    «Оперативно-развернутые» ЯАБ (В61-3, В61-4) размещены на складах ВВС США при шести авиабазах в пяти европейских странах НАТО – Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции, ФРГ. Они предназначены для применения самолетами тактической авиации Объединенных Военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО. Около 200 авиабомб «оперативного хранения» (В61-3, В61-4) и 400 авиабомб (В61-3, В61-4, В61-10) «длительного хранения» находятся на территории США.

    Основную часть тактического ядерного арсенала США составляют авиабомбы В61 .

    Возврат ядерных боеприпасов в «активный арсенал» из категории «длительного хранения» теоретически возможен, но весьма затруднен и требует существенных затрат времени, а из категории «стратегического резерва» практически невозможен. Поэтому количество тактических ЯБП, которое может быть реально применено, определяется объемом «активного арсенала» .

    Соединенные Штаты располагают примерно 500 ЯБП «активного арсенала» для НСЯО. У России, по оценкам зарубежных аналитиков, боеприпасов такого предназначения имеется 2000-2500 единиц.

    Согласно ядерной стратегии США (2011 г.) все ЯБЧ для КРМБ Tomahawk в среднесрочной перспективе будут ликвидированы, а все 400 тактических ядерных бомб В-61 «активного арсенала» прошли модернизацию с продлением срока службы до 2040 г. Планируется на основе В61-4 к 2018 г. создать новую модификацию – В61-12, которая с 2020 г. может стать основной (или единственной) тактической ЯАБ ВВС США. При этом количество тактических ЯАБ «активного арсенала» не изменится.

    Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и СССР, а также расширение НАТО на восток привело к значительному превосходству альянса над Россией в силах общего назначения . Этот дисбаланс в перспективе будет лишь усиливаться хотя бы только потому, что общий военный бюджет стран НАТО в 12 раз больше российского в сопоставимых ценах .

    Многие военные и политические деятели в США не раз отмечали, что с конца ХХ века в мире нет и в обозримом будущем не будет военных угроз, с которыми Америка не могла бы справиться без применения ядерного оружия.

    Военно-политическое руководство США считает, что именно ядерный потенциал России, включая НСЯО, представляет угрозу национальным интересам США. Поэтому, под видом обоснованного взаимного сокращения ядерного оружия (ЯО), США стремятся добиться абсолютного военного превосходства над пока еще потенциально опасной для них Россией, сохраняющей статус мощной ядерной державы.

    Это в полной мере отражают слова Збигнева Бжезинского: «План уничтожения ядерного оружия – это план создания мира, в котором Соединенные Штаты смогут безопасно вести обычную войну ». В США разработаны и пропагандируются варианты сокращения НСЯО, предполагающие включение его в общий зачет сокращаемых вооружений совместно со стратегическим ЯО. В частности, заместитель госсекретаря Роуз Геттемюллер заявила, что после вступления в силу Договора СНВ-3 США будут добиваться дальнейших сокращений ядерных вооружений (совокупно стратегических и нестратегических).

    Штаб-сержант ВВС США Сара Кэрон занимается обслуживанием ЯАБ В61 на авиабазе Шпангдалем в Германии.

    Бывший сотрудник совета национальной безопасности и посол США на Украине Стивен Пайфер предложил установить для США и РФ ограничение на общее количество ядерных боезарядов для стратегических и нестратегических носителей в 2500 единиц у каждой стороны. Прорабатываются также предложения по ограничению количества ЯБП для НСЯО уровнем 400-500 единиц у каждой стороны.

    В современных условиях роль НСЯО в системе американских военно-силовых мер снижается в связи с приоритетным развитием в США обычного высокоточного оружия (ВТО) . И если паритетное сокращение НСЯО соответствует интересам США, то для России в современных условиях такой подход неприемлем вследствие необходимости компенсировать превосходство НАТО в обычных силах и средствах . Тем более он неприемлем в условиях опасности распространения ядерных оружейных технологий, нарастания конфликтного потенциала в Азии, включая Дальний Восток, где у Японии существуют территориальные претензии к России. Также в перспективе нельзя исключать и вероятность того, что Китай попытается разрешить спорные вопросы с отдельными государствами силовым путем.

    Позиция России должна основываться не на достижении паритета по НСЯО с США или даже с НАТО (включая французское нестратегическое или «субстратегическое» ядерное оружие), а на принципах обеспечения равной безопасности сторон, основанной на оборонной достаточности с учетом ядерных и обычных вооружений (в том числе у сил передового базирования США).

    Основные ограничения обычных вооруженных сил в Европе определены Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был заключен в Париже в 1990 года 22 государствами, из числа которых 16 входили в НАТО, а шесть – в ОВД. Основа Договора – количественные ограничения на пять основных категорий обычных вооружений в зонах действия Договора, которыми является Европейская территория стран-участниц, включая Закавказье и азиатскую часть Турции.

    Летом 1991 года ОВД прекратила свое существование. После распада СССР его квота по Ташкентскому соглашению от 15 мая 1992 г. была распределена между новыми суверенными государствами постсоветского пространства, а блок НАТО расширился за счет бывших советских республик и государств-союзников СССР. Они были приняты в НАТО вместе с квотами, которые, по сути, принадлежали ОВД.


    На Стамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 19 ноября 1999 г. было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ, учитывающее новые реалии. Но ратифицировали его лишь четыре страны из 30 подписавших – Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина . Предложения России по восстановлению жизнеспособности Договора страны НАТО отвергли, что вынудило Москву ввести мораторий на действие ДОВСЕ в 2007 г.

    Авиабаза Клейн Брогель в «безъядерной» Бельгии – один из пунктов, где сосредоточено американское НСЯО .

    Если сравнить квоты обычных вооружений России и стран НАТО в Европе, то их соотношение составляет 1 к 3-4 в пользу альянса. Такое превышение военного потенциала НАТО требует (по всем канонам военной науки) принятия мер для предупреждения угрозы возникновения военного конфликта, поскольку устойчивость обороны может быть обеспечена при превосходстве сил и средств противника не более чем в 2-3 раза.

    Однако руководство Североатлантического альянса утверждает, что превышение по квотам является виртуальным, что расширение блока на восток, как и реализация планов США по размещению войск в Болгарии и Румынии, не направлены против РФ и что НАТО не представляет никакой военной угрозы ни одному европейскому государству, в том числе и России. Чего стоят подобные заявления, ярко иллюстрирует неспровоцированная агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. Да и весь ход истории неукоснительно подтверждает актуальность изречения Отто фон Бисмарка «…в расчет должны браться не намерения, а возможности », и уж тем более, добавим от себя, не слова.

    Соотношение сил и средств с НАТО складывается не в пользу России, и оно даже существенно хуже, чем по квотам ДОВСЕ. Сравнение в таблицах 5 и 6 возможных составов противостоящих группировок, развертываемых сторонами на театрах войны (военных действий), дает более реальную картину соотношения сил, чем сравнение составов ВС. Состав группировок принят следующий :

    На Западе :
    — от НАТО – группировка Объединенных Вооруженных сил (ОВС), формируемая из передаваемых в ее состав контингентов национальных ВС стран блока;
    — от ВС России – основные силы Западного и Южного военных округов, включая Северный, Балтийский и Черноморский флоты, а также часть сил Центрального ВО.

    На Востоке : с одной стороны коалиционная группировка ВС США и Японии; с другой – противостоящая ей группировка ВС России, включающая часть сил Восточного ВО, в том числе Тихоокеанский флот.


    Можно заключить, что на основных стратегических направлениях группировки, противостоящие Вооруженным Силам России, обладают подавляющим превосходством :

    На Западе группировка ОВС НАТО превосходит группировку российских ВС в 9 раз по танкам, в 5 раз по самолетам, в 6 раз по кораблям, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО;

    На Дальнем Востоке коалиционная группировка ВС США и Японии превосходит создаваемую на Приморском направлении группировку российских ВС в 5 раз по кораблям, самолетам, танкам, в 7,5 раз по боевым вертолетам, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО.

    На направлениях главных ударов противостоящая сторона сможет создать количественное превосходство над группировками Вооружённых сил России до 8-12 раз.

    Американское НСЯО, размещенное в Европе, однозначно классифицируется как стратегическое, поскольку оно может быть применено по всей европейской части России , в то время как российское НСЯО не может быть применено по территории США. Поэтому было бы объективно оправданным включение американского НСЯО в Европе в зачет стратегических наступательных вооружений.

    Оставив в стороне политические заявления о «консолидирующей блок НАТО роли американского НСЯО в Европе», попробуем определить, зачем содержится значительный запас американских ядерных авиабомб в Европе? Возможность «выборочного» применения в борьбе с «международным терроризмом» весьма сомнительна. Поражение стационарных объектов, прикрытых системой ПВО, ракетами Tomahawk и Trident эффективнее, чем неуправляемыми ЯАБ с пилотируемых самолетов.

    С военной точки зрения наиболее правдоподобным объяснением является то, что они предназначены преимущественно для воздействия по подвижным объектам, уничтожение которых зачастую требует доразведки. Такими объектами, наиболее вероятно, могут быть войсковые формирования, полевые пункты управления, а также подвижные пусковые установки ракет (тактических и оперативно-тактических).

    Позиционные районы подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН находятся в восточных районах европейской части России, то есть почти на пределе досягаемости тактической авиации ОВВС НАТО с передовых аэродромов. Представляется, что позиционные районы РВСН – как важнейшие стратегические объекты – будут надежно прикрываться от ударов средств воздушного нападения. Поэтому подвижные пусковые установки стратегических ракет могут быть целями для ядерных ударов тактической авиации, скорее всего, в случае завоевания объединённых ВВС НАТО подавляющего превосходства в воздухе над всей европейской частью России.

    Бомбардировщик В-2 может нести 16 бомб В61.

    Исходя из этого, можно предположить, что американские ЯАБ рассматриваются руководством НАТО, в первую очередь, как средство сдерживания России от применения своего НСЯО в ходе отражения агрессии альянса, а также как «оружие поля боя» при перерастании агрессии блока в ядерную войну .

    Учитывая превосходство НАТО в силах общего назначения над любыми другими государствами и коалициями в Европе, НСЯО США играет, судя по всему, также роль своеобразной «подстраховки» ударов и наступательных операций ОВС НАТО с применением обычных средств поражения. Поэтому наличие ЯАБ США в Европе является косвенным подтверждением имеющихся у альянса планов возможного силового разрешения противоречий с другими государствами региона (Россией и Белоруссией – в первую очередь) и, соответственно, фактором, негативно влияющим на стратегическую стабильность.

    Принятие паритета по НСЯО без учета превосходства США и НАТО в силах общего назначения в условиях развертывания глобальной и европейской систем ПРО-ПВО обеспечит США и их союзникам снижение эффективности российской политики ядерного сдерживания на региональном уровне . При отражении агрессии ядерные силы Российской Федерации (особенно при их дальнейшем сокращении) уже на начальном этапе военных действий могут понести значительные потери, не позволяющие в полном объеме выполнить задачу сдерживания. Такое развитие событий будет представлять серьезнейшую угрозу национальной безопасности России и увеличивает вероятность ее вынужденного перехода к применению ядерного оружия.

    Официальные лица и отдельные политические деятели США пытаются убедить мировую общественность в том, что установление паритета между США и РФ в области НСЯО будет способствовать укреплению стратегической стабильности в мире. Но очевидно, что это путь подрыва стабильности, поскольку при уравнивании потенциалов по НСЯО нарушается военно-стратегическое равновесие суммарных потенциалов ядерных и обычных вооружений, а США и НАТО приобретают абсолютное некомпенсируемое военное превосходство по силам общего назначения.

    Можно констатировать, что паритет с Соединенными Штатами Америки по НСЯО в современных условиях для Российской Федерации НЕДОПУСТИМ , а переговоры между США и РФ об установлении ограничений на уровни нестратегических ядерных вооружений могут стать возможными для России только при выполнении следующих условий:

    1. Вывод из Европы американских ЯБП на национальную территорию США, то есть Соединенные Штаты, а также «неядерные» Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия и Турция должны выполнить требования первых двух статей Договора о нераспространении ядерного оружия.

    2. Обязательный учет влияния ядерных и обычных вооружений других стран на стратегическую стабильность в регионах, прилегающих к территории России, при определении минимально допустимого объема российского арсенала ЯБП для НСЯО.

    /Владимир ДЬЯЧЕНКО – к.т.н., старший научный сотрудник, полковник запаса;
    Владимир МУСОРИН – полковник в отставке ;
    Игорь ОСТРОУХОВ – к.т.н., старший научный сотрудник, профессор АВН, полковник в отставке ;
    Михаил СОСНОВСКИЙ – к.в.н., профессор АВН, полковник в отставке, oborona.ru /

    Одна из столичных газет, издающаяся с участием зарубежного партнёра, опубликовала недавно материал, посвящённый стратегическому ядерному вооружению. Он назывался «Россия догнала США по общему количеству носителей стратегического ядерного оружия». Свой вывод автор газеты сделал на основании опубликованной США информации о состоянии стратегических ядерных сил Москвы и Вашингтона, полученной в ходе обмена данными между двумя странами по условиям Пражского (2010 года) Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Многие отечественные СМИ подхватили эту новость и начали говорить о том, что установила паритет с по числу носителей ядерного оружия.

    Гордость российских журналистов за родную страну, которая поднялась вровень с самой сильной державой мира по числу ракет с ядерными боеголовками, в принципе понятна. Наличие такого грозного оружия, как показывает опыт, всегда было и будет гарантией сдерживания вероятного противника. Хотя в разговоре о ядерном паритете и есть одно небольшое «но»…

    Гладко на бумаге

    Мягко говоря, такое утверждение не совсем корректно или, точнее, совсем некорректно . На этот факт указал в своих комментариях одному из информационных агентств старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин .

    «По числу развёрнутых , баллистических ракет на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиков, которые, собственно, и реализуют боевой потенциал стратегических ядерных сил, Россия по-прежнему существенно отстаёт от США, – обратил он внимание журналистов. – У России таких ядерных средств 528 единиц, у США – на 266 единиц больше…»

    Именно количество развёрнутых , то есть готовых к немедленному применению, носителей и характеризует потенциал стратегических ядерных сил, пояснил генерал, а не общее количество развёрнутых и неразвёрнутых носителей. По словам Виктора Есина, достижение реального паритета с в области стратегических ядерных сил может состояться только в будущем, если мы реализуем намеченные на это планы. «Все наши надежды – на реализацию принятых планов», – подчеркнул он. При этом надо иметь в виду, заметил экс-начальник Главного штаба РВСН, что для того, чтобы соответствовать установленной в Договоре СНВ-3 планке в 700 развёрнутых носителей, нашей стране приходится решать двуединую задачу.

    С одной стороны, выводить из состава стратегических ядерных сил носители с выработанным эксплуатационным ресурсом, а с другой – вводить взамен такое количество новых носителей, которое не только компенсировало бы эти потери, но и покрывало бы имеющуюся на 1 сентября 2014 года разницу более чем в 170 единиц от установленной Договором планки для развёрнутых носителей, говорит генерал. США же существенно проще выполнять условия Договора СНВ-3. Им предстоит лишь сократить излишнее количество носителей.

    Действительно, если вчитаться в официальные данные, опубликованные , то окажется, что по состоянию на 1 сентября нынешнего года за США засчитывается 794 развёрнутые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиках, а за Россией только 528 . При этом число боеголовок на развёрнутых носителях у Вашингтона 1642 , у России 1643 . Число же развёрнутых и неразвёрнутых установок у США – 912 , у – 911 .

    Для того чтобы разобраться в приведённых цифрах, надо вспомнить, что по условиям Договора СНВ-3 к 2018 году у каждой из сторон должно быть по 700 развёрнутых стратегических носителей ядерного оружия (то есть находящихся в войсках и несущих боевое дежурство) и ещё 100 неразвёрнутых, то есть размещённых на складах. В то же время та и другая сторона должны иметь не более 1550 развёрнутых ядерных боеголовок. И теперь становится понятно, что должны продолжать сокращать свои стратегические ядерные силы, в первую очередь, число развёрнутых стратегических ракет, а может наращивать количество своих стратегических носителей. При этом сокращая, как и США, количество ядерных боеголовок на них.

    Неравнозначная специфика

    Примерное равенство ядерных боевых блоков на стратегических носителях России и США объясняется тем обстоятельством, что у Вашингтона наземные баллистические ракеты «Минитмен» имеют, как правило, от одной до трёх ядерных боеголовок. Таких ракет у США около 450 . А основной ядерный потенциал размещён на стратегических ракетных атомных подводных лодках, оснащённых баллистическими ракетами «Трайдент-2», на каждой из которых по восемь разделяющихся боевых блоков индивидуального наведения (РГЧ ИН). Атомных подводных ракетоносцев типа « » со стратегическими ракетами на борту у США 14 , на каждой – по 24 ракеты. Это ориентировочно тысяча ядерных боезарядов, спрятанных в глубинах океанов. Есть ещё 230 стратегических бомбардировщиков трёх типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве). А каждый такой бомбардировщик по условиям СНВ-3 засчитывается как одна ракета, хотя самолёт может нести довольно много крылатых ракет с ядерными боеголовками и атомные бомбы.

    Стратегическая авиация США (слева направо): В-52Н, В-1В и В-2А

    У России основной потенциал стратегических ядерных вооружений дислоцирован в РВСН. На моноблочных (одноголовых) ракетах мобильных и шахтных комплексов «Тополь» и « » их у нас на 1 января 2014 года насчитывалось 186 . На мобильных и в ближайшее время шахтных комплексах «Ярс» с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Их на колёсах – три с небольшим десятка. А также на шахтных комплексах Р-36МУТТХ/Р-36М2 «Воевода» с десятью РГЧ ИН и УР-100НУТТХ «Стилет» с шестью РГЧ ИН. Их на боевом дежурстве 92 ракеты. Всего на земле у нас 311 ракет и 1078 боеголовок. На восьми отечественных атомных ракетных стратегического назначения на тот же период, пока не встали на боевое дежурство новые стратегические АПЛ типа «Борей» с ракетами «Булава», насчитывалось 112 ракет Р-29Р и Р-29М «Синева» и «Лайнер» с 416 боезарядами. И ещё 66 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160.

    Стратегическая авиация России: Ту-95МС (слева), Ту-160

    Приведённая арифметика говорит не о ядерном паритете России и США, а о стратегическом балансе, который заставляет , какие бы чувства по отношению к российской политике ни испытывали его руководители, подписывать с Москвой Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. А если учесть, что подобного соглашения США больше не имеют ни с одной другой страной мира, то становится очевидно, что в отношении стратегических вооружений они считают равной себе. Что, конечно же, очень многим в администрации, Сенате и Конгрессе Соединённых Штатов крайне не нравится. Но деваться некуда, там вынуждены считаться с мерами, предпринимаемыми Россией с целью укрепления своей национальной безопасности.

    А об этих мерах в интервью российским телеканалам недавно говорили вице-премьер и министр иностранных дел . Общий смысл их заявлений в том, что ни в какой гонке вооружений мы участвовать не будем, но к 2020 году стратегический ядерный щит России будет обновлён на все 100% .

    Тут, правда, возникает естественный вопрос: мы обновим свой ракетно-ядерный щит на 100%, существующие на сегодняшний день или на 100%, соответствующие требованиям Договора СНВ-3? Мнения по этому поводу у специалистов разнятся. Одни из них считают, что уровень в 700 развёрнутых сковывает развитие наших сил ядерного сдерживания. Другие, наоборот, предполагают, что цифры, заложенные в Пражском соглашении, избыточны для решения этой задачи. В советское время, говорят эксперты, считалось, что для того чтобы заставить вероятного противника, такого, как, к примеру, Соединённые Штаты, прекратить агрессию против нашей страны, надо нанести ему неприемлемый ущерб и доставить до его территории примерно 200-250 ядерных боеголовок.

    Сегодня, утверждают специалисты-ракетчики, порог чувствительности тех же США резко пошёл вниз. По трагическим событиям , когда два «Боинга», захваченных террористами, врезались в башни-близнецы Международного торгового центра, видно, какой шок у американского населения вызвала эта рукотворная катастрофа, унёсшая жизнь трёх с половиной тысяч человек. В этом же ряду стоит и августовский 2005 года ураган «Катрина» в Новом Орлеане, от которого город, потерявший более полутора тысяч своих жителей, по-настоящему не оправился до сих пор. А что может произойти с тем же , если над ним разорвётся два или три ядерных боеприпаса? А после ядерного удара по высокогорной плотине где-нибудь на Великих озёрах? Вода может смыть в один момент полстраны .

    Сколько нужно ракет для спокойствия?

    Какими необходимо обладать сегодня потенциальными возможностями, чтобы нанести вероятному противнику неприемлемый ущерб и донести свои ядерные боеголовки до того или иного вероятного агрессора, чтобы даже мысль о нападении на Россию показалась ему ночным кошмаром? И сколько для этого необходимо иметь ракет и ядерных боеголовок? Тем более при наличии глубоко эшелонированной системы , которую сейчас создают ? Не исключено, говорят специалисты, что даже с развёртыванием системы противоракетной обороны по границам нашей страны эта цифра может быть гораздо меньше, чем 700 развёрнутых ракет и 1550 боевых блоков, определённых СНВ-3 .

    Конечно, кому-то подобные рассуждения могут показаться чудовищными и циничными по самой своей сути. Но, может быть, только для тех гражданских лиц , которые живут своей жизнью, никогда не задумываясь, что стоит за их спокойствием и безопасностью. А военные , которые призваны обеспечить эту безопасность, защитить национальные интересы и независимость своей страны, не могут не заниматься такими арифметическими подсчётами. Или похожими на них исследованиями и расчётами. Как говорится, на всякий пожарный случай. На аналогичном анализе и строится политика сдерживания серьёзного вероятного агрессора и предотвращения широкомасштабной войны, от кого бы угроза такой агрессии и подобной войны ни исходила.

    Наша страна не собирается добиваться паритета в стратегическом ядерном вооружении ни с каким государством. В том числе и с тем, чьи расходы на собственную армию в десять раз превосходят расходы на оборону . Она, в меру своих экономических и технических возможностей, обновляет стратегические ядерные силы сдерживания и добросовестно выполняет обязательства по Договору СНВ-3. Как показывают недавние учения РВСН, в том числе и на Алтае, сохраняет эти стратегические силы сдерживания в высокой степени боевой готовности. Не как угрозу кому-либо, а как суверенное право на обеспечение своей национальной безопасности и безопасности своих союзников.

    А сколько иметь стратегических ракет и ядерных боеголовок к ним, решать, конечно, не журналистам и экспертам. Эта математическая задача не для них. Для этого есть Верховный Главнокомандующий, Совет безопасности и Генеральный штаб . Им же нести и ответственность за принятые решения и их исполнение. Нам же, обычным гражданам, ясно только одно: таких вооружений, исправных и боеготовых, способных предотвратить любую агрессию, должно быть у нашей страны необходимое и достаточное количество. Не больше, но и не меньше.

    Ядерный щит России

    Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …

    Текущая версия страницы пока не проверялась

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 6 января 2018; проверки требуют.

    Я́дерный парите́т - ситуация, когда противостоящие государства-сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил . Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой которых и является ядерное оружие) и стратегический паритет , данное понятие фактически тождественно военно-стратегическому паритету . Эти понятия лежали в основе холодной войны , и соответственно бо́льшей части мировой политики второй половины XX века , хотя несколько по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

    В конце холодной войны был принят и выполнен ряд соглашений о количественном сокращении ядерных сил (см. Разоружение ниже), однако до последнего времени их у США и России по-прежнему хватает для взаимного уничтожения, так как число ядерных боезарядов в 2009 году составляло: около 9600 у США (готовые к установке и уже размещённые на носителях) и 12683 у России .

    Наши вооружённые силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединённых Штатов.

    Последняя Стратегия национальной безопасности США была опубликована правительством Барака Обамы в мае 2010 г.

    В СССР официальная точка зрения с самого начала гонки вооружений объясняла развитие ядерных сил необходимостью сдерживания агрессии США.

    С самого появления ядерного оружия СССР стремился развить ядерные силы, сопоставимые с американскими. СССР вторым испытал ядерную бомбу 29 августа 1949 года, и первым - готовую водородную 12 августа 1953 года. Ценой немалых усилий примерный паритет был достигнут к середине 1970-х годов. Термин «ядерный паритет» был распространён в основном в СССР, так как доктрины США делали упор либо на превосходстве, либо на гарантированном втором ударе.

    Постепенно с развитием вооружений и количественным сокращением армии - и особенно после достижения ядерного паритета - в СССР становится общепринятой официальная позиция «борьбы за разоружение». Был принят ряд ключевых международных договоров, ограничивающих развитие ядерного оружия при сохранении паритета, в том числе:

    За СНВ-1 и распадом СССР последовал ряд дополнительных договоров, количественно ограничивающих арсенал России и США, в том числе:

    Официальный документ «Военная доктрина Российской Федерации », принятый 21 апреля 2000 года , содержит следующие положения:

    В комментариях Министерства обороны указывается, что «сдерживание будет основываться на их (сил) способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии».

    Понятие «ядерный паритет» применяется в основном к СССР/России и США с их союзниками. До сих пор ядерный арсенал ни одной страны пока не может сравниться с запасами России и США. Остальные ядерные державы периодически пропагандируют свои ядерные возможности в политических целях с ограниченными региональными последствиями.

    Самым мощным ядерным государством, хотя и значительно уступающим России и США, является КНР, имеющая приблизительно 500 ядерных боеголовок [ ] и активно расширяющая свой ядерный арсенал.

    Другие государства, такие как Индия, Пакистан, Великобритания, Франция и КНДР, имеют незначительный ядерный запас и не слишком развивают его. Израиль значительно развивает своё ядерное вооружение, но тщательно скрывает любую информацию о количестве.