Игры на воздухе и экскурсии в группе продленного дня. Внеклассное мероприятие в ГПД на тему: Зима Дети на прогулке в гпд интересные рисунки

Как организовать прогулки со школьниками

Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД) образовательного учреждения.

Что такое прогулка?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

Цели и задачи прогулок:

Организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

Участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

Развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

Формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

Активизировать самостоятельную деятельность детей;

Выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

Воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

Обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по тв. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Подготовка к прогулке

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Виды прогулок и их организация в ГПД общеобразовательного учреждения

1. Прогулка-наблюдение за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

2. прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

3. прогулка-поиск , во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

лекарственные травы;

сеянцы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4. прогулка-поход на

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

5. прогулка-фантазия должна представить возможность:

сделать фотосессию;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать рассказ, составить описание.

6. прогулка-экскурсия , ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

7. прогулка-практикум , предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

8. комбинированная прогулка проводится в сочетании с

играми;

спортивными занятиями;

трудом;

экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки.

Ее продолжительность - 1,5 часа.

Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Примерные беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Вежливо-невежливо», «Кто опрятен, тот приятен».

Тема: «Основы этикета» беседы: « Хочу, не хочу и надо», «Правила для всех».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: « От чего зависит настроение», «Эмоции и здоровье».

Беседа

Конспект прогулки «В поисках весны»

Цели:

  1. Обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе.
  2. Развитие словаря, мышления, общей и мелкой моторики;
  3. Расширять представление об окружающем, воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной.
  4. Развивать творческое воображение, имитационные возможности, согласование ритма движений с музыкальным сопровождением красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку.
  5. Закреплять знания о времени года;
  6. Развитие воображения, творческой и физической активности;
  7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Словарная работа:

  1. пополнение словаря,
  2. Закрепление прилагательных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите как сегодня хорошо на улице, как ярко светит солнышко, как сладко поют птицы. А какое сейчас на улице время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, на дворе Весна!

Солнце светит нам с утра.

Вы, детишки, не ленитесь,

Быстро собирайтесь,

В путь - дорожку отправляйтесь!

Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес) .

Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой) .

Дети, садимся в вагон по двое (перестроение в колону по два) .

Наш поезд замедляет ход (остановка) .

Мы старались, ехали- до весеннего леса доехали! ,

На дереве письмо.

Как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)

Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята» . Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.

А вот и первое задание.

Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, ручья, почки, подснежников, вербы)

Физкультминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза) ,

Улыбнулись (улыбаются) ,

Потянулись (тянутся) ,

Раз – росой умылись (умываются) ,

Два – изящно покружились (кружатся) ,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают) ,

А четыре полетели (бегают) ,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают) .

Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.

Давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот»

Зимой лед толстый – а весной (тонкий)

Зимой день короткий – а весной (длинный)

Ручей широкий, а ручеек (узкий)

Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

Чай горячий, а сосулька (холодная)

дерево высокое – куст низкий

река глубокая – ручей мелкий

Весной просыпается не только природа, но и животные.

Давайте пойдем по весеннему и лесу и посмотрим какие животные просыпаются весной, а какие не спали всю долгую зиму?

Дети находят зайца и лису (игра «Лиса и зайцы» ) ;

Дети находят медведя (игра под мелодию Е. Железновой «Пусть со мной все девочки попрыгают как белочки…»)

Дети находят ежа (пальчиковая гимнастика «Ёжик» )

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, мы расколдовали все приметы весны, и разбудили всех животных.

Дети возвращаются в детский сад.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:

  • движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
  • физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
  • занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.

Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.

Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.

1. Прогулка.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей.

Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.
Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями.
Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.

Игровая прогулка.

Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т.д.), за птицами (летают стаей, по парам и т.д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т.к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.

Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя, на игре “десяточка” – об стенку или стоя в кругу.

Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал. Но я усложняю задачу.

Например:

– бросить и поймать, но пока мячик летит к тебе, 2-3 раза хлопнуть в ладоши;
– бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки, а на землю, а уж потом к ребенку;
– заставить мячик проделать обратный путь – земля, стена и в руки, а в это время повернуться вокруг себя, присесть, пропустить мячик под ногой, между 2-мя ногами, повернуться спиной к стенке и т.д.

В начале игры мы с детьми обговариваем, какие движения будут делать играющие. Играют до “первой ошибки”: ошибся – уступи место тому, чья очередь испытать силы. Ребята стараются сами и подсказываю на свои примерах другим детям, у кого не получается (как удобней встать и сделать эти движения). У ребят развивается чувство взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

Игра “я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученными ими на уроках и в обыденной жизни. Эта игра учит детей ударять ладонью по мечу так, чтобы он, отскакивая от земли, возвращался к ладони. Привлекают от 2-х до 5-ти человек. Ребята без остановки отбивают ладонью от земли мяч и при этом называют имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т.д. если в выполнении программы происходит сбой, то я меняю ребенка на следующего играющего.

Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”. Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.

Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Ставлю детей в круг, выбираю водящего по желанию. Если желающих много, применяю считалочку.

Суть игры: водящий располагается внутри круга, его цель – перехватить мяч, который летает от одного ребенка к другому. Если же водящий все-таки перехватил мяч на лету, то он становится в круг вместо того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим.

Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Прыгалки приобретаю по росту детей. Первоначально учимся прыгать. Объясняю, что прыгать надо невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Показываю на своем примере в медленном темпе, а затем увеличиваю его. По мере обучения усложняю задачу или составляю комбинацию движений. Ввожу технику прыжка “двоечка” – один основной прыжок, другой как бы страхующий, не позволяющий ребенку как бы стоять.

Постепенно ввожу ребенка в игру “Часики” (до 24 разовых прыжков). Предлагаю разбиться на команды. Слабопрыгающих детей распределяю сама. Подбадриваю детей во время игры, подсказываю как лучше выполнить заданное упражнение, пресекаю споры, возникающие при неудачных прыжках. Чаще, чем других хвалю детей, которым тяжело даются прыжки на прыгалках. Стараюсь поддержать желание играть всем вместе.

Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.

Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).

1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыри прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли
10. Против “волны”.
11. “Чай” – прыгаем быстро.
12. “Молочко” – прыгаем медленно.
13. Барабан.
14. 7 раз на левой ноге, 7 – на правой.
15. "Колыбелька".
16. Подскоки против “волны”
17. Свое придуманное упражнение-зарядка
18. Сидя на корточках.
19. Хлопок спереди, хлопок сзади и т.д.
20. Против “волны”.
21. Прыгаем по два человека одновременно.
22. Зарядка на внимание: одна рука на пояс, другая; одна рука на плечо, другая; одна рука наверх, другая и обратно – в том же порядке.
23. Прыгаем по три человека одновременно.
24. Прыгает вся команда.

Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.

Не менее интересны спортивные игры. В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).

Перебежки: совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Здесь важно другое – показать свою выносливость (это я объясняю своим ребятам). Затем отмеряю дистанцию и предлагаю пробежаться от флажка до флажка (от черты до черты) всем вместе. Добежали, остановились, повернулись и обратно. Объясняю, что такой бег называется “челночным”. Так много раз. Не выдержавшему предлагаю постоять около меня. С каждой перебежкой число бегущих уменьшается. В конце концов, определяю победителя.

Атака со всех сторон: на возвышении ставлю предмет (кегля, кубик и т.д.), в разные стороны определяю одинаковое расстояние по кругу (12-15 шагов). Предлагаю детям занять исходные позиции. Хлопок в ладоши звучит как сигнал, можно сбегаться. Кто схватил первым предмет, тот и победил. Игру повторяю несколько раз.

Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

И так несколько раз. Предлагаю ведущему не обязательно выкрикивать команды по очереди, а выкрикивать одну и туже несколько раз.

Раз в неделю провожу с детьми игры – эстафеты. Делю детей на команды, исходя из их количества в группе продленного дня. Приглашаю детей из других групп. Если дети не могут сами выбрать капитана, то назначаю его я. Вместе придумываем название команды. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет.

Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.

2. Пешие экскурсии.

В содержании моей работы и работы учителя входят психолого-педагогические наблюдения. Мы договариваемся о совместных действиях для повышения эффективности уроков и группы продленного дня (о воспитательных занятиях после уроков). В повседневной работе мы планомерно и основательно знакомим детей с красотой родного края, города, в котором живут дети. Мы привлекаем и родителей к поведению с учащимися во внеурочное время культурно – просветительных мероприятий и экскурсий.

Из классного журнала я получаю сведения, нужные для закрепления работы, начатой в классе. С детьми мы составляем топографические карты проживания ребенка, учебного заведения. Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке “Сетунька” и экскурсии к памятникам, расположенных рядом со школой (2-3 остановки). Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня преследует оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного

характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. На обществоведческих экскурсиях стараюсь показать ребятам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, осветить трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате этой работы формируются общественно – ценные отношения к труду и людям труд, потребности трудится, и способствовать сознательно, избрать свою будущую профессию.

На природоведческих экскурсиях знакомлю школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека.

Стараюсь приучать детей по – хозяйски относится к ее богатствам и приумножать их. Все это благотворно влияет на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем их мире.

Экскурсия к водоему.

(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)

Цели :

  • проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;
  • могут ли определить ее “на глаз”.

Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Сетунька”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).

Вопросы:

– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.

– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)

– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)

Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.

Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”

Дети (хором) : Сетунька.

Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”

Дети: да, ее недавно чистили.
– Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают ветки, бутылки, бревна, и они гниют.

Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в Сетуньке?

Дети: да, ведь чем-то питаются утки.
– Нет, растений не видно из-за темной, неживой воды.

Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?

Дети: там, где нет синего течения она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.

Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.

Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!

Дети: им помогают жить люди!

И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.

В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы:

  • Лесные полезные и ядовитые ягоды и грибы
  • Полевые цветы
  • Дикие птицы
  • Животные нашего края

Воспитание коллектива через пешие прогулки по улицам и достопримечательностям родного края.

Главной задачей ставлю организацию сплоченного коллектива класса, поэтому привлекаю детей в совместную деятельность.

К пеший прогулке мы готовимся заранее. Разрабатываем маршрут, чертим карту на доске, договариваемся о дне прогулки. Интереснее получается, если с нашей группой детей идет параллельная группа из их сверстников. По дороге обращаю внимание детей на красоту деревьев (в разное время года).

Рассказ о том, как трудно вырастить дерево побуждает детей к более активному сбору макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев.

При походе к остановкам, заранее подготовленные дети рассказывают, в честь кого ионии названы.

Улица Гришина (1962 г.) – Иван Тихонович Гришин (1901-1950 г.), герой Советского Союза, участник боев по ликвидации банд Антонова – генерал-полковника. В годы ВОВ командовал дивизиями и армиями. Войска под командованием Гришина участвовали в боях под Москвой, на Западном, Брянском и 2-м Белорусском фронтах.

Можайское шоссе (19 век) – названо по дороге в старинный город Можайск, известный 1231 г. Она проходила здесь уже в 13 веке. В течение нескольких столетий Можайск служил крепостью на западных подступах к Москве. До начала 1950-х годов Можайское шоссе тянется от улицы Суслова до кольцевой автодороги.

Улица Петра Алексеева – Петр Алексеевич Алексеев (1849-1891) – один из первых русских рабочих-революционеров, ткач, вел революционную пропаганду на многих фабриках и заводах Санкт-Петербурга и Москвы. Его речь против царизма на суде 1877г. В.И.Ленин назвал “Великим пророчеством”.

Улица Багрицкого (1961г.) – Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934 г.), поэт, выходец из бедной одесской семьи. С 1925 г. жил здесь, в бывшем подмосковном городе Кунцево. В 13 лет создал школьный литературный журнал, в 18 лет участвовал в создании сборников молодых литераторов. В 1917году ушел на фронт, но через год вернулся и в партизанском отряде взялся за работу поэта-агитатора. В своих стихах он славил революцию. Оптимистичны и картины природы. Он с удивительной легкостью передавал краски и звуки, ароматы. В 1982 г. там, где жил поэт, ему поставлен памятник.

К рассказам ребята готовятся заранее. Вместе со мной они подбирают нужный материал, который и применяют впоследствии. У памятника поэта мы читаем отрывки стихов (не наизусть), желающих читать очень много. Распределяю стихи по своим детям и ребятам из параллельной группы продлённого дня.

Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелётов,
Разным посвистом свисти.
Но шатаясь по дорогам
Под заборами ночуя,
Дидель весел, Дидель может
Песни петь и птиц ловить.
В бузине сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На берёзе зяблик бьёт.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Три манка и каждой птице
Посвящает свой манок.
Дунет он в манок бузинный
И звенит манок бузинный
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый
И свистит манок сосновый,
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы……….

ОСЕНЬ (отрывок)

…Я на берег выйду:
Густой, густой.
Туман от солёных вод
Клубится и тянется над водой
Где рыбий косяк плывёт.
И ухо моё принимает звук
Гудя, как пустой сосуд;
И я различаю:
На юг, на юг
Осётры плывут, плывут!
Шипенье подводного песка,
Неловкого краба ход,
И чаек полёт, и пробег бычка,
И круглой медузы мёд.
Я утра дождусь….
А потом, потом,
Когда распахнётся мрак,
Я на гору выйду….
В родимый дом
Направлю спокойный шаг.
Я слышал осеннее бытие
Я море узнал и степь,
Я свистну собаку, возьму ружьё
И в сумку засуну хлеб…
Опять упадёт осенний зной,
Густой, как цветочный мёд –
И вот над садами и над водой
Охотничий день встаёт… 1924 г.

Весна.И с каждым днём невнятней
Травой восходит тишина
И голуби на голубятне,
И облачная тишина.
Пора! Полощет плат крылатый –
И разом улетают в гарь
Сизоголовый, и хохлатый
И взмывший веером почтарь.
О, голубиная охота,
Уже воркующей толпой
Воскрылий, пуха и помёта
Развеян вихрь над головой!
Двадцатый год! Но мало,мало
Любви и славы за спиной.
Лишь 20 капель простучало
О подоконник жестяной.
Лишь голуби, да голубая
Вода. И мол. И волнолом.
Лишь сердце, тишину встречая,
Всё чаще ходит ходуном.
Гудит година путевая,
Вагоны, ветер полевой.
Страна распахнута другая,
Страна иная предо мной!
Близ углового поворота
Я поднял голову – и вот
Воскрылий пуха и помёта
Рассеявшийся вихрь плывёт!
На плоской крыше плой крылатый
Полощет – и взлетают в гарь
Сизоголовый и хохлатый,
И взмывший веером почтарь!...

1923 г.

Копытом и камнем испытаны годы.
Бессмертной полынью пропитаны воды, –
И горечь полыни на наших губах…
Нам нож – не по кисти,
Перо – не по нраву
Кирка не по части
И слава не в славу,
Мы ржавые листья
На ржавых дубах…
Чуть ветер,
Чуть север –
И мы облетаем.
Чей путь мы с тобой теперь устилаем?
Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?
Потопчут ли нас трубачи молодые?
Войдут ли над нами созвездия чужие?
Мы – ржавых дубов облетевших уют…

СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашенная дверь.
Тоньше паутины
Из – под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертельный огонек.
Говоришь не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладит бедный ежик,
Стриженных волос.
Валя, Валентина что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему ресницы обдувает сон?
Двери отворятся (спать, спать, спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:
– Валенька, Валюша!
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас…
Пусть звучат постыльные,
Скудные слова –
Не погибла молодость,
Молодость жива!
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Подымали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, –
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Э. Багрицкий

Обратный путь к школе также совершаем пешком, но более быстрым темпом. По дороге отвечаю ребятам на волнующие их вопросы: “Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы? Почему они были тогда, чем они занимались, почему их нет сейчас?” Даю детям ответы в форме рассказа, подытоживая тем самым нашу экскурсию. Когда дети устают мы возвращаемся в школу. На следующий день по стихам Э. Багрицкого даю детям викторину.

Конспект прогулки в группе продлённого дня.

Тема прогулки. Рассматривание веточек деревьев в марте

Цели : уточнить представления детей о ветках деревьев; закрепить знания детей о том, что дерево — живой организм, который нуждается в воде и тепле; закрепить умение рисовать пальцами; вызвать у детей желание приободрить лесного гостя; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: игрушка Зайка-Любознайка, мешочек с веточкой вербы (нераспустившейся), веточки с распустившимися листочками, краски, лист ватмана.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями; принести в группу несколько веточек, упавших на землю после сильного ветра; поставить одну из них в пустую банку, остальные - в банку с водой; рассматривание картинок, на которых изображены листья тополя, березы.

Словарная работа : тополь, береза, почка, листья, приободрить, поднять настроение, клейкие.

Ход мероприятия

Воспитатель находит на окне письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмецо».

Кто-то бросил мне в оконце.

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать, от кого пришло письмо.

Длинные ушки, быстрые лапки,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети отвечают, что это загадка про зайца.

Воспитатель или один из учеников зачитывает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень страшно и грустно в зимнем лесу. Скоро приду к вам в гости. Зайка-Любознайка».

Раздается стук в дверь шкафа. Воспитатель приоткрывает дверцу, и появляется автор письма — Зайка-Любознайка (кукла). Здоровается с детьми.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Зайка грустный. Спрашивает у него о причине его грусти.

Зайка-Любознайка отвечает, что он очень любит весну, когда ярко светит солнце, на деревьях появляются первые зеленые листочки, а на улице, несмотря на то что пришел март, хозяйничает зима: метет метель, земля укрыта снежным ковром, и еще долго ждать настоящей весны.

Воспитатель спрашивает детей, как приободрить Зайку, поднять ему настроение. Заостряет внимание детей на веточках деревьев, которые принесли с улицы.

Зайка-Любознайка радуется зеленым листочкам и просит детей рассказать ему об этом чуде.

Он беседует с детьми:

1. Что это?

2. Как эти веточки появились у нас в группе?

3. Зачем вы их принесли с улицы в группу?

4. Почему на ветках деревьев, которые находятся на улице, нет листьев?

5. Почему в группе (в помещении) распустились листочки?

Уточнение воспитателя: деревья — живые организмы, им для жизни требуются свет, тепло.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, расставленные полукругом. Подносит к каждому ребенку банку с веточками и предлагает понюхать листочки, потрогать их пальцами.

Беседа Зайки-Любознайки с детьми:

1. Какого цвета листья?

2. Пахнут ли они?

3. Приятный ли запах?

4. Какие листочки на ощупь?

Воспитатель обобщает ответы детей, произносит слово «клейкие».

Зайка обращает внимание, что на веточке, стоящей в другой банке, нет листочков, спрашивает детей почему. Он показывает на почки и интересуется, что это и зачем нужны почки на веточках. Если дети затрудняются ответить, воспитатель уточняет последовательность появления листочков.

Воспитатель говорит, что деревья — живые организмы и для жизни им нужна вода. Предлагает налить воду и в эту банку поставить принесенные сегодня с прогулки веточки и в дальнейшем понаблюдать, что будет.

Зайке жаль веточки, которые остались на улице. Спрашивает детей, как же им помочь.

Воспитатель предлагает нарисовать большое красивое солнышко, чтобы стало теплее и поскорее наступила весна.

На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети пальцами рисуют лучики солнца.

Воспитатель и Зайка-Любознайка благодарят детей за то, что, несмотря на причуды зимы, которая не хочет уступать весне, он увидел весну, зеленые листья. За то, что дети нарисовали огромное солнышко, которое теперь будет греть землю, и весна непременно наступит. Предлагает детям поиграть в игру «Зайка серенький сидит...».

Цели:

1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.

2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).

Ход прогулки:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа - наблюдение:

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.

Воспитатель. Посмотрите. У нас на участке много птичьих столовых. Как они называются?

Дети. Птичьи столовые называются кормушками.

Воспитатель. Зачем мы их повесили?

Дети. Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц.

Воспитатель. Чем мы кормим птиц?

Дети. Мы кормим птиц зернами, пшеном, хлебом, семечками.

Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?

Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.

Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?

Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Он красиво поют.

Воспитатель. Какие стихотворения мы знаем о птичьих кормушках? Давайте вспомним.

Стихотворение о кормушках.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей. Снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев!

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник скворец…

Вот и песенке конец!

Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы приглашаем птичек к кормушкам?

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетели в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?

Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.

Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?

Дети. Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.

Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.

Сюжетно-ролевая игра.

Дети по очереди переодеваются в птиц. Они рассказывают, как выглядит птичка, где она живет. Чем питается, как ходит. Ребята отгадывают, в какую птицу превратился один из детей.

Ребята представляют птиц: ворону, синицу, снегиря, галку, воробья.

Индивидуальная работа.

Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)

1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.

Воспитатель Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются

2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.

Подвижные игры.

1. «Птички и клетка».

Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.

2. «Гуси-гуси».

Ход игры. Игроки «гуси» выстраиваются у одной стены;место у другой стены определяется в качестве их домика;«волк» занимает место посредине комнаты;между ведущим и «гусями» происходит диалог:

В.: Гуси-гуси!

Г.: Га-га-га!

В.: Есть хотите?

Г.: Да-да-да!

В.: Ну летите!

Г.: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

В.: Ну летите, раз хотите, только крылья берегите!

После этого «гуси» летят в свой домик, а волк их ловит.

Трудовая деятельность.

Воспитатель. Ребята, как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Птицы прилетают с юга, начинают строить гнезда.

Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?

Дети. И веток.

Воспитатель. Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.

(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)

Самостоятельная игровая деятельность.