Как расшифровывается нак. Национальный антитеррористический комитет (НАК)

О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ

Моргунова Анастасия Андреевна,

Южный Федеральный Университет

Студент Юридического факультета

ON THE ROLE OF THE NATIONAL ANTI-TERRORISM COMMITTEE IN THE PROTECTION OF THE INDIVIDUAL, THE STATE AND SOCIETY AGAINST TERRORIST THREATS

Morgunova Anastasia Andreevna ,

student of 1st year Law Faculty of

the Southern Federal University

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ :

В статье рассматриваются подходы к организации противодействия терроризму в Российской империи, Советском Союзе и современной России, аргументируется необходимость координации деятельности заинтересованных органов, анализируется роль и место Национального антитеррористического комитета, акцентируется внимание на необходимости противодействия идеологии терроризма.

ABSTRACT:

The article considers approaches to counter-terrorism in the Russian Empire, the Soviet Union and modern Russia, argued the need to coordinate the activities of the authorities concerned, examines the role and place of the National Anti-Terrorist Committee, focuses on the need to counter terrorist ideology.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, идеология терроризма, интернет, молодежь.

Keywords: terrorism, terrorist activities, counter-terrorism, the ideology of terrorism, the Internet, young people.

В числе основных угроз, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», названа деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации .

Терроризм берет свои истоки еще с древних времен, когда люди осознали, что с помощью насилия и устрашения себе подобных можно достичь желаемых результатов в политической борьбе. В это же время пришло осознание необходимости борьбы с терроризмом, которая возлагалась на специально создаваемые правоохранительные органы и спецслужбы. Менялись века и эпохи, менялись названия и руководители спецслужб, но неизменными оставались их задачи, направленные на выявление и подавление террористических проявлений.

Начало полномасштабной борьбе с терроризмом положил царь Иван IV (1533–1584 гг.), который вошел в историю, как Грозный. Это прозвище царь получил за особо жестокое преследование своих политических противников. Для борьбы с заговорами и политическими убийствами Иван IV создал механизм обеспечения безопасности главы государства (опричное войско), ориентированное на беспощадное подавление как реальных, так и потенциальных политических противников .

Реформы Петра Великого существенно затронули законодательство России, но институт «слова и дела государева», защищающий государя от покушений остался нетронутым. Для получения информации о заговорах против власти Петр I не отказался от практики доносов. Более того, он продолжил начатые еще в ХVII в. попытки властей предержащих подключать священнослужителей к политическому розыску и довел их до логического завершения, оформив законодательно обязанность священнослужителей нарушать тайну исповеди. Так, в «Духовном регламенте», принятом в 1721 г., отмечалось, что если кто-либо сообщит на исповеди о своем намерении совершить измену или организовать бунт, «то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, … но и донести вскоре о нем, где надлежит» .

Принципиально новым органом, созданным для выявления и пресечения терактов, заговоров и революционных волнений стало Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярия, созданное в 1826 году. По оценкам исследователей истории политического сыска Ч.А. Рууда и С.А. Степанова эффективность деятельности рассматриваемого органа государственной безопасности по подавлению революционных проявлений была достаточно высока: «Третье отделение было призвано подавлять в стране дух свободолюбия, который годом ранее проявился в потерпевшем неудачу восстании декабристов. Причем тайная полиция настолько преуспела в своей борьбе со свободомыслием, что Россию миновала волна революций, потрясших крупнейшие страны Западной Европы в начале 1830-х и в 1848 г.» . Однако приспособленное к выявлению и ликвидации локальных заговоров Третье отделение оказалось не в состоянии справиться с широкомасштабным революционным движением 60-70-х гг. XIX в., возникшим после либеральных реформ Александра II.

Советские спецслужбы развернули жесткую борьбу с террористами, которых, в основном, ждала одна мера наказания – расстрел, под которую в период массовых репрессий попали десятки тысяч граждан по сфальсифицированным материалам. В 30-е годы прошлого века в СССР была ликвидирована как возможная, так и невозможная база для террора .

С уверенностью можно сказать, что ни политического, ни религиозного, ни национального экстремизма и терроризма до 90-х гг. в СССР не было ни как фактора, влияющего на политику государства, ни как общественного явления. Он никак не воздействовал на обстановку страны в целом, с какой стороны ни крути; ведь большая часть граждан даже не знала о тех нечастых инцидентах, возникавшие пару раз в год, на необъятных просторах тогда еще великой державы. К тому же теракты оставались «за кадром», в чем я вижу здравый смысл. Ведь преступники-террористы наряду с обычными обывателями не имели ясного представления о ведении антитеррористической борьбы, в то время как в нашей действительности у каждого есть доступ к этой информации, что и позволяет террористам изучать методы борьбы с ними и усовершенствовать свою тактику.

К началу 90-х годов проявления терроризма и необходимость борьбы с ним резко обострились. И если в 70-80-е годы в подавляющем случае террористами были лица с психическими отклонениями и фанатики-одиночки, то к началу третьего тысячелетия получил развитие исламcкий радикализм (от лат. radicalis — коренной) проявляющий себя в форме политического движения, характеризуемого крайними действиями и взглядами . Эти движения представляют собой агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в два последних десятилетия имели место в различных регионах мира. Регулярно повторяющиеся террористические акции сторонников исламского радикализма, уносящие каждый год тысячи человеческих жизней, побудили мировое сообщество сосредоточить усилия на борьбе с т.н. международным террористическим интернационалом .

С учетом дальнейшей активизации терроризма, превращения его в прибыльный бизнес, а также попыток террористов заполучить доступ к оружию массового поражения можно полагать, что в ближайшей перспективе потенциал терроризма будет лишь прогрессировать, продолжая порождать глобальные вызовы всему человечеству, в том числе нашему государству и обществу, что мы собственно и наблюдаем.

С позиций права под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий .

Современный терроризм является одной из основных проблем для всех стран мира. Его проявление влечет за собой значительное количество жертв, разрушение не только материальных, но и культурно-духовных ценностей, сеет злобу и ненависть среди различных национальных и социальных групп населения. «Накладываясь» на сепаратизм, национализм, фундаментализм, терроризм неизбежно порождает крайние формы существования этих явлений, приводит к обострению правовых, политических, социально-экономических, религиозных отношений, на длительное время сохраняет их конфликтогенность .

Если в начале прошлого столетия террористические объединения действовали исключительно в ведущих странах мира, то в настоящее время террору подвержены и страны «третьего мира». В мире нет государств, которые с уверенностью могут гарантировать безопасность и защищенность своих граждан от воздействия террористических атак, что подчеркивает актуальность и необходимость существования противодействующей силы. Террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

д) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .

Как следует из приведенной выше нормы закона, террористическая деятельность многообразна, поэтому противодействие терроризму законодателем возложено на многие правоохранительные органы Российской Федерации: МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, ФСИН и др., исходя из конкретных полномочий каждого органа . Однако государство видело необходимость в органе, который бы всецело направил свою деятельность на противостояние терроризму, поскольку существующие структуры антитеррора уже явно не справлялись с террористической опасностью. Этот же орган должен координировать все государственные структуры, осуществляющие противодействие терроризму.

Таким образом, возникла необходимость в создании координирующего органа, каким сегодня в Российской Федерации является Национальный антитеррористический комитет (НАК).

В основу его формирования был положен переход от периодической ликвидации очагов терроризма к комплексному противодействию данной угрозе.

Новая система включила в себя меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений. В состав НАК вошли почти два десятка государственных силовых структур, ведомств, министерств, что поистине позволило стать ему коллегиальным органом по координации противодействия терроризму.

Правовой основой формирования НАК послужили Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» .

В связи со складывающейся обстановкой в России центральное место в деятельности НАК уделяется совершенствованию мер по силовому подавлению религиозно-экстремистских бандгрупп, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также противодействию пропаганде экстремизма и терроризма. В результате проведения специальных контртеррористических операций, за период 2006-2016 гг. было уничтожено около 3 тысяч бандитов, задержано более 6 тысяч членов бандподполья, склонено к отказу от противоправных действий почти 2 тысячи боевиков. Судя по официальной статистике НАК, начиная с 2012 года, и по сей день, атаки террористов сбавляют свои обороты: они уже не в состоянии проводить масштабные операции, избегают открытых столкновений с правоохранительными органами, ограничиваясь незначительными обстрелами и покушениями на силовиков. Кроме этого снижается количество изъятого оружия и боеприпасов, а также число терактов. Примером эффективной работы НАК по борьбе с терроризмом служит разгром практически всех бандитских ячеек, в том числе и самой крупной, гимринской, на территории наиболее неспокойного на сегодня региона – Дагестана. Так же следует отметить, что за последние несколько лет довольно стабильной стала обстановка в Карачаево-Черкесской республике, республиках Ингушетия и Северная Осетия, улучшилась ситуация в Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, на территории которых ранее фиксировалось подавляющее большинство варварских атак.

Ситуация в сфере противодействия терроризму в стране сохраняет тенденцию к нормализации, но все-таки остается сложной, особенно после начала решительных действий российских Воздушно-космических сил против группировки ИГИЛ в Сирии. По данным НАК, в прошлом году удалось предотвратить десятки крупных терактов, задержать более 700 террористов, а около 160 бандитов ликвидировать. Однако в Сирии сейчас воюют тысячи террористов, готовые в любой момент «сорваться с места» и направиться в Россию для совершения терактов. И НАК это прекрасно понимает. Поэтому государство формирует систему мер, позволяющую выявлять боевиков-наемников, прошедших обучение за рубежом, отслеживать маршруты переброски завербованных российских граждан в Сирию и Ирак, где главным перевалочным пунктом выступает крупнейший город Турции Стамбул. Эффективность этой системы подтверждается статистикой и результатами работы НАК. В качестве примера можно привести сравнительно недавнее задержание группы боевиков в составе четырех человек, прибывших из Сирии с задачей совершить теракт в общественном здании одного из наших городов. Контроль над ними был установлен с самого начала, и все они были задержаны и переданы суду. Вместе с тем приведенный пример – далеко не единственный в цепочке действий НАК, благодаря которым были предотвращены теракты, как в столице, так и других городах нашего государства.

В октябре прошлого года в Москве были задержаны 12 граждан РФ, являвшихся членами и пособниками международной террористической организации «Исламское государство», готовившие теракты на объектах общественного транспорта с применением самодельного взрывного устройства. В конце зимы 2016 года в г. Екатеринбург были задержаны семь членов ИГИЛ, готовивших теракты в г. Москва, г. Санкт-Петербурге, Свердловской области, при этом руководил ими террорист, прибывший в Россию из Турции. Отмечу и задержание двух жителей г. Кирова за подготовку терактов в местах массового скопления, планировавших взрывами дестабилизировать обстановку в области и создать атмосферу страха и паники .

Конечно, спецслужбы работают не без просчетов. Достаточно вспомнить теракты в аэропорту Домодедово, на вокзале и в общественном транспорте г. Волгоград. Но, тем не менее, благодаря работе НАК, пособники террористов, осуществивших самоподрывы, установлены и понесли наказание. При этом стоит отметить, что НАК, не в пример западным службам работает «без шума и без пыли», без ограничения конституционных прав и свобод граждан.

К счастью, мы все реже слышим о проявлениях терроризма, происходящих на территории нашей страны. Причем, не только по причине ликвидации террористов, но и в силу большой профилактической работы, осуществляемой под руководством НАК. Это закономерно, так как одним из ключевых элементов борьбы с терроризмом руководители НАК не раз называли снижение террористической активности и возвращение к мирной жизни лиц, попавших под воздействие террористической идеологии. Уже в первые годы работы НАК, когда боевикам предложили самовольно сложить оружие, а тем, кто выйдет из состава бандгрупп, объявляли амнистию, к добровольной сдаче было склонено около 600 бандитов, а до конца амнистии – более 750 членов нелегальных вооруженных формирований. На этом практика не закончилась. В горячих точках созданы комиссии по адаптации к мирной жизни, и в течение последних 5 лет к отказу от пособничества с бандитами были убеждены около 300 человек.

Происходящие в последнее время на международной арене события указывают на то, что требуется активизировать работу по антитеррористический и антиэкстремистской пропаганде, противодействию идеологии терроризма на просторах Интернета, разоблачению и уничтожению каналов финансирования преступных организаций, выявлению и пресечению попыток вербовки наших сограждан в ряды международных террористических групп .

Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема недопущения превращения молодых людей в террористов. Как всякая преступная идеология, терроризм пытается создать вокруг себя ореол некой боевой романтики. Целенаправленная психологическая обработка молодых людей связанна с применением простого, образного, успокаивающего языка с использованием доступных и находящих отклик представлений об обществе, о мире, друзьях и врагах. Язык террористов полон повторяющихся формул и гипнотических медитаций, направленных на снижение способности к самостоятельному индивидуальному мнению. Такие значимые черты, как личный выбор, преданность, способность к самовыражению трансформируются в фанатизм, самозабвение, стремление стать центром внимания, которые усиливаются ощущением таинственности и конспирации. Террористов набирают среди тех, кто ощущает себя «чужаком» в социальном, культурном, политическом отношении, бессильным повлиять на дела общества в конкретных жизненных ситуациях .

По моему мнению, необходима разработка новых мер для социальной интеграции, направленных на преодоление ощущения отчужденности, бесперспективности, чувства одиночества, незнания путей выхода из критической ситуации, адекватные потребностям и ожиданиям наших дней, которые позволят применить наиболее эффективную стратегию противодействия вербовки потенциальных террористов. И если мы действительно хотим улучшить жизнь молодежи и сохранить ее, нужно заострить внимание на необходимости крупных правительственных решений, отвечающих жизненно важным интересам общества и национальной безопасности нашей страны .

В осуществлении этих и многих других задач, обусловленных вызовами времени, Национальный антитеррористический комитет играет значимую роль, реализовывая свою масштабную деятельность на высоком профессиональном уровне.

С целью формирования стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в любых ее проявлениях, защиты информационного пространства от проникновения в него идей, оправдывающих террористическую деятельность, под руководством НАК и Минобрнауки РФ внесены коррективы в образовательные программы, разработаны учебные пособия, внедрены технологии социально-воспитательной работы с молодежью. Выделены основные направления и приоритетные проблемы по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у школьников и студентов активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идей терроризма и экстремизма .

Под эгидой НАК ежегодно проводятся научно-практические конференции, форумы, круглые слоты. Выпускаются научные сборники, статьи, фильмы. Осуществляется превентивная работа с категориями населения, наиболее подверженными воззрениям терроризма: с молодежью, бывшими участниками бандитских группировок, с лицами, отбывающими наказания за данную деятельность.

Для защиты Интернет-сетей, СМИ, печатных изданий, включая учебную литературу, на постоянной основе реализуются мероприятия по выявлению и недопущению проникновения экстремистских материалов в информационную сферу РФ. Наряду с этим проводится работа по своевременному информированию граждан о террористических угрозах и мерах, принимаемых органами государственной власти по противостоянию терроризму.

Одной из важнейших задач последнего времени стало предотвращение выезда молодежи заграницу для участия в вооруженных конфликтах на территории Ближнего Востока. С этой целью в сети Интернет, СМИ исполняется комплекс информационных мероприятий, в котором принимают участие и лица, привлеченные по возвращению в Россию к ответственности за участие в боевых действиях на стороне международных террористических группировок.

Обязательным условием успешного сопротивления глобальной террористической опасности является сближение всех антитеррористических сил, в том числе и взаимодействие государств в международном масштабе.

С момента образования Комитета развернута целенаправленная работа по укреплению международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму. Наиболее значимыми направлениями такого сотрудничества стали продвижение российского опыта по борьбе с терроризмом на различных международных площадках, реализация в законодательных актах международного права и изучение не только положительного, но и отрицательного зарубежного опыта в сфере противодействия терроризму.

При активной роли России выработаны базовые международные антитеррористические документы, которые нацелены на комплексное противодействие угрозам, исходящим от международных террористических организаций, и предупреждение террористических атак в целом.

Подводя итог вышеизложенному, можно уверенно сказать, что со дня формирования Национального антитеррористического комитета проведена колоссальная работа по созданию и совершенствованию общегосударственной системы безопасности в сфере противодействия терроризму.

Во-первых, принятыми мерами существенно снижен уровень террористических атак на территории нашей страны.

А во-вторых, эти изменения не остаются незамеченными среди населения. Как свидетельствует статистика, уровень доверия граждан к деятельности государственных органов и силовых структур по борьбе с терроризмом с каждым годом растет.

Главным источником террористических проявлений в России все еще остается бандподполье на Северном Кавказе, чему способствует глобализация деятельности интернациональных террористических центров. Исходя из этого, центральной задачей Комитета можно назвать обеспечение адекватного реагирования на возникающие террористические опасности.

В целях предотвращения выезда радикально настроенных лиц в зоны вооруженных конфликтов активизируется информационная и профилактическая работа с привлечением СМИ, общественных институтов, молодежных и студенческих организаций. Заостряется внимание на недопущение проникновения боевиков из зон военных конфликтов в РФ. Для этого принимаются соответствующие меры по повышению результативности розыскной работы на каналах миграции и туризма с задействованием налаженных контактов с представителями других государств.

Продолжается деятельность по совершенствованию противодействия терроризму путем повышения качества работы антитеррористических комиссий, а также усиливается контроль над выполнением принимаемых НАК решений всеми субъектами муниципального уровня. Поддерживается высокая степень готовности силовых структур во всех субъектах РФ к реагированию на возникающие угрозы и обеспечение безопасности проведения значимых внутрироссийских и международных общественно-политических мероприятий.

Гарантия безопасности граждан нашей страны, общества и государства от угроз террористического характера – главная цель деятельности НАК.

Таким образом, образование НАК координирующего работу государственных, правоохранительных структур и специальных служб в сфере борьбы с терроризмом стало серьезным шагом в формировании в России действенной системы обеспечения национальной безопасности, эффективным ответом на нарастание глобальной опасности, ее распространение по всему миру. Теперь следует наращивать кадровый и технологический потенциал НАК по противодействию терроризму на региональном уровне, добиваться слаженности и согласованности действий всех его звеньев и подразделений, повышать качество работы антитеррористических комиссий, обмениваться опытом и актуальной информацией с представителями других государств, а также усиливать контроль над своевременностью и точностью выполнения на местах решений, вырабатываемых НАК.

Национальный антитеррористический комитет доказал свою востребованность и жизнеспособность, внес вклад в решение масштабных задач, направленных на борьбу с терроризмом как в нашей стране, так и на международной уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А. О характере угроз национальной безопасности России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 3 (70). С. 92-95.
  2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов-на-Дону, 1998. Сер. Учебники и учебные пособия. С. 71-76.
  3. Воронцов С.А. Спецслужбы Росси. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2008. Сер. Высшее образование (Изд. 2-е). С. 65-70.
  4. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 4-5.
  5. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Изд. 3-е, доп. и перераб.) С. 302-315.
  6. Краткий словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина. М. 1977. С.230.
  7. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России. Философия права. 2008. № 2. С. 94-100.
  8. П. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  9. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2009. С. 4-6.
  10. П. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  11. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание).
  12. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12145028/#ixzz4UoZM5uYr
  13. Федеральный закон от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  14. Вестник Национального антитеррористического комитета № 1 (14) – 2016 г.
  15. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 100-108.
  16. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.
  17. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи. Власть. 2012. № 9. С. 52-55.
  18. Сборник информационных материалов. «Обзор. НЦПТИ», №8, июнь 2016г.

МОСКВА, 10 мар — РИА Новости. Национальный антитеррористический комитет (НАК) РФ — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность на государственном уровне, — отмечает в четверг десятилетие со дня своего создания.

За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

История создания НАК

В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

НАК рассказал о противодействии террористам в России В России за 2015 год удалось не допустить активизации террористического подполья, в стране не было ни одного теракта, сообщил первый заместитель руководителя аппарата НАК Евгений Ильин.

После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.

"Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества", - сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

В начале 2006 года федеральным законом "О противодействии терроризму" и президентским указом "О мерах по противодействию терроризму" было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.

Основа противодействия терроризму

Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.

В морских районах России появятся штабы по борьбе с терроризмом Президент России распорядился создать в ряде приморских городов оперативные штабы, из которых будет осуществляться управление контртеррористическими операциями и руководство по борьбе с терроризмом.

Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.

Комплексный подход

Созданная система имеет ряд значимых черт.

Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

ФСБ: число отказавшихся от экстремизма и терроризма выросло Этому способствовало проведение комплекса мероприятий адресного профилактического воздействия, сообщил глава Национального антитеррористического комитета РФ, директор ФСБ Александр Бортников.

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом - руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона "О противодействии терроризму" и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом президента России была утверждена стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму", которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — "синий", высокий — "желтый", критический — "красный".

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки "Исламское государство" и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели "чистые" паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых - на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе - 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации "Имарат Кавказ", в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) - орган исполнительной власти , обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию . Создаётся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Руководство деятельностью НАК осуществляет его председатель - директор России (по должности), в настоящее время - .

В состав комитета входят руководители всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации образуются антитеррористические комиссии , которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб , а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы , которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Направления деятельности НАК

  • Подготовка предложений для президента России по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию российского законодательства в этой области;
  • координация антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
  • разработка мер по противодействию терроризму и устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
  • участие в международном антитеррористическом сотрудничестве;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

Полномочия

Решения НАК обязательны для всех федеральных органов власти, руководители которых входят в его состав, а в регионах распоряжения антитеррористических комиссий и оперативных штабов обязательны даже для органов местного самоуправления.

НАК уполномочен:

  • принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также контролировать их исполнение;
  • запрашивать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
  • привлекать для участия в работе должностных лиц и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

Состав НАК по должностям

  • Директор ФСБ России (председатель НАК)
  • Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель председателя НАК)
  • Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК)
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Руководитель Аппарата Правительства РФ - Министр РФ
  • Министр иностранных дел РФ
  • Министр здравоохранения и социального развития РФ
  • Министр информационных технологий и связи РФ
  • Министр промышленности и энергетики РФ
  • Министр транспорта РФ
  • Министр юстиции РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Начальник Генштаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

  • Руководитель штаба
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - Министр обороны РФ
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министр иностранных дел РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Руководитель Росфинмониторинга
  • Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента РФ N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в , созданная после в сентябре , преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полпред президента в ЮФО .

В августе 2006 руководитель НАК на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в и , население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму - в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом - основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на , директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм » - «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.

Основные задачи антитеррористического комитета

Организация занимается противодействием терроризму. В данное понятие входят следующие действия:

  • выявление, а в дальнейшем устранение причин и условий, которые в прошлом способствовали совершению ;
  • выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение и расследование совершенных (непосредственно борьба);
  • минимизация или полная ликвидация последствий терроризма.

Кроме того, антитеррористический комитет ведет административную деятельность. Последнее предполагает:

  • подготовку предложений Президенту РФ и правительству в области борьбы с терроризмом;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму;
  • участие в международном сотрудничестве, совместную разработку и внедрение проектов, международных договоров;
  • подготовку предложений по обеспечению защиты населения от действий террористов.

Права, предоставленные комитету законодательством

Национальный антитеррористический комитет в своей деятельности имеет право:

  • самостоятельно принимать решения, касающиеся обеспечения безопасности;
  • контролировать действия федеральных властей по противодействию терроризму;
  • получать необходимую информацию от органов власти, местного самоуправления и общественных организаций;
  • создавать рабочие органы и привлекать к работе по противодействию терроризму должностных лиц и отдельных специалистов;
  • вносить предложения по вопросам, которые требуют решения Президента РФ.

Так, антитеррористический комитет наделен достаточными правами для успешного осуществления поставленных задач.

Состав оперативного штаба

Состав комитета, групп быстрого реагирования и оперативного штаба регулируется Национальный антитеррористический комитет РФ (оперативный штаб организации) на сегодняшний день включает в себя начальников территориальных органов ФСБ и МВД, которые, соответственно, являются начальником штаба и его заместителем; начальника федерального управления МЧС; главу территориального органа ФСКН; представителя вооруженных сил (по согласованию) и заместителя одного из высших должностных лиц федерального уровня.

Антитеррористические операции

Деятельность уполномоченного органа, будь она ограничена исключительно крупными террористическими актами, была бы совершенно малоэффективной. Антитеррористический комитет России осуществляет постоянный мониторинг уровня террористической угрозы и в случае необходимости оперативно проводит антитеррористические операции.

В последнее время контртеррористические операции комитета были сосредоточены на Северном Кавказе. В 2014 году было отмечено, что в результате деятельности организации количество преступлений террористической направленности сократилось втрое по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Однако обстановка все так же продолжает оставаться напряженной.

В августе 2016 года антитеррористический комитет предотвратил теракты в Республике Крым. Объектами противоправных действий предполагались важнейшие элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова.

Уровни террористической угрозы

Национальный антитеррористический комитет является органом, осуществляющим также профилактическую и обучающую деятельность. Структурой разработана классификация уровней террористической угрозы и соответствующие рекомендации населению. Так, выделяют:

  1. Синий (повышенный) уровень террористической угрозы: при наличии информации, требующей дополнительного подтверждения, о предполагаемом совершении теракта.
  2. Желтый (высокий) уровень террористической угрозы: при наличии подтвержденной информации о готовящемся теракте.
  3. Красный (критический) уровень террористической угрозы: при совершенном теракте или действиях, прямо указывающих на предполагаемый террористический акт.

Национальный антитеррористический комитет РФ в ходе мероприятий по предупреждению террористических атак и информированию населения выпускает рекомендации и проводит учения (для журналистов). Четкие указания населению разработаны для следующих случаев:

  • обнаружение бомбы или любого подозрительного предмета;
  • поведение в толпе при теракте (при давке);
  • порядок действий должностных лиц при террористической угрозе;
  • поведение человека, оказавшегося в заложниках, и так далее.

Наибольшее распространение получили общие рекомендации антитеррористического комитета и описание порядка действия граждан при каждом из уровней террористической угрозы. Общие рекомендации включают в себя полный перечень допустимых, необходимых и небезопасных действий:

  1. При обнаружении объекта, который потенциально может являться взрывным устройством: нельзя прикасаться к предмету или передвигать его, следует зафиксировать время обнаружения объекта, отвести людей как можно дальше и дождаться прибытия оперативной группы.
  2. Получении сообщения об объявлении эвакуации: взять необходимые личные вещи и документы, перекрыть газ, воду, отключить электричество, оказать помощь больным, пожилым лицам, инвалидам и детям и так далее.
  3. Поведению в толпе: любыми способами стараться удержаться на ногах, не пытаться выбраться (это чревато травмами), но и не присоединяться, если человек еще находится не непосредственно в толпе, не держать руки в карманах и прочее.
  4. При захвате в заложники: не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов применить оружие, не проявлять героизма, выполнять указания террористов при необходимости, в случаях, когда необходима медицинская помощь, сообщать об этом преступникам следует кратко и спокойно.
  5. Поведению при проведении контртеррористической операции: не бежать навстречу сотрудникам спецслужб, лежать на полу, закрыв голову руками, разговаривать с террористами, если те идут на контакт, сохранять самообладание.
  6. Захвате авиатранспорта (угоне самолета террористами): следует избегать любых действий, которые могут спровоцировать террористов, при начале спасательной операции принять положение, которое не позволит использовать заложника в качестве живого щита (упасть или спрятаться за спинкой кресла, закрыв голову руками).
  7. Угрозе совершения террористического акта.