Общественный строй ссср 1960 1980. Нарастание кризисных тенденций в экономике ссср

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • -- экономике;
  • -- политике;
  • -- международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

  • -- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);
  • -- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • -- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • -- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • -- произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • -- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • -- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • -- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • -- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • -- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • -- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • -- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • -- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • -- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • -- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • -- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • -- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • -- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • -- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • -- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • -- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • -- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
  • -- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руково­дством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекра­щено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изме­нение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилет­ка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов рабо­ты (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управ­ления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяй­ственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению дос­тижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали де­фицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непо­следовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом раз­витии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управ­ления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сель­ском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списыва­лись долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - коопериро­вание колхозов и совхозов в Агропромобьединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села уеугублялся несправед­ливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречи­во. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельное квартиры, с другой, - рез­ко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны рас­ходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвер­жденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относитель­ное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало види­мость социальной стабильности.

49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев ) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин) . Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.

В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:

1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;

2) были уменьшены расходы на здравоохранение;

3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.

В сфере экономики в 1960-1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:

1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;

2) повысили закупочные цены;

3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.

В промышленности главным направлением преобразований было:

1) укрепление хозрасчета;

2) перестройка системы ценообразования;

3) восстановление отраслевого принципа управления;

4) сокращение числа плановых показателей.

Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:

1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства;

2) необходимость наращивания военных потенциалов;

3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;

4) неспособность освоить новые технологии НТР;

5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Социально-экономическое развитие Англии в X - начале XI вв Англосаксонское общество значительно феодализировалось к началу X в. Большая часть крестьян уже была подчинена господину, глафорду, стоявшему во главе вотчины, которая становилась все более феодальной по своему

Из книги История России автора Иванушкина В В

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое

Из книги История России автора Иванушкина В В

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:1) Г. М. Маленков;2) Н. С. Хрущев;3) Л. П. Берия.В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить

Из книги История России автора Иванушкина В В

50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.Принятая 7

Из книги История России автора Иванушкина В В

51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС избрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР рекомендовал А.Н.

автора Автор неизвестен

71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.Создаются общесоюзные кодексы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.В 1970 г. вступили в действие Основы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.На основе

автора Барышева Анна Дмитриевна

68 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-1960-Х ГГ Н. С. Хрущеву для окончательного утверждения пришлось преодолевать противодействие со стороны старой гвардии Президиума ЦК партии – В. М. Молотова, Н. А. Булганина, Л. М. Кагановича

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

7 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ После отставки Н. С. Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев (1964–1982 гг.).К середине 1960-х гг. СССР подошел к рубежам такого этапа развития, когда на первый план стали выдвигаться процессы следующей ступени

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

71 ВНУТРИ– И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ Новому руководству страны во главе сЛ. И. Брежневым предстояло сделать сложный выбор: либо продолжать радикальный курс ХХ съезда по либерализации социалистического режима, грозящий его дальнейшему

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 71 Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Борьба за наследство Сталина.1.1. Изменения в партийном и государственном руководстве.1.2. Политическое соперничество в партии: Март – июнь 1953 г. – Лето 1953–1955 г.2. Начало процесса

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 72 Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг ПЛАН1. 1953–1957 гг.1.1. Экономический курс Г. М. Маленкова.1.2. Преобразования сельского хозяйства: Планы. – Ход.1.3. Развитие промышленности.1.4. Административно-экономическая реформа.1.5. Социальная политика.2.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Изменение приоритетов внешней политики.1.1. Курс на мирное сосуществование государств.1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.1.4.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 75 СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг ПЛАН1. Смена власти.1.1. Факторы смены руководства: Кризисные явления в общественной жизни. – Волюнтаризм Н. С. Хрущева во внутренней и внешней политике. – Недовольства в руководящем партийно-хозяйственном аппарате. – Борьба в

Председателем Совета министров были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

В Советском Союзе во второй половине 60-х годов основной тенденцией политического развития стало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для складывания нового правящего класса. В годы сталинских репрессий состав правящей элиты постоянно менялся – на смену репрессированным выдвигались новые кадры, которые в свою очередь, подвергались репрессиям. В хрущевский период репрессий не было, но в ходе постоянных реорганизаций и управленческих экспериментов шла ротация руководящих кадров, перетряска правящего слоя. Новое руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 60-х гг. создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников.

В марте–апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии. Из него было убрано положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, иго члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина. На этот пост был избран Л.И. Брежнев. Эти решения съезда создали стабильный слой партийной номенклатуры.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по слу­жебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. – конституции союзных республик. В этих кон­ституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководя­щая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.

Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие, доступ интелли­генции был затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руко­водящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. Часто внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден «Победы» и др.) совмещались с усиливающимися дряхлостью. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Сам Брежнев насаждал на высшие посты своих друзей и родствен­ников (Предсовмина А.Н. Тихонов, секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко, министр внутренних дел Н.А. Щелоков, заместителями министров были сын и зять Брежнева). Такая же картина сложилась и в республиках - Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и др.– где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.

«Новое дворянство» было заинтересовано в стабильности общества. Стабильность, в свою очередь, изменила психологию управленцев, реальную практику управления. Чувствуя себя достаточно уверенно (репрессии теперь были исключены), представители высшей номенклатуры директора, министры, руководители отраслей и регионов переходят от роли управляющих (при отсутствии фактических владельцев) к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. В хищениях были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, горкомов, райкомов партии. Происходит противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.

Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение дис­сидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека. Первым правозащитником стал П.Г. Григоренко, боевой генерал, герой войны, профессор академии Генерального штаба. Григоренко выступал в защиту историка А. Некрича, писателей Ю. Даниэля и А. Синявского, поддерживал требования крымских татар. В стране его протест на фоне всеобщего единомыслия был воспринят как психическое заболевание. Григоренко был объявлен психически невменяемым, уволен из армии и отправлен в психбольницу. В 1977 г. был выслан из страны и лишен советского гражданства.

Группа правозащитников, сформировавшаяся в тече­ние 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвино­ва, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма – в защите прав челове­ка. С апреля 1968 г. за границей стала не­легально издаваться «Хроника текущих событий», в кото­рой освещался каждый факт произвола властей. Первым ее редактором была Н. Горбаневская. Диссидентов арестовывали, судили за «антисоветскую деятельность». Но движение правозащит­ников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.

Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) – считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу «очищения социализма».

Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) – проповедовали принцип «конвергенции», сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и дру­гие групповые интересы, а интересы общечеловеческие. Ряд представителей этого направления (В. Буковский) полностью отвергли идеи социализма, считали режим за­падных стран моделью для СССР.

Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) – выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу, навязаны ему извне. Наиболее радикальные представители этого течения отвергали за­падничество вообще, считали наряду с коммунистами противниками и либералов. Образцом для России пола­гали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г. Развернулось национальное движение и в республиках, особый размах оно приобрело в Прибалтике, на Украине, в Грузии. В качестве конечной задачи выдвигалось достижение государственной независимости.

В 1968 г. В. Ремлюга, П. Литвинов, Л. Богораз, В. Делоне, К. Бабицкий, Н. Горбаневская и В. Файнберг провели на Красной площади демонстрацию протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Участники демонстрации были приговорены к различным срокам заключения. Этот процесс получил большой международный резонанс, правозащитное движение получило мощную поддержку за границей.

После чехословацких событий 1968 г. диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. Выдающийся ученый-физик, академик, один из создателей советской водородной бомбы выступил с целой программой правозащитной деятельности. В 1971 г. Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира.

С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать «хельсинкским». Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия вы­полнению соглашений. В состав Московской группы вошли Ю. Орлов, Л. Алексеева, Е. Боннэр, П. Григоренко, А. Марченко. Такие же группы образовывались на Украине, в Литве, Армении. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. Около тысячи человек было арестовано. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено, но оно оставило заметный след в умах людей, способствовало изменению общественной психологии.

В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Были сняты с постов министр внутренних дел Н. Щелоков, зять Брежнева Ю. Чурбанов, отдан под суд секретарь Краснодарского райкома КПСС В. Медунов, началось расследование «хлопкового дела» в Узбекистане. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике.

После смерти Ю.В. Андропова страну возглавил К.У. Черненко (сент. 1983 г.). Он был одним из ближайших сотрудников Л.И. Брежнева. К этому времени Черненко был тяжело болен, управлять страной, ему было сложно.

Экономика

В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система «планирования и экономического стимулирования». С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность. Резко снижалось число плановых показателей, спускаемых предприятию сверху. Основным плановым показателем становилось не количество произведенной продукции, а объем произведенной продукции в денежном выражении (то есть планом давалось задание произвести продукции на определенную сумму рублей).

В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.

Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы. Возрожденные министерства вновь стали регламентировать всю деятельность предприятий. Обычным делом стала корректировка годовых планов и плановых заданий. Число министерств постоянно росло.

В отсутствие конкуренции производителей предприятия, в погоне за прибылью, увеличивали цены на произведенную продукцию за счет использования более дорогих видов сырья и материалов.

С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Россия и мир

Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимо­отношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.

В 70-е годы был подписан ряд соглашений, пони­зивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.– Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.– Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.– договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее не­которые, наиболее опасные направления.

Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.– четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было за­ключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение дол­гих лет ведущие войну за независимость.

Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, не­прикосновенность личности).

Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострилась до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе.

В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки «социалистического пути развития». Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора.

С середины 60-х гг. экономическое сотрудничество социалистических стран значительно укрепилось. Выросло число стран-членов СЭВ (присоединились ГДР, Монголия, Югославия, Куба, Вьетнам). Начали развиваться такие направления сотрудничества, как специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции и кооперация в рамкам СЭВ. За основу в осуществлении платежей были приняты мировые цены. В 1963 году были созданы Международный банк экономического сотрудничества и общий инвестиционный банк стран-членов СЭВ. Были созданы общий парк грузовых вагонов, организация «Интерметалл», Институтов стандартизации и др.

Осуществлялось совместное строительство крупнейших объектов – был построен самый мощных в мире нефтепровод «Дружба», по которому советская нефть подавалась в страны СЭВ, было осуществлено объединение энергетических систем. С 1966 года началась координация народнохозяйственных планов. В 1971 г. была принята программа экономической интеграции.

Разрядка международной напряженности между капиталистической и социалистической системами с самого начала не носила устойчивого характера, ибо в правящих кругах СССР и западных стран само партнерство рассматривалось прежде всего через призму реализации собственных геополитических и идеологических приоритетов.

К концу 70-х годов в американском обществе стал забываться горький синдром поражения во Вьетнаме, поэтому все отчетливее проявлялась ностальгия по временам всесилия Америки, что усиливало жесткость позиции США на переговорах по вопросам разоружения и в решении экономических проблем. Сказывались и экономические факторы. К концу 70-х - началу 80-х годов страны Запада преодолели экономический кризис, внедрили ресурсосберегающие технологии, что ослабило их заинтересованность в торговле с СССР.

В свою очередь в СССР усиливается влияние идеологических структур. Вирус противоречий был заложен и в самом подходе к понятию "разрядка". Идеологи КПСС считали, что разрядка не только не должна означать сохранение социально-политического статуса, а наоборот - способствовать революционным изменениям, расширению сферы влияния социализма. Советский Союз оказывал финансовую помощь 98 партиям и движениям всех континентов.

Начало резкому обострению международной обста­новки поло­жило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему.

Одновременно страны Варшавского Договора приняли решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы и оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В от­вет западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз в свою очередь разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем – капиталистической и социалистической Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезору­живающего удара по пусковым установкам ракет и цент­рам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию сис­темы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток.

Культура

После снятия Н.С. Хрущева очень скоро наступил и конец «оттепели». Усилилось давление цензуры. С должности директора института АН СССР был снят П.В. Волобуев. Из партии был исключен Р.А. Медведев. Особенно преследованиям подвергся военный историк А. Некрич, вынужденный эмигрировать. В 70-е годы резкой критике подвергся философ А.П. Бутенко.

В 1966 г. за публикацию «антисоветских произведений» были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была распущена редакция «Нового мира», А.Т. Твардовский снят с должности редактора. Эмигрировали или были лишены советского гражданства В. Войнович, С. Довлатов, В. Аксенов, А. Гла­дилин, А. Кузнецов, В. Некрасов; поэт И. Брод­ский; кинорежиссер А. Тарков­ский; режиссер Ю. Любимов и др. В 1974 г. был лишен советского гражданства и выдворен из СССР А.И. Солженицын.

Литература разделилась как бы на две вет­ви. За рубежом были опубликованы такие произведения, как «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» А.И. Солженицына; «Ожог» и «Остров Крым» В. Аксенова, «Иностранка» С. Довлатова, «Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Заглянуть в бездну» Ю. Максимова и др. Поэт И. Брод­ский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии.

В СССР. прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин. Особое место в ли­тературе заняли книги В.М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культу­ры творчество писателей союзных республик: киргиза Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Амираджиби, Ф. Искандера и др.

Явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича (впоследствии эмигрировавшего), Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Они пользовались популярностью и всеобщей любовью.

Опять, как и в 20–30-е годы, ряд писателей писали «в стол», не надеясь на публикацию. Так были созданы про­изведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», рассказы В. Тендрякова. Некоторые произведения распространялись в «самиздате».