Мария клавдиевна тенишева. Созидательница: Мария Клавдиевна Тенишева

08:47 pm - Мария Клавдиевна Тенишева(1858-1928)
Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г.

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых ей хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...»

Когда Марии исполнилось 16 лет и она окончила частную гимназию, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - писала она позже.

Пустячный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодоленным. ...Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж - новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее».

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учиться пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровало парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее как холодный душ. «Женщина... может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для нее. «Пение? Это - забава... Не этого хочет моя судьба».


М.К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод все-таки состоялся. В результате дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в её жизни. Подруга зовет ее свое родовое имение Талашкино.

Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Портрет князя В.Н. Тенишева. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»

Репин И.Е. Портрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.

Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.

Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители: Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.

М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. Мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова и многие другие прославившиеся в будущем художники. Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.

Коровин К.А. Портрет княгини Тенишевой М.К. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Врубель М.А. Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.

Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.

Дверь-портал во внутреннем убранстве Теремка

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. В Талашкине также появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.

Изделия талашкинских мастеров

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Княгиня хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которая заглохла еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

«Заморские гости». Эскиз для этой эмали был сделан Н.К. Рерихом по просьбе М.К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине искусства эмали - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.

Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев. В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.

Бронзовые подсвечники

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».

Деревянная ендова. По рис. кн. М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.

Балалайка, расписанная Врубелем

За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму.

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.

Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К. Тенишевой.

Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

(урожденная Пятковская) (1867-1928) русский меценат и коллекционер

Художник и коллекционер князь Сергей Щербатов как-то сказал о княгине Тенишевой: «Она была не только выдающейся меценаткой, субсидировавшей лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, щедро помогавшей художникам, но и крупной общественной деятельницей, и, кроме того, серьезным исследователем».

В своих воспоминаниях Мария Тенишева пишет, что воспитывалась в семье отчима, поскольку ее мать разошлась со своим первым мужем. В семье ходили слухи, что Мария являлась дочерью одного из великих князей или даже самого царя Александра II. Обеспеченность отчима позволила ей получить образование, традиционное для ее круга: она закончила гимназию, дома занималась чтением, рисованием и вышиванием.

Вскоре Мария вышла замуж, родила дочь. Но ее энергичная натура резко контрастировала с апатичностью и ограниченностью мужа. От природы она обладала прекрасным голосом и решила учиться пению сначала в Петербурге, а затем в вокальной школе знаменитой певицы А. Маркези в Париже. Сразу же после ее окончания Марии предложили выгодный контракт. Многие критики писали о ее даре камерной певицы, известен положительный отзыв о ней Чайковского. Но театральная карьера не привлекала молодую женщину, к тому же это означало бы разрыв с обществом, в котором она жила.

Когда она захотела воспитывать дочь за границей, то встретила резкое сопротивление со стороны мужа и оказалась в сложном положении: она не могла оставаться за границей и не хотела «заключения» в узком домашнем кругу. Отношения с мужем пришли к своему логическому концу - вскоре после возвращения в Москву супруги расстались.

Теперь для Марии оставался один выход - вторично выйти замуж, тем более что ей сделал предложение один из ее знакомых. Но она стала женой князя В. Н. Тенишева, ответив на его неожиданные и энергичные ухаживания. Вячеслав Тенишев являлся владельцем нескольких крупных заводов, промышленником нового типа, его даже прозвали русским американцем. Он был всесторонне и глубоко образован, закончил консерваторию и прекрасно играл на виолончели. Когда Тенишев отошел от дел, то занялся этнографией и социологией. В архиве Государственного музея этнографии народов России в Петербурге находится обширное собрание материалов «Этнографического бюро», организованного им в 1898 г. для исследования жизни и быта крестьян центральной России.

Правда, при всем этом Тенишев оставался человеком своего времени, в жене он видел прежде всего светскую красавицу, хозяйку салона, не вмешивающуюся в его дела. В своих воспоминаниях Мария Клавдиевна Тенишева пишет о том, что часто расходилась с мужем в оценках произведений искусства. Являясь приверженцем более традиционных взглядов, он находил некоторые ее покупки и дела бесполезными и никчемными. Однако именно благодаря состоянию мужа, Мария Тенишева смогла заняться коллекционированием, меценатством и собственным художественным творчеством.

Особый интерес у нее вызывали произведения народных мастеров, будь то керамика, вышивка, резьба по дереву или кружева. Она всегда мечтала создать художественный центр по примеру уже существовавшего в подмосковном Абрамцеве, чтобы сохранить народные художественные промыслы, обучать ремеслу молодежь. Поэтому летом 1893 г. она приобрела усадьбу Талашкино под Смоленском, где открыла художественные мастерские (керамическую, столярную и вышивальную), устроила сельскохозяйственную школу.

Мария Клавдиевна Тенишева неплохо рисовала, поскольку некоторое время училась в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица. Когда Мария находилась в Париже, она посещала популярную академию Жюлиана, где ее наставниками были модные салонные живописцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.

Поскольку зимние месяцы семья проводила в Петербурге, Мария Тенишева открыла недалеко от своего дома бесплатную художественную школу для тех, кто мечтал поступить в Академию художеств. В течение почти десяти лет руководителем школы являлся Илья Репин . В свое время ее закончили многие русские художники, например Иван Билибин и Г. Серебрякова. В своем имении Тенишева устроила начальную школу рисования.

Еще одним направлением деятельности княгини стало коллекционирование. Она решила проследить развитие рисовального дела и начала собирать коллекцию акварелей и рисунков русских и иностранных художников, стремясь «собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде». В течение некоторого времени ей помогал А. Бенуа, хотя их взгляды часто не совпадали. В собрание Тенишевой вошли произведения ведущих мастеров: О. Кипренского, П. Федотова, Михаила Врубеля , Ивана Айвазовского .

В 1897 г. тенишевская коллекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи экспонатов, была выставлена в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Русскую часть коллекции Мария Клавдиевна Тенишева пожертвовала Русскому музею Александра III. В зале музея повесили портрет дарительницы, специально написанный к открытию выставки.

Отдавая предпочтение известным мастерам, Тенишева все же решилась поддержать инициативу С. Мамонтова и Сергея Дягилева и материально поддержала издание нового журнала «Мир искусства». Устроители хотели «доказать, что русское искусство свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств». Вскоре мнения Дягилева и Тенишевой разошлись. Декадентство, а затем и модернизм Дягилева вызывали яростные нападки критиков, карикатуристы не раз изображали Теиишеву в неприглядном виде. В результате благотворительница прекратила субсидировать журнал, и он прекратил свое существование. Впоследствии она жалела, что перестал выходить единственный русский художественный журнал.

Теперь Мария Клавдиевна Тенишева сосредотачивается на пропаганде русской старины и народного творчества, последовательно возрождая народные промыслы и создавая новый русский стиль. Талашкино стало одним из центров художественной жизни 1890-1910-х гг. , уступая по своему культурному значению только Абрамцеву, основанному ранее С. Мамонтовым. Имение имело выгодное географическое расположение: оно находилось неподалеку от железной дороги и в 17 километрах от Смоленска.

Мария Тенишева пригласила в имение художника С. Малютина. Он прожил там более трех лет, вначале руководил столярной и резной мастерскими: делал эскизы сундуков, столов и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний Затейный театр, в котором артистами были ученики школы, талашкинские крестьяне, гости и он сам. Под руководством В. Лидина, ученика В. Андреева, работал балалаечный оркестр.

Тенишевой удалось организовать первый в России центр просвещения, в котором возрождалась традиционная народная культура и одновременно разрабатывались сельскохозяйственные новшества. В школе работали лучшие учителя, постоянно пополнялась библиотека, совершенствовалась опытно-экспериментальная база.

В 1903 г. Марии Тенишевой даже удалось открыть в Москве магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастеров. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских создавали приезжавшие в имение художники Виктор Васнецов , Михаил Врубель, Константин Коровин , Николай Рерих .

Кроме художественной, в Талашкине существовали сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек - рукоделию. Предпринимательский талант владелицы проявился и в том, что в имении выводились выездные лошади: местных производителей скрещивали с привозимыми из Европы кобылами.

В 1900 г. Николай II назначил князя В. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Объединив усилия, супруги способствовали пробуждению интереса к русскому национальному искусству. Русский павильон стал одним из центров выставки. Тенишева справедливо замечала, что в начале XX в. дизайнеры щедро использовали находки русских мастериц, подмеченные на выставке.

В имении Талашкино княгиня организовала «Скрыню» - первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Позже, в 1911 году, он стал основой смоленского музея «Русская старина», в который Тенишева передала уникальный подбор произведений прикладного искусства.

Революционные настроения в обществе пугали Марию Тенишеву, она беспокоилась за судьбу своих мастерских, поэтому во время первой русской революции вывезла свою коллекцию за границу. В Париже она устроила выставку из привезенных с собой коллекций. Большой интерес у публики вызвали вышивки смоленских рукодельниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины.

В то время прошел Осенний салон, на котором Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публику с прошлым и настоящим русского искусства. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку, составив ее только из современных произведений, представив работы С. Рериха, И. Билибина и других талашкинцев. Она также выставила собственные работы, сделанные в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета. Тенишева работала в технике «выемчатой» эмали, которой мало кто интересовался, занималась обновлением состава красок. Она разработала палитру из более чем двухсот оттенков.

После первой выставки, Мария Клавдиевна Тенишева многократно представляла свои изделия на парижских выставках, что позволило ей стать действительным членом Национального общества изящных искусств. Многие города высказывали пожелание принять музей, предложение поступило и от французского правительства, но в 1908 г. Тенишева вернула свою коллекцию в Россию и в 1911 г. передала музей в ведение Московского археологического института.

Выставив свои эмали в Риме в 1914 г. , княгиня получила от итальянского министерства народного просвещения Почетный диплом и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Ощущая нестабильность политического режима в России, Мария Тенишева начинает вести переговоры о продаже имения. Накануне революции 1917 г. она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.

После революции Мария Клавдиевна Тенишева уехала в Париж и на родину больше не вернулась. Она продолжала активную художественную деятельность, участвовала во многих выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне, Риме, Праге.

Мария Тенишева осталась в истории культуры, как она сама писала, «матерью декаданса». Она сумела пробудить интерес к русскому народному искусству в Европе. К сожалению, на родине имя Тёнишевой было практически предано забвению. После октябрьского переворота ее курсы и школа были закрыты, отсутствие средств для финансирования привело к разорению центра в Талашкине. Улица в Смоленске, названная в 1911 г. в честь Тенишевой, была переименована.

Сейчас коллекция собирательницы хранится в неподобающих условиях в запасниках Смоленского музея. Много экспонатов погибло. В свое время их число доходило до восьми тысяч предметов. Среди экспонатов были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.

June 27th, 2015


В результате деятельности княгини Тенишевой Талашкино стало настоящим центром притяжения русских национальных сил того времени. В Талашкине и Флёнове появились:
1. Сельскохозяйственная школа для крестьянских мальчиков и девочек, пчеловодческий музей, а также оркестр балалаечников и театр.
2. Талашкинские мастерские прикладного искусства: столярные, резьбы по дереву, живописные, керамические, красильные, вышивальные, эмалевые.
3. Теремок, дом Сергея Малютина, храм Духа.
4. Коллекция старины и музей "Русская старина".

1. Первым заведением, организованным во Флёнове после его покупки, была сельскохозяйственная школа для крестьянских детей из окрестных сел. Воспитанники брались на княжеское обеспечение. Дети охотно шли учиться к Тенишевой. Школа давала им дорогу в жизнь, а одаренные находили здесь свое призвание. Кроме того, в уставе школы было записано, что обладатель диплома получал льготы по отбыванию воинской повинности и освобождался от телесных наказаний пожизненно.

2. В течение шести лет учащиеся осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области: земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму.


Учебный класс в бывшей сельскохозяйственной школе для крестьянских детей

3. Были и особенности, отличающие эту школу от других подобных школ. В школе не было платных воспитанников, принимались сироты, наравне с мальчиками в школе учились и девочки.

4. Из книги М.К. Тенишевой "Впечатления моей жизни":
"Приобщив девочек к сельскохозяйственному образованию, я построила для них отдельное большое помещение. На занятия и в столовую они ходили вместе с мальчиками, а ночевали в общежитии под надзором смотрительницы… девочки все оказались очень способными и дельными. Начинали они учиться сельскому хозяйству очень робко, с сомнением. Когда им сказали, что они будут учить химию, то они расплакались, это слово показалось им страшным, а по окончании все вышли прекрасными работницами…"

5. Когда в эту школу приходят современные дети, их сажают за парты, знакомят с русской азбукой XIX века и они пробуют писать чернилами.


Деревянные парты и чернильницы-непроливайки, под стеклом - учебные пособия и школьные дневники

7. Экзамены в талашкинской школе проводились только в последнем специальном классе. Ученики остальных классов переводились по итогам года.

8. Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. В выборе преподавателей для своей школы она была требовательна.

9. В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на развитие в нем скрытых дарований и талантов. Из книги "Впечатления моей жизни":"Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь"


.

11. Во Флёнове детей обучали не только грамоте, но и художествам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра.


Одежда крестьянских детей и воспитанников сельскохозяйственной школы

13. Причем М.К. Тенишева стояла на позиции индивидуального подхода к обучению: один из учеников школы слыл хулиганом, и не успешным в перечисленных ремеслах и занятиях. Тогда Тенишева спросила его, кем он хочет стать, мальчик выбрал профессию цирюльника. Тенишева договорилась об его обучении у мастера в Петербурге, а через несколько лет увидела его личную цирюльню в престижном районе города.

14. Девочки обучались шитью и вышивке. Тенишева настояла на том, чтобы ее воспитанницы освоили модные европейские узоры в вышивке одежды, и очень скоро их вышивки стали приносить девочкам немалый заработок.


Реконструкция мастерской для девочек


Образцы вышивки


Гончарный круг, начало XX века. Дерево.

18. Знаменитые талашкинские мастерские тоже пошли от школы. Руководить мастерскими княгиня пригласила (по совету Врубеля) Сергея Васильевича Малютина. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.


Мастерская для мальчиков

.
20. В обязательный курс для мальчиков входило обучение традиционным для России ремеслам - столярному, шорному, кузнечному, гончарному.


Я.Ф. Ционглинский (1858-1912). Портрет М.К. Тенишевой,1896. Холст, масло

23. В 1903 году Тенишева смогла устроить "Талашкинскую скрыню", небольшой музей старины в маленьком домике, высокой крышей напоминавшем русский сундучок. Главными помощниками княгини в собирании, хранениии и изучении народного искусства стали В.И.Сизов, А.В.Прахов и И.Ф.Барщевский, известный своими фотографиями памятников старины. Для талашкинского музея было отобрано множество изделий из дерева, изразцов, тканей, кружев.


Талашкинская скрыня

24. В Талашкине, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссёра, гримёра и костюмера. Было построено специально для театра здание, всё изукрашенное внутри резьбой по дереву и расписанное. Занавес был изготовлен по эскизу Сергея Малютина на тему "Баян, играющий на гуслях".

25. Так выглядел театр в Талашкине.


Оформление и лавки для зрителей в театре


Справа - концертные костюмы оркестра народных инструментов


Сани из реквизита театра


Костюм для выступлений М.К. Тенишевой в театре и на концертах

32. Резное панно "Садко", украшавшее театр, было выполнено по эскизу художника Сергея Малютина. Малютин, между прочим, был "отцом" нынешнего главного русского сувенира: по его эскизу, вдохновленному традиционной японской игрушкой, токарь Звёздочкин в самом конце XIX века выточил первую матрёшку.


Оформление и лавки для зрителей театра в Талашкине

33. Талашкинский театр тоже был связан со школой. Актерами были и ученики, ученицы, учителя. Исполнялись пьесы Гоголя, Островского, Чехова.


Граммофон. Россия, конец XIX века. Дерево, металл


Портативный орган из коллекции М.К. Тенишевой

38. В школе было введено обучение мальчиков игре на балалайке.Обучать детей княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории В.А. Лидина, лучшего музыканта из оркестра В.В. Андреева. Школьный оркестр балалаечников стал гордостью Тенишевой. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник. И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Это выступление балалаечного оркестра в Париже стало заметным явлением.
Для выставки Мария Клавдиевна придумала оркестр расписных балалаек. Инструменты для этого оркестра расписывали Врубель, Коровин, Малютин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной. Четыре из девяти сохранившихся балалаек можно увидеть в Теремке, остальные хранятся в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.

В то время Талашкинская сельскохозяйственная школа являлась уникальным обучающим центром с замечательным преподавательским составом и большой библиотекой.