Приходит душа после смерти. Что происходит с человеком после смерти? Куда попадает душа, что происходит с телом

Ответом на вопросы, как душа покидает тело после смерти и куда устремляется дальше, задаются все люди в разные периоды своей жизни. Чаще они волнуют переступивших порог старости: пожилые понимают, что земное существование подходит к концу, впереди переход в иное состояние, но как это будет происходить и что там дальше - тайна, разгадать которую еще не удалось никому.

Что происходит после смерти

С биологической точки зрения смерть - это прекращение процессов жизнедеятельности в теле человека, что влечет за собой остановку работы всех внутренних органов, отмирание тканей.

Скептиков, считающих, что с момента угасания функций головного мозга, бытие прекращается полностью, на самом деле мало.

Большая часть людей уверена, что смерть - начало нового существования. Примечательно, что в ряды последних входят не только служители церкви, верующие, но и представители науки, медицины. Это обусловлено тем, что некоторым явлениям в реальном мире не находится объяснений. Официально не доказано существование души, но и опровержений также нет.

Большинство людей считают, что за гранью смерти что-то есть, при этом у каждого свое видение, в зависимости от религии или собственных убеждений: кто-то верит в Бога, некоторые представляют энергетические поля и сгустки, матрицу, иные измерения и так далее. Но есть и те, кто уверены, что с прекращением функций тела существование человека завершено, поскольку обратное не доказано и вера в продолжение жизни - результат страха смерти и небытия.

Верующие считают, что ментальное тело человека - душа, попадает в Рай или Ад, или перерождается в новой оболочке, повторно приходя в мир. Каждой религии свойственны свои мнения и постулаты, которые не нашли подтверждения или опровержения.

Единственный научно доказанный факт - потеря веса умершим, который составляет 21 грамм, что наталкивает на мысль о душе, покидающей тело.

Специфическим доказательством существования потустороннего мира считаются свидетельства переживших клиническую смерть. Такие люди обычно описывают продвижение по тоннелю, впереди которого сияет неземной свет, неясные звуки, похожие на шепот Бога или пение ангелов.

Другие определяют момент отделения от тела как падение в пропасть и появление тошнотворного запаха, криков, стонов. Сопоставив эти рассказы, предполагают, что райские сады и геенна огненная существуют, и после отделения от материального тела душа отправляется туда.

Независимо от вероисповедания очевидцев, они убеждены в одном - сознание продолжает свое существование после отделения от материальной оболочки.

Куда уходит и где находится душа

В сравнении постулатов разных религий прослеживаются сходства, что будет с душой покойника сразу после смерти и в последующие 40 дней.

Первый день

В первые минуты, когда душа выходит из тела, она остается рядом с ним, пытаясь осознать и понять произошедшее. Для нее случившееся - серьезный шок: вокруг плачут и суетятся родственники, она не отражается в зеркале (отсюда и пошел обычай закрывать их полотенцами, чтобы не испугать умершего), не может прикоснуться к материальным предметам, ее не слышат близкие.

Единственное желание, которое она испытывает - вернуть все на свои места, так как не понимает, что делать дальше.

Такое мнение породило обычай предавать мертвых огню в первый день после кончины - так душа быстрее устремляется в жизнь вечную, а не остается привязанной к телу. Сжигание, согласно индуизму, самый лучший способ захоронения - если положить покойника в гроб и закопать в землю, астральное тело будет видеть, как разлагается его материальная оболочка

3 дня

В христианстве присутствует обычай хоронить усопшего на третьи сутки после того, как наступает биологическая смерть. Считается, что к этому времени душа полностью отделяется от тела и в сопровождении ангела отправляется готовиться к жизни вечной.

Это период признан переломным. Окончательно осознав свое состояние, душа уходит из дома и начинает посещать места, дорогие ей при жизни. Однако она обязательно возвращается, поэтому родные, живущие дома, не должны устраивать истерик, громко плакать, причитать - это причиняет ей боль и муки. Лучшая помощь покойнику - чтение Библии, молитвы, спокойный разговор с умершим, из которых он сможет понять, как быть дальше.

Есть мнение, что как и любой организм, пусть и нематериальный, душа испытывает голод. Ее требуется накормить. И не ломтиком черного хлеба с рюмкой водки. Лучше, если семья в первые 40 дней, садясь за стол, будет ставить тарелку с едой и для покойника.

9 дней

В это время душа отправляется на мытарства - прохождение препятствий на пути к Божьему престолу. Всего их 20 и помогают их пройти два ангела. Мытарствами управляют злые духи, которые предъявляют нарушения почившего в определенной заповеди. Ангелы защищают покойного, рассказывая о добрых делах. Если список плохих поступков внушительнее перечня защитников, они имеют право забрать душу в Ад, если поровну или больше - испытания продолжаются.

В этот день впервые поминают ушедшего из жизни: это помогает ему во время трудного пути тем, что число добрых дел увеличивается: чем больше людей пожелают Царствия Небесного, тем больше вероятность того, что Господь вступится за умершего при равенстве добрых и злых дел.

40 дней и после

40 день - это день суда. Ангелы провожают душу, уже осознавшую грехи, к Богу для «вынесения приговора». Большую роль в решении играет то, как о покойнике отзываются родные, друзья, знакомые, вспоминающие его в эти дни.

Помочь Господу принять положительное решение и подарить вечную жизнь на небесах помогают молитвы, службы, проводимые в храме за упокой. Последнюю лучше заказать за 2-3 дня до сороковин, так как помощь нужна до Суда, а не после.

Весь сорокадневный период близкие могут ощущать присутствие души в доме: звенит посуда, открываются двери, слышны шаги, вздохи, наблюдаются реакции животных. Не стоит пугаться таких явлений - это хорошие знаки.

Желательно разговаривать с душой, вспоминать приятные моменты, рассматривать фотографии. В сороковой день принято ходить на кладбище, поминать умершего, провожая его в вечный путь - после этого периода душа улетает навсегда.

Если люди не знают, что делать после того, как умер родственник, целесообразно пообщаться со священником, рассказать о страхах, сомнениях, попросить совета, как поступать в эти дни правильно.

Что чувствует человек, когда умирает

О том, как выглядит процесс умирания, удается узнать по свидетельствам людей, которых удалось оживить после клинической смерти. Почти 80% побывавших за гранью жизни рассказывают, что они ощущали момент отделения души от тела, видели со стороны события, происходящие с материальной оболочкой.

Эти процессы вызывали скорее психологические эмоции - положительные или отрицательные. Когда людей удалось воскресить, в реальный мир они возвращались соответственно в радостном или тревожном, испуганном расположении духа.

Однако интересен и другой вопрос - что ощущается на физическом уровне, причиняет ли смерть боль. Для ответа целесообразно рассмотреть, что случается с телом после смерти с биологической точки зрения.

Независимо от того, как умер человек: его убили, он погиб от болезни, пришла старость - ключевым фактором окончания жизни считается прекращение поступления кислорода в головной мозг.

С момента остановки его подачи до потери сознания, «отключения» всех чувств, проходит 2-7 секунд, в течение которых умирающий может ощущать боль, дискомфорт:

  • жар, чувство разрыва в легких от движения воды по органам дыхания;
  • боль от ожогов, тело словно горит;
  • нехватку кислорода;
  • боль в месте разрыва тканей и так далее.

Примечательно, если смерть приходит не резким насильственным путем, в организме выделяется эндорфин - гормон радости, и переход в мир иной не вызывает выраженных отрицательных, болезненных ощущений.

Характеризуют процессы разложения: оно остывает, коченеет, а спустя несколько часов снова становится мягким. По решению родственников выбирают дату погребения (на какой день это делается - зависит от причин и обстоятельств смерти или гибели), и совершают обряд похорон.

Что видит и ощущает после смерти

Узнать, что происходит с душой сразу после смерти, становится возможно, благодаря рассказам людей, вернувшихся в реальность после клинической смерти.

Взгляд со стороны

В первые моменты человек удивляется, что в нем по-прежнему живет сознание, то есть он продолжает мыслить, чувствовать эмоции, но со стороны, без физической составляющей. Он видит, чем занимаются люди вокруг его тела, но при этом не может прикоснуться к ним или что-то сообщить.

Некоторым удавалось за короткий промежуток времени, пока врачи возвращали их мозг к жизни, совершить путешествие: посетить родной дом или дорогие их сердцу места, родных, даже если те находились за сотни километров от здания, где произошла остановка сердца. Также люди отмечали, что видели красивое существо - ангела, Господа, кто звали с собой.

Некоторые встречались с умершими родственниками, при этом последними было сказано умирающему, что его время покинуть мир еще не пришло, и он явился раньше положенного.

Большая часть людей с неохотой возвращались в свое тело из небытия, так как ощущали блаженство и умиротворение.

Тоннель

Яркое излучение впереди длинного темного тоннеля видят почти все люди. Восточные религии трактуют, что душа выходит из тела через отверстия:

  • глаза;
  • ноздри;
  • пупок;
  • половые органы;
  • задний проход.

Момент прохождения по телу к этому выходу, впереди которого виден окружающий мир, воспринимается как продвижение по узкому коридору с невероятным свечением впереди.

Интересный факт - сияние ощущали даже те, для кого смерть настала ночью.

Божественный свет дарит душевный покой, успокаивая душу, растревоженную новой для себя реальностью.

Звуки

Реальность вокруг наполнена не только новыми видениями, но и звуками, поэтому назвать ее пустотой побывавшие на том свете не могли.

Их рассказы о звуках отличаются, но общим остается тот факт, что они присутствуют:

  • невнятные разговоры, которые называют общением ангелов;
  • жужжание;
  • тяжелый, тревожный гул;
  • шелест ветра;
  • треск ломаемых веток и прочие.

Существуют ли Рай и Ад

Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя самостоятельно, но для верующих людей он однозначен - существуют.

Согласно Святому Писанию, Рай - это Небесное Царство, находящееся в другой, параллельной реальности, поэтому невидимое живым людям. Сам Отец Небесный восседает там на троне, а по правую руку сидит его сын - Иисус Христос, который снова вернется на землю в день Страшного Суда.

В этот день, согласно Библии, мертвые восстанут из своих могил, встречая его, и обретут жизнь в новом Царстве. При этом существующие сегодня земля и небеса исчезнут, а появится вечный город - Новый Иерусалим.

В библейском учении нет данных о том, откуда приходят на землю новые души, но некоторые люди, помнящие свое рождение и предыдущую жизнь до появления на свет, рассказывают интересные истории.

Так, перед тем, как происходит зачатие ребенка, его сознание обитает в другой реальности и старается найти себе маму и папу, а когда выбор сделан - приходит к ним. Легенда похожа на правду, так как многие малыши очень похожи внешне, характером и поведением на уже умерших родственников. Про таких детей говорят, что в них близкие рождаются заново, возвращаются в семью.

Способна ли душа покойного переселиться в новорожденного или нет, неизвестно, но рождение ребенка - это единственный доказанный способ жить вечно, пусть и в генетическом продолжении.

Важным вопросом выступает, встречаются ли души умерших родственников после смерти. Он не имеет однозначного ответа. Скорее всего, на это могут рассчитывать только те, кто обитает в Раю или еще не отправившиеся на землю для перерождения. По рассказам близких, приходящих к родным во сне, большинство встречали родственников.

Как душа прощается с родными

Любовь умерших людей к своим близким никуда не девается, она остается постоянной величиной. И хотя умершие не могут выйти на прямую связь, они стараются поддержать живых и помочь им. Часто встречи родных происходят во сне, так как это единственный возможный способ связаться с теми, кто остался на земле.

Души в сновидениях приходят к тем, кто не может смириться с их смертью и просят отпустить их или сообщают, что прощают родных, чувствующих сильную вину перед ними. Это специфическое доказательство того, что умершие остаются рядом с близкими на долгие годы и продолжают слышать их. Поэтому важно постоянно проводить поминки в годовщину смерти, родительские субботы, в любые дни, когда возникает желание сделать это.

Иногда ушедшие просят передать им какую-то вещь. Это делается через умершего: в день, когда его хоронят, прийти на прощание и положить предмет в гроб с просьбой передать рабу Божьему (имя). Можно и просто принести предмет на могилу.

Как поговорить с умершим

Тревожить покойников без причины из праздного любопытства не стоит - душа обитает на небесах в спокойствии и мире, а если попытаться ее вызвать с помощью спиритического сеанса через фото, личные вещи, это введет ее в панику. Умершие чувствуют, когда родные нуждаются в них, и сами приходят к ним во сне или подают знаки.

Если желание поговорить остро, лучше сходить в храм, поставить свечу за упокой и мысленного поговорить с умершим, посоветоваться с ним, попросить помощи. А вот чего нельзя делать по людской молве, это часто ходить на кладбище и часами разговаривать с умершим.

Признано, что так обрести душевное спокойствие не удастся, а вот «прихватить с погоста» злого духа, беса - вполне. Насколько это правда, неизвестно - возможно, это способ помочь человеку отпустить ситуацию, прекратив терзания, вызванные частыми походами на могилу. В любом случае, как легче перенести утрату, каждый для себя решает сам.

Как помочь обрести покой

Чтобы душа близкого покоилась с миром, его отпевают перед погребением, совершают другие религиозные обряды. Обязательно поминают в 9, 40 дней, годовщины. В эти даты важно раздать «помин» как можно большему количеству людей, даже незнакомым и просить их помянуть новопреставленного раба Божьего, помолиться за его упокоение. Лучше, если это будут дети, просьбы которых Господь слышит лучше всего и которые до 7 лет считаются безгрешными ангелами.

В будущем ухаживать за могилой родного человека, ходить в церковь, заказывать поминальные службы, ставить свечи, читать молитвы. Посещение храма рекомендовано и в случаях, когда присутствие покойника ощущается спустя 40 дней или появляется через месяцы, годы после его смерти. Это знак, что душу что-то беспокоит, способ помочь обрести ей спокойствие - поминальный обед, молитва и зажженная за упокой восковая свеча, пламя которой символизирует вечную память и умиротворение.

Не следует чрезмерно убиваться по усопшему, поскольку он при этом чувствует беспокойство и терзания.

Отгоревав, важно суметь отпустить душу, лучше вспоминать дорогого человека почаще добрым словом, рассказывать о нем детям и внукам, составить семейное древо, тем самым гарантированно даруя ему вечную жизнь.

Видео по теме

Биологическая (истинная) смерть человека – это полнейшая остановка всех жизнеобеспечивающих процессов. Смерть – явление необратимое. Ни один человек не сможет обойти его стороной. Этот процесс характеризуется и своими предсмертными и посмертными признаками – понижением температуры тела, трупным окоченением и т.д.

Куда уходит душа человека после его физической смерти?

Согласно верованиям древних , загробная жизнь любого человека – это самый этап в его существовании. Они считали, что земная жизнь не так важна, как загробная. Древние египятне на полном серьезе верили в то, что потусторонний мир – это новая жизнь, являющаяся своеобразным эквивалентом земного существования, только без войн, еды, воды и катаклизмов.

Интересно отзывались и о душе человека. Они считали, что для дальнейшего существования всех ее 9-ти элементов нужна какая-то материальная привязка. Вот почему в Древнем Египте так трепетно относились к бальзамированию и сохранению тела . Именно это послужило толчком к воздвижению пирамид и появлению подземных склепов.

В некоторых восточных религиях существуют учения о реинкарнации души. Считается, что она не уходит в потусторонний мир, а перерождается заново, вселяясь в новую личность, которая ничего не помнит о своей прежней жизни.

В и греков вообще считалось, что душа человека после его смерти отправляется в подземное Аида. Для этого душе необходимо было переплывать реку под названием Стикс. Помогал ей в этом Харон – паромщик, перевозящий на своей лодке души с одного берега на другой.

Кроме того, в таких преданиях считалось, что человек, который за свою жизнь успел заслужить особую милость со стороны богов, восседал на горе Олимп.

Рай и ад. «Пробел» в науке

В Православии считается, что и хороший человек попадает в рай, а грешный – в ад. Сегодня ученые пытаются найти этому разумное объяснение. В этом им помогают люди, вернувшиеся с «того света», т.е. пережившие клиническую смерть.

Врачи объяснили феномен «света в конце туннеля», связав подобные ощущения человека, переживающего клиническую смерть, с ограниченным пропусканием светового пучка в его зрачок.

Некоторые из них утверждают, что видели ад собственными глазами: их окружали бесы, змеи и противный смрад. «Выходцы» из «рая», напротив, делятся приятными впечатлениями: блаженный свет, легкость и благоухание.

Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эти свидетельства современная наука пока не может. Каждый человек, каждая

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти - испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

В статье:

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств» , под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, - до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти - сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие - слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым - ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое - чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое - леность, праздность. Шестое - воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое - сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое - лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое - обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое - зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое - гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое - гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое - злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым - чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое - блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый - проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама - с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое - ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание - немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний - «по ту сторону» , а загробный - «за гробом» .

В христианской традиции мытарства происходят на , длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай - сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы - та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней - общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад - Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя , место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище - место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Мы рассмотрим описание Тонкого мира, а точнее именно той его области куда уходит душа после смерти…

Практикуя выход из тела, Роберт Аллан Монро (1915 – 17.03.1995- американский писатель, всемирно известен как астральный путешественник), со временем осознал, что область действия его тонкого тела невероятно расширяется. После оценки своих переживаний он сделал выводы, что существуют несколько разных зон действия. Первая зона – это наш материальный мир. Вторая зона Тонкого мира – это тот самый мир, физического тела.

Первое свое путешествие в первой зоне Монро совершил к доктору Брэдшоу. следуя по знакомому маршруту в гору (дом Брэдшоу находился на холме) Монро ощутил, что энергия оставляет его и ему не удастся одолеть этот подъем. «При этой мысли произошло нечто удивительное. Было в точности такое чувство, словно кто-то взял меня ладонями под локоть и быстро понес к вершине холма». Все, что он увидел во время этого путешествия, было уточнено по телефону с самим доктором Брэдшоу.

Потому как это было первое «дальнее» путешествие, оно произвело неизгладимое впечатление на самого Монро. Он убедился – поистине впервые, что все, что происходит с ним, не просто сдвиг, травма или галлюцинация, а нечто большее, выходящее за пределы обычной ортодоксальной науки.

Постепенно, вводя в курс дел своих знакомых, Монро начал практиковать посещения их днем, стараясь запоминать самое важное из увиденного, а потом уточнял свои сведения с помощью телефона или при личной «физической» встрече. Факты, собираемые Монро, накапливались, он все спокойней и уверенней чувствовал себя в тонком теле, его эксперименты становились все сложней. Первая зона оказалась довольно удобной для экспериментальной проверки ВИТ () Монро. Исследования проводились в электроэнцефалографической лаборатории медицинского факультета Вирджинского университета под наблюдением д-ра Чарльза Тарта с сентября 1965 г. по август 1966 г.

Путешествуя в первой зоне, Монро убедился, что довольно легко возможно заблудиться. С высоты птичьего полета даже очень хорошо знакомые места могут показаться незнакомыми. Почти никто из нас не знает, какой вид имеет крыша его дома. А если при этом еще и город незнакомый! При полете ниже также существуют свои проблемы. Когда человек в тонком теле стремительно несется на здание или на дерево и пролетает сквозь них, это, как писал Монро, ошарашивает. Он так и не смог полностью преодолеть присущую физическому телу человека привычку считать такие предметы твердыми.

Правда, Монро сделал удивительное открытие: достаточно подумать о человеке, с которым хочешь встретится (не о месте его нахождения, а именно мысль о самом человеке) и, главное, удерживать эту мысль, как вы спустя несколько мгновений будете с ним рядом. Однако мысль непостоянна. Мысли скачут, как блохи. Можно лишь на тысячную долю секунды поддаться какой-то другой мысли, как сразу же собьешься с курса.

И все-же, путешествия в первой зоне были освоены, отделение от физического тела происходило все проще и естественней, а проблемы с возвращением появлялись только от случая к случаю. Порой, бывало, попадал домой не сразу.

Однако все эти путешествия и ощущения были, так сказать, цветочки по сравнению с чудом которое его ожидало. Началось изучение так называемой Второй зоны Потустороннего мира. Давайте рассмотрим, какие впечатления вынес Монро от посещений этого мира и до какой степени этот мир соответствует концепциям науки.

Чтобы хоть немного подготовиться для восприятия второй зоны, лучше всего представить себе помещение с объявлением на двери: «Перед входом, пожалуйста, оставьте все физические концепции!» Как ни трудно было Монро привыкнуть к мысли о реальности тонкого тела, принять существование второй зоны было еще трудней.

За 30 с лишним лет Монро совершил тысячи посещений второй зоны Тонкого Мира. Некоторые из них получили подтверждение благодаря родственникам тех, с кем он встречался во второй Зоне. Многое было исследовано и подтверждено испытателями Института Монро позже, которые, освоив выход из физического тела, неоднократно совершали визиты в . Исследованиям подвергалась и вторая зона, и дальние миры.

Но нам пока интересен только тот мир, куда мы все уйдем после физической смерти, потому познакомимся подробней с представлениями именно о второй зоне Тонкого мира, которые дал Монро.


В первую очередь, вторая зона – это нефизическая среда с законами, только отдаленно напоминающими те, что действуют в материальном мире. Размеры ее безграничны, а глубина и свойства непостижимы для нашего ограниченного сознания. Ее бесконечное пространство вместило в себя то, что мы именуем раем и адом. Вторая зона пронизывает наш материальный мир, однако при этом простирается безгранично и выходит за пределы, едва доступные для какого-либо изучения.

Позднее, благодаря работе своего Института, Монро пришел к очень важному выводу. Есть некий широкий диапазон энергии, которую он назвал М-полем. Это единственное энергетическое поле, проявляющееся и в пространстве-времени, и за его пределами, а также пронизывает любую физическую материю. Все живые организмы используют М-поле для общений. Животные способны чувствовать М-излучения лучше людей, которые зачастую не осознают его присутствия. Мышление, эмоции, мысли – это проявления М-излучений.

Переход человечества на земле к пространственно-временным формам общения (речь, жесты, письменность) в большой степени ослабил его потребность в информационных системах, основанных на принципе М-поля. Потусторонний мир полностью состоит из М-излучений. Когда люди переходят в Тонкий Мир (во время сна, при потере сознания, при умирании), то они погружаются в М-поле, точней, в торсионное поле. Потрясающе! Ничего не зная о торсионных полях, Монро описал именно их, только в другой терминологии.

Монро был поражен правилом, которое действует во второй зоне: ! Это одно из основных свойств торсионных полей. Оно проявляется моментально при появлении нашей души в Потустороннем мире. То, куда именно попадает наша душа, полностью определяется наиболее стойкими нашими побуждениями, чувствами и желаниями. Может произойти, что человеческий разум совсем не хочет оказаться именно в этом месте, но выбора нет. Животная душа оказывается сильней разума и принимает решение самостоятельно. Это и не удивительно.

Человеческое сознание представляет торсионное поле определенных параметров и одновременно является частью Сознания Вселенной, которое, со своей стороны, тоже представляет Первичные торсионные поля. Вот сознание и притягивается в сферу, подобную своему сознанию.

Грубые и сильные чувства, так тщательно подавляемые в нашем физическом мире, во второй зоне Тонкого мира высвобождаются и становятся необузданными. Господствующее положение занимают страхи: страх неизвестного, боязнь встречи с нематериальными сущностями, боязнь возможной боли и т. д. Монро пришлось шаг за шагом, мучительно и упорно укрощать свои неуправляемые чувства и страсти. При наименьшем ослаблении контроля над ними, они возвращались.

Именно контролю за своими мыслями и эмоциями, в первую очередь, пришлось учиться Монро во второй зоне. И это предстоит всем нам, когда окажемся в Потустороннем мире. В особенности если мы этому не научились в нашем материальном мире. Как же важно, как необычайно важно полностью сознавать последствия своих желаний и неусыпно следить за появляющимися мыслями!

Тут будет уместным вспомнить философски тонкий и пронзительный по своему воздействию фильм Г.Тарковского «Сталкер». Трое, жаждущих оказаться в «комнате исполнения желаний», останавливаются на пороге, боясь переступить его. Потому что то, чего хочет их разум, и то, чего действительно жаждет их Душа, могут не совпадать. Сталкер сообщил им, как в эту комнату вошел человек с желанием помочь тяжело больному брату. А возвратившись назад, он быстро разбогател, а брат в скором времени умер.

Разобраться в самых потаенных уголках своего сознания и жить в гармонии с космическими законами весьма трудно, но возможно. Обычному человеку для этого необходимо на протяжении всей земной жизни воспитывать себя, но, прежде всего, необходимо об этом знать!

Итак, основной вывод, который сделал Монро по поводу второй зоны Тонкого мира, что это мир мыслей! «Там все пронизано одним важнейшим законом. Вторая зона это такое состояние бытия, где источником существования является то, что мы называем мыслью. Именно эта жизненная творческая сила производит энергию, собирает „материю» в форму, прокладывает каналы и коммуникации. во второй зоне – это только лишь нечто вроде структурированного вихря. Вот так! «Структурированный вихрь! Да ведь это же торсионный солитон! Ай да Монро! Правду говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем!

Во всех своих посещениях второй зоны Монро не наблюдал никакой необходимости в получении энергии из пищи. Каким образом там идет восполнение энергии – Монро, было неизвестно. Но сегодня теоретическая физика дает ответ на этот вопрос: используется энергия физического вакуума, энергия Тонкого мира. То есть мысль является той силой, которая, используя энергию физического вакуума, удовлетворяет всякую потребность или желание. И то, что мыслит присутствующий там, становится основой его действий, ситуации и положения в том мире.

Монро особо подчеркнул, что в Тонком мире восприятию доступны нечто вроде плотной материи и обычные для физического мира предметы. Как видно, они «порождаются» силами трех источников:

Первое — подобные объекты появляются под влиянием мышления тех существ, которые когда-то жили в материальном мире и продолжают сохранять прежние привычки. Это происходит машинально, не осознанно.

Вторым источником становятся те, кто питал в физическом мире привязанности к тем или иным материальным предметам, а потом, оказавшись во второй зоне, воссоздал их , чтобы свое пребывание там сделать более комфортным.

Третьим источником, вероятно, являются Разумные Существа высших уровней. Вполне может быть, что их цель заключается в моделировании материального мира – по крайней мере, на некоторое время – во благо тех, кто перешел в эту зону после своей «смерти». Это делают для того, чтобы смягчить потрясение и ужас «новичков», предложить им на начальных стадиях привыкания хоть какие-либо знакомые образы и отчасти привычную обстановку.

В подтверждение тому приводим описание Монро своего второго посещения отца во второй зоне.

«Я повернул налево и в действительности оказался среди высоких деревьев. Тропа уходила к виднеющейся вдали поляне. Мне очень захотелось помчаться по ней бегом, но я решил пройти размеренным шагом – приятно было прогуляться босиком по траве и листьям. Только теперь я осознал, что иду босиком! Голову и грудь окутал легкий порыв ветра! Я чувствую! Не только босыми ногами, но и всем телом! Я шел среди дубов, тополей, платанов, каштанов, елей и кипарисов, заметил и неуместную тут пальму, и вовсе неизвестные мне растения. Аромат цветения смешивался с сочным запахом почвы и это было чудесно. Я ощущал запахи!

А птицы! …Они пели, чирикали, порхали с ветки на ветку и носились над тропой, прямо передо мной. И я их слышал! Я пошел медленней, порой замирая от удовольствия. Моя рука, самая обычная материальная рука, потянулась вверх и сорвала с низкой ветки лист клена. Лист был живым, мягким. Я сунул его в рот и пожевал: он был сочным, на вкус точно таким, какими были кленовые листья в детстве».

Тут нечему удивлятся: раз все создается мыслью, то почему бы не создать точную копию земной обстановки! А возможно, очень напрашивается такое решение, именно земная обстановка является точной копией этого слоя Тонкого мира?

Как считает Монро, вторая зона многослойна (по частоте вибрации). Это прекрасное экспериментальное подтверждение научных исследований многослойности Потустороннего мира.

Между физическим миром и второй зоной есть барьер. Это тот самый защитный экран, который опускается, когда человек пробуждается ото сна, и полностью стирает из памяти его последние сновидения – и, кроме прочего, воспоминания о посещении второй зоны. Монро полагает, что все люди во сне регулярно посещают вторую зону. Существование барьера предсказывали все эзотерики и это подтверждено теоретической физикой!

Более близкие к материальному миру области второй зоны (с сравнительно низкой частотой вибрации) населены безумными или почти безумными существами, обуреваемыми страстями. В их число входят как живые, спящие или одурманенные наркотиками, но пребывающие в тонком теле, так и уже «умершие», но возбужденные разными страстями.

Эти ближние области отнюдь не являются приятным местом, однако, такой уровень становится, по-видимому, местом пребывания человека до того времени, пока он не научился владеть собой. Что происходит с теми, кому это не удается, неизвестно. Возможно, они задерживаются там навсегда. В тот самый момент, когда Душа отделяется от физического тела, она оказывается на границе этого ближайшего района второй зоны.

Монро писал, что, оказавшись там, чувствуешь себя как наживка, заброшенная в бескрайнее море. Если продвигаться медленно и не шарахаться от любопытных, глазеющих сущностей, то сможешь миновать эту область без неприятностей. Попробуй вести себя шумно, отбиваться от окруживших тебя сущностей – и к тебе кинуться целые орды разъяренных «обитателей», у которых лишь одна цель: кусать, толкать, тянуть и держать. Возможно ли считать эту территорию преддверием ада? Легко предположить, что мимолетные проникновения в этот ближний к нашему физическому миру слой могут навести на мысль о том, что там обитают «демоны и черти». Они выглядят менее разумными, чем человек, хотя, без сомнения, способны действовать и мыслить самостоятельно.

Конечная остановка, окончательное место в аду или раю второй зоны, зависит в исключительной степени от склада глубочайших, неизменных и, может быть, неосознаваемых побуждений, чувств и личных наклонностей. При вхождении в эту зону самые устойчивые и влиятельные из них служат своего рода «направляющими устройствами». Какое-нибудь глубинное чувство, о котором человек даже не подозревал, – и он устремляется в направлении, ведущим к «подобному».

То, что полевой мир заселен разными сущностями, известно. В настоящее время уже созданы приборы, при помощи которых мы все, а не только экстрасенсы, можем видеть эти существа.

Так, исследователь Лучиано Бокконе из Италии в пустынной местности на высоком холме создал исследовательскую базу, оборудовав ее современной аппаратурой, регистрировавшей электромагнитные и гравитационные поля, а также торсионные поля, или, как их называл Монро, М-поля.

Лишь только приборы отмечали необычайные отклонения в параметрах, автоматически включались фото- и видеокамеры. И что вы думаете появлялось на пленке? Невероятные существа – огромные амебы, висящие в воздухе, крылатые существа, светящиеся квазичеловеческие существа. Бокконе назвал эти существа «криттерами» (тварями). Их не увидеть обычным зрением, но они замечательно фиксируются в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах излучения. Эти существа разумны, могут легко изменять свою структуру и форму.

Потрясающие примеры приводит Монро по этому поводу.

«Вибрации начались быстро… Поднялся на высоту примерно восемь дюймов над своим телом и неожиданно заметил краем глаза некое движение. Мимо, недалеко от физического тела двигалась какая-то фигура человекоподобного существа… Существо было голым, мужского пола. На первый взгляд это показалось похожим на 10-ти летнего мальчика. Абсолютно спокойно, словно действие было обыденным, существо перебросило через Монро ногу и вскарабкалось ему на спину.

Монро чувствовал, как ноги астральной сущности охватили его поясницу, а маленькое тельце прижалось к спине. Монро был до такой степени поражен, что ему даже в голову не пришло испугаться. Он не шевелился и стал ждать дальнейшего развития; скашивая глаза вправо, видел его правую ногу, свисающую с тела Монро в полуметре от его головы.

Эта нога выглядела абсолютно нормальной для 10-ти летнего мальчика… Монро решил не сталкиваться с этой сущностью в той среде, которая ей родней. По этой причине он быстро вернулся в физическое тело, прервал вибрации и сделал эту запись».

Через 10 дней, Монро в очередной раз вышел из тела. На него напали сразу две подобные сущности. Он сорвал их со своей спины, но они с настойчивостью пытались снова влезть к Монро на спину его тонкого тела. Его охватила паника. Монро несколько раз перекрестился, но и это не дало никаких результатов. Он горячо нашептывал „Отче наш», но, все было напрасно. Тогда Монро принялся звать на помощь.

Неожиданно заметил, что к нему приближается еще кто-то. Это был человек. Он остановился неподалеку и попросту стал наблюдать за происходящим с очень серьезным выражением лица. Мужчина медленно двинулся к Монро. Тот, рыдая, стоял на коленях, вытянув руки в стороны и удерживая двух небольших тварей подальше от себя. Человек по-прежнему выглядел очень серьезно…

Когда он подошел вплотную, Монро перестал бороться и рухнул на пол, умоляя о помощи. Он поднял обоих существ и начал их разглядывать, качая их на руках. Едва он забрал их, они, казалось, тут же расслабились и обмякли. Монро сквозь слезы поблагодарил его, вернулся к дивану, скользнул в физическое тело, сел и огляделся: комната была пустой.

Монро не мог объяснить природы этих существ. Ученые же предположили, и не без оснований, что ближайший к физическому миру слой Тонкого Мира насыщен мыслеформами и фантомами. Так, профессор А.Чернетский подчеркивает, что если создать мысленный образ в любом месте, к примеру, в углу комнаты, то прибор зафиксирует оболочки этого мыслеобраза. Вот и носятся создаваемые нами в окружающем нас Тонком Мире, ищут подобное по частоте вибрации тонкое тело, чтобы внедриться в его полевую структуру.

Древние восточные мудрецы в особенности подчеркивали важность духовного устремления в момент смерти. Именно этот духовный порыв помогает Душе проскочить этот страшный полуфизический слой и достигнуть того уровня, до которого Душа созрела.

Во время одного из посещений Второй зоны Монро оказался в саду с тщательно ухоженными цветами, деревьями и травой, очень похожий на большой парк отдыха, весь пересеченный дорожками, вдоль которых стояли скамьи. Сотни мужчин и женщин гуляли по дорожкам или сидели на скамьях. Одни были абсолютно спокойными, другие слегка встревоженными, большинство же выглядело изумленными, пораженными и полностью сбитыми с толку…

Монро догадался, что это – место встречи, где только что прибывшие ожидают друзей или родственников. Отсюда, с этого места встречи, друзья должны забрать каждого новичка и отвести туда, где ему «надлежит» быть». Со временем исследователи Института Монро, обозначив это местопребывание как «Точка 27», научились достигать его в экспериментах с воздействием на мозг соответствующих акустических полей.

Да, исследования второй зоны, проведенные Монро, дают любопытную картину Тонкого Мира, мира — куда уходит душа после смерти. Очень многое из там происходящего, нам, землянам, непонятно, незнакомо, кажется невероятным.

Дальнейшие эксперименты Монро и его сотрудников дали возможность еще многое узнать о Потустороннем мире, но все эти сведения, вероятно, являются только крохотной частью бесконечных знаний о Мироздании.

В 1960-х годах, когда Институт Монро проводил совместные опыты, то психолог Чарльз Тарт, ввел в обиход понятие «внетелесные переживания», и через 20 лет это название стало на Западе общепринятым обозначением данного состояния существования.

В последние десятилетия о внетелесных переживаниях стало вполне уместно говорить в большей части академических и интеллектуальных кругов. К сожалению подавляющее большинство представителей земной культуры по-прежнему не осознает этой грани жизни.

Первая книга д-ра Монро «Путешествия вне тела» выполнила и даже перевыполнила свою задачу. Она вызвала потоки писем со всех уголков нашей планеты, и в сотнях из них люди высказывали личную признательность за ободряющее заверение их душевного здоровья, за ощущение того, что они не так уж одиноки в своих тайных переживаниях, которых раньше сами не могли понять.

И, самое главное, люди благодарили за уверенность в том, что они вовсе не являются кандидатами в психбольницу. В этом и заключалась цель первой книги: помочь хотя бы одному-единственному человеку избежать подобного бессмысленного ущемления свободы.

Сведения, которые излагает Монро в своей замечательной книге уникальны тем, что: во-первых, они являются результатом многократного посещения Тонкого Мира на протяжении 30-ти лет; во-вторых, исследователь и исполнитель необычных визитов в Тонкий Мир представлен в одном лице.