Конспект занятия жалобы природы в подготовительной группе. Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе

Цель:

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

Развивать умения определять возможные методы рещения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно;

Воспитывать экологическую культуру и формировать ценностные ориентиры детей по отношению к объектам природы.

Ход занятия.

Воспитатель .

Дети, у нас сегодня необычное занятие, которое посвящено охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего планета Земля и мы не можем жить

Ответы детей.

Действительно, солнце, воздух, вода и почва очень важны, и без них мы не сможем прожить и одного дня.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух-

Три её основы,

Какая бы ни грянула беда-

Целы они-

Все возродиться снова.

С. Викулов.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с носовым платком в руках, сильно чихает и кашляет.

Воспитатель.

Здравствуй Незнайка. Что случилось?

Незнайка .

Живу я в цветочном городе. Там воздух всегда чистый, а от грязного я болею, чихаю и кашляю. Когда я летел на воздушном шаре, он лопнул, пришлось сделать остановку на стоянке автомобилей. Машины начали ездить туда-сюда, дым выпускать. Дышать стало совсем невозможно.

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза-

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Дети, вы видели, как машины дым выпускают? Где это было?

Ответы детей.

Незнайка. Но на этом мои проблемы не закончились. Только я ушел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, как прямо передо мной появились трубы, а из них — дым. Это был огромный преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только уже в заводском. Мне стало еще хуже.

Дым клубиться над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать,

И опять глаза чесать.

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Незнайка, что же нам делать? Мы ведь не можем прожить без заводов и автомобилей? Как вы думаете, ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель.

Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах он сильно загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют выхлопные отработанные газы, в которых много вредных веществ. Сажа и пыль оседают на листьях растений и нарушают их жизненные процессы.

Подъезжая к большому городу, можно увидеть висящее над ним грязное облако, которое состоит из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых из труб заводов, электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается много водяных паров, образующихся при горении топлива. Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают осадки. Время от времени города окутываются смогом — смесью дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания, у человека появляется слабость бессонница, рассеянность и т.д.

Незнайка.

Как же защитить воздух Земли от загрязнения?

Предполагаемые ответы детей : на заводах и фабриках надо построить специальные уловители вредных веществ, очистные сооружения; чтобы ученые сконструировали новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух; нужно больше парков, садов, газонов, потому что листья растений хорошо очищают воздух и т. д.

Незнайка.

Я видел умную машину. Однажды мои друзья во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит и воздух у неё из дырки выходит. С одной стороны у неё есть шланг, похожий на змею. Может у вас дома тоже есть такая машина?

Дети подсказывают название, обсуждают, откуда произошло это название.

Незнайка.

Теперь я знаю, как называется эта машина пы-ле-сос. Вот я и подумал: раз он сосет пыль, то почему бы такую машину не поставить на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати у вас есть пылесос? Давайте его сюда.

Дети вместе с Незнайкой рассматривают устройство пылесоса.

По ходу рассматривания Незнайка задает детям вопросы. Куда воздух входит и откуда выходит? Как они это почувствовали? Куда исчезает пыль?

Обращает внимание на плотный материал. На нем будут видны следы пыли . Здесь оседает пыль. Ткань позволяет пройти воздуху через неё, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.

Незнайка .

Спасибо друзья. Вы очень умные, я много узнал от вас. Я думаю, когда вы вырастите, то станете настоящими учеными и придумаете много умных и полезных машин. (Незнайка прощается и уходит).

Раздается стук в дверь. Входит черепаха Тортила, перепачканная грязью.

Воспитатель.

Здравствуйте черепаха Тортила. Что с вами случилось?

Тортила .

Люди так загрязнили воду в реке, что теперь воду пить нельзя. Я испачкала весь панцирь и ничего не вижу в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые консервные банки, бутылки и другие отходы.

Целых 200 добрых лет

Я не знала этих бед,

Нашей светлою водицей

И напиться и умыться

Каждый проходящий мог,

А теперь в ней грязный сток,

Рыбы в озере погибли

И растения поникли,

Много мусору на дне.

Нелегко живется мне.

Н.В. Страшнова

Воспитатель.

Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья.

Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное её количество используют фабрики и заводы.

Воды на Земле достаточно — океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Какая вода в океанах и морях? (Соленая). А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают сточные воды заводы и фабрики, нечистоты с ферм и воду, использованную в быту.

От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Давайте поможем черепахе Тортиле очистить грязную воду в реке. Проводится опыт.

Воспитатель.

Для этого нам понадобятся два стаканчика с водой: один- с чистой, другой- с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Перед нами на столе вода из речки. В первом стакане — из чистой речки, до того, как она встретилась с людьми в городе, во втором — из грязной, после того, как горожане загрязнили речку. Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы и растения, а в какой – не могут?

Ответы детей.

Воспитатель.

Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка выздоровела.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вода очистится, сравнивают её с водой в чистом стакане.

Тортила.

Смотрите, дети, благодаря вашим усилиям речка выздоровела, стала чистой. А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана?

Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течении всего дня будет течь струйка воды, толщиной со спичку. Помните, что обыкновенная чистая вода — богатство природы, без которого нет и не может быть жизни. А вы, знаете, как беречь воду?

Ответы детей. Если из крана вода течет понапрасну, его надо закрыть. Если кран не исправен, его надо починить и т. д.

Тортила благодарит детей за помощь и уходит.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель.

Нам звонит заяц. Он жалуется, что недавно поранил лапу о стекла разбитой бутылки, а его друг мышонок поранился о консервную банку. Заяц спрашивает: почему так много мусора валяется на земле в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель.

Поможем зайцу и мышонку навести порядок, в лесу? Проводится игра «Убери лишнее».

Воспитатель

Дети вы знаете правила поведения в лесу? (Используя экологические знаки, дети отвечают на вопрос).

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

Спасти поля, луга, леса

И чистую гладь рек-

Всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

И.Трофимова.

Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу. Благодарю всех участников нашего занятия.

Литература.

Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.

МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Мы- друзья природы»

Выполнила:

Попова Л.Е.

Выльгорт 2015 год

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Цель:

C истематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

    Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

    Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

    Закрепить правила поведения в природе

    Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

Ход НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)

За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.

Встречайте команды.

Представление.

Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Команда «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2 конкурс

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

3.Вопросы:

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

7 конкурс

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

8 Задание «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

9.А теперь небольшой блиц-опрос:

Кто на себе дом носит? (Улитка)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

Какое животное называют “кораблём пустыни”

Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

    Не лови красивых насекомых.

    Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

    Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

    Не жги костры

    Не рви цветы

    Не руби деревья

    Не ломай ветки

    Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.

Оксана Шолкова
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Природа и мы»

Конспект интегрированного занятия

Тема : Природа и мы

Цель : Закрепить и углубить представления о растениях луга (поля) родного края, способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой

Развить все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя, связной речи, умение различать и называть растения

Воспитать доброжелательное отношение к живым объектам природы в процессе общения с ними, потребность эмоционально реагировать на художественное произведение

Интеграция образовательных областей : формирование целостной картины мира, коммуникация, музыка

Оборудование : музыкальный центр, проектор, микрофон

Материал : слайды, плакат с изображением дома и зелёной лужайки, картинки одуванчиков и клей по количеству детей, картинки растений луга (поля)

Возраст : подготовительная группа д\с

1. Психологический настрой «Эхо» - образуется круг, воспитатель проговаривает текст, а дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам

Видеть солнце - это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Улыбнуться маме - это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Помириться с другом - это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Пожалеть котёнка - это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Вырастить цветы - это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

2. Введение - воспитатель предлагает послушать одну историю

Один человек гордился своей лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только он не пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства с просьбой дать совет «Как избавиться от сорняка?»

3. Свободный микрофон - Представьте себе, что вы представитель департамента сельского хозяйства. Что бы вы посоветовали? (дети передают друг другу микрофон)

Послушайте, чем закончилась эта история.

В ответе было написано «Предлагаем вам полюбить их» . Но это было не так - то просто. Ведь он столько раз пытался уничтожить их. И он начал разговаривать с ними. Искренне. Дружелюбно. Одуванчики сначала зловеще молчали. Но однажды они улыбнулись и подружились.

А вы могли бы подружиться с одуванчиками и поговорить с ними. Что бы вы им сказали?

4. Творческая работа «Коллаж» - дети, обращаясь к одуванчикам, по очереди приклеивают их на плакат.

5. Игра - пантомима - звучит музыка из серии «Звуки природы » , детям предлагается представить себя на лугу и жестами показать то, о чём будет говорить воспитатель :

Проснулось солнышко

Распустились одуванчики

Подул ветерок

Заколыхались травы

Пчёлы полетели собирать мёд

В траве запрыгали кузнечики

Паучок плетёт паутинку

Птицы перелетают с ветки на ветку и поют песни…

6. Чтение - воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Золотой луг»

Ребята, Михаил Михайлович Пришвин написал очень много рассказов и сказок о природе . Он считал, что чудеса природы , окружают нас везде и всегда. Важно только увидеть и почувствовать. Давайте послушаем один из таких рассказов. Он называется «Золотой луг» .

Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг» ?

Чем одуванчик стал так интересен для мальчика ? (ложились спать и просыпались одуванчики вместе с детьми)

Какой секрет одуванчика раскрыл мальчик? (одуванчик, интересный цветок , в пору цветения и созревания он разный)

Можно ли сказать, что природа не всем раскрывает свои секреты? Какими качествами должен обладать человек? (наблюдательность, заинтересованность , внимательность)

Кто любит играть с одуванчиком, как наши герои? Что значит, фукнул прямо в лицо. Опасно ли это? Почему герои закрывали лицо руками?

Что означают слова «промысел» , «пяту» ?

Для чего одуванчику семена - парашюты? (размножения)

А мы где можем использовать семена одуванчика? (изготовление поделок) . А вот сами одуванчики даже употребляют в пищу, делают салаты, варят варенье.

8. Физминутка

Мы ребята, малыши,

По дороге длинной шли

Шли по полю, шли по лугу,

Одуванчик там нашли.

Одуванчик луговой,

Он качает головой.

Только солнышко взойдёт,

Он на ножке подрастёт,

Весь распустится цветок.

А вот солнышко зайдёт,

Снова спрячется цветок.

9. Игра - упражнение «Подсказка»

Сейчас проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Какие ещё растения луга (поля) нашего края вы знаете? Дети делятся на две группы . Из предложенных картинок «подсказок» , выбирают и называют растения. (подорожник, крапива, ромашка, василёк, вьюнок полевой, горошек заборный, гусиный лук, земляника, душица, клевер, колокольчик, лопух, лютик, молочай, мята, пижма, тысячелистник, конский щавель и т. д.)

Почему их так называют? (колокольчик - звонит, душица - пахнет, подорожник - растёт у дороги и т. п.)

10) Обобщаем

Что нужно для растений, чтобы они росли и радовали нас? (свет, тепло, вода, питание, забота человека)

Какую ещё пользу могут принести растения луга (поля? Назовите лекарственные растения? За какие целебные свойства их так называют? (подорожник - лечит раны, ромашка от простуды и т. д)

МБДОУ «Детский сад № 21 «Дюймовочка»

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Мы- друзья природы»

Подготовила и провела

воспитатель: Нестерова Т.В.

Сафоново, 2017

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Цель:

Обобщить детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

    Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

    Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

    Закрепить правила поведения в природе

    Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

    Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.

Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.

Оборудование:

аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.

Ход НОД:

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».

За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.

Девиз команды «Солнышко»

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Девиз команды «Радуга»

Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

Нельзя шуметь, бегать в лесу.

Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

Отвечает команда «Солнышко»

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

Отвечает команда «Радуга»

1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

2) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Отвечает команда «Солнышко»

Словарная работа: 1. Опиши внешний вид волка 2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата 3. Как называется дом волка? – логово 4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д. 5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.

Словарная работа: 1. Опиши внешний вид лисы. 2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята 3. Где спит лиса? – в норе 4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д. 5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.

Отвечает команда «Радуга»

Словарная работа:

    Опиши внешний вид медведя

    Назови медвежью семью: медведь, медведица, медвежата

    Как называется дом медведя? – берлога

    Чем питается медведь? – он ест ягоды, мёд, ест травы, корни растений, желуди, орехи

    Как медведь готовится к зиме? - На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.

Словарная работа: 1.- Опиши внешний вид белки. 2.- Где спит белка? – в гнезде, дупле дерева 3.- Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек. 4.- Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

команда «Солнышко » команда «Радуга»

Хитрая, как …. Голодный, как…

Быстрый, как… Неуклюжий, как…

2 конкурс

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

3.Вопросы:

1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 «Радуга» - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 «Солнце» – Назовите перелетных птиц. (скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)

2 «Радуга» – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. (голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)

1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т.к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)

1 «Солнце» – Кого называют лесным доктором? (дятла)

2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

2 «Радуга» - Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

1 «Солнце» - Белобокая птица. (Сорока)

2 «Радуга» - Красногрудая птица. (Снегирь)

Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)

На подставке: Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

Команда «Солнце» выкладывают на мольберте : зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте : перелетные птицы.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

1 «Солнце» – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)

2 «Радуга» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. (кустарники)

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.(трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

Дидактическая игра «Кому – что?»

1 «Солнце» - Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

2 «Радуга» - Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

1 «Солнце» - Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

2 «Радуга» - Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

1 «Солнце» - Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

2 «Радуга» - Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). (хищники: тигр, лев, медведь, волк. Травоядные: жираф, лось, корова, кролик, зебра)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

«Солнышко»- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

«Радуга»- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

-«Солнышко»- кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

«Радуга» - про кого говорят так: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

7 конкурс

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

8 Задание «Узнай по описанию»

1. -«Солнышко»- Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2«Радуга». Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. -«Солнышко»- Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

4. «Радуга» Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

9. А теперь небольшой блиц-опрос:

Кто на себе дом носит? (Улитка)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”


Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

    Не лови красивых насекомых.

    Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

    Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

    Не жги костры

    Не рви цветы

    Не руби деревья

    Не ломай ветки

    Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

И пока будут подсчитываться фишки набранные командами

а я вам предлагаю выложить коллаж «Лес»

Выложи коллаж “Лес” (из предложенного материала дети выкладывают коллаж леса)

Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Саратовской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”,

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Саратовской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Саратовской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Груша. Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель:– Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.