Взрыв против мины: «Змей Горыныч» в роли сапера. Отечественное оружие и военная техника Змей горыныч оружие принцип работы

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов». Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное. Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы. Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году. Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое . Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой». В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса. Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Минные тралы

Вслед за танком

В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила. Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение. Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями. По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р. Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции. УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

Своим ходом

В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67. В отличие от предыдущих средств разминирования он имел не жесткую конструкцию, но мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила. Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины. После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины. Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной. Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7. Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров. Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещаелся в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ. Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки. Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода. На перезарядку установки требуется 30-40 минут. Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

...и другие «Змеи Горынычи»

Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П. В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике. Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м. Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской. Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

На вооружении зарубежных государств тоже имеются подобные системы, но, например, американская AVLM (заряды М58 MICLIC) на основе мостоукладчика не смогла завоевать доверие бойцов.



РЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА РАЗМИНИРОВАНИЯ УР-77 “МЕТЕОРИТ”
REACTIVE INSTALLATION CLEARANCE UR-77 “METEORITE”

15.04.2016


Сирийская армия продолжает успешно использовать для уничтожения укреплений исламистов хорошо зарекомендовавшие себя установки УР-77 «Метеорит», сообщает Вестник Мордовии.
«УР-77 (известен также как «Змей Горыныч») изначально были созданы как установки разминирования. Но опыт боевых действий на Северном Кавказе продемонстрировал, что их также можно использовать для ликвидации засевших в укрепленных строениях террористов. Правда, «Змей Горыныч» – настолько радикальное средство, что вместе с террористами, как правило, уничтожается и здание. Очень часто целиком. Поэтому, его применение имеет различного рода ограничения», – пишет автор статьи Лев Романов.
Согласно сообщению, «разрушительная мощь этой машины весом в 15 тонн достигается использованием специальных ракетных двигателей, с помощью которых можно забрасывать до 700 кг взрывчатки на дистанцию в 500 м».
«Первое боевое применение УР-77 состоялось в октябре 2014 года. Тогда «змеи горынычи» применялись во время ожесточенных боев в районе восточной окраины Дамаска Джобар», – сообщает автор.

"Змей Горыныч" - оружие разминирования.

Со времени начала массового применения мин во Второй мировой войне преодоление минных полей всегда было одной из сложнейших задач атакующих.

Самый распространенный способ проделывания проходов в минных полях, очень медленный, трудоемкий и опасный, заключался в следующем: в ночь перед атакой саперы ползли к вражеским минным полям, отыскивали мины и снимали их. Затем ставили знаки, которые видны своим танкистам и пехоте, но незаметны противнику.

Но миноискатели не обнаруживают мин в деревянных или пластмассовых корпусах, а поиск с помощью щупа или штыка - дело крайне трудоемкое: в случае противотанковых мин нужно прокалывать щупом землю каждые 20-30 см. Ширина стандартного прохода 6 метров, длина обычно в пределах 100-200 метров. Получается, что для одного прохода нужно уколоть землю как минимум 15-30 тысяч раз. И это ночью, ползком и под постоянной угрозой быть обнаруженными. Ведь противник внимательно следит за своими минными полями и старается не позволить обезвредить их. Кроме того, ночная активизация вражеских саперов - верный признак утреннего наступления противника.

Например, перед Курской битвой, в ночь на 5 июля 1943 года, наши разведчики на нейтральной полосе захватили немецкого солдата. Он молчал, но солдатская книжка была достаточно красноречива - сапер! Значит, с рассветом атака. Начала немецкой операции «Цитадель» наши ждали, немцы всячески скрывали дату наступления, но не послать саперов снимать мины не могли. Так и случилось - утром началась битва. Но как же обеспечить безопасное пространство для намеченной атаки, не выдав и не сорвав ее?

Из пушки - по минам

Инженеры всех противоборствующих сторон искали способы быстрого проделывания проходов в минных полях, причем как можно ближе по времени к моменту атаки, чтобы обороняющиеся не успели закрыть их новыми минами.

Минные тралы, которые не слишком успешно разрабатывали англичане и гораздо успешнее советские специалисты, задачу разминирования решали не полностью. Во-первых, их далеко не всегда было возможно применить, во-вторых, для каждого трала требовался танк. А танки были в дефиците. Минные поля пытались расстреливать 76-мм и более крупной артиллерией. Для проделывания одного прохода требовалось от 160 до 400 снарядов. Вдобавок опытные стрельбы показали, что требуется очень меткая, снайперская стрельба, с очень точным равномерным распределением снарядов. Но даже и тогда в проходе остается несколько необезвреженных мин.

Заметим, что для атакующего полка необходимо иметь примерно 10 проходов. Это 10-30 залпов десяти артиллерийских дивизионов. А потом придется двигаться по лунному пейзажу, сплошным воронкам, вырытым тяжелыми фугасными снарядами. Это очень трудно и для танков, и для пехоты. Словом, артиллерия - не метод.

Бангалорская торпеда

В 1912 году британский инженерный капитан Мак-Клинток, служивший в саперном полку в индийском городе Бангалор штата Бенгали, изобрел средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Он взял металлическую трубу длиной 5,5 м и заполнил ее 27 килограммами пироксилина. Удлиненный заряд подсовывали под проволочный забор и взрывали. Несколькими последовательными взрывами можно было пробить проход для пехоты.

Этот заряд из-за своей формы получил наименование «Бангалорская торпеда». Он оказался весьма эффективным средством против многорядных заборов и спиралей из колючей проволоки, которыми так богаты были оборонительные позиции армий Первой мировой войны. Военные быстро сообразили, что можно соединять между собой несколько «торпед», а к передним секциям крепить колесики или лыжи, чтобы легче было двигать заряд под заграждения.

В период Второй мировой войны «Бангалорская торпеда» нашла самое широкое применение и у вермахта, и у союзников. Трубы стали соединять между собой специальными замками или с помощью резьбовых муфт, так можно было наращивать ее до длины 100 и даже 200 метров. Обычно такой заряд прицепляли к танку, оснащенному минным тралом. Танк прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты.

Англичане в 1942 году на базе танка Churchill III создали машину Churchill Snake («Змея»), которая перевозила 16 пятиметровых зарядов. Но применение этого варианта «Бангалорской торпеды» оставалось прежним. Требовалось свинтить длинный заряд нужной протяженности, который с помощью машины доставлялся на минное поле. В СССР на этот способ проделывания проходов в минных полях обратили внимание еще в 1930-х годах. Однако слабость промышленной базы не позволила организовать производство советских «Бангалорских торпед».

И только в послевоенное время, в период бурного развития инженерных войск и инженерных средств, Советская армия получила свой вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) - трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг).

Суперзмея

Однако в Советской армии на этом не остановились. С помощью хомутов три заряда УЗ соединялись в треугольную секцию УЗ-3. Из таких секций можно было собрать заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров. Взрыв удлиненного заряда, доставляемого на минное поле танком с тралом, заставлял сработать мины в полосе шириной шесть метров.

Заряд УЗ-3 стал коньком генералов инженерных войск. Взрыв такого количества взрывчатки, разложенной на протяжении 100 метров, был чрезвычайно зрелищным для присутствовавших на учениях военачальников - как наших, так и иностранных. Наконец-то саперы имели возможность наглядно и эффектно показать свою работу: выглядело это не менее красиво, чем бомбовая «дорожка».

Однако вскоре маршал инженерных войск Харченко пришел к выводу, что все существующие способы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы во вражеских минных полях должны возникать внезапно и мгновенно. Мгновенность зарядом УЗ-3 обеспечивается. А вот с внезапностью дело плохо. Одинокий танк, медленно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, явно не может ее обеспечить.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на автомобиле надо доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200-300 м, замаскировать и ждать приказа.

В период огневой подготовки, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а затем падает на землю. Взрыв - и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте. Ось прохода - неглубокая четкая канавка в земле.

Но гладко было на бумаге… Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения - уклон местности не более 2-3% и высота препятствий не более 50-80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А когда УЗ-3Р поступили в войска, выявился еще один очень существенный недостаток. Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго одновременно выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не могла. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей оказалось невозможным добиться одинакового сопротивления соединений. В результате в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был небольшим - сотые и десятые доли секунд, но в результате эта гигантская змея начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз. Потом она приподнималась и начинала все быстрее двигаться вперед…

А потом, натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, резко взмывала в небо и разламывалась на составные части, которые с визгом и шумом начинали мотаться по небу в разные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку выполняли команду «Все в укрытие!». Саперы, отлично знавшие дурной нрав своего питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за способность демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р получил меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», а еще и за то, что саперному лейтенанту, получившему изрядный нагоняй, со своими солдатами потом приходилось целый день ходить по полю, собирая в кучу обломки - почти 4 тонны железного лома и взрывчатки.

Урка

В 1968 году на вооружение инженерных войск поступает вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 года). В военном обиходе ее сразу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие). Позднее усовершенствованный вариант получил обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы вражеского минного поля и его глубины машина в нужное время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10-15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.

Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях обычно сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки военных: сочетание высокой прочности, мягкости и гибкости делало его незаменимым подспорьем в быту, чаще всего его использовали как буксирный трос для автомашин.) Весь процесс разминирования не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.

Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника. А если установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то выявить, что это именно «Урка», сможет только специалист, да и то с близкого расстояния. Так что даже если разведка противника увидит установки УР-77, то, скорее всего, примет их за самоходные гаубицы - никакого особенного повода для тревоги, обычное усиление артиллерии.

И все-таки Змей Горыныч

Интересно, что выразительное прозвище «Змей Горыныч» по наследству плавно перешло от УЗ-3Р к УР-67, а потом и к УР-77. Но теперь уже именно от красивого и страшноватого зрелища: внезапно раздается дикий рев ракетного двигателя, и в небо начинает все быстрее подниматься короткая ракета, за которой тянется нечто белое. Потом ракета улетает вперед (сработал заряд отцепки), и на землю падает змеящаяся длиннющая колбаса. Короткая пауза, и тяжелый взрыв сотрясает землю и небеса. Черный дым и летящие комья земли. Через пару минут тому, кто раньше никогда не видел работы УР-77, останется только спросить: «Мужики, а чё это было-то?!»

Позднее был создан вариант «Змея Горыныча», которому не требовалась базовая гусеничная машина. Комплект, получивший обозначение УР-83П, перевозили на обычном грузовике и собирали в обычном танковом окопе. Пусковая установка представляла собой легкую раму. Конечно, оперативность УР-83П значительно уступает УР-77, но зато при заблаговременной подготовке атаки их можно установить сколько угодно там, где надо, замаскировать и коротко объяснить пехотинцу или танкисту порядок пуска («Нажми вот эту кнопку и прячься»).

Завершая рассказ о «Змее Горыныче», стоит сказать, что эта машина - одно из лучших боевых средств преодоления минных полей. Лучшее, но не стопроцентное. Мины оказались таким оружием, удовлетворительных средств противодействия которому и по сей день создать никому не удалось. Не существует ни полностью надежных средств поиска мин, ни средств их обезвреживания или уничтожения. Выручает лишь то, что в большинстве случаев применяемые мины достаточно простые, стандартные и устанавливают их стандартными же методами. Кроме того, обычно тот, кто их устанавливает, оставляет себе возможность их обезвреживания. Но если начинают соревноваться минер и деминер, последний неизбежно проигрывает, какие бы изощренные способы он ни применял.


Минные тралы



Потомки «Бангалорской торпеды» - трубы, наполненные взрывчатым веществом, активно применяются и сейчас для быстрого проделывания проходов в многорядных заграждениях из колючей проволоки


Так проделывают проходы в минных полях. Ракета вытягивает за собой пластиковый шланг с зарядом разминирования, за которым разматывается тормозной трос. Когда он полностью натягивается, ракета отцепляется и заряд падает на землю. Взрыв - и проход готов!


США тоже имеют похожее оружие. Американский удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) размещается либо на прицепе за танком или другим транспортером, либо на мостоукладчике М60 AVLB, который в этом варианте получает обозначение М 60 AVLM (Armored Vehicle Launched MICLIC). Вот только исполнение оказалось куда хуже


Во время первой иракской войны («Буря в пустыне») более половины пусков М58 оказались неудачными. В СССР даже у УР-67 неудачные пуски носили единичный характер. Вполне возможно, причина заключается в том, что конструкторы наших «почтовых ящиков» изначально ориентировались на солдат-срочников и создавали систему, способную исправно действовать в любых условиях и с любым персоналом

Взрывом по взрывателям

Взрыв удлиненного заряда обычно не приводит к детонации взрывчатки в минах. Мощная ударная волна просто заставляет сработать нажимные взрыватели противотанковых и противопехотных мин. А вот на магнитные или штыревые взрыватели взрыв практически не оказывает действия. Кроме того, существуют минные взрыватели нажимного действия, реагирующие лишь на второе нажатие - таков, например, советский взрыватель МВД-62 или английский No.5 Mk.4. А поскольку заряд разминирования дает только один удар, взрывной метод проделывания прохода - тоже не панацея.

Детонирующий кабель ДКПР-4
«Змей Горыныч» и его головы


Боевая машина разминирования БМР-3М с тралом КМТ-7 за тралением мин. Работа, пожалуй, потяжелее труда шахтеров

Базовым шасси УР-67 был плавающий гусеничный бронетранспортер БТР-50ПК, а УР-77 - плавающее шасси самоходной артсистемы 2С1 «Гвоздика» с легким бронированием. Таким образом, на марше и при выдвижении к рубежу атаки УР-77 не будет отставать от танков. В последний момент, когда обороняющимся уже поздно что-либо предпринимать, «Урка» выскочит из-за танков и сделает проход. Даже два: машина несет на себе сразу два заряда разминирования

Носовая часть: Двигатель, трансмиссия

В носовой части машины располагается двигатель, трансмиссия и отделение управления, где находится механик-водитель машины. В средней части установлена невращающаяся башня, состоящая из двух частей. В передней части башни размещается командир машины (он же оператор пусковой установки).

Задняя подъемная часть: Направляющие

В задней подъемной части башни размещены две направляющие для ракетных двигателей. Под башней расположены отсеки для двух зарядов разминирования, соединенных с двигателями, а в кормовой части - отсеки для тормозных канатов.

Заряд разминирования: УЗП-77

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых шланга длиной по 93 метра, содержащих 725 кг пластичной взрывчатки. Каждый из этих шлангов собирают из девяти секций детонирующего кабеля ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.

Секция детонирующего кабеля ДКПР-4 представляет собой гибкую пластиковую трубу длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. Внутри она набита пластичной взрывчаткой ПВВ-7 (40,25 кг). Секции взрывного кабеля соединяются друг с другом с помощью накидных гаек.

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, который помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6-8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, а на 500 м - два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната можно регулировать дальность подачи заряда (конечно, в рамках ее предельного значения).

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77. Следовательно, одна установка способна проделать два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

УР-77 «Метеорит» — советская установка разминирования. Создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» . Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67 - так начинает свой рассказ Википедия.


УР-77 способна проделывать ходы (проходы -прим.Д.Б.) в противотанковых минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина от 80 до 90 метров. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка может расчищать противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проходы шириной до 14 метров, и т.д, и т.п. и пр. А я позволю свои впечатления изложить. За 20 лет службы я единожды видел запуск этой системы, еще в начале 80-х, но когда такое действо происходит на твоих глазах - это не забываемо. Сразу для скептиков и критиков Советской армии и Российской: Инженерные войска по вооружению разнообразны и многообразны, и не в каждом подразделении или соединении есть по штату установки разминирования, а уж про Рода войск и разговору нет, не всем такое счастье). Фотографии позаимствовал здесь http://ok.ru/profile/74065071337 , смотрите на динамику запуска "Змея Горыныча" - именно так его прозвала матушка - пехота).
01.
02.
03.
04.
05.
06.
Разминирование осуществляется путём возникновения ударной волны от взрыва заряда, которая воздействует на взрыватель мины. Однако полное разминирование не гарантируется. Так например, могут остаться целыми мины имеющие взрыватели двукратного нажатия (мина ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или Mk7 со взрывателем № 5 Mk4) , противопехотные мины натяжного действия. Не реагируют на взрывную волну магнитные, сейсмические и инфракрасные взрыватели.
07.
08.

Ведь американских установок равных по боевым качествам УР-77 нет даже в начале XXI века. Согласитесь, что размещение двух комплектов удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC на мостоукладчике AVLB взамен моста не самое лучшее решение (тем более, что сами американцы признают, что опыт применения таких установок (AVLM) в 91-м году во время операции «Буря в пустыне» показал, что в половине случаев пуски заканчиваются неудачей).

Установки же УР-67

УР-67 в Парковом комплексе истории техники им. К.Сахарова http://museum.vaz.ru/
прошли обкатку во время арабо-израильской войны 1973 г. и целого ряда других войн в Африке и Индокитае. Опыт их применения родил УР-77, в которой недостатки присущие УР-67 были устранены.

В качестве основного вооружения используются заряды разминирования. Одна установка способна перевозить два заряда. Один заряд расчищает прямоугольник со сторонами 90х6 метров в минном поле. Установка УР-77 может использовать заряды марок УЗ-67, УЗП-77 и ЗРЩ . В процессе запуска заряда и разминирования, экипаж остаётся внутри машины. Время одного полного цикла разминирования составляет около 3—5 минут. Перезарядка занимает около 30—40 минут. На представленном видео запуск учебного заряда, в отличии от боевого он не дает всей полноты врпечатлений)

«Вестник Мордовии» сообщает о впечатляющих результатах использования в Сирии «Змея Горыныча», как неофициально называют в войсках самоходную установку разминирования УР-77. Залп «Змея Горыныча», отснятый с высоты птичьего полета БПЛА напоминает по форме ядерный гриб. При этом установка используется не по прямому назначению, а для массированного уничтожения боевиков ИГИЛ*.

УР-77 «Метеорит» была создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в конце 70-х годов. Но она не потеряла актуальности и по нынешний день. Во время разрастания военного конфликта в Сирии несколько «Змеев Горынычей» были переданы правительственным войскам для усиления их боевых возможностей.

На одной установке размещаются два реактивных заряда. Вес взрывчатого вещества каждого из зарядов составляет 725 кг. В результате подрыва одного заряда образуется проход в минном поле шириной в 6 м и длиной до 90 м. Это в случае уничтожения противотанковых мин. При борьбе с противопехотными минами коридор достигает ширины в 14 метров.

Стрельба производится следующим образом. «Змей Горыныч» запускает ракету, которая вытягивает уложенную в кормовом бункере наподобие противопожарного рукава капроновую «кишку», начиненную взрывчаткой. Ее длина — 93 м, диаметр — 7 см. На каждый метр «фасуется» 8 кг ВВ. Хвост «кишки» прикреплен к машине тормозным кабелем необходимой длины. При этом максимальная дальность стрельбы может достигать 500 м. Высота полета — 10−15 м.

Когда полностью натягивается тормозной кабель, ракета отстыковывается от заряда, и «кишка» падает на землю. В этот момент машина, сдавая назад, вытягивает ее в прямую линию. После чего по кабелю подается сигнал на подрыв. Одновременно с этим пиропатрон отстреливает кабель, и «Змей Горыныч» может произвести пуск второго противоминного заряда.

Экипаж «Змея Горыныча» — 2 человека: механик водитель и командир-оператор. Бронезащита, как и у САУ «Гвоздика», защищает от пуль и осколков снарядов. Интервал пуска зарядов — порядка 3−5 минут. Для перезаряжения требуется полчаса.

УР-77 — плавающая машина. Она может использоваться при высадке морского десанта или при форсировании реки, противоположный берег которой занят противником. Действует в составе отряда разграждения совместно с инженерными машинами и мостоукладчиками впереди наступающих мотострелковых, танковых частей и подразделений.

Установка разминирования УР-77 "Змей Горыныч" (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Во время второй чеченской войны УР-77 начали применять не только для разминирования, но и для подавления сконцентрированной живой силы противника. Эта тактика себя оправдала, продемонстрировав высокую боевую эффективность. На основании того опыта «Змей Горыныч» используется сирийской армией для массированного уничтожения боевиков.

Необходимо сказать, что «Змей Горыныч» — это переходящее имя для военной техники данного направления. И довольно точное — летит ракета, огнем дышит. После чего ее хвост испепеляет все на значительном расстоянии. До УР-77 в войсках работала машина УР-67 на базе БТР-50ПК, которую в армии нарекли именно таким именем. При похожих параметрах разминирования предыдущий «Змей Горыныч» имел худшие боевые и эксплуатационные характеристики. К тому же экипаж состоял не из двух, а из трёх человек.

А до этого была установка УЗ-ЗР, которая была малопредсказуемым и очень капризным «Змеем Горынычем». Собиралась трубчатая конструкция длиной 100 метров. В ней на протяжении всей длины устанавливались 45 миниатюрных твердотопливных реактивных двигателей, которые тащили этот «поезд» на высоте до двух метров на расстояние до 300 метров. Полной синхронизации двигателей добиться не удалось, поэтому «Змей Горыныч» причудливо изгибался в полете и размахивал хвостом. В связи с низкой эффективностью такой жесткой схемы эксперименты были прекращены.

Сейчас в армию начинает поступать новейший «Змей Горыныч» — УР-07М «Пересортировка». Машина совместно разработана балашихинским Научно-исследовательским инженерным институтом и КБ Рубцовского машиностроительного завода на базе БМП-3.

Машина также имеет два заряда. Причем могут использоваться заряды двух типов. Первый выстреливается на 340 м, второй на 1 км. И мощность у них разная. «Дальнобойный» в контейнере весит 1,35 т. Длина зарядов разработчиками не раскрывается. Но можно приблизительно прикинуть, учитывая, что к 8 кг ВВ на каждый метр прибавляется вес тормозного кабеля, ракеты и контейнера. Получается порядка 20 кг в расчете на один метр. Соответственно, «дальнобойный» заряд должен разминировать полосу длиной порядка 70 м. «Ближний» заряд весит 2,85 т. Следовательно, его длина около 150 м. Серьезный прогресс.

Сама гусеничная машина отличается от БМП-3 тем, что используется не алюминиевая, а стальная броня. Новый «Змей Горыныч» превосходит УР-77 не только по основным параметрам — размерам разминируемой полосы и дальности стрельбы. Он способен при помощи системы постановки дымовых завес «Туча» маскироваться на местности, отстреливая дымовые гранаты. Для этих целей в корпус вмонтированы 6 гранатометов калибра 81 мм. Есть отопление и кондиционирование воздуха. Предусмотрена система пожаротушения. Установлена современная станция связи.

Повышены ходовые качества установки, как по скорости, так и по возможности преодоления разного рода преград. «Пересортировка» также плавает, но вместо 6 км/ч развивает скорость в 9 км/ч.

«Змей Горыныч» на гусеничном шасси и с противоосколочной броней — это наиболее эффективная машина. Но в зависимости от боевой обстановки, когда, скажем, нет необходимости десанту прорывать мощную эшелонированную оборону противника, имея на подготовку операции минимальный временной интервал, используются установки попроще.

В более спокойной обстановке можно использовать буксируемые машины, к которым относится УРП-01 «Подвязка». Ее мобильность ниже, чем у УР-07 и обслуживающий ее расчет не защищен броней, но проходы в минных полях она проделывает примерно таких же габаритах, как и УР-77.

В российской армии используется и переносная установка УР-83П. Она может использоваться для стрельбы как из окопа или с поверхности земли, так и с борта десантного корабля или катера. Вес установки — 360 кг. Она собирается силами саперного отделения и подготавливается для работы в течение полутора часов. Состоит из направляющих, основания, анкерного устройства и двух кассет с зарядами. Длина проделываемого коридора — 115 м, ширина — 6 м.

Принцип взрывного разминирования используется в армиях Великобритании, Германии и США. Наибольших успехов в этой области инженерного дела достигли британцы. Их удлиненный заряд разминирования «Джайент вайпер» имеет длину в 180 метров. При этом его полет осуществляется при помощи восьми реактивных двигателей. В минном поле расчищает полосу длиной 180 м и шириной 7,3 м. Однако для его запуска не создана специализированная машина. Контейнер доставляется в нужное место на прицепе колесной или гусеничной машины, устанавливается на земле, после чего производится пуск.

Наиболее слабые позиции у Германии. Немецкий удлиненный заряд разминирования, представляющий собой сеть шашек ВВ, которая приводится в движение ракетой DM21, разминирует полосу длиной в 55 м и шириной в 1 м. Что подходит лишь для продвижения живой силы, но не бронетехники. Детонирующий кабель «Тип 80» расчищает полосу 70 м х 60 см.

У США есть машина на гусеничном ходу. Но она не специализированная. Используется мостоукладчик М60А1 AVLB, с которого снимается мост и устанавливаются два контейнера с удлиненными зарядами М58 MICLIC. Полученный гибрид называется установкой разминирования М60 AVLM. Это солидная машина весом в 56 тонн, в которой использована бронезащита основного боевого танка М60.

Длина полосы разминирования — 87 м при ширине от 6 м до 14 м. Но это при использовании двух зарядов. Алгоритм работы AVLM таков. Машина подходит к минному полю на расстояние в 100 м и производит пуск первого заряда. Затем следует продвижение вперед на 25 м и пуск второго заряда. Образовавшуюся полосу в 87 м обследуют саперы в поисках неразорвавшихся мин. Дальность стрельбы AVLM — 160 м.

Во время операции «Буря в пустыне» машина разминирования продемонстрировала низкую эффективность, разминирование намеченных участков происходило в 50 процентах случаев применения AVLM. Низкая прочность направляющих и механики контейнеров, на которую влияют нагрузки, возникающие при движении по пересеченной местности, приводят к отклонению траектории полета ракеты. Сам заряд ложится на землю со значительными изгибами. Недостаточное количество ВВ на погонный метр приводит к тому, что взрываются не все мины.

*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.