Западноевропейская реформация. Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации - обновлению христианства - в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина "протестантизм", которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.

Протестантизм
Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Реставрационизм

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Предтечи Реформации

Джон Виклиф

Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса .

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф .

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом .

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером .

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне .

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский .

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Реформация в Дании и Норвегии

По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена , который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» .

В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен . С составленным уложением был ознакомлен Лютер , и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.

Реформация в Швеции и Финляндии

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля .

Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме.

Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.

Реформация в Прибалтике

Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген , Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны .

Анабаптисты

После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.

Иоанн Лейденский на крещении девушек

Кальвинистская Реформация

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства .

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей .

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные .

Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции .

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг . Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м годам.

Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны , закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского . С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году : «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати» .

Контрреформация , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности .

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполитую .

Итоги Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского , прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством .

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические . Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви - Реформацию.

К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Их ценные указания монархам были не нужны. Не давало покоя королям и богатство которая была одним из крупнейших землевладельцев в Европе. Да если бы только это! На десятине, плате за богослужения и продаже индульгенций духовенство зарабатывало немаленькие деньги, которые «уплывали» в далекий Рим. А это монархам, само собой, не нравилось.

Простых людей не устраивало в церковных порядках другое. Во-первых, дороговизна обрядов и различные поборы. Во-вторых, язык богослужения - далеко не все понимали, что там говорит священник на своей латыни. Но еще больше не устраивало то, что церковь освящала существующее неравенство. Получалось, что человек незнатного происхождения должен был всю жизнь оставаться никем, даже если и выбился в люди, разбогатев. Или терпеть издевательства над собой со стороны власть имущих только потому, что так, мол, предсказано свыше.

Начало Реформации

Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов - свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой, говоря современным языком, справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. Но Лютера это не испугало - наоборот, получив папскую буллу, он порвал ее в клочья. У вчерашнего профессора появилась масса сторонников, в том числе и довольно влиятельных. Один из германских князей спрятал его в своем замке, где Лютер писал богословские труды. Тем временем Реформация в Европе развивалась все активнее. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство. Их предводитель Томас Мюнцер возглавил восстание, переросшее в крестьянскую войну. Германские князья быстро разбили плохо вооруженных повстанцев, не владевших военным делом. Восстание было жестоко подавлено. После этого Реформация в Германии окончательно перешла в руки светской знати.

Борьба между двумя церквями

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости.

Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Король Генрих VIII потребовал от Папы, чтобы тот разрешил ему развестись с очередной женой. Тот отказался, и монарх объявил, что английская церковь больше не зависит от Рима. Так, в 1534 г. главой духовенства в этой стране, а заодно и хозяином всего церковного имущества, стал король. Понятно, что отказ Папы был для него лишь поводом прибрать к рукам все, что принадлежало церкви. И это очень быстро было сделано. В остальном англиканская церковь, как ее теперь стали называть, еще долго была похожа на католическую.

Впрочем, уже к середине XVI века католическое духовенство пришло в себя, и Реформация в Европе начала встречать серьезное сопротивление. Авангардом борьбы против протестантов стал основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Иезуиты не гнушались и шпионажем, опутав своей агентурой все королевские дворы. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела.


Предпосылки и причины Реформации

Любое крупное общественно-политическое событие, а именно таким и является Реформация, обусловлено целым набором причин и предпосылок. Для того, чтобы лучше понять явление, процесс необходимо внимательно рассмотреть ситуацию предшествующему ему. В XIV - начале XVI века Европа переживала ряд серьезных внутренних изменений? Среди них - социально-экономические, политические, культурно-религиозные.

Во-первых, в Позднее Средневековье начинается смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству, оказывает влияние на общественное устройство Европы. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы, в которой она живет. Она исключена из сословного устроения общества, которое было связано с земельным типом производства Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение. Этот протест выразился против иерархического устроения церкви, которое с точки зрения буржуазии было повторением иерархического устроения общества. Именно буржуазия поддерживала Реформацию деньгами, оружием.

Во-вторых, церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения.

В-третьих, в этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

В-четвёртых, наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Кроме этого стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

В-пятых, католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране.

В-шестых, Возрождение существенно изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Подводя итог можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных причин:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви.


Начало Реформации, суть движения

Реформация (лат. reformatio - исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Родиной Реформации стала Германия. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои "95 тезисов", в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. В них утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи и продавать индульгенции. Вера человека - единственное средство общения с Богом, поэтому претензии церкви на господствующее положение в мирской жизни беспочвенны. Требования обновления церкви, отъема части её земель привлекло под знамена протестантизма крестьян. Крестьяне выражали протест не только против церкви, но и против феодалов. Вслед за Германией реформационное движение распространилось на другие страны Европы: Швейцарию, Нидерланды, Францию, Англию, Италию. Последователи Реформации Получили разные названия - протестанты, лютеране, гугеноты, кальвинисты, пуритане и т.д.

В апреле 1518 г. Лютер направил почтительное послание Папе Льву X, в ответ на которое ему было предписано явиться в Рим для покаяния.

Однако Лютер обратился к саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому с просьбой позволить ему ответить на предъявленные обвинения, не покидая Германии. В октябре 1518 г. в Аугсбурге кардинал Каэтан потребовал от Лютера отречься от своих взглядов, на что августинец ответил отказом, поскольку, подобно многим богословам и священникам, не находил никаких догматических оправданий индульгенциям. В последующие месяцы конфликт углубляется. В 1519 г. в Лейпциге Лютер выступил против всевластия Рима, отстаивая приоритет Священного Писания над папской властью. Ответ последовал в июне 1520 г. Папская булла "Exsurge Domini" предписывала Лютеру покаяться в двухмесячный срок под угрозой отлучения от церкви. Реформатор публично сжег буллу и ответил на нее четырьмя трактатами, которые относятся к числу самых значительных и блестящих его сочинений. В послании "К христианскому дворянству немецкой нации" (август 1520 г.) он отвергает верховенство Папы над Соборами, преимущество священников над мирянами, а также исключительное право духовенства на изучение Библии.

Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Каковы же основные отличия протестантизма от ортодоксальной католической церкви? Я увидел три основных отличия:

· Спасение через Веру

· Раннехристианская община - идеал церковной организации

Идеологи Реформации выступали с утверждением, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви. Спасение человека достигается не внешней религиозностью, а внутренней верою каждого. Впервые это положение протестантизма было четко сформулировано Мартином Лютером. Его знаменитый тезис так и назван "об оправдании верой". Это положение отрицало необходимость католической церкви в том виде, в каком она была в Западной Европе. А именно, отрицалось особое положение духовенства как посредника между Богом и людьми.

Протестанты отвергали авторитет Священного Предания, то есть постановления церковных соборов. Единственным источником религиозной истины, по их мнению, является Священное Писание, то есть Библия. Постановления церковных соборов созданы людьми, а все люди грешны. Поэтому Священное Предание не может быть безусловным авторитетом для верующих. Для всех реформационных учений было характерно обращение к раннехристианской церкви, к ее истокам, к ее общинной организации.

Особенности реформационного движения в странах Европы

Особенности реформационного движения в странах Европы:

· Реформация в Швейцарии

Особенно благоприятную почву Реформация нашла в Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.

Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. От произвола правящей верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс.

Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль.

Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Кальвин написал свой главный трактат "Наставления в христианской вере", его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. с его точки зрения земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма - учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

· Реформация во Франции

Приверженцев протестантской церкви во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги протестантизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер религиозных войн во Франции.

Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, поскольку хотя центральная власть была более сильна, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что на юге и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа, а затем Бурбоны, стремились упрочить стабильность страны и трона либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью. В результате гугенотских войн, длившихся несколько десятилетий, был подписан Нантский эдикт 1598 года. Им предоставлялась свобода совести, в ограниченных регионах Франции, но помимо этого - полноправное участие в общественной жизни. Эдикт был отменен только в 1685 году. За этим последовал массовый исход гугенотов из Франции.

· Реформация в Нидерландах.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера, однако лютеранство не получило в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм. Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах - Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Так что к 1560 году большинство населения были протестантами. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителям запрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов, но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожение или порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого из этих запретов вело к смертной казни.

Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.

· Реформация в Англии.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступили не подданные, а сам король. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский. В 1571 г. английский парламент принял закон "39 статей", в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения - Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о спасении верой, а Священное Писание - единственным источником Божественного откровения, или истины. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства - крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй.

· Реформация в Италии

В отличие от большинства Европейских стран, в Италии протестантское движение не нашло поддержки ни в широких народных массах, ни среди государственных деятелей. Италия, находившаяся под сильным и долговременным влиянием папы, осталась преданной католицизму.

Притягательными для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. Реформация, не вылилась в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу католической церкви.

· Реформация в ВКЛ

Реформационные идеи проникали в Польшу и ВКЛ разными путями. Культурные и политические связи с Чехией открывали дорогу для влияния религиозно-национального движения гуситов. Учеба в университетах Германии знакомила молодых отпрысков магнатских фамилий с новыми реформационными веяниями. Торговые отношения немецких мещан из городов ВКЛ связывали их с немецкими партнерами.

Сторонники отделения Великого княжества от Польши и установления его самостоятельности считали, что кальвинизм может дать этому идеологическое обоснование, чего не могли сделать ни католицизм, ни православие, выражавшие интересы Польши и Москвы соответственно. В середине XVI в. реформация привела к тому, что шляхта, по отзывам современников, почти целиком была протестантской. Во всяком случае источники свидетельствуют, что в Новогрудском воеводстве, например, из 600 фамилий православной шляхты в своей вере осталось только 16.

Первую реформаторскую общину в Беларуси создал в Бресте "некоронованный король Литвы" Николай Радзивилл Черный. С середины XVI в. такие общины начали создаваться в Несвиже. Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. При них организовывались церкви, школы, госпитали-приюты. Руководили общинами протестантские священники, которых называли "министрами". В XVI - первой половине XVII в. на территории Беларуси было создано 85 кальвинистских и 7 арианских общин. Важные идейные проблемы кальвинизма обсуждались на синодах, участники которых представляли либо отдельные дистрикты, либо все общины Великого княжества. Иногда синоды проводились с участием польских протестантов.

Крупнейшими кальвинистскими центрами стали Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк и др. До конца XVI века сложилась организационная и территориальная структура кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском. Реформация активизировала духовную жизнь общества, способствовала развитию образования и культуры, расширению международных контактов Великого Княжества Литовского с Европой.

Однако широкие народные массы остались глухи к идеям Реформации. В этом и есть её отличие от Европы. Кроме этого, в Великом Княжестве Литовском начали широко распространяться еретические идеи антитринитаризма арианского толка. Его представители (напрмер, Симон Будный) выступали против власти, проповедовали общность имущества и т.п., что привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой. В то же время Рим начал дело контрреформации. В Великое Княжество Литовское прибывают в 1564 г. миссионеры-иезуиты - "слуги Христа", которых Симон Будный называл очень характерно - "чёртово семя". На Беларуси не запылали костры инквизиции, не было тут и Варфоломеевских ночей, но иезуиты взяли в свои руки образование: открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей туда брали независимо от веры родителей. После окончания коллегий они становились католиками. Иезуиты заполнили книжный рынок трудами писателей ордена, занялись благотворительностью…

Усилия иезуитов принесли свои плоды: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоёв, вовлеченных в Реформацию, приобрёл массовый характер. К концу XVII в. контрреформация в Великом Княжестве Литовском победила.

Таким образом в разных европейских странах Реформация хоть и имела общие черты, идеи, общего врага - католическую церковь, имела и существенные различия: степень изменений, путь проведения ("сверху" или "снизу) и результативность. Протестантская церковь распространилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии. Католическая церковь смогла удержать своё влияние в Италии, Франции, Испании. Посмотрев на этот список можно заметить, что первая группа стран - государства - значительно обогнавшие своих соседей в экономическом развитии в эпоху нового времени. Связана ли эта успешность с протестантской церковью или это совпадение? Немецкий философ и социолог считал, что эта связь существует. Свои взгляды он изложил в книге "Протестантская этика и дух капитализма".

Протестантская трудовая этика

Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

Термин "Протестантская трудовая этика" был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" в 1905 году.

Протестантская этика является неформальной системой норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин "протестантская этика" и его эквиваленты ("кальвинистская мораль", "пуританская трудовая этика") не характерны для богословской лексики - они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства.

М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия.

По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы.

Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.

По мнению М. Вебера, условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал "современный капитализм" и "традиционный капитализм" и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.

Характерная черта протестантских обществ - ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.

М. Вебер считает, что протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.

Точка зрения М. Вебера получает некоторое подтверждение при анализе современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, сменившие религию люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики.

Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из "добрых дел", протестантизмом осуждалось - милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость - расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

В подтверждение вышесказанного можно привести материал, показывающий библейские корни протестантской этики:

· Запрещена задержка заработной платы - "Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра"(Библия, Левит 19: 13).

· Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными - "не господствуй над ним с жестокостью"(Библия, Левит 25: 43).

· По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения - "приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти" (Притчи 21: 6), "не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные" (Левит 19: 35-36),

· Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя. На иврите слово покой звучит как шаббат, от чего произошло русское слово Суббота: "Наблюдай день покоя, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - покой (шаббат) Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты"(Второзаконие 5: 12-14),

Таким образом, теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. (Приложение №) Деловая сметка и богатство стали богоугодны.

Итоги и последствия Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно.

С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. (Приложение №) В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Протестанты преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

Кроме того, Реформация привела к кровопролитным гражданско-религиозным войнам. Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь оказывалась под пятой владетельных князей, становясь частью бюрократического управления. Весьма показателен в этом отношении пример Англиканской церкви, которая возникла по королевской инициативе, короли и королевы официально являются главами этой церкви.

Как естественный результат слияния церкви и государства, многие страны охватили так называемые религиозные войны, в которых под флагом религии шла борьба за политические и экономические интересы. Известна своим печальным опытом Тридцатилетняя война, швейцарские войны, междоусобицы во Франции, крестьянская война в Германии.

С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей многих стран Западной Европы, - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

К важнейшим последствиям этого широкого общественно-политического движения следует отнести следующее:

· Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые - капиталистические.

Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

· Реформация содействовала развитию демократии не только в Церкви, но и в государстве.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.

· Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Личности человека придаётся особая роль в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность.


История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

15. Реформация: причины, развитие, результаты

Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями , документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение местных архиепископов, епископов, прелатов и особенно монастырей.

Мартин Лютер (1483–1546) монах, профессор Виттенбергского университета в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для свидетельства милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное писание , а не священное предание, решения пап и церковных соборов.

Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных формах. В самой Германии лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на севере и в центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир (1555) установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531) . Он был решительным сторонником республики и в отличие от Лютера обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве, француз Жан Кальвин (1509–1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника.

В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней стало там государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии. В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.

В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных союзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» - не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным королевским актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны к радости многих придворных и чиновников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Сопротивлявшиеся католики и наиболее радикальные протестанты в количестве более 70 тыс. человек были казнены по приказу Генриха VIII. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в. большое влияние оказывал кальвинизм.

Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан орден иезуитов (общество или воинство Иисуса). Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции в августе 1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея по приказу короля Карла IX католики перебили 2 тыс. протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами , по имени привидения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы римского. После сложной борьбы Нантским эдиктом (1598) короля Генриха IV протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной.

Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. Испанский король жестокими мерами пытался вновь обратить голландцев в католичество. Последовало восстание, жестокая война и образование протестантской Республики Соединенных Провинций. Эти события чаще называют Нидерландской революцией (1566–1609).

В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618–1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд II. Он считал себя орудием искоренения ереси, считал, что «лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн. человек. По Вестфальскому миру 1648 г. протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах мужчин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация , формировались капиталистические отношения , церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Так возникло понятие свободы совести.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

РЕФОРМАЦИЯ

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

5.1. Реформация Считается, начало Реформации было положено немцем Мартином Лютером, хоть и до него, конечно, звучали упреки в адрес католического духовенства, лишь для виду соблюдавшего заветы Христа, а на деле погрязшего во всех тяжких. «95 тезисов» Лютера поставили вопрос

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Реформация в Швеции /94/ Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».В Швеции доминировало влияние

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство) автора Сахаров Константин Вячеславович

II. Историческая ошибка России Возникновение и развитие панславизма - Причины его усиления - Вред панславизма для России - Начало чешской интриги - Формирование чешских воинских частей - Два эпизода из мировой войны - Двойная игра чехов - Увеличение чешских войск

Из книги Советская победа, всемирная история и будущее человечества автора Фурсов Андрей Ильич

4. Победа: причины, цена, результаты В Великой Отечественной войне победил русский народ, организованный в советскую, социалистическую, на период войны - сталинскую, как бы кому ни хотелось чего-то иного, государственную систему. Народ без и вне государственной системы

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

автора

II.6. Реформация

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать