Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы. Церковная реформа никона

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Актуальность Актуальность 17 век - это переломный период нашей истории, когда создавались предпосылки перехода от традиционности и старины к западной новизне. Основной проблемой развития России, начиная с 17 века, был поиск путей модернизации страны. В отечественной истории уделяется недостаточно внимания первой волне модернизации России. Вместе с тем, мы живём в эпоху очередной модернизации, а не зная прошлого - нельзя понять настоящего.


Ц е л ь р а б о т ы Ц е л ь р а б о т ы Системный и сравнительный анализ реформ 17 века, определение их роли в последующем развитии России и роли личности в истории, на примере деятельности конкретных реформаторов. Г и п о т е з а Г и п о т е з а Реформы 17 века были продиктованы вступлением России в новое время, обусловлены предшествующим развитием страны, проводились в соответствии с ее интересами, но их судьба находилась в зависимости от личности и способностей реформаторов.


З а д а ч и З а д а ч и Теоретические:Теоретические: Изучить историографию по теме, сделать краткий обзор; Выяснить причины и предпосылки коренных преобразований во всех сферах жизни общества; Проанализировать реформы и проекты реформ, определить их направленность, характер, содержание, итоги и последствия, общие черты и различия; Выяснить отношение общества к реформаторам и реформам. Определить роль личности реформатора в проведении реформ. Практические: Практические: Определить критерии сравнения и составить систематизирующую и сравнительную таблицу; Составить личностную характеристику каждого реформатора.




Б. И. Морозов Сын знатного московско го боярина Стольник, спальник, воспитатель Алексея Михайловича, глава приказа Большой казны, Иноземного, Стрелецкого приказов и приказа Новой четверти, глава Аптекарского приказа. Корысть, чинопочитание, властолюбие, прагматизм, упорство, целеустремлённость. Приближён к царю. Исследовательская таблица 1


А.Л. Ордин- Нащёкин Сын бедных псковских аристократов Ратник, дипломат, псковский городовой дворянин, служащий Посольского приказа, воевода лифляндский, думный дворянин, окольничий, воевода Пскова, глава Посольского приказа. Энергичность, политическое чутьё, дипломатический талант, западничество, напористость, упрямство, знал польский и шведский языки. Исследовательская таблица 1


Ф.М. Ртищев Сын лихвинского дворянина средней руки Лихвинский городовой дворянин, ратник, стряпчий в «комнате у крюка», дворцовый эконом, дворецкий, главный судья приказа Лифляндских дел, глава Дворцового и Тайного приказов, воспитатель царевича Алексея. Мягкость, доброта, новаторство, религиозность, милосердие, приближен к царю, западничество. Исследовательская таблица 1


А.С. Матвеев Сын видного дьяка Посольско го приказа Произведён в « дети боярские», окольничий, стрелецкий глава, полковник, дипломат, думный дворянин, комнатный дворянин, глава Малороссийск ого приказа, глава Посольского приказа. Дипломатический талант, скромность, западничество, смелость, политическое чутьё, властолюбие, интриганство, полководческий талант. Приближен к царю. Исследовательская таблица 1


В.В. Голицын Сын знатного богатого князя Стольник, чашник, государев возница, главный стольник, воевода Малоросский, глава Пушкарского и Владимирского судного приказов, «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». Корысть, демагогия, политическое чутьё, вежливость, дипломатический талант, прагматизм, нерешительность, западничество. Приближен ко всем царям при которых жил, знал латинский, греческий, польский и немецкий языки. Исследовательская таблица 1


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Взгляды на политическое устройство России устройство России Поддерживал самодержавие. Поддерживал самодержавие, но считал что система местного управления должна быть выборной, а не назначаемой. Провёл реформу местного самоуправления в Псковском Воеводстве. Боролся за отмену местничества. Поддерживал самодержавие. Боролся за отмену местничества Выдвинул проект реформы управления (инициатор отмены местничества) Его устраивало самодержавие, и система местничества Провел чистку государственно го аппарата, сместил многих руководителей приказов и поставил на их места близких людей. Была распущена часть дворцовой и патриаршей прислуги, а жалование остальных сокращено. Исследовательская таблица 2


Законодательная деятельность деятельность -автор Новоторгово го устава 1667 года. -Ввёл сыск беглых холопов, облегчил холопство за долги, отменил смертную казнь за «возмутительн ые слова», отменил закапывания мужеубийц. Добился централиза ции власти и преодолени я последстви й смуты. Участвовал в разработке Соборного уложения 1649 года. Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Деятельность Деятельность в военной области в военной области -Предлагал комплектова ть армию за счёт даточных- рекрутов. Организовал новую схему обеспечения продовольств ием войск расположенн ых на Украине (вместо продуктов стали посылать из Москвы деньги) Предлагал создать сугубо дворянскую профессионал ьную регулярную армию. Ввёл полки иноземного строя, перевооруж ил армию, ввёл зарубежный армейский устав, урезал оклады иностранн ых офицеров. Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Торговля и промышленность промышленность -Проводил политику меркантилизма. Создал благоприятные условия для развития торговли русских купцов и ввёл ряд ограничений в отношении западных купцов. Поддерживал отечественного производителя путём повышения пошлин для иностранцев. Проводил политику покровительства русским купцам и накопительства. Построил первую в России аптеку и кружечный двор. Построил здания каменные для Посольского приказа, греческого двора, Гостиного двора. Ежегодно доставлял в Тайный и другие приказы по 60 тысяч рублей Построил каменные палаты для палаты для присутственных мест, предлагал развивать мануфактурное производство. Проект по ликвидации крепостного права. Проводил политику покровительст ва иностранным купцам Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Финансовая политика Финансовая политика Имел отношение к реформе медных денег, по мнению некоторых историков был главным её инициатором Один из авторов денежной реформы медных денег. Расширил операции Московского монетного двора - Главный инициатор денежной реформы. Инициатор введения соляной пошлины. привёл в порядок финансы государства, которые были в плачевном состоянии. Им были проведены меры по сокращению расходов на содержание администрации. Было сокращено жалование чиновникам и немного уменьшено их число. Реформировал российскую налоговую систему по голландскому образцу Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Взгляды и деятельность Взгляды и деятельность в социальной политике в социальной политике Пытался смягчить эксплуатацию крестьян и посадских людей. Строил приюты для нищих, выкупал пленных. Поддерживал голодающих в Вологде в 1671 продуктами и деньгами. Подарил городу Арзамасу участок земли на выкуп которого у них не было денег. Перед смертью отпустил своих дворовых людей на волю. - Боролся с коррупцией. Особое внимание уделял и распростране нию медицинских знаний. Отмена Местничества. Проложил деревянные мостовые. Его устраивала система сословий и местничества. Исследовательская таблица 2


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. ГолицынБ. И. Морозов Взгляды и деятельность в области культуры и быта в области культуры и быта Открыл Славяно-греко- латинскую академию, строил, участвовал в реформе поддерживал патриарха Никона, ввёл в обиход церковные проповеди. Занимался переводом книг. -Первый стал устраивать театральные представления, весь дом переделал на западный манер, первый стал устраивать светские рауты, один из первых светских писателей («Титулярник», « книга об избрании на царство Михаила Фёдоровича», «История о великих царях и великих князьях земли Русской», «Родословная великих князей и царей Российских», также он переводил некоторых иностранных авторов), наладил доставку из-за границы лекарств и книг по медицине. В 1667 году вёл переговоры с восточными патриархами о поддержке патриарха Никона. Первый из бояр начал одеваться по европейски, начал отправлять дворян на учёбу за границу, преследовал старообрядцев, но предлагал ввести свободу вероисповедания. - Исследовательская таблица 2


Взгляды и деятельность в области внешней политики области внешней политики В 1655 году в переговорах с литовским гетманом добился увеличения титула Московского царя с припиской государь и Малыя и Белыя России. Подписал Валиесарское перемирие 1658 года. Подписал Андрусовское перемирие 1667 года, расширил связи с Европой, Армянской торговой кампанией, Персией и Китаем. Участвовал в посольстве к Богдану Хмельницкому в 1653 году следствием которого стало присоединение Украины, сохранил гетманство на Украине, дипломатическим путём предотвратил агрессию Турции в отношении России в 1672, в 1675 подписал военный союз с Австрией, расширил связи с Армянской торговой компанией, наладил дипломатические отношения с Бухарой, Хивой и Китаем. Подписал Бахчисарайский мирный договор с Турцией в 1681 году, подписал вечный мир с Польшей в 1686 году, включение России в Священную лигу, В 1689 подписал Нерчинский договор с Китаем о мире открытии торговли и установлении границ. - Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2



Сходство и различия Преобразования имели как общие, так и различные черты. Самой заметной общей чертой является заимствование западных методов реформирования. Также их объединяет реформирование в финансовой сфере. Различаются между собой реформаторы по сферам деятельности, применении методов преобразований, по нацеленности реформ.


1. Первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась;Выводы 2. Реформы XVII века позволили одержать ряд побед во внешних войнах, последствием которых стало расширение территорий и укрепления её границ, создать предпосылки для укрепления государственной власти, развития экономики, духовной и культурной сферы жизни страны; 4. Данная преобразовательная деятельность подготовила почву для Петровских и последующих реформ; 3. Скорость проведения реформ и их результаты находились в зависимости от личности и особенностей реформаторов; 5. Исторический опыт, накопленный в ходе проведения многочисленных преобразований, необходимо изучать и использовать для проведения успешных реформ в наше время.



В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам.
Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что ценный исторический опыт иногда остается невостребованным.
Стоит упомянуть о том, насколько хорошо данная тема исследована наукой. На мой взгляд, довольно основательно. Причем особенно много публикаций было сделано в последние годы. Как я уже сказал, интерес к реформаторам прошлого повышается в связи с неудачами реформаторов современности.
Я не стану перечислять всех реформаторов России их реформы, а расскажу лишь о наиболее значимых, по-моему мнению, преобразованиях Петра I, Екатерины II и Александра II.

Цели работы:

    Изучить реформаторскую деятельность Петра I, Екатерины II, Александра II.
    Рассмотреть последствия и итоги реформ.
В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в истории России. Заметны неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая - на берегах Черного моря, отодвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем более работаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие.
Александр II после окончания Крымской войны обнаружил многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. «Революция сверху» - так называли реформы Александра II длительное время. По оценкам многих историков, в середине XIX в. в России сложилась революционная ситуация. Крестьянские волнения охватили всю страну. То есть революция в любом случае произошла бы, если не «сверху», так «снизу». Вот почему царь, в душе не желавший проводить реформы, вынужден был это сделать.
Теперь, в основной части я расскажу подробнее о реформах вышеперечисленных людей.

1 Реформы Петра I

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

1.1. Реформа системы налогообложения

Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах. Эта проблема частично решалась за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Всего, косвенных налогов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В дополнении к этому источнику доходов значительные прибыли давала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и т.п.
Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, которая заменила ранее существовавшее подворное налогообложение.
С конца 1718 г. по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5.4 млн. душ мужского пола. Душа мужского пола была не реальной плательщецкой еденицой, а счетной, т.к. подушная подать (74 копеек платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп.– государственные) взималась и с мальчика – младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.

1.2. Губернская реформа

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. «В провинции основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею)» 1 . Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

1.3. Сенат и коллегии

В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены Сената назначались императором. В него вошли девять ближайших Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль деятельности всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.
В 1718 г. уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления страной, сложившуюся при Боярской думе и не соответствовавшую новым условиям и задачам. Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

1.4. Реформа местного управления

В 1699г. была проведена городская реформа. «30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров» 2 . Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилось торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался, и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль над правосудием.
Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции

1.5. Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.
Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.
Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

1.6. Церковная реформа.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха - главы русской церкви была упразднена. Руководство деятельностью Синода поручалась специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода, назначаемому императором из числа высокопоставленных чиновников.
Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

1.7. Реформа в области культуры и быта.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости».
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, сопровождавшуюся широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в «высшем обществе».

2 Реформы Екатерины II.

2.1. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче. Императрица видела необходимость большой работы по сбору и пересмотру законов. Екатерина II приняла решение начать создание нового Уложения.
Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством - право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: «в качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма» 3 .
Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей. Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.
Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа» крестьянскому вопросу было уделено больше внимания, и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала свое отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А. А. Вяземскому: «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду» - выступления доведенных до отчаяния крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рассмотрением располагали свои поборы».
Третья особенность Уложенной комиссии 1767-1768 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов, - в наказах отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь великом деле».
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией. Депутаты Большой комиссии распускались, «доколе от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии.
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал - они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне - она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.

2.2. Секуляризационная реформа.

Во времена Екатины число крестьян, числившихся за духовенством, составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один владел 35 тыс. душ; Троицко – Сергиевский – 120 тыс. Факт того, что церковь владела подобными богатствами, не вписывался в екатерининскую концепцию идеального государства, не соответствовал ее взглядам на роль церкви.
Как уже упоминалось выше, страна остро нуждалась в деньгах, и изъятие у церкви земель позволяло быстро пополнить казну. Взаимоотношения между крестьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде, и государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень удобным предлогом и воспользовалось государство. Оно как бы говорило церкви: или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.
Екатерина собиралась провести эту реформу постепенно, когда улягутся страсти вокруг поспешных преобразований ее мужа. Она создаёт Комиссию о духовных имениях во главе с Г.Н. Тепловым - человеком деятельным, способным, преданным и довольно циничным. К концу года комиссия Теплова представила императрице «Мнение о монастырских деревнях». 12 мая 1763 года восстанавливается, работавшая при Петре и закрытая Екатериной, «Коллегия экономии», но не ради конфискации церковных владений, а формально лишь для того, чтобы их описать. Комиссия между тем работала над проектом реформы, который был готов в начале 1764 года. Екатерина приняла его благосклонно и 26 февраля подписала манифест, по которому все монастырские вотчины вновь оказались в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А поскольку монахи теперь перешли на его содержание, все епархии подразделялись на три класса - каждому соответствовало определенное число монастырей и находившихся в них монахов. Общее число монастырей сократилось в три с лишним раза. Иные из них представляли собой историческую или культурную ценность и в результате запустения погибли. Но в XVIII веке о сохранении памятников архитектуры еще не задумывались.
Государство между тем поправило свои денежные дела, обложив около миллиона вышедших из крепостной зависимости крестьян полутора рублевым налогом. Но главное, реформа окончательно лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Таким образом, появился еще один важный рычаг регламентации духовной жизни общества. Ограничивая жесткими рамками количество подданных, имеющих право посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и место церкви в социально-политической системе. Секуляризация церковных земель означала продолжение секуляризации общества в целом. Духовенство же окончательно превращалось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль и Екатерина и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

3 Реформы Александра II.

3.1. Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам: это несправедливо, - и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» 4 .
В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», действовавший нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета.
19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и вступили в силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
и т.д.................

Церковно-обрядовая реформа (в частности, исправление накопившихся ошибок в богослужебных книгах), предпринятая с целью укрепления церковной организации. Реформа вызвала раскол в церкви.

НИКОН

После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе...

Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь - Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»

В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» - греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.

В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались - как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.

В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, - конец благочестию и старине, наступает конец света.

Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.

И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной...», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.

1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.

2. Вселенское, вечное, - важнее всего частного и временного.

3. Московское государство, как всякое государство, - это частное.

4. Объединение же всех православных церквей - Вселенская церковь - вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.

5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.

6. Кто же выше - патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский - один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.

Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь пожаловал патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея - Филарет Романов.

Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.

И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.

Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.

1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.

2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.

3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».

4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.

5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.

Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.

Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей - посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.

РАСКОЛ

Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».

Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вожди старообрядцев - протопопы Аввакум и Даниил, писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх - «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядчество захватило все слои населения - от крестьян до бояр.

Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.

Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь...»

Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».

ОПАЛА

А как сложилась судьба самого Никона?

Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягким и уступчивым - но до известного предела! - Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Время шло... Царь молчал. Патриарх направил ему раздраженное письмо, в котором сообщал, насколько все дурно в Московском царстве. Терпение Тишайшего царя было не безграничным, и никто не мог подчинить его своему влиянию до конца.

Рассчитывал ли патриарх, что его будут молить вернуться? Но Никон - не и не государь Московский. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов предал анафеме (проклятию) староверов и вместе с тем лишил Никона сана за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь.

В Ферапонтовом монастыре Никон лечил больных и выслал царю список излеченных. Но вообще он скучал в северной обители, как скучают все сильные и предприимчивые люди, лишенные активного поприща. Находчивость и остроумие, которые отличали Никона в добром настроении, часто сменялись чувством обиженного раздражения. Тогда Никон уже не мог отличить настоящих обид от им же выдуманных. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы - осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»

Здоровье Никона было подорвано. «Теперь я болен, наг и бос, - писал царю бывший патриарх. - Со всякой нужды... оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая... Ноги пухнут...» Алексей Михайлович несколько раз приказывал облегчить содержание Никона. Умер царь раньше Никона и перед смертью безрезультатно просил у Никона прощения.

После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.

КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА

«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. <…> Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. <…> Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».

ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. <…>

Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. <…>

Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

1 Комментарий

Горбунова Марина / почетный работник образования

Помимо создания Вселенской церкви и ограничения "новшеств", были еще причины, не только вызвавшие реформы, но и объединившие вокруг них (на время!) значимых личностей, чьи интересы временно совпадали.
И царь, и Никон, и Аввакум были заинтересованы в восстановлении нравственного авторитета церкви, в укреплении ее духовного влияния на прихожан. Этот авторитет постепенно терял свое значение и по причине многогласия во время службы, и из-за постепенного "отвыкания" от церковного старославянского языка, на котором они велись, и из-за сохраняющейся "безнравственности", с которой безуспешно пытался бороться еще Стоглав при Иване Грозном (суеверия, пьянство, ворожба, сквернословие и т.д.). Именно эти проблемы собирались решать священники в составе круга "ревнителей благочестия". Для Алексея Михайловича очень важно было, чтобы реформы способствовали сплочению церкви и ее единообразию, так как это отвечало интересам государства в период усиления централизации. Для решения этой задачи появилось эффективное техническое средство, которого не было у предшествующих правителей, а именно - книгопечатанье. Исправленные печатные образцы не имели расхождений, и их можно было массово тиражировать в короткие сроки. И первоначально ничто не предвещало раскола.
В дальнейшем возвращение к первоисточнику (Византийским "харатейным" спискам), по которому осуществлялись исправления, сыграло злую шутку с реформаторами: именно обрядовая сторона церковнослужения претерпела наиболее глубокие изменения со времен Владимира Святого, и оказалась "неузнанной" населением. То, что многие византийские книги привозили после падения Константинополя от "латинян", укрепляло убеждение в том, что истинное православие губится, грядет падение Третьего Рима и наступление царства антихриста. Отрицательные последствия увлечения в первую очередь обрядовостью во время рефом прекрасно отражены в прилагаемом тексте лекции В.О.Ключевского. Нужно также добавить, что в жизни многих слоев населения в это период произошли неблагоприятные изменения (отмена "урочных лет", ликвидация "белых слобод", ограничения боярского влияния и местнических традиций), которые напрямую связывались с "отказом от старой веры". Короче, было от чего пугаться простому люду.
Что касается противостояния царя и патриарха, то этот факт не имел решающего значения для проведения реформ (они продолжались и после заточения Никона), а повлиял на положение церкви в дальнейшем. Проиграв светской власти, церковь поплатилась за забвение своей первостепенной роли духовного наставника тем, что в последствии превратилась в часть государственной машины: сначала было ликвидировано патриаршество и руководством к служению стал Духовный регламент, а затем в процессе секуляризации была ликвидирована и экономическая независимость церкви.

Завершение Смутного времени и обретение Россией собственного устойчивого политического курса дало толчок для активного экономического развития страны. Подъему экономики способствовало и окончание кризиса, вызванного в первую очередь естественными природными причинами.

Значительные изменения претерпела финансовая система государства, в первую очередь система налогообложения. Подушная подать была постепенно заменена поземельной повинностью, взимать которую государство стало не в натуральном выражении, а денежном.

Развитие сельского хозяйства благоприятно сказалось на общем уровне экономики: Россия постепенно становится значимым поставщиком зерна на европейский рынок. Появление свободных денег из-за усиления внутренней торговли потянуло за собой развитие ремесла; кроме того, из Европы на территорию России стали проникать первые мануфактуры, преимущественно в сфере металлообработки. Все эти факторы постепенно усиливали роль купечества в жизни общества. В дальнейшем именно купцы станут основной движущей силой экономического развития страны. В целом XVII век стал своеобразным подготовительным этапом для экономического рывка, стимулированного Петром I.

Выход из кризиса

Растянулся до 1650-х гг. Запустение центральных уездов. Причины:

  • низкое плодородие Нечерноземья;
  • сказывались события Смутного времени;
  • слабая производительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией;
  • слабая сопротивляемость крестьянского хозяйства природным условиям;
  • закрепощение крестьян способствовало их заинтересованности.

Финансовая система и налоговая политика

Поземельная система прямого налогового обложения. В первое десятилетие после Смуты все прямые налоги взимались с земли, т.е. на основании «сошного письма».

Ямская повинность, прежде отбываемая только в натуральном виде, теперь для владельческих крестьян и посадских людей была заменена денежными сборами.

1614г. – сбор стрелецкого хлеба – налог, идущий на жалованье служилым людям (с 1630 по 1663 г. стрелецкая подать выросла в 10 раз).

Введение запросных и пятинных денег (Земский Собор – 1614г.), этот сбор возлагался главным образом на гостей, торговое и посадское население, а также черносошных крестьян.

1646г. – новая общая перепись населения.

Феодальное землевладение и хозяйство

Рост производства происходил за счет освоения новых земель. Основой отношений феодалов и крепостных стала барщинная система:

  1. натуральное хозяйство;
  2. наделение крестьян землей и орудиями за что они работают на барщине и платят оброк;
  3. личная зависимость;
  4. рутинная техника.

Сохранялись кое-где подсека и перелог.

Традиционные земледельческие культуры, орудия труда. Плуг вводился медленно. И крестьянское, и помещичье хозяйство медленно втягивалось в рыночные отношения: крестьяне в полной власти феодалов, невозможность свободно распоряжаться своим трудом; рост повинностей.

1. Формирование районов, производивших товарный хлеб (Среднее Поволжье, Черноземный Центр);

2. Господство трехполья.

Правительство издает указы, запрещавшие московским чинам приобретать земли на южной окраине государства (1637) и переход поместий и вотчин уездных служилых людей к служилым людям думных и московских чинов (1639).

Превращение поместья как обусловленного службой землевладения в наследственное вотчинное владение (указы 1611-1618гг., запрещавшие передачу освободившихся поместий кому-либо, кроме родственников прежнего владельца, с 1634г. – «родовое поместье», указ 1642г. запрещал вдовам служилых людей передавать их «прожиточное» поместье в чужой род).

Ремесло и промышленность

Ремесло не могло стать источником накопления. Производство не на основе наемного труда (крепостничества). Создание ускорялось государственными потребностями

1) Углублялось разделение труда, усиливалась торгово-промышленная специализация районов;

2) Развивались кустарные промыслы, ремесленное производство приобретало мелкотоварный характер;

3) Первые мануфактуры. Сначала – в металлургии.

Торговля

1. медленно развивалась внешняя торговля (единственный морской порт – Архангельск);

2. структура экспорта не характерна для развитой страны (полотно, кожа, пенька, сало и т.п. в обмен на промышленную продукцию);

3. государственная монополия на торговлю многими товарами и засилье иностранных купцов сдерживали накопление частных, не связанных с государством, капиталов.

1. начало формирования единого рынка. Ярмарки – центры оптовой межрайонной торговли. Макарьевская – Нижний Новгород.

2. русское купечество, утрачивая роль незаметного посредника, все громче заявляет о себе, оно еще не стремится проникнуть в промышленность или участвовать в крупных финансовых операциях, но свои интересы в борьбе с иностранной конкуренцией отстаивает решительно и упорно.

В 1653г. был принят Таможенный устав, вводилась единая, так называемая рублевая пошлина.

1667г. – Новоторговый устав.

Новые элемента появлялись на фоне поступательного развития феодализма. Они испытывали его деформирующее действие.

Генезис капитализма – не раньше середины XVIII века.

Шло «первоначальное накопление», но своеобразными методами. Не произошло обезземеливание, мало развивалась внешняя торговля.

Копило ГОСУДАРСТВО (внутренние налоги, откупа, подряды, ростовщичество).