Британские танки 2 мировой войны. Великобритания

Танк, известный как «Vickers 6 ton tank» (Виккерс 6-тонный), создан фирмой «Виккерс-Армстронг» и принят в производство в 1931 г. Всего было выпущено 153 машины в трех вариантах. Vickers Mk-E mod.А – двухбашенный вариант с клепаным корпусом коробчатого сечения, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами Vickers. Vickers Mk-E mod.В – однобашенный вариант, вооруженный 47-мм пушкой и 7,7-мм пулеметом в спаренной установке (боезапас 50 выстрелов и 4 тысячи патронов). Vickers Mk-E mod.С – танк-истребитель, вооруженный двумя 37-мм противотанковыми пушками. Танк изготавливался на экспорт. Он использовался в Польше, СССР и Финляндии. В СССР на его основе было развернуто производство танка Т-26. В Польше танк был перевооружен 47-мм пушками Vickers и 7,92-мм пулеметами Browning wz.30. Финские танки были вооружены 37-мм пушкой Bofors, а позже советскими 45-мм пушками. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,3 м; высота – 2 м; клиренс – 380 мм; масса – 7 т; бронирование – 5-13 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Armstrong Siddeley; мощность двигателя – 91,5 л.с; удельная мощность – 13,1 л.с/т; скорость передвижения – 37 км/ч; запас хода – 120 км/ч; экипаж – 3 человека.

В 1933 г фирмой «Vickers-Armstrong» был разработан, так называемый, «коммерческий» (для экспорта) танк, который выпускался с 1933 по 1940 г. Известны следующие модификации танка: Model 1933, Model 1934 и Т-15, которые различались формой башни, подвеской и по требованию заказчика – вооружением. Машины поставлялись в Бельгию (42 ед.), Голландию (24 ед.) и Латвию (32 ед.).

ТТХ танка: длина – 3,6 м, ширина – 1,9 м; высота – 1,9 м; клиренс – 260 мм; масса – 3,8 т; бронирование – 4-9 мм; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения «Meadows2»; мощность — 90 л.с.; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; вооружение — 7,7 мм пулеметом Vickers или 13,2 мм пулемет Hotchkiss или 40-мм пушка; экипаж — 2 человека.

Танк был принят на вооружении в 1936 г. и выпускался в следующих модификациях: Mk-VI — базовый вариант (81 ед.), Mk-VIA — измененная командирская башенка и ходовая часть (115 ед.), Mk-VIB — изменения в бронировании, установка крепления зенитного 7,7-мм пулемёта (854 ед.), Mk-ІР — индийский вариант (106 ед.), Mk-VIC — с 15-мм и 7,92-мм пулемётами Besa (129 ед.). Всего было выпущено 1 285 машин. Танки использовались в Северной Африке, Греции, на Крите и в Сирии. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 2 м; высота – 2.2 м; масса – 5 т; бронирование – 4-14 мм; тип двигателя — 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Meadows ESTB; мощность двигателя – 88 л.с; удельная мощность – 17,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 58 км/ч; запас хода – 206 км; вооружение — 12,7-мм пулемет Виккерс, 7,7-мм пулемет Виккерс; боезапас – 2,9 тысячи патронов; средства связи – радиостанция №7; экипаж – 3 человека.

Аэротранспортабельный танк был принят на вооружение в 1941 г. Известны следующие модификации: Mk-I (основная версия); Mk-I CS (прототип вооружённый 75-мм гаубицей); DD (прототип, переоборудованный в плавающий танк). Всего было выпущено 177 машин, 20 из которых было поставлено в СССР по ленд-лизу. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; клиренс – 356 мм; масса – 7,6 т; бронирование – 4-16 мм; тип двигателя — горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный Meadows МАТ; мощность двигателя – 165 л.с; удельная мощность двигателя – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 64 км; запас хода – 224 км; основное вооружение — 40-мм пушка QF-2; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA, боезапас – 2025 патронов; два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм; боезапас – 8 дымовых гранат; средства связи – радиостанция №2; экипаж 3 человека.

Танк был разработан фирмой «Vickers» на базе танка «Tetrarch». В 1943 г. фирмой Metro было изготовлено 99 машин. Танк имел упрощенный сварной корпус с сильно скошенным цельным броневым лобовым листом и гидроусилитель руля. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 356 мм; масса – 8,6 т; бронирование 4 -3 8 мм; тип двигателя — горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный Meadows МАТ; мощность двигателя – 165 л.с; удельная мощность двигателя – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 190 км; основное вооружение — 40 мм пушка Мк-IX; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,92-мм пулемет BESA; боезапас – 2 035 патронов; дымовой гранатомет калибра 50,5 мм; средства связи – радиостанция №19; экипаж – 3 человека.

Танк разработан фирмой «Vickers-Armstrong» и принят на вооружение в 1940 г. Он также производился в Канаде (модификации Mk-VI и Mk-VII — 1 420 шт.). Танк выпускался в 11 модификациях: Mk I — Mk XI. Всего было выпущено 8 275 машин, из них 2 474 с 57-мм и 75-мм пушками. 3 782 танков было поставлено в СССР по ленд-лизу. ТТХ танка ранних модификаций (Mk-I – Mk-VII): длина – 5,4 -5,6 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,3 м; клиренс – 420 мм; масса – 15,7 – 16,7т; бронирование – 17 — 65 мм; тип двигателя – дизельный 6‑цил. AEC A190 или дизельный 6‑цил. GMC 6-71, мощность двигателя – 130-135 л.с; удельная мощность – 8,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 176 км; основное вооружение — 40-мм пушка QF-2 pounder; боезапас – 60 выстрел; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA; экипаж – 3 человека. ТТХ танка поздних модификаций (Mk-VIII – Mk-XI): длина – 6,3 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,3 м; клиренс – 420 мм; масса – 17,2-18 т; бронирование – 17-65 мм; тип двигателя — дизельный 6‑цилиндровый GMC 6-71; мощность двигателя – 135 – 175 л.с; удельная мощность – 9,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 225 км; основное вооружение — 57-мм пушка QF-6 pounder и 75-мм QF-75 для модификации Mk-XI; боезапас – 44-53 выстрела; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA; экипаж – 3 человека.

Британская самоходная артиллерийская установка Mk I «Черчилль»

Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI
Оглядываясь на опыт ведения войны немецкими танковыми частями в 1940 году британское военное министерство осознало, что тактика и условия ведения Первой и Второй мировой войны будут существенно отличаться. Теперь противник был гораздо сильнее и обладал различными противотанковыми средствами. Британскому танковому корпусу требовались новейшие пехотные танки, которые были неуязвимы для вражеских противотанковых средств, способного преодолеть широкие противотанковые рвы и.т.д.


Британской фирме «Хэрлэнд энд Воллф» (Harland & Wolff)было предложено разработать и создать новый пехотный танк, который имел обозначение A20. После утверждения суперинтендантом английского Управления разработки танков тактико-технических требований к новому танку A20 началась разработка его. В требованиях присутствовали следующие условия: толщина брони лобовых элементов до 80 мм; средняя скорость до 15 миль/час; экипаж танка должен был составлять 7 человек; способность преодолеть вертикальные препятствия высотой 5 футов.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид с правого бока. Английские танки времен Второй мировой войны.

Фирма «Хэрлэнд энд Воллф» начала создание своего танка и по сути, он являлся наследником «ромбовидных танков» Первой мировой войны (впервые, видя эти танки перед собой, когда они пошли в атаку, немцы решили, что англичане захотели избавиться от своих устаревших танков, пустив их на верную смерть. Произошло это во французском городе-порте Дьепп). Вооружение танка рассматривалось разное: 6-фунтовая французская пушка; 76-мм гаубица; 2-х фунтовая пушка. В итоге, выбрали вариант установки две 2-х фунтовые пушки, одну в башню, другую в корпус.


Также, был установлен пулемет в лобовой части корпуса. Первые прототипы были заказаны у производителя в феврале 1940 года. В начале лета 1940 года состоялись испытания и они с треском провалились, поломкой коробки передач. Вскоре стало ясно, что для высокой проходимости танка его нужно облегчить, и вторую 2-х фунтовую пушку убрали из корпуса.


Английский пехотный танк «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Английские танки времен Второй мировой войны.

Во время создания и модернизации танка A20 уже бушевала Вторая мировая война. Время совпало с операцией «Динамо» (эвакуация англо-французских войск из Дюнкерка), когда вся техника и орудия были брошены на Севере Франции и для обороны Великобритании на острове осталось порядка 100 танков. Глядя на эти события, «Воксхоллу» предложили несколько изменить танк A20 и упростить производство этого танка. Планировалось наладить производство танка A20 уже в течении года, так как опасность вторжения немцев грозно нависала над англичанами. Англичане выбрали «Воксхолл», и это обусловлено тем, что для танка A20 предусматривался V-образный двигатель «Воксхолл-Бедфорд».


Английский пехотный танк «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид спереди. Английские танки времен Второй мировой войны.

В итоге, первый опытный танк A20и всю документацию с чертежами передали фирме «Воксхолл». Британский комитет по механизации предоставил этой фирме еще людей для ускорения запуска проекта танка A22 (который теперь так обозначался). Первый прототип танка A22 был готов в конце осени 1940 года. Уже на следующий год, летом 1941 года было готово 14 серийных машин A22 (до этого последовал заказ на 500 единиц танков А22). Ввиду спешности создания танков, зачастую дефекты разработки приводили к частым отказам на танках первых серий. Доработали и модернизировали таки до 1943 года.


Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile

Пехотный танк A22 получил имя «Черчилль» (в угоду, тогдашнему министру Уинстону Черчиллю) и производился в большом количестве фирмами: «Брум энд Уэйд», «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон», «Метрополитэн Кэммел», «Чарльз Робертс», «Ньютон Чэмберз», «Голчестер Рэйлвэй Кэрриедж», «Хэрлэнд энд Воллф», « Деннис» и «Лейланд». Фирма «Воксхолл»на протяжении всей войны имела статус головного поставщика танков A22 «Черчилль».


Английские пехотные танки «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL на марше. Английские танки времен Второй мировой войны.

По конструкции корпус танка A22 «Черчилль» CHURCHILL имел ряд интересных решений. Корпус танка был комбинирован, на внутренние листы мягкой стали болтовыми соединениями (реже клепками) закрепляли основные бронеплиты. Первоначально на танк устанавливалась литая башня (более поздние танки имели литую, сварную или комбинированную башни). Ведущими колесами были задние (как у советских танков). Подвеска у танка A22 «Черчилль» CHURCHILL MK VI была индивидуальной пружинной опорных катков. Гусеницы охватывали весь корпус. Между верхней и нижней частью подвески имелось большое расстояние, в котором были ниши для боекомплекта и запасных частей, благодаря чему внутри танка экипажу было просторно. По бортам танка имелись эвакуационные люки. Танк A22 «Черчилль» CHURCHILL стал первым английским танком, который имел новую четырехосную коробку передач «Меррит-Браун» сблокированную с дифференциалами управления.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Английские танки времен Второй мировой войны.

Как и все британские танки, A22 «Черчилль» CHURCHILL MK имел массу модификаций. Первая модификация включала в себя 40-мм пушку, находящуюся в башне и 76-мм гаубицу в лобовом листе корпуса танка. Позже была установлена увеличенная башня с 57-мм пушкой в 1942 году (модификация III). После сражений в Северной Африке с немецкими войсками английские военные выяснили, что тяжелое бронирование не так важно, как скорость танка и его надежность. В итоге, в 1943 году танк A22 «Черчилль» CHURCHILL прекратили выпускать (прекращение выпуска танка A22 «Черчилль» CHURCHILL совпадает с началом выпуска танка A27). В ходе сражения 1-ой британской армии в Тунисе с немецкими бронетанковыми частями
, где танк A22 «Черчилль» CHURCHILL показал себя с лучшей стороны отменил приговор танку. После этих событий было принято решение вновь выпускать танк A22 «Черчилль» CHURCHILL но с 75-мм пушкой (модификация VIII).


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI с внешними экранами-фартуками для защиты от .
Английские танки времен Второй мировой войны.

Так как все английские танки разрабатывались с учетом железных дорог Великобритании (чтобы иметь возможность нормально транспортировать эти машины по железным дорогам) корпус танка был слишком узок для башни с 17-фунтовой пушкой. На период 1944-1945 годов танк A22 «Черчилль» CHURCHILL MK был один из самых тяжело бронированных машины Великобритании, хотя, по огневой мощи танк уступал многим немецким танкам (например: ,
, ). Оружие танка A22 «Черчилль» CHURCHILL , зачастую, не могло противостоять немецким танкам.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI передвигаются по наведенному мосту с помощью "Черчилль Арк". Английские танки времен Второй мировой войны.

Существовала еще одна отличительная особенность этого пехотного танка: его универсальное шасси. Для вторжения в Европу в 1944 году союзникам понадобилось большое количество специальных бронированных машин. На его базе было создано большое количество инженерных машин, мостоукладчиков, бронированных ремонтно-эвакуационных маншин и т.д.


Неудачная вылазка союзников на занятый немцами французский порт Дьепп. Вся техника была уничтожена а десантники взяты в плен. В этой операции впервые учавствовали танки "Черчилль"

Тактико-технические характеристики:
Обозначение ……………….. Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK IV;
Экипаж танка………………….. 5 человек (командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий, помощник механика-водителя, он же пулеметчик);
Вес танка……………………………. 87 360 фунтов;
Длина………………………. 24 футов 5 дюймов;
Высота………………….. 10 футов, 8 дюймов;
Ширина………………… 9 футов;
Вооружение танка………………… в зависимости от модификаций (см ниже.);
Дальность хода………………………… 90 миль;
Глубина преодолеваемого брода………………….3 фута 4 дюйма;
Максимальная скорость……………………….. 15 миль/час;
Тип подвески………………….. блокированная, тележки по три катка с пружинной подвеской и гидравлическими амортизаторами типа «Ньютон»;
Двигательная установка……………………… «Бедфорд» 12-цилиндровый, мощность 350 л.с.;
Бронирование………………от 16 до 102 мм.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид сверху, сбоку, спереди, сзади. Английские танки времен Второй мировой войны.

Модификации танка Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI:
1. Танк «Черчилль»I (A22), A22 CHURCHILL I. Это первый серийный танк начиная с 1941 года. В башне была установлена 2-фунтовая пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет «Беза» BESA. Башня была литой. В корпусе в лобовом листе была установлена 76-мм гаубица. Боекомплект танка составлял 150 снарядов к 2-х фунтовой пушке и 56 снарядов к 76-мм гаубице. Именно эти танки отправили в рейд во французский город Дьепп 19 августа 1942 года, где они все были потеряны а десант взят в плен.
2. Танк «Черчилль»II (A22), A22 CHURCHILL II. Тот же танк, но с заменой 76-мм гаубицы в корпусе на пулемет «Беза» BESA.
3. Танк «Черчилль»IICS (A22), A22 CHURCHILL IICS. Тот же танк что и «Черчилль»I, но вооружение было изменено: 3-х дюймовую гаубицу установили в башню а 2-х фунтовую пушку установили в лобовом листе корпуса. Вооружение поменяли местами. Построен был в небольшом количестве.
Начиная с конца весны 1942 года на танки A22 «Черчилль» CHURCHILL стали устанавливать кожухи гусениц и стальных косынок (они усиливали передние выступы обвод гусениц). Дополнительно ставили кожухи бортовых воздухозаборников с открытыми жалюзями вверх (чтобы не попадала вода). Некоторые модификации имели защитные короба на воздухозаборниках для преодоления бродов с водой.
4. Танк «Черчилль»III (A22), A22 CHURCHILL III. Данная модификация танка вооружалась 57-мм пушкой, установленной в сварной башне, которая имела существенные отличия от клепанной. Первые машины данной модификации до мая 1942 года имели передние кожуха воздухозаборников и открытый гусеничный обвод. Несколько танков модификаций I и II модернизируют до модификации III путем установки новой башни и пушки.
5. Танк «Черчилль»IV (A22), A22 CHURCHILL III. На танке была установлена литая башня с 6-фунтовой пушкой и улучшенной бронезащитой. Боекомплект танка состоял из 84 снарядов. В основном танки этой модификации вооружались 6-фунтовой пушкой Mk 3, но первые машины имели пушку Mk (длинноствольне пушки с уравновешивающим дульным грузом).
6. Танк «Черчилль»IV (NA75), CHURCHILL (NA75). После вступления в войну на Африканских войск на этом театре военных действий впервые появились американские средние танки M3 и M4, которые имели на вооружении пушки, которые имели возможность вести огонь как осколочными, так и бронебойными снарядами (британские к тому времени могли стрелять либо осколочными, либо бронебойными). В итоге, возникла необходимость ввести на вооружение Британских танковых формирований танки с 75-мм универсальной пушкой. Британская 1-я Армия, расположенная в Северной Африке (Тунис, январь 1943 года) по собственной инициативе начала разработку подобной пушки на базе танка «Черчилль». Результатом работы стало 120 переделанных танков «Черчилль» с 75-мм пушкой (пушки были заимствованы у американских танков М3 «Шерман», маски пушки англичане снимали с подбитых немцами танков M3). Танки «Черчилль»IV (NA75), CHURCHILL (NA – North Afrika, Северная Африка) были первыми британскими танками, которые получили 75-мм орудия. Такни «Черчилль»IV (NA75) с большим успехом использовали в Итальянской и Сицилийской кампании. Эти танки оставались на вооружении Британской армии до 1945 года включительно до конца войны.
7. Британская самоходная артиллерийская установка Mk I «Черчилль». Успех, применяемых немцами САУ при атаке пехоты был очевиден. В итоге, осенью 1941 года британский Генштаб направил требование в британский Танковый комитет на разработку британской САУ на базе существующих крейсерских и пехотных танков. Планировалось поставить на шасси танка орудие большого калибра и с высокой начальной скоростью снаряда. Первоначально был разработан сырой вариант крейсерского танка «Челленджер» с 17-фунтовой пушкой. Но проект не удовлетворял требования британского Генштаба. После этого было пересмотрено более сотни машин с целью поиска шасси для новой САУ. Итог изысканий был следующий: в конце 1941 года решили, что шасси танка «Черчилль» наилучшим образом подходит для установки на него 6-фунтовой пушки. Первая опытная САУ появилась в феврале 1942 года. Последовал заказ на 24 единицы САУ Mk I «Черчилль». Эти машины так и ни когда не применялись в боях. Большую часть САУ Mk I «Черчилль» переоборудовали в носители удлиненных зарядов «Снейк». Позже эти машины применяли для обучения в 1943-1944 годах. Эта машина получила обозначение A22D.
8. Танк «Черчилль»V CHURCHILL V. Этот танк производился одновременно с танком «Черчиль» IV, вместо 6-фунтовой пушки на него устанавливали 95-мм гаубицу, предназначенную для поддержки пехоты в атаке. Боекомплект танка был сравнительно небольшим, он составлял всего 47 снарядов. Всего 10% всех выпущенных танков «Черчилль» получили 95-мм гаубицу.
9. Танк «Черчилль»VI CHURCHILL VI. Подобно тому, как американцы устанавливали на свои танки M3 «Шерман» 75-мм пушки (которые могли противостоять немецким танкам), англичане к зиме 1943 -1944 года решили вооружить и свои танки «Черчилль» тоже 75-мм пушками (у англичан эта пушка появилась очень поздно, пушку разработала фирма «Виккерс», пушка применяла снаряды от американской 75-мм пушки). Выпущенные в ноябре 1943 года танки модификации IV решили доводить до модификации VII с установкой командирской башни, новой 75-мм пушки и новейшего перископического прицела. Модернизированные танки (обозначенные VI) применяли в военных кампаниях в Европе в 1944-1945 годах.
10. Танк «Черчилль»VII CHURCHILL VII. Этот танк «Черчилль» получил много доработок. Танк получил более усовершенствованную коробку передач, подвеску усилили, эвакуационные люки вместо прямоугольных сделали круглыми. Броня танка была также увеличена путем накладок. Также, была установлена новая сварно-литая башня с новейшей 75-мм пушкой и командирской башней. Данные танки применяли (под обозначением A22F) в военной кампании в Европе после высадки союзников. Некоторое время танки A22 применяли после войны. В последствии эти танки сменили обозначение на A42.
11. Танк «Черчилль» VIII CHURCHILL VIII. Тот же что и танк «Черчилль» VII но с 95-мм гаубицей.
12. Танк «Черчилль» IX CHURCHILL XI. Танки «Черчилль» III или IV, но доведенные до модификации VII. На танки была установлена сварно-литая башня с 6-фунтовой пушкой. Броня танка была усилена бронелистами на бортах и на лобовых элементах танка.
13. Танк «Черчилль» IX LT CHURCHILL XI LT. Модифицированные танки по примеру выше, но со старой башней (обозначение LT – light turret, легкая башня).
14. Танк «Черчилль» X CHURCHILL X. Доработанная модификация танка VI, доработанная как IX , но с 75-мм пушкой.
15. Танк «Черчилль» X LT, CHURCHILL X LT. Модификация танка VI, доработанная как XI, но танк имел старую башню.
16. Танк «Черчилль» XI, CHURCHILL XI. Вариант танка «Черчилль» модификации V с тяжелой башней и накладной броней.
17. Огнеметный танк «Черчилль ОУК» CHURCHILL OKE. Танк был создан британским управлением «нефтяной войны» в 1942 году. Огнеметный танк планировалось испытать в боевых условиях в ходе высадки во французский Дьепп. Огнемет производства фирмы «Ронсон» был установлен на танк «Черчилль» II CHURCHILL II. Емкость с огнесмесью установили на корме. Трубопровод для огнесмеси к брандспойту положили по левому борту. Брандспойт установили на лобовой части корпуса. Во время вылазки союзников во французском городе Дьепп использовалось три огнеметных танка «Черчилль ОУК», которые уничтожили еще до начала боя немецкой береговой артиллерией. Дальность выстрела огнемета «ОУК» составляла 40-50 ярдов.
18. Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile. Один из самых известных огнеметных танков в мире «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile представлял из себя танк с огнеметом на борту и прицепом для огнесмеси. Впервые этот огнемет испытывался на танке «Валентайн» в 1942 году. После испытаний несколько видов огнеметов, отличающихся по принципу действия, было принято решение принять в качестве стандартной систему пневматического огнемета, применяющего давление азота. В 1943 году было заказано 250 огнеметов «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile с бронированными прицепами для огнесмеси. В качестве носителя огнемета выбрали танк «Черчилль». В октябре 1943 года появилась первая модификация огнеметного танка, которая обозначалась как VII. В этой модификации брандспойт огнемета был установлен на месте лобового пулемета а огнесмесь подавалась через гибкий шланг. Последние изготовленные танки «Черчилль» модификации VII при необходимости могли переделать в огнеметные танки. Дальнобойность выстрела огнесмеси огнемета «Крокодайл» составляла 80-120 ярдов. Огнемет мог выстреливать 8 раз по одной секунде. Если в бронированный прицеп с огнесмесью попадали и он начинал гореть, его можно было дистанционно отсоединить. Также, эти бронеприцепы отцеплялись при опорожнении (весил он нешуточно – 6,5 тонн). Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile применялся в ходе военной кампании в Северной Европе в 1944-1945 годах. На момент окончания войны в войсках имелось 800 единиц огнеметных танков с системой «Крокодайл». 250 единиц отправили на Восточный фронт в СССР.

Танкостроение у англичан начало своё развитие еще в период Первой мировой и после окончания войны у них уже были полноценные организованные танковые войска.

Далее строительство танков в Великобритании практически полностью замерло, а именно на протяжении 20 лет после первой мировой войны. Одной из причин такого простоя было то, что в Европе не было с кем воевать и к тому же постоянно велись споры по поводу необходимости танков в современной войне.

В 1934 году танкостроение у англичан возродилось с новой силой. Стимул Великобритании придали СССР и Германия, которые в эти годы начали усиленно наращивать постройку и модернизацию танков.

Также в Англии уже полностью определились и с тактическим использованием танков. Танки разделили на классы. Существовали танки легкого типа, пехотные и танки крейсерские. Последние были сформированы позже всех.

Примечательно то, что Английские танки до 1936 года вооружались исключительно пулеметами, но вскоре было ясно, что это не правильно. Изначально на пехотный танк была установлена пушка в 2 фунта, а затем и на крейсерский танк. Способности таких орудий были ограничены.

События в Дюнкерке весомо повлияли на взгляды англичан на броню и вооружение их танков. От легких танков постепенно начали отходить к бронеавтомобилям, а пехотные танки особо не поменяли свою роль на поле боя, только англичане увеличили бронь и усовершенствовали вооружение. Кстати танки пехотного класса отлично показали себя в боях на континенте.

Северная Африка стала испытанием для танков Великобритании. Тяжелые бои показали, что англичанам катастрофически не хватает универсального танка. Конечно танк HVi, который был крейсерского класса, был неплох, но в полной мере не отвечал требованием современных боевых действий. Удивительно, что страна, которая производила отличные самолеты, не смогла построить достойный танк. К 1944 году пехотные и легкие танки постепенно начали уступать тяжелым, и крейсерские танки постепенно стали модернизироваться в универсальные боевые машины. Когда закончилась Вторая Мировая война, то в Великобритании приняли решение больше не делить танки на классы.

К 1940 году технологию танкостроения англичан нельзя считать современной относительно других стран. При строительстве танков по-прежнему преобладали болтовые соединения, хотя другие страны давно освоили сварку и производство цельнолитых башен. Броня имела в основном вертикальное расположение. Танки Великобритании ни в одном аспекте не могли составить конкуренцию танкам рейха.

Вместе с модернизацией отсталыми были и темпы строительства танков. К концу 1938 года на вооружение англичан должны были поступить 600 танков крейсерского класса, но произведено было всего 60 единиц. Великобритания вошла во Вторую Мировую войну с 600 танками, причем 70% которых были легкого класса. Большинство танков, которые были произведены в период войны так и не поступили на вооружение.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Статья

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

После начала 2-й Мировой войны, в 1940 г., 22 «старых» кавалерийских полка были дополнены тремя «новыми» полками (22-й драгунский, 23-й гусарский, 24-й уланский) и там же количеством частей в 1941 г. (25-й драгунский, 26-й гусарский, 27-й уланский).

В дополнение к этим силам, в 1940 г., был сформирован Разведывательный корпус , включивший в себя 23 бронетанковых разведывательных полка, а затем, в 1944 г., вошел в состав Королевского бронетанкового корпуса . Кроме того, ряд территориальных пехотных батальонов в течение войны был обращен на формирование танковых полков. Всего было создано 44 таких полка, носивших отдельную нумерацию с 1-го по 44-й.

Танковые части Британских экспедиционных сил, прибывшие во Францию в сентябре 1939 г. были сведены в две легкие разведывательные бригады. Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду, оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию . В феврале 1940 г. в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия , ее танкисты получили прозвище «пустынные крысы».

На Дальнем Востоке королевский танковый корпус в 1941 г. представляли только два танковых полка - 7-й гусарский и 2-й королевский. Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части.

В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений несколько увеличился. К осени 1941 г. сформировали 5 бронетанковых дивизий и 5 отдельных бронетанковых бригад.

К апрелю 1942 г. Великобритания (вместе с доминионами) имела уже 12 бронетанковых дивизий и 9 отдельных бронетанковых бригад. В метрополии были развернуты 6 бронетанковых дивизий, 9 отдельных бронетанковых бригад (в том числе две канадские). 6 бронетанковых дивизий и 2 бронетанковые бригады находились на других ТВД: 3 бронетанковые дивизии и 2 бронетанковые бригады - в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, 2 бронетанковые дивизии в Индии и Бирме, 1 бронетанковая дивизия в Австралии. Командование вооруженных сил реорганизовало бронетанковые дивизии, усилив их мощность и подвижность.

К апрелю 1943 г. в собственно английской армии состояло 9 бронетанковых дивизий и 11 отдельных танковых бригад. В штате каждой танковой дивизии числилось 13 235 чел. личного состава и 230 танков, в танковой бригаде - 202 танка. В некоторых бронетанковых дивизиях и бригадах насчитывалось до 430 танков.

Таким образом, основу бронетанковых войск Великобритании во 2-й Мировой войне составляли танковые бригады и танковые дивизии. Причем бригады существовали двух типов: танковые и армейские танковые. Последние предназначались для взаимодействия с пехотными соединениями и оснащались танками.

Всего за годы 2-й Мировой войны в Великобритании сформировали 11 танковых дивизий и 30 бригад. Более крупные танковые соединения отсутствовали, хотя в отдельных случаях армейские корпуса состояли из танковых дивизий, как это имело место у Эль-Аламейна и Кана (1942 – 44 годы). В этих случаях в 10-м и 8-м армейском корпусах насчитывалось по три танковые дивизии.

В большинстве же случаев при прорыве подготовленной обороны танковые дивизии находились во втором эшелоне корпуса и вводились в бой для завершения прорыва главной полосы обороны противника.

Английское командование стремилось к централизованному использованию своих танковых соединений. Дивизия, как правило, действовала по двух направлениям в полосе 4 – 8 км. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3 – 4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин и 1 км фронта. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей.

В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий 1-го и 2-го эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия 1-го эшелона усиливалась двумя танковыми полками.

В ходе 2-й Мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во 2-м эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их 1-х эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ.

В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствию маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным.

Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людским потери.

В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.