Что такое дроны и почему их боятся. Что такое дроны? Что означает слово дрон

Выбираем дрон без хлопот ребенку, себе или в подарок. Чтобы покупка была в радость, а время прошло с пользой.

Уже который год подряд летнее небо становится горячим: все бегут покупать квадрокоптеры и им подобные аппараты. Кажется, еще немного, и дрон будет у каждого. Неудивительно - это отличное хобби, интересное времяпровождение и неплохой способ заработать.

FAQ: все дроны на самом деле коптеры

Беспилотные летательные аппараты появились достаточно давно, еще в 60-хх годах прошлого века. Но только недавно начался их бум.

В народ выбрались коптеры - многовинтовые машины с неустойчивой аэродинамической схемой, которые летают и управляются при помощи изменения скорости вращения винтов.

Они особенные даже на фоне остальных беспилотников:

  • не требуют от владельца специальных навыков;
  • могут летать в ограниченных пространствах;
  • могут иметь любые габариты и формы;
  • могут летать по сложным траекториям.

Отсюда их популярность. Это идеальный гаджет даже для рядового человека, никак не заинтересованного в пилотировании. Дальше встаёт логичный вопрос…

Какими бывают дроны и чем они отличаются?

1. Трикоптеры – 3 винта. Немного устаревшая форма, самая доступная и неудобная. Три винта, Y-образная рама. Быстро падают и уже давно не развиваются технически.

2. Квадрокоптеры - 4 винта. Популярные, дешевые, разнообразные, легко проектируемые и модернизиуемые. Плохо переносят проблемы с двигателями в полете.

3. Гексакоптеры - 6 винтов. Обладают наибольшей тягой и грузоподъемностью .

4. Октокоптеры - 8 винтов. Проигрывают в скорости и грузоподъемности гексакоптерам из-за размеров и веса. Зато при отказе двигателя такой дрон все равно сможет безопасно сесть, не разбившись.

Однако! Дроны отличаются друг от друга не только количеством винтов. Существует ещё один формат классификации – по классам :

  • 120-220 класс - компактные гоночные дроны;
  • 250-350 (380) класс - стандартный габарит квадрокоптера для видеосъемки;
  • 550 класс - тяжелые машины для специальных задач.

Но если ты покупаешь дрона, подобные разделения вторичны. Современные технологии стабилизации и автоматизации полёта настолько продвинуты, что популярные квадрокоптеры стали стабильнее, легче и функциональнее абсолютного большинства октокоптеров на рынке.

Короче говоря, выбирай не по количеству винтов, а по личным требованиям к железу на борту. Тут картина становится яснее, и первое желание выбрать дрон с доставкой может обернуться проблемами.

Почему дроны нельзя покупать за рубежом?

В июле этого года для беспилотников весом от 250 грамм снова потребуется регистрация . По какой форме, в каком виде - не определено. Исходя из собственного опыта, это может привести к задержке груза (особенно крупного дрона для видеосъемки) на таможне.

Если Таможенная служба Российской Федерации определит посылку как игрушку - ничего страшного не произойдет. Но при вскрытии отправлений они сверяются с каталогом. Это может привести к проблемам, поскольку:

  • крупные дроны перевозятся экспресс-почтой и обязательно проходят таможенный досмотр;
  • большинство квадрокоптеров не сертифицировано в России (с июля, вероятно, потребуется) - в любой момент они могут юридически стать контрабандой;
  • большинство квадрокоптеров попадают под необходимость получения нотификации ФСБ, которой очень часто нет;
  • большинство беспилотников имеют в комплекте Li-Po батареи в качестве элементов питания и не могут перевозиться авиапочтой.

Не стоит забывать, что некоторые квадрокоптеры с набором расходников выходят за таможенный лимит, а значит, потребуется уплата пошлины. Короче говоря, заказ дрона за границей – сложный и неудобный процесс , который может закончится потерей денег, времени и нервов. С таможней особо не поговоришь.

Какие дроны популярны в российских магазинах?

Разделим всё, что можно купить в России, по выполняемым задачам.

1. Карманные (комнатные) дроны

Малогабаритные аппараты, умещающиеся на ладони. Подойдут в качестве развлечения взрослым и детям. Многие из них - совершенно неубиваемы, к тому же обладают удобными средствами управления в виде привычных геймпадов.

Карманные дроны: Pilotage Nano-X2 (2290 руб.)

Самый дешевый дрон в нашем списке. Маленький дрон для начинающих. Именно с такого когда-то начинал я и мои друзья-видеооператоры.

Карманные дроны: Hubsan X4 (2490 руб.)

Дешевый и компактный аппарат с отличной прочностью, управляемостью и превосходным качеством сборки. Выпускается одним из крупнейших китайских производителей беспилотников, на счету которого есть даже боевые аппараты, не говоря о крупных потребительских дронах для профессионального использования.

Карманные дроны: Pilotage Skycap (3990 руб.)

Один из самых маленьких беспилотников на рынке. Он помещается на пальцах - не то что на ладони! При этом Pilotage Skycap обладает неплохой скоростью и отличной маневренностью, что делает его невероятно желанной игрушкой для всех возрастов. Оснащен камерой для записи коротких роликов на флеш-карту.

2. Любительские дроны

Уместятся на тарелке (вопрос только в ее диаметре), и так же являются своеобразной игрушкой. В отличии от карманных, могут оснащаться бесколлекторными двигателями высокой мощности.

Это позволяет таким аппаратам совершать достаточно длительные полеты (до 15 минут), летать на расстояния до полукилометра, перевозить зафиксированную экшен-камеру и транслировать сигнал на смартфон или пульт.

Любительский: Pilotage Phantom FPV Edition (6990 руб.)

Дешевый, простой, но достаточно большой дрон для полетов на улице. Оснащен не самой плохой камерой, и умеет транслировать видеопоток на экран смартфона. Летает хорошо, разбить будет трудно.

Любительский: Parrot AR.DRONE 2.0 (11990 руб.)

Большой, интересный дрон с управление по Wi-Fi. Благодаря защищенной несущей конструкции из вспененного материала, может эксплуатироваться и в помещениях - не смотря на размер.

Любительский: Mioshi 3D (3190 руб.)

Практически Phantom, только дешевле. Отличное переходное звено между карманным и профессиональным дроном: позволит научиться управлять крупным летательным аппаратом, овладеть хитростями полета - и не ударит по карману.

3. Гоночные дроны

Могут быть разнообразной массы и размеров, но всегда быстры и маневренны. Их конструкция максимально упрощена для снижения массы в угоду скорости. Из-за этого не подойдут новичкам: на скорости в 50-80 км/ч дрон представляет для человека смертельную угрозу.

С другой стороны, без гоночного дрона, пусть самого дешевого - нельзя готовиться и участвовать в гонках, ставших популярным видом спорта. Но качественная видеосъемка или маневренные полеты вокруг одной точки на них невозможны. Правильный гоночный дрон - сделанный своими руками .

4. Дроны для фото- и видеосъемки

Наиболее распространенный класс, недавно получивший компактное воплощение в лице . Стандартный представитель - DJI Phantom.

Кроме него, существует множество беспилотников других компаний, сочетающих в себе грузоподъемность до 1 кг, длительное время и дальность полета. И, конечно, возможность установки камеры на специальном стабилизирующем картинку кронштейне - “подвесе”.

Именно они могут следовать за пультом, зависать над одной точкой и совершать полностью автоматические полеты, для чего оснащаются GPS-приемником.

Съёмка: Gyro Discovery FPV (7590 руб.)

Большой, долголетающий квадрокоптер с потрясающей живучестью . Если хватит денег - хватайте и бегите. Скорее относится к пилотажникам, но можно рискнуть заменить камеру на приклеенную GoPro. Штатная тоже неплоха, в сравнении с аналогами.

Съёмка: Parrot Bebop Drone 2 (41 990 руб.)

Крошечный, по меркам аппаратов для съемки, но крайне интересный аппарат: он сочетает в себе компактность и скорость гоночных вариантов с качественной фото- и видеозаписью. Все еще хит. Особенно для скоростных полетов в сложных условиях. Управляется с фирменного пульта или любого смартфона под управлением iOS или Android. И летает 25 минут !

Съёмка: DJI Spark (40 790 руб. – предзаказ)

Революционный дрон на рынке! Все модные фишки серьезных устройств DJI, отличная управляемость и уникальная система управления. И приятная цена, в сравнении со старшими аналогами. Подробнее - читайте в нашем

Как устроен дрон? По какому принципу работает? Для всех, кто хоть немного интересуется робототехникой, - это актуальные вопросы. В свою очередь, предлагаем на них максимально подробные ответы. Итак, начнем с самого начала.

Что такое дрон?

Так называют летательные аппараты, управляемые либо человеком дистанционно с помощью пульта, либо посредством бортового компьютера (последние обычно предназначены для выполнения военных или других специальных задач). Термин «дрон» изначально возник, скорее, как шутливое прозвище и не являлся полноценным научным понятием. Дронами (в переводе с английского «трутень») еще в прошлом веке называли авиационную технику из-за специфического шума двигателей, напоминавшего гул пчелиного улья. Сейчас данный термин используется в основном в публицистике; в профессиональных кругах более популярны понятия «беспилотный летательный аппарат» или просто «беспилотник».

Виды дронов

Современные модели беспилотников очень разнообразны. Между собой они отличаются в первую очередь своим предназначением. К примеру, бывают коммерческие дроны (еще их называют гражданскими). Эти летательные аппараты выполняют общественно полезные функции - перевозят грузы, удобряют поля, помогают в строительстве зданий, в научных исследованиях и т.д. Другая крупная категория дронов - потребительские. Сюда входят различные игрушечные дроны. Они предназначены для развлечения на досуге, с их помощью можно, например, устроить настоящие гонки или снимать интересные видео с высоты птичьего полета. Третья крупная группа включает в себя военные или боевые беспилотники. Они характеризуются более сложной конструкцией и способны выполнять куда больше функций по сравнению с другими своими «собратьями». Отметим, что далее в этой статье будут рассматриваться дроны именно первых двух категорий. Как уже говорилось выше, военные модели сильно отличаются и их лучше рассматривать отдельно.

В 2014 году Федеральное управление гражданской авиации США разделило дроны по классам. Каждый класс соответствует классу воздушного пространства, в котором беспилотник способен летать. Так, класс G включает в себя аппараты, способные подняться на высоту до 360 метров. К классам В, С, D относятся дроны, летающие на высоте до 3000 метров. Класс А - это беспилотники, покорившие высоту от 5400 до 18 000 метров над землей.

Из каких элементов состоит дрон?

Конечно, каждый беспилотник по-своему уникален, но все же есть несколько основных элементов, которые присутствуют в конструкции любого такого устройства. Среди них:

  • рама;
  • полетный контроллер;
  • двигатели;
  • пропеллеры;
  • регуляторы оборотов;
  • аккумуляторы.

Рама - это основа любого беспилотника. К ней крепятся все остальные элементы. От того, насколько она прочна и надежна, зависит общий срок эксплуатации дрона. Изготавливают раму из полимеров или сплавов легких металлов. Также могут использовать карбон или другие материалы, отличающиеся легкостью и прочностью одновременно.

Полетный контроллер является, по сути, «мозгом» дрона. Он принимает сигналы, исходящие от пульта управления (или бортового компьютера) и перенаправляет их в двигатели или другие элементы конструкции. Чем больше сигналов способен принять контроллер, тем больше функций способен выполнить дрон в целом. В свою очередь, на количество принимаемых сигналов влияет количество датчиков, встроенных в полетный контроллер.

У разных дронов полетный контроллер может состоять из разных элементов, но все же есть определенный базовый набор, обязательный для любого беспилотника. Он включает в себя:

  • главный процессор - принимает и обрабатывает команды;
  • барометр (датчик, определяющий высоту полета аппарата);
  • акселерометр (устройство, измеряющее ускорение аппарата);
  • гироскоп (датчик, определяющий положение дрона в пространстве);
  • стрелка направления (указывает направление, в котором должен лететь дрон);
  • GPS-навигатор (определяет географическое положение дрона);
  • Wi-Fi;

Двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов. Элементы конструкции, отвечающие за полет дрона. Обычно конструкцией предусмотрено четыре двигателя, каждый из которых присоединен к пропеллерам. Регуляторы оборотов задают скорость дрона, исходя из данных, полученных от полетного контроллера.

Аккумуляторы. Очевидно, что этот элемент конструкции обеспечивает функционирование всех элементов дрона. От емкости аккумуляторной батареи также зависит максимальная высота, на которую способен подняться беспилотник. Большинство коммерческих и потребительских дронов не отличается большими размерами, аккумуляторы, встроенные в них, также невелики. Из-за этого не удается обеспечить значительную продолжительность их полета. Решение этой проблемы является одной из приоритетных на данных момент.

Как летает дрон?

Коммерческие и потребительские дроны в подавляющем большинстве управляются посредством пульта (среди военных встречаются и полностью автоматизированные). Пульт настроен на определенные каналы (минимальное их количество - четыре), через которые направляет сигналы в полетный контроллер дрона. Последний, обработав сигнал, перенаправляет его на регулятор оборотов, который задает дрону нужную скорость путем вращения пропеллеров.

Кстати, все пропеллеры дрона вращаются в разных направлениях (одна пара по часовой стрелке, другая - против нее). Только так можно обеспечить максимальную стабильность полета. Параметры вращения пропеллеров также определяют специфику полета. Например, если все винты работают с одинаковой скоростью - аппарат взлетает. Если один из пропеллеров работает быстрее - дрон слегка наклоняется и двигается в заданном направлении. Если же сразу два пропеллера заработали быстрее - дрон поворачивается в заданную ими сторону.

В качестве послесловия

Из описанного выше становится понятно, что принцип работы дрона довольно прост. Имея достаточные познания в инженерии, можно сконструировать собственный беспилотник в домашних условиях. Опять же, подчеркнем, что только человек с хорошими инженерными навыками сможет справиться с этой задачей. Для таких специалистов, кстати, есть даже специальный ресурс (ecalc.ch), позволяющий спроектировать макет дрона и продумать принцип его действия в режиме онлайн.

Рассказать друзьям

Благодаря современным СМИ и интернету, слово «дрон» не слышал только человек, который не имеет выхода в сеть или телевизора.

1.
2.
3.
4.
5.

Дроном сегодня принято называть почти любые небольшие механизмы, которые летают на удаленном управлении, без пилота. Но давайте вернемся к истокам, и разберемся, что это такое – от значения самого слова до разновидностей аппарата.

Дрон - что это

Слово drone в английском языке имеет значение «шмель, трутень». И это отлично характеризует сам аппарат – небольшие размеры, способность к полету. Но основной причиной, почему беспилотники назвали именно так, является характерный шум, жужжание, которое аппарат издает при полете – как рой шмелей или трутней. Правда, изначально это было скорее шутливым прозвищем для шумных аппаратов. Сегодня дроном привычно называют любой беспилотный летательный аппарат, несмотря на его предназначение и размеры.

Роботизированные механизмы, управляемые дистанционно или передвигающиеся согласно запрограммированному плану полета, давно используются для армейских нужд. Но вот широкая общественность получила доступ к новым технологиям только в последние несколько лет. А популярность и почти значение must-have это устройство получило совсем недавно.

История создания дрона

Первые беспилотные механизмы появились еще в самом конце XIX века. Вообще, идея об управляемых дистанционно механизмах появилась сразу же после изобретения электричества. Одним из первых представителей радиоуправляемого «племени» можно назвать лодку на дистанционном управлении Николы Теслы, которую тот продемонстрировал общественности в далеком 1899 году. До этого прообразом БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) можно считать и использование аэростатов для сброса бомб в середине XIX века.

Интерес к беспилотникам широко проявляли и во время первой мировой войны все ее страны-участницы. Конечно, использовались такие авиационные беспилотные системы совсем не в мирных целях, а для усиления боевой мощи. После окончания боевых действий, исследования в этой области продолжились и с новой силой всколыхнулись к началу Второй мировой.

Беспилотники были отличным инструментом для разведки – для сбора данных о местоположении вражеских и союзных сил, получения важной информации. И, конечно же, для сброса бомб. Конечно, и в то время были люди, которые считали, что применение БПЛА возможно и для мирных нужд. Но тогда все ресурсы были направлены в одно военное русло.

Что же мы имеем сегодня?

Начало XXI века стало новой вехой в истории дронов. Теперь беспилотники вышли далеко за пределы армейских служб. И очень активно используются в бытовых целях и даже в предпринимательстве. К примеру, широко известная американская компания «Amazon» некоторое время назад запустила доставку покупок с помощью небольших дронов.

Их также широко используют в разных областях человеческой деятельности – от сельского хозяйства до крупных промышленных предприятий. А на улицах нередко можно встретить молодых людей, которые запускают раудиоуправляемые маленькие аппараты для развлечения или для видео- и фотосъемки.

За последние несколько десятков лет развитие технологического прогресса изменило и способы взаимодействия, материалы и методики, используемые для создания дронов. Они становятся легче, маневреннее и сложнее технически.

Возможности беспилотников

Дальность

Это если идет речь о сравнительно легких и небольших беспилотниках, которые обычно используются для съемки с высоты. Ими можно управлять с помощью несложного пульта или даже через приложение для мобильного устройства (смартфона или планшета). Они имеют множество вспомогательных функций и фишек.

Дроны, способные летать на 10 км, уже предназначаются для профессионального использования. В их арсенале нет многих пользовательских плюшек, но есть хорошая скорость, качественная камера и собственная система управления.

Дальнобойные дроны или, как их называют, коптеры, могут прекрасно использоваться как альтернативная служба доставки, что особенно актуально для больших городов с насыщенным трафиком. Их можно применять в качестве дополнительного оборудования для слежения за правопорядком, для осмотра сельхозугодий и т.д. Сфера их применения сегодня расширяется очень стремительно.

Если говорить о более мощных дронах, в частности для государственного или армейского использования, здесь параметры будут другими. В США и вовсе есть разделение дронов на классы по набору высоты, где наивысшая категория А. Такие аппараты могут подниматься на высоту от 5400 до 18 000 метров. А к категории G относятся аппараты, которые взлетают ввысь не более, чем на 360 метров.

Время

В простых моделях автономное время полета составляет около 10 минут. В моделях подороже и помощнее – от 20 до 40 минут. А час или больше могут позволить себе только пользователи на самом высоком уровне. Это уже специализированное оборудование. И чаще всего – военное.

Скорость

Естественно, этот показатель также зависит от класса устройства. Если говорить о максимальном уровне, то самые мощные модели сегодня способны развивать до 100-120 км/ч.

Виды дронов

Естественно, учитывая такой широкий круг использования, будет проще распределить беспилотники по их назначению.

  • Cелфи-дроны. Мода на селфи настолько захватила мир, что вместо селфи-палки начали использовать коптеры. Обычно аппараты для таких нужд имеют камеру высокого разрешения, скорость до 40 км/ч и дальность примерно в 100 м.
  • Мини-дроны. Это что-то среднее между полноценным гаджетом и игрушкой. Подходят для обучения управлению таким устройством или просто для развлечения. Обычно используют в помещении. Дальность полета не превышает 100-150 м, время – до 10 минут.
  • Гоночные. Естественно, распространение коптеров не могло не стать причиной появления нового вида спорта – гонок на дронах. Для этих целей берут легкие и маневренные механизмы, с хорошей стабилизацией и камерой, высокой прочностью. Такие устройства способны летать без подзарядки от 10 до 30 минут, на ручном управлении – в пределах видимости (до 200 м).
  • Подводные. И под водой эти аппараты тоже «летают». Подводные устройства используются для разных целей – от невинной рыбалки и фотоохоты до военных нужд. Неспециализированные устройства могут погружаться на глубину до 15 м, обладают камерой высокого разрешения.
  • Военные. Дроны для военных нужд – отдельная каста беспилотников. Сюда относятся и летающие, и подводные БПЛА. Они могут находиться в воздухе до 20 часов, нести груз и имеют мощную систему управления.
  • Грузовые. Относятся к коммерческой категории, могут использоваться для перевозки грузов на крупных предприятиях или в качестве курьерской службы доставки.
  • Сельскохозяйственные. Современные технологии позволяют упростить и улучшить и аграрную сферу. С помощью беспилотников можно наблюдать за состоянием полей или животных, отслеживать и собирать данные о том или ином участке. Это существенно сэкономит время и силы.

Безопасность

Естественно, с появлением летательных аппаратов, способных забраться в труднодоступные места и вести качественную съемку, остро встал вопрос безопасности. Под угрозой оказались секретные военные базы и объекты, частная жизнь высокопоставленных лиц и селебрити, появилась возможность удобного промышленного шпионажа и т.д.

С другой стороны, именно эти устройства помогают быстро отслеживать состояние многих систем и коммуникаций, вовремя обнаруживая протечки и прорывы.

Но выход нашли и здесь. Сегодня в системы безопасности начинает входить новый элемент – защита от дронов. Сюда относится дистанционное обнаружение БПЛА, их нейтрализация во время полета, а также превентивные меры – поправки в ПО, ограничения, законодательство.

Дрон — это техническое устройство, устойчиво связанное с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) или беспилотными авиационными системами. Он способен совершать дистанционно управляемые или автоматические полеты (по плану на основе GPS/ ГЛОНАСС). В ходе полета выполняется ряд полезных действий: фотографирование различных участков или объектов, сбор параметров состояния воздушных масс на высоте, анализ ситуации на местности, доставка грузов до определённого места, поисковые работы, просто любителями для получения качественных фото/ видеоматериалов и в развлекательных целях (гонки на квадрокоптерах).

Могут иметь самую разную технологическую конструкцию. Они оснащаются не только винтовыми двигателями, но и турбинами различных типов. Делятся на постоянно управляемые и только передающие сигналы. В общем производстве в настоящее время лидируют гражданские аппараты по численности и военные по значимости. Тогда как недавно они использовались исключительно военными.

История создания и производства дронов

Принято считать, что появление электричества и радио стали катализатором для создания удаленно управляемых аппаратов. Такую технологию использовали австрийцы в 1849 году, управляя с помощью проводов воздушными шарами. Позже говорилось о попытках использования технологии для управления диражблем. Но только в 1899 году Никола Тесла смог представить судно на радиоуправлении.

История создания беспилотных летательных аппаратов уходит в период Первой мировой войны. Уже тогда люди попытались делать летающие торпеды. Однако проекты не дошли не только до массовой реализации, но не вышли за уровень построения концепций и расчетов. Какие-то прототипы пытались испытывать в Германии, Британии и США, но успехом они не увенчались. Наработки же легли в основы создания крылатых ракет, которые активно использовала армия Германии во время Второй мировой войны. Тогда же были восстановлены и попытки создания крылатых торпед. В период между войнами БПЛА использовали в основном в качестве мишеней.

Какое-то относительно стабильное применение беспилотников можно отнести только к концу 60-ых и началу 70-ых годов 20 века. В этот период в СССР был создан беспилотный разведчик Ла-17Р, сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, ставшая базовой при разработке реактивных разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». По различным данным, модификация «Рейс» используется и сейчас, уже в виде усовершенствованного и современного Ту-300.

Программы использования беспилотной авиацией в США были несколько более обширными. Кроме разведовательных целей беспилотники играли ещё и роль доставщиков глубоководных мин, нужных для борьбы с подводными лодками. Такая миссия была возложена на боевой, управляемый по радио, вертолёт QH-50 DASH. Но основной целью всё же оставался сбор данных о состоянии противника. Так, во время войны во Вьетнаме беспилотники армии США совершили 3435 вылетов. Основной их задачей была воздушная разведка.

Другой страной, которая исторические активно развивала собственные программы применения беспилотной авиации является Израиль. БПЛА применялись ею в ходе войны с Египтом, коалицией арабских стран и Ливаном. Во время боевых действий, относящихся к конфликту с Сирией с помощью БПЛА были установлены места нахождения радарных станций, после чего они были подавлены ракетными ударами.

Виды беспилотных летательных аппаратов

90-ые годы были отмечены повсеместным внедрением новых систем связи и навигации, в частности GPS. Это стало основой для появления БПЛА нового типа, управление и получение данных с которых существенно упростились. В результате их создание вышло за рамки военных проектов и сформировался молодой гражданский рынок этих летательных аппаратов. Эксперты регулярно прогнозируют небывалый рост, но время показывает, что некоторые пророчества оказываются всё же слишком оптимистичными. Тем не менее, в 2016 году только в США было продано 2,8 млн гражданских моделей, а общий оборот в отрасли составил 953 млн долларов.

Активное дроностроение и внедрение их в гражданскую среду, привели к росту вариантов их использования:

Российская подводная модель «Статус-6»

Боевое нападение в Хмеймим

В ночь на 6-е января 2018 года БПЛА атаковали российские подразделения в Сирии, так впервые было зафиксировано первое боевое применение стаи беспилотников. От экспериментов к практике перешли суровые сирийские оппозиционеры, в качестве мишеней выбравшие российскую авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения ВМФ в Тартусе. Группа из 13-ти штук вполне подошла для тренировки РЭБ и зенитчиков. 7 штук было сбито комплексом «Панцирь-С1», а оставшиеся 6 — посажены. При контакте с землёй 3 БПЛА взорвались. Изучение оставшихся показало, что запуск был произведён из зоны деэскалации «Идлиб». Для этого беспилотникам пришлось преодолеть более 50-ти километров.

На наиболее популярном из опубликованных фото, стоящий на столе беспилотник террористов действительно выглядит как кустарная модель. Но обращает на себя внимание несколько моментов: возможности батареи и удаленность управления (напомним о расстоянии в 50км до атаки), вес полезной нагрузки (на фото ниже можно увидеть количество бомб на каждом крыле) и массовость использования. Сегодня любая кустарная мастерская в состоянии наладить мелкосерийный выпуск беспилотников и силами небольшого инженерного коллектива превратить их в серьёзную проблему. Поэтому столь активно обсуждаются и продолжается .

Шоу на Олимпийских играх в Южной Корее

В Южной Корее прошла церемония открытия Олимпиады, в которой приняли участие знаменитые квадрокоптеры Shooting Star от Intel в количестве 1218 штук и установили новый мировой рекорд, ранее принадлежавший китайскому Ehang, более известному своим такси Ehang 184. История этого рекорда довольно драматична. Команда Intel с приличествующим масштабу события освещением наращивала свою беспилотную группировку, по сотне-другой увеличивая количество летающих и светящихся квадрокоптеров, пока не была достигнута внушительная цифра в 500 штук. И тут из ниоткуда появились эти китайцы и, как уверенные в себе игроки, удвоили: во время прошлогоднего китайского Нового Года запустили сразу 1000 моделей Ehang Ghost 2.0. Следующий рекорд был по-тихому установлен ими же в первой половине декабря 2017 и составил 1180 штук, прошло два месяца и бравые парни под командой не менее бравой девушки установили .

Что нас ждет в мире БПЛА?

Многие эксперты считают, что у такого вида авиации большое будущее. Главное - использовать их правильно, в режиме не выходящим за рамки законодательства своей страны. Большой спрос на любительские модели поставил под угрозу раскрытия всех секретных военных объектов. Данная проблема подтолкнула к активному обсуждению мер безопасности и созданию бесполетных зон «NO FLY», закрепленных законодательством страны, а также обязательной регистрации устройств весом от 250 грамм до 30 кг в РФ.

На ведущих ролях в создании новых моделей останутся все те же: Россия, Израиль, США и Китай (где создается 85% рынка любительских моделей). Есть несколько интересных особенностей, которые могу лечь в основу индустрии БПЛА в новом 2018 году.

  • Управление целой флотилией беспилотников (продемонстрирована боевиками в Сирии) - под управлением флотилией мы имеем в виду управление несколькими коптерами с одного пульта без опасения, что они столкнутся. Каждый коптер в группе будет знать свою позицию и ни при каких обстоятельствах не помешает другим. Рискнем утверждать, что это станет следующим серьезным шагом в развитии индустрии, который удивит пилотов-любителей, а профессионалам откроет безграничные возможности. В этом нет никакого сомнения.
  • Станции автоматической подзарядки - больше пригодятся профессионалам, а не любителям. Сама мысль о полностью автоматических коптерах, которые перевозят грузы и сами заряжаются, грандиозна. Последнее время о системах автоматической подзарядки много говорят. Проведенные тесты показали многообещающие результаты. Похоже, появление станций автоматической подзарядки – только вопрос времени.
  • Продумывание защиты каналов связи — сейчас сигнал GPS можно глушить, перехватить или подменить
  • Увеличения количества компаний, занимающихся созданием оружия для борьбы с БПЛА

Кто-то использует дроны для того, чтобы делать с прогулок или памятных событий, но на самом деле стоит мыслить шире. Эти летающие устройства обладают значительно большим потенциалом - они умеют раздавать интернет, доставлять продукты и лекарства и помогают вести наблюдение. Благодаря дронам даже появился новый . Сейчас мы находимся в самом начале революции дронов, поэтому стоит узнать все об этих гаджетах.

История дронов

Устройства, которые мы называем «дронами», на самом деле делятся на две категории. Одни представляют собой полностью автономный гаджет, который летает без какого-либо вмешательства человека. Другие работают на дистанционном управлении - пилот стоит на земле и следит за движениями дрона либо находится в какой-нибудь комнате и наблюдает за ним с экрана или с помощью специальных очков. Оба вида используют разные технологии и обладают разным потенциалом, но одинаково считаются дронами. Так что в этой статье мы будем обозначать их одним термином.

Сама идея дронов существует уже более века. На самом деле она не так уж и нова: человечество изобрело столько способов летать, но большинство из них оказалось опасными, так почему бы ему не придумать беспилотное летательное устройство? В 1898 Никола Тесла «телемеханизацию», с помощью которой удаленно управлял небольшой лодкой с помощью радиочастот. Еще один пример раннего дрона - «Жук» Кеттеринга , экспериментальная беспилотная ракета, разработанная ученым Чарльзом Кеттерингом во времена Первой мировой войны. А в 1930-е годы британская армия использовала для военных испытаний первую беспилотную радиоуправляемую летающую мишень Queen Bee.

Изначально дроны долгое время использовались в военных целях. Потребительские дроны появились благодаря любителям радиоуправляемых самолетов. В конце 2000-х те поняли, что в их смартфонах есть все необходимое для самодельного автопилота. Кто-то начал разбирать телефоны на детали, а кто-то докупать необходимые части, например, акселерометр, гироскоп и небольшой процессор. Все это они прикрепили к своим самолетам. Телефоны развивались все быстрее, а их детали становились дешевле и лучше. Довольно скоро любой человек, у которого были базовые знания программирования и свободный вечер, мог купить нужные детали и собрать собственный дрон.

Детали смартфона, которые используются в дронах

  • Гироскоп - небольшой датчик, который определяет, в какую сторону направлено устройство. Помогает дрону двигаться именно туда, куда вы ему прикажете.
  • Акселерометр - датчик, определяющий скорость и направление движения. Помогает дрону удерживаться в нужном месте и на нужной высоте.
  • GPS-навигатор - без него дрон бы не понимал, где он находится и куда направляется.
  • Процессор - микрокомпьютер, благодаря которому все устройства с каждым годом становятся все более быстрыми и эффективными. Процессоры для дронов делают те же компании, которые производят их для мобильных устройств.
  • Камера - чем качественнее камера, тем более умен и автономен ваш дрон.

Однако долгое время никто не думал, что дроны появятся у обычных людей - первые коммерческие модели стоили тысячи долларов, и для их запуска необходимо было разбираться в технике. Такие гаджеты, в основном, использовались для съемок блокбастеров. Затем в 2010 году на выставке появилась компания Parrot и представила свой квадрокоптер AR Drone, которым можно было управлять с помощью iPhone и iPod Touch. Спереди и сзади у него были камеры, из-за чего управление беспилотником превращалось в своеобразную игру в . Самое главное было то, что таким дроном было легко управлять - благодаря датчикам беспилотник сам поддерживал равновесие в воздухе, вам нужно было лишь его направлять. Это был настоящий прорыв.

В 2013 году популярность дронов пошла на взлет. Именно тогда компания Dà-Jiāng Innovations Science and Technology Co. Ltd (DJI) представила беспилотник Phantom, который мог по одному нажатию кнопки выполнять различные трюки и возвращаться назад к хозяину. DJI сделала первого беспилотника, который был не просто игрушкой или сложным инструментом. Так название компании-производителя обрело огромную значимость в мире дронов.

С момента появления первого дрона Phantom изменилось все и ничего. Разработчики выпускали новые, улучшенные дроны с усовершенствованными функциями, камерами и защитными элементами. Некоторые беспилотники были такими большими, что могли перевозить небольшие грузы. Другие, наоборот, были совсем крошечными и стоили дешевле зарядки для iPhone. Сейчас можно купить дрон, который будет работать под водой или взлетать с крыши. Бум смартфонов продолжил развивать инновации в сфере дронов, и такие компании, как Intel и Qualcomm, начали выпускать специальные чипы и программное обеспечение для беспилотников. Квадрокоптеры научились самостоятельно облетать препятствия, сохранять равновесие при сильном ветре, подниматься выше и летать дальше. Всего за тысячу долларов можно купить дрон с 4K-камерой, который будет работать на батарее 30 минут и сможет пролететь более шести километров, самостоятельно огибая препятствия.

Угадайте, кто производитель такого дрона? Правильно, DJI. Как бы быстро ни менялся рынок, побеждает всегда эта компания. У нее есть несколько конкурентов, например, 3D Robotics и GoPro, но им до нее далеко. Стартапы вроде Lily Robotics и Zano провалились. Даже Parrot практически отказалась от производства беспилотников. Более-менее серьезным конкурентом является компания Yuneec, потому что она расположена рядом со своими китайскими фабриками и исследовательскими центрами, из-за чего работает быстрее и эффективнее.

Рынку потребительских дронов пока далеко до размеров мобильного рынка - по оценкам Федерального агентства воздушного транспорта США в 2020 году количество проданных любительских беспилотников достигнет 4,3 миллиона. Однако этот рынок быстро растет. Запуск дронов ради красивых фотографий - это только начало. Однажды небеса заполонят беспилотники, которые в основном будут принадлежать компаниям. Но это не точно, потому что остается неразрешенным один очень важный вопрос.

Будущее дронов

Будущее дронов зависит от их правового регулирования. Например, сейчас в России вес беспилотника 30 килограммов (сюда входят дроны, квадрокоптеры, радиоуправляемые модели). БПЛА тяжелее 30 кг подлежит государственной регистрации. Но пока не федеральном уровне порядок использования беспилотников не отрегулирован. Правительство легализовать коммерческие перевозки пассажиров и грузов с помощью дронов к 2019 году.

Возможности дронов

Но давайте представим, что законы предоставили беспилотникам полную свободу действий. В таком случае у них бы появились совершенно новые возможности. С тех пор как Amazon представил доставку дронами Prime Air за 60 минут, все компании захотели себе такой же сервис. Сейчас компания Джеффа Безоса тестирует доставку малых пакетов в Великобритании и надеется вскоре расширить границы своей деятельности. Почта России недавно запуск первого беспилотника. Правда, неудачно - дрон врезался в стену дома. В прошлом году Герман Греф доставки дронами наличных денег.

Американская Domino"s при этом уже пиццу дронами в Новой Зеландии, а стартап Zipline использует беспилотники для доставки медикаментов в сельские районы Руанды. Американская компания по экспресс-доставке UPS планирует привозить посылки на грузовике в район получателя, а затем доставлять их дронами к конкретному дому. Доставив груз, такие дроны будут возвращаться обратно в грузовик и заряжаться по дороге в следующий район.

Беспилотники Zipline

Беспилотники могут прилетать в недоступные и опасные зоны и сбрасывать необходимые припасы. Дрон способен добраться и изучить практически любое место, куда не могут или не хотят попасть люди.

Исследователи и инженеры все больше задумываются о создании целого «роя» дронов, который будет действовать слаженно, как стая птиц или насекомых. Такой рой может перевозить большие грузы или разделяться на части для изучения разных участков местности. Пример работы роя беспилотников можно было увидеть в прошлом году на шоу в перерыве Супер-кубка или на музыкальном фестивале Coachella в апреле этого года.

Полет дронов сопровождал выступление группы Odesza в эти выходные.