Против «Тигров» и «Пантер. Отечественные танковые орудия

В начальный период войны танковые пушки ЗИС-5, Л-11, Ф-32 и Ф-34 легко пробивали броню германских танков, а также превосходили по своей баллистике немецкие 50- и 75-миллиметровые танковые орудия.

Картина изменилась в 1943 году — бронирование основных германских танков Т-III и T-IV увеличилось, а также на фронте появились тяжелые танки «Тигр» и «Пантера» с длинноствольными 75- и 88-миллиметровыми пушками. Пушки советских танков в борьбе с ними оказались малоэффективными. Средним и тяжелым танкам потребовались новые орудия большей мощности. Для экономии времени было принято решение взять за основу пушку, которая уже производилась серийно. Выбирать здесь было нечего: 107-миллиметровые пушки прекратили производить еще в 1941 г., а 95-миллиметровые пушки дальше стадии испытаний не продвинулись. Оставалась лишь 52К - зенитная 85-миллиметровая пушка обр. 39-го года.

Т-34 обр. 1940 года. Пушка Л-11, калибр 76,2 мм

Т-34 обр. 1944 года. Пушка ЗиС-С-53, калибр 85 мм

Производство танков Т-34-76. На переднем плане 76,2 мм пушки Ф-34 образца 1940 года

Замаскированный советский танк Т-34-76 с пушкой Ф-34 на восточном берегу Дона при обороне Сталинграда

Танки Т-34-85 с пушками Д-5Т атакуют у Раздельного, под Одессой, 1944

Работы над 85-миллиметровой танковой Д-5 были начаты в январе 43-го года, ими руководил Петров. В пушке был использован ствол имеющий баллистику 52К, а люльку и некоторые другие элементы были взяты от опытной 122-миллиметровой танковой гаубицы У-9. В состав ствола пушки входили свободная труба, сварной кожух и навинтной казенник. Клиновой вертикальный затвор, имеющий полуавтоматику копирного типа, аналогичен по устройству затвору Ф-34. Выпускали два варианта пушки Д-5: танковый Д-5Т и самоходный Д-5С (также обозначались Д-5С-85). Пушками Д-5Т в 43-м г. вооружали тяжелые танки КВ-85 и ИС-1 (ИС-85). Однако для установки Д-5Т в средние танки Т-34 было необходимо увеличить диаметр шарового погона, что в 43-м сделано не было, так как руководство Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) дало обещание создать 85-миллиметровую пушку, которая могла монтироваться в Т-34 без изменения погона. Но реализовать это не смогли и для пушки ЗИС-С-53 увеличили диаметр погона до 1600 мм (с 1420 мм). 85-миллиметровая пушка Д-5Т в течение нескольких месяцев 44-го года устанавливалась на Т-34 с увеличенными башней и погоном. В ходе эксплуатации Д-5С и Д-5Т выявили несколько конструктивных недостатков, чаще всего ломался подъемный механизм.

Летом и осенью 43-го г. провели конкурсные испытания 85-миллиметровых танковых пушек, сконструированных для танков Т-34: ЛБ-1, С-50 и С-53. Все эти пушки имели боеприпасы и баллистику пушки 52К.

Схема установки пушки ЗИС-С-53 в башне танка Т-34 обр. 1944 г.

1 — броневая защита пушки; 2 — кронштейн люльки для установки пулемета; 3 — пулемет; 4 — прицел; 5 — шпонка люльки; 6 — клин затвора пушки; 7 — казенник пушки; 8 — электромагнит электроспуска; 9 — шарнирная подвеска прицела; 10 — боковой уровень; 11 — гильзоуловитель; 12 — маховик углов прицеливания; 13 — спусковой шнур; 14 — левый щит ограждения; 15 — рычаг электроспуска; 16 — подъемный механизм; 17 — выключатели пушки и пулемета; 18 — стопор крепления пушки по-походному; 19 — кронштейн; 20 — кронштейн люльки для установки прицела; 21 — фланец люльки для крепления к броневой защите пушки; 22 — люлька; 23 — ствол пушки

Испытания показали, что лучшей из них является пушка С-53. Постановлением ГКО от 01.01.1944 г. данную пушку приняли на вооружение. Однако уже в начале 44-го года во время полигонных испытаний выявили существенные дефекты противооткатного устройства пушки С-53. Объединенными усилиями ЦАКБ и завода № 92 пушку доработали и поставили на валовое производство, присвоив ей индекс ЗИС-С-53 («ЗИС» — индекс завода им. Сталина № 92; «С» — индекс ЦАКБ).

ЦАКБ в 1945 году была разработана модификация ЗИС-С-53, которая снабжалась гироскопическим одноплоскостным стабилизатором - ЗИС-С-54, но в серию данная система не пошла.

ЗИС-С-53 устанавливали на большинстве Т-34-85 и на Т-44.

Производство 85-миллиметровой пушки Д-5Т велось на протяжении двух лет: в 43-м году было выпущено 283 пушек, в 44-м г. — 260. Пушка С-53 производилась только в 44-м году — 11518 ед., а ее модификация ЗИС-С-53 лишь в 45-м г. — 14265 ед.

85-миллиметровая пушка, имеющая баллистику 52К по мощности, была предельной для Т-34, однако слабой для тяжелых ИС. В связи с этим в 1943 году под руководством Петрова в конструкторском бюро Мотовилихинского завода начали проектировать 122-миллиметровые танковой пушки (в качестве базы взяли 122-мм корпусную пушку А-19). Вместо свободной трубы, имеющей кожух ввели ствол моноблок. Поршневой затвор заменили горизонтальным клиновым затвором, имеющим механическую полуавтоматику. Кроме того, пушку оснастили дульным тормозом. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание. Новому орудию присвоили индекс Д-25Т (литера «Т» обозначает танковая, на самоходки устанавливался вариант Д-25С, не имеющий дульного тормоза).

ИС-1 с пушкой Д-5Т(Обьект 237)

Танковую пушку Д-25Т оснащали телескопическими прицелами ТШ-17, ТШ-21, ТШ2-21 ТШ2-27, ТШ-27К и ТШ2-27К. Также имелся боковой уровень. Дальность стрельбы при использовании телескопического прицела достигала 5 тыс. метров, а при использовании бокового уровня — 15 тыс. метров. Опытный образец Д-25Т изготовили в конце ноября 43-го г. В конце года изготовили 45 серийных Д-25Т, в 1944 г. — 2394; в 1945 г. —3138.

Пушку Д-25Т приняли на вооружение, присвоив ей обозначение «122- миллиметровая танковая пушка образца 1943 года». Ее устанавливали на танки ИС-2, ИС-3, а в послевоенные годы на ИС-4.

Схема установки пушки Д-5Т в башне танка ИС-1

ИС-2 обр. 1944 года. 122-мм пушка Д-25Т

Схема установки пушки Д-25Т в башне танка ИС-2

1 — тормоз отката; 2 — привод к заслонке объектива телескопа; 3 — державка телескопа; 4 — кронштейн для крепления налобника; 5 — график наполнения накатника; 6 — стопор лотка; 7 — спусковой механизм; 8 — боковой уровень; 9 —отверстие в подвижной бронировке для спаренного пулемета ДТМ; 10 — правая цапфа пушки; 11 — правый кронштейн установки пушки; 12 — кронштейн установки пулемета; 13 — магазин пулемета; 14 — пулемет ДТМ; 15 — наметка люльки; 16 — цилиндр накатника; 17 — цилиндр тормоза отката; 18 — рукоятка затвора; 19 — казенник; 20 — закрывающий механизм; 21 — рычаг ручного спуска ударника; 22 — налобник прицела; 23 — левый кронштейн установки пушки; 24 — левая цапфа пушки; 25 — маска пушки; 26 — отверстие в маске для прицела; 27 — отверстие в подвижной бронировке для прицела; 28 — амортизатор подвижной бронировки; 29 — люлька пушки


Технические характеристики танковой пушки ЗИС-С-53:
Калибр - 85 мм;
Длина ствола - 54 калибра;
Угол вертикального наведения - от -5 до +25 градусов;
Вес качающейся части - 1150 кг;
Скорострельность - 5-6 выстрелов в минуту;
Вес бронебойного снаряда - 9,2 кг;

500 м - 110 мм;
1000 м - 100 мм;
Бронепробиваемость по нормали для подкалиберного снаряда на дистанции 500 м - 140 мм

Технические характеристики танковой пушки Д-25Т:
Калибр - 122 мм;
Длина ствола - 48,6 калибров;
Угол вертикального наведения - от -3 до +20 градусов;
Вес качающейся части - 2400 кг;
Скорострельность - 2-3 выстрелов в минуту;
Вес бронебойного снаряда - 25 кг;
Начальная скорость бронебойного снаряда - 800 м/с;
Бронепробиваемость по нормали на дистанции:
500 м - 155 мм;
1000 м - 145 мм.

Александр Широкорад, "Техника и вооружение"

Красная армия на вооружении имела несколько типов 76-миллиметровых танковых пушек. Для того чтобы в них разобраться, проще всего провести их классификацию по боекомплектам, разделив пушки на три группы:
1. Танковая пушка образца 1927/32 года. Использовался только выстрел от 76-миллиметровой полковой пушки образца 1927 г.;
2. Танковые пушки Л-10, Л-7, ПС-3 и ТГ. Использовались выстрелы от 76-миллиметровой пушки образца 1902 г.;
3. Танковые пушки Д-56 (в послевоенные годы пушка плавающего танка ПТ-76), ЗИС-5, Л-11, Л-15, Ф-32 и Ф-34. Использовались выстрелы от 76-миллиметровой пушки образца 1902/30 г.

Напомним, что пушки образца 1902 года и 1902/30 годов имели одинаковые гильзы, а выстрел пушки образца 1902/30 года имели чуть больший заряд по сравнению с выстрелом образца 1902 года. Таблицы стрельбы времен ВОВ разрешали использовать бронебойный выстрел пушек образца 1902/30 года при огне из пушек образца 1902 года. Таким образом, из пушек, относящихся ко второй группе, можно было вести огонь выстрелами пушек образца 1902/30 года, однако существовал риск порчи противооткатных устройств, которые были спроектированы под выстрел 1902 года.

76-мм танковая пушка обр. 1927/31 г. в главной башне Т-35

Баллистика танковой пушки образца 1927/32 года совпадает с баллистикой 76- миллиметровой полковой пушки образца 1927 года.

Пушки Л-10 и ПС-3 были короче пушки образца 1902 года и имели по сравнению с ней несколько худшую баллистику.

Пушки Л-11 и Ф-32 имели баллистику пушек образца 1902/30 года длиной в 30 калибров.

Пушки Д-56, ЗИС-5, Л-15 и Ф-34имели баллистику пушки образца 1902/30 годов длиной в 40 калибров.

76-миллиметровая танковая пушка образца 1927/32 года была разработана на базе 76- миллиметровой полковой пушки образца 1927 года в конструкторском бюро Кировского завода. Ее основным отличием было уменьшение длины отката с 1000 до 500 миллиметров (для уменьшения габаритов танковой башни). Пушка имела поршневой затвор, гидравлический тормоз отката, гидропневматический накатник. Оснащалась прицелами ТОД-1 и ПТ-1. Заводской индекс пушки – КТ (Кировская танковая). Пушки в некоторых случаях именовали КТ-26, -28 и -35 по типу танка, однако они не имели принципиальных различий.

Схема установки 76,2-мм танковой пушки обр. 1927/31 г. (КТ-28) в главной башне Т-28

Управление огнем одного 76-миллиметрового и двух 45- миллиметровых орудий в танке Т-35 было практически невозможно. Поэтому в Остехбюро разработали систему управления арт. огнем «ПУАТ-35». Система создавалась по образцу корабельных ПУС и оснащалась 9-футовым дальномером «Барр и Струд» морского ведомства. Система была предназначена не только для танка Т-35, но и для перспективных двух- четырех- и пятибашенных танков, в числе которых и Т-39. Систему начали испытывать в феврале 1937 г. В ноябре 35-го ее испытали на Т-28.

Танки Т-28 из состава советской 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта, вышедшие из строя по техническим причинам и подорванные своими экипажами в районе города Алитус Литовской ССР. По характерным признакам машины выпуска 1936-1938 года

Смотровые приборы наводчика были закрыты, поэтому огонь вели по информации показывающих приборов, вводимой командиром танка в «ПУАТ-35». Испытания были признаны удовлетворительным. В апреле 36-го года провели испытания системы на Т-35. На данных испытаниях присутствовал нарком Ворошилов. Испытания закончились неудачей. В начале 38-го года работы по «ПУАТ-35» решили прекратить «в связи с незначительным количеством Т-35, большой стоимостью системы, а также ее сомнительной ценностью в условиях маневренной войны».

Пушки КТ устанавливали на серийные танки БТ-7А, Т-28 и Т-35. По некоторый причинам пушка на танке Т-26 не прижилась. Производством пушек КТ с 1933 года занимался Кировский завод. В 1933 г. завод сдал 55 ед., в 1934 г. - 202 ед., в 1935 г. - 102 и так далее. К 01.11.1936 на вооружении РККА имелось 372 боевых и 21 учебная пушка КТ. Кроме того, было 5 пушек КТ-27, которые были установлены на танкетках Т-27.

К 1 января 1937 года промышленность передала 440 пушек образца 1927/32 года. Еще 94 ед. было изготовлено в течение 1937 года и 12 в течение 1938 года. На этом производство 76-миллиметровых пушек образца 1927/32 годов было прекращено.

[

size=1]Советский тяжелый танк Т-35 преодолевает водную преграду

76-миллиметровую пушку ПС-3 в 1931 году спроектировал инженер Сячентов. Баллистика пушки была оригинальной. Ствол пушки состоял из кожуха и ствола. Казенник с кожухом составляли одно целое. Клиновой вертикальный затвор имел механическую полуавтоматику. Взведение происходило на откате. Пушка имела гидравлический веретенный тормоз отката. Накатник пружинный. Использовались прицелы ТОП или ТП-1. Пушка была предназначена для тех же танков, что и пушка КТ. ПС-3 по сравнению с ней, имела гораздо лучшую баллистику и, следовательно, большую скорострельность, и бронепробиваемость.

Первая опытная ПС-3 была изготовлена в 1932 г. на Кировском заводе. Преимущества пушки ПС-3 перед КТ были очевидны. Однако Сячентову отладить пушку не удалось - барахлили противооткатные устройства и полуавтоматика, из кожуха вылезали трубы и так далее.

Пушку испытывали на танках Т-28, Т-35 и АТ-1 (несмотря на то, что конструкция была как у самоходки, имела название - танк («артиллерийский танк»)) в период с 32-го г. до конца 36-го г. Пушка ПС-3 находилась на грани принятия на вооружение, однако не могла ее преодолеть. Пушкам даже присваивали армейские наименования: в 33-м - «76-миллиметровая танковая пушка образца 1933 года», в начале 35-го - «76- миллиметровая танковая пушка образца 1935 года». Кировскому заводу в 1934 году даже заказали серию из 128 пушек. Однако после изготовления 28 ед. производство прекратили.

Артиллерийский танк AT-1 на полигоне во время проведения испытаний. Зима 1935 года. На фото машина с закрытыми бортовыми люками и орудием на максимальном угле снижения (АСКМ)

Готовые пушки ПС-3 множество раз переделывались, испытывались и опять отправлялись на переделку. После испытаний летом 36-го года наконец выбрали окончательный образец пушки. Кировскому заводу на 1937 год было дано задание доработать 90 пушек из задела 34-го года по этому образцу. Но в 1937 г. заводом ни одной системы доделано не было и поднят вопрос о переходе на изготовление 76-миллиметровых пушек Л-10. ПС-3 к этому времени уже устарела, и Артиллерийское управление согласилось с предложением завода.

В 1930-е годы во время проектирования средних и тяжелых танков конструкторы не удержались от соблазна установить в танк 76-миллиметровую зенитную пушку системы Лендера образца 1914/15 годов. В отличие от 76-миллиметровой пушки образца 1902 года, качающаяся часть данной пушки имела вертикальный клиновый полуавтоматического затвора, а следовательно, пушка имела большую скорострельность. Первым данную пушку установил немецкий конструктор Гроте на танк ТГ (танк Гроте). Модернизированной им пушке присвоили индекс ТГ. Опытный образец пушки изготовили на заводе «Большевик» и испытали стрельбой на Научно-исследовательском автомобильном полигоне в июле 1931 г. на танке ТГ. В целом испытания данной пушки прошли удачно, однако сам танк был забракован.

Весной 35-го года в конструкторском бюро Кировского завода вернулись к пушке Лендера. Опытному образцу присвоили заводской индекс Л-7. Пушка в ноябре 37-го года была испытана на Т-28. Л-7 имела значительный недостаток – большие габариты внутри башни. В связи с этим размещение в башне третьего номера расчета оказалось невозможным. А в танках АТ-1 и БТ-7 пушка не проходила по габаритам. Поэтому дальнейшие работы по Л-7 не проводились.

В конструкторском бюро Кировского завода в 1936 году под руководством Маханова спроектировали 76-миллиметровую танковую пушку Л-10, имеющую клиновой вертикальный полуавтоматический затвор имеющим устройство для отключения полуавтоматики, так как ГБТУ в 36-38 гг. утверждало, что в танковых пушках полуавтоматики быть не должно. Принципиальное отличие пушки Л-10 и последующих пушек Махонова заключалось в оригинальном противооткатном устройстве, в которых жидкость компрессора и воздух накатника непосредственно сообщается. Такая установка при некоторых режимах ведения огня выходила из строя. Грабин – главный конкурент Маханова – любил пользоваться этим обстоятельством. Во время испытаний Грабин рекомендовал вести длительный огонь (несколько сотен снарядов с предельной скорострельностью) на максимальном угле возвышения, после чего пушке резко давался максимальный угол снижения для ведения огня под гусеницы. В этих случаях противооткатные устройства часто отказывали. Разумеется, в боевых условиях такой режим огня был маловероятен, однако именно из-за этого Маханов проигрывал некоторые конкурсы Грабину.

На Кировском заводе первые три Л-10 изготовили в конце 36-го года. Л-10 испытывались в танках БТ-7А и Т-28. Из танка БТ-7А произвели 1005 выстрелов, однако из-за тесноты создаваемой Л-10 в башне ставить ее в серийные танки не рискнули.

В период с 13.02 по 05.03 1938 года Л-10, установленная на АТ-1, испытывалась на НИАПе. Данные испытания были признаны спешными.

Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади во время парада. На фото танки Т-28 выпуска первой половины 1939 года с пушкой Л-10

Пушку Л-10 приняли на вооружение под названием «76-миллиметровая танковая пушка образца 1938 года». Ее устанавливали на бронепоезда и танки Т-28. Серийным производством Л-10 занимался Кировский завод. В 37-м году сдали 30 пушек, в 38-м году - 300, однако их производство на этом закончилось.

Руководство РККА в 1937 году решило принять для средних и тяжелых танков 76-миллиметровые танковые пушки имеющие баллистику 76-миллиметровой пушки образца 1902/30 годов в 30 калибров. Данное решение было принято с учетом опыта испанской войны и развития танкостроения в других государствах. Задание на проектирование выдано Грабину (завод № 92) и Маханову (Кировский завод).

Маханов работая над заданием, попросту удлинил нарезную часть пушки Л-10 и упрочил механизмы противооткатного устройства. Новой системе присвоили индекс Л-11.

Именной танк Т-28 «Сталин» направляется на Красную площадь для участия в параде. Экранированный танк выпуска конца1939 года с пушкой Л-10, наклонными бортами ящиков для приборов дымопуска и улучшенной бронировкой приборов наблюдения

Грабин же пошел другим путем и создал новую пушку Ф-32.

Обе пушки, в мае 1939 г. испытывались на НИАПе. В ходе испытаний Ф-32 и Л-11 стреляли из танков БТ-7 и Т-28. У обеих пушек были свои достоинства и недостатки, однако обе пушки приняли на вооружение. Ф-32 - под названием «76-миллиметровая пушка образца 1939 года», а Л-11 - под названием «76-миллиметровая пушка образца 1938/39 годов». В 40-41-х годах обе пушки устанавливались в серийных танках КВ-1 и Т-34. Кроме того, пушку Л-11 установили на опытном тяжелом танке СМК. Кировским заводом в 1938 году сдано было выпущено 570 пушек Л-11, в 1939 г. - 176. Производство пушек Ф-32 велось только в 41-м году, в течение которого было изготовлено 821 орудие.

На НИАПе в июне-октябре 40-го года проходили испытания 76-миллиметровой пушки Л-11 установленной на Т-34. Во время испытаний было произведено 343 выстрела. Угол вертикального наведения вперед и вбок – от -5° до +25°, назад – от -1,2° до +25°. Мертвая зона сбоку и впереди около 19 метров, назад – 80 метров. В целом, испытания были удовлетворительными.

Первый опытный образец танка КВ (У-0) перед отправкой в Москву. Сентябрь 1939 г. В башне танка смонтированы два орудия: 76-мм Л-11 и 45-мм. В декабре 1939 г., перед отправкой У-0 в 20-ю тяжелую танковую бригаду, 45-мм орудие было снято

Полигонно-войсковые испытания 76-миллиметровой пушки Ф-34 на танке Т-34 были проведены на Гороховецком полигоне 20-23 ноября 1940 г. в объеме 1 тыс. выстрелов. Угол вертикального наведения – от -5° до +31°45" (угол снижения на корму составлял -1°45"). В условиях танка скорострельность пушки Ф-34 составляла 2-3 выстрела в минуту, на полигонном станке скорострельность без изменения наводки равнялась 20 выстрелов в минуту. По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять Ф-34 на вооружение.

Однако руководство РККА в 1938 г. утвердило новые ТТТ на танковые пушки, где указывалась баллистика 76-миллиметровой пушки образца 1902/30 годов в 40 калибрах. Естественно, опять обратились к Грабину и Маханову, которые просто удлинили свои пушки. Модернизированной Л-11 присвоили индекс Л-15, а Ф-32 -Ф-34. Однако на этот раз Маханов Грабину проиграл вчистую - о серийном выпуске Л-15 речи уже и не шло.

Довоенные танки производства завода № 183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34-76 с пушкой Ф-34 (1941 г.)

Все рабочие чертежи пушки Ф-34 были закончены к 15 марта 39-го года. Начали изготовление ее деталей.

Интересно, что пушка Ф-34 первоначально предназначалась для вооружения Т-35А и Т-28. Первые ее испытания в Т-28 провели на Гороховецком полигоне 19.10.1939 г. Первые испытания пушки Ф-34 на танке Т-34 в ноябре 1940 г. прошли там же. Пушку Ф-34 на вооружение приняли под названием «76-миллиметровая танковая пушка образца 1940 года». Ф-34 устанавливали в серийных Т-34, бронекатерах и бронепоездах. Кроме того, ей вооружался опытный танк КВ-3.

Грабиным специально для КВ-1 была создана модификация Ф-34, которой был присвоен заводской индекс ЗИС-5. На вооружение данную пушку приняли под названием «76-миллиметровая танковая пушка образца 1941 года». От Ф-34 ЗИС-5 отличалась конструкцией люльки, креплением и устройством блокировки, а также некоторыми другими мелкими деталями. В 42-м году Грабин разработал пушку ЗИС-96, которая являлась установкой в башне танка «Матильда» пушки ЗИС-5.

Серийное производство пушек Ф-34 велось с 40-го по 42-й год и составило: в 1940 году - 50 ед.; в 1941 году - 3470 ед.; в 1942 году - 14307 ед.; в 1943 году - 17161 ед.; в 1944 год - 3592 ед. Всего же было произведено 38580 пушек. ЗИС-5 серийно производилась с 41-го по 43-й год: в 1941 году -544 ед.; в 1942 году - 2476 ед.; в 1943 году - 57 ед. Общее количество пушек ЗИС-5 составило 3577.

Грабин осенью 1941 г. на тех. совещании конструкторского бюро завода № 92 предложил вставить в качающуюся часть Ф-34 ствол 57-миллиметровой противотанковой пушки ЗИС-2. Его поддержали, и уже через 15 дней новую пушку получившую обозначение ЗИС-4 изготовили в металле. В конце 41-го года приступили к серийному производству ЗИС-4, однако успешно сдали только 42 пушки для Т-34, после чего последовало распоряжение о прекращении выпуска ЗИС-2, а вместе с ней и ЗИС-4.

САУ ЗиС-30 (57-мм противотанковое орудие ЗиС-2 на базе артиллерийского тягача А-20 «Комсомолец») на огневой позиции. Несмотря на решительные позы расчета, САУ стрелять не будет: сошники в задней части машины, опускаемые при стрельбе, подняты. В таком положении невозможно вести огонь, так как при выстреле орудие имеет сильную отдачу

В 1943 г. серийное производство ЗИС-2 возобновили. Грабин предпринимал попытки реанимировать и ЗИС-4, тем более, что имелся задел с 41-го года. Завод № 92 в 1943 году изготовил 170 ЗИС-4, однако ее производство на этом прекратилось, поскольку для 1943 г. данная пушка уже была слаба для Т-34. Боекомплект и баллистика пушек ЗИС-2 и -4 полностью совпадали, но в сентябре - ноябре 43-го года для ЗИС-4 выпустили около 2000 выстрелов, имеющих усиленный заряд. Бронебойный снаряда имел начальную скорость 1010 м/с, а штатный снаряд ЗИС-2 – 990 м/с.

По материалам статьи Александра Широкорада, журнал "Техника и вооружение"

Первые танки Т-34 образца 1940 года были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра. В 1941 г. очень небольшое количество Т-34 было вооружено 57-мм длинноствольной пушкой большой мощности ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших дистанциях. Большая мощность пушки компенсировала уменьшение калибра. Но Л-11 осталась стандартной пушкой для Т-34 образца 1940 г.

Однако инженеры располагали более удачной пушкой, хотя возникали затруднения бюрократического характера по ее установке. ОКБ завода № 92 во главе с конструктором В.Грабиным разработало новую 76,2-мм пушку Ф-32. Ее устанавливали на новые тяжелые танки КВ. При стрельбе по бронированным целям из-за более длинного ствола пушка показывала гораздо лучшие результаты по сравнению с Л-11, которой были оснащены танки Т-34 образца 1940 года. К концу 1940 г. сотрудник ОКБ В. Грабина, П.Муравьев, адаптировал пушку Ф-32 для установки на Т-34 и на ее базе разработал новую пушку (Ф-34 с длиной ствола 42 калибра), значительно превосходящую Л-11. По собственной инициативе В.Грабин и директор завода № 92 А. Елян начали производство Ф-34 вместе с Л-11 и отправили обе пушки на Харьковский завод, занятый изготовлением танков Т-34.

Танки этой модели (Т-34 образца 1941 г.) в основном использовались в качестве танков командиров взводов и рот и после начала германского вторжения очень хорошо показали себя в боях, благодаря возросшей огневой мощи. Сталину стало об этом известно из репортажей военных корреспондентов с передовой. Части, сражавшиеся на передовой, требовали больше танков, оснащенных эффективной пушкой Ф-34, чем Л-11, поэтому летом 1941 года Государственный Комитет Обороны окончательно утвердил пушку Ф-34 в качестве стандартной для танка Т-34. Ф-34 имела обычную полуавтоматическую казенную часть. Командир мог стрелять как вручную, так и с помощью педали; он отвечал за горизонтальное вращение башни вручную или с помощью электропривода. При стрельбе из Ф-34 эти снаряды пробивали броню немецких РzKpfw III и IV (толщина лобовой брони 50-мм) с почти любой дистанции.

Ф-34 давала Т-34 такое преимущество в дальности и поражающей силе, что немцы с превеликим трудом противостояли танку Т-34. РzKpfw IV с лобовой броней толщиной 80-мм был принят на вооружение лишь весной 1943 года. Красная Армия продолжала оставаться на лидирующих позициях - был принят на вооружение бронебойный снаряд БР-350П. Он пробивал 92-мм броню при стрельбе с дистанции 500 м - примерно на таком расстоянии ведется стрельба в танковом бою. Однако появление на фронте в 1943 году новых немецких танков, специально разработанных для борьбы с Т-34, кардинально изменило ситуацию. При стрельбе с обычной дистанции Ф-34 не могла пробить лобовую броню "Тигров" и "Пантер". Во время сражения под Курском в июле 1943 года танки Т-34 были вынуждены приближаться к немецким танкам на дистанцию стрельбы прямой наводкой либо маневрировать таким образом, чтобы выйти им во фланг или в тыл. Проблему удалось решить, когда в конце 1943 года на вооружение была принята 85-мм пушка. Первоначально боезапас Т-34 составлял 77 выстрелов. На Т-34 образца 1943 года он был увеличен до 100 выстрелов. Стандартный боекомплект состоял из 19 выстрелов БР-350ААП, 53 выстрелов Ф-354 или ОФ-350ХЕ и 5 выстрелов СХ-350.

Дополнительное вооружение

Первые 115 танков Т-34 образца 1940 года были вооружены пулеметом ДТ в тыловой части башни для стрельбы назад. Пулемет образца 1928 года имел прицельную дальность стрельбы 800 м и скорострельность 600 выстрелов в минуту. Во избежание заедания и перегрева скорострельность снижали до 125 выстрелов в минуту. Пулемет имел выдвижной металлический приклад, деревянную пистолетную рукоятку и отдельный оптический прицел вместо устанавливаемого на пехотном пулемете диоптрического. В магазине дискового типа находилось 60 патронов, размещавшихся в два ряда. Всего в боекомплекте имелось 35 дисков, одна половина из которых хранилась в стойках на задней стенке башни, а другая - в передней части корпуса рядом с местом стрелка-радиста.

Новая шестиугольная башня

Заместителю народного комиссара обороны и начальнику Главного артиллерийского управления Г.И.Кулику танк Т-34 не нравился, поэтому он настоял на внесении различных изменений. В результате производство танков Т-34 на ранних стадиях было прервано, и Совет Народных Комиссаров приказал разработать программу усовершенствования Т-34. Усовершенствованная машина получила обозначение Т-34М. Выполнение проекта было прекращено. Морозов разработал для Т-34М новую башню с учетом недостатков, выявленных при боевом применении машин ранних моделей. Например, германские пехотинцы из команд по борьбе с танками взбирались со стороны кормы на боевую машину и устанавливали под выступ башни дисковую противотанковую мину. Кроме того, выступ образовывал ловушку, от которой попадавшие снаряды отскакивали прямо в уязвимый башенный погон. Разработанная Морозовым новая литая башня шестиугольной формы впервые была установлена на танк Т-34 образца 1943 года. Она была лишена многих недостатков: не имела выступа, была существенно проще в изготовлении и крупнее, чем башни ранних образцов. Следовательно, в башне было немного больше места для экипажа. Однако проблема маленького и перегруженного работой экипажа была окончательно решена лишь при появлении трехместной башни танка Т-34/85, производство которого началось зимой 1943 года.

Экипаж Вес Длина Высота Броня Двигатель Скорость Пушка Калибр
чел. т м м мм л.с. км/ч мм
Т-34 обр. 1941 г. 4 26,8 5,95 2,4 45 520 55 Л-11 76
Т-34 обр. 1943 г. 4 30,9 6,62 2,4 45-52 520 55 Ф-34 76
Т-34-85 обр. 1945 г. 5 32 8,10 2,7 45-90 520 55 ЗИС-53 85

Появление Т-34-85

По иронии судьбы одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне – под Курском – была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на своё численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетвёркам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.

Нельзя сказать, чтобы к этому времени не предпринимались попытки разработки более совершенных танков. Эта работа, приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34. Здесь в первую очередь следует упомянуть проект среднего танка Т-43.


Боекомплект 76-мм выстрелов в танке Т-34 часто детонировал. У этой машины, сгоревшей на Курской дуге, взрывом боекомплекта не только сорвало башню, но и оторвало по сварке её крышу, а также сорвало крышку люка механика-водителя


Эта боевая машина создавалась с учётом предъявляемых к Т-34 требований – усиления его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объёма боевого отделения. Причём активно использовался конструкторский задел по довоенному танку Т-34М.

Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной «тридцатьчетвёркой». Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное отличие заключалось в усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм, башни – до 90 мм. Кроме того, место механика-водителя и его люк перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-радиста и установка курсового пулемёта ДТ были ликвидированы. В носовой части корпуса слева разместили топливный бак в бронированной выгородке, а бортовые баки изъяли. Танк получил торсионную подвеску. Наиболее же существенным новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43 от Т-34, стала трёхместная литая башня с расширенным погоном и низкопрофильной командирской башенкой.

С марта 1943 года два опытных образца танка Т-43 (им предшествовала машина Т-43-1, построенная в конце 1942 года, имевшая люк-пробку механика-водителя и смещённую к корме башни командирскую башенку) проходили испытания, в том числе и фронтовые, в составе отдельной танковой роты имени НКСМ. Они выявили, что Т-43 из-за возросшей до 34,1 т массы несколько уступает Т-34 по динамическим характеристикам (максимальная скорость снизилась до 48 км/ч), хотя и существенно превосходит последний по плавности хода. После замены восьми бортовых топливных баков (столько было у Т-34) на один носовой меньшей ёмкости у Т-43 соответственно почти на 100 км уменьшился запас хода. Танкисты отмечали простор боевого отделения и большее удобство в обслуживании вооружения.



Ремонтники восстанавливают подбитый танк. Курская дуга, июль 1943 года. В качестве ремонтно-эвакуационных тягачей использовались танки Т-34 без башен


После испытаний в конце лета 1943 года танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии. Началась подготовка к его серийному производству. Однако в сентябре 1943 года она была прекращена, а выпуск установочной серии был остановлен. Почему? Этот вопрос до сих пор вызывает недоумение у некоторых исследователей истории отечественного танкостроения. И в самом деле – почему? Ведь танк Т-43 состоял из одних достоинств. Чуть ли не единственным его недостатком являлось размещение топливного бака в боевом отделении танка. Ну а в остальном – самый, самый! И главный довод – новый танк был унифицирован с «тридцатьчетвёркой» на 78,5%. Полноте, господа, давайте не будем лукавить – достаточно взглянуть на чертежи Т-43, чтобы понять, что оставшиеся 21,5% это корпус и башня! Иными словами, самые трудоёмкие и дорогие «детали» танка. Но если так, то непонятно, почему всё остальное нельзя было последовательно внедрить на Т-34. Заменить пружинную подвеску торсионной, убрать с лобового листа шаровую установку пулемёта и разместить в боевом отделении топливный бак, установить трёхместную башню на расширенном погоне и т.д. Ну, не удалось бы увеличить толщину броневых листов корпуса, но ведь и без этого Т-34 провоевал всю войну. Хотя, собственно, что мешало заменить 45-мм броневой лист 60-мм? Достаточно взглянуть на сроки появления вариантов танка Т-43, чтобы стало ясно – на Т-34 всё это можно было внедрить даже быстрее. Так что модернизированные таким образом «тридцатьчетвёрки» вполне могли принять участие в Курской битве. Но модернизация существующего танка – процесс незаметный, а вот создание нового…

В связи с этим будет нелишним привести точку зрения И. В. Сталина по этому вопросу, высказанную А. А. Морозову. Вот что писал об этом коротком разговоре сам Александр Александрович:

«Вы создали неплохую машину, – сказал Верховный. – Но в настоящее время у нашей армии уже есть хороший танк Т-34. Сейчас задача состоит в том, чтобы повысить его боевые качества, увеличивать выпуск. Пока завод и конструкторское бюро не выполнят этих требований действующей армии, нужно запретить отвлекать конструкторов на новые разработки».

Прав был товарищ Сталин, ай как прав! Вот если бы ещё он то же самое сказал и Ж. Я. Котину! Но Жозеф Яковлевич оказался хитрее и дальновиднее Александра Александровича. Вот если бы последний догадался назвать Т-43 «Иосифом Сталиным», то, глядишь и по-другому бы вышло! Однако вернёмся к Т-34…



Сравнительные размеры танков Т-34 и «Пантера»


В конце августа 1943 года на заводе № 112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В. А. Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружений. В своём выступлении В. А. Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «Тигров» и «Пантер» лишь с дистанции 500– 600 м. «Образно выражаясь, – сказал нарком, – противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем её обрисовал В. А. Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков ещё 15 апреля издал постановление «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить своё заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В. М. Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на НИИБТПолигоне в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжёлой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.



Танк Т-43-1 на испытаниях. Зима 1943 года


5 мая 1943 года ГКО принял постановление «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Ещё в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода № 9, руководимое Ф. Ф. Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малой массой и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка была удачно скомпонована в тяжёлые танки КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С – в артсамоход СУ-85.


Опытный средний танк T-43-II во время испытаний летом 1943 года


Однако для установки её в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Поэтому сначала были рассмотрены варианты усиления вооружения с использованием существующей башни танка Т-34. Одним из первых на заседании технического совета артиллерийского комитета Наркомата вооружений, состоявшемся 25 июня 1943 года, был рассмотрен проект увеличения на 20% мощности пушки Ф-34 за счёт увеличения на 10 калибров длины ствола и навески порохового заряда в гильзе, предложенный заводом № 172. В результате начальная скорость снаряда возрастала с 662 до 740-750 м/с. В ходе обсуждения было принято решение выдать задание ЦАКБ, руководимому В. Г. Грабиным, на разработку 76-мм пушки С-54 с длиной ствола 60 калибров и баллистикой 76-мм зенитной пушки 3К обр. 1931/38 гг. Это орудие было спроектировано и изготовлено к октябрю. В период с 14 по 19 октября 1943 года пушка С-54 проходила испытания в танке Т-34. В заключении по испытаниям говорилось:

«С-54 испытания выдержала, однако требует доработки отдельных узлов и механизмов. С-54 обладает существенным превосходством перед Ф-34.

Принимая во внимание, что валовое изготовление 76-мм зенитной пушки обр. 1931/38 гг. и боеприпасов к ней снято с производства в 1939 г., испытания пушки С-54 можно рассматривать как временное мероприятие, впредь до введения на вооружение более мощной 85-мм танковой пушки».



Танки Т-34 и T-43-II перед совместными испытаниями летом 1943 года


Окончательно подвёл черту под этим проектом совместный пленум Наркомата вооружений и Наркомата боеприпасов. В документах пленума, в частности, говорилось:

«Наиболее простым в реализации следует признать простое удлинение ствола орудия до 60 клб. Но без перехода к использованию гильзы зенитной пушки обр. 1931 г. никаких выигрышей такое перевооружение не даст…

Стоимость нарезного ствола удлинения 60 клб. приблизительно вдвое превышает таковую у ствола 41 клб…

Гильза 76-мм зенитной пушки обр. 31/38 почти в точности повторяет гильзу 85-мм пушки обр. 39 и потому стоимость патронов указанных орудий практически сравнялась…

Если учесть, что 85-мм пушка при сходном пороховом заряде и нач. скорости более тяжёлого бронебойного снаряда имеет лучшие условия пробивания брони как средней, так и высокой твёрдости, а также, что заброневое действие 85-мм бронебойных снарядов превышает 76-мм калибра в полтора раза, а осколочное действие на 30 процентов… Поскольку определяющим в размещении БК является гильза, а она у 76-мм и 85-мм боеприпаса одинакова, в данном вопросе также выгоднее переходить сразу на калибр 85-мм…

Выпуск 76-мм патронов к пушке обр. 31/38 в наст. время не ведётся, что создаст дополнительные проблемы снабжения танков боевыми припасами…

Таким образом, модернизацию артиллерийского вооружения танка Т-34 выгоднее осуществлять по пути перехода на систему 85-мм обр. 39, как обладающую более высокими характеристиками при сходной цене и сходных трудозатратах…»



Танки Т-34 с башнями Т-43 с диаметром погона 1600 мм, вооружённые пушками Ф-34М и Д-5Т. Осень 1943 года


Анализируя эти документы, приходишь к выводу, что в конце 1943 года 76-мм длинноствольная пушка для Т-34 действительно была уже не актуальна. Другое дело – в 1942 году! Такое орудие стало бы достойным ответом на появление немецкой 75-мм танковой пушки с длиной ствола в 48 калибров и вновь вернуло бы «тридцатьчетвёрке» огневое преимущество на поле боя. Во всяком случае, до появления «Тигра» и «Пантеры». Да и при встрече с последними у танков Т-34, вооружённых 76-мм пушками в 60 калибров, было бы гораздо больше шансов на успех. Отсутствие серийно выпускаемых боеприпасов нельзя признать уж слишком серьёзным аргументом. Его вполне можно было возобновить. Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком размещения такой пушки в штатной башне Т-34 с диаметром погона 1420 мм стало бы усугубившееся неудобство обслуживания из-за больших размеров выстрела.



Танк Т-34, вооружённый 85-мм пушкой С-53 в стандартной «улучшенной» башне с диаметром погона 1420 мм. Гороховецкий полигон, декабрь 1943 года


Что касается новой башни, то над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В. В. Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А. А. Молоштановым и М. А. Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но… Прекрасные массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счёт большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней – за основной башенной бронёй. Для лучшего уравновешения её цапфы сдвинули вперёд, а казённая часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие, пытаясь осуществить заряжание, по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казённую часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании её испытаний – в октябре 1943 года – отдали приказ ЦАКБ о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре-ноябре 1943 года, ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Г. И. Сергеев и Г. И. Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В. Д. Мещанинов, А. М. Боглевский и В. А.Тюрин), а артиллерийский завод № 92 – пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А. И. Савина.



Один из первых танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т на полигоне в Кубинке. Хорошо видны типичные лишь для этой модификации маска пушки, антенный ввод на правом борту корпуса, поручни на лобовой броне, расположение сильно смещённых вперёд командирской башенки и дополнительного топливного бака, а также выполненные из прутков рымы для демонтажа башни


В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано пушке С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причём как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надёжностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казёнником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к производству Т-34-85 приступил завод № 183, а с июня – завод № 174 в Омске.

Продолжавшиеся, несмотря на начало производства, полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести её доработку. В течение лета 1944 года там провели ряд мероприятий по совершенствованию конструкции орудия. Была увеличена толщина стенок ствола, что вызвало усиление салазок и люльки. Для улучшения баланса цапфы орудия немного сдвинули вперёд. В тормозе отката изменили профиль веретена, упростили копир, ввели новую кнопку электроспуска. Изменилась также и бронемаска пушки. Орудие получило обозначение ЗИС-С-53 («ЗИС» – индекс артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» – индекс ЦАКБ) и с 28 октября 1944 года было принято на вооружение.

Легендарный Т-34.

Прославленная «тридцатьчетвёрка».

Символ нашей Победы.

Сотни этих танков, вознесённых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятника Освобождению.

Несколько поколений советских людей выросли, твёрдо зная, что Т-34-это наше всё! «Лучший танк Второй Мировой войны, шедевр мирового танкостроения, на многие десятилетия вперёд определивший генеральный путь его развития», – вот лишь немногие из восторженных отзывов, которыми традиционно награждается Т-34.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли «тридцатьчетвёрка» была лучшим танком в мире, или только мы так считаем? В чём секрет популярности этой боевой машины? И чем объяснить чудовищные потери Т-34 в годы войны: недостатками конструкции, низким качеством изготовления или просто неумением воевать?

Новая книга популярного историка – ПЕРВОЕ отечественное исследование боевого применения самого прославленного советского танка, анализ его сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков, поражений и побед; рассказ о тех, кто воевал, умирал и побеждал на легендарном Т-34.

На танках Т-34 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка обр. 1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда – 612 м/с. Вертикальная наводка – от –5° до +25°. Практическая скорострельность в условиях танка – 1-2 выстр./мин. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики, так как в предвоенные годы руководство ГАБТУ считало, что полуавтоматики в танковых пушках быть не должно (из-за загазованности боевого отделения). Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость в тормозе отката через небольшое отверстие непосредственно контактировала с атмосферным воздухом. С этим обстоятельством был связан и основной недостаток этого орудия: если приходилось попеременно вести беглый огонь при различных углах возвышения ствола (что в танке не было редкостью), отверстие перекрывалось, и жидкость вскипала при выстреле, разрывая тормозной цилиндр. С целью устранения этого недостатка в тормозе отката Л-11 было сделано резервное отверстие с клапаном для сообщения с воздухом при стрельбе с углом склонения. Пушка Л-11, кроме того, была весьма сложной и дорогой в производстве. Для неё требовалась широкая номенклатура легированных сталей и цветных металлов, изготовление большей части деталей требовало фрезерных работ высокой точности и чистоты.


1– ствол; 2 – маск-установка; 3 – цапфа; 4 – стопор походного положения пушки; 5 – зубчатый сектор подъёмного механизма; 6 – налобник прицела; 7 – подушка; 8 – гильзоулавливатель; 9 – пулемёт ДТ

С пушкой Л-11 было выпущено сравнительно небольшое количество танков Т-34 – по разным данным от 452 до 458. Кроме того, ими вооружили несколько машин в ходе ремонта в блокированном Ленинграде и 11 танков – в Нижнем Тагиле в январе 1942 года. Для последних использовались пушки из числа вывезенных из Харькова при эвакуации. Поскольку орудие Л-11 не стало массовой танковой пушкой Великой Отечественной войны, а танки Т-34, на которых она была установлена, были в большинстве своём потеряны в первый её месяц, то подробно останавливаться на её боевых характеристиках нет никакого смысла. Так что сразу перейдём к самой массовой (выпущено около 37 тыс. орудий) отечественной танковой пушке Ф-34.

76-мм пушка обр. 1940 г. Ф-34 с длиной ствола 41,5 калибра устанавливалась на Т-34 с марта 1941 года. Масса пушки 1155 кг. Предельная длина отката 390 мм, вертикальная наводка от –5°30" до +26°48". Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и накатника и располагались под стволом. Выстрел из пушки производился с помощью ножного и ручного механических спусков.

Пушка Ф-34 дважды модернизировалась. В ходе первого усовершенствования были изменены затвор и полуавтоматика с копирным устройством, спусковые механизмы, упразднён компенсатор в тормозе отката, предохранитель для запирания затвора по-походному и скоба с буфером. При второй – вместо ствола со свободной трубой установили ствол-моноблок с казёнником, соединявшимся с трубой с помощью муфты.



Для стрельбы из пушек Л-11 и Ф-34 применялись унитарные патроны от дивизионных пушек обр. 1902/30 г. и обр. 1939 г. и от полковой пушки обр. 1927 г.:

– с осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (стальной ОФ-350 и сталистого чугуна ОФ-350А) и взрывателем КТМ-1;

– с фугасной гранатой старого русского образца (Ф-354) и взрывателями КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ;

– с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, Р-350СП) и взрывателем МД-5;

– с бронепрожигающим снарядом (БП-353А) и взрывателем БМ;

– с пулевой шрапнелью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрапнелью Гартца (Ш-354Г), с трубками – 22-секундной или Т-6;

– со стержневой шрапнелью (Ш-361) и трубкой Т-3УГ;

– с картечью (Ш-350).


В октябре 1943 года был принят на вооружение и стал включаться в боекомплект танка Т-34 унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П).

Из приведённых в таблице данных видно, что установленная в танке Т-34 76-мм пушка Ф-34 на дальности до 1500 м гарантированно поражала броню всех без исключения немецких танков 1941-1942 года, включая Pz.III и Pz.IV. Что же касается новых немецких тяжёлых танков, то лобовую броню танков «Тигр» и «Пантера» она могла пробить с дистанции не более 200 м, а бортовую броню «Тигра», «Пантеры» и САУ «Фердинанд» – с дистанции не более 400 м.

Однако на практике дело обстояло несколько иначе. Так, например, в докладной записке о результатах испытаний обстрелом танка Pz.VI, направленной Сталину 4 мая 1943 года, говорилось:

«Обстрел 82-мм бортовой брони танка Т– VI из 76-мм танковой пушки Ф-34 с дистанции 200 метров показал, что бронебойные снаряды этой пушки являются слабыми и при встрече с бронёй танка разрушаются, не пробивая брони.

Подкалиберные 76-мм снаряды также не пробивают 100-мм лобовой брони танка Т– VI с дистанции 500 м».

Что касается танков «Пантера», то по результатам боёв на Курской дуге был сделан вывод, что они поражаются 76-мм бронебойным снарядом за исключением лобовой части. После окончания боёв одна «Пантера» подверглась пробному обстрелу из 76-мм пушки танка Т-34. Всего было сделано 30 выстрелов бронебойными снарядами с дистанции 100 м, из них 20 выстрелов по верхнему и 10 по нижнему лобовым листам корпуса. Верхний лист пробоин не имел – все снаряды срикошетировали, в нижнем листе была только одна пробоина.

Таким образом, можно констатировать, что в 1943 году с ростом толщины брони немецких танков дальность эффективной стрельбы по ним резко сократилась и не превышала 500 м даже для подкалиберного снаряда. В это же время 75– и 88-мм длинноствольные немецкие пушки могли поражать Т-34 на дистанциях 900 и 1500 м соответственно. Причём речь здесь идёт не только о «Тиграх» и «Пантерах».



1 – чашечка; 2 – прицел; 3 – державки телескопа; 4 – линейка указателя отката; 5 – лобовой упор; 6 – наглазник; 7 – маховичок боковых поправок; 8 – маховичок углов прицеливания; 9 – рычаг спуска; 10 – сектор подъёмного механизма; 11 – ручка маховичка подъёмного механизма

Существенные изменения претерпели наиболее массовые немецкие танки – Pz.III и Pz.IV. Причём произошло это не в 1943-м, а ещё весной 1942 года. Просто весной и летом 1943-го с модернизированными танками этих двух типов советским танкистам пришлось столкнуться в большом количестве.

Средние танки Pz.III модификаций L, М и N заинтересовали советских специалистов из Наркомата боеприпасов прежде всего конструкцией лобовой брони корпуса и башни. Они вполне обоснованно высказали предположение, что она будет являться серьёзной преградой для отечественных бронебойных снарядов, так как «…передний лист брони высокой твёрдости толщиной около 20 мм установлен со значительным зазором относительно основной брони толщиной 52 мм … Таким образом, передний лист будет выполнять роль «взводящей брони», от удара о которую будет частично разрушаться головная часть бронебойного снаряда и взводиться донный взрыватель так, что срабатывание взрывчатого вещества может осуществиться ещё до пробития основной брони подбашенной коробки… Таким образом, при суммарной толщине лобовой брони подбашенной коробки танка Т-3 в 70– 75 мм эта двухслойная преграда может быть непроницаема для большинства бронебойных каморных боеприпасов, снабжённых взрывателем МД-2».

Это предположение подтвердилось во время испытаний на Свердловском полигоне, когда из трёх снарядов, выпущенных из 85-мм зенитной пушки 52К, и двух, выпущенных из 122-мм корпусной пушки А-19, лобовой брони немецкого танка Pz.III не пробил ни один. При этом либо подрыв заряда происходил ещё до пробития брони подбашенной коробки, либо при ударе об основную броню после прохождении экрана снаряд разрушался. Отметим – речь идёт о 85– и 122-мм снарядах. Чего уж там говорить о 76-мм!

В связи с усилением бронезащиты танка Pz.IV отмечалось:

«Средний танк Т-4 подвергся модернизации бронирования за счёт утолщения лба подбашенной коробки до 80-85мм в ряде случаев наложением дополнительного броневого листа толщиною 25– 30 мм. Однако встречены также танки, несущие монолитный лист лобовой брони толщиной 82 мм, что позволяет сделать предположение, что в производство германской промышленности принята новая модификация указанного танка… Таким образом, толщина лобовой брони танков Т-4 и Артштурм-75 (штурмовое орудие StuG III.– Прим. авт.) составляет в настоящее время 82– 85 мм и фактически неуязвима для наиболее массовых в Красной Армии бронебойных снарядов калибра 45 мм и 76 мм …»

Анализируя итоги Курской битвы, командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенант танковых войск П. А. Ротмистров в своём письме, направленном 20 августа 1943 года первому заместителю народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, писал:

«Командуя танковыми частями с первых дней Отечественной войны, я вынужден доложить Вам, что наши танки на сегодня потеряли своё превосходство перед танками противника в броне и вооружении.

Вооружение, броня и прицельность огня у немецких танков стали гораздо выше, и только исключительное мужество наших танкистов, большая насыщенность танковых частей артиллерией не дали противнику возможности использовать до конца преимущества своих танков. Наличие мощного вооружения, сильной брони и хороших прицельных приспособлений у немецких танков ставит в явно невыгодное положение наши танки. Сильно снижается эффективность использования наших танков и увеличивается их выход из строя.

Немцы, противопоставив нашим танкам Т-34 и KB свои танки T-V («Пантера») и T-VI («Тигр»), уже не испытывают былой танкобоязни на полях сражений.

Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнём немецких танков.



Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня.

Если наша авиация за годы Отечественной войны по своим тактико-техническим данным неуклонно идёт вперёд, давая всё новые и новые более совершенные самолёты, то, к сожалению, этого нельзя сказать про наши танки…

Ныне танки Т-34 и KB потеряли первое место, которое они по праву имели среди танков воюющих стран в первые дни войны.

И действительно, если вспомнить наши танковые бои 1941 и 1942 гг., то можно утверждать, что немцы обычно и не вступали с нами в бой без помощи других родов войск, а если и вступали, то при многократном превосходстве в числе своих танков, чего им было нетрудно достичь в 1941 г. и в 1942 году…

Я, как ярый патриот танковых войск, прошу Вас, товарищ маршал Советского Союза, сломать консерватизм и зазнайство наших танковых конструкторов и производственников и со всей остротой поставить вопрос о массовом выпуске уже к зиме 1943 г. новых танков, превосходящих по своим боевым качествам и конструктивному оформлению ныне существующих типов немецких танков…»

Читая это письмо, трудно в целом не согласиться с мнением П. А.Ротмистрова. Действительно, к лету 1943 года и даже раньше, наши танки утратили своё преимущество над немецкими. Конструкция танка Т-34 при этом совершенствовалась довольно вяло. И если в отношении бронезащиты и моторно-трансмиссионной установки ещё можно припомнить какие-то нововведения, то в отношении вооружения сказать этого нельзя. Начиная с марта 1940 года оно оставалось неизменным – пушка Ф-34. Так что упрёк в адрес конструкторов вполне справедлив. Совершенно непонятно, почему тот же В. Г. Грабин даже не попытался улучшить баллистические характеристики этой пушки. Почему нельзя было, например, довести их до уровня пушки Ф-22, удлинив ствол Ф-34 до 55 калибров. Такое орудие при прежнем снаряде могло бы пробить 82-мм броню с дистанции 1000 м! Это уравняло бы шансы на успех в дуэли Т-34 с Pz.IV, например, и существенно повысило бы их при встрече с «Тигром» или «Пантерой».



Некоторые авторы почему-то ставят написание этого письма чуть ли не в вину П. А. Ротмистрову. Мол, хотел оправдаться за неудачу под Прохоровкой и всю вину свалил на конструкторов. Можно подумать, что П. А. Ротмистров единолично принимал решение атаковать в лоб 2-й танковый корпус СС! Решение это принимал командующий Воронежским фронтом Н. Ф. Ватутин при участии представителя Ставки ВГК А. М. Василевского. Ставка в лице И. В. Сталина это не отвечавшее обстановке решение утвердила. Так что, какие вопросы к Ротмистрову? Однако вернёмся к Т-34.



Как известно, манёвренность огня любого танка определяется угловой скоростью поворота башни. Башня танка Т-34 вращалась вокруг своей вертикальной оси с помощью механизма поворота, расположенного с левой стороны от орудия. Механизм поворота башни представлял собой понижающий червячный редуктор. Для быстрого переноса огня с одной цели на другую использовался электромеханический привод, а для точного наведения орудия в цель – ручной. Электропривод механизма поворота башни имел три скорости вращения. Управление электродвигателем производилось посредством поворота смонтированного на нём маховичка реостата (контроллера). Для поворота башни вправо маховичок поворачивался вправо, для поворота влево – влево. Маховичок реостата при поворачивании имел три положения в каждую сторону, соответствовавших трём скоростям вращения башни, имевшим следующие значения: 1-я скорость – 2,1 об/мин, 2-я – 3,61 об/мин, 3-я – 4,2 об/мин. Таким образом, время полного оборота башни на максимальной скорости составляло рекордные 12 с! В нейтральном положении (ручной привод) маховичок стопорился с помощью кнопки. Вроде бы всё нормально. Но тогда не совсем понятно, что имел в виду П. А. Ротмистров, говоря о «крайне медленном и неравномерном повороте башни». Дело в том, что механизм поворота башни танка Т-34 имел крайне неудачную конструкцию с разнесёнными приводами управления.

Представим себе наводчика танка в бою. Его лицо прижато к налобнику прицела, то есть по сторонам он не смотрит и органами наведения пушки манипулирует вслепую. Правая рука лежит на маховике вертикального наведения, левая – на маховике ручного привода поворота башни. По воспоминаниям некоторых танкистов, они скрещивали руки, вращая правой маховик механизма поворота башни. Возможно, так было удобнее. Для перехода на электропривод наводчику нужно было протянуть руку (левую, правой это сделать было затруднительно) и нашарить им небольшой маховичок контроллера, расположенный на механизме поворота сверху. При этом необходимо было не забыть переключиться с ручного привода на электромеханический, нажав маленькую кнопку рядом с маховичком. Как говорится, «суду всё ясно» – ни один нормальный человек в горячке боя делать всего этого не будет. Поэтому наводчики «тридцатьчетвёрок» в основном пользовались только ручным приводом поворота башни. В значительной степени выбор им облегчал и тот факт, что на танках выпущенных зимой 1941/42 года, например, электропривод поворота башни вообще отсутствовал – на заводы не поступали электромоторы.

Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6; для стрельбы из пушки Ф-34 – телескопический прицел ТОД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-7, впоследствии заменённые на телескопический прицел ТМФД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков, помимо штатного перископического прицела, устанавливалась командирская панорама ПТ-К.



Телескопический прицел ТМФД-7 имел 2,5-кратное увеличение и поле зрения 15°. Он обеспечивал большую точность наведения, но работа с ним была неудобна, так как окулярная часть перемещалась вместе с орудием, а значит, наводчику приходилось либо сползать со своего сиденья, придавая стволу орудия угол возвышения, либо привставать с него, придавая угол склонения. Перископический прицел в отличие от телескопического крепился не на орудии, а в крыше башни. Он обеспечивал круговой обзор при неподвижном окуляре. Головная призма прицела была связана с пушкой параллелограмным приводом. Прицел ПТ-4 имел более низкую точность наведения вследствие ошибок, вводимых параллелограмным тяговым устройством и дифференциальным механизмом. С сентября 1943 года танки Т-34 начали комплектоваться перископическими прицелами ПТ-9 без механизма кругового обзора.

В танках 1940-1942 годов выпуска боекомплект состоял из 77 выстрелов, которые укладывались на полу боевого отделения и на его стенках. На полу танка устанавливались 20 высоких (на 3 выстрела) и 4 низких (на 2 выстрела) чемодана – всего 68 снарядов. На стенках боевого отделения размещались 9 выстрелов: на правой стороне – 3, в общей горизонтальной укладке, и на левой – 6, в двух горизонтальных укладках по 3 выстрела.

В танках 1942-1944 годов выпуска с «улучшенной» башней боекомплект состоял из 100 выстрелов (бронебойных – 21, осколочно-фугасных – 75, подкалиберных – 4). Для укладки выстрелов на полу боевого отделения было оборудовано 8 ящиков на 86 выстрелов. Остальные 14 выстрелов размещались так: 2 бронебойно-трассирующих – в кассетах на крышке ящика в правом заднем углу боевого отделения, 8 осколочно-фугасных – на левом борту боевого отделения и 4 подкалиберных – в кассетах на правом борту.

Таким образом в «кранцах первых выстрелов» танка Т-34 ранних выпусков с башней «пирожком» имелось 9 выстрелов, а с «улучшенной» башней – 14. За остальными заряжающему приходилось лезть в чемоданы или в ящики. С первыми было труднее, так как их конструкция обеспечивала доступ только к одному верхнему выстрелу. В ящиках выстрелы располагались горизонтально, и при открытой крышке обеспечивался доступ сразу к нескольким выстрелам.

Помимо конструктивных особенностей орудия, столь важный параметр, как скорострельность, в огромной степени зависит от удобства работы заряжающего. И тут немецкие средние танки имели заметное преимущество перед своими противниками, в первую очередь перед советскими танками, главным образом за счёт использования компоновки с носовым расположением трансмиссии. Данная компоновка, благодаря объединению отделений управления и трансмиссионного, позволила отвести под боевое отделение часть корпуса большую, чем при кормовом расположении трансмиссии.


Из данных таблицы можно понять, что наименьшим среди всех сравниваемых танков объёмом боевого отделения и отделения управления Т-34 обязан последовательному несовмещенному расположению моторного и трансмиссионного отделений, занимавших 47,7% его длины.



Весьма важным параметром, напрямую влияющим и на точность стрельбы, и на её скорострельность является ширина в плечах рабочих мест наводчика и заряжающего. К сожалению, по танку Т-34 точными данными на этот счёт автор не располагает. Однако совершенно очевидно, что эта ширина у нашей машины при объёме боевого отделения заметно меньшем, чему немецких танков Pz.III и Pz.IV, не может быть больше. Тем более, что и диаметр башенного погона в свету, или, как его иногда называют, круга обслуживания, у Т-34 составлял 1420 мм, у Pz.III – 1530, а у Pz.IV – 1600 мм! Ширина рабочих мест наводчика у обоих немецких танков составляла 500 мм. У Т-34 в силу вышесказанного она не могла превышать это значение, а скорее всего находилась где-то в пределах 460– 480 мм. Наводчик волей-неволей должен был сидеть лицом по ходу танка, и его рабочее место, в конце концов, определялось шириной плеч мужчины среднего роста. Хуже было заряжающему. По-видимому, считалось, что в пределах отведённого ему объёма он мог сравнительно вольно располагать своё тело. Исходя из габаритов башни, можно посчитать ширину в плечах рабочего места заряжающего, которая находилась где-то в пределах 480x600 мм (у Pz.III – 600x900 мм, у Pz.IV – 500x750). Если учесть, что длина 76-мм выстрела составляет примерно 600 мм, то вообще становится непонятно, как в башне Т-34 заряжающий мог выполнять свои обязанности. Появление в 1942 году новой башни так называемой «улучшенной формы» (улучшенной с точки зрения технологии изготовления) с меньшим наклоном стенок, скорее всего позволило несколько расширить рабочие места наводчика и заряжающего. Но ненамного – диаметр башенного погона остался прежним.