Конспект «Игра — путешествие в зоопарк. Гиппопотам — описание, подвиды, ареал, питание, поведение и размножение бегемотов У бегемота большие уши как гора

Азбука животных

А ИСТ
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной
Он гнездо на крыше вьёт,
Лето в гости к нам зовёт. Б ЕЛКА
Далеко еще зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Яблоки, орехи -
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.

В ОЛК
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.

Г УСЬ
Выгибает шею гусь:
- Никого я не боюсь!
Как начну щипать за пятки -
Побежите без оглядки.
Д ЯТЕЛ
Дятел - врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит клёны, липы, ели,
Чтоб цвели и зеленели.

Е НОТ
У реки в норе живёт
Серо-бурый зверь енот.
Мех его к зиме густеет,
Ну а сам зверёк - толстеет.

Ё Ж
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной,
Ёжик добрый, а не злой. Ж УК
Молча жук сидит в канавке.
Молча жук ползёт по травке.
А когда он полетит -
Зажужжит он, загудит.

З АЯЦ
Не богат у зайца мех,
Только он не тужит.
По лесам быстрее всех
Серый заяц кружит.

И НДЮК
Хвост как веер. Клюв как крюк.
Эту птицу звать индюк.
Он надутый, грозный, важный.
С ним подружится не каждый. ПОПУГА Й
Попугай мой Проша -
Ученик хороший.
Каждый вечер попугай
Говорит мне: "Баю-бай".

К РОКОДИЛ
Крокодил в реке таится:
Берегись и зверь, и птица.
Он коварный, хитрый зверь,
Ты его слезам не верь.

Л ОСЬ
Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон. М ЕДВЕДЬ
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит миша сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.

Н ОСОРОГ
Носорог без лишних слов
В драку бросится готов.
Он не даст себя в обиду:
Неуклюж он только с виду.

О РЁЛ
Орёл - не маленькая птаха,
Орёл - герой, не знает страха.
Гнездо его на круче,
Под крышей тёмной тучи. П ЕТУХ
На закате, на рассвете
Далеко петух заметен.
С гребешка до самых шпор
Не петух, а светофор.

Р ЫСЬ
Если есть у кисочки
На ушах две кисточки,
Эту киску берегись,
Потому что это - р-рысь!

С ЛОН
У слона большие уши,
Как гора, огромен слон.
Равных нет ему на суше:
Слон по весу - чемпион. Т ЮЛЕНЬ
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.

У ТКА
В камышах зелёных тихо,
Тихо в небе голубом.
Утка - знатная пловчиха,
Га реке утиный дом.


Ф ИЛИН
Филин старый. Филин умный,
У него полёт бесшумный.
А глаза как фары две -
Так и светятся в листве. Х ОРЁК
Ну и хитрый он зверёк -
Юркий маленький хорёк!
Как его увидят мышки -
Сразу прячутся в домишки.

Ц ЫПЛЁНОК
Из яйца, как из пелёнок,
Вылез маленький цыплёнок.
Вот какой он, посмотрите!
Манной кашей накормите.

Ч ИБИС
Чибис в солнечной низинке
Чистит пёрышки на спинке.
Разве это не приятно -
Быть красивым и опрятным? Ш МЕЛЬ
На цветок душистой мяты
Опустился шмель мохнатый.
Шмель медком заправится
И домой отправится.

Щ УКА
Щука плавает кругами
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы! Как пила!
Где такие ты взяла?

Ъ
Для зверей, уж вышло так,
Неизвестен твёрдый знак. В Ы ДРА
Это что за мордочка
Плавает как лодочка?
Это выдра, зверь речной,
Рыбку ловит в летний зной.

СОБОЛ Ь
Соболь носит мех блестящий,
Осторожно воду пьёт.
Дом его в кедровой чаще,
Жизнь он скрытную ведёт.

Э МУ
Страус эму горд ужасно
Тем, что бегает прекрасно.
Могут только чудаки
Бегать с ним вперегонки. Ю РОК
Юрок играет с ветерком,
Юрка зовут ещё вьюрком.
В оранжевых полосках хвост,
И с воробья примерно рост.

Я К
У яка шуба до копыт,
Як шубой с головой укрыт.
Дороги снегом замело,
А яку горному тепло.

Владимир Степанов

Лариса Смолеха

Материал подготовлен воспитателями : Смолеха Л. Ф., Леончиковой В. Н.

Цель : обучение навыкам совместной игровой деятельности.

Задачи :

Расширить знания детей о диких животных – обитателях зоопарка ;

Познакомить с трудом работников зоопарка ;

Учить играть вместе , следуя сюжету игры;

Воспитывать поведения в общественных местах;

Развивать творческие способности, умение использовать знакомые предметы в непривычных ситуациях;

Учить отгадывать загадки;

Активизировать речь детей;

Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным.

Ход игры:

Звучит музыка из передачи «В мире животных» . Входят дети, становятся полукругом у стульчиков.

Организационный момент (приветствие) .

Наши умные головки будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать, ротик чётко говорить.

Ручки будут хлопать, ножки будут топать.

Спинки выпрямляются, друг другу улыбаемся.

(Дети садятся на стульчики) .

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадку.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём?

И смотреть зверей идём? (зоопарк )

Скажите, кто из вас был в зоопарке ?

Кто знает, что такое зоопарк ?

Зоопарк - это место , где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные и птицы.

Воспитатель. Правильно. А какие животные там живут?

Дети. Дикие, домашние, животные жарких стран, животные Севера.

Дидактическая игра : «Кто какой?» (вниманию детей предлагаются карточки из серии картинок «Животные зоопарка » )

Слон и мышка. Кто из этих животных большой, а кто маленький?

Жираф и носорог. Кто высокий, а кто низкий?

Бегемот и обезьяна. Кто толстый, а кто тонкий?

Лев и рысь. У кого длинный хвост, а у кого короткий?

Зебра и леопард. Кто полосатый, а кто пятнистый?

Дикобраз и белка. Кто пушистый, а кто колючий?

Черепаха и заяц. Кто мягкий, а кто твердый?

Змея и червяк. Кто длинный, а кто короткий?

Крокодил и воробей. Кто опасный, а кто безобидный?

Ослик и жеребенок. У кого длинные уши, а у кого короткие?

Белый медведь и лев. Кто живет в холодных странах, а кто в теплых?

Воспитатель. Молодцы! А сейчас физкультминутка : «Кто что делает?»

Я буду называть животное, а вы имитировать его движения (звучит песня «Чунга – чанга» )

Слон – топает,

Зебра – скачет,

Крокодил – плавает,

Лев – крадётся,

Леопард прыгает,

Кенгуру – скачет,

Обезьяна – дразнится,

Рысь – ходит неслышно.

(под муз. «Чунга – чанга» )

Воспитатель. А кто из вас был в зоопарке ? У нас своего зоопарка нет , они приезжают к нам из других городов. Но у нас есть мини – зоопарк , который находится (где) . Правильно, в Музее – заповеднике «Томская писаница» . И наши ребята там уже побывали!

Скажите, а кто работает в зоопарке ?

Ответ : директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель : Кто знает, кто такой экскурсовод?

Кто такой ветеринар? и т. д.

Воспитатель (в рупор) Внимание! Внимание! Спешите, спешите. К нам приехал зоопарк !

Занял самый лучший парк! Приходите поскорей!

Поглядите на зверей! Взрослые, и дети!

В гости приходите! Можно делать фото! Только не ДРАЗНИТЕ!

Воспитатель. Ребята, вы услышали приглашение в зоопарк . А хотите поехать в зоопарк ?

Воспитатель. А на чем мы можем поехать в зоопарк ?

Дети. На машине, на поезде, автобусе. На каком транспорте мы с вами сможем доехать до зоопарка все вместе ? (на автобусе)

Воспитатель. Давайте отправимся в зоопарк на автобусе . (Дети строят автобус из стульев под мелодию песенки «Пони – длинная чёлка» …К воротам зоопарка подвезти ).

Наш автобус не может ехать без шофёра. Пусть шофёром будет Кирилл, Алина будет кондуктором. А вы будете? (пассажирами) . Молодцы! (кондуктор раздаёт билеты) Поехали! А чтобы не было скучно ехать, споём нашу любимую песенку.

«Весёлые путешественники »

Мы едем, едем, едем, мы едем в зоопарк ,

Увидим там медведя и маленьких зайчат.

А в песенке поётся о том, как мы живём.

Воспитатель. А вот и зоопарк . Что нужно сделать, перед тем как зайти в зоопарк (купить билет) .

Ситуация общения «Кассир в зоопарке (ребёнок) и посетитель (ребёнок) »

Дайте мне, пожалуйста, один билет в зоопарк .

Пожалуйста, возьмите!

Дайте билет мне и моему другу и т. д.

Воспитатель. Билеты купили. Молодцы! А теперь давайте повторим правила поведения в зоопарке (дети называют правила и прикрепляют знаки на магнитную доску)

Мы пришли сегодня в парк.

В наш весёлый зоопарк .

В зоопарк пришли мы дружно ,

Посмотреть зверушек нужно.

Зоопарк открылся . Давайте погуляем по зоопарку и рассмотрим животных. В зоопарке живут звери в клетках и в вольерах.

Я буду экскурсоводом, а вы моими помощниками. Расскажите о понравившемся животном.

Воспитатель : Это что за великан ростом как подъёмный кран?

Дети : Это, голову задрав, нас приветствует жираф.

Жираф обитает в жарких странах. Самое высокое животное на земле. У него маленькая голова, короткие уши и небольшие рожки, большие глаза. У жирафа очень длинная шея, длинные ноги и длинный хвост, длинный язык. Им он срывает листья с веток, густо покрытых колючками. Жираф светло- коричневого цвета с темно- коричневыми пятнами. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев. Детёныша зовут (как) жирафёнок.

Слон живет в Африке. У слона огромная голова с большими ушами, длинным хоботом и маленькие глаза. Слон серого цвета, у него толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце, бивни у папы и сына, у мамы нет. Слон питается листьями растений. Это умное, спокойное животное, хороший помощник человеку.

Дети. У слона большие уши, как гора, огромен слон. Равных нет ему на суше : слон по весу чемпион.

А вот и бегемот - толстый, неуклюжий, с огромным ртом, страшно ревёт.

Дети. Петь задумал бегемот и открыл огромный рот, но не слышно в песне слов – слышен только грозный рёв.

Носороги утро и вечер проводят в поисках пищи. В жаркие часы дня они проводят время, стоя в тени дерева. Ночью подгибают под себя ноги и кладут голову на землю. Для чего?

Дети. Не бывает так, чтоб нос рос не вниз, а вверх бы рос. Лишь у зверя – носорога вверх растёт он в виде рога.

Зебра – травоядное животное. Она родственница лошади, но бегает не так быстро, как лошадь. От врагов защищается передними копытами.

Дети. Любит зебра по лужайке в полосатой бегать майке. Зебра даже за конфетку не наденет майку в клетку.

Это лев. Льва увидишь – сразу ясно : царь зверей, шутить опасно. Грозный вид и грозный рык – даже гриву не подстриг.

Это тигр. Тигр – крупный хищный кот, тигр в Азии живёт. Полосатый, как матрас, смотрит строго он на нас. Крокодил. Хищник с пастью точно ров, проглотить он всех готов. Страшный и зубастый. Плавает под водой бесшумно и незаметно подкрадывается к своей добыче. Ночь проводит в воде, а к восходу солнца выходит погреться на солнышке.

Лев, тигр, леопард, крокодил (кто) . Правильно – хищники.

Дети. И девчонкам и мальчишкам корчит рожицы мартышка. В зоопарке без детей жить бы грустно было ей.

Воспитатель. Какие они озорные. Прыгают, строят рожицы. Ноги у них упругие, как пружинки. Давайте поиграем в весёлых мартышек .

Физкультминутка : «Мартышки» , музыка М. Гоголевой.

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком .

Все в ладоши хлопаем,

Все ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже,

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостики – вертушки,

Пальчик поднесём ко рту, (тс-с-с)

Дружно прыгнем к потолку.

Шире рот откроем (открывают рот)

И гримасы строим! Раз – два, три, с гримасой замри.

Воспитатель. Вот и наступило время обеда. В нашем зоопарке работает фотограф . Желающие сфотографироваться с обезьянкой, подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

Ребёнок – фотограф. У меня чудесный аппарат, (пальцами обеих рук делают прямоугольник.)

Фотографировать он рад! (Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата» .)

Сделаем вам фото. (Руками от себя «предлагают» .)

Вот такое фото! (Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки)

(Раздаётся сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными).

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

(Воспитатель загадывает загадки про каждого животного, дети с интересом их отгадывают).

Загадка. Большие рога, высокие ноги, он ходит по снегу совсем без дороги. Помочь человеку он может в делах, катает детишек на быстрых санях (олень)

Загадка. У него есть брат в лесах, сам он плавает во льдах. Бурый брат, а он весь белый, но такой же сильный, смелый (белый медведь) .

Воспитатель. А что вы знаете о белых медведях

Дети. Белый мишка – чёрный нос любит зиму и мороз.

Ну а летом ищет тень и купается весь день.

Загадка. Он усатый, но не кот, он на севере живёт. И, заботясь о еде, рыбу ловит он в воде (морж)

Воспитатель : Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей : дикие, живут на Севере) .

Воспитатель : А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных : внешний вид, измеряет температуру и т. д.

Воспитатель : Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ : да) . Можно поместить их в вольер.

Загадка. Разучился он летать, может плавать и нырять. Ходит в стае среди льдин птица важная… (пингвин) . Да их тут целая семейка.

Пингвин – единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Прямоходящая птица. Они не любят одиночества, всегда держатся группами. Какие они забавные! Давайте походим как пингвины. Физминутка «Пингвины» (дети имитируют движения пингвинов, шагают по кругу)

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин - папа,

Пингвин - мама

И сынишка - пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, вы не устали, идём дальше.

Возле старого пруда много зрителей всегда.

Здесь в тени густых ветвей живёт стая лебедей.

А вот и пруд, в котором плавают прекрасные лебеди. Присядем и посмотрим на движения лебедей. (Звучит музыка Сен-Санс «Лебедь» ). Движения их плавные, неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки – это крылья. Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя крыльями. Поднимаем и опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.

Воспитатель (в рупор) Уважаемые посетители зоопарка ! Зоопарк закрывается . У выхода работает киоск, где вы можете купить сувениры на память.

Сувениры непростые,

в них картинки разрезные.

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает ,

Засыпает до утра,

Вам уже домой пора.

«Весёлые путешественники » (дети садятся в автобус и едут в детский сад)

Мы едем, едем, едем, мы едем в детский сад,

Там ждёт нас мама с папой и ужин для ребят.

Нам весело живётся, мы песенку поём,

и в песенке поётся о том, как мы живём.

Итог. Ребята, вам понравилось наше путешествие ? А что понравилось больше всего? Хотите ещё побывать в зоопарке ?





Обыкновенный бегемот или гиппопотам (Hippopotamus amphibius) - полуводное млекопитающие из семейства бегемотовые (Hippopotamidae) , а также второе после крупнейшее наземное животное на планете.

Описание

Вес взрослых особей составляет 1300-3200 кг. Длина тела 209-500 см, в том числе хвост – 35 см. Высота в холке – 150-165 см. Гиппопотамы имеют фиолетово-серый или серо-зеленый окрас кожи, с коричневато-розовыми областями вокруг глаз и ушей. Их тела покрыты скудным количеством тонких шерстинок, за исключением головы и хвоста. Внешний слой кожи чрезвычайно тонкий, что делает их уязвимыми для ран во время боев.

У бегемотов отсутствуют сальные и потовые железы. Вместо этого, слизистые железы выделяют густой маслянистый слой красной пигментированной жидкости. В течение многих лет эта жидкость считалась смесью пота и крови. В настоящее время известно, что она является смесью кислоты hipposudoric и norhipposudoric. Эти соединения создают эффект солнцезащитного крема, поглощая ультрафиолетовое солнечное излучение и предотвращая рост болезнетворных бактерий. В течении нескольких минут воздействия солнечного света на кожу животного, выделения изменяются от бесцветного до оранжево-красного оттенка.

Громоздкие и бочкообразные, казалось бы, бегемоты неуклюжи на земле и в воде. Тем не менее, приспособленность к жизни в полуводной среде позволила им быстро передвигаться в воде и на суше. На земле, они способны развивать скорость до 30 км/час и поддерживать ее в течение нескольких сотен метров. На мелководье их короткие ноги обеспечивают мощное передвижение, а перепончатые лапы позволяют с легкостью перемещаться по дну рек. Расположение глаз, ушей, ноздрей высоко на голове позволяет гиппопотамам большую часть времени оставаться под водой, при этом легко дышать и контролировать обстановку вокруг себя. При полном погружении, бегемот закрывает ноздри и уши, чтобы предотвратить попадание воды в них. Челюсти способны открываться до 150 градусов, обнажая огромные, острые клыки и резцы. Клыки вырастают до 50 см, а резцы – до 40 см, затачиваются клыки друг об друга, во время пережевывания травы.

Половой диморфизм у гиппопотамов присутствует. Вес самцов, как правило, превышает вес самок (около 200 кг), но могут вырастать с весом в несколько тысяч килограмм. Самцы растут на протяжении всей жизни, в то время как самки прекращают свой рост в возрасте 25 лет. Максимальная длина тела самцов составляет около 505 см, а самок – около 345 см. Крупнейший, зафиксированный за всю историю самец весил 4500 кг (Мюнхен, Германия). Помимо большего размера тела, у самцов морды гораздо больше с более развитой челюстью, чем у самок. Клыки мужских особей в два раза длине, чем клыки женских.

Среда обитания

Бегемоты обычно населяют мелководные озера, реки и болота. Их глубина должна быть около 2 метров, поскольку бегемот погружает все свое тело в воду. В дневное время суток, стада гиппопотамов предпочитают спать на мелководье, а иногда на мели (в грязи), при этом тесно группируясь между собой. Именно в таких водах происходит спаривание и роды. Когда нет возможности находится на мелководье, бегемоты перемещаются в глубину и оставляют на поверхности воды только ноздри для возможности дышать. На закате гиппопотамы выходят из воды на берег, чтобы покормиться и немного попутешествовать. Как правило, они уходят, не дальше, чем на 1,6 км, по уже знакомому пути с густыми травянистыми пастбищами для выпаса вдоль берегов воды.

Диапазон обитания

Нет опубликованных данных по определенному размеру территории, занимаемой гиппопотамами. Он в значительной степени зависит от количества особей в стаде, близости воды и пастбищ. Они часто отдыхают в тесноте, положив голову на спину соседа.

Исторический и сегодняшний ареал обитания гиппопотамов можно посмотреть и сравнить на рисунке выше.

Размножение

Бегемоты являются полигамными животными, это означает, что один самец может спариваться с несколькими самками в одной социальной группе. Хотя размножение этих млекопитающих не имеет строго сезонный характер, но как правило, происходит во время сухого сезона, в период с февраля по август, а рождение детенышей припадает на сезон дождей, с октября по апрель.

При поиске партнерши, доминирующий самец блуждает по местам отдыха или пастбищам и нюхает хвостовую часть каждой самки. Самец ведет себя по отношению к самке необычайно покорно, чтобы избежать нападения стада. Целью почтительного самца является поиски самки готовой к спариванию. После того, как самец находит нужную самку начинается ухаживание. Он дразнит свою избранницу, тем самым выманивает ее из стада. Затем он ее преследует в более глубоких водах, пока она не рассердится и не столкнется с ним челюстями. Самец подчиняет себе самку и происходит процесс совокупления, при этом ее голова находится под водой. Непонятно почему, но ее голова должна находится под водой. Если самка пытается поднять голову, чтобы вдохнуть воздух, самец, как правило, силой вынуждает ее опустить голову вниз. Во время спаривания самцы издают хриплый сигнальный звук, который свидетельствует об успехе. Хотя они могут совокупляться круглогодично, наиболее распространённый период с февраля по август. Беременность длится почти год, 324 дня, и рождается один детеныш. Его не отнимают от материнского молока около года, а зрелость наступает в 3,5 года.

Перед родами, беременные самки становятся очень агрессивными и защищаются от всех, кто с ней сталкивается. Они изолируются на суше или на мелководье и возвращаются в стадо спустя 2 недели после родов. При рождении детеныши весят от 22 до 55 кг. Мать и теленок имеют тесную связь. Они друг друга моют и обнимаются, чем предположительно показывают привязанность друг к другу. Детеныши приспособлены кормиться материнским молоком под водой: уши и ноздри закрываются в момент сосания, когда сосок матери находится между языком и верхней челюстью. Поскольку гиппопотамы живут в условиях социальной семьи, самцы тщательно оберегают самок и детенышей, и часто нападают на все, что представляет им угрозу.

Жизненный цикл

Средняя продолжительность жизни составляет около 55 лет в неволе и в . Самый взрослый бегемот прожил больше 61 года в неволе. Младенческая смертность низкая – 0,01 смертей в год

Поведение

Гиппопотамы являются очень социальными животными, проживают в группах по 20-100 особей. Они ведут оседлый образ жизни, большую часть дня отдыхают, а в сумерках оставляют свои бассейны и идут на пастбище. Большая активность припадает на ночное время. Самки являются лидерами стада и контролируют спокойствие в бассейнах во время отдыха. Самцы отдыхают вдоль внешних берегов воды, тем самым защищают самок и детенышей. В возрасте 7 лет, самцы начинают конкурировать за доминирование. Это выражается в зевании, рёве, обрызгивании навозом и сцеплении челюстей.

Доминирующие самцы, очень нетерпимы по отношению к молодым самцам, бросившим им вызов. Взрослые самцы склонны к тенденции сильно травмировать и даже убивать молодых самцов в течении таких поединков. Территориальное поведение характеризуется свистящим дыханием, сигналом и душем из навоза. Приближаясь к новой территории, они поворачивают заднюю часть своего тела в направлении к этому месту и метят территорию. Они раскачивают хвосты со стороны в сторону и рассеивают свои экскременты вокруг незнакомой местности. Самцы часто выходят из воды, чтобы пометить береговую линию и пастбища, где они питаются.

Охрана своих территорий припадает на засушливый период, когда условия жизни становятся более насыщенными, а ресурсы ограниченными. Оборонительные знаки, такие как зевание, сжимание челюстей и звон клыков предназначены для защиты стада от хищников и для угрозы другим самцам.

Связь

Как уже было написано выше, бегемоты социальные животные и поэтому имеют большой набор надводных и подводных звуков. Сигнальный зов, сделанный бегемотом под водой, является наиболее распространенным типом связи в стаде сообщающим об угрозе. Это гудение может доходить до 115 децибел, что эквивалентно звуку сильного грома. Вокализации могут совершаться на суше и воде, соответственно и слышимость хорошая в обоих местах. Это единственный случай подводного общения у млекопитающих. Бегемот способен издавать звуки, когда над поверхностью воды остаются только его ноздри. Это происходит потому, что гиппопотам имеет толстый слой жира вокруг гортани, поэтому в момент вокализации получается распространение звука по всему объему воды.

Питание

Гиппопотамы оставляют свои воды в сумерках и движутся в близлежащие травянистые районы. Они предпочитают находиться недалеко от воды, однако, в случае нехватки пищи, они могут отойти на несколько километров. Выпас длится на протяжении 4-5 часов каждую ночь. Их рацион в основном состоит из небольших побегов, травы и камышей. Они не выкапывают корни или фрукты. Тем не менее, бегемоты будут потреблять многие другие виды растений, если такие будут находиться рядом.

Мускулистые губы, шириной около 50 см, идеально подходят, чтобы тянуть траву. Гиппопотамы не используют свои зубы чтобы жевать пищу, вместо этого они рвут траву, чтобы предотвратить потери. В то время как их малоподвижный образ жизни позволяет иметь простой рацион, они, как известно, потребляют огромное количество еды каждый вечер, 1-1,5% от веса их тела (в среднем, около 40 кг). Бегемоты входят в воду и выходят из нее в одном и том же месте, из пастбищ они возвращаются до рассвета. Иногда, если бегемот ушел слишком далеко от воды, он будет искать водоем поблизости, чтобы успеть отдохнуть до следующего наступления темноты. Некоторые бегемоты были замечены за поеданием мертвых животных вблизи их водоемов. Тем не менее, их желудки не приспособлены переваривать мясо. Вполне возможно, что плотоядное поведение служит последствием заболеваний или недостаточного питания.

Угрозы

Иногда , гиены и крокодилы могут охотиться на молодых бегемотов. Кроме людей, для взрослых гиппопотамов нет никаких известных угроз.

Роль в экосистеме

Благодаря массивному телосложению, бегемоты занимают важное место в экосистеме. Повседневное существование в воде и на суше создает идеальную среду обитания для мелких организмов. Когда бегемот идет на пастбище, он вытаптывает тропинку, которая в сезон дождей прослужит лагуной или боковым бассейном и позволит маленьким рыбкам уберечься во время засухи.

Охранный статус

За последние 10 лет популяция бегемотов снизилась на 7-20%. Было зафиксировано, что в 29 странах, входящих в его географический диапазон обитания, осталось от 125 000 до 148 000 особей. Хотя браконьерство является незаконным, оно остается основной причиной гибели этих животных. Наиболее страдают от браконьерства бегемоты, населяющие незащищенные земли. Потеря среды обитания является еще одним фактором снижения популяции бегемотов. Гиппопотамы зависят от пресноводных водоемов, что делает их уязвимыми к засухам, сельскохозяйственному и промышленному производству, а также к изменению маршрута природных водных потоков. Существуют мероприятия по сохранению популяции бегемотов, направленные на защиту природных мест обитания. В странах, где присутствует высокая популяция гиппопотамов, есть строгие правила, запрещающие охоту. Места обитания бегемотов, а именно национальные парки, заповедники, музеи-заповедники находятся под тщательной охраной.

Подвиды

Бегемот обыкновенный является представителем рода бегемоты. принадлежит к другому роду – карликовые бегемоты.

На основе морфологических различий черепов и разнообразности мест обитания выделяется пять подвидов гиппопотамов:

  • a. Amphibius – распространялся от Египта, где сейчас считается вымершим, к югу до реки Нил в Танзании и Мозамбике;
  • a. Kiboko – подвид встречается в Кении, в регионе Великих Африканских озёр и в Сомали в районе Африканского Рога. Представители данного подвида имеют более широкие носовые кости и более полые межглазничные области.
  • a. Capensis – распространен от Замбии к Южной Африке. Имеют наиболее сплющенные черепа из всех подвидов.
  • a. Tschadensis – обитает по всей Западной Африке. Туловище короче и более широкая морда.
  • a. Constrictus – можно встретить в Анголе, на юге Демократической Республики Конго и Намибии. Имеет более глубокую глазничную перетяжку.

Видео