Артиллерия. Модифицированный артиллерийский прицел на миникарте для World of tanks Прицел для артиллерии world of tanks

  • Дата обновления: 09 Окт 2018
  • Проверено на патче: 1.2
  • Текущая версия: 7.15
  • AleksLee
  • Всего оценок: 1
  • Средняя оценка: 1
  • Поделиться:

Информация о последнем обновлении: Обновлено для 1.2

Важно: В середине лета 2019 выходит новый патч и изменится папка установки модов, теперь их нужно устанавливать в папки WOT/res_mods/1.5.1/ и WOT/mods/1.5.1/. Большинство модов работоспособны, просто переместите их в папку 1.5.1, если какой то из модов все же не работает, ждите его адаптации у нас на сайте.

Прицел Дамоклов Меч создан специально для всеми ненавидимого класса - артиллерии. Причины ненависти объяснять долго (это тема для отдельного рассказа о ведомых и ведущих), но на фоне общего хейта АРТ-САУ все равно продолжают создаваться крутые моды, созданные исключительно для артиллерии, как, например, новый режим прицеливания .

Достоинства прицела Дамоклов Меч

Мод разработан для комфортной игры на артиллерии, все его преимущества можно оценить только во время артиллерийского прицеливания. В прицеле множество данных - угол полета снаряда, таймер кд, расстояние до цели, количество снарядов, новый маркер наведения...

Еще одна яркая особенность прицела Дамоклов меч в том, что его автор добавил возможность настройки почти любого элемента интерфейса с помощью конфигурационных файлов. Находятся они в папке guiflashcrosshairs и имеют названия, соответствующие отдельному режиму прицеливания. Например, конфиг strategicCrosshair.json позволяет настроить интерфейс прицела в артиллерийском режиме, а вот sniperCrosshair.json отвечает за снайперское прицеливание.

Установка прицела Дамоклов Меч для 0.9.17

  • В папку World_of_Tanks/mods/[номер патча] перемещаем папки из архива.

Удивительный мод, в комплект которого входит снайперский режим ведения боя для артиллерии, артиллерийский для обычных танков и ПТ, а также дополнение в виде свободной камеры, активируемой во время сражения.

Особенности модификации

  • Теперь даже на артиллерии вы сможете перейти в снайперский режим. Не очень полезно, но довольно забавно.
  • На обычных танках теперь тоже можно переключаться в несвойственный им прицел - артиллерийский. Особенно эффектно это смотрится, например, на КВ-2 с фугасным орудием.
  • Также активирована возможность полета по всей карте прямо во время боя. Все благодаря свободной камере, встроенной в мод.

Так как свободная камера запрещена разработчиками, использование этой мини-сборки карается баном аккаунта. Выложен материал исключительно для ознакомления.

Установка, а также настройка и активация модификации

Начнем мы с общей установки, ибо все составляющие ставятся одновременно.

  • Вам нужно папку scripts переместить в \World_of_Tanks\mods\1.4.1.2. Готово!

Теперь я расскажу о том, какими клавишами управлять модом.

Если вы находитесь на артиллерии, то активация снайперского режима как на обычной бронетехнике совершается с помощью нажатия клавиши "T" (английской).

Включить артиллерийский прицел на стандартном танке вы можете нажав клавишу "Y".

В комплект входит также свободная камера, которую можно активировать прямо во время сражения. Для активации перейдите в аркадный режим прицеливания и нажмите кнопку "G". Управлять такой камерой можно так же, как и обычным танком, интуитивно.

Несколько скриншотов.

При пристрелке прицел регулируется по направлению, мушка - по вертикали.

Классификация

В различных государствах имеется различная классификация прицелов.

По типу наведения

  • Открытый прицел
по месту размещения
  • Артиллерийский прицел
  • Авиационный прицел
  • Танковый прицел
  • Нашлемный прицел (нашлемный целеуказатель)
  • и так далее.

Открытый прицел

Задняя стойка винтовочного прицела со шкалой расстояний и хомутиком

Кольцевой - c данным прицелом стрелок как бы непосредственно смотрит через апертуру на мушку, совмещая её с целью и инстинктивно выравнивая линию прицеливания относительно светлого пятна, проецируемого апертурой на глаз. Данный тип во многом превосходит открытый: выше скорость прицеливания за счет упрощения процедуры совмещения мушки с целиком (глаз интуитивно находит положение, при котором пенёк мушки совмещается с серединой кольца), большая прицельная линия обеспечивает более высокую точность (целик открытого прицела должен находиться от глаза стрелка на существенном расстоянии, иначе при прицеливании он расплывается, что заставляет смещать его вперёд, жертвуя длиной прицельной линии, - кольцо же, наоборот, должно быть расположено в непосредственной близости от глаза, поэтому у оружия с кольцевым прицелом и получается более длинная прицельная линия), удобней в наведении при недостатке освещения; к недостаткам относится: целик частично перекрывает зрительное поле, время перевода прицела с одной цели на другую часто выше, кроме того, данный тип прицела склонен засоряться. Надо заметить, что в отечественной литературе данный тип прицела зачастую именуют «диоптрическим», - на самом деле такое определение ошибочно по причине совершенно иного оптического принципа, использованного в нём.

Ghost Ring - разновидность кольцевого прицела для использования в гладкоствольном оружии, очень большая апертура и тонкий обод целика. Обеспечивает самую высокую скорость наведения за счет некоторой потери точности, что не является критичным моментом в данном типе оружия.

Диоптрический - особая разновидность апертурного прицела, в этом варианте целик полностью перекрывает обзор глазу спереди, а сама апертура очень малого диаметра (с человеческий зрачок) работает как камера-обскура , проецируя изображение на зрачок стрелка с большей контрастностью. Данный тип прицела дает самую высокую точность из всех возможных механических прицельных приспособлений, расплатой за это служит большое время прицеливания и трудности с наведением в условиях сумерек и ночи, именно по этим причинам данный вид прицела стоит практически только на винтовках для целевой стрельбы на большие расстояния, а также требует особенно правильного способа прицеливания.

Оптический прицел

Прицельная сетка оптического прицела ПСО-1

При пользовании ЛЦУ необходимо учитывать, что снаряд, в отличие от лазерного луча, движется не по прямолинейной траектории. Чем больше расстояние до цели, тем дальше снаряд отклоняется от прямолинейной траектории.

Поскольку ось ствола не совпадает с осью лазерного излучателя, подсвечиваемая точка на цели не совпадает с точкой предполагаемого попадания даже при условии прямолинейного движения снаряда.

Дальномеры

Оптические и оптико-электронные прицелы и прицельные комплексы

Системы такого типа достаточно дороги, поэтому применяются редко, в основном в штурмовых комплексах [неизвестный термин ] (FN, OICW)

Оптико-электронные прицелы во многом схожи с голографическими прицелами. Стрелок смотрит на цель через стекло с меткой, которая включается в результате подсветки излучением, параметры которого соответствуют применяемым при создании рисунка. Ориентируясь на светящуюся область, стрелок может прицеливаться и вести огонь с повышенной точностью, не затрачивая лишнее время на наведение.

Удобство использования подобных устройств заключается в отсутствии необходимости предварительной пробной стрельбы. Точка фиксации на цели стабильна, что позволяет менять линзу на другую, лучше подходящую под текущую ситуацию. Менять ее приходится для изменения формы прицельной марки.

Прицел включает жестко связанный с оружием корпус, оптическую систему с жестко связанным с корпусом объективом, прицельную сетку, координатно-чувствительный приёмник оптического излучения, видеоконтрольное устройство и окуляр. В фокальной плоскости объектива расположена прицельная сетка, жестко связанная с корпусом. Оптическая система содержит расположенную между фокальной плоскостью объектива и координатно-чувствительным приёмником оптического излучения двухкомпонентную систему переноса изображения. Первый компонент жестко закреплен на корпусе, а второй компонент системы переноса изображения, координатно-чувствительный приёмник оптического излучения, видеоконтрольное устройство и окуляр выполнены с общим коэффициентом увеличения, равным единице, жёстко связаны друг с другом и установлены в корпусе оптико-электронного прицела с возможностью защиты от ударных нагрузок при отдаче. Техническим результатом изобретения является защита от ударных физических нагрузок хрупких конструктивных элементов оптико-электронного прицела.

Артиллерийский прицел для World of Tanks с автоматической настройкой.

С подобной ситуацией сталкивались многие владельцы САУ. Враг обнаружен союзниками, начинается сведение в артиллерийском прицеле, а он пропадает. Или чемодан уже отправлен, а пока готовится второй - орудие перезаряжается, враг исчез из «засвета». Бывает очень обидно, когда добыча пропадает, а стрелять в «молоко» - себе дороже. Бывает, что игроки пытаются ориентироваться по мини-карте. Рассчитать, где находился враг, можно. Сложнее туда выстрелить. Приходится вести огонь по площадям, как настоящая артиллерия. С появлением модифицированного артиллерийского прицела на миникарте для 1.5.0.4.20 WOT эта проблема решается. Теперь, после установки, в боевых условиях стрелять можно не только в игровом мире, но и в тактическом пространстве. Неприятель замечен на карте, затем пропадает из видимости. Но зная, что большинство противников не спешат менять позиции, «артавод» сводится на место последнего «засвета», и нажимает кнопку «огонь». Перекрестие прицела на мини-карте позволяет это делать. Зная про разброс осколков фугасами, с большой вероятностью можно сказать, что противник свое получит. В модификации предусмотрено несколько вариантов установки – меняется графическое изображение прицела.

Прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0

Описание

На этот раз мы с вами уделим внимание особому виду прицелов – специально разработанные модификации для АРТ-САУ. К данному виду модов принадлежит прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0 .

Артиллерийские прицелы стоят особняком среди всех прицелов, что используются как модифицированные, причем фанаты артиллерии предпочитают именно данные модификации, так как преимущественно играют именно на АРТ-САУ. С одной стороны они имеют необходимость в качественном и детальном арт-прицеле, с другой – по части снайперского прицела (для танков) им хватает того, что установлен по умолчанию. Именно в таком случае и приходят на помощь специальные АРТ-прицелы.

То, что нужно

Сразу стоит отметить, что арт-прицелы не всегда бывают удачными – некоторые авторы в погоне за оригинальностью слишком стараются, что приводит в итоге к перекосам – они или перенасыщают прицел функциональными новшествами, или же в погоне за оригинальностью, делают графический аспект слишком витиеватым и сложным. Отсюда следует, что прицел надо делать и красивым и функциональным, но при этом он должен быть не избыточно красив, то есть контента там должно быть ровно столько, сколько нужно и не более того.

Красивый, умеренный и информативный

В принципе – данный набор предпочтений выступает лакмусовой бумажкой для выбора оптимального арт-прицела, так как подобный свод правил и является основополагающим.

С точки зрения картинки прицел должен быть четким, с оптимально подобранной цветовой гаммой и контрастностью, чтобы слишком яркие цвета не утомляли, или же слишком мрачные не вгоняли игрока в тоску. Так же должны быть четко видны все надписи и индикаторы, так как в бою у нас не всегда есть время приглядываться, все должно быть четко, просто и понятно.

В плане информативности также должна соблюдаться мера – информации должно быть вдоволь, но только в рамках разумного, чтобы игрок не заблудился в дебрях информационных побрякушек.

Чтобы вы более четко понимали, к каким критериям стоит прислушаться, давайте их перечислим:

  • Динамический и цифровой индикатор перезарядки;
  • Индикатор НР и круг разлета осколков;
  • Счетчик запаса снарядов;
  • Показатели дистанции до цели и времени подлета одного снаряда;
  • Никнейм/тип танка в прицеле.

На мой взгляд это наиболее важные критерии, то есть с ними модификация арт-прицелов имеет все необходимое, все что больше этого, типа угла на который сейчас поднято орудие – просто приятное дополнение без которого ваша игра ну никак не пострадает.

Артиллерийский прицел «Arti (ST)»

Мы неспроста перечислили самые главные критерии и описали то, в чем нуждается хороший арт-прицел и именно таким и является артиллерийский прицел «Arti (ST)», чем он мне и понравился – есть все что надо, и нет ненужных «свисто-звезделок» от которых толку нет, а теперь перейдем к разбору полетов.

Динамический и цифровой индикатор перезарядки – данные значения показывают, сколько всего времени надо на перезарядку и сколько осталось до зарядки, если вы сделали выстрел несколько ранее.

Индикатор НР – индикатор, показывающий, сколько НР есть или осталось у танка на данный момент, позволяет не отвлекаться на панель повреждений.

Круг разлета осколков – немного отличающаяся по тональности область вокруг центра прицела, помогает понять каков радиус поражения осколками и подкорректировать наведение в нужную точку.

Счетчик запаса снарядов – как и индикатор НР дублирует возможности панели повреждений, а в данном случае – панели иконок;

Показатели дистанции до цели – показывает, сколько метров до вашего противника осталось, помогает сделать верное упреждение, а для тех, кому лень прикидывать в уме, есть следующий показатель%.

Время подлета одного снаряда – показывает, сколько секунд будет лететь снаряд до выбранной цели, что позволяет вам сделать упреждение (особенно эффективно против медленных целей).

Никнейм и тип танка в прицеле – я бы отнес этот пункт к наименее полезным, но для тех, кто плохо определяет, что за танк он видит в режиме арт-прицела – подойдет. В любом случае вы сможете примерно понять, что за броня у этого соперника и какой потенциальный урон он может понести.

Прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0 – является примером сбалансированности, умеренности вкупе с достаточно высокой степенью понятности, графического исполнения и наличия необходимого инструментария. Так что можно отнести его к прицелам для арт-сау, которые понравятся даже тем, кто вообще не любит использовать модифицированные прицелы.

Установка

  1. Установить шрифты;
  2. Папку mods поместить в корневую папку World of Tanks.