Поразительная закалка александро-невского братства. Ки́ра Оболенская Кира оболенская в институте благородных девиц

Ки-ра Ива-нов-на Обо-лен-ская ро-ди-лась в 1889 го-ду в се-мье кня-зя Ива-на Дмит-ри-е-ви-ча Обо-лен-ско-го. Древ-ний род Обо-лен-ских вос-хо-дит еще к кня-зю Рю-ри-ку. В 10-лет-нем воз-расте Ки-ра бы-ла от-да-на в Смоль-ный ин-сти-тут бла-го-род-ных де-виц в Санкт-Пе-тер-бур-ге, ко-то-рый окон-чи-ла в 1904 го-ду с се-реб-ря-ной ме-да-лью. По-сле окон-ча-ния ин-сти-ту-та Ки-ра Ива-нов-на ста-ла да-вать част-ные уро-ки в ка-че-стве до-маш-ней учи-тель-ни-цы. Впо-след-ствии учи-тель-ство ста-ло глав-ным за-ня-ти-ем ее жиз-ни. К этой ра-бо-те ее по-бу-ди-ло глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ной чув-ство и ис-крен-нее же-ла-ние слу-жить ближ-не-му. Она ни-ко-гда и ни-где не под-чер-ки-ва-ла сво-е-го кня-же-ско-го про-ис-хож-де-ния и не тре-бо-ва-ла к се-бе осо-бо-го от-но-ше-ния, оста-ва-ясь вез-де че-ло-ве-ком про-стым и доб-рым. В 1910 го-ду Ки-ра Ива-нов-на ста-ла учи-тель-ни-цей в бес-плат-ной шко-ле для бед-ных, а так-же пре-по-да-ва-ла в ря-де дру-гих школ го-ро-да. В этих тру-дах за-ста-ла Ки-ру Ива-нов-ну Пер-вая Ми-ро-вая вой-на. На ее фрон-тах по-гиб-ли два ее бра-та - Ва-дим и Бо-рис Обо-лен-ские. По-те-ря го-ря-чо лю-би-мых бра-тьев не толь-ко ото-зва-лась глу-бо-ким стра-да-ни-ем в ду-ше Ки-ры, но и за-ста-ви-ла по-но-во-му осмыс-лить свою жизнь.
Ре-во-лю-ция внес-ла в жизнь Обо-лен-ских но-вые лич-ные бе-ды. В 1918 го-ду род-ной брат Ки-ры Ива-нов-ны Юрий всту-пил в Доб-ро-воль-че-скую ар-мию и в 1920 го-ду по-гиб в бою. В том же го-ду дру-гой брат Па-вел был аре-сто-ван. Пря-мо из-под рас-стре-ла, ра-нен-но-му, ему чу-дом уда-лось бе-жать из ЧК и эми-гри-ро-вать за гра-ни-цу, - он спас свою жизнь, но был на-ве-ки раз-лу-чен с се-мьей. В 1920 го-ду умер отец. За-бо-ты о се-мье (пре-ста-ре-лой ма-те-ри и боль-ной сест-ре) лег-ли на пле-чи Ки-ры Ива-нов-ны, ко-то-рая ра-бо-та-ла школь-ным биб-лио-те-ка-рем.
В 1930 го-ду Ки-ру Ива-нов-ну аре-сто-ва-ли, в об-ви-не-нии бы-ло на-пи-са-но: «по-тен-ци-аль-но яв-ля-ет-ся идео-ло-ги-че-ской ба-зой для недо-кор-че-ва-ния по-ка на-шей внеш-ней и внут-рен-ней контр-ре-во-лю-ции». В след-ствен-ном де-ле она на-зы-ва-ет-ся «быв-шая княж-на», ей бы-ли при-пи-са-ны сле-ду-ю-щие на-ме-ре-ния: «про-ни-кать на ра-бо-ту в на-ши куль-тур-ные и учеб-ные за-ве-де-ния, и там взра-щи-вать в ми-ро-по-ни-ма-нии под-рас-та-ю-ще-го по-ко-ле-ния вред-ную иде-а-ли-сти-че-скую фило-со-фию». Дру-гих об-ви-не-ний предъ-яв-ле-но не бы-ло. На до-про-се Ки-ра Ива-нов-на за-яви-ла: «Я не от-но-шу се-бя к раз-ря-ду лю-дей, раз-де-ля-ю-щих плат-фор-му со-вет-ской вла-сти. Мои рас-хож-де-ния с кон-сти-ту-ци-ей на-чи-на-ют-ся с во-про-са об от-де-ле-нии Церк-ви от го-су-дар-ства. От еди-но-мыс-лия с на-прав-ле-ни-ем со-вет-ской го-судар-ствен-но-сти от-ка-зы-ва-юсь. Ни-ка-ких контр-ре-во-лю-ци-он-ных груп-пи-ро-вок, ор-га-ни-за-ций или от-дель-ных лиц, ак-тив-но враж-деб-но на-стро-ен-ных к со-вет-ской вла-сти, я не знаю, но од-новре-мен-но за-яв-ляю, что на-зы-вать ка-кие бы то ни бы-ло фа-ми-лии счи-таю недо-стой-ной се-бя, ибо знаю, что это в усло-ви-ях со-вет-ской дей-стви-тель-но-сти на-влек-ло бы на них непри-ят-но-сти». Трой-ка при ОГПУ по Ле-нин-град-ско-му во-ен-но-му окру-гу при-го-во-ри-ла княж-ну Ки-ру Обо-лен-скую к 5 го-дам ла-ге-рей.
По-сле вы-не-се-ния при-го-во-ра Ки-ра Ива-нов-на бы-ла вы-сла-на эта-пом из Ле-нин-град-ской тюрь-мы в Бел-балт-лаг в го-ро-де Кемь в Ар-хан-гель-ской об-ла-сти, а за-тем пе-ре-ве-де-на в Сви-рь-лаг в го-ро-де Ло-дей-ное По-ле в Ле-нин-град-ской об-ла-сти. В ла-ге-ре она ра-бо-та-ла пе-да-го-гом и мед-сест-рой, ра-бо-та-ла мно-го и усерд-но, за что бы-ла осво-бож-де-на до-сроч-но. Въезд в го-род ей был за-пре-щен, и она по-се-ли-лась за 101-м ки-ло-мет-ром от Ле-нин-гра-да.
В 1936 го-ду Ки-ра Ива-нов-на пе-ре-еха-ла в го-род Бо-ро-ви-чи, где ста-ла пре-по-да-вать ино-стран-ные язы-ки в непол-ной сред-ней шко-ле. Бо-ро-ви-чи в то вре-мя бы-ли ме-стом ссыл-ки ду-хо-вен-ства и ми-рян из Ле-нин-гра-да и окрест-но-стей. Ки-ра Ива-нов-на об-ща-лась со все-ми ве-ру-ю-щи-ми людь-ми, го-ни-мы-ми со-вет-ской вла-стью. Здесь встре-ти-лись две Пет-ро-град-ские му-че-ни-цы, сест-ры Алек-сан-дро-Нев-ско-го брат-ства, при-хо-жан-ки Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра: княж-на Ки-ра Обо-лен-ская и Ека-те-ри-на Ар-ская. Они бы-ли по-ис-ти-не ду-хов-но близ-ки друг дру-гу, и об-сто-я-тель-ства их му-че-ни-че-ско-го по-дви-га неве-ро-ят-но, уди-ви-тель-но схо-жи.
В 1937 го-ду в Бо-ро-ви-чах бы-ли про-из-ве-де-ны мас-со-вые аре-сты ссыль-но-го ду-хо-вен-ства и ми-рян, бы-ли аре-сто-ва-ны и Ки-ра и Ека-те-ри-на. Из-му-чен-ные го-лод-ной жиз-нью 20-х го-дов, за-клю-че-ни-ем в ла-ге-ре, ссыль-ной жиз-нью, но-вым аре-стом и до-про-са-ми, две эти жен-щи-ны сво-ей пра-вед-ной жиз-нью за-слу-жи-ли от Гос-по-да си-лы пре-тер-петь до кон-ца. Они не да-ли под пыт-ка-ми ни-ка-ких по-ка-за-ний, не на-зва-ли ни од-но-го че-ло-ве-ка, и да-же не при-зна-ли ни од-но-го об-ви-не-ния про-тив се-бя. Осо-бая трой-ка при НКВД по Ле-нин-град-ской об-ла-сти при-го-во-ри-ла Ки-ру Обо-лен-скую и Ека-те-ри-ну Ар-скую к рас-стре-лу. При-го-вор был при-ве-ден в ис-пол-не-ние в Бо-ро-ви-чах 17 де-каб-ря 1937 го-да.

Богослужения

Служба святой Кире, мученице Петербургской

Стихиры, глас 1-й.

Ангелы житием своим удивила еси,/ в немже девство и непорочность от юности сохранивши,/ чиста пред Богом обрелася еси,/ и кончины мученическия от Всевышнего удостоилася еси,/ поминай нас, святая мученица Киро,/ ныне совершающих честную память твою.

Рода древняго и именитаго/ пречестная отрасль явилася еси,/ обаче гордость земную отринувши,/ людем простым и незнатным послужила еси,/ во смирении подвиг свой совершающи,/ путем тесным в земнем житии терпеливо шествовала еси,/ и достигла еси врат Царства Небеснаго.

Мужество твое во исповедании имени Христова,/ прославляет ныне Церковь Господня,/ вся скорби временныя добре претерпела еси,/ Божиею крепостию врага низлагая,/ яко адамант пребыла еси в испытаниях горьких,/ в нихже обрела еси вечный покой и радование нескончаемое.

Слава и ныне, богородичен.

Тропарь, глас 4-й:

Отрасль пречестная рода древняго и именитаго,/ благоверная княжна Киро,/ в жизни временней потрудившаяся на ниве учительства,/ гонения и узы за веру истинную претерпела еси,/ и мученица за имя Христово явилася еси,/ молися о нас ко Господу,/ украситися и нам верою, любовию и благочестием.

Канон, глас 8-й.

Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Христовою любовию уязвившись, мученице Киро преславная, поревновала еси в житии твоем праведным женам, имиже красуется Церковь Русская, сего ради и сопричисли тя Иже во святых почивающий благолепному сонму их.

Христу единому сочеталася в жизни временней, Егоже возлюбила еси паче сынов человеческих, и девством душу свою просвещая, яко невеста Божия целомудрием и чистотою украсилася еси.

Мудрым девам подобяся, сосуд свой елеем добрых дел наполнила еси, Киро благонравная, и с горящим светильником Небеснаго Жениха сретила еси.

Богородичен. Вразуми, Дево, верных лики, на враги видимыя и невидимыя укрепльши, и спаси от всякия скорби.

Утверждей в начале небеса разумом и змелю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, едине Человеколюбче.

Гонения тяжкия и прещения властей безбожных не возмогоша угасити силу любви твоея ко Христу, Богу нашему, Киро прехвальная, посрамила еси всю злобу их и с венцем добропобедным в чертог небесный взошла еси.

Тведость души твоея ангельская ликостояния воспели есте, Киро достоблаженная, зряще неустрашимость сердца твоего, юже в мучениях и гонениях обрела еси.

Украси тя Христос Господь венцем мученическим, провидя тайную красоту души твоея, Киро досточудная, и дарова ти велию крепость в мучениях, еюже вся вражия страхования преодолела еси.

Богородичен. Освяти мой ум, и просвети сердце мое, святая Мати Божия, и одержащих мя зол измени: да Тя славлю твердую заступницу мою.

Сетей вражиих избегла еси, воспаривши, яко птица небесная, к Иерусалиму горнему, святая мученице Киро, житие свое скончав богоугодне. Поминай нас, совершающих честную память твою, яко избегнути и нам в жизни временней всех навет вражиих и улучити молитвами твоими Царство Небесное.

Слава и ныне, богородичен.

Предстательнице верных, Богородительнице, скорбящих радосте и плачущих великое утешение, из чрева Твоего, Дево, Рождшагося непрестанно о нас с новомученики моли, избавити нас в час испытания лютаго осуждения.

Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Светом велиим просвети Господь Русь святую, егда полк безбожных наведе на землю нашу. Тогда и ты, святая мученице Киро, смертию своею Христа прославила еси, озарив души наша светом любви Божией.

Егда убиваху тя гонители безбожныя, Киро, мученице добропобедная, тогда мняху искоренити имя Христово в отчизне нашей, обаче погибе память их с шумом, твоя же ныне память ублажаема на земли.

Красотою души твоея покоряла еси не токмо верных, но и безбожных и неверных, Киро преславная, молися Господеви, да исцелит безобразие душ наших и убожество наше пощадит милостию Своею.

Богородичен. Пречистая Богородице, утиши болезни сердца моего, Яже Христа неболезненно паче ума и слова рождшая.

Вскую мя отринул еси от лица Твоего, свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Ложь и неправду гонителей отвергши, даже и во узилище не изменила благородству своему, мученице Киро, научи и нас, грешных, не посрамляти отпаденьми различными звания христианскаго.

Яко княжескаго рода отрасли, вся красная мира сего доступна тебе бысть, и не прилепилася еси сердцем стяжанию земному, но и в нищете, якоже и в богатстве, верна Господеви обрелася еси.

Пребыти бесстрашным пред лицем смерти удел есть душ высоких и избранных. Сему жребию сопричисли тя, святая Киро, сердцеведец Господь, Егоже моли утвердитися и нашим колеблемым стопам на пути спасения.

Богородичен. Радуйся, спасение притекающих к Тебе, Дево, Мати Христова: радуйся всех мучеников похвало.

Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих и услыши мя, Боже спасения моего.

Во смирение и кротость, яко в броню, облеклася еси, Киро именитая, и победила еси вся козни диавольския, научи убо и ны, неразумныя, отражати злобу исконнаго противника добродетельми сими.

Со оружием терпения и беззлобия на брань с мучителем изшла еси, мученица святая, и обрела еси победу от Господа. Вразуми убо и нас, грехом потемненных, злу противитися мудростию Креста Христова.

Не ожесточися, ниже озлобися благоуханная душа твоя посреди гонений суровых и преследований коварных. Сего ради молим тя: сохрани и наша сердца в любви Божией посреди рода развращеннаго и прелюбодейнаго.

Богородичен. Пресвятая Богоневесто, Владычице мира, Ты мя спаси, бед пременяющи и страстей молву отгоняющи.

Кондак общий, новомученический, глас 4-й:

Страстотерпцы, мученицы и и споведницы Церкве Российския,/ кровию своею грады и вся веси освятившии,/ Богови принесостеся яко жертва непорочная,/ заклани бысте за имя Спасово,/ во утверждение на Руси православия,/ во еже сохранитися отечеству нашему,/ яко оплоту веры истинныя.

Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда: сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Глас евангельский, рекший жене хананейской, огласи вселенную всю: "вера твоя спасе тя, иди в мире". Такожде и твоя вера изведе тя к покою вечному, мученице Киро, и исполни тя божественнаго веселия.

Аще не бы кончина мученическая, потаена бысть чистая и правдивая жизнь твоя, света евангельскаго исполненная. Сего ради восхваляем Бога нашего, даровавшаго нам чудную ходатаицу и молитвенницу спасения нашего.

Не отпаде душа твоя заветов Христовых, но во страданиих земных очистися и утвердися в Бозе сердце твое. Ныне на небесех вечно радуешися, мученице, госпожею нареченная, воспевая хвалебную песнь Живущему во веки веков.

Богородичен. Пламень страстей сердца моего погаси росою Твоею, Дево, и огня страшнаго исхити, Отроковице, и вечнаго судаи бесовскаго томления.

Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Рече Господь-Вседержитель верным рабом Своим: "Побеждающему дам вкушати сокровенную манну", еюже ты обильно насыщаешися, мученице Киро, претерпев все скорби настоящаго времени.

"Дам звезду утреннюю соблюдающему дела Мои до конца". Сие обетование Спаса нашего на тебе исполнися, святая Киро, сохранила еси неврежденно до исхода своего мученическаго заповеди Господни.

Пред престолом ныне предстоиши, мученице Киро, в ризах белых, с ветви пальмовы, восклицая: "Спасение Богу нашему и Агнцу". Седяй на престоле херувимстем вселися в тя, от скорби великия к Нему пришедшую.

Богородичен. Воспеваем Тя по рождестве паки Деву, и прославляем Тя, Пречистая, яко Матерь Бога нашего.

Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу ангелов и человек чиноначалия величают.

Тщашеся исконный враг рода человеча веру православную в отчизне нашей искоренити, обаче ничтоже успе, яко злоба его сонмы мученики изведе и светом истины люди церковны просвети.

Едина ты еси от новомученик Российских, Киро благонравная, молящаяся на небесех о роде нашем, да помилует Бог землю Русскую, яко поработати ей Христови, якоже и в прежняя лета.

О святая мученице Киро! С прочими новомученицы Церкве нашея моли Господа сил о Доме Пресвятыя Богородицы, егоже святии русстии трудами и потами своими создаша, яко утвердитися ему православием и Богови служити до скончания века.

Богородичен. Яже Слово плотию рождши паче слова, Начальника жизни, Христа, Бога нашего, моли спастися нам.

Человек, зашедший в храм и решивший купить икону святой Киры, может столкнуться с затруднением, увидев две разновидности икон святой Киры. Чем же они отличаются? Православная церковь чтит двух Кир – Берийскую и Оболенскую. Этих двух женщин разделяло 15 столетий, но объединяла любовь к Богу и стремление к вечной жизни. Преподобная святая Кира Берийская жила в 4 веке н. э. Она родилась в богатой семье, но, достигнув совершеннолетия, вместе со своей сестрой Мариной оставила родительский дом, ушла из города, и всю оставшуюся жизнь жила в уединении. Святые девы жили под открытым небом, принимали пищу раз в 40 дней и носили тяжелые вериги, которые не давали им разогнуться. Позднее к ним присоединились их бывшие служанки, которые желали разделить подвиг святых сестер. Так они жили 40 лет до самой своей смерти. Святая мученица Кира Оболенская родилась в 1889 и относилась к древнему княжескому роду. Она получила хорошее образование и всю жизнь посвятила работе учительницей. Обучала она бедных детей, родители которых не могли заплатить за ее работу. С приходом к власти большевиков, святая Кира прошла через лагеря и ссылку. В 1937 году ее расстреляли по приговору тройки НКВД. На русских православных иконах святая Кира Оболенская изображается с крестом в руке.

Какую икону святой Киры выбрать

Если Вы хотите купить именную икону святой Киры и не знаете, на какой остановиться, то я рекомендую прислушаться к учению православной церкви. Она говорит нам, что при наличии двух святых Кир Вашей святой покровительницей будет та, день памяти которой отмечается раньше после Вашего дня рождения.

Если этот способ Вам не подходит или Вы выбираете икону святой Киры по другим причинам, то здесь лучше прислушаться к своему сердцу. Выбирайте то изображение, которое Вам нравится больше и перед которым Вам легче будет молиться. В чем же помогает икона святой Киры? В первую очередь – в мужественном преодолении возникающих на жизненном пути трудностей. Помогает она также оградить себя от бед и болезней. Искренняя, исходящая от сердца молитва перед иконой святой Киры поможет укрепить веру, избавить от душевных терзаний. День памяти Киры Берийской – 13 марта, мученицы Киры Оболенской – 17 декабря.

Где лучше купить икону святой Киры

Определившись с выбором святой, Вы наверняка зададите себе вопрос – где лучше покупать икону? Я рекомендую покупать икону святой Киры либо в храме, либо в специализированном интернет-магазине. Здесь Вам предложат разные по стоимости и по исполнению православной иконы – от самых простых до дорогих, украшенных янтарем, серебром, золочением, богатыми орнаментами. Не стоит приобретать иконы св Киры в переходах, с рук, в сомнительных лавочках, ведь изображение на них может быть не каноничным, наличии с ошибками. Заказать эксклюзивный экземпляр можно, обратившись в иконописную мастерскую. Большой популярностью сейчас пользуются вышитые бисером иконы. Вышить икону свт Киры бисером или крестом Вы можете своими руками или купить уже готовую.

Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни.

В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.

В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская . Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян. Кира Ивановна Оболенская оказалась одной из очень немногих, кто не дал никаких показаний, никак и ни в чем не оговорил ни других, ни себя. Ей было уже за 40, но она была все та же хрупкая княжна-учительница.

Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две женщины - новомученицы Кира и Екатерина - своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя.

Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

Тропарь новомученикам и исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющиновомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныяхристианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века

Кондак общий, новомученический, глас 4-й:

Страстотерпцы, мученицы и исповедницы Церкве Российския,/ кровию своею грады и вся веси освятившии,/ Богови принесостеся яко жертва непорочная,/ заклани бысте за имя Спасово,/ во утверждение на Руси Православия,/ во еже сохранитися отечеству нашему,/ яко оплоту веры истинныя.

«Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. Себя отношу к «сергиевцам», т.е. к людям, придерживающимся чистоты Православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к советской власти, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение. На службе я являюсь библиотекарем, от непосредственного общения с молодежью я изолирована самим характером своей работы, так как я являюсь классификатором. Общественной работы я никакой не несу и ее избегаю, довольна тем, что моя служба поглощает много времени и не заставляет меня проявляться активно на общественном фоне школьной жизни. Должна заявить, что с моими воззрениями общественными и политическими я, естественно, не могу в советском духе нести общественной работы. С политикой советской власти в области сельскохозяйственной жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянам; карательную политику, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства. ... Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности, вроде «крестов», высылок и т.п.»

Кира Оболенская, из следственного дела, 1930 г.

1906 г. — семья Оболенских переезжает в Санкт-Петербург.

1910 г. — учительница в бесплатной школе для бедных.

1934 г. — освобождена досрочно.

1934-1935 гг. — работала в Маловишерской и Солинской больницах.

1936 г. - преподавательница немецкого языка в Вельгийской школе и школе № 12 г. Боровичи.

«Тетя Кира к нам приходила часто, когда мы жили на Сергиевской (с 1923 - ул. Чайковского) улице, и они с мамой беседовали на разные темы, которые я по возрасту своему еще не могла понять. Она была теплый, добрый ласковый и уютный человек - бывают такие люди. Я помню как мы с ней сидели на балконе. Тогда еще было много церквей в округе, и начинался вечерний колокольный звон, благовест, и тетя Кира мне говорила: “Как вечером приятно это слышать”. Может быть, поэтому я и люблю вечер, сумерки, что всегда вспоминаю, как мы тогда сидели вместе, слушали. Когда тетя Кира исчезла, перестала к нам приходить, я спрашивала, где она, и мама, не желая говорить правду, сказала, что она ушла в монастырь».

Кира Константиновна Литовченко, племянница Киры Ивановны

Из книги: Новомученики Санкт-Петербургской епархии.

Иеромонах Нестор (Кумыш). Статис, 2003.

Лит.:

  1. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
  2. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003. С. 232-244.
  3. Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. 1937 год. СПб., 2002. С.138.
  4. Новомученица княжна Кира Ивановна Оболенская// Церковный Вестник. 2003. N 5. С.9.
  5. Лидия Соколова. СВЯТЫЕ ПЕТРОГРАДСКИЕ НОВОМУЧЕНИЦЫ (Православный Санкт-Петербург № 2 (145) 2004)

В предыдущем номере была затронута тема учительства, ибо сразу несколько святых, лики которых мы видим в Успенском храме, посвятили свои земные жизни обучению детей. Каждая из этих учительниц, впоследствии удостоившаяся канонизации, высоко несла свое служение, не только не ища земной награды, но и сознательно отказываясь от личного женского счастья. Все они посвятили себя целиком христианскому служению детям, всегда бедным, а зачастую и вовсе обездоленным.

И в одном ряду с крестьянскими женщинами и дочерями простых сельских батюшек, такими, как Ираида Тихова, Анна (в миру Мария) Благовещенская, Арсения (в миру Анна) Добронравова, стоит и княжна Кира Ивановна Оболенская – прямой потомок древнего князя Рюрика. Да, род князей Оболенских древнейший и один из самых знатных в Российской империи. Но никогда и никому княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская не выказывала высоты своего положения, будучи одинаково скромной, смиренной, деликатной и доброй в обращении со всеми.


Она получает блестящее столичное образование, окончив Николаевское отделение Смольного института. В то время (начиналось двадцатое столетие), юные смолянки проходили курс дисциплин сродни гимназическому, но с расширенным преподаванием педагогики (в гимназиях изучали ее только в дополнительном классе), так называемых новых языков – французского и немецкого (изучались ещё древние языки греческий и латынь), а также курса светской этики. Преподавалось в Смольном и рукоделие, его выпускницы отнюдь не были изнеженными и праздными белоручками. Многим из них позднее, в годы лихолетья, помогали выжить именно приобретенные в Смольном навыки.

Несколько ранее Киры Оболенской обучалась в Александровском отделении того же Института благородных девиц купеческая дочь Екатерина Уртьева. Спустя много лет по Проведению Божьему именно эти две смолянки, очень много испытавшие и претерпевшие горькие потери, проходя по одному делу, выстояли лишь вдвоём среди многих, не убоявшись клеветы, мучений и смертного приговора.

Но тогда, в начале столетия, юная Кира завершает обучение с серебряной медалью. Она может преподавать в престижной частной гимназии или быть домашней учительницей в богатом доме, но избирает иное и всю свою жизнь (кроме нескольких лет запрета в профессии) обучает бедных детей. Княжна Кира Оболенская трудится учительницей в сельской школе на станции Поповка, в школе на рабочей окраине в Лиговке, в школе для детей из рабочих семей завода Треугольник. На одной из написанных впоследствии икон новомученица Кира изображается в окружении детей из простонародья.

Это истинно христианское служение естественно для глубоко верующего человека, коим всю свою недолгую жизнь была Кира Ивановна Оболенская. Её не сломили ни потери, ни гибель Империи, которой веками честно служили все её предки. Во время Великой войны погибли её братья Вадим и Борис, Гражданская унесла жизнь брата Георгия, офицера Добровольческой Армии, а ещё навсегда разлучила с братом Павлом, сумевшим сбежать из-под расстрела и уехавшим во Францию. Сама же Кира Ивановна преподавала, как и в прежние времена.


После кончины отца она остаётся почти единственной опорой для пожилой матери Елизаветы Георгиевны и больной сестры Вари. Живя в Петрограде, Кира Ивановна становится членом Александро-Невского братства при Феодоровском соборе. Там она и встречается со своей будущей соузницей Екатериной Андреевной Арской (в девичестве-Уртьевой), к тому времени потерявшей мужа и всех пятерых детей.

К тридцатому году, ознаменованному первым арестом Киры Ивановны, она лишается права преподавания в школе и числится там библиотекарем. Её вина заключается лишь в княжеском происхождении. Это же становится и причиной ареста. На следствии Кира Ивановна проявляет удивительное мужество, заявив о несогласии с политикой Советского государства из-за преследования верующих и из-за проводимой тогда страшной политики коллективизации. Итог – пять лет лагерей, из которых она отбывает на севере четыре года, проработав весь срок сначала санитаркой, а затем вновь учительницей.

Освободившись в 34-м, Кира Ивановна лишается права проживания в крупных городах СССР и селится на Ленинградском 101-м километре, в маленьком старинном городке Новгородской области под названием Боровичи. Она вновь обучает детей. Наступает кровавый 37-й. В одном месте, после нескольких сроков заключения, тюрем и лагерей, лишенные права проживания в больших городах, собраны “бывшие” люди, в прошлом- купцы, белые офицеры, университетские профессора и священство. Как удобно подмять их всех под кровавый каток карательной машины, набирающей невиданные обороты осенью 37-го!

Дело о заговоре с целью установления фашистского строя грубо сфабриковано в конце октября, к годовщине переворота. Арестованы шестьдесят человек. В их числе княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская и вдова офицера, купеческая дочь Екатерина Андреевна Арская. Идёт следствие с применением “особых методов дознания”. Людей пытают. И не выдерживает почти никто. Из этих шестидесяти безвинных страдальцев только две хрупкие женщины – 47-летняя Кира Оболенская и вторая смолянка, 62-летняя Екатерина Арская претерпевают до конца, выдерживают все пытки и очные ставки со лжесвидетельством, но не подписывают ни одного показания ни против себя, ни против других. И через два месяца страшного и абсурдного следствия приговариваются к расстрелу.

Княжна Кира Ивановна Оболенская удостаивается мученический кончины 17-го декабря 37-го года. Абсурдное дело признают сфабрикованным уже в 50-е, когда в живых остаётся лишь один из проходивших по нему.

Княжна Кира Оболенская причислена к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания в 2003-м году. На одной из икон мученица Кира Петроградская изображена с мученицей Екатериной Петроградской – две очень хрупкие женщины, окончившие когда-то Институт Благородных девиц, всю жизнь трудившиеся, стойко веровавшие во Христа и не убоявшиеся жестоких палачей.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна , искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

Святая мученица княжна Кира Оболенская (1889-1937)

Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

В 2003 году Священным Синодом РПЦ причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.