Россия в борьбе с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasnosti_rossii_.html (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

Методы борьбы с терроризмом в России и в мире уже не раз становились объектом политических диспутов, научных изысканий в области социологии. Как скорректировать наше общество, чтобы исключать элементы насилия? Когда останутся в прошлом пытки, убийства, мотивированные местью, защитой религии и другими факторами?

В настоящее время методы борьбы с терроризмом в России, как показывают некоторые события общественной жизни, далеки от действительно эффективных. Что ждет страну в будущем? Вероятно, уже сегодня нужно максимально ответственно задуматься над этим, применить на практике самые передовые способы предотвращения актов насилия, чтобы будущие поколения могли наконец существовать в мире, где все силы общества направлены на прогресс, а не уничтожение собратьев.

Теоретическая база

Формы и методы борьбы с терроризмом актуальны для человеческого социума довольно давно, но только в наши дни эта беда стала столь масштабной, а проявления - интенсивными. Кровь стынет в жилах от жестокостей, на которые готовы пойти некоторые индивиды, организации. Если говорить кратко, методы борьбы с терроризмом необходимы для обеспечения выживания человечества, ведь проблема приобрела глобальный размах.

Многих удивляет то, в какой степени стойким оказалось само явление терроризма. Опасности, связанные с ним, затрагивают мировое сообщество в целом - нет людей, который могли бы быть уверены в своей стопроцентной защите и непричастности. Стать жертвой может любой. Впрочем, важно не только это: так как показывают свою недостаточную эффективность методы борьбы с ним, современный терроризм подрывает ценностную систему, представляющую собой фундамент жизни человека в понимании наших современников.

Зачем?

По какой причине стали столь востребованы основные методы борьбы с терроризмом? Руководствуясь специфическими рассуждениями, определенные сообщества и индивидуумы пришли к выводу, что именно террористический путь - самый эффективный для решения широкого спектра проблем.

Некоторые считают, будто бы именно так можно решить сложности, связанные с политической структурой, принадлежностью к религиозным конфессиям, национальностям. Последствия такого решения в условиях недостаточной развитости методов борьбы с международным терроризмом (а также связанным с политикой, религией и другими аспектами) приводят к постоянно возрастающему списку преступлений. Пострадавшими в них являются многочисленные народные массы самых простых граждан, ни в чем не повинных.

Беда страшнее, чем кажется

Недостаточность применяемых в наши дни методов борьбы с политическим терроризмом, религиозным и другими типами стала причиной подрыва ценностей духовного характера, разрушения культуры, материального ущерба. Терроризм провоцирует вспышки ненависти, люди не могут доверять друг другу. Принято говорить, что террористическая активность - это такое преступление, которое очень часто приводит к жертвам из числа невинных. Одна из задач методов борьбы с терроризмом - предупредить вред лицам, не относящимся к конфликтной ситуации и никоим образом на нее не влияющим.

Террор - это не война

Методы борьбы с терроризмом - это не те способы, которые эффективны для предупреждения войны, потому что само явление очень сильно отличается по своей сути. Принято говорить, что гражданская война и межгосударственная - это исключительно разные категории, но терроризм не похож ни на одну из них. Обусловлено это тремя ключевыми факторами:

  • внезапность;
  • жестокость;
  • способность спровоцировать скандал, иногда - планетарного масштаба.

Войну зачастую можно предсказать, а действия ведутся по установленных, хотя и не оговорённым, правилам. Разработка методов борьбы с терроризмом должна учитывать следующий факт: террористы не приемлют никаких нормативов, одновременно стремятся сохранить анонимность. Все это существенно усложняет сопротивление разрушительному, жестокому явлению.

Требую внимания!

Удивительно, но не все понимают, насколько проблема актуальна, причем не только в пределах каждой отдельно взятой страны в целом, но и на международном уровне. Впрочем, передовые ученые пытаются донести до самых широких слоев общества сложность ситуации и необходимость проработки действительно результативных методов борьбы с терроризмом. Регулярно публикуются исследовательские работы, посвященные факторам, природе, специфике развития терроризма, дабы можно было обеспечить безопасность людей на основе полученных выводов.

Тематические работы не раз публиковались в России, в других странах, но так и не удалось прийти к некоторому единому решению, общепринятому подходу. Не получилось в настоящий момент даже выработать единого определения явления терроризма. Разные авторы придерживаются различных вариантов. Было подсчитано, что сегодня используются порядка сотни определений. При столь большом разнобое в подходах сложно добиться действительно эффективного результата в борьбе со страшным врагом общества.

Причины и последствия

Чтобы разработать наиболее эффективные методы борьбы с терроризмом, необходимо понимать суть явления. Принято говорить о шести типажах, непосредственно участвующих в террористических акциях. Не раз организовывались аналитические работы, посвященные вопросу выявления отличительных особенностей психологии потенциальных исполнителей с целью более простой идентификации опасных общественных элементов. В последнее время социологи, политологи сходятся во мнении, что шесть ключевых типов - это:

  • стремящиеся к славе;
  • фанаты религии, убеждённые в приближении конца света;
  • национальные группы, ненавидящие представителей других этносов;
  • не имеющие цели группы террористов;
  • выступающие от имени державы;
  • исполнители, мотивированные личными интересами.

Масштаб проблемы

В последние несколько десятилетий на территории России было совершено несколько крупных и жестоких террористических актов, и их даты вписаны в календарь памяти. Ежегодно проводятся акции сочувствия пострадавшим и их близким. Масштаб явления вынуждает искать новые подходы для предотвращения повторения ситуации.

Предполагается, что хорошую помощь могли бы оказать правовые нормативы, методики, но пока они не проработаны до того уровня, чтобы быть эффективными. Необходима техническая, материальная база, которая позволила бы предупреждать теракты. Без качественной профилактической системы предупреждения нарушений права невозможно применить с положительным результатом даже самый современный подход. Считается, что одно из препятствий для борьбы с жестокостью определенных групп лиц - правовой нигилизм.

Под влиянием перечисленного каждая личность находится в условиях все растущей опасности, равно как и общество в целом. Этот риск негативно влияет на государство. Насильственная преступность в последнее время становится все крупномасштабнее, а организованные группировки ведут себя по схожей с террористическими объединениями логике. Это требует разработанной на федеральном уровне программы, которая позволила бы дать отпор террористам.

Конструктивный подход

Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне. В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха.

В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

Современные практические подходы

Довольно эффективная программа противодействия террористическим актам в настоящий момент внедрена в Нидерландах. Власти этой страны приложили действительно немалые усилия для обеспечения безопасности граждан и гостей державы. В рамках борьбы с терактами предполагается внедрение специфических мер в международных и внутренних аэропортах. Для этого территории необходимо классифицировать как места повышенной опасности, что даст жандармам, полиции право обыскивать всех без исключения лиц, находящихся на площадках, с целью предотвращения ситуации насилия.

Дополнительная профилактическая мера - введение кодированной системы с использованием цветов. Это позволит быстро и информативно донести до всех присутствующих уровень террористической опасности. Аналогичные коды необходимо вводить и в железнодорожной инфраструктуре, на электрических станциях, специализированных предприятиях.

Правовые нормы предотвращения террористической активности, предложенные нидерландскими законотворцами, включают в себя не только расширение должностного разнообразия правоохранительных органов, но и предоставления судебным инстанциям права распускать объединения, за которыми выявлено нарушение закона. Если деятельность учреждения выглядит подозрительной, у налоговой появляется право проведения расследования. На местном уровне усложняется система получения разрешения на хозяйственные операции, субсидии.

Ты выглядишь опасным!

Если иностранный гражданин, по оценке специалиста, выглядит угрожающим, на государственном уровне ему могут присвоить статус нежелательной персоны. В такой ситуации невозможно получения визы.

Еще одна мера предотвращения опасности со стороны потенциального террориста - запрет на определенные виды деятельности. Это касается лиц, которые были оценены как опасные с высокой степенью вероятности. Им можно вынести постановление, запрещающее находиться поблизости от воздушных вокзалов, правительственных помещений и ряда иных значимых объектов. Такое ограничение в первую очередь распространяется на обучавшихся в экстремистских лагерях за пределами страны. Придется постоянно посещать полицию.

Россия: предложения по программе предупреждения террористических актов

Современный отечественный подход предполагает внедрение и соблюдение законодательных актов, конвенций, подписанных на межгосударственном уровне. Документация устанавливает общие положения борьбы с террористами, преступниками, организованным в группы. Необходимо постоянно уделять внимание проведению общих предупредительных мероприятий. Эксперты говорят, что хороший результат принес бы тотальный контроль за продажей оружия, иных средств, при помощи которых можно массово поражать человеческие цели.

Борьба с терроризмом в настоящее время - это широкий комплекс административных мероприятий, возможность введения специальных режимов. Сюда относится и определённая стратегия межнационального взаимодействия: страны работают совместно для устранения проблемы терроризма в пределах определенного сложного участка. Не менее актуальны специальные мероприятия, которые позволили бы предупредить террористический акт. Это операции, розыск, охрана и использование специализированной техники.

Реально или нет?

Разработка конкретных мероприятий в рамках указанной стратегии, принятие мер, контроль за их тщательным соблюдением, как утверждают некоторые специалисты, позволит значительно снизить террористическую опасность в пределах нашей державы. Многие сходятся во мнении, что работа такого направления должна стать для правоохранительных органов одним из главных направлений.

Не все лежит на власти

Общественность также имеет определенные инструменты, позволяющие регулировать уровень опасности касаемо террористической угрозы. Особенная ответственность лежит на СМИ, но важны и научные подходы, деятельность общественных партий, политиков, социальных движений, разнообразных организаций. Уже не первый год звучат воззвания отказаться от вооружения, любого насилия ради достижения поставленной цели. Такой подход, предваренный абсолютной зачисткой - ликвидацией всех вооружённых формирований, действующих незаконно и потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы, может дать хороший результат.

Международный терроризм как явление глобального характера признано считать ключевой проблемой современной безопасности. Однако на национальном уровне терроризм не является новым явлением. Как метод борьбы, особенно в условиях ограниченности ресурсов различных оппозиционных сил, террористическая деятельность была достаточно распространенным явлением мировой истории.

По одной из теорий, понятие «террор» зародилось во время Французской революции - якобинский террор, который означал открытое уничтожение неугодных людей для устрашения других. Существуют и более ранние упоминания о подобном методе ведения агрессивных войн. Считается, что «одну из самых ранних в истории террористических группировок составляли сикарии, прекрасно организованная секта, действовавшая в Палестине в 66-73 годах новой эры» . Позднее, в XI в., на территории современного Ирана было создано независимое государство низаритов; именно они начали активно использовать в борьбе против других государств акты террора (против государства сльджукских султанов, в частности) - в определенном смысле акты международного терроризма .

Террор - в буквальном смысле в переводе с латинского означает «ужас»; именно поэтому его главная функция заключается в запугивании государственно-властных институтов, общества через самые крайние средства насилия, сопровождаемые в определенном смысле массированной пропагандой. Выбираются соответствующие «мишени», способные вызвать массовую панику, привлечь внимание всего общества. Ярким примером является террористический акт 11 сентября 2001 г., когда наряду с тысячами жертв был нанесен и косвенный ущерб - тотальное запугивание телезрителей всего мира. Причем данный теракт и задумывался с этой целью - «если бы самолеты врезались в небоскребы почти одновременно, вряд ли кто-нибудь из операторов телекомпаний успел бы заснять это волнующее зрелище».

Одной из наиболее острых проблем современного международного права и глобальной политики стало то, что все существующие средства обеспечения мира и безопасности в борьбе против международного терроризма в одночасье оказались негодными и не достаточно эффективными. Особенно отчетливо это стало понятно 11 сентября 2001 г. Один из авторитетных специалистов российских силовых структур, бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел», достаточно характерно обрисовал ситуацию, связанную со средствами противодействия международному терроризму: «Представьте себе - вооруженный рыцарь, у него и лошадь очень сильная, и защищенная хорошо, и сам он в лучших доспехах, и меч у него лучший и острый, из дамасской стали, копье самое лучшее, щит самый прочный. Он изготовился сражаться с другим рыцарем, а на него нападает рой ядовитых пчел. Что он может сделать, отмахиваясь своим мечом?».

После Второй мировой войны все системы гражданской обороны разрабатывались в первую очередь на случай ядерной или химической агрессии, в крайнем случае, войны с открытым театром боевых действий. Но никаких разработок и тем более массовых учений не было на случай масштабных террористических актов.

Объектом нападения стало само гражданское общество с пропагандируемой идеологией открытости, приоритетом свободы и толерантности, с высокой степенью внутренней организованности и взаимообусловленности. По законам же подрывной деятельности самым незащищенным объектом нападения «является более тонко и сложно организованный объект».

Не только военная машина, но и механизмы права международной безопасности оказались неготовыми, не приспособленными к эффективной борьбе с международным терроризмом. Одна из главных проблем заключается в том, что существующее международное право практически не рассматривает негосударственного субъекта агрессии; соответственно и применять механизмы международного вооруженного противодействия (в частности, по гл. VII Устава ООН) недопустимо. Что касается национальных средств защиты, вооруженные контрмеры возможны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, однако право на самооборону возникает лишь в ответ на вооруженное нападение со стороны другого государства или группы террористов при его поддержке. «...В Беслане разве мы можем говорить о вооруженном нападении другого государства?».

В применении силы в порядке самообороны требуется взвешенный подход, основанный исключительно на международном праве, не вызывающий сомнений и разночтений со стороны мирового сообщества.

Таким образом, необходимо адаптировать соответствующие нормы международного права к современным вызовам международного терроризма для эффективной борьбы с ним.

1. Понятие терроризма и международного терроризма

Терроризм- термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 - 90 - х годах XX века получил распространение международный терроризм». Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т. д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких - либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечивания и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» , а также Уголовном кодексе Российской Федерации.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

До сих пор отсутствует юридически безупречное, логически выверенное, абсолютно ясное по смыслу, безусловно, принятое в международных и национальных правовых институтах универсальное определение, раскрывающее это понятие.

В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном - применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам. Историки пишут об «опричном терроре», терроре якобинском, красном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолётов и захват заложников и т.п.

Терроризм - это очень сложный феномен, по - разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терроризма.

Терроризм как опаснейшее посягательство на жизнь человека и безопасность человечества включает в себя комплекс преступных деяний, квалификация которых содержится в международных договорах. Перечень антитеррористических конвенций и протоколов получил официальное закрепление.

Одним из самых серьезных преступлений международного характера являетсямеждународный терроризм, который характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

В Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979г. акты захвата заложников рассматриваются как проявления международного терроризма.

1.1 Финансирование терроризма

В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) состав преступления терроризма образуют, во-первых, деяния, представляющие собой преступления согласно сфере применения одного из перечисленных антитеррористических договоров и содержащемуся в нем определению, а во-вторых, любые другие деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Попытка совершения какого-либо из указанных деяний также рассматривается как преступление.

Среди преступлений международного характера терроризм по целому ряду причин занимает особое место.

Во-первых, террористические акты с точки зрения их последствий имеют большую общественную опасность: объектом преступного посягательства выступают здесь как человеческие жизни, так и общественный порядок и конституционная законность в целом.

Во-вторых, терроризм , в отличие от большинства общеуголовных преступлений, имеет, как правило, политическую или идеологическую подоплеку, что существенно затрудняет выявление и нейтрализацию истинных причин этого явления.

В-третьих, терроризм используется некоторыми государствами в качестве средства внешней политики, оказывая тем самым крайне негативное влияние на развитие международных отношений.

В-четвертых, террористическая деятельность инициируется организациями, обладающими большими финансовыми и техническими возможностями, а осуществляется с участием высокопрофессиональных специалистов.

В-пятых, субъекты террористической деятельности имеют устойчивые связи с другими преступными сообществами, совершающими тяжкие преступления международного характера.

С этой точки зрения международный терроризм следует рассматривать как глобальную проблему, самостоятельный источник угрозы международному миру и безопасности. Особенно актуальной данная проблема стала в наши дни, что нашло немедленное отражение в договорной практике государств, деятельности ООН и других международных структур.

Говоря о борьбе с терроризмом в правовом аспекте, необходимо сразу обозначить уязвимое место практически всех действующих международных документов: они не содержат сколько-нибудь компактного или общепризнанного понятия этого явления . Характерной в этом смысле является Европейская конвенция по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года, в которой вместо понятия терроризма приводится перечень деяний, которые следует, на взгляд государств-участников, квалифицировать в качестве террористических актов.

В принципе, аналогичный подход был использован и при принятии Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом 1999 года (см. ниже). В 1972 году был создан Комитет ООН по международному терроризму, который также не сумел решить данный вопрос (в частности, разногласия возникли по поводу квалификации деятельности различных национально-освободительных движений). На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году высказывались, как минимум, две точки зрения по вопросу об определении терроризма.

Ряд государств предлагали при рассмотрении данного явления учитывать политический аспект, в частности - ведение борьбы наций и народов за независимость неправомерными средствами. Другая группа государств настаивала на сугубо формальном подходе, призывая при выработке данного понятия абстрагироваться от мотивов террористической деятельности. Анализ отдельных международных актов (в том числе формулировок пунктов повестки дня Генеральной Ассамблеи, а также Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года) позволяет назвать лишь некоторые общие признаки этого вида преступлений .


Во-первых, акты терроризма обычно угрожают жизни или приводят к гибели невинных людей, не имеющих непосредственного отношения к мотивам и целям террористической деятельности.

Во-вторых, отдельные акты терроризма проистекают из нищеты или обусловлены иными социально-экономическими причинами (социальной несправедливостью, безработицей, голодом и т.д.).

В-третьих, зачастую для непосредственных исполнителей террористических актов характерно принесение в жертву собственных жизней.

В-четвертых, основным мотивом террористической деятельности является стремление добиться радикальных (существенных) перемен в как можно более короткий срок.

В-пятых, в основе терроризма лежат такие явления, как нетерпимость и экстремизм в любых его формах: политической, национальной, религиозной и других.

Международно-правовые акты , регулирующие международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом, можно разделить на две большие группы. К первой относятся соглашения, направленные на предупреждение и наказание отдельных видов террористической деятельности (исторически такие соглашения появились раньше соглашений второй группы).

Среди них можно назвать следующие:

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года;

Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;

Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года;

Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 года;

Венская конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года;

Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 года;

Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года и Протокол к ней;

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года;

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года.

Вторую группу составляют акты, ориентированные на борьбу с терроризмом в целом, как комплексным криминальным и социальным явлением.

К ним относятся:

Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 года;

Меры по борьбе с международным терроризмом (решение восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; 1990 год);

Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года;

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1994 года;

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;

Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 года;

Резолюции Совета Безопасности ООН 1269 (1999 год), 1368 и К-1373 (2001 год);

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года;

Меры по борьбе с терроризмом. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века (утверждены Генеральной Ассамблеей в 2002 году);

Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом 2002 года и др.

В связи с тем, что террористическая деятельность все чаще осуществляется в рамках "обычной" преступной деятельности, определенное значение для регулирования международно-правовой борьбы с терроризмом имеют универсальные акты, направленные на искоренение наиболее опасных форм преступности. К числу таких могут быть отнесены, в частности, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, дополняющий ее Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи 31 мая 2001 года) и другие.

Отдельные аспекты борьбы с международным терроризмом регулируются актами, принимаемыми под эгидой международных организаций (ИКАО , ИМО , МАГАТЭ и др.). Наконец, сотрудничество государств в области борьбы с терроризмом является объектом целого ряда двусторонних соглашений (см. п. 6 настоящей главы).

Особое внимание следует уделить резолюции К-1373 Совета Безопасности ООН, принятой 28 сентября 2001 года в качестве ответа мирового сообщества на террористические акты, совершенные 11 сентября 2001 года против США. В этой резолюции Совет Безопасности (на основании статьи 39 Устава ООН) впервые квалифицировал акты международного терроризма как угрозу миру и безопасности.

В связи с этим резолюция обязала каждое государство осуществить следующие шаги в области борьбы с терроризмом:

Принять все необходимые меры, направленные на предотвращение и пресечение финансирования террористических действий;

Ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств с целью поддержки терроризма;

Безотлагательно замораживать средства и другие финансовые активы и экономические ресурсы лиц и организаций, связанных с террористической деятельностью;

Прекратить любую деятельность по вербовке террористов и ликвидировать каналы поставок оружия террористам;

Усилить меры пограничного контроля для предотвращения передвижения террористов или террористических групп;

Обмениваться информацией и сотрудничать с другими государствами в целях предотвращения и пресечения террористических нападений и принятия мер против виновных лиц;

Рассмотреть вопрос о присоединении к соответствующим международным конвенциям и протоколам по борьбе с терроризмом.

Помимо договорных (включая “мягкое право”) механизмов сотрудничества в области борьбы с терроризмом международное право предусматривает институционные формы, то есть деятельность специальных международных органов.

Особое место среди них занимает Контртеррористический комитет , учрежденный в рамках Совета Безопасности ООН в 2001 году (резолюция К-1373). В настоящее время этот орган является центром координации межгосударственного сотрудничества по борьбе с терроризмом. Среди основных направлений деятельности Комитета - обеспечение информационного обмена между государствами, получение от них докладов о деятельности компетентных национальных органов, предоставление государствам средств для борьбы против терроризма, координация деятельности региональных международных организаций в данной области.

Создание в рамках Совета Безопасности ООН Контртеррористического комитета является подтверждением того, что международный терроризм на самом высоком уровне рассматривается в качестве глобальной проблемы, угрожающей безопасности всего человечества в целом. Фактически это означает, что другие международные структуры в области борьбы с преступностью (Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Интерпол и др.) не в состоянии удовлетворительно бороться с этим явлением.

Среди региональных механизмов , противодействующих террористической деятельности, можно назвать созданный в рамках ОАГ Межамериканский комитет по борьбе с терроризмом (СИКТЕ), Многопрофильную группу по международным действиям против терроризма (в рамках Совета Европы), Антитеррористический центр (в рамках СНГ), действующие в рамках ШОС “Бишкекскую группу” и Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) и другие.

Действия, составляющие, по международному праву, объективную сторону терроризма, чрезвычайно многообразны. Точно так же различными могут быть цели и мотивы лиц, осуществляющих террористическую деятельность. В связи с этим в доктрине международного права принято различать такие виды терроризма, как политический, националистический, религиозный, сепаратистский, государственный, криминальный, идеалистический и др.

Наконец, терроризм может классифицироваться и по таким признакам, как субъект террористической деятельности, способ и объект преступного посягательства (терроризм на воздушном транспорте, терроризм на море, ядерный терроризм, компьютерный терроризм и др.). Последний критерий положен в основу многих международных соглашений.

Так, согласно вышеперечисленным международным конвенциям, к террористическим актам относятся следующие деяния :

Незаконный, путем насилия или угрозы применения насилия, или путем применения любой другой формы запугивания, захват воздушного судна, осуществление над ним контроля или попытка совершить такие действия;

Акты, которые, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц и имущества, а также создающие угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту воздушного судна;

Захват морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания, совершение угрожающего безопасности плавания акта насилия против лица на борту судна, разрушение судна или морского навигационного оборудования, если такие акты могут угрожать безопасному плаванию, а также сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопасному плаванию судна;

Помещение на борт воздушного или морского судна устройств или веществ, которые могут разрушить судно или создать угрозу его безопасности;

Захват или разрушение стационарной платформы, расположенной на континентальном шельфе или совершение акта насилия против находящихся на ней лиц, если такой акт угрожает безопасности платформы;

Разрушение или серьезное повреждение оборудования или сооружения аэропорта, обслуживающего международные гражданские авиалинии либо находящихся в аэропорту воздушных судов;

Захват или удержание другого лица и угроза убить, нанести повреждение или продолжать удерживать это лицо (заложника) для того, чтобы заставить третью сторону (государство, международную организацию, физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника;

Убийство, похищение или другое нападение на главу государства, главу правительства, министра иностранных дел, представителя или должностное лицо государства, агента международной организации, членов их семей, а также нападение на официальное или жилое помещение или на транспортное средство любого из перечисленных лиц;

Получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, а также его кража, присвоение, иное хищение, угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть или увечье или с целью вынудить третью сторону совершить какое-либо действие или воздержаться от него;

Действия, направленные или связанные с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников;

Финансирование всех перечисленных действий, а именно: предоставление любыми методами, прямо или косвенно, средств или осуществление их сбора с намерением чтобы они использовались для совершения таких действий.

Анализ международных соглашений в области борьбы с терроризмом позволяет выделить ряд общепризнанных принципов такой борьбы, которые в совокупности составляют правовую базу для уголовного преследования виновных лиц.

Во-первых, все государства-участники соответствующих конвенций должны предусмотреть в своем национальном законодательстве уголовную ответственность за совершение актов терроризма. Это, в свою очередь, предполагает применение к лицам, совершившим террористические акты, серьезных мер уголовного наказания, которые должны учитывать тяжесть данного вида преступлений.

Во-вторых, абсолютно все конвенции закрепляют максимально широкие возможности государств в плане распространения своей юрисдикции на данный вид преступлений. В большинстве случаев государство вправе применить свою юрисдикцию в тех случаях, когда преступление направлено против его безопасности, совершено на его территории, в отношении его граждан, когда преступник является его гражданином или оказался на его территории. На практике это означает, что ни одно лицо, причастное к совершению террористического акта, не может укрыться в каком-либо государстве с целью уйти от наказания.

В-третьих, государства соглашаются считать любое из вышеперечисленных действий уголовным преступлением независимо от мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо. Другими словами, террористы не должны считаться политическими преступниками и пользоваться соответствующими привилегиями (правом на политическое убежище, на невыдачу и др.).

В-четвертых, все преступления, относящиеся к террористической деятельности, считаются подлежащими включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор об экстрадиции, действующий между государствами-участниками. Таким образом, в отношении всех актов терроризма действует принцип “либо выдай, либо накажи”, также гарантирующий неотвратимость наказания виновных.

Наконец, в-пятых, государства обязаны оказывать друг другу правовую и информационную помощь в осуществлении уголовного преследования соответствующих лиц.

Как видно из названий вышеперечисленных соглашений, некоторые договоры направлены на борьбу с отдельными видами и способами терроризма. Так, в соответствии с Конвенцией о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (вступила в силу 18 мая 1995 года; Казахстан участвует) все государства обязаны включать во взрывчатые вещества одно из четырех маркирующих веществ, указанных в техническом приложении к Конвенции, а также принимать все необходимые меры для запрещения изготовления немаркированных взрывчатых веществ. Маркирующие вещества, включаемые во взрывчатые вещества, делают их поддающимися обнаружению.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в международно-правовой борьбе с терроризмом (как и в борьбе с наркотиками) основной акцент делается сейчас на экономический аспект . Практика показывает, что бороться с отдельными террористическими актами или лицами, занимающимися террористической деятельностью, бесперспективно.

Поэтому важнейшая задача, на решение которой нацелены многие действующие международные документы - лишение терроризма экономической основы, ликвидация его финансовых источников. Основным документом, регулирующим сотрудничество государств в данной сфере, является Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, подписанная в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года и открытая для подписания с 10 января 2000 года.

Конвенция запрещает любое умышленное предоставление или сбор средств, предназначенных для осуществления террористической деятельности. При этом под средствами следует понимать активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, а также юридические документы и акты в любой форме, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги , облигации, векселя, аккредитивы и другие.

Конвенция предусматривает, что каждое государство-участник должно в соответствии с принципами своего внутреннего права принять необходимые меры для того, чтобы можно было привлечь к ответственности за финансирование терроризма как физические, так и юридические лица. Последние должны быть привлечены к ответственности в тех случаях, когда соответствующие действия совершаются физическими лицами, ответственными за их управление и выступающими в своем официальном качестве.

В соответствии с Конвенцией, государства-участники принимают на себя следующие обязательства:

Осуществлять все необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, выделенные на финансирование терроризма;

Обеспечить конфискацию соответствующих средств и поступлений, полученных в результате совершения таких преступлений;

Рассмотреть возможность создания механизмов, с помощью которых средства, полученные в результате конфискации, использовались бы для выплаты компенсации жертвам террористических актов;

Уведомлять все заинтересованные государства о фактах задержания лиц, виновных в финансировании терроризма, и об обстоятельствах, служащих основанием для их задержания;

Рассматривать финансирование терроризма в качестве преступления, влекущего экстрадицию;

Оказывать друг другу максимальную помощь в связи с уголовным преследованием или процедурами выдачи, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, которые необходимы для разбирательства;

Принимать меры, обязывающие финансовые учреждения обеспечивать идентификацию их постоянных и случайных клиентов, а также обращать внимание на подозрительные операции и сообщать о них;

Изучить возможность принятия правил, запрещающих открытие счетов, владельцы или бенефициары которых не идентифицированы, а также налагающих на финансовые учреждения обязательство оперативно сообщать обо всех подозрительных операциях и хранить в течение не менее пяти лет всех необходимых документов по операциям - как внутренним, так и международным;

Изучить возможность принятия реально осуществимых мер по выявлению или отслеживанию физического перемещения наличных средств и оборотных документов на предъявителя через границу;

Сообщать об окончательных результатах уголовного преследования соответствующих лиц Генеральному Секретарю ООН и т.д.

Кроме того, Конвенция запрещает государствам отклонять просьбы о взаимной правовой помощи со ссылкой на банковскую тайну и отказывать в просьбе о выдаче со ссылкой на то, что соответствующие преступления связаны с налогами или являются политическими преступлениями.

В целом, как уже говорилось, современная концепция борьбы с терроризмом предполагает учет всех аспектов этого явления. В настоящее время очевидно, что борьба с террористической деятельностью одними только правовыми средствами обречена на неудачу. В частности, большое внимание следует уделять фундаментальным причинам терроризма, часть которых имеют ярко выраженный социальный характер: нищета, голод, нарушения прав человека, расовая дискриминация , имущественное расслоение и т.д.

Очевидно, что без решения этих проблем борьба с терроризмом может оказаться неэффективной. В настоящее время открыты для подписания и ратификации еще две конвенции в данной области: Всеобъемлющая конвенция по международному терроризму 2004 года и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 1998 года.

Борьба с терроризмом является важным направлением межгосударственного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств .

Правовую базу этого сотрудничества составляют следующие акты:

Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом 1999 года;

Решение о программе государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными направлениями экстремизма на период до 2003 года от 20 июня 2000 года;

Решение об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ и Положение об Антитеррористическом центре от 1 декабря 2000 года и другие.

В соответствии с Договором 1999 года, под терроризмом понимается противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения , проявляющееся в виде:

Насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;

Уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;

Причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

Посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

Нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;

Иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Кроме того, Договор содержит понятие “технологического терроризма”, под которым понимается использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление.

Стороны Договора приняли на себя обязательство осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма. При осуществлении сотрудничества в борьбе с актами терроризма, в том числе в вопросах выдачи лиц, их совершивших, государства-участники должны рассматривать соответствующие деяния только как уголовные.

Основными направлениями сотрудничества государств-участников Договора 1999 года являются:

Обмен информацией;

Выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

Разработка и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования актов терроризма и взаимоуведомления об этих мерах;

Принятие мер для предотвращения и пресечения на своей территории подготовки к совершению актов терроризма на территории другой стороны;

Оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы;

Обмен нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения;

Направление по согласованию между заинтересованными сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями;

Обмен опытом предупреждения и борьбы с террористическими актами, включая проведение стажировок, семинаров, консультаций и научно-практических конференций;

Подготовка и повышение квалификации сотрудников;

Совместное, по согласованию сторон, финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности;

Осуществление на договорной основе поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности.

Основной формой сотрудничества государств-участников Договора являются запросы заинтересованных сторон, которые должны выполняться запрашиваемым государством по возможности точно и оперативно. Согласно Договору, в оказании содействия отказывается полностью или частично, если запрашиваемая сторона полагает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим ее существенным интересам либо противоречит ее законодательству или международным обязательствам.

Договор предусматривает проведение государствами-участниками совместных операций по борьбе с террористическими актами. Решение о порядке проведения специальных мероприятий принимается компетентным органом принимающей стороны с учетом мнения руководителя прибывшего антитеррористического формирования другой стороны. Если это мнение не будет принято во внимание, то руководитель вправе отказаться от участия в проведении специального мероприятия.

Принимающая сторона отказывается от каких-либо претензий к стороне, предоставляющей помощь, в том числе в отношении возмещения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или любым другим ущербом, причиненным жизни, здоровью и имуществу физических лиц, находящихся на территории принимающей стороны, а также юридическим лицам и самой принимающей стороне, если такой ущерб нанесен при выполнении задач, связанных с реализацией Договора.

Стороны по взаимному согласию и на основе отдельных договоренностей могут проводить совместные учения специальных антитеррористических формирований и на взаимной основе организовывать стажировку представителей другой стороны в своих национальных антитеррористических подразделениях.

Договор действует в течение пяти лет со дня вступления в силу и его действие автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если стороны не примут другой порядок.

Основным органом, координирующим сотрудничество государств СНГ в области борьбы с терроризмом, является Антитеррористический центр , действующий на основании Положения, подписанного в Минске 1 декабря 2000 года. Согласно Положению, Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Решения о принципиальных вопросах деятельности Центра принимаются Советом глав государств Содружества, а общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.

Основными задачами и функциями Центра являются:

Выработка предложений Совету глав государств Содружества и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах;

Формирование на базе Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб, банков данных других компетентных органов государств-участников СНГ специализированного банка данных о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;

Участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств Содружества и т.д.

Центр возглавляет Руководитель, который назначается (освобождается) Решением Совета глав государств Содружества по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. Срок пребывания в должности - три года, с возможностью дальнейшего продления. По штатно-должностному положению Руководитель Центра приравнивается к первому заместителю руководителя органа безопасности государства пребывания.

В целях обеспечения благоприятных условий деятельности Центра, его региональных подразделений (филиалов, представительств, отделений), а также их сотрудников в государстве пребывания Центр может заключать соглашения с этими государствами. Местом пребывания Центра является город Москва.

Огромное внимание противодействию терроризму уделяется в национальном праве отдельных государств, в том числе в законодательстве Республики Казахстан. Помимо Уголовного Кодекса, который предусматривает уголовную ответственность за различные террористические акты (включая сам терроризм как самостоятельное преступление), в Казахстане действует Закон “О борьбе с терроризмом”, принятый 13 июля 1999 года.

В соответствии с этим Законом, терроризмом является противоправное уголовно наказуемое деяние или угроза его совершения в отношении физических лиц или организаций в целях подрыва общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей, или из мести за такую деятельность .

Таким образом, основополагающим критерием при квалификации того или иного деяния как терроризма казахстанское законодательство считает субъективный момент - цель противоправного действия. При этом Уголовный Кодекс к объективной стороне терроризма относит такие действия, как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Кроме того, уголовно наказуемыми являются угроза совершения таких действий, пропаганда терроризма, публичные призывы к совершению акта терроризма, а также создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности.

К террористической деятельности Закон “О борьбе с терроризмом” относит: распространение идеологии терроризма; организацию, планирование, подготовку и совершение террористических акций; подстрекательство к проведению террористических акций; призывы к насилию в террористических целях; организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций и участие в них; вербовку, вооружение обучение или использование террористов; финансирование террористической организации или террористов; пособничество в подготовке и совершении террористической акции.

Под международной террористической деятельностью в Законе понимается соответствующая деятельность, которая осуществляется на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства. Сюда же относятся случаи, когда преступления совершаются гражданами одного государства против граждан другого государства или на территории другого государства.

Согласно Закону, непосредственную борьбу с терроризмом осуществляют Комитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство обороны и Служба охраны Президента Республики Казахстан. Закон устанавливает также компетенцию названных органов, порядок их взаимодействия, порядок предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, а также регулирует вопросы возмещения вреда и социальной реабилитации потерпевших и ответственности за участие в террористической деятельности.

В Уголовном Кодексе Республики Казахстан также предусмотрена ответственность за такие действия, как нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой (статья 163), захват заложника (статья 234), угон или захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава (статья 239), незаконное обращение с радиоактивными материалами (статья 247), хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (статья 248) и др.

Разделяем обеспокоенность мирового сообщества эволюционирующей террористической угрозой. Перед цивилизованным миром по-прежнему стоят задачи организации коллективного отпора терроризму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».

На международных площадках Россия традиционно выступает с различного рода предложениями и инициативами, направленными на противодействие подпитке терроризма ‑ идеологической, кадровой и материальной, особенно - оружием.

Последовательно отстаиваем линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН, при принятии мер по борьбе с терроризмом, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, нацеленных, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюций СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988.

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.

Придаем важное значение всеобъемлющей реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в приоритетной для Российской Федерации области противодействия международному терроризму в 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с этим феноменом. В этой связи призываем иностранных партнеров подключиться к созданному НАК России Международному банку данных по противодействию терроризму.

За последние несколько лет удалось постепенно разморозить взаимодействие по антитеррору с рядом западноевропейских партнеров. В сентябре 2017 г. после долгого перерыва восстановлена работа подгруппы по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оргпреступности российско-германской Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Возобновлена деятельность соответствующих рабочих групп и с другими странами. В частности, последние заседания в таком формате под сопредседательством заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова состоялись с Италией – в декабре 2017 г. в Москве, с Турцией – в июне 2018 г. в Анкаре, с Испанией – в июле 2018 г. в Мадриде.

На регулярной основе осуществляются контакты по антитеррору со швейцарскими и сербскими партнерами.

Удовлетворены результатами соответствующих контактов с США.

Поддерживаются двусторонние контакты по различным аспектам антитеррора со странами Африки, в том числе в формате рабочих групп с Египтом и Мали.

Международное антиэкстремистское сотрудничество

Наша страна обладает уникальным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, состоящем в способности эффективно подключать элементы гражданского общества (традиционные конфессии, образовательные, научные и деловые круги) к антиэкстремистским задачам в формате государственно-частного партнерства.

Сохраняем сдержанное отношение к инициативам, которые не учитывают данные принципы. Речь идет об активно продвигаемой с 2015 г. концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), создающей условия и предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных режимов» за счет оправдания действий террористов и «насильственных экстремистов», смягчения уголовно-правовой ответственности в отношении данной категории преступников. Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора, в том числе на площадке ООН.

Важно совместно вырабатывать и продвигать оптимальные стандарты эффективного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом. Хорошим примером в этом смысле является одобренная в июне 2017 г. государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая в отличие от концепции ПНЭ отражает выверенные коллективные подходы России и ее единомышленников к борьбе с терроризмом и питающим его экстремизмом.

Эффективная борьба с экстремизмом невозможна без создания в обществе атмосферы отторжения насилия, что предполагает объединение усилий компетентных органов и гражданских структур, а также СМИ. Поддерживаем идеи, направленные на закрепление в международно- правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей воздержание от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Противодействие провокационной и дезинформационной деятельности организации «Белые каски» в Сирии

Подчеркиваем недопустимость «двойных стандартов» в области антитеррора, проявляющихся, в частности, в финансировании рядом государств деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» (БК) в Сирии.

Поддерживаем инициативы представителей гражданского общества, независимых экспертов по изобличению устойчивых связей «белокасочников» с террористическими структурами, осуществлявшихся членами БК грабежей и мародерств, захватов школ, детских садов и поликлиник с прекращением их работы, а также пожарных станций, магазинов и частных домов. Обращаем внимание мировой общественности на факты участия псевдогуманитарщиков в инсценировках химических атак, артиллерийских и авиаударов, убийствах гражданских лиц, в том числе детей, в целях незаконного изъятия органов. Отдельно акцентируем тот факт, что БК содействовали расширению вербовочной деятельности террористических организаций.

Соответствующую информацию, в том числе полученную из открытых источников, представляем на международных площадках, в частности в ООН, привлекаем внимание мирового сообщества к проблеме, которое, к сожалению, в отношении БК продолжает пребывать в совершенно необоснованных иллюзиях.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных антинаркотических конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Основной целью внешнеполитической усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств в решении мировой проблемы наркотиков, а также комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления любых видов наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой по «северному маршруту» приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – уникального международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Осуществляется регулярное взаимодействие со странами-членами ОДКБ и ШОС по антинаркотической повестке дня. С 2007 года «под эгидой» Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) реализуется проект по подготовке антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии.

Российская Федерации придает важное значение принятой на саммите ШОС в Циндао Антинаркотической стратегии на период 2018-2023 гг. и Плана действий по ее реализации, а также Концепции по реабилитации наркозависимых лиц.

Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд УНП ООН, которые идут на поддержку около 20 антинаркотических проектов Управления, в том числе по формированию кинологической службы МВД России в Афганистане, содействию в укреплении потенциала Службы по борьбе с наркотиками МВД Киргизии, а также по развитию альтернативного сельского хозяйства в афганской провинции Бадахшан.

Борьба с транснациональной организованной преступностью

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью.

Наиболее важными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и протоколы к ней. Российская Федерация приняла активное участие в разработке и запуске механизма обзора указанных международных договоров.

Помимо прочего, на антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Чехия, Дания, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Болгария, Италия, Франция, Словения, Греция, Португалия, Испания, ФРГ, Норвегия, Великобритания, Египет, Венгрия, Узбекистан, Финляндия, ЮАР). Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

На сегодня остается определенная угроза для российского торгового флота со стороны пиратских группировок, базирующихся на побережье Африканского Рога, Гвинейского залива, Малаккского, Сингапурского проливов, Южно-Китайского моря, а также морей Сулу и Сулавеси. За последние 6-7 лет имели место случаи захвата «пиратами XXI века» российских граждан в заложники (как правило, членов экипажей иностранных судов). Россия принимает немалые усилия для их освобождения и благополучного возвращения на Родину.

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы. Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 г. ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН 2015 г.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов принят проект российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В результате впервые в истории международным сообществом одобрен выдвинутый по инициативе России кодекс поведения государств в информационном пространстве и восстановлен на новом качественном уровне переговорный процесс по МИБ под эгидой ООН.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН большинством голосов был принят проект российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». В результате впервые в практике ООН принята отдельная резолюция по данной проблематике, нацеленная на запуск широкой политической дискуссии по вопросам противодействия информационной преступности на площадке ГА ООН.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика МИБ находит свое отражение и в деятельности ряда организаций и площадок. Так, на высшем уровне приняты полномасштабные политические документы в рамках БРИКС и ШОС, диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Восточно-азиатского саммита.

В отсутствие универсальных договоренностей в этой сфере в многостороннем формате активно развивается двустороннее сотрудничество России с государствами из разных регионов мира. На данный момент Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с 7 странами. На очереди еще целый ряд заинтересованных сторон, число которых продолжает неуклонно расти.