Лирика и ее жанры. Лирическая поэма

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

История

Сборник «Тишина» вышел вскоре после поездки Бальмонта в Европу , в частности, в Англию , где он читал лекции по русской поэзии в Оксфорде . Впечатления от многочисленных путешествий поэта 1896-1897 годов легли в основу многих стихотворений книги («Мёртвые корабли», «Аккорды», «Пред картиной Эль Греко», «В Оксфорде», «В окрестностях Мадрида», «К Шелли») :13 .

Эпиграфом к сборнику были избраны строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Видение»: «Есть некий час всемирного молчанья» .

Сборник «Тишина» был отмечен появлением в нём новой жанрово-композиционной структуры, положившей начало традиции «скреплять» группы стихотворений в разделы, выстраивая подобие архитектурного или музыкального ансамбля. В этих разделах нет последовательного сюжета, но ощутима внутренняя, ассоциативная связь .

В стихотворениях этого периода, с одной стороны, оформился акцент на импрессионистскую импровизационность («…Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, - и непосредственно, стихийно рождается образ») , с другой - возникли новые настроения; появились ницшеанские мотивы и герои: в частности, «стихийный гений», «непохожий на человека», порывающийся «за пределы предельного» и даже «за пределы - и правды и лжи» :14 .

Отзывы

Князь А. И. Урусов в письме поэту так отозвался о книге: «Сборник носит на себе отпечаток все более и более окрепшего (нужно бы иначе выразиться: крепнущего, что ли) стиля Вашего, собственного, бальмонтовского, стиля и колорита» . В целом сборник был сдержанно встречен критикой. Но даже в негативных рецензиях (в частности, в «Северном вестнике ») отмечалось, что «поэт владеет певучим музыкальным стихом, в котором есть своя красота» :13 .

Известные стихотворения

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тишимка
  • Тишина в библиотеке

Смотреть что такое "Тишина. Лирические поэмы" в других словарях:

    Тишина (значения) - Тишина: Тишина полное отсутствие каких либо звуков, то есть внешних раздражителей слуховой системы, безмолвие; Тишина фильм СССР, студия «Казахфильм», 1961; Тишина фильм СССР, 1963; Тишина фильм США, 2006; Тишина … … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    Бальмонт, Константин Дмитриевич

    Известный поэт. Род. в 1867 г. в дворянской семье Владимирской губ. Предки его выходцы из Скандинавии. Учился Б. в Шуйской гимназии, откуда был исключен за принадлежность к нелегальному кружку и курс кончил во Владимирской гимназии. В 1886 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бальмонт Константин Дмитриевич - Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился в 1867 году в дворянской семье Владимирской губернии. Предки выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец председателем земской управы в Шуе. Мать из литературной семьи Лебедевых … Биографический словарь

    Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Блок, Александр Александрович - (1880 1921) русский поэт. Сын профессора Варшавского ун та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Блок А. А. - Блок А. А. БЛОК Александр Александрович (1880–1921) поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.).… … Литературная энциклопедия

1. Лирическая поэма как жанр.

2. Лирическая поэма А.Федоровой «Кровью и пеплом». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения

3. Лирическая поэма Ф. Мерзликина «Млечный путь». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения

4. Лиро-эпическая поэма К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.

5. Лиро-эпическая поэма И.Рождественского «Василий Прончищев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.

6. Индивидуальное сообщение: Функция изобразительно выразительных средств в поэме И. Рождественского «Страна Мангазеи».

Основная литература

1. Николина, Н. А. Филологический анализ текста /Н.А. Николина. –М., 2003.

2. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии / В. Яранцев // Сибирские огни.- 2003.-№ 10. - - С. 167 – 173.

3. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2004.- № 1. – С. 163 – 170.

Методические указания

1. При изучении теоретического вопроса обратите внимание на жанрообразующие черты поэмы. Поскольку поэма – это лиро-эпический жанр, то в нем сочетаются признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". В зависимости от того, какое из этих двух начал доминирует в произведении, выделяют и соответствующие разновидности поэм: лирическая, эпическая, лиро-эпическая. Охарактеризуйте лирическую поэму как жанр.

2. Прочитайте поэму А.Федоровой «Кровью и пеплом». Докажите, что это лирическая поэма. Особое внимание уделите образу повествователя, помня, что повествователь – это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т.п.), не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно – во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображаемого мира) и в адресованности его речи, в первую очередь, читателю, то есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Можно ли говорить о том, что в поэме «Кровью и пеплом» речь идет именно от лица повествователя? Рассмотрите следующие строки поэмы:

Ровесник мой!

Я помню, как ты рос.

Пальто на вырост. Сапоги отцовы.

И пальцы рук разъел фурункулез

(А кто из нас в те годы был здоровым?).

И я, наверно, вспомнила б тогда,

Как в самый первый год после Победы

Крапива в пищу шла и лебеда,

И даже жмых пошел за ними следом.

Еще однажды случай был в тот год.

Я с карточками в очереди маюсь,

А очередь так медленно идет.

Час, два стою да все не продвигаюсь.

Однако виден уж прилавок стал,

И два шага почти до цели было,

Мне горло кто-то как клещами сжал,

И все перед глазами вдруг поплыло.

Скорей, на воздух девочку, скорей!

Ей плохо, - как в тумане слышу, - очень.

И кто-то тихо из руки моей

Те карточки достать как будто хочет.

Минута. Две. В сознанье я пришла.

Вокруг толпа, и женщина смеется:

А карточки ведь так не отдала.

Рука-то синяя. Смотри, не разожмется.

Рука разжалась, слабая была.

Но в тот момент кто дал ей, слабой, силу

На случай, если б вдруг я умерла,

Забрать с собой те карточки в могилу?

Попробуйте сопоставить образ, от лица которого в поэме ведется повествование, с образом лирического героя, учитывая, что лирический герой – это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем. Лирический герой не просто связан с автором тесными узами, с его мироощущением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него не отличим. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирике, в ее доминирующей ветви, присуща чарующая непосредственность «самораскрытия автора, «распахнутость» его внутреннего мира.

Охарактеризуйте сюжет поэмы, помня, что сюжет – это цепь событий, изображенная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Попробуйте пересказать поэму А.Федоровой. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы.

Охарактеризуйте образную систему поэмы «Кровью и пеплом». Обратите внимание на образ девочки, отвечающей на вопрос корреспондента, на образ фронтовика-сибиряка, образ матери, спасающей уже мертвое дитя, образ малышки Садако, образ друга, вернувшегося из Токио.

Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Перечтите внимательно следующие строки:

Война закончилась давно,

А боль в душе таится.

Документальное кино

Снимается в столице.

Столичный сквер – отличный фон.

Мы вас ответить просим, -

Седым и юным микрофон

Корреспондент подносит.

Война… Что в слове том для вас?

Огромное значение в понимании основной мысли произведения имеют заключительные строки поэмы, представляющие собой призыв-клятву:

Разве плохо, что будет

Отмечено все, чем мы живы,

Этой солнечной метой Надежды. Добра и Тепла, -

Все, от оси земной до кровинки невидимой в жилах?

Только было бы что одолеть теплотой и добром,

Только б было к чему прикасаться, надежду рождая.

Только б жило живое на маленьком шаре земном

От прошедшей весны до цветущего нового мая.

Одолеем же робость. Рассеем беспочвенный страх,

Не слова, а поступки научимся делать судьбою,

Кровью тех, кто убит, пеплом тех, кто сожжен на кострах,

Поклянемся сберечь этот храм, нареченный Землею!

3. Проанализируйте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь». Начните анализ с образа того, от чьего лица ведется повествование. Обратите внимание на следующие строки:

Была война. Была зима.

Была дырища у пима.

И сколько дратвой ни чини,

Снег добирался до ступни.

Мы, помню, телочку в дому

Растили. Как, я не пойму,

Дождались теплых летних дней

Я не забуду той поры:

Звенели в стайке комары.

Мать подоила, принесла

Ведро и села у стола.

А мы к ведру кружком, кружком.

Всех напоила б молоком,

Но мать вздохнула глубоко:

Кровавым было молоко

Но там молозиво в ведре.

В один прихлеб, в один прискок

Его вызузивал телок,

Мотал башкой и мукал: - Му!

Как я завидовал ему.

Охарактеризуйте сюжет поэмы. Попробуйте пересказать фабулу поэмы Л. Мерзликина. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы. Охарактеризуйте образную систему поэмы «Млечный путь». Обратите внимание на образы городской особы, умывающейся молоком, доярки, матери. Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Обратите внимание на название поэмы «Млечный путь». Для понимания идейной направленности произведения важно учитывать заключительные строки:

А Млечный путь лежал плашмя,

Туманом огненным дымя,

И по туману, по пыли

Коровы с пастбища брели,

Чтоб их в пригоне, у перил

Хозяин на ночь подоил

И молоко, нагнув чело,

Налил в тарелки НЛО:

Пускай летят, куда хотят,

Людей питают и котят.

И захотелось мне глотнуть.

Из той посудины чуть-чуть

Но мир безмолвный до тоски

Сдавил мне горло и виски…

А мне бы только полглотка,

Но нет на небе молока.

Сопоставьте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь» с поэмой А.Федоровой «Кровью и пеплом». Что общего в них с точки зрения жанра?

4. Прочитайте поэму К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Докажите, что это лиро-эпическая поэма. Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать фабулу поэмы К.Лисовского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:

… Народ Норвегии Россию просит

Найти своих отважных сыновей.

Их Амундсен направил с порученьем

До Диксона. Но люди не дошли.

Народ норвежский молит о спасенье

Двух душ, пропавших на краю земли.

Россия мужество всегда ценила

И просьбу приняла. А потому

Советское правительство решило

Доверить эти поиски ему.

Охарактеризуйте героев поэмы «Русский человек Бегичев», и в первую очередь главного героя. Какие черты, на ваш взгляд, являются типичными, характерными для «русского человека». Сопоставьте образы Бегичева, Семенова, Гаркина, Кузнецова, норвежских моряков – Пауля Тессема и Петера Кнудсена. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Севера. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на ее последние строки:

И там, где смерть когда-то нас встречала,

Оберегая тайны белых царств, -

Там корабли теснятся у причалов,

И флаги иноземных государств

Взлетают, молча салютуя флагу,

Где – молот, серп и пять лучей звезды…

Так вспомним тех. Чья доблесть и отвага

Впервые проложила здесь следы!

5. Проанализируйте поэму И.Рождественского «Василий Прончищев».Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать поэму И.Рождественского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:

Глухие льды. И нет средь них просвета

Не забурлит невольница-волна.

Пришел июль. Куда ж ты делось, лето?

Ответствуй мне, Якутская страна!

Дороги нет. А плыть еще далеко.

Когда ж поднять мы сможем якоря?

Пособный ветер, ты из Оленека _

Открой нам путь в полярные моря…

Охарактеризуйте героев поэмы «Василий Прончищев», и в первую главного героя и его жену Марию. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Сибири. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на эти строки:

Куда на зависть чужеземным странам,

Отыщет завтра верные пути.

Владеть Россия станет океаном,

А там дерзнет до полюса пройти.

Сухие губы тронула усмешка:

«А чтоб принять непрошеных гостей,

Мы, наподобье невского Орешка,

Построим здесь немало крепостей.

Над этим хмурым морем ледовитым

Я вижу флаг. Российский гордый флаг.

Круша лавины векового льда,

Неустрашимым русским мореходам

Салютовали русские суда.

Сопоставьте поэмы К.Лисовского «Русский человек Бегичев» и И.Рождественского «Василий Прончищев». Что в них общего с точки зрения жанра?

При подготовке индивидуального сообщения обратитесь к методическим указаниям по организации самостоятельной работы

Занятие 11.

Тема


Похожая информация.


Антология любовной лирики.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Стихи о любви, ныне столь востребованные, лучше всего представить в Антологии, по определению коротких стихов, или эпиграмм, жанр, который в той или степени проступает в любовной лирике всех времен и народов.

«Антологию любовной лирики» задумал и составит поэт Петр Киле и при всех заимствованиях ссылка на его сайт Эпоха Возрождения обязательна.

Выбрать из мировой поэзии стихи о любви нелегко, хотя в основе лирики - любовь, любовь во всех ее проявлениях, любовь к женщине, любовь к мужчине, любовь к природе, к родине, к жизни, к искусству. Собственно любовная тематика звучала далеко не во все эпохи и не во всех странах. Но она доминировала в классической древности Греции и Рима, Китая и Индии и в эпохи Возрождения в странах Востока и Европы.

  • Антология любовной лирики. Презентация уникального сборника.

Петр Киле ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви

  • Пленники любви и красоты. Сборник стихов и поэм о любви и женской красоте.
  • ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви Новая версия сборника

Российская рапсодия Сонеты

Известно, сонеты - это стихотворения в 14 строк с весьма изощренной рифмовкой, при этом патетической тональности в выражении чувств, чаще любовных, и мысли. Здесь явно заключено противоречие. Недаром эта форма кажется искусственной у многих поэтов.

Но прибегал ли Петрарка к изощренной рифмовке? Он просто пользовался особенностями итальянского языка. Сонет и у Шекспира предельно прост. Ничего искусственного, свободное высказывание, непрерывный монолог поэта в драме его жизни. Нередко и речи персонажей у Шекспира обретают форму сонета без рифмы, а где-то и с рифмой.

Словом, существует особая внутренняя форма поэтического высказывания чувства или мысли, что нашло внешнее выражение в сонете, с ограничением числа строк и с той или иной рифмовкой. Здесь главное - внутренняя основа поэтического высказывания особой тональности. Если это есть, есть и сонет. Но самая изощренная конструкция стихотворения в 14 строк не создает еще песни души особой тональности.

Ранняя лирика.

Предисловие.
Первая книжка стихов могла бы выйти в свое время, если бы я не отвлекся на пьесу в стихах, а затем пьесу в прозе, - это все были пробы пера, каковые именно в прозе оказались более успешными. Не ведал я, что к стихам буду возвращаться не один раз, с созданием новой формы сонета, а также к драме в стихах и в прозе. Пришла пора разобраться с ранней лирикой, в основном студенческой поры, и новыми стихотворениями 70-х годов. Теперь я вижу, что сам первый недооценивал и ранние, и новые стихотворения. В них проступает поэтика, ныне осознанная мною, как ренессансная, с утверждением красоты и жизни в их сиюминутности и вечности, то есть в мифической реальности, если угодно, в просвете бытия. Это стихи о любви и стремлении к красоте по преимуществу, и о творчестве, таков предмет поэзии эпохи Возрождения. Разумеется, первые стихотворения предельно просты и наивны.

Эпиграммы.

Поэмы

Поэмы «Видение инока» и «Аристей», как и сонеты, необычны по содержанию и форме; это скорее мистерии или моралитэ, как в старину определяли жанр представлений и поэм с участием ангелов, дьявола и даже Господа Бога, жанр, редкий в русской литературе, вероятно, из-за цензуры, царской, церковной, светской.

Внешне «Видение инока» ближе к поэме Байрона «Видение суда», но мистерией он называет именно «Каина». Об «Аристее» как о мировой драме еще будет сказано.

Мистерия «Видение инока» набросана в июле-августе 1998 года как свидетельство о весьма удивительных происшествиях в горнем мире в связи с захоронением екатеринбургских останков в Петропавловской крепости с прямой трансляцией на весь мир. Сколько было шума, великолепия и плача, но здесь мы увидим то, что недоступно самым современным СМИ.

Что касается цензуры, ныне вновь дающей о себе знать, следует заметить: сфера поэзии не религия и не политика, а мифология и история в просвете бытия.

Поэма "Репетитор", как и "Двойное самоубийство подростков", посвящена современной жизни с ее трагическими коллизиями.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина