Презентация "Прогулка по лесу" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему. Прогулка в лес план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Прогулка по лесу план конспект старшая группа

Ольга Степанюк
Презентация по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка по лесу»

Презентация по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа.

Тема "Прогулка по лесу".

Области:

Познавательное развитие:

Расширять представление детей о разнообразии растительного мира.

Дать знания о видовом разнообразии лесов: хвойный, лиственный, смешанный.

Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.

Формировать бережное отношение к природе.

Физическое развитие:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие:

Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Активизация словаря:

Ввод новых слов - хвойный, лиственный, смешанный.

Литература

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с. (стр. 42)

Публикации по теме:

Ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе. Развлечение «Прогулка по весеннему лесу» Развлечение во второй младшей группе «Задоринка» и «Солнышко» «Прогулка по весеннему лесу» Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях.

Презентация ОРУ «Прогулка в лесу» Презентация к занимательной разминке "Прогулка в лесу" для детей 4х лет. Наглядное пособие. Для проведения занимательной разминки "Прогулка.

Презентация по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха «Весна» Словарь презентации: Какое время года? Весна. Тает снег. Появились проталины. Сосульки. Висят сосульки. Капель. Текут ручьи. Плывет кораблик.

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Прогулка в осеннем лесу"

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении занятия в старшей группе. Было проведено с воспитанниками в рамках тематической недели "Осень золотая".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Прогулка в осеннем лесу» в старшей группе

Составила и провела: Аксенова Татьяна Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 95 «Росточек» г.Волжского Волгоградской области
Программное содержание: Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Наш лесочек так хорош!».
Материал и оборудование: ноутбук; медиапроектор; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; схема тропинок

Ход НОД:
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Дети: Лес)

Воспитатель : Правильно, мы сегодня вспомним все, что знаем про лесное царство. А для чего человеку нужен лес? (Ответы детей)
Педагог обращает внимание на экран медиапроектора, где изображен лес. Подводит итог .: «Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес - это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес -верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес -родной дом животным и растениям. Лес -друг земледельца. Лес -украшение планеты!»

Обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка.
Читает письмо вслух:
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку. Воспитатель: У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя вырывать растения с корнем.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.

Ребенок 1:
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
что в лесу нельзя шуметь. даже очень громко петь!
испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
ветки ели не ломай. и почаще вспоминай:
Ребенок 2:
Мусор с травки убирать! зря цветы не надо рвать!
из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать!
бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой – побереги, Ведь они нам – не враги!

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Тепло). - А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Осеннюю). - Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года? (Для зимы). Ну, что оделись? (Да). А на чем нам лучше добираться в лес? (Идет обсуждение проблемы. Приходим к выводу, что велосипед-лучший транспорт для прогулки, т.к. бесшумный, не загрязняет воздух, легко объезжать препятствия.) Садимся на велосипеды. (дети имитируют движения езды на велосипеде). На экран проецируется картинка леса. Воспитатель читает:
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдешь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Воспитатель: Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.


Спрашивает, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Обобщает ответы детей: «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».
На экране медиапроектора лиственные деревья.
Педагог спрашивает, какие еще виды деревьев знают дети. Обобщает ответы детей:
«Хвойные деревья -это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».
На экране медиапроектора хвойные деревья.
Педагог спрашивает:
«Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу. Педагог подводит детей к пониманию того, что, сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
На экран проецируется картинка смешанного леса.
Воспитатель:
Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.

Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем- (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

На экране медиапроектора кустарники.
Педагог спрашивает:
«Чем отличаются деревья от кустарников? Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков. Какие кустарники вы знаете? Расскажите о кустарниках -боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.) Малина и смородина -это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)

Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».
На экране медиапроектора ягоды и грибы.
Педагог спрашивает:
«Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колокольчика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!»
На экране медиапроектора травянистые растения.
Педагог обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его:
«Ребята! Как же вы меня порадовали -соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу „Растения леса”. Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Педагог предлагает детям в свободное время раскрасить картинки с изображением растений и оформить коллаж «Осенний лес».

Цель: воспитание экологической культуры личности.

Задачи:
— расширять представления детей об охране природы;
— дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— закреплять правила поведения в природе;
— развивать образное восприятие, творчество;
— обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
— формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: Дети, кто знает, что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Согласны?
Ответ детей.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!

Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.

Воспитатель: вот мы и в лесу!
Богдан:

Здравствуй, лес, волшебный лес!
Разных полон ты чудес.
Ты о чем шумишь листвой?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!

Слышится шарканье ног и кряхтение. Выходит Лесовичок.

Лесовичок: Кто здесь свои? Зачем пришли?
Воспитатель: это мы, дети, пришли на прогулку в лес. А ты кто?
Лесовичок: я, Лесовичок, охраняю этот лес!
Восп.: Здравствуй, Лесовичок. Разреши нам погулять в твоем лесу.
Лесовичок: а правила поведения здесь вы знаете?
Вос.: конечно. Дети, расскажем Лесовичку как нужно себя вести в лесу, что нельзя делать.

Дети по очереди говорят по одному правилу поведения в лесу.

Витя:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Вика:

Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Арсений: Из рогатки не стрелять- в лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!

Егор:

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Лесовичок: молодцы, все правильно сказали! Проходите, только я буду за вами все время наблюдать, на всякий случай….

Уходит. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой прикреплены иллюстрации деревьев.

— Ребята, смотрите, как много деревьев растет в лесу, назовите по очереди — как они называются.
Дети отвечают полным ответом: «Это дерево называется дуб», «Это дерево — рябина» и т.д. Одна картинка с изображением дерева со сломанными ветками.
Воспитатель: Ой, у дерева сломаны ветки! Как вы думаете можно ломать деревья? Почему?
Дети отвечают: деревья – живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают кислород, которым мы дышим и очищают воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте поставим для других людей знак, что ветки деревьев ломать нельзя!
Ставят знак около деревьев.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Звучит запись пения птиц.

Воспитатель: Слышите? Это же лесные птицы. Присядем на лесной полянке и попробуем узнать их по голосу?
Ответ детей: «Да!». Дети отгадывают, воспитатель прикрепляет на магнитную доску иллюстрации птиц: кукушка, дятел, синица, сова, ворона.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой знак здесь мы можем поставить для людей.
Ответ детей.
— Правильно, птиц убивать, ловить нельзя!
Ставят около птиц знак, запрещающий стрельбу из рогатки в птиц.

Выходит Лесовичок, у него в руках следы диких животных.

Лесовичок: Молодцы, ребята! И деревья знаете и птиц. А сможете узнать по отпечатку следа животных моего леса?
Ответ детей.
Лесовичок: давайте попробуем.

Лесовичок показывает следы медведя, волка, зайца, лисы, белки, кабана. Дети отгадывают, а воспитатель прикрепляет картинки соответствующих животных.

Воспитатель: как вы думаете, какое правило по обращению с дикими животными мы должны запомнить?
Ответы детей: нельзя подходить близко, обижать, убивать, брать домой.

Ставят знак с правилом около животных.

Лесовичок: Молодцы! Скажите, что ещё растет в моем лесу?
Ответы детей – грибы.
Лесовичок: Правильно. Вы знаете, пока я гулял по лесу, увидел сбитые грибы на полянке. Помогите мне их разобрать. Вот вам корзинки, разложите съедобные грибы в одну, несъедобные в другую корзинку.

Дети выполняют задание, называя каждый гриб.

Воспитатель: Какое правило мы можем запомнить о грибах?
Ответы детей – нельзя сбивать грибы, даже если они несъедобные, так как многие животные питаются и лечатся этими грибами. Ставят знак с правилом около корзинок.
Лесовичок: Вы настоящие знатоки леса!
Воспитатель: Лесовичок, мы с ребятами хотим отблагодарить тебя за интересную и познавательную прогулку по лесу.

Дети вместе с воспитателем выполняют коллективную работу – аппликация «Лес и его обитатели» под запись шума леса и пение птиц. Затем обмениваются подарками с Лесовичком.

Лесовичок: Спасибо! Я тоже хочу вручить вам небольшие подарки от меня.

Он вручает каждому ребенку медаль «Друг леса».

Кирилл М.:

— Добрый наш волшебный лес!
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!

Все вместе:
— Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
Воспитатель: Ребята, как быстро летит время в лесу. Но, нам пора возвращаться домой. Пришло время сказать до свидания Лесовичку и его чудесному лесу.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!

Воспитатель: дети, что мы сегодня узнали о лесе? Какие правила запомнили?
Ответы детей.

















воспитатель,
МДОУ д/с №84 «Тополек», г. Вологда, Вологодская область, Россия

Надежда Бирюкова

НОД «Прогулка в лес » . Старшая группа

Цель : воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.

Задачи :

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;

показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

побуждать к фантазированию.

Учить выражать свои фантазии в словах, небольших высказываниях и рассказах.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Материал : мультипроектор, листья осенние (из бумаги, волшебная книга, природный материал для поделок, пластилин, дидактические карточки к игре "Можно-нельзя".

Образовательные области : «Познание» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество»

1. Воспитатель : Доброе утро, ребята, я рада всех видеть. Давайте, поприветствуем друг друга тихо : так, как капает дождик.

Сегодня мы отправимся с Вами в необычное путешествие, а вот куда - Вам подскажет отгадка на загадку :

Богатырь стоит богат, угощает всех подряд :

Артема - земляникой, Вику - костяникой,

Машеньку орешком, Елисея - сыроежкой.

Оленьку - малинкой, а Никиту – хворостинкой (лес)

Я приглашаю вас погулять по осеннему лесу, но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.

2. Речевая игра "Можно-Нельзя". Что можно, а что нельзя делать в лесу?

(Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса и т. д.

Можно : поиграть в лесу, поаукать, собирать грибы, ягоды и т. д.)

Воспитатель : И самое главное : старайтесь не слишком шуметь , а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

(Дети идут под музыку П. Чайковского "Осенняя песня" до стульчиков)

Воспитатель :

3. Вот мы и пришли Слайд. Панорама осеннего леса.

Ребёнок читает стихотворение С. Погореловского "Лес"

Здравствуй, лес, чудесный лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится-

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи :

Ты же видишь - мы свои!

Воспитатель : Давайте присядем на пенёчки (стульчики) и устроим конкурс историй об осени. А помогут нам в этом, упавшие с деревьев листочки.

4. Речевая игра "На что похож листок"

Слайд. Осенний золотой клён, красная рябина, жёлтая берёза

(Каждый ребенок поднимает с коврика листок, рассматривает его и рассказывает, что он смог представить себе, глядя на этот листок, например, Листок похож на кораблик, он большой, плывет по морю.

Листок похож на воздушный шар, который летит высоко в небе и т. д.)

Воспитатель : Ребята вы умеете разговаривать с листочками?

5. Давайте поиграем в игру "С какого дерева листок?" (в виде диалога, в основе приём эмпатии - способности перевоплотиться в другой предмет, в данном случае – в листик от дерева)

Листочек, ты с какого дерева?

С берёзы!

А как ты попал на землю?

Поднялся ветер, меня закружил, я летал, летал, и упал на землю;

Листочек, на каком дереве ты жил?

Я жил на высоком дубе.

Как ты оказался на земле?

Ветер подул, закружил меня и принес на землю. И т. д.

6. Воспитатель : Дети, а у меня здесь еще листочки, но на них что-то написано. Загадки. Любите загадки? Посмотрим, как вы умеете их отгадывать (показ слайдов деревья леса с загадыванием загадок) .

Слайды о деревьях (берёза, ель, осина)

1-Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (березы)

2-Что же это за девица : не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках

круглый год. (ель)

3-Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

7. Физминутка-этюд " Мы листочки"

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на дереве сидели,

Ветер дунул,полетели.

Мы летели, мы летели,

А когда летать устали,

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул,

И листочки снова сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель : Ну что, друзья, нравится вам в лесу? Настала пора узнать, кто живет в лесу. Давайте заглянем в волшебную книгу. Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие животные и птицы живут в лесу

8. Слайды о животных и птицах.

1-Лесом катится клубок, у него колючий бок.

Он охотится ночами за жуками и мышами. (ёж)

2-На овчарку он похож, что не зуб-то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

3-На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет носом наугад- ищет в речке лягушат. (аист)

4-Черный, проворный, кричит «крак» , червякам враг. (грач)

9. Беседа по вопросам :

Что еще есть в лесу кроме зверей, птиц и насекомых?

Какие грибы вы знаете?

Все ли грибы можно собирать?

Почему нельзя сбивать ядовитые грибы?

Можно ли детям одним собирать грибы?

Почему нельзя ходить в лес без взрослых?

Что нужно делать, если ты потерялся?

Воспитатель : В лесу живут разные обитатели и для них лес -родной дом и кормилец, а для человека - друг. В природе все взаимосвязано. Давайте проследим одну из цепочек взаимосвязей.

10. Построение логической цепочки

Для того, чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. Растения, деревья выделяют кислород.

Листочки деревьев поедают многочисленные гусеницы и червяки.

Птицы, муравьи питаются гусеницами и червяками.

Давайте построим обратную цепочку.

Слайд. Цепочка взаимоотношений в природе.

11. Речевая игра "Я начну, а ты закончи"

Если не будет птиц, муравьев, гусеницы и червяки. (съедят листочки деревьев)

Если у деревьев не будет листочков, они не смогут. (выделять кислород)

Если в воздухе будет мало кислорода, человек. (может погибнуть)

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Ребёнок : "Лес дремучий, до свидания!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!"

12. Коллективная работа. Предлагаю всем пройти за рабочие столы и сделать коллективную поделку из природного материала "На лесной опушке". Эту лесную газету мы вывесим в родительском уголке – пусть родители порадуются нашим знаниям и умениям в экологии!

13. Рефлексия : Вам понравилось в лесу? Что вам больше всего запомнилось? Кому вы помогли сегодня?

Предварительная работа .

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и.т.д.)
  2. Работа с календарем природы.
  3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
  4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
  5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
  6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
  7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
  8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
  9. Составление гербария.
  10. Чтение художественной литературы:

Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

И. Поленов «Синичкины кладовки»;

В. Бианки «Купание медвежат»;

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

  1. Кленовые листья (веточки).
  2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
  3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
  4. Картинки с изображением признаков осени.
  5. Картинки с изображением птиц, зверей.
  6. Запись «Времена года» П.И. Чайковского.
  7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).

Литература:

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.

2. Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р.С.

3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.

4. С.Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез.2010 год.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

Закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

Дать детям представление о птицах, их разнообразии;

Научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

Активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

Формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель - какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)

Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Вот и лес.

(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!

Ребята, что вы видите?

(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.

(Читает ребенок.)

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке!»

(Е. Трутнева.)

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети : Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети : Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?

(Перелетные.)

А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Дети возражают.

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  3. Лес – наше богатство.
  4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)