Национальный антитеррористический комитет. Система противодействия терроризму сложилась в россии под эгидой нак Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

Урок 5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ (НАК), ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 11.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Глава 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Урок №5. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: познакомиться с предназначением, структурой и задачами Национального антитеррористического комитета (НАК).
Ход уроков


  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?

  2. Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры?

  3. Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?

  4. Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?

  5. Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Работа над новым материалом.

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В Российской Федерации террористическая угроза пока ещё остаётся чрезвычайно опасной. Главари террористических формирований не оставляют попыток проведения резонансных террористических актов в различных регионах страны, прежде всего на стратегически важных объектах промышленности, жизнеобеспечения, транспорта и связи, а также в местах массового скопления людей. Остаётся значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других видов вооружения. В частности, сохраняется достаточно высокий уровень террористических проявлений в Северо-Кавказском Федеральном округе, где продолжают действовать бандформирования и законспирированные экстремистские структуры. К этому региону не ослабевают также устремления международных террористических организаций.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) сказано, что Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Образование данного Комитета положило начало формированию новой структуры противодействия терроризму в Российской Федерации, направленной на решение триединой задачи: предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических актов.

Этим же указом в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации были образованы оперативные штабы. Кроме того, в составе Комитета для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Указом определено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации 1 .

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением, утверждённым Указом Президента Российской Федерации.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Комитета являются:


  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;

  • участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

  • решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национального антитеррористического комитета.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму показала свою эффективность.

Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось усилить противодействие терроризму на территории Российской Федерации.

Скоординированность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволила сохранить в 2011 г. позитивные тенденции по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Снижение количества терактов и террористических проявлений в стране было достигнуто благодаря системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма и повышению эффективности реагирования на террористические угрозы.

Одной из приоритетных для Национального антитеррористического комитета (НАК) является задача по снижению террористической угрозы в стране и предотвращению преступлений террористической направленности. Для решения этой задачи принимаются следующие меры:


  1. Совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий по профилактике терроризма.

  2. Осуществляется комплекс долгосрочных мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

  3. Последовательно реализуются меры по силовому подавлению действующих террористов. Основное внимание при этом уделяется Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.

  4. Проведение по расширенному спектру сценариев антитеррористических учений на территории всех субъектов Российской Федерации.

Особое внимание уделяется выработке мер по обеспечению антитеррористической безопасности в г. Сочи в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г.

Оценку современного состояния системы противодействия терроризму, дальнейшее регулирование и совершенствование её ведомственных и межведомственных механизмов предполагается осуществлять на основе «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации».

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчётную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.


  1. Выводы.

  1. Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

  2. Намеченные для реализации НАК мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать снижению террористической угрозы на территории Российской Федерации.

  1. Вопросы.

  1. С какой целью был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК)?

  2. Какие задачи возложены на Национальный антитеррористический комитет в области противодействия терроризму?

  3. Какими нормативными документами в своей деятельности руководствуется НАК?

  4. Какая работа была проведена Комитетом по противодействию терроризму?

национальная безопасность россия государственное управление

15 февраля 2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК).

К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

Основными задачами Комитета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям:

Директор ФСБ России (председатель Комитета);

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);

Заместитель директора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета);

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министр иностранных дел Российской Федерации;

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министр промышленности и торговли Российской Федерации;

Министр транспорта Российской Федерации;

Министр энергетики Российской Федерации;

Министр юстиции Российской Федерации;

Директор СВР России;

Директор ФСКН России;

Директор ФСО России;

Руководитель Росфинмониторинга;

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации;

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

Так же чётко по должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.

Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшение координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.

Наряду с осуществлением координации предупредительно - профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В качестве одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины тому - легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности - только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях. Сайт Национального антитеррористического комитета. http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm

В области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные для реализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на территории Российской Федерации. Там же. http://nak.fsb.ru/nac/activity.htm

Национальный антитеррористический комитет (НАК) - орган исполнительной власти , обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию . Создаётся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Руководство деятельностью НАК осуществляет его председатель - директор России (по должности), в настоящее время - .

В состав комитета входят руководители всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации образуются антитеррористические комиссии , которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб , а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы , которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Направления деятельности НАК

  • Подготовка предложений для президента России по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию российского законодательства в этой области;
  • координация антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
  • разработка мер по противодействию терроризму и устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
  • участие в международном антитеррористическом сотрудничестве;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

Полномочия

Решения НАК обязательны для всех федеральных органов власти, руководители которых входят в его состав, а в регионах распоряжения антитеррористических комиссий и оперативных штабов обязательны даже для органов местного самоуправления.

НАК уполномочен:

  • принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также контролировать их исполнение;
  • запрашивать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
  • привлекать для участия в работе должностных лиц и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

Состав НАК по должностям

  • Директор ФСБ России (председатель НАК)
  • Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель председателя НАК)
  • Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК)
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Руководитель Аппарата Правительства РФ - Министр РФ
  • Министр иностранных дел РФ
  • Министр здравоохранения и социального развития РФ
  • Министр информационных технологий и связи РФ
  • Министр промышленности и энергетики РФ
  • Министр транспорта РФ
  • Министр юстиции РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Начальник Генштаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

  • Руководитель штаба
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - Министр обороны РФ
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министр иностранных дел РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Руководитель Росфинмониторинга
  • Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента РФ N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в , созданная после в сентябре , преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полпред президента в ЮФО .

В августе 2006 руководитель НАК на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в и , население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму - в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом - основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на , директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм » - «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.

Основные задачи антитеррористического комитета

Организация занимается противодействием терроризму. В данное понятие входят следующие действия:

  • выявление, а в дальнейшем устранение причин и условий, которые в прошлом способствовали совершению ;
  • выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение и расследование совершенных (непосредственно борьба);
  • минимизация или полная ликвидация последствий терроризма.

Кроме того, антитеррористический комитет ведет административную деятельность. Последнее предполагает:

  • подготовку предложений Президенту РФ и правительству в области борьбы с терроризмом;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму;
  • участие в международном сотрудничестве, совместную разработку и внедрение проектов, международных договоров;
  • подготовку предложений по обеспечению защиты населения от действий террористов.

Права, предоставленные комитету законодательством

Национальный антитеррористический комитет в своей деятельности имеет право:

  • самостоятельно принимать решения, касающиеся обеспечения безопасности;
  • контролировать действия федеральных властей по противодействию терроризму;
  • получать необходимую информацию от органов власти, местного самоуправления и общественных организаций;
  • создавать рабочие органы и привлекать к работе по противодействию терроризму должностных лиц и отдельных специалистов;
  • вносить предложения по вопросам, которые требуют решения Президента РФ.

Так, антитеррористический комитет наделен достаточными правами для успешного осуществления поставленных задач.

Состав оперативного штаба

Состав комитета, групп быстрого реагирования и оперативного штаба регулируется Национальный антитеррористический комитет РФ (оперативный штаб организации) на сегодняшний день включает в себя начальников территориальных органов ФСБ и МВД, которые, соответственно, являются начальником штаба и его заместителем; начальника федерального управления МЧС; главу территориального органа ФСКН; представителя вооруженных сил (по согласованию) и заместителя одного из высших должностных лиц федерального уровня.

Антитеррористические операции

Деятельность уполномоченного органа, будь она ограничена исключительно крупными террористическими актами, была бы совершенно малоэффективной. Антитеррористический комитет России осуществляет постоянный мониторинг уровня террористической угрозы и в случае необходимости оперативно проводит антитеррористические операции.

В последнее время контртеррористические операции комитета были сосредоточены на Северном Кавказе. В 2014 году было отмечено, что в результате деятельности организации количество преступлений террористической направленности сократилось втрое по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Однако обстановка все так же продолжает оставаться напряженной.

В августе 2016 года антитеррористический комитет предотвратил теракты в Республике Крым. Объектами противоправных действий предполагались важнейшие элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова.

Уровни террористической угрозы

Национальный антитеррористический комитет является органом, осуществляющим также профилактическую и обучающую деятельность. Структурой разработана классификация уровней террористической угрозы и соответствующие рекомендации населению. Так, выделяют:

  1. Синий (повышенный) уровень террористической угрозы: при наличии информации, требующей дополнительного подтверждения, о предполагаемом совершении теракта.
  2. Желтый (высокий) уровень террористической угрозы: при наличии подтвержденной информации о готовящемся теракте.
  3. Красный (критический) уровень террористической угрозы: при совершенном теракте или действиях, прямо указывающих на предполагаемый террористический акт.

Национальный антитеррористический комитет РФ в ходе мероприятий по предупреждению террористических атак и информированию населения выпускает рекомендации и проводит учения (для журналистов). Четкие указания населению разработаны для следующих случаев:

  • обнаружение бомбы или любого подозрительного предмета;
  • поведение в толпе при теракте (при давке);
  • порядок действий должностных лиц при террористической угрозе;
  • поведение человека, оказавшегося в заложниках, и так далее.

Наибольшее распространение получили общие рекомендации антитеррористического комитета и описание порядка действия граждан при каждом из уровней террористической угрозы. Общие рекомендации включают в себя полный перечень допустимых, необходимых и небезопасных действий:

  1. При обнаружении объекта, который потенциально может являться взрывным устройством: нельзя прикасаться к предмету или передвигать его, следует зафиксировать время обнаружения объекта, отвести людей как можно дальше и дождаться прибытия оперативной группы.
  2. Получении сообщения об объявлении эвакуации: взять необходимые личные вещи и документы, перекрыть газ, воду, отключить электричество, оказать помощь больным, пожилым лицам, инвалидам и детям и так далее.
  3. Поведению в толпе: любыми способами стараться удержаться на ногах, не пытаться выбраться (это чревато травмами), но и не присоединяться, если человек еще находится не непосредственно в толпе, не держать руки в карманах и прочее.
  4. При захвате в заложники: не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов применить оружие, не проявлять героизма, выполнять указания террористов при необходимости, в случаях, когда необходима медицинская помощь, сообщать об этом преступникам следует кратко и спокойно.
  5. Поведению при проведении контртеррористической операции: не бежать навстречу сотрудникам спецслужб, лежать на полу, закрыв голову руками, разговаривать с террористами, если те идут на контакт, сохранять самообладание.
  6. Захвате авиатранспорта (угоне самолета террористами): следует избегать любых действий, которые могут спровоцировать террористов, при начале спасательной операции принять положение, которое не позволит использовать заложника в качестве живого щита (упасть или спрятаться за спинкой кресла, закрыв голову руками).
  7. Угрозе совершения террористического акта.