Смерть сталина борьба за власть основное. Политическая борьба после смерти Сталина

Большая часть народонаселения, выдрессированное десятилетиями правления Сталина, было готово к принесению себя в жертву по примеру строителей египетских пирамид. Однако, были люди и в те времена, которые помянув «друга всех детей» и «отца народов», - откушав водочки и закусив огурчиком с квашеной капусткой, - решили, что теперь пришло их время.

Первая версия пост-сталинского апгрейда

Берия-Маленков-Хрущев и примкнувший к ним Булганин стали первой версией апгрейда политической и социальной системы пост-сталинской эпохи.

Сейчас уж мало кто помнит, но после Сталина во главе страны встал, поставленный туда стараниями Берии, удобный ему товарищ Маленков. При жизни Сталина товарищ Маленков был тем, кого сейчас принято называть спичрайтером - помимо официального занимаемого им поста. Большая часть сталинских докладов в конце сороковых–начале пятидесятых были написаны Георгием Маленковым.

Берии и Маленкову казалось, что для того, чтобы укрепиться во власти и не дать себя сожрать остальным кремлевским серым волкам, необходимо подмять под себя все государственные структуры и, главное, пост Председателя Совета Министров СССР. К партийным структурам они отнеслись недальновидно опрометчиво.

Именно пост Председателя и занял Маленков, а портфели были поделены между поддерживающими его и Берию «соратниками». Товарищу Н.С.Хрущеву государственной должности не досталось. Его поставили на малозначимый - по высоко-номенклатурным критериям того времени, - почти номинальный пост секретаря ЦК КПСС.

Шах и мат Никиты Хрущева

Чуть менее двух лет понадобилось Никите Хрущеву, чтобы в несвойственной ему - спокойной – манере, с помощью подковерных партийных игр, и иногда очень рискованных шагов, сместить своих соперников. И не просто сместить, а перехватить и благополучно присвоить их, чуть ли не демократические, начинания.

Так, именно Берия осуществил ряда крупных промышленных предприятий из система ГУЛАГа в ведомственные министерства, начал процесс смягчения и прекращения уже запущенного маховика новых репрессий (дело врачей и т.д.), осуществил амнистию и провел реабилитацию нескольких десятков сотен заключенных – это была капля в море ГУЛАГа, и она почти не касалась политических заключенных, но именно тогда у многих тысяч невинно осужденных зародилась надежда на перемены.

За считанные месяцы он стал превращаться из исчадия ада в одного из самых «либеральных» реформаторов, но ненавидеть его меньше не стали. Особенно все кремлевские заседатели, поскольку именно у него были все ниточки, связывающие каждого их них и их приближенных с репрессиями 30-50-х годов.

Маленков же был автором идеи развенчания культа личности, реформирования сельского хозяйства, освобождения из социалистического рабства колхозников и приоритета легкой промышленности над тяжелой. Он вообще был приверженцем идей НЭПа.

Хрущев двумя превентивными ударами – сначала по Берии, а потом и по Маленкову, - избавился от превосходящих его по интеллекту, но не по амбициям соперников.

Именно попытка Маленкова развернуть управление страной от сталинской модели к ленинской - коллегиальной, - когда возглавляет правительство и одновременно руководит деятельностью высших органов партии, и сыграло с ним злую шутку, поскольку коллегиальность возможна лишь при демократии, а не при авторитарном тоталитаризме.

На одном из заседаний Президиума ЦК, на которое чуть припоздав пришел Маленков, его место было занято Хрущевым. На вопросительную реплику - «мы же решили вернуться к традиции Ленина и председательствовать должен я, как глава правительства», - Хрущев пренебрежительно ему ответил: «А ты что, Ленин?». Именно с этого момента звезда слабовольного и исполнительного Маленкова окончательно свалилась с кремлевского небосклона.

Безусловно, Никита Сергеевич не с кондачка решился на столь экстравагантный шаг. Несколько ранее покровитель Маленкова Берия был назначен «агентом международного империализма», осужден, и расстрелян. Именно на него, а не на Сталина, которого даже после смерти боялся Хрущев, была в большей степени возложена вина за репрессии - как заговор против советского народа. Обвинения в причастности к репрессиям стали для Хрущева удобным механизмом по удалению всех опасных и неугодных соперников, которым приходилось каяться, а затем слагать с себя полномочия. Именно так Хрущев и убрал практически всех, кто многие годы был особенно приближен в Сталину: Молотова, Кагановича, Микояна и других. Отчего никто из них не попытался «привлечь» к той же ответственности самого Хрущева, ведь не для кого не было тайной его рвение в этом вопросе - это вопрос для психоаналитиков.

С огромной выгодой для себя лично воспользовался Хрущев идеями Маленкова, но, в основном, только в плане развенчания культа личности. Его понимание экономики и удивительно волюнтаристское с ней обращение, в конечном итоге, после стремительного взлета, подготовленного Маленковым, привело к столь же стремительному спаду, вплоть до расстрела митинга в Новочеркасске в 1962 году. Таким образом в стране было окончательно покончено с намечающимися, но не успевшими начаться последовательно-прогрессивными экономическими реформами.

Цугцванг для Хрущева

За пять лет, последовательно, Хрущев устранил всех своих многочисленных конкурентов, каждый из которых после смерти Сталина, мог претендовать на первую роль в государстве: от Берии – до все это время помогавшего ему Жукова.

В марте 1958 года в СССР началось формирование нового правительства. В результате чего Хрущев добился своего назначения на должность Председателя совета министров. При этом им была сохранена и должность Первого секретаря ЦК КПСС. Фактически это означало полную победу Хрущева. Борьба за власть после Сталина была окончена.

Одного не смог учесть товарищ Хрущев – не только он умел плести заговоры за кремлевскими стенами. Устранив с пути всех, кто так же как и он был непосредственным свидетелем смерти Сталина, не оставив возле себя не только врагов, но и если не друзей, то соратников, последним из которых был в ссылку Жуков, он стал жертвой абсолютно идентичного заговора против него, организованного Шелепиным-Семичастным-Брежневым и примкнувшими к ним Сусловым и Подгорным, которым надоел малообразованный и непредсказуемо мятущийся из крайности в крайность, инициативный идиотизм Хрущева.

Борьба за власть после смерти Сталина развернулась с отчаянной силой, хотя, началась она ещё при его жизни. У многих сложилось о Сталине впечатление, как о тиране и узурпаторе. Многие полагают, что лишь кончина Иосифа Виссарионовича освободила народ от его правления, и только историки и очень внимательные читатели знают, что это было не так.

Ещё при жизни Сталин хотел омолодить кадры, отделить партию от непосредственно управлением государством, и поставить на ответственные посты молодых и образованных специалистов. Он и приемника себе подготовил, собираясь уйти на покой, объявив об этом ещё в 1952 году на ХIХ съезде КПСС. Тогда члены ЦК не удовлетворили его прошение и не приняли отставку. Но кто был этот таинственный приемник?

Это бы Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Именно его готовил Сталин на роль Председателя Совета Министров СССР и ему хотел передать бразды правления.

Познакомились они ещё до войны, и Сталин высоко оценил характер Пономаренко. Тот умел отделять истинных врагов народа, от банального сведения счётов, и благодаря ему, многие несправедливо осуждённые вернулись домой.

В 1948 году Иосиф Виссарионович назначил Пономаренко секретарем Центрального Комитета партии и министром заготовок СССР. В послевоенные годы это была ответственная должность. Ведь отмена продуктовых карточек не решала проблемы дефицита, и нужно было очень быстро принимать ответственные решения и грамотно управлять этой системой перераспределения товаров в масштабах огромной страны.

В 1952 году Пономаренко назначили заместителем Председателя Совета Министров, и даже лежал приказ о назначении Пантелеймона Пономаренко Председателем Совета Министров, но он так и остался не подписанным. Сталин не успел.

На следующий день после смерти вождя, председателям Совета Министров назначили Маленкова, а ключевые посты в министерствах достались Молотову, Микояну, Берии и Кагановичу. Но, уже через несколько дней, в игру вступили остальные претенденты на место Сталина. Единолично устранить Маленкова не представлялось возможным, но можно было, урезать часть его полномочий, разделив должности секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР, поставив Маленкова перед выбором.

Неизвестно, какую роль сыграл Берия в смерти Сталина, но вполне вероятно, что именно благодаря его стараниям любимый вождь отправился в мир иной. И вполне понятно недовольство Берии, когда ему всего лишь достался пост министра МВД. Берия чувствовал себя обиженным. Однако, именно работа в МВД давала Берии нужные рычаги влияния, и это нельзя было игнорировать.

Борьбу за власть после смерти Сталина вели самые прожжённые интриганы: Никита Сергеевич Хрущев, Григорий Максимилианович Маленков и Лаврентий Павлович Берия.

Участники борьбы за власть после смерти Сталина нейтрализовали Пономаренко, отправив того руководить Министерством Культуры, а после и вовсе, отослали в Казахстан. Он был не серьёзным противником, но маячил перед глазами и мешал плести интриги.

На каком-то этапе Маленков и Хрущев вынуждены были объединить усилия, чтобы выбить Берию из этой гонки за власть. Ведь Берия имел неплохой компромат на всех и на каждого, что делало его сильным и опасным противником. Как ни странно, но именно этот страх сыграл против Берии. Никто особо не возражал, когда Берию обвинили в шпионаже и приговорили к высшей мере наказания – к расстрелу.

Маленков начал с того, что отошёл от культа личности, но при этом, постарался не опорочить честное имя прежнего вождя. Маленков хотел несколько урезать влияние партии на решения органов власти и тем самым сделать её менее значимой.

Решения Маленкова принесли свои плоды, и именно его пятилетка была признана самой эффективной. Маленков упразднил несколько министерств, урезал бюрократический аппарат, и многих понизил в должности, отправив из кабинетов на производства. Но, если у народа не было претензий к Маленкову, то чиновники расстроились, когда Маленков запретил неучтённые вознаграждения в «конвертах» в министерствах, но для «нужных» чиновников эти конверты сделал более пухлыми.

Ему быстро припомнили его карьерные ступеньки – подлоги и фальсификации в «Деле врачей», и в «Ленинградском деле», и в феврале 1955 года Маленков был вынужден подать заявление об отставке. Его место занял ставленник Хрущёва Николай Булганин. Сам Хрущёв готовил себе почву, и Булганин, как Председатель Совета Министров СССР его вполне устраивал.

На пленуме 1957 года Хрущеву, при помощи соратников, удалось вывести из состава членов Президиума своих основных противников – Маленкова, Кагановича и Шепилова, убрав наиболее ярых конкурентов со своего пути.

27 марта 1958 года, Никита Сергеевич Хрущев становится Председателем совета Министров СССР, а «отработанный материал» - Булганин, фактически отправляется в ссылку, как и маршал Жуков. Хрущёв избавлялся не только от врагов, но и от друзей и от соратников.

Внутриполитическая борьба за власть после смерти Сталина была закончена, и победителем стал не самый умный, но самый хитрый – Никита Сергеевич Хрущев. Он умудрился всех переиграть, перехитрить и предать.

Реформирование советского общества второй половины 50-х -- первой половины 60-х годов, вошедшее в историю как «оттепель», стало определяющим в развитии политической жизни страны практически вплоть до конца существования Коммунистической партии и Советского Союза. Однако программа хрущевских преобразований возникла не на пустом месте. Ее корни и истоки лежат в последних послевоенных годах сталинского правления. Выйдя победителем из самой кровопролитной войны в истории человечества, советский народ ощущал необходимость перемен к более достойной жизни. Подобными настроениями были проникнуты все слои общества. Именно в послевоенный период прослеживаются попытки формулировать определенные идеологические новации.

Важнейшим качественным изменением СССР в послевоенные годы стало обретение страной статуса сверхдержавы. К 1 января 1946 года СССР установил дипломатические отношения с 46 государствами мира, тогда как до войны такие отношения поддерживались лишь с 25 странами. После Второй мировой войны Советский Союз -- победитель фашизма -- обладал большим авторитетом, выступая вершителем судеб в мировой политике. Обретение нового качества не могло не сказаться на внешнеполитическом функционировании советского государства.

Многие политические повороты тех лет с новой силой проявились уже после смерти Сталина. В этом смысле взгляд на хрущевские реформы с позиций послевоенных лет позволяет прояснить и улучшить понимание целого ряда узловых вопросов развития постсталинского общества. Именно в первые послевоенные годы происходит формирование курса внешней политики СССР, затем получившего развитие и воплощение в хрущевский период.

Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания Второй мировой войны, но которые были бы вряд ли возможны при жизни вождя, но в то же время способствовала началу внутри партии КПСС борьбы за власть. Эта борьба продолжилась вплоть до 1958 года.

Процесс преодоления кризиса власти, вызванного смертью Сталина, и выдвижения Хрущева в качестве единоличного лидера прошел в своем развитии четыре этапа:

  • 1) период триумвирата - Берия, Маленков, Хрущев (март"июнь 1953 г.);
  • 2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 - январь 1955г.);
  • 3) период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955 - июнь 1957г.);
  • 4) период единоличного лидерства Хрущева и формирования оппозиции "молодого" аппарата (июнь 1957 - октябрь 1964 г.).

После смерти Сталина Маленков наследовал его пост Председателя Совета Министров. Однако, если для Сталина авторитет должности, в общем, имел символическое значение - он контролировал все три рычага управления (МВД - Совмин - ЦК), то Маленков был практически лишен возможности тройного контроля, поделив власть с Берией и Хрущевым. Поэтому по степени потенциального влияния на политический процесс в целом позиция Маленкова в конечном счете оказалась более слабой, чем позиции других "триумвиров".

На начальном этапе велась между Меленковым и Берией. Оба они высказывались за то, что функции власти должны быть переданы из рук КПСС государству. Борьба за власть после Сталина между двумя этими людьми велась всего до июня 1953 года, но именно на этот непродолжительный исторический отрезок пришлась первая волна критики культа личности Сталина. Для членов КПСС приход к власти Берии либо Маленкова означало ослаблении роли партии в управлении страной, поскольку этот пункт активно продвигался, как Берией так и Маленковым. Именно по этой причине Хрущев, который на тот момент возглавлял ЦК КПСС стал искать пути, отстранения от власти, прежде всего, Берии, который виделся ему наиболее опасным противником. Члены ЦК КПСС поддержали Хрущева в этом решении. В результате 26 июня Берия был арестован. Произошло это на очередном заседании совета Министров. Вскоре Берия был объявлен врагом народа и противником коммунистической партии. Последовало неминуемое наказание - расстрел.

Далее борьба за власть продолжилась (лето 1953 - февраль 1955). Хрущев, который убрал со своего пути Берию, стал теперь главным политическим соперником Маленкова. В сентябре 1953 года съезд ЦК КПСС утвердил Хрущева в должности генерального секретаря партии. Проблема заключалась в том, что Хрущев не занимал никаких государственных должностей. На этом тапе борьбы за власть Хрущев обеспечивал себе поддержку большинства в партии. В результате позиции Хрущева в стране стали заметно крепче, в то время, как Маленков позиции сдал. Во многом это было связано с событиями декабря 1954 года. В это время Хрущев устроил процесс против руководителей МГБ, которые обвинялись в подделывании документов по «ленинградскому делу». Маленков был сильно скомпрометирован в результате этого процесса. В результате этого процесса Булганин сместил Маленкова с поста, который тот занимал (глава правительства).

Следующий этап, на котором велась борьба за власть после Сталина, начался в феврале 1955 года и продолжился до марта 1958 года. На этом этапе произошло объединение Маленкова с Молотовым и Кагановичем. Объединенная «оппозиция» решила воспользоваться тем, что у них было большинство в партии. На очередном съезде, который состоялся летом 1957 года, был ликвидирован пост первого секретаря партии. Хрущев был назначен министром Сельского хозяйства. В результате Хрущев потребовал созыва Пленума ЦК КПСС, поскольку согласна устава партии только этот орган мог принимать такие решения. Хрущев, пользуясь тем, что он являлся секретарем партии, лично подобрал состав Пленума. Там оказалось подавляющее большинство людей, которые поддерживали Хрущева. В результате Молотов, Каганович и Маленков были отправлены в отставку. Такое решение принял Пленум ЦК, аргументируя это тем, что все трое вели антипартийную деятельность.

Борьба за власть после Сталина фактически была выиграна Хрущевым. Секретарь партии понимал, насколько важным постом является в государстве пост председателя совета министров. Хрущев сделал все, чтобы занять этот пост, поскольку Булганин, который занимал эту должность, в 1957 году открыто поддержал Маленкова. В марте 1958 года в СССР началось формирование нового правительства. В результате чего Хрущев добился своего назначения на должность председателя совета министров. При этом им была сохранена и должность первого секретаря ЦК КПСС. Фактически это означало победу Хрущева. Борьба за власть после Сталина была окончена.

О политике Хрущева в "чистом" виде можно говорить, таким образом, только со второй половины 1957 г. когда он начал действовать как единоличный лидер. Этот период дает наиболее точное представление о личном потенциале Хрущева как реформатора и о пределах возможного в его деятельности. Что касается содержания курса до 1957 г. то ставить вопрос о решающей роли Хрущева в его формировании следует с известной осторожностью - особенно в первые два года после смерти Сталина.

Однако неизменным оставалось главное: новое руководство партии во главе с Хрущевым практически полностью сохранило стратегию коммунистического строительства, сформулированную в послевоенный период.

Политика десталинизации.

После смерти Сталина разворачивается борьба за власть, которая про­должилась до весны 1958 г.

6 марта, в то время как тело Сталина перевозят из Кунцева в Дом Сою­зов и начинается подготовка к церемонии захоронения, произошел первый раздел постов в правительстве. Президиум, избранный XIX съездом, был сокращен до 10 членов и 4 кандидатов. Из прежних членов Президиума ос­тались только М.З. Сабуров и М.Г. Первухин. Председателем Совета Мини­стров стал Г.М. Маленков, его заместителями - Л.П. Берия (министр внут­ренних дел) и В.М. Молотов (министр иностранных дел). Два других заместителя Г.М. Маленкова - Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. Формаль­но главой государства стал К.Е. Ворошилов.

На первом этапе (март-июнь 1953 г.) серьезную опасность для осталь­ных «наследников» представлял Л.П. Берия, ставший главой объединенного МВД (и кроме того - член Президиума ЦК КПСС, заместитель Председа­теля Совета Министров СССР). Взяв в свои руки силовые структуры, Берия одновременно выступает с рядом предложений по корректировке нацио­нальной и внешней политики СССР.

27 марта 1953 г. Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех за­ключенных, чей срок не превышал пяти лет. В начале апреля 1953 г. пре­кращено следствие по «Делу врачей»; освобождены из заключения участ­ники «Мингрельского дела». Фактически, Берия стал инициатором процесса десталинизации.

В 1953-1956 гг. (до XX съезда КПСС) в русле этой политики начался пе­ресмотр «ленинградского дела»; ликвидирован ГУЛАГ.

26 июня на заседании Совета Министров Л.П. Берия был арестован и впоследствии предан суду (в декабре 1953 г. - расстрелян).

С лета 1953 г. по февраль 1955 г. борьба за власть вступает во второй этап, когда на вершине оказались Маленков и Хрущев, избранный в сентяб­ре 1953 г. Первым секретарем ЦК, но по-прежнему так и не занимавший го­сударственных постов.

С сентября 1953 г. начинается пересмотр решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД и т.д. Для реабилитации невинных жертв репрессий создана спе­циальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек (в том числе А.С. Бубнов, СВ. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др.).

В марте-апреле 1954 г. МГБ преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. За фальсификацию дел были преданы суду некоторые бывшие руководители органов безопасности. В печати нача­лась критика культа личности И.В. Сталина.



В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС, на закрытом заседании ко­торого с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С. Хрущев.

В докладе, в частности, содержались сведения, собранные комиссией П.Н. Поспелова о массовых репрессиях 30-40-х гг. Причины этих репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После съезда этот доклад зачитывался на собраниях партийных орга­низаций.

Выступление Н.С. Хрущева На XX съезде КПСС положило начало пе­ременам в общественном сознании и процессу «управляемой десталиниза­ции». После XX съезда КПСС приобретает значительно большие масштабы работа по реабилитации жертв сталинских репрессий.

В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессирован­ных народов, кроме немцев Поволжья и крымских татар; восстанавливается их государственность.

В эти же годы осуществляется реформа системы правосудия, принимается новое уголовное законодательство и Положение о прокурорском надзоре.

В 1955 г. начинается постепенное отстранение от власти Г.М. Маленкова: 25 января пленум ЦК КПСС осудил Г.М. Маленкова за ошибки в сельскохо­зяйственной политике начала 50-х гг. (стратегия развития легкой промыш­ленности вместо «союза» сельского хозяйства и тяжелой промышленности, за который ратовал Хрущев) и за «правый уклонизм»; 8 февраля последовала отставка Г.М. Маленкова, ставшего зампредом Совета Министров и сохра­нившего за собой членство в Президиуме. Пост председателя Совета Мини­стров занял Н.А. Булганин, уступивший, в свою очередь, пост министра обо­роны Г.К. Жукову.

В марте союзник Г.М. Маленкова Л.М. Каганович отстранен от руково­дства планированием в промышленности.

В июле пленум ЦК КПСС подверг критике В.М. Молотова (не скрывал враждебного отношения к примирению с Югославией и договору с Австри­ей; считал, что в СССР созданы только «основы» социализма, в отличие от Н.С. Хрущева, который полагал, что СССР уже находится на стадии пере­хода от социализма к коммунизму).



18 июня 1957 г. была предпринята попытка отставки Н.С. Хрущева. На засе­дании Президиума ЦК КПСС: 7 из 11 членов Президиума (Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин и М.З. Сабуров) потребовали отставки Н.С. Хрущева. 22 июня собрался ЦК КПСС (главным образом благодаря Г.К. Жукову, организовавшему доставку во­енными самолетами со всей страны членов ЦК), который отменил голосование Президиума и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Мо­лотов, Каганович, Маленков и Сабуров были исключены из Президиума ЦК, а Первухин переведен в кандидаты (Маленков стал директором электростанции в Сибири, Молотов - послом в Монголии). Новый Президиум был расширен до 15 человек за счет перевода в члены Президиума прежних кандидатов (Г.К. Жукова, Л.И. Брежнева, Н.М. Шверника и Е.А. Фурцевой) и секретарей ЦК (А.Б. Аристова, Н.И. Беляева), поддержавших Хрущева.

В октябре пленум ЦК КПСС вывел Г.К. Жукова из Президиума и ЦК КПСС, обвинив его в культе личности и склонности к бонапартизму. На пост министра обороны был назначен маршал Р.Я. Малиновский, связан­ный с Хрущевым родственными узами.

В марте 1958 г. Н.А. Булганин отстранен с поста Председателя Совмина (его пост занял сам Н.С. Хрущев).

Введение. 9 марта 1953 года на Красной площа ди хоронили Сталина. До этого в течении двух суток тело покойного было вы ставлено в гробу для «всенародного прощания» с ним. В Колонный зал Дома с оюзов устремились сотни тысяч москвичей. Сотни из них были раздавлены в возникавших в разных местах давках. Количество жертв было бы гораздо бол ьше, если бы не был принят ряд мер, чтобы воспрепятствовать приезду в стол ицу иногородних. В Москву стали поступать ходатайст ва о присвоении имени Сталина промышленным предприятиям и высшим учебн ым заведениям, проспектам и площадям, городам и колхозам. Пропаганда при зывала навечно сохранить память о Сталине – гениальном вожде и учителе, великом продолжателе дела Маркса-Энгельса-Ленина. Скорбь в стране была подлинной. Сталин олицетворял власть в стране и, как это бывало не раз в от ечественной истории, саму страну. Его смерть порождала тревогу – что бу дет дальше? Мертвый Сталин не должен был мешать живым. Превознесени е Сталина могло стать серьезным препятствием для осуществления давно н еобходимых преобразований. Нужда в них была колоссальная. Страна не могл а прокормить себя. Даже в Москве не хватало самого простого – картошки. Р азоренные налогами крестьяне при любой возможности стремились уйти из деревни. В стране было две огромные армии: армия как таковая, существовав шая по штатам военного времени, и равная ей по численности армия заключе нных, занятых на «великих стройках коммунизма» - строительстве гидроэле ктростанций, дорог, громадных заводов. Следовать «сталинским заветам» - это означало жить по придуманным им экономическим законам социализма, п редполагавшим отказ от торговли, от товарно-денежных отношений. Абсурдн ость таких новшеств была понятна всем. Поэтому мало было похоронить Стал ина. Надо было по-тихому прикрыть и волну его почитания, нейтрализовать е го «теоретическое наследие». 1. Борьба за власть после см ерти вождя. В марте 1953г. Сталин умер и в руководящих кругах развернула сь борьба за власть. 5 марта 1953г. Бюро Президиума ЦК КПСС, утвержденное ране е как оперативное структурное звено Президиума и созданное по инициати ве И.В. Сталина, внесло предложение ликвидировать само Бюро, как неуставн ое, и одновременно сократить число членов Президиума с 25 до 11 человек. Эти п редложения были утверждены на совместном заседании Пленума ЦК, комисси и Совмина и Президиума Верховного Совета. Г.М. Маленков был утвержден в д олжности председателя Совмина СССР, Л.П. Берия – 1-го заместителя п редседателя Совмина и министра внутренних дел с включением в его состав Министерства госбезопасности, В. Молотов – 1-го заместителя председател я Совмина и министра иностранных дел, Н. Булганин – министра обороны, А. М икоян – министра внешней и внутренней торговли. Был сформирован Презид иум Совета министров, в который не вошел Н.С. Хрущев, эму было предложено с осредоточиться на работе в ЦК КПСС. Первый «раунд» был выигран группой Г.М. Маленкова и Л.П. Бе рии. Но менее чем через 10 дней, 14 марта 1953г., очередной Пленум ЦК избрал новый с екретариат. На этот раз в члены секретариата не вошел Г. Маленков. Ему было предложено сосредоточится на работе Совета министров. Это был парирующ ий удар Н. Хрущева, который теперь, как единственный член Президиума, вход ящий в секретариат, фактически его и возглавил. Вскоре по обвинению «в обмане партии и фабрикации дела врачей» из состава секретариата был исключен Д.С. Игнатьев, занимавший п ри жизни И.В. Сталина пост министра государственной безопасности СССР. Все эти события не имели отношения ни к чему другому, кроме борьбы за власть, но отражали определенную неста бильность обстановки в целом. В этих условиях в области государственног о управления начал выделяться Л.П. Берия, подчеркнуто демонстрирующий св ою независимость и от Г. Маленкова, и от Н. Хрущева. 2. Начинания Л.П.Берии. Государственный пост Стали на – Председатель Совета Министров СССР – получил Г.М. Маленков, фактич ески контролировавший карательные службы страны в последние годы жизн и Сталина. Его союзник в последние годы – Лаврентий Павлович Берия – получил пост первого заместителя Председателя Совмина и министра но вого министерства под старым названием – Министерство государственно й безопасности. Таким образом, ликвидировалось соперничество прежнего МВД и МГБ, Берия становился во главе огромного ведомства, располагавшего собственными воинскими формированиями, своими судьями и местами заклю чения, промышленными предприятиями, непосредственными возможностями в мешательства практически в любой вопрос внутренней и – через органы ра зведки – внешней политики страны. Другим заместителем Председателя С овмина СССР стал Н.А. Булганин, получивший пост военного министра. Замест ителями Председателя Совмина стали также В.М. Молотов, вернувший себе по сле смерти Сталина пост министра иностранных дел и Л.М. Каганович. Пост Пр едседателя Верховного Совета СССР получил К.Е. Ворошилов, также находивш ийся в тени в последние годы жизни Сталина. Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991. С.87. Став министром внутренних дел Берия, начинает пересмотр политических процессов, которые велись в послевоенный период. Наряду, с реабилитацией обвиненных по отдельным политиче ским процессам Берия предложил внести ряд изменений в существовавшую т огда судебную систему. Он выступил с инициативой проведения амнистии в с тране. В записке, адресованной в Президиум ЦК КПСС 26 марта 1953г., он сообщал, ч то в стране в тюрьмах, колониях, исправительно-трудовых лагерях находило сь 2526402 человека, в том числе тех, которых считали особо опасными, - 221435 человек. 27 марта 1953г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О б амнистии», по которому на свободу вышло около миллиона человек, осужде нных на срок до 5 лет. На свободу выходило более трети советских заключенн ых. Пихоя Р.Г. «Совет ский Союз:история власти. 1945-1991. С. 93. Выдвинув Г.М. Маленкова на пост первого человека в государ стве и став его первым заместителем Берия, принимается за замену наиболе е прогнивших опор социалистического режима. Вместе с привлеченным для р азработки соответствующих партийных решений Н.С. Хрущевым они понимали, что созданная Лениным и укрепленная и расширенная Сталиным социалисти ческая система исчерпала многие свои возможности и нуждается в срочном обновлении. Но отступаться от тоталитарного принципа они не собирались. Первое радикальное предложение Берии - об амнистии – они урезали таким образом, что в нем начисто отсутствовало даже упоминание о политических заключенных. В «кремлевском руководстве» сказывались разобщенность, отчужденность, недоверие, подозрительность, культивировавшиеся в посл едние годы Сталиным и прочно укоренившиеся настолько, что их не могла пе ресилить, объединить общая боязнь, даже страх перед Берией. Никто не смел ему открыто возражать. Члены правительства отваживались с ним спорить т олько по мелочам, деталям или настаивать на том, чтобы отложить на какое-т о время принятие окончательного решения. Так, например, удалось поступит ь с инициативой Берии - ослабить налоги с колхозного крестьянства и разр аботать систему мер по подъему сельского хозяйства за счет материально го стимулирования. Но были одобрены и спущены на места директивы по испр авлению национальной кадровой политики. Центральным газетам разрешено было опубликовать полный текст выступления американского президента Д. Эйзенхауэра с призывом к мирному урегулированию всех больших мировых проблем. Так же поступили с предложением британского премьер-министра У. Черчилля провести на высшем уровне конференцию ведущих держав мира. Со гласились на восстановление дипломатических отношений с Югославией (к ак с капиталистической страной) и Израилем. Отказались от прежних требов аний к Турции о совместной обороне Черноморских проливов и от территори альных требований к ней со стороны Армении и Грузии. Были достигнуты дог оворенности о перемирии в Корейской войне и подписано соглашение о прек ращении огня. Позиции Берии были не такими прочными. У него не было подде ржки в партийном аппарате страны. Он не был связан с собственно аппаратн ой деятельностью ЦК КПСС. В Совете Министров СССР у него был достаточно у зкий сектор деятельности. Его позиции в новом Министерстве внутренних д ел отнюдь не были неколебимыми. Это министерство было образовано из двух враждовавших между собой ведомств – Министерства государственной бе зопасности и Министерства внутренних дел. Поэтому новое министерство н е могло быть единым монолитом на который Берия мог бы опереться. Берия был сторонником проведения более активной национа льной политики в СССР, связанной, в частности, с преимущественным замеще нием руководящих кадров республик уроженцами этих республик. Эта работ а была спешно проведена в его МВД. Берия замахивался на святая святых апп арата – номенклатуру, имевшую свои законы, позволявшие назначать Л.И. Бр ежнева первым секретарем в Молдавию, а П.К. Пономаренко – в Казахстан. Берия становился все более опасной фигурой для разных лю дей и по разным причинам. Его боялись и ненавидели. Для одних он был опасны м ревизионистом, пытавшимся подвергнуть переоценке основы сталинской политики. Для военной верхушки Берия – опасный противник, ненавидимый г енералитетом за репрессии конца 30-х – начала 50-х гг. С его именем связаны п реследования высшего командного состава послевоенных лет, его «особис ты» были постоянной угрозой для любого командира. Аппарат МВД на местах являлся «параллельной властью», хо рошо оплачиваемой, во все вмешивающейся и ни за что не отвечающей. Поэтом у он был опасен и для партийных и государственных чиновников, и для госуд арственных руководителей. Для всех Берия был символом угрозы, превращения в «лагерную пыль» по его воле. Крушение Лаврентия Павловича Берии, его арест произошли на заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953г. в результате договоренности ме жду Маленковым и Хрущевым. К ним присоединились министр Вооруженных Сил Булганин, маршал Жуков, ряд членов Президиума ЦК. Арест Берии вынудил политическое ру ководство страны определить ряд важнейших направлений во внутренней п олитике. Ими стали официально выдвинутые Маленковым и Хрущевым на Плену ме ЦК 2-7 июля 1953г. критика культа личности Сталина, осуждение «необоснованн ых репрессий», ответственность за которые всецело возлагалась на Берию, который и был превращен в символ этих репрессий. Со времени ареста Берии за М аленковым признается право быть первым и в партии, если он Председатель Совета Министров СССР, высшее должностное лицо в государстве. В его речи на Пленуме ЦК звучат основные обвинения в адрес Берии: - стремление Берии проанализировать национальный состав руководящих кадров в союзных республиках и замени ть их местными кадрами; - нарушение Берией директивы ЦК от 4 декабря 1952г. «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле», со державшей требование покончить с бесконтрольностью в деятельности МГБ и поставить работу в центре и на местах под систематический и постоянны й контроль партии. Вопреки этому Берия осуществлял систематическую сле жку за руководителями партии и правительства под видом охраны; - вмешательство Берии в международную политику, его стре мление нормализовать отношения с Югославией и отказ от планов строител ьства социализма в ГДР; Маленков очень осторожно раскритиковал амнистию, проведе нную Берией, он обвинил Берию в том, что тот несет ответственность за нега тивные оценки, данные Сталиным Молотову и Микояну, за то, что это мнение Ст алин сформировал под влиянием Берии и его Министерства внутренних дел. Хрущев обвинил Берию в создании «дут ых дел» вроде «дела врачей». Подробно Хрущев остановился на попытках Бер ии провести разграничение между партийной и государственной властью, о граничить влияние партийных органов только кадровыми вопросами. Третья точка зрения была от ражена в выступлениях давних членов сталинского Политбюро – Л.М. Кагано вича и А.А. Андреева. Их оценка Берии была редкой по ругательности - «антиг осударственный преступник», «фашистский заговорщик», «шпион», «враг, хо тевший восстановить власть для реставрации капитализма». В декабре 1953г. на закрытом заседании Верховного Суда СССР б ыли осуждены по знаменитой ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР по обвинению в и змене Родине, совершении террористических актов в антисоветской измен нической группе и приговорены к смертной казни Л.П. Берия, В.Н. Меркулов, В.Г. Деканозов, Б.В. Кобулов, С.А. Гоглидзе, П.Я. Мешик, Л.Е. Влодзимирский. Пи хоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991. С. 107. Феномен Л.П. Берии в истории СССР еще н уждается в специальном исследовании. Он ответственен за преступления, с овершенные властью в той же самой мере, как и его соратники – Маленков, Мо лотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, не говоря уже о Сталине. Моральные прин ципы Берии были не выше и не ниже, чем у его товарищей по партийному руково дству. Берия отличался от своих коллег другим. Он был наиболее информирован ным человеком в составе тогдашнего руководства, при этом его информация была разнообразна, точна и независима от других ведомств. Его информация как заместителя Председателя Совета Министров СССР касалась экономик и страны, отдельных ее отраслей. В качестве руководителя разведки Берия был в курсе многих вопросов политики и международных отношений, реальны х проблем, возникавших между СССР и другими странами. Он имел наиболее до стоверную информацию о внутриполитической обстановке в стране, о настр оениях людей, обо всех сколько-нибудь заметных выражениях протеста. Бери я непосредственно отвечал за разработку ядерного оружия, а это связывал о его с армией, с созданием новых видов вооружений и с теми изменениями, ко торые должны были произойти в Вооруженных Силах в связи с появлением рак етно-ядерного оружия. 3. Реформы Г.М. Маленкова. В СССР рост национального дохода шел в основном за счет развития группы «А» - тяжелая индустрия. После смерти С талина руководители страны и партии взяли курс на гармоничное развитие группы «Б» - строительство, сельскохозяйственное производство, на социа льно ориентированную экономику. В августе 1953г. на сессии Верховного Совет а СССР была принята программа подъема производства товаров народного п отребления. 3.1. Сельскохозяйственное ра звитие. В сельскохозяйственное производство, хотя и неуверенно, внедрялся принцип материальной заинтересованности. Было решено ослаби ть давление на колхозников – снижались сельхозналоги, увеличивались р азмеры приусадебных хозяйств, повышались закупочные цены, причем сущес твенно – на мясо в 5,5 раза, молоко и масло – в 2 раза, зерно – наполовину, да вались государственные дотации на выпуск ширпотреба. Эта линия открыва ла перспективу возможной интенсификации производства на базе возраста ния (но и всячески ограниченной) материальной заинтересованности в труд е, в результате чего уже в первой половине 1953г. производительность труда в озросла на 62%, материалоемкость снизилась на 5%. Пыжиков А.В. «Хрущевская оттеп ель» . С.125. Сторонником снижения налогового пр есса на крестьянство и попыток развития сельского хозяйства в его тради ционных районах – в России, на Украине, в Белоруссии – был Г.М. Маленков. О н защищал «колхозно-крестьянский тип развития», обосновывая необходим остью снижения налогов и невмешательство в подсобное крестьянское хоз яйство. Это сочеталось с практическим отсутствием государственных инв естиций в сельское хозяйство. Деревня сама должна была выбираться из кри зиса ценой предоставления минимума прав для крестьян – так можно было с формулировать смысл реформ по-маленковски. В это время ослабли государс твенные меры, препятствовавшие колхозникам уходить из колхоза. Крестья нам начали выдавать по их требованию паспорта. Программа Маленкова была подвергнута критике. Первым сек ретарем ЦК КПСС Хрущевым на январском (1955г.) Пленуме ЦК. Деятельность Предс едателя Совета Министров СССР Маленкова была оценена как некомпетентн ая, а сам Маленков был обвинен в попытках завоевать «дешевую популярност ь» в глазах народа. Хрущев противопоставил пол итике Маленкова в области сельского хозяйства и осуществил программу « освоения целины», предполагавшую громадные инвестиции в неосвоенные р айоны страны, а затем сформулировал амбициозную задачу «догнать и перег нать Америку» по производству сельскохозяйственной продукции. Эти мер ы привели к глубочайшему кризису сельского хозяйства, возрастанию прод овольственной зависимости СССР от закупок за рубежом. 3.2. Внешняя политика. Принимаются меры по улучшению международного положения СССР, по снижению уровня военного противостояния СССР его потенциальны м противникам. Смерть Сталина и приход в Белый дом нового президента Д. Эй зенхауэра позволили достичь договоренностей о перемирии в Корейской в ойне. Военный конфликт длился три года. 27 июля 1953г. было подписано соглашен ие о прекращении огня. С прекращением боевых действий была устранена угр оза «расползания» войны, превращения ее в мировую. В августе 1953г. Маленков, выступая на се ссии Верховного Совета СССР, впервые употребил слово «разрядка», призва л к снижению военного противостояния. 12 марта 1954г. он заявил, что «Советско е правительство стоит за дальнейшее ослабление международной напряжен ности и решительно выступает против политики «холодной войны», потому ч то это политика подготовки новой мировой бойни, которая при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации». Высказывания Г.М. Маленкова свидетельствовали о возникавшем понимании невозможности добиться сре дствами ядерной войны желательных политических результатов. Его взгля ды отнюдь не совпадали с мнением других членов политического руководст ва СССР. Позже рассуждения Маленкова о возможной гибели человечества в у словиях ядерной войны будут поставлены ему в вину. Зато Хрущеву удалось сохранить и укрепить образ СССР как угрозы для всего капиталистического мира. Форсированное развитие сове тской ракетно-ядерной программы стало средством держать паритет СССР с США, странами НАТО, со всем миром. СССР уверенно втягивался в гонку вооруж ений. 3.3. Внутреннее производство. Георгий Максимилианович Маленков п опытался изменить приоритеты в развитии экономики СССР, увеличить удел ьный вес производства товаров народного потребления. Эти предложения в области экономики вызвали решительный протест со стороны «идеологов-ф ундаменталистов», настаивавших, в полном согласии с Первым секретарем К ПСС Н.С. Хрущевым, на сохранение прежнего, сталинского курса на преимущес твенное развитие тяжелой, оборонной промышленности. В начале 1955г., на январском Пленуме ЦК КПСС, Хрущев обвинил М аленкова в отсутствии необходимых знаний, опыта хозяйственной и советс кой работы. В вину Г.М. Маленкову было поставлено его выступление на 5-й сес сии Верховного Совета СССР, где тот говорил о необходимости увеличения ф инансирования легкой промышленности за счет некоторого сокращения тем пов развития тяжелой промышленности, выпускавшей товары для населения. Сократить расходы на тяжелую (ориентированную на военную) промышленнос ть, был оценен Хрущевым как «теоретически неправильное и политически вр едное противопоставление темпов развития социалистической экономики ». 25 января 1955г. начинает работу очередной пленум ЦК КПСС, офиц иально созванный для обсуждения вопроса «об увеличении производства п родуктов животноводства». Но 31 января Президиум ЦК дополняет его повест ку дня «организационным вопросом о т. Маленкове». Докладывал его Н.С. Хрущ ев. Он высказал мнение «коллективного руководства», что Маленков не обес печивает надлежащего выполнения обязанностей председателя Совета Мин истров СССР, так как не обладает достаточными качествами, а также «очень робко и нерешительно, а зачастую и беспринципно подходит к решению многи х вопросов». Особенно же досталось Маленкову за его социально-эконо мические и внешнеполитические новации. Так, о его речи на августовской (1953 г.) сессии Верховного Совета было сказано, что она «напоминала скорее пар ламентскую декларацию, рассчитанную на соискание дешевой популярности ». Теоретически неправильным и политически вредным был назван лозунг фо рсированного развития легкой промышленности. Выступило еще несколько членов Президиума ЦК. Они указал и на то, что Маленков не имеет навыков и знаний руководства народным хозя йством. Много нареканий вызвал и его «личный склад характера». Покаяние Г.М. Маленкова позволило ему остаться членом Пр езидиума ЦК и Президиума Совмина. От обязанностей председателя Совета М инистров его отстранили единодушно. Формально Г. Маленкову было предъявл ено обвинение в искажении экономической политики партии, которое, по сло вам его оппонентов, состояло в изменении налоговой концепции в пользу кр естьян, предпочтительном внимании к производству предметов промышленн ости и т. п. Решение пленума ЦК КПСС о зам ене Маленкова Булганиным, освободив его от обязанностей министра оборо ны, было оформлено 8 февраля 1955г. на сессии Верховного Совета. Министром обо роны был назначен Г.К. Жуков, а Г.М. Маленков стал министром электростанций. Заключение. Середина бурных 50-х годов стала временем, когда были сформ улированы те политические принципы, которые легли в основу партийно-гос ударственной системы СССР вплоть до второй половины 80-х годов. Прежде все го, именно тогда был провозглашен принцип стабильности номенклатуры. Пр иобщение, включение в номенклатуру обеспечивало существование в замкн утой, отдельной от других социальной группе, которой гарантировалась за щищенность, то, что в СССР называлось привилегиями. Принцип стабильности исключал массовые репрессии как способ управления, широко применявший ся раньше. Номенклатура разорвала свои связи с репрессивной частью стал инского политического наследия. В эти годы состоялась последняя в сов етское время схватка между партийным и государственным аппаратом. Авто ритет «Главы Советского государства», как именовали в 40-х – начале 50-х год ов Сталина, распространялся на Совет Министров СССР и его аппарат, на орг аны исполнительной власти. Теперь на практике был утвержден принцип пар тийного руководства всеми сторонами деятельности государственного ап парата. Утратили свою ключевую роль такие ведомства, как Министерство вн утренних дел, министерство обороны, КГБ СССР. Гораздо важнее, хотя и скрыт нее, стала роль отделов аппарата КПСС, а после июньского (1957г.) Пленума ЦК зн ачение партийного аппарата возросло. Список используемой литерату ры. 1. Бондаренко В.М. «Борьба за в ласть. Троцкий. Сталин. Хрущев. Брежнев. Андропов.». М. ОЛМА Медиа Групп. 2007. 240с. 2. Под ред. Кулешова С.В. «Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация». В 2т. Т 2. М. ТЕРРА. 1996.720с. 3. Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991». Издание вт орое, исправленное и дополненное. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2000. 684с. 4. Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». М. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. 511с.