По черкесскому времени. На Кавказе выпустили календарь со своим летоисчислением

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Происхождение названия «буряты» Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольского государства - в ХIII в. Этноним «буряты» (бурийат) находили в "Сокровенном сказании" (первом из известных исторических и литературных монгольских памятников, возникшем не ранее 1240г.). Отсюда делался вывод, что процесс выделения бурятского этноса из монгольского происходил на протяжении XII-XIV вв. Существует другое мнение, согласно которому к середине XVII в. монголоязычные племена Забайкалья не отделяли себя от собственно монголов. Этническое название "буряты" еще не зародилось, представители родов и племен называли себя булагатами, эхиритами, хондогорами и т.д. Установление Государственной границы привело к обособлению монголоязычных племен, проживавших в Забайкалье, от остального монгольского мира и включению их в орбиту российской государственности. Постепенно распространяется общее самоназвание "буряты". Первые русские землепроходцы называли эти племена «братскими» народами, «братами», что впоследствии и привело к образованию слова «буряты». Особенности бытового уклада жизни бурятБуряты подразделялись на оседлых и кочевых, а управлялись - степными думами (ведомствами) и инородческими управами. Степные думы вели учет населения, приходов и расходов; составляли сведения о количестве скота, посевов, сенокошения, урожая хлебов; производили раскладку денежных сборов и распределение повинностей внутри ведомства. Они занимались также вопросами землепользования, культуры и религии, рассматривали дела о калыме, долговых взысканиях, потравах посевов и покосов, мелких кражах. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, овец коз. Лето и зиму скот содержали на подножном корме. Летние кочевья находились в долинах рек с обильной травой. Для зимы выделялись специальные пастбища - тебеневки с нетронуто травой, там лошади добывали корм копытами из-под снега. Иногда на зиму скот перегоняли в места хорошо ухоженных и удобренных сенокосов, где предварительно делали заготовки сена. Из других видов бурятского хозяйства в XVII веке выделялась добыча железной руды и кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло у бурят пользовалось почётом. Искусство владеть кузнечным ремеслом считалось божественным даром. Кузнецы по железу делали орудия труда и оружие, известны были мастера-ювелиры, изготовлявшие серебряные украшения. Буряты вели меновую торговлю с эвенками и другими народами Сибири, Монголии и Китаем. У сибирских народов в обмен на скот, железные изделия выменивали пушнину. Пушнину сбывали в Китай, выменивая на неё ткани, чай и серебро. Меновая торговля не затрагивала основ хозяйства, оно оставалось натуральным. Жилище Кочевой образ жизни определял быт бурят. В Забайкалье основным жилищем у бурят была юрта. Прибайкальские буряты, занимавшие лесостепные зоны перекочевывали два раза в год - в зимники и летники; они жили в деревянных и лишь отчасти в войлочных юртах. Она служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят, ягнят и козлят. Войлочная юрта - типичное жилище всех кочевников-скотоводов. Только на летних пастбищах строили деревянные постройки в форме 6-8-гранной юрты (преимущественно в Прибайкалье). Юрты делались шестистенными, восьмистенными, редко десятистенными. Остов юрты состоял из отдельных складных решеток, которые называются хана (стена). Решетки делали из ивовых прутьев. Не каждый столяр или плотник мог их сделать, для этого ремесла были специальные мастера. Прямой прут длиною около 1-2 метров, в диаметре два - два с половиной сантиметра обтесывался с двух сторон, один конец его гнулся в специальном приспособлении, затем просверливался в нескольких местах. Подготовленные таким образом прутья клали крест-накрест, чтобы дырки приходились одна на другую, и через них продевали кожаные тесемки. На обеих сторонах палок делали кляпики, чтобы тесемки не выдергивались. Получалась решетка, которую можно было сдвигать и раздвигать. Когда решетки соединяют вместе, рогульки - аман заходят друг за друга. В этих местах их связывают шерстяными веревочками - хагсарга. На передней стороне между двумя решетками вставляют двери. В старое время двери делали из войлока, только рама, исполняющая роль косяков, делалась из дерева. Войлочная дверь подвязывалась к потолочным палкам - уняа. Такую дверь нельзя было закрыть на замок или запереть каким-либо другим способом. Позднее стали делать вторые, деревянные створчатые двери, которые навешивались на шарнирах на внутренней стороне дверных рам. Позже, в нач. XX века войлочные двери вообще заменили деревянными. К правой стороне верхней части дверной рамы подвязывалась длинная волосяная веревка и натягивалась под головками решеток по всей длине стен, второй конец веревки привязывался к левой стороне рамы. Веревка натягивалась для того, чтобы решетчатые стены юрты были устойчивыми. Высота установленных стенных решеток около полутора метров. Когда стеновой каркас воздвигнут, один человек становится в самой середине юрты и поддерживает тооно - круг диаметром около метра, сделанный из березы, в котором имеется около 60-70 дырочек для потолочных палок из сосны. Несколько человек устанавливают их: верхние концы втыкаются в волосяные петельки на нижних концах, а затем надеваются на головки решеток. После этого каркас юрты готов.Середина тооно разделяется на две части палкой, называемой гол, а от нее в разные стороны отходит несколько коротких палочек – пальцев, связывающих гол с кругом. На остов юрты набрасывают войлоки. Их четыре, длиною около трех метров каждый. По верхнему краю войлока нашиты волосяные бечевки. Войлок набрасывают по определенному, давно установившемуся порядку: первым нужно набросить юго-западный; потом юго-восточный, остальные набрасываются так, чтобы их концы придавливали концы первых двух. Этот порядок был продиктован практической необходимостью, поскольку непридавленные края передних войлоков могли быть приподняты, а то и вовсе сдернуты северо-западными ветрами. Войлоки на своих углах имеют ленточки, которыми они привязываются к потолку и стенным решеткам. После этого набрасывают два потолочных войлока, узких наверху, широких внизу, верх и низ которых полукруглые. Лучшие, наиболее плотные части войлока накидывались с северной стороны для защиты от северо-западных ветров и для того, чтобы дождевая вода не попадала на постель, которая всегда находилась в северной части юрты. Юрта легко разбирается и перевозится. Ее установка занимает немногим более часа. Этим она и была удобна для кочевника. Кроме того, в ней не бывает сырости и духоты. Юрта обогревалась открытым огнем очага. Вечером горячие угли и головешки покрывали золой. Утром угольки еще продолжали тлеть. Их раздували и зажигали огонь: спичек не имели. Вместо них употребляли горючую серу. Открытый огонь быстро согревал воздух в юрте. Ночью в юрте было очень холодно. Вода в посуде за ночь промерзала до половины. Люди весь день ходили в дыгылах, снимали их, только ложась спать. Особенно трудно было беднякам. Если богачи и середняки покрывали юрты двойным войлоком, то у бедноты такой возможности не было. Юрты у них нередко были ветхими и дырявыми. На дыры они ставили заплаты или затыкали их тряпицами и остатками кожаной одежды. В таких жилищах женщины рожали и растили детей. Юрта освещалась огнем очага. Иногда использовали для этой цели лучину. Некоторые научились отливать свечки из козьего или говяжьего жира. Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой до 1,7 -1,9 м, с резным орнаментом на верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина. Постепенно, когда буряты почти полностью перешли на оседлость, под влиянием русских они начали строить срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты использовались как подсобные помещения, а войлочные вовсе вышли из употребления. В бурятских улусах жилой комплекс с амбарами размещался в центре усадьбы, к югу от него - двор с оградой из плетня, жердей или дощатого забора. Животноводческие постройки находились в восточной и западной частях усадьбы, а в северной части – покос. Семейные и общественные отношения бурятХарактерными чертами быта и нравов бурят были тесные родственные связи, оказание помощи в нужде и несчастьях, содержание общиной бедных, сирот и вдов, почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию: некоторые из них знали ее до десятого колена. Буряты жили малыми семьями: муж, жена, дети, родители мужа. Положение женщины в семье и в обществе было приниженным. Главой семьи и распорядителем имущества считался мужчина. Ни один бурят не мог жениться на девушке из своего рода. При этом родство учитывалось по мужской линии. Заключению брака предшествовало сватовство и уплата калыма. Правила уплаты калыма налагали на женщину целый ряд обязательств по отношению к семье мужа. Существовали строгие правила поведения женщины в присутствии свекра, свекрови и старших родственников, состоящие в выполнении по отношению ним почтительных ритуалов. Иногда родители заключали соглашение на будущий брак своих малолетних детей. Широко была распространена выдача замуж девочек в возрасте 11-15 лет. В XVII веке в бурятском обществе происходит процесс разложения родовых отношений и перехода к классовому обществу. В нем выделялись уже четыре слоя, отличающиеся друг от друга общественным и имущественным положением. Выделившаяся знать заимствовала монгольские феодальные титулы и систему их привилегий, называя себя тайшами, зайсанами, нойонами. Они возглавляли родовые общины, управляя «улусными людьми», - рядовыми общинниками, совершали набеги на соседей и, если удавалось, превращали их в своих кыштымов, требуя уплаты ясака пушниной. Холопами или рабами становились захваченные в плен во время войны. БытТрадиционная посуда делалась из кожи, дерева и железа. Мебель - низкие столики, скамеечки, шкафчики для посуды, сундуки для хранения одежды, низкие деревянные кровати с войлочным тюфяком и подушками, набитыми шерстью. Для сидения готовили войлочные тюфячки, обшитые сверху материей, которые горкой складывали друг на друга. ПищаПища бурят была обусловлена их кочевой жизнью. Она состояла главным образом из мяса и молочных продуктов. Летом жирная баранина, зимой говядина, мясо употребляли только в варёном виде, причём варили в малосолёной или совсем не солёной воде. Молоко употребляли преимущественно кипячёное. Из молока приготовляли варенец (тараг), сырки (хурууд, бисла и хэзгэ), арцы (аарса), сушеный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Масло получали из сметаны. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего - молочную водку (архи). Пили кирпичный чай, добавляя в него соль, молоко и сало. Мясо ели руками, ловко используя нож, поэтому у каждого бурята и бурятки на поясе вместе с огнивом и табачным кисетом всегда висел нож. Чай и бульон пили из деревянных чашек, посуда не мылась, а облизывалась. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят, особенно зимой. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина. В пищевой рацион входило также мясо диких коз, лосей, зайцев и белок. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготавливали конину. Существовали особые способы убоя животных. Например, делали разрез на животе и, просунув в него руку, разрывали диафрагму, а затем аорту. Буряты придавали особое значение тем или иным частям туши и соответственно раздача головы, лопатки, бедренной кости и т. д., особенно при приеме гостей, производилась по установленным правилам этикета. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Буряты широко употребляли в пищу растения и коренья, заготавливали их на зиму. Наиболее важными считались полевой лук, черемша, сарана. Из ягод собирали землянику, бруснику. Под влиянием русских происходили некоторые изменения в питании, особенно в местах развития хлебопашества. В употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры. ОдеждаОдежда мужчин и женщин различалась мало. Нижняя - рубаха и штаны, верхняя - свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку, имевшую разрез спереди. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширявшимся околышем из меха, с которого на спину опускались две ленты. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутыми кверху носками. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов - еще и ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие об их высоком социальном положении. Культурные традиции бурятского народаИсторическую основу культуры бурят составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к монгольской культуре. Это и письменные традиции, возникшие у монголов в XIII в., и схожесть языка, и похожие обычаи, обряды. В условиях пребывания в составе России, в процессе приобщения бурят к двум культурным традициям – христианской и буддийской, традиционная культура кочевых народов начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться. В итоге образовалась собственно бурятская культура. ФольклорУстное народно-поэтическое творчество бурятского народа составляет подлинное богатство национальной духовной культуры. Оригинальны и неповторимы по своему содержанию мифы, легенды, предания, благопожелания, пословицы, загадки, сказки. Вершиной устной поэзии бурят является героический эпос – улигер. Улигеры – большие эпические народные поэмы (от 5 до 12-13 тысяч стихотворных строк), в которых нашли отражение история народа, его взаимоотношения с окружающими племенами и народами. Улигеры создавались на протяжении длительного исторического периода, их созданы сотни, наиболее известные «Абай Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шагай» и другие. Основная идея улигера – прославление воинского подвига, но герои борются не только с ханами, но и с демоническими врагами, чудовищами. Исполнялись улигеры улигершинами – сказителями, певцами. Эти произведения пелись или рассказывались мелодическим речитативом. Звучали они на праздниках, ради успеха в промыслах, а также для исцеления больных, для прозрения слепых. В бурятском «Гэсэре» отразились историческая судьба и духовная жизнь бурят, память народа о своем прошлом, о своих предках и героях. Также в героическом эпосе отражены древние представления бурят о Вселенной, о небесных божествах. Вселенная устроена, на взгляд древних представителей бурятского народа, следующим образом: - НЕБО- ЗЕМЛЯ- ПОДЗЕМЕЛЬЕ На НЕБЕ живут 55 добрых западных и 44 злых восточных тенгриев (богов). Ими правят Хомурста и Алтай Улан, которые, в свою очередь, подчиняются верховным божествам. ЗЕМЛЯ – обитель людей и героев. А в ПОДЗЕМЕЛЬЕ находятся мангадхаи (демоны) со своим владыкой – Эрлик-ханом. Декоративно-прикладное искусствоК числу древнейших видов изобразительного искусства относятся наскальные росписи – писаницы, скульптурные и рельефные изображения культово-ритуального содержания. В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Художественное производство в прошлом делилось на мужское и женское: к мужским относились резьба но кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, раскраска деревянных предметов, а также ювелирные работы, к женским - вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль (бараний рог), квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы. В буддийских храмах (дацанах) занимались иконописью, скульптурой, чеканкой, орнаментацией. Религиозные верования бурятОсобое место занимает музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии, совершавшиеся на различных праздниках, часто посвященных местным духам-покровителям и заканчивающихся общей трапезой, питьем молочной водки и различными играми-состязаниями: борьбой, стрельбой из лука, конными скачками. В зимнее время праздновался Белый месяц (цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники. В настоящее время из традиционных праздников самым популярным является Цагаалган (Новый Год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов. ШаманизмДревней религией бурят считается шаманизм. Среди бурят и по сей день сохраняется почтительное ношение к шаманистическим культам. Шаманизм - это древняя форма религии, основанная на вере в существование невидимых добрых и злых духов, которые могут влиять на человеческие судьбы. Живя среди природы и находясь в полной зависимости от всех ее явлений, буряты смотрели на нее как на живое существо, которое имеет все человеческие качества, хорошие и дурные, может точно так же, как люди, гневаться, мстить, любить и ненавидеть. Они считали, что небо населено добрыми божествами, подземный мир - враждебными. Добрые божества дали людям свет, тепло, воду, скот, сделали землю плодородной, злые ведали враждебными стихиями: посылали туманы, падеж скота, болезни. Огонь почитали как символ чистоты и покровительства каждому дому, ему приносили жертвы: подливали в огонь масло, клали жир и частицы пищи. Огонь считали сыном доброго небесного божества, младшим братом Солнца и Луны. Леса, горы, холмы и реки имели своих хозяев. Проходя или проезжая мимо таких мест, необходимо было брызгать арсой, воскурить трубку, оставить какую-нибудь вещь. Была распространена вера в существование души, которая после смерти, уйдя из тела, имеет власть над живыми. Вследствие этого развилось поклонение душам умерших - онгонам. В XVII в. существовало уже избирательное почитание души. Онгонами могли стать души умерших шаманов, хороших стрелков и кузнецов. Онгоны делились на добрых и злых. Считали, что именно злые он-гоны насылают на людей болезни, и только особые люди, шаманы, совершая определенные обряды - камлания, - способны, вступая в общение с духами, уговорить их помочь или навредить людям. Шаманы у бурят делились на белых и черных. Белые совершали обряды и жертвоприношения добрым божествам неба, черные - злым божествам; жителям подземного мира. Звание шамана было наследственным, хотя возможны были исключения из этого правила.Священнодействовал шаман в специальном одеянии. Обряд сопровождался ударами в бубен, песнями, выкриками, пляской, с помощью которых шаман доводил себя до исступления. Люди верили: его устами с присутствующими на камлании говорят духи. Считалось, что камлание излечивает от болезней, позволяет предсказать будущее, отвести беду и т.д. Каждый бурят должен был приносить своим богам жертвы, иначе боги рассердятся и накажут его. Очень часто в жертву приносилось животное, барана закалывали, внутренности и часть мяса торжественно сжигались на костре в честь бога, а остальное мясо варили и раздавали присутствующим. Жертвоприношение совершает шаман. Оно бывает двух видов - общественное и частное. Общественное жертвоприношение бывает тогда, когда целое общество в несколько сотен, а иногда и тысяч человек собирается вместе и умоляет о чем-нибудь или благодарит богов. Такие богослужения бывают обыкновенно 2 раза в год - при встрече весны и осенью. Сопровождаются они играми, плясками, борьбой и вообще состязаниями всякого рода. Частные же богослужения совершались по желанию какого-нибудь одного семейства, с которым случилось несчастье - болезнь ребенка или кого-нибудь из членов семьи, падеж скота. Буряты верили, что все их несчастья происходят оттого, что в их жилище вселился злобный дух, и чтобы выгнать его, они звали шамана. Шаманизм содержал сложный комплекс верований, обрядов и жертвоприношений. Существовала особая школа шаманского посвящения. В духовной культуре бурят шаманство удовлетворяло познавательные потребности, претендовало на объяснение окружающей природы, общества, человека, утешало, обнадеживало людей во время нахождения в трудном житейском положении, болезни, стихийных бедствий. У эвенков и бурят шаманили и мужчины, и женщины. Считалось, что женщина может быть более сильным шаманом, чем мужчина, но только до того, как у нее родятся дети. В Читинском областном краеведческом музее хранится манекен шаманки из воска в полном шаманском облачении. Лицо, фигура, одежды - точная копия здравствовавшей в конце XIX в. шаманки. Об этом экспонате в обзоре деятельности музея за 1895 г. можно прочитать: «От Нерчинского музея получен в дар очень редкий полный костюм шаманки, состоящий из нескольких сот предметов. Костюм надет на манекен высокохудожественной работы В.И. Сухомлина». Перед нами старая, согбенная женщина с испещренными глубокими морщинами лицом и руками, в одеждах для камлания. В ее левой руке - бубен, в правой - колотушка. На голове шапка с металлическим каркасом, к которому прикреплены рога и бахрома. Ритуальный передник передает представления об устройстве мира. Здесь изображена Вселенная, состоящая из трех миров - нижнего, среднего и верхнего. На костюме закреплены сотни различных металлических предметов - изображения животных, птиц, колокольчики, символы стрел, монеты. Все продумано, каждая вещь имеет свой смысл, на костюме нет ни одной лишней «железки». Весит костюм более 30 кг. И в нем шаманка должна была находиться весь процесс камлания, который длился много часов. БуддизмВ XVII веке из Тибета через Монголию в Забайкалье начал проникать буддизм в форме ламаизма. Ламаизм постепенно стал вытеснять шаманизм. Распространившись в Южном Забайкалье, буддизм принес сюда развитую культуру народов Центральной Азии, включавшую в себя письменность, философию, медицину, искусство. Массовое распространение в Забайкалье буддизм получил среди бурят только в XVIII в., уже в условиях российской государственности. Складывавшаяся государственная граница не являлась препятствием для буддийских проповедников, и ламы из Тибета и Монголии свободно проникали на территорию Забайкалья. Например, в 1712 г. сюда прибыло 150 лам, которые занялись активной миссионерской деятельностью. В свою очередь русские власти не мешали религиозным контактам бурят, и ежегодно немало паломников отправлялось в Тибет и другие центры буддизма. После распада империи Чингисхана буряты стали кочевать от Байкала в наши края, потому что пастбищ здесь больше, зимы бесснежные. Случилось это очень давно, задолго до появления русских первопроходцев, которые считали бурятское население коренным народом Забайкалья наряду с эвенками, тувинцами, якутами и другими. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы в Сибири, в новой природной обстановке и в новых хозяйственных условиях не находили в своем привычном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений. В этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход: марян, гуджир, тайга, убуры, утуги, курумы, аршан и т. д. Область применения географических терминов весьма обширна. Не говоря уже о географической литературе, которая до некоторой степени предназначена для узкого круга читателей-специалистов, и художественная, и краеведческая, и другая литература очень часто использует местные географические термины. В произведениях сибирских писателей можно встретить много таких слов и выражений, которые почерпнуты из арсенала народной географической терминологии. Очень многие топонимы – бурятского происхождения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

На сегодняшний день английский язык является самым важным языком в мире. Он изучается по всему миру и является официальным языком многих стран. Раньше эта функция была у латинского языка. На латинском языке изначально говорили латиняне. Это были жители Лациума, центром которого был Рим. С расширением Римской империи распространился язык. Во времена Античности латинский был для многих народов родным языком. Они проживали в Европе, Северной Африке и Передней Азии. Однако разговорная латынь отличается от классической латыни. Это был разговорный язык, который назывался народной латынью. В романских областях были разные диалекты. Из диалектов в Средневековье развились национальные языке. Языки, которые происходят из латинского, являются романскими языками. К ним относятся итальянский, испанский и португальский. Также французский и румынский основаны на латыни. В действительно латынь не умерла. До 19 века она была важным торговым языком. И она оставалась языком образованных. Для науки латинский языка и сегодня имеет значение. Потому что многие термины имеют латинское происхождение. Также в школах латинский язык изучают еще в качестве иностранного. И в университетах часто требуются знание латыни. Тем самым, латынь не умерла, даже если сейчас и не говорят на латинском языке. В течение последних лет латинский язык даже переживает некоторое возвращение. Количество людей, которые учат латинский, постоянно увеличивается. Он до сих пор считается ключом к языку и культуре многих стран. Итак, смело учите латинский! Audaces fortuna adiuvat, смелым судьба помогает!

В Кабардино-Балкарии вышел в свет адыгский (черкесский) перекидной календарь. Ценность издания в том, что на его страницах адыгские ученые впервые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году этому народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

Вскоре издание обещает стать библиографической редкостью, поскольку спрос на него возник не только в России, но и за границей — в тех странах, где есть крупные адыгские диаспоры. Как рассказал один из создателей календаря главный редактор республиканской газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ, это издание заметно отличается от прошлого, а следующее, которое появится в сентябре-октябре следующего года, изменится еще сильнее. В каждом новом издании календаря появляется 200-300 новых имен.

Справка SmartNews

Адыги — общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыте и известных в европейской литературе со времен Средневековья под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках. Традиционный быт адыгов был непосредственно связан с земледелием. В соответствии с этим и сложился черкесский календарь. Существовало огромное количество примет, установленных на основе наблюдений за живой природой, и эти знания лежали в основе черкесского времяисчисления. Изначально разделение года произошло на две части: щIы (в значении «холод») и гъэ («тепло»). Затем произошло разделение года на четыре периода: гъатхэ (весна), гъэмахуэ (лето), бжьыхьэ (осень) и щIымахуэ (зима). Каждый месяц состоял из 30 дней, и будний год состоял из 360 дней. Остающиеся 5-6 дней были праздничными, молебными днями (ТхьэлъэIу).

Адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам, их похоронные обряды часто были языческие. Придерживались многоженства.

Текст календаря-энциклопедии постоянно обновляется. Мы публикуем все праздники, все знаменательные даты, имена заслуженных представителей народа, интересные факты национальной истории и имена адыгов, внесших заметный вклад в развитие государства. Но я понимаю, что не все достойные имена попали в календарь, — не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому мы публикуем свой телефон и просим нам звонить каждого, кому есть что добавить.

Названия месяцев на черкесском языке происходят от каких-либо ключевых событий, с которыми связано текущее время года. Причем в различных областях исторической Черкесии эти названия могли не совпадать. Например, месяц апрель мог называться «удзыпэ» (появление зелени) или «мэллъхуэгъуэ» (время появления потомства у овец). Ноябрь («последний месяц осени») земледельцы называли «месяцем привоза сена» — «мэкъукъэшэжыгъуэ», а скотоводы — «месяцем запуска в отару баранов-производителей», «тIы утIыпщыгъуэ», охотники же называли этот месяц «месяцем похода на охоту» — «щакIуэгъуэ мазэ».

Видео

На каждой страничке календаря приводится время восхода и захода солнца в Кабардино-Балкарии и Москве. Оно, конечно, отличается, поскольку между Москвой и Нальчиком не одна тысяча километров, хоть и живет республика по московскому времени. Это результат астрономических наблюдений и замеров, которые адыги пунктуально проводили у себя на родине и в Москве. В календаре адыгские ученые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

Да, согласно доступным нам историческим документам адыги не только существуют уже около 6 тыс. лет, у них, несмотря на уверения исследователей, была своя письменность. Посмотрите: не было бы письменности — не было бы и хеттов, их предков, клинопись которых трансформировалась в тамги — условные знаки адыгов. Что касается развития письменности, так ведь адыги занимали место возле ворот Кавказа на Ближний Восток — когда им было учиться? Воевали!

И действительно, как свидетельствует «Большая советская энциклопедия», письменность у адыгов появилась в 1918 году.

В календаре приведены сроки начала и окончания различных месяцев в соотношении с нынешним григорианским календарем. Ключевыми праздниками в адыгском календаре являются МафIэщхьэтыхь — черкесский Новый год (22 марта), Тхьэшхуэгуыхьэж — праздник окончания полевых работ (празднуется в первый четверг после осеннего равноденствия), Дыгъэгъазэ — праздник зимнего солнцестояния (празднуется 22 декабря).

В календаре-энциклопедии содержится информация более чем о 1400 известных в России и мире людях адыгской национальности, например о народном поэте Кабардино-Балкарии, Герое Социалистического Труда и лауреате Госпремии Алиме Кешокове. Здесь также можно найти сведения о Мете Иззет-паше Чунатоко — это генерал, активист Черкесского общества единения и взаимопомощи, автор книг «История Кавказа» (1914), «Хетты» (1915), «Черкесы в Древней Греции» (1915).

Календарь не зря называют адыгской мини-энциклопедией, и не только потому, что он содержит массу эксклюзивных сведений о народе, его обычаях, истории и выдающихся представителях. Он станет стартом для создания адыго-черкесской иллюстрированной энциклопедии в семи томах, первый из которых будет издан уже в этом году.

Видео

Муж. луна, спутник земли; ночное светило, казачье солнышко, месик, смол. | Вид луны, считаемый по четвертям: новый месяц, старый месяц. | Время обращенья луны вкруг земли: в отношении к солнцу: 29 , дней, синодический месяц, солнечный; в… … Толковый словарь Даля

месяц - Луна. ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месяц месячишко, месяцок, месяцочек, лунный (серп, диск) Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МЕСЯЦ - промежуток времени1) синодический период смены лунных фаз, равный 29,5306 ср. солнечных суток.2) Сидерический (звездный) время полного оборота Луны вокруг Земли относительно звезд, равный 27,3217 сут.3) Драконический промежуток времени между… … Большой Энциклопедический словарь

МЕСЯЦ - МЕСЯЦ, а, мн. ы, ев, муж. 1. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от 28 до 31 суток); срок в 30 суток. Календарный м. (январь, февраль, март и т. д.). Отпуск на м. Месяцами (по целым месяцам) не … Толковый словарь Ожегова

месяц - безжизненный (Брюсов); бледно золотой (Терпигорев); бледно матовый (Чулков); бледно серебристый (Огарев); бледный (Блок, Жуковский); голубой (Льдов); грациозный (Арцыбашев); далекий (Голенищев Кутузов); двурогий (Бальмонт, К.Р., Сологуб,… … Словарь эпитетов

Месяц - см. Календарь … Библейская энциклопедия Брокгауза

МЕСЯЦ - МЕСЯЦ, месяца, мн. месяцы (месяца неправ.), муж. 1. Единица исчисления времени каждая из двенадцати частей, на которые разделяется астрономический год. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕСЯЦ - Геннадий Андреевич (род. 1936), учёный в области электроники, академик (1984) и вице президент (с 1987) РАН. Труды по сильноточной эмиссионной электронике, газовой электронике, сильноточным ускорителям, мощной наносекунд ной импульсной технике.… … Русская история

месяц - месяц, род. месяца; мн. месяцы, род. месяцев и допустимо месяца, месяцов, дат. месяцам и месяцам … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

МЕСЯЦ - Брехать на молодой месяц. Волг. Неодобр. Лгать, обманывать кого л. Глухов 1988, 7. Высидеть косой месяц. Арх. Просидеть очень долго где л., засидеться у кого л. АОС 8, 193. Грозный месяц. Приамур., Сиб. Положение луны рогами вверх, которое, по… … Большой словарь русских поговорок

Месяц - У этого термина существуют и другие значения, см. Месяц (значения). Месяц (лат. mēnsis, греч. μήνας) единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли. Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате… … Википедия

Книги

  • Месяц Геннадий Андреевич. 2016 , , Месяц Геннадий Андреевич. 2016… Категория: Биографии деятелей науки Купить за 455 руб
  • Месяц Малой Темноты , Василий Ледков , Романы рассказывают о становлении колхозного строя в европейской тундре, о трудностях первых послевоенных лет, о самоотверженных людях и их повседневных делах и заботах. Жизнеутверждающий… Категория: Классическая и современная проза Издатель:
[d] Классификация Категория Языки Евразии

Общие сведения [ | ]

Число говорящих на адыгейском языке в России - 117 489 человек ().

Адыгейский язык имеет четыре диалекта, одноимённых племенам их носителей, а именно: абадзехский (на территории России в настоящее время почти вымер, но продолжает использоваться в адыгейской диаспоре), бжедугский , темиргоевский , шапсугский .

В качестве литературного адыгейского языка выбран темиргоевский диалект.

Нескольким известным лингвистам (Э. Форрер, Э. Ларош, И. М. Дунаевская и А. Камменхубер) удалось выяснить грамматическую структуру хаттского языка, и она, по их выражению, «являет черты разительного структурного сходства с западно-кавказскими языками (абхазо-адыгскими)», а лингвистические исследования Г. А. Меликишвили и Г. Г. Гиоргадзе также делают вероятным близкое родство хаттского с языком каски .

Адыгейский язык включается в гипотетическую сино-кавказскую макросемью языков, предложенную С. А. Старостиным в 1980-х гг.

От близкородственного кабардино-черкесского адыгейский язык отличается лабиализованными аффрикатами дзу , цу , спирантами жъу, шъу, шӏу и смычным пӏу ; а также формами наклонений, статичностью; наличием двух специфических категорий принадлежности (отторжимой/отчуждаемой и неотторжимой/неотчуждаемой); использованием суффикса отрицания -эп (в кабардино-черкесском это суффикс къым ); показателя эргативно-косвенного падежа в указательных местоимениях (в адыгейском - Ащ еупчІ и в кабардинском - Абы еупщІ «Его спроси»). Сравните Цӏыфмэ ятхьамыкӏагъо ущдэхьащхы хъущтэп (в адыгейском), Цӏыхухэм я тхьэмыщкӏагъэм ущыдыхьэшх хъунукъым (в кабардинском языке) - «Над чужой бедой нельзя смеяться» (букв.: «Над бедой людей тебе смеяться нельзя»).

Вместе с тем, степень взаимопонимания с носителями кабардино-черкесского языка столь велика, что некоторыми исследователями [какими? ] и некоторыми адыгами они считаются диалектами общего адыгского или черкесского языка [ ] .

Сравните: Бзылъфыгъэм джанэр егыкӏы (в адыгейском) и Бзылъхугъэм джанэр ежьыщІ (в кабардинском языке) «Женщина рубашку стирает»; Сэ осӏонэу сыфай - Сэ бжесӏэну сыхуейщ «Я тебе сказать хочу».

Фонетика адыгейского языка отличается обилием согласных (в диалектах до 67). Вокализм (как и в кабардино-черкесском) трехчленный а - ы - э в отличие от абхазского и абазинского языков, где гласных в первичных корнях может быть лишь два: «а» и «ы». Из стяжения слогов образовались е (эй=йэ), и (ый=йы), о (уэ=эу) . Имя в определённом склонении изменяется по четырём падежам - прямому, косвенному, творительному и превратительному, а в неопределённом - по двум, изредка трём. Глагол, как и во всех абхазо-адыгских языках, богат формами лиц, чисел, времён, наклонений, залогов. Имеется многоличное, т. н. полиперсонное спряжение, когда в спрягаемую форму глагола одновременно включаются два или несколько личных префиксов, показателей субъекта, прямого и косвенного объектов.

Адыгейский язык - полисинтетический . Для адыгейского языка характерна многосоставность сказуемого, в состав которого могут входить личные префиксы, приставки места, направления и личного отношения, а иногда именные корни. Как и почти все северокавказские языки , адыгейский язык - эргативный : подлежащее при непереходном сказуемом и объект переходного глагола стоят в одном и том же падеже (в зависимости от традиции именуемом именительным, прямым или абсолютивным), агенс при переходном падеже стоит в эргативном, или косвенном, падеже. Относительное определение стоит перед определяемым, а качественное - после определяемого. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое.

В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога. Из сочетания их образуется большинство адыгейских слов. После Октябрьской революции была создана письменность на основе арабского алфавита, который был заменён в 1927 году латинским, а в 1938 году - кириллическим.

Алфавит [ | ]

Адыгейский алфавит и названия букв:

А а Б б В в Г г Гу гу Гъ гъ Гъу гъу Д д
Дж дж Дз дз Дзу дзу Е е (Ё ё) Ж ж Жъ жъ Жъу жъу
Жь жь З з И и Й й К к* Ку ку Къ къ Къу къу
КІ кІ** Кӏу кӏу Л л Лъ лъ ЛІ лІ М м Н н О о***
П п ПІ пІ Пӏу пӏу Р р С с Т т ТІ тІ Тӏу тӏу
У у Ф ф Х х Хъ хъ Хъу хъу Хь хь Ц ц Цу цу
ЦІ цІ Ч ч ЧІ чІ Ш ш Шъ шъ ШІ шІ Шӏу шӏу Щ щ
(Ъ ъ)

пытэ тамыгь

Ы ы (Ь ь)

шъэбэ тамыгь

Э э (Ю ю) (Я я) I Іу

В адыгейском алфавите 64 буквы: 7 передают гласные звуки и 57 согласных. Буквы ё, к, ъ, ь, ю, я используются преимущественно в заимствованиях; «о» передает дифтонг уэ/эу, кІ>чІ. Ранее в алфавит входили буквы щІ , щӏу .

В адыгейском языке для обозначения на письме звуков (фонем) используются те же буквы, что и в русском языке. Кроме них, дополнительно введена в адыгейский алфавит буква I («палочка»).

Для обозначения специфических (гортанных, губных, смычных, щелевых, боковых) звуков используются комбинации с «у», «ь», «ъ», «I»: гу, гь, гьу, къ, къу, кІ, кӏу, жъ, жъу, шъ, шъу, шІ, шӏу и др. Эти буквосочетания обозначают один звук (фонему), как и в русском языке, скажем: ль, ть, сь .

В кабардинском языке и адыгейском жь и жъ произносится совершенно одинаково, но различается по написанию. В кабардинском языке вместо жъ пишут жь (жъы / жьы «старый»), вместо чІ - щІ (чӏыгу / щӏыгу «земля»), вместо шъ - щ (пшъашъэ / пщащэ «девочка»), вместо шъу - ф (шъузы / фыз «жена»; уцышъо / удзыфэ «зелёный»), вместо шІ - щІ (пшӏы / пщӏы «десять»), вместо ф - ху (фай / хуейщ «хотеть»), а вместо шӏу - фІ (шӏои / фӏей «грязный»).

Кириллица Произношение Слова
А а ачъэ, апчъы
Б б b баджэ́, бэ
В в v
Г г ɣ гыны́, чъыгы
ɡ
Гу гу ɡʷ гу, гущыӀ
Гъ гъ ʁ гъатхэ́, гъэмаф
Гъу гъу ʁʷ гъунэ́гъу, гъунджэ
Д д d дыджы́, дахэ
Дж дж джан, лъэмыдж
Дз дз dz дзыо, дзын
Дзу дзу dzʷ хьандзу, хьандзуачӀ
Е е e ja aj ешэн, еплъы́н
(Ё ё) o jo ёлк
Ж ж ʒ жэ, жакӀэ
Жъ жъ ʐ жъы, жъажъэ
Жъу жъу ʐʷ жъун, жъуагъо
Жь жь ʑ жьыбгъэ, жьау
З з z занкӀэ, зандэ
И и i ə jə ихьан, икӀыпӀ
Й й j йод, бай
К к k кнопк, ручк
Ку ку кушъэ, ку
Къ къ q къалэ, къэкӀон
Къу къу къухьэ, къушъхьэ
КӀ кӀ kʼ kʼʲ tʃʼ кӀымаф, кӀыхьэ (кӀ, шкӀэ )
КӀу кӀу kʷʼ кӀун, кӀуакӀэ
Л л l лы, кӀалэ
ɮ блы, чылэ, мыл
Лъ лъ ɬ лъэбэкъу, лъащэ
ЛӀ лӀ ɬʼ лӀы, лӀыгъэ
М м m мэзы́, мэлы
Н н n нэ, ны
О о o w wa aw мощ, коны (о, осы, ощхы )
П п p пэ, сапэ
ПӀ пӀ пӀэ, пӀэшъхьагъ
ПӀу пӀу pʷʼ пӀун, пӀур
Р р r рикӀэн, риӀон
С с s сэ, сэшхо
Т т t тэтэ́жъ, тэ
ТӀ тӀ тӀы, ятӀэ
ТӀу тӀу tʷʼ тӀурыс, тӀурытӀу
У у u w ушхун, убэн
Ф ф f фыжьы́, фэен
Х х x хы, хасэ
Хъ хъ χ хъыен, пхъэн
Хъу хъу χʷ хъун, хъурай
Хь хь ħ хьэ, хьаку
Ц ц ts цагэ, цы
Цу цу tsʷ цуакъэ, цу
ЦӀ цӀ tsʼ цӀынэ, цӀыфы
Ч ч tʃ kʲ чэфы, чэты
ЧӀ чӀ tʃʼ чӀыпӀэ, чӀыфэ
Чъ чъ чъыгай, чъыӀэ
Ш ш ʃ шы, шыблэ
Шъ шъ ʂ пшъашъэ, шъабэ
Шъу шъу ʂʷ шъугъуалэ, шъукъакӀу
ШӀ шӀ ʃʼ шӀын, шӀэны́гъ
ШӀу шӀу ʃʷʼ шӀуцӀэ, шӀуфэс
Щ щ ɕ щагу, щатэ
(Ъ ъ)
Ы ы ə ыкӀи, зы
(Ь ь)
Э э a этаж, нэнэжъ
(Ю ю) u ju Юсыф, Юныс
Я я jaː яй, ябгэ
Ӏ ʔ Ӏэ, кӀасэ
Ӏу ʔʷ ӀукӀэн, Ӏусын, Ӏудан
Кириллица Международный Фонетический Алфавит
Гъу гъу ʁʷə
Гъо гъо ʁʷa
Жъу жъу ʐʷə
Жъо жъо ʐʷa
Ку ку kʷə
Ко ко kʷa
Къу къу qʷə
Къо къо qʷa
КӀу кӀу kʷʼə
КӀо кӀо kʷʼa
Шъу шъу ʂʷə
Шъо шъо ʂʷa
Ӏу ʔʷə

Диалектные буквы

зы - «один» тӏу - «два»
щы - «три» плӏы - «четыре»
тфы - «пять» хы - «шесть»
блы - «семь» и - «восемь»
бгъу - «девять» пшӏы - «десять»
пшӏыкӏузы - «одиннадцать» пшӏыкӏутӏу - «двенадцать»
пшӏыкӏущы - «тринадцать» пшӏыкӏуплӏы - «четырнадцать»
пшӏыкӏутф - «пятнадцать» пшӏыкӏухы - «шестнадцать»
пшӏыкӏублы - «семнадцать» пшӏыкӏуи - «восемнадцать»
пшӏыкӏубгъу - «девятнадцать» тӏокӏы - «двадцать»
тӏокӏырэ зырэ - «двадцать один» тӏокӏырэ тӏурэ - «двадцать два»

При обозначении количества все количественные числительные кроме зы (один) ставятся после определяемого существительного: зы кӏалэ «один парень», кӏэлитӏу «два парня», мэфэ мин «тысяча дней». За исключением апэрэ («первый») образуются с помощью префикса я- и суффикса -нэрэ .

Разделительные числительные образуются посредством повторения числительного с использованием инфикса -ры : зырыз «по одному», тӏурытӏу «по два», щырыщ «по три», плӏырыплІ «по четыре», тфырытф «по пять» и т. д. В предложении: Еджакӏохэр экзаменым тӏурытӏоу чӏахьэщтыгъэх «Учащиеся заходили на экзамен по двое».

Дробные числительные образуются от количественных при помощи суффикса -(а)нэ : щы «три» - щанэ «одна треть», плӏы четыре - плӏанэ «одна четверть», хы «шесть» - ханэ «одна шестая» и т. д.

Литература [ | ]

  • Адыгейская орфография (Адыгэ орфографиер)/ Подгот. Д. А. Ашхамаф при участии Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд. - Майкоп: Адыгнациздат, 1938. - 24 с.
  • Ашхамаф Д. А. Краткий обзор адыгейских диалектов. - Майкоп: Адыгнациздат, 1939. - 20 с.
  • Яковлев Н. Ф., Ашхамаф Д. А. Грамматика адыгейского литературного языка/ Отв. ред. И. И. Мещанинов, С. Л. Быховская. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 464 с.
  • Русско-адыгейский словарь (Урыс-адыгэ гущыӏалъ)/ Под редакцией Х. Д. Водождокова; С приложением краткого грамматического очерка адыгейского языка 3. И. Керашевой . - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960. - 1098 с.
  • Рогова Г. В., Керашева З. И. Грамматика адыгейского языка. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1966. - 462 с.
  • Сборник статей по синтаксису адыгейского языка/ Отв. ред. Б. М. Берсиров, К. X. Курашинов. - Майкоп, 1973. - 220 с.
  • Адыгейско-русский словарь (Адыгэ-урыс гущыӏалъ)/ Под ред. Ж. А. Шаова. - Майкоп: Адыгейский НИИ, 1975. - 440 с.
  • Сборник статей по адыгейскому языку/ Отв. ред. М. А. Кумахов, К. X. Меретуков. - Майкоп, 1976. - 422 с.
  • Строение предложения в адыгейском языке: Сб. статей/ Редкол.: З. Ю. Кумахова, Ю. А. Тхаркахо. - Майкоп, 1976. - 156 с.
  • Блягоз З. У. Адыгейско-русское двуязычие. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1982. - 135 с.
  • Тхаркахо Ю. А. Становление стилей и норм адыгейского литературного языка/ Отв. ред. 3. Ю. Кумахова. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1982. - 192 с.
  • список слов адыгейского языка содержится в категории «Адыгейский язык »