Аналитические темы. Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий

Регулярно, год за годом, оно пускает с молотка самые лакомые куски госсобственности, надеясь в ближайшие десятилетия довести дело всеобщей приватизации до победного конца. Однако в нашем случае речь идёт о занятии безобидном. На постсоветском новоязе панель — это площадка для дискуссий, где в отличие от «круглых столов» в качестве докладчиков чаще всего выступают эксперты. Удел остальных — задавать избранным ораторам вопросы. Несмотря на столь жёсткий регламент, и здесь случаются истории, удивляющие публику. Достаточно вспомнить эмоциональную реакцию премьер-министра Дмитрия Медведева на оценку экономической ситуации в России зарубежными участниками последнего Гайдаровского форума, проходившего в Москве 15—18 января.

В кого метил Примаков

За день до его открытия состоялось заседание «Меркурий-клуба», на котором с традиционным новогодним докладом выступил патриарх отечественной политики академик РАН Евгений Примаков. Уже в первую минуту его речи стало ясно, куда зовёт он наше общество в нынешние нелёгкие для российской экономики времена. «Все на борьбу с неолибералами!» — так звучали бы слова Примакова, если бы их можно было переложить на язык лозунгов. Но ограничимся нейтральной цитатой: «…без противодействия неолиберальной политике возникает угроза серьёзных негативных последствий для России».

Скоро стало ясно, в кого метит оратор. Явно в правительство Медведева, где редко кто открыто высказывает мнение, не совпадающее с мнением неолибералов. Многие же, считает Примаков, предпочитают признавать ухудшающуюся обстановку, но и только.

Говоря о платформе российских неолибералов, он особо подчеркнул, что «основная её составляющая — это уход государства из экономики». Отсюда проистекает и остальное: курс на новую масштабную приватизацию важнейших для страны госпредприятий, распространение частнособственнической инициативы вширь — на здравоохранение, образовательные учреждения, науку.

Евгений Максимович подробно остановился на проблеме, на обсуждение которой в коридорах власти наложено табу. «Ещё один принцип неолиберализма в том, — отметил он, — что свободная игра экономических сил, а не государственное планирование обеспечивает социальную справедливость. Однако этот вывод не выдержал столкновения с действительностью и в капиталистических странах, где, в частности, государство ввело прогрессивную шкалу налогообложения, способствующую перераспределению доходов в пользу малоимущих. Что касается России, то без государственного индикативного планирования экономического роста (конечно, не директивного) вообще невозможно преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран».

Имеет место и огромное неравенство в доходах. Да и как может быть иначе в государстве, где 110 долларовых миллиардеров контролируют 30% всех активов. Академик РАН напомнил о выводе зарубежных экспертов, изучавших социально-экономическую ситуацию в нашей стране: «Во время переходного периода были надежды на то, что Россия будет преобразована в высокодоходную экономику с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты, унаследованными от советских времён. На практике получилась почти пародия».

Да, позиция Примакова, изложенная им в новогоднем докладе на заседании «Меркурий-клуба», в какой-то степени совпадает с позицией КПРФ. Но, отдавая должное многоопытному политику, который после катастрофического дефолта 1998 года возглавил левоцентристское правительство, сумевшее за девять месяцев восстановить рухнувшую экономику и добиться значительного роста промышленного производства, всё-таки нельзя не принимать в расчёт и другое. Он остаётся человеком той постсоветской социально-политической системы, за демонтаж которой как раз и борются коммунисты. Видимо, отсюда и противоречия при оценке им властных элит, вера в то, что Путин и его окружение не допустят, чтобы неолибералы «восторжествовали в экономике». А ведь против них действует куда более грозная сила — организованное КПРФ мощное протестное движение за отставку правительства Медведева, объединившее сотни тысяч человек.

Но всё сказанное отнюдь не умаляет огромного общественного значения примаковского доклада. Для одних он — знак надежды, для других — суровое предостережение.

Неувязочка вышла

Как и следовало ожидать, на Гайдаровском форуме, на панелях которого вместе с Медведевым работали вице-премьеры, министры и другие высокопоставленные чиновники, постарались не вспоминать о сенсационном докладе Примакова. Во время пленарной дискуссии «Контуры посткризисного мира» председатель правительства, повторив вслед за профессором Владимиром Мау, что в периоды кризиса формируются новые возможности для экономического роста, решил поразить публику парадоксальностью своих суждений: «В этом смысле можно согласиться с тем, что мир переживает очередной этап созидательного разрушения, описанного ещё Йозефом Шумпетером феномена, который создаёт предпосылки для последующего развития». Радуйтесь, граждане, кризис, оказывается, благо для вас!

Правда, с «феноменом» неувязочка вышла. Доводившие до ума медведевский текст консультанты, кичащиеся заграничными дипломами магистров, должны были бы поаккуратнее обращаться с научным наследием австрийского и американского экономиста и социолога Шумпетера. Если бы они заглянули в его книгу «Капитализм, социализм и демократия» или хотя бы прочитали что-нибудь серьёзное о ней, то обнаружили бы неприятный для их шефа прогноз учёного: саморазрушение капитализма — неизбежный процесс, который в конечном счёте завершится формированием социалистического общества.

Впрочем, Медведев любит цитировать не только зарубежных авторов, но и самого себя. Он напомнил своим слушателям: «Не так давно, это было в прошлом году на нашем Сочинском форуме в сентябре, я сказал, что время простых решений прошло. Это действительно так. Перед нами всеми стоит серьёзный интеллектуальный вызов…» Как же отвечает на него Россия, связанная по рукам и ногам неолибералами?

Несмотря на угрожающий спад промышленного производства в стране, глава правительства не видит особых поводов для тревоги. Мол, экономика всё же как-то растёт, бюджет сбалансирован, государственный долг и безработица невелики, инфляция под контролем.

У России «лучший кризис»

После выступлений генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития Анхеля Гурриа, экс-президента Чехии Вацлава Клауса, бывшего премьер-министра Италии Марио Монти и других широко известных на Западе экспертов Дмитрий Анатольевич просто сиял. Ведь никто из них не сказал ничего худого о нынешней социально-экономической ситуации в России. Более того, некоторые зарубежные гости оценили её как вполне устойчивую на фоне глобального кризиса.

Но в похвалах нашей стране всех превзошёл американский специалист по «шоковой терапии» Джеффри Сакс, который с осени 1991 года по январь 1994-го руководил группой экономических советников Ельцина. Он посчитал, что у нас ситуация по сравнению со многими другими государствами «выглядит безоблачно».

Куда больших успехов достигнет Россия, развивая отрасли, пострадавшие, как выразился «шокотерапевт», во время переходного периода якобы из-за того, что они «не были встроены во всемирную технологическую систему». Хотя причина разрушения наших наукоёмких производств была, по данным отечественных специалистов, совершенно иная: западные компании не хотели иметь на постсоветском пространстве лишних конкурентов. Убирались они чужими руками. Разрушителей, готовых выполнить любой зарубежный заказ, Сакс за два с лишним года пребывания у Ельцина под крылом воспитал достаточно. Кое-то из них и сегодня при чинах и должностях.

Теперь и представить трудно, чего ожидать от вдохновлённого кабмина. Вдруг он решит повторить опыты Егора Гайдара и предложит народу острое «шоковое» блюдо?

Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»

Анализ первой группы текстов: информационные материалы

Событие, выбранное для проводимого исследования в качестве опорного - принятие Государственной Думой знаменитого «Закона Димы Яковлева» (от 28 декабря 2012 года). Оно получило широкий общественный резонанс и освещалось подавляющим большинством изданий, в том числе, «Известиями» и «Челябинским рабочим».

«Известия» с самого начала - как только законопроект был внесен на рассмотрение в Думу - внимательно отслеживали ход событий, оперативно извещая читателей о каждой новой подробности дела. Статьи, выходившие в этой газете, отличают большой объем и исчерпывающее количество информации.

«Челябинский рабочий», как региональное СМИ, освещает, в основном, происходящее на Южном Урале. Из событий всероссийского и мирового масштаба - только наиболее значимое и интересное для широкого круга читателей. Поэтому в челябинском издании материалов о нашумевшем законе вышло намного меньше, чем в московских «Известиях». И, как правило, они носили более сжатый и лаконичный характер.

Тем не менее, из обеих газет удалось отобрать достаточное количество публикаций. В итоге было решено провести сравнительный анализ, во-первых, статей информационного характера, и, во-вторых - материалов в жанре «журналистский комментарий».

Основные критерии, которыми руководствовались при анализе/сравнении, следующие:

Источники, на которые ссылается журналист.

Теперь непосредственно к практической части работы. Итак, в первую очередь рассмотрим и сопоставим информационные материалы из обоих изданий, связанные с заявленным выше информационным поводом.

Со стороны «Известий» - статья «Усыновители в США просят Путина отменить «поправку Димы Яковлева». Авторы - Дмитрий Рункевич, Алена Сивкова и Юлия Цой.

Со стороны «Челябки» - «А просил ли мальчик?» Михаила Галяна и «Я по-прежнему хочу попасть в США» Михаила Фомина.

Речь здесь идет уже скорее не о самом законе, а о последствиях его принятия для отдельных общественных групп/лиц. Все три публикации объединяет именно то, что в их центре - те, кто пострадал от данного законопроекта. У «Известий» это американская организация по усыновлению, у «ЧР» - челябинский сирота Максим Каргапольцев, который так хотел жить в американской семье, что даже написал письмо Путину.

Лексику статьи из «Известий» можно определить как стандартную общественно-политическую. К такому выводу помогает прийти явное наличие следующих признаков:

сухой стиль изложения;

прямой порядок слов;

опора исключительно на факты;

нейтральность интонации - минимум каких-либо оценочных конструкций, эпитетов, риторических вопросов и восклицаний.

Помимо этого, следует обратить внимание на присутствие в тексте

статистических данных: «…за последние 40 лет поспособствовавшая усыновлению 10 тыс. детей»;

характерных для информационной журналистики штампов: «Кроме того, парламентарий напомнила»; «пакет законопроектов, призванный защитить интересы»; «направили в органы власти письмо»; «инициатор отмены поправки» и т. п.

Но в конце публикации элементы авторского субъективизма/оценочности все-таки появляются. Интонация в этих местах автоматически перерастает из абсолютно нейтральной в ироничную - «Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза» - или драматически-напряженную - «за судьбу детей-инвалидов вступился…». И уже в последнем предложении сотрудники «Известий» позволяют себе прямой оценочный эпитет - «бурных обсуждений».

Тем не менее, уровень субъективизма в статье - крайне низкий. Несмотря на то, что отдельные вкрапления с намеком на эмоциональность все же присутствуют, вычленить позицию журналистов по освещаемому ими вопросу практически невозможно. К тому же, статья написана коллективно, поэтому логично предполагать, что взгляды авторов на рассматриваемую проблему могли существенно различаться.

В ходе повествования журналисты «Известий» часто ссылаются на различные источники. В основном, приводят комментарии представителей структур и организаций, имеющих отношение к описываемому событию. При этом используются характерные вводные конструкции, которые также можно отнести к разряду газетных штампов: «Как рассказала «Известиям» глава российского представительства WACAP Светлана Миронова…», «…говорит первый зампред комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина».

Тенденция обильного цитирования источников наглядно показывает, что работники СМИ не хотят брать на себя лишнюю ответственность и таким образом лишний раз подчеркивают свой нейтралитет. Материал выстроен так, что фактически вся эмоционально-оценочная составляющая сосредоточена вне самого авторского текста. Такие конструкции как «Но мы надеемся, что…», «Я опасаюсь, что…», «Мое мнение, что…», «мы уже определили свою позицию», «Надо было раньше искать компромисс», встречаются только в речи респондентов.

Две публикации «Челябинского рабочего» объединены общим героем - уже упоминавшимся выше сиротой Максимом Каргапольцевым. Несмотря на то, что материалы написаны разными людьми, их объединяет открыто выражаемое сочувствие авторов к Максиму. По отношению к нему употребляются слова с чисто положительной окраской - «парень», «ребенок», «мальчик». Журналист Михаил Галян называет его «одним из тех, кто «опоздал на поезд». Этим метафорическим сравнением он как бы подчеркивает всю трагичность и тупиковость ситуации, в которую правительство своим новым законом поставило героя его статьи. Все это способствует формированию в сознании читателя положительного образа, чувства жалости, солидарности.

В то время как интернат, в котором воспитывается Максим, и его руководство показываются в чисто негативном ключе: «Чтобы перекинуться с Максимом всего парой слов, пришлось преодолеть сопротивление администрации дома-интерната». Подчеркиваются такие качества, как черствость, неотзывчивость, нежелание помогать своему воспитаннику в тяжелых обстоятельствах: «Директор Денис Мацко считает, что «ребенку и так достаточно внимания»; «На другие вопросы парень отвечать не решился. Как он говорит, ему это запретили».

В обеих статьях достаточно открыто выражается отрицательное отношение авторов к сложившейся ситуации и Закону Димы Яковлева в целом. Предложения практически идентичны: «Новый закон фактически лишил их (сирот) уже почти обретенных семей» (Михаил Галян); «Дима, наряду с сотнями других российских сирот, фактически лишился шанса обрести семью» (Михаил Фомин).

Следовательно, уровень авторского субъективизма в статье высок. Не прибегая к слишком прямолинейному выражению своего мнения в виде фраз «я думаю», «я считаю», «мне кажется» и т. п., сотрудники издания, тем не менее, расставляют смысловые акценты в своих материалах таким образом, что читателю понятна их позиция.

К источникам из «центра» - «…в президентской администрации», «депутат от «Единой России» Екатерина Лахова», «пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков», «информационное агентство «РИА Новости» - добавляются местные: «Директор дома-интерната № 13 Денис Мацко», «детский обмудсмен области Маргарита Павлова», «митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан».

В этом плане инцидент с челябинским детдомовцем любопытен тем, что предпосылкой к его возникновению послужило событие государственного масштаба - а именно, принятие Закона Димы Яковлева. Затем уже челябинское событие получило широкую общественную огласку и стало известно всей стране. Но рассматривать его, тем не менее, можно только в контексте «антимагнитского акта», т. к. он послужил непосредственной причиной. Следовательно, при освещении данной темы, журналистам необходимо работать как с местными, так и с всероссийскими экспертами и организациями.

Также упоминаются популярные социальные сети - «ВКонтакте» и «Твиттер». Т.к. сегодня практически все дети и молодые люди имеют собственные аккаунты в соцсетях, виртуальные анкеты в качестве источников ценной информации для журналистов - и в столице, и в регионах - более чем актуальны.

Подводя итоги анализа первой группы публикаций, отметим, что

«Известия», освещая то или иное событие, выпускают более подробные, взвешенные и беспристрастные материалы, чем «Челябинский рабочий». Для них важно дать своему читателю исчерпывающую информацию о том или ином событии/явлении, показать ему наиболее полную картину этого события;

Поскольку оперативная информация о событиях в масштабах страны - прерогатива федеральных изданий, «Челябинский рабочий» отражает лишь основные тенденции происходящего. Если есть такая возможность, как-то связывает их со своей региональной тематикой - как в случае с Максимом Каргопольцевым. У журналистов намного больше возможностей для творческой самореализации, есть возможность в корректной форме высказать свое видение, оценку того или иного события, явления.

1 Вопросы и ответы

Вопрос по поводу сложности или лёгкости написания аналитических текстовых материалов вынесен нами в заголовок не случайно: в общем и целом, именно его решению посвящено данное исследование. Однако мы не ставим перед собой цели склонить читателя к тому или иному решению этой дилеммы: мы только раскроем перед ним особенности данного публицистического направления, произведём подробный анализ совокупности его элементов и свойств, дадим практические рекомендации по написанию подобных текстов; а уж делать выводы и решать для себя вопрос о простоте или сложности работы в данном сегменте публицистики мы предоставим читателю самому.

2 Цели и задачи статьи

Главная цель, преследуемая нами в данной работе, - помочь читателю решить для себя вопрос о том, насколько близка ему рассматриваемая область публицистики и стоит ли пробовать реализовать свой творческий потенциал в данном направлении. Вторая цель: тем, кто уже работает в этой области, предоставить структурированный материал по теме, а также практические рекомендации.

Исходя из поставленных целей, мы стремимся решить следующие задачи: предоставить читателю максимум информации об особенностях аналитических текстов, методологии работы над ними, их логической структуре, и на примере наиболее распространённого жанра подобных текстов - аналитической статьи - произвести анализ процесса работы над ними.

3 Целевая аудитория

Мы адресуем нашу статью широкой аудитории, однако, в первую очередь она может представлять интерес для публицистов, журналистов и копирайтеров, вернее, для тех, кто стремится испытать свои силы на поприще этих профессий. Кроме того, мы выражаем надежду, что и профессионалы, имеющие многолетний опыт работы в вышеупомянутых сферах, смогут почерпнуть из нашей работы нечто полезное.

4 Актуальность рассматриваемой темы

Словосочетание «аналитический текст» или «аналитическая статья» для некоторых из нас довольно расплывчатое понятие, ассоциирующееся с чем-то заумным, неудобоваримым, сложным и, как правило, малоинтересным. Однако аналитический жанр - одна из самых распространённых форм подачи различного рода информации. Уметь писать аналитические тексты должен любой специалист, позиционирующий себя как исследователь в той или иной сфере; любой журналист, желающий донести до своей аудитории не просто какие-то факты, а показать тенденции и закономерности, имеющие место в той или иной области; любой копирайтер, ввиду того, что очень часто заказчик текста желает, чтобы информация, поданная в нём, была интересной для широкого круга читателей, многие из которых обладают развитым аналитическим мышлением.

Как видим, умение создавать аналитические тексты очень востребовано в наше время и будет востребовано до тех пор, пока человек способен логически мыслить и аналитически подходить к восприятию окружающего мира.

Мы утверждаем, что без понимания принципиальных особенностей аналитических текстов, технологии работы над ними, глубокого знания принципов анализа и логической обработки информации невозможно написать качественный материал, способный заинтересовать читателя и дать ему новые полезные сведения, которые могли бы представлять для него определённую ценность.

5 Определение понятия «анализ»

Так как предметом нашего рассмотрения являются аналитические тексты, для лучшего понимания их принципиальных особенностей необходимо максимально чётко определить понятие «анализ».

В Большом Энциклопедическом словаре читаем:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение). 1) Расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще».

Оба определения довольно чёткие, но они мало что дают нам для осмысления рассматриваемой нами области публицистики. Более близкое к нашей теме определение мы можем найти в Толковом словаре русского языка Кузнецова:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение, расчленение). 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-л. фактов, явлений».

Оба приведённых определения очень полезны нам для понимания того, что представляет собой аналитический текст. Прежде всего, это всегда исследование того или иного рода (необязательно научного), при котором используется метод расчленения целого на составные элементы . Как правило, это исследование носит детальный характер (за исключением тех случаев, когда производится беглый анализ) и связано с разбором каких-либо фактов или явлений .

Однако в этих словарных определениях опущен очень важный момент: здесь нет упоминания о том, для чего, собственно, производится это самое расчленение или разделение . Ниже мы постараемся раскрыть перед читателем цели и задачи такого метода как анализ.

5.1 Цели и задачи анализа

Если излагать кратко, главной целью анализа того или иного явления, либо объекта, является не просто разложение целого на отдельные элементы, но составление наиболее полного и точного представления о предмете исследования путём выявления физических, логических, структурных, иерархических и прочих отношений и связей между ними. Иными словами, исследуемый предмет разлагается на элементы для того, чтобы, исходя из свойств, характеристик и взаимоотношений этих элементов, понять структуру, свойства и характеристики состоящего из них целого.

В задачи анализа входит выявление структурных элементов целого, удобных для всестороннего рассмотрения, либо не нуждающихся в таковом по причине своей аксиоматичности или эмпирической очевидности; рассмотрение свойств и характеристик данных элементов; выявление связей и отношений между ними; определение механизма их взаимодействия между собой.

Как мы уже знаем благодаря первому из приведённых выше словарных определений, анализ неразрывно связан с противоположным ему процессом - синтезом. Исследование объекта посредством аналитического метода не может быть завершено без мысленного (а в некоторых случаях и реального) соединения уже изученных элементов во единое целое с учётом выявленных механизмов их взаимодействия.

5.2 Психологическая оценка анализа

Анализ - это процесс, органически характерный для человеческого мышления. Мало того, можно с уверенностью утверждать, что познание окружающей действительности без его участия не представляется возможным. Если бы человек постигал мир без использования аналитических методов, в его сознании в принципе никогда не смогли бы сформироваться абстрактные понятия. К примеру, без участия анализа в понятийном аппарате человека невозможно было бы возникновение такого понятия как свет: ведь свет всегда излучается каким-либо объектом, будь это солнце, луна, небо, свеча, лампочка и т. п. Только благодаря аналитическому процессу в нашем сознании стало возможным выделение абстрактного понятия «свет» без привязки к какому-либо из конкретных объектов, его излучающих. В свете этого простого примера утверждение о том, что любой мыслительный процесс включает в себя элементы анализа, становится очевидным и не требующим доказательств.

Аналитический способ познания мира настолько естественен для нас, что мы начинаем применять его уже с младенчества. Почему дети ломают игрушки, такие красивые, хорошие, такие желанные, иногда выпрошенные у папы или мамы с горючими безутешными слезами? Всё просто! Они не задаются целью их сломать, они просто не знают другого способа разъединить их на элементы, чтобы понять «что там внутри, и как оно работает».

Некоторые из нас, вероятно, помнят отечественный «воспитательный» мультфильм, в котором мальчику, любившему анализировать устройство своих игрушек, приснился кошмар с участием плюшевых мишек. В жутком сновидении они надвигались на него со словами «Заводной, заводной… Разобрать, разобрать…» и с вполне недвусмысленными аналитическими намерениями. Как мораль, подразумевалось, что мальчик осознал своё «неправильное поведение» и перевоспитался… и в нём умер будущий Туполев или Королёв…

6 Аналитические тексты

Теперь, кратко определив основные моменты такого понятия как анализ, мы можем перейти к рассмотрению главного предмета нашего исследования - аналитических текстов.

6.1 Аналитический текст: что это такое?

На основании приведённых выше данных, можно сформулировать следующее утверждение: аналитический текст представляет собой литературно оформленный результат исследования определённых фактов (будь то факты объективной реальности или некие умозрительные утверждения, суждения, философские категории и т. д.), основным методом которого (исследования) является анализ. Такое исследование имеет своей целью донести до читателя не просто некую информацию, а призывает его, проследив цепочку авторских рассуждений по поводу взаимодействия элементов изучаемого объекта или явления, сделать тот или иной вывод, который, как правило, автор формулирует в итоговой части своей работы.

Принципиальное отличие аналитических текстов от информационных заключается в глубоком проникновении в предмет, о котором идёт речь: о нём не просто сообщаются какие-то сведения, которые могут так и не задержаться в сознании читателя, а на основании анализа приводимых фактов, выявляются новые существенные качества объекта исследования, которые до этого не были очевидными. Иными словами, аналитический текст даёт читателю новую информацию не столько путём её сообщения, сколько путём логических умозаключений.

Типичным представителем текстов подобного рода является аналитическая статья. На её примере мы и рассмотрим основные характеристики данного сегмента публицистики.

6.2 Характеристики аналитической статьи

Прежде чем приступить к анализу основных принципов написания аналитических статей, рассмотрим особенности данного публицистического жанра и его характеристики. Итак, качественная аналитическая статья должна отличаться следующими качествами:

    актуальность описываемой темы;

    четкое обозначение решаемого вопроса, грамотная формулировка тезиса;

    основательный подбор фактологического материала, необходимого для подробного анализа и раскрытия темы;

    грамотный, глубокий и логически безупречный анализ материала;

    логически обоснованная последовательность подачи материала;

    чёткая структура изложения, без излишних необоснованных повторов;

    теоретические обобщения на основе произведённого анализа;

    логические выводы, обоснованные данным аналитическим материалом;

    достижение поставленной цели и решение обозначенных задач;

    грамотное исполнение, отсутствие логических и грамматических ошибок;

    правильно подобранный стиль изложения;

    новизна поданного материала, наличие свежей мысли в тезисе или выводах статьи;

    интересная, доступная для целевой аудитории форма изложения.

Обращаем внимание читателя на то, что здесь перечислены качества статьи, а не порядок работы над ней или её структура: эти элементы мы рассмотрим ниже.

Совокупность вышеперечисленных качеств статьи обеспечивает интерес к ней той аудитории, на которую ориентирован материал.

6.3 Этапы работы над аналитической статьёй

Теперь мы приступаем к анализу главного предмета нашего исследования - этапов работы над аналитическим текстом. Для удобства восприятия, каждый этап мы выделили в отдельный подзаголовок.

6.3.1 Этап первый: изучение темы

На начальном этапе подготовки к написанию аналитического текста автор должен погрузиться в тему, которую ему придётся анализировать. Главное в этом процессе - потребление и усвоение информации. Необходимо найти как можно больше источников, тем или иным образом соприкасающихся с областью предстоящего исследования; и желательно, чтобы они соприкасались с ней с разных сторон, рассматривали её в различных аспектах. Такой подход к изучению материала придаст работе многогранность, интерес и глубину.

При написании серьёзного аналитического материала данный этап может продолжаться не один день. Но даже при работе над небольшой статьёй мы посоветовали бы не сразу переходить к следующим этапам, а сделать небольшую паузу, чтобы дать своему уму время «переварить» полученную информацию. Поверьте, это себя оправдает! Ваш мозг через некоторое время сам продолжит работу в заданном направлении, анализируя и обобщая полученный материал. На поверхность сознания, подобно некиим воздушным пузырям, начнут всплывать интересные и нестандартные идеи. Это знак того, что пришло время переходить к следующему этапу.

6.3.2 Этап второй: предварительный анализ, систематизация и структурирование материала

После того как основательно «окунётесь» в тему, вы должны систематизировать полученные данные. Для этого необходимо проанализировать ту или иную информацию на предмет её ценности, а также роли, которую она может сыграть при раскрытии и анализе главной темы статьи. Иными словами, нужно всё разложить по полочкам: определить ценность и качество информации, её потенциал в раскрытии темы; оценить её место в общей структуре массива данных и роль, которую она способная сыграть при дальнейшем аналитическом разборе темы; упорядочить в голове, на бумаге или в электронном виде (кому как удобнее) все собранные данные согласно некоторой структуре, которую автор сам определяет для себя. Если не будет создано структурной тематической информационной базы, в голове получится полная каша, способная любого довести до отчаяния.

6.3.3 Этап третий: определение структуры статьи

Систематизировав и структурировав базовую информацию, мы можем перейти к следующему этапу - определению структуры статьи. На этом ключевом моменте необходимо остановиться подробнее.

Структура статьи зависит от многих факторов: от способа доказательства, избранного автором; от выбранного стиля написания статьи; от анализируемой темы; даже от авторских особенностей построения умозаключений и доказательств. Но всё же есть определённая типическая структура аналитических статей, которую можно принять за основу, за некий «скелет», на котором позже нарастёт структурное «мясо» данной конкретной статьи.

Вот эта базовая усреднённая структура.

6.3.3.1 Вводная часть

Вводная часть включает в себя следующие элементы:

    обоснование актуальности темы статьи;

    формулировка научной (или иной) проблемы;

    рассмотрение исторических аспектов вопроса;

    анализ степени разработанности темы;

    демонстрация проведённой подготовительной работы и компетентности автора в рассматриваемом вопросе.

6.3.3.2 Основная часть

Основная часть включает в себя основной аналитический материал и может состоять из следующих элементов:

    формулирование целей и задач аналитического исследования;

    постановка тезисов, которые будут доказываться в ходе исследования;

    описание методов, которые будут использоваться при анализе материала;

    обсуждение различных точек зрения на рассматриваемый вопрос;

    анализ материала, включающий в себя построение логических суждений, доказательств, умозаключений - это сердцевина всей аналитической статьи;

    выдвижение гипотез, систематизация данных, полученных в результате анализа;

    изложение результатов исследования и их обоснование.

Данные элементы не обязательно следуют друг за другом в приведённом порядке; помимо этого, некоторые из них могут быть опущены или изменены. Также, в основную часть могут быть введены и принципиально иные элементы на усмотрение автора.

6.3.3.3 Заключительная часть

Заключительная часть подытоживает всё исследование и может содержать следующие элементы:

    выводы, рассмотрение тезисов, сформулированных в начале основной части, с приложением к ним результатов исследования;

    оценка значения результатов исследования, их актуальности, способности ответить на обозначенные в статье вопросы и проблемы;

    максимально сжатый повтор основных моментов статьи.

Заключительная часть должна писаться ёмко, иногда хлёстко, она должна сочетать в себе лаконичность и информативность одновременно. Никакой «воды» в заключительной части допускать нельзя категорически.

6.3.4 Этап четвёртый: определение последовательности написания структурных частей статьи

Кому-то из читателей этот этап работы над созданием аналитического текста может показаться маловажным, однако мы не стали бы выделять его в отдельный подзаголовок, если бы не были уверены в его принципиальном значении в деле качественной и логически грамотной подачи материала.

Мы обоснуем своё заявление. Дело в том, что как бы тщательно ни был изучен базовый материал, в процессе работы над статьёй знания автора и степень его проникновения в тему обязательно увеличатся. Никто не станет спорить с этим очевидным утверждением. Поэтому от того, в какой последовательности автор будет писать различные части своей работы, будет в большой степени зависеть как её характер, так и общее качество исполнения.

С нашей точки зрения наиболее продуктивным является следующий порядок написания материала:

    основная часть;

    заключительная часть;

    вводная часть.

Продуктивность такого подхода очевидна. Работая над основной частью, автор максимально разрабатывает тему, глубоко проникает в суть вопроса, делает некоторые неожиданные для себя самого открытия (при серьёзном подходе к материалу такое очень часто случается): иными словами, он максимально усваивает материал.

После этого он может сделать выводы, подвести итоги, определить вектор приложения полученной информации к практическим сторонам жизни - всё это он делает при работе над заключительной частью.

И наконец, зная выводы, к которым он пришёл в результате своего исследования, он может наилучшим образом написать вводную часть, подводя читателя к рассматриваемой проблеме, ставя вопросы, на которые он уже знает ответы, благодаря завершённости своего труда.

Для людей с линейным мышлением проще писать статью в том порядке, в котором она восприниматься читателем:

    вводная часть;

    основная часть;

    заключительная часть.

В такой последовательности написания статьи есть, конечно, свои преимущества, но есть и недостатки.

Главное преимущество состоит в том, что изложение материала и мысль автора развивается поступательно, то есть наиболее органично, так же как она будет восприниматься и читателем.

К недостаткам такого подхода можно отнести то, что после того как основная часть будет написана и проработана, наверняка придётся вносить коррективы в часть вводную: откроются новые интересные грани основного вопроса, возникнут любопытные нюансы, возможно будут добавлены к теме дополнительные базовые материалы, факты, появятся дополнительные вопросы, которые было бы неплохо осветить в материале и т. д.

Кроме этих двух возможны и другие последовательности написания текста, однако их полезность и практичность в большинстве случаев довольно сомнительны.

6.3.5 Этап пятый: написание текста

Вот мы и подошли к самой главной части нашего исследования. Здесь мы рассмотрим непосредственно сам процесс создания текста как такового.

6.3.5.1 Постановка тезиса

У любой аналитической статьи должен быть чётко определён главный тезис, доказательству и обоснованию которого будет посвящена вся статья. Проясним для себя, что такое тезис.

В Словаре иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г., выпущенном в 2006 году, читаем такое определение термина «тезис»:

ТЕЗИС - (гр. thesis) 1) краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада, сочинения; 2) положение, истинность которого должна быть доказана.

То есть тезис - это некая кратко и чётко сформулированная мысль, идея, утверждение, чья истинность будет доказываться на протяжении всего исследования.

В нашей статье тезис сформулирован в параграфе 4 («Актуальность рассматриваемой темы») в предпоследнем абзаце.

Если тезис аналитической статьи будет сформулирован нечётко, расплывчато, у читателя возникнет ощущение, что статья написана «ни о чём», и он потеряет к ней интерес. Согласитесь, трудно следить за доказательством чего-то расплывчатого и неконкретного…

Кроме тезиса в статье может быть использован так называемый антитезис - утверждение, прямо противоположное тезису. Антитезис используется при доказательстве от противного: допускается утверждение, противоположное заявленному, а затем идёт построение умозаключений, приводящих к его очевидной абсурдности.

Кроме основного тезиса статьи, в ней может содержаться некоторое количество и дополнительных тезисов, доказательство которых служит вспомогательным инструментом при доказательстве главного.

6.3.5.2 Анализ фактов, построение логических умозаключений и иных суждений

После постановки тезиса происходит его доказательство путём анализа представленных фактов и построения логических умозаключений. При этом задействуются основные принципы логики, а также и иные способы обработки информации, позволяющие получать на основе изначальных данных некую принципиально новую информацию.

К логическим умозаключениям можно отнести следующие методы:

    Дедуктивное умозаключение - метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Пример: 1) все кошки мяукают; 2) Муська является кошкой; 3) следовательно, Муська мяукает.

    Индуктивное умозаключение - метод мышления, при котором общее положение логическим путём выводится из ряда частных. Пример: 1) наша семья состоит из трёх человек - папы, мамы и меня; 2) мой папа не курит; 3) моя мама не курит; 4) я не курю; 5) следовательно, вся наша семья не курит.

    Трансдуктивное умозаключение - метод мышления, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Пример: 1) Ниф-Ниф и Наф-Наф живут в одном домике; 2) Наф-Наф и Нуф-Нуф живут в одном домике; 3) следовательно, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф живут в одном домике.

Вышеуказанные методы умозаключений называются достоверными и отличаются, так сказать, стопроцентной «гарантией» верности. Но очень часто при анализе различных фактов используются и такие умозаключения или суждения, для которых характерна высокая вероятность их истинности, но она не гарантируется на сто процентов, поэтому они называются правдоподобными.

    Умозаключение по аналогии - логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами. Пример: 1) Коля имеет двойки за год по пяти предметам, в новом году он - второгодник; 2) Саша имеет двойки за год по четырём предметам, в новом году он не второгодник; 3) Вася имеет двойки за год по пяти предметам, следовательно, можно с большой долей вероятности утверждать, что он, так же как и Коля, второгодник.

    Абдукция - познавательная процедура принятия гипотез, при которой из посылки и вывода, выводится вторая посылка. Пример: 1) все коты - животные; 2) Васька - животное; 3) с некоторой долей вероятности мы можем предположить, что Васька - это кот.

Мы не будем перечислять здесь все виды логических умозаключений, потому что это приведёт к слишком большому объёму данной работы. Наша цель здесь - только дать представление о некоторых из них, часто употребляющихся при построении рассуждений.

6.3.5.3 Завершение работы над статьёй

На финальном этапе написания статьи необходимо: оценить, насколько удалось доказать основной тезис; сделать краткий обзор материала статьи с приложением полученных выводов; проверить статью на логичность хода изложения и анализа, на четкость её структуры, отсутствие непроработанных частей, белых пятен; проверить, не опущены ли какие-то важные моменты при рассмотрении основного вопроса; несколько раз сделать вычитку статьи, для того чтобы проверить её цельность; оценить стилистические качества, грамотность написания.

7 Подведение итогов

В данной работе мы ставили перед собой задачу донести до нашего читателя мысль о том, что написание аналитических текстов требует определенной подготовки, знания основных принципов и специфики этого сегмента публицистики. Мы постарались посредством подробного анализа всех этапов работы над подобными текстами дать нашему читателю наиболее полное представление о рассматриваемой области, надеясь, что это поможет ему согласиться с вышеупомянутым утверждением.

Данная работа может быть полезна людям, для которых написание аналитических текстов является необходимой частью их деятельности, но которые ещё не в полной мере представляют себе, что это такое и как добиться того, чтобы на выходе получались тексты достаточно высокого уровня.

Ещё раз перечислим условия, при наличии которых можно создать качественный материал:

    компетенция в рассматриваемой области;

    тщательное и подробное изучение источников;

    умение анализировать и строить умозаключения;

    четкая постановка тезиса;

    грамотное доказательство тезиса;

    глубокий анализ материала;

    создание логически обоснованной структуры статьи;

    грамотное подведение итогов;

    безупречная грамотность текста, отсутствие грамматических, стилистических и смысловых ошибок.

Вот, собственно, и всё. А теперь, читатель, пришло время тебе решить, сложно это или легко - писать аналитические тексты.

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб.

Когда студента-филолога спросили, за сколько дней он сможет выучить китайский язык, он задал вопрос: «Когда сдавать?». Так и нашему брату – копирайтеру часто важнее срок сдачи, а не вид работы. На мой взгляд это правильно, профессиональный копирайтер напишет хороший текст практически на любую тему. На то он и профессионал. Но один из видов статей требует более тщательного подхода и особого внимания. Это аналитическая статья. Практика показывает, что не каждый копирайтер знает, как написать аналитическую статью.

Немного теории

Начнем, пожалуй, с теоретических знаний из журналистской практики. Аналитическая статья относится к публицистическому жанру. Ее цель – проанализировать факты на заданную тему, сделать выводы, дать рекомендации. Отсюда особые требования к подбору материала и стилю изложения . Пользоваться непроверенными данными, излагать их бытовым языком недопустимо. Наиболее востребован этот вид публицистики на специализированных интернет-ресурсах, в газетах, журналах. Политика, экономика, социальная сфера – самые популярные темы для аналитических статей.

Зачем нам это знать? Например, на бирже Advego вы найдете большое количество заявок с техническим заданием по аналитике. Цена за такие тексты обычно очень привлекательная. Но прежде чем, соблазняться ими, узнайте все тонкости работы над такой статьей.

Три принципа сбора материала:

  • Достоверность

Подбирая факты для анализа, не стоит ограничиваться обзором пары сайтов на сходную тематику. Нужны достоверные данные, брать которые нужно из первоисточников. К примеру, если вы будете оперировать данными Федеральной службы государственной статистики, которая на своем официальном сайте публикует различные отчеты, то это придаст солидности всей вашей статье и вызовет доверие у читателей.

  • Экспертное мнение

Старайтесь находить экспертов по вашей теме и брать у них интервью. Это привлечет внимание читателей. Особенно если имена, которые вы упоминаете, у всех на слуху. Используя в статье материалы из профессиональной литературы, не полагайтесь на рецензии других авторов, даже если они кажутся вам объективными. Стоит изучить все самостоятельно, а не пользоваться мнением других людей.

  • Собственный опыт

Беритесь только за те темы , в которых вы действительно можете считаться экспертом. Не важно, будет ли это профильное образование или жизненный опыт, главное, что вы владеете терминологией, разбираетесь в деталях. Незнание специфики невозможно скрыть. Если профессионалы обнаружат в вашем тексте искаженную информацию, пострадает не только ваша репутация, как автора. В конце концов, это ваше личное дело. Но пропадет доверие к тому ресурсу, на котором будет размещен текст. А это может привести к серьезным финансовым потерям для заказчика.

Приступим к написанию

Структура аналитической статьи сходна со структурой обычной информационной. Освежить ее в памяти можно, заглянув сюда (ссылка). Тут все, что полагается иметь солидному тексту:

  • Заголовок
  • Изложение фактов
  • Выводы

Ну, а если подробнее, то вы уже понимаете, что заголовки здесь тоже должны привлекать внимание, но при этом соответствовать стилю изложения. Не годятся заголовки из бульварных газет и журналов типа: «Страна в шоке…», «Куда смотрел водитель автобуса…» .

А вот пример хорошего заголовка для нашего случая: «Что ждет российский франчайзинг в ближайшем будущем » . Слишком креативные заголовки скорее отпугнут читателей профессиональной литературы. Поэтому не стоит увлекаться, придумывая заголовок. Помните, что он должен быть информативным.

Обязательная вступительная часть — лид – несет здесь дополнительную функцию. Суть проблемы и краткое перечисление фактов, на которые вы будете опираться при анализе – вот основное содержание лида. Этот блок текста помогает настроить читателя на серьезное восприятие и показывает важность проблемы. Если проводить аналогию с научной работой, то лид раскрывает актуальность темы.

Анализируя факты нужно помнить, что основная цель – не новизна или интерес, а выводы, которые вы делаете при этом. Чем яснее вы выстроите логическую цепочку, связывающую все факты в единое целое, тем проще будет убедить читателей в правильности этих выводов.

Заключительная часть статьи несет основную нагрузку. Все прогнозы, рекомендации, выводы, которые получились с помощью анализа фактов, раскрываются именно здесь.

Стиль

Говорить о стиле здесь долго не будем. Долго об этом я говорю в другой статье . Понятно, что деловая статья должна быть написана четким языком, без лирических описаний. Разговаривая с целевой аудиторией на понятном ей языке легче вызвать доверие к выводам и суждениям. Однако перегибать палку с терминологией тоже не стоит. Все же мы не научный доклад пишем. Помните о том, что и аналитика должна быть интересной.

Мне, например, очень помогал один прием. Прежде, чем браться за труды, я некоторое время общался на специальных форумах, «впитывал» манеру общения, изучал интересы, читал работы профессионалов. То есть, изучал целевую аудиторию. Да-да. Вся наша копирайтерская работа строится вокруг интересов конкретной группы людей. Действует этот способ в любой ситуации, когда нужно собрать информацию.

Немного отвлечемся

Часто к аналитическим статьям относят пресс-релизы крупных компаний. Такие тексты тоже основаны на изложении фактов. Только факты эти касаются исключительно деятельности одной конкретной фирмы, компании, корпорации. Особенно часто пресс-релизы заказывают крупные корпорации. С их помощью они хотят оповестить журналистов о новостях компаний, а журналисты уже сами потом делают из этого новости или пишут аналитические обзоры.

Как вы уже догадались, работа над аналитической статьей очень сходна с написанием курсовой или реферата. Так же нужно изучить источники, представить мнение экспертов по освещаемому вопросу, проанализировать их точки зрения, аргументировано высказать собственную позицию. Но вот чтобы эта позиция действительно оказалась ценной для читателей, стоит вспомнить напоследок слова батюшки Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» По-настоящему ценную работу сможет написать только тот, кто досконально разбирается в теме и обладает аналитическим складом ума.

Узнав специфику написания таких текстов, беритесь за дело уверенно, профессионально. Если вам есть что добавить, то комментарии приветствуются. До скорых встреч. С вами общался Павел Ямб.

Только 9% опрошенных копирайтеров берутся за написание статей-исследований.

Приготовьтесь к серьезной работе

Да, аналитические статьи в отличии от информационных не заказывают пачками. Это штучный товар, который готовится по особым рецептам, требует времени, сил и, конечно, знаний. Стоящие исследования заказывают знающие люди, а готовят настоящие эксперты.

Согласитесь, глубокая аналитическая статья сразу же повышает рейтинг ресурса в наших глазах, а с ним растет доверие и авторитетность проекта.

Поэтому перейдем к алгоритму создания таких статей. Итак→

Темы аналитических статей

Первое, с чем сталкиваешься при поиске статей-исследований - это тексты на медицинскую, финансовую, маркетинговую, социальную, психологическую тематику.

Но если копнуть глубже, то можно найти исследования и аналитику практически на любую тему: лингвистика, воспитание детей, грузоперевозки, обучение, экология. Перечислять можно до бесконечности.

С такими статьями мы сталкиваемся и в интернете, и в офлайне.

Существуют целые издания, которые специализируются на исследованиях по определенной тематике.

Так что с какой бы сферой бизнеса вы ни работали- статьи-исследования будут востребованы.


Станьте звездой для читателей

Всё отлично, но→

Где брать материал для статей?

И здесь возможны три варианта:

  • провести исследования, эксперименты, опросы, взять экспертное интервью самому .
  • использовать материалы заказчика для своей работы (часто компании проводят исследования самостоятельно, но придать такой работе законченный вид не могут)
  • использовать чужие материалы и аналитические исследования

Думаете это плагиат? Вовсе нет.

Во-первых, вы ссылаетесь на данные, найденные в сети.

Во-вторых, вы перерабатываете материал, адаптируете его под собственные цели, коммуникационный посыл и запросы вашей аудитории.

К тому же аналитические статьи бывают разные→

Виды аналитических статей

Их всего лишь три :

  • Простое исследование

Особенности каждого вида просматриваются уже из названия, но поговорим чуточку подробнее по каждому.

Итак, давайте по порядку.

Простое исследование

Это полноценное обстоятельное исследование, но прогнозы на основании фактов, цифр и данных автор НЕ делает. Дает нашим мыслям, так сказать, полную свободу: выводы делайте сами.

С одной стороны, это здорово. Можно пораскинуть мозгами и прийти к интересным умозаключениям. Но, с другой стороны, важно помнить о цели создания статьи. Иногда не стоит заставлять читателя думать и лучше подвести его к выгодной для нас мысли, не так ли?

К тому же такие статьи сами становятся источником данных для других исследований. А это хорошо влияет на продвижение сайта.

Вот пример аналитической статьи. Кстати, она создана на основании данных GfK.

Расширенное исследование с кратким прогнозом

Главное в такой статье - это исследование, именно ему уделяется основное внимание. И уже на основании собранной информации делается предположение о возможном развитии ситуации.

Очень любят такие статьи финансовые аналитики. Часто в подобных исследованиях цитируют мнения известных финансистов. Например, в такой животрепещущей теме как динамика рубля, основное внимание уделяется анализу факторов и тенденций, а выводы обычно краткие: упадет ли рубль и насколько.

Краткое исследование с расширенным прогнозом

В этом виде статей акцент делается на прогнозирование событий, а самому исследованию отводится скромная роль: сбор данных.

Кстати, именно такой вид аналитики по душе глянцевым журналам. Так что если ваша мечта - это колонка в модном журнале, то в профессиональном сундучке должен быть такой вид текстов.

Почему же не все эксперты берутся за написание статей? Все очень просто: они не знают особенностей их написания.

Особенности написания аналитических статей, или Как превратить сухарь в сочный пирог

Часто аналитические статьи тяжело читаются из-за обилия цифр и фактов. Порой информации столько, что усвоить или хотя бы осознать её очень сложно, поэтому только острая необходимость может заставить дочитать статью.

На самом деле, даже сухие факты и цифры исследования можно превратить в сочное блюдо. Как? Приправить его пряным соусом.

А добавить в него можно:

  • Интересные детали

Подробности оживляют рассказ, делают его интересным, информативным и увлекательным.

  • Юмор

Как это ни странно, но юмор отлично вписывается даже в серьезные статьи.

  • Художественные средства (метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.)

Да, хоть этот вид контента серьезный и научный, яркие эпитеты и меткие сравнения лишь подчеркивают главную мысль и увлекают читателя.

  • Факты

Именно с них и начинается наша статья. Иначе это и не исследование вовсе, а эссе какое-то получается.

Ну и, конечно, не забываем о подаче блюда - оформлении статьи .

Очень хороши таблицы, графики, скриншоты. Они превращают скучные цифры в интересную информацию, которая легко воспринимается и запоминается.

После того как вы закончите статью, перечитайте её ещё раз и проверьте по чек листу. Так вы сможете вовремя заметить недочёты и успеете отшлифовать их ещё до сдачи статьи заказчику.

Кстати, вы знаете, что перелопачивая интернет в поисках нужной информации, можно одновременно создавать еще один вид контента? Это исследование трендов или курирование.

Что такое курирование контента


Следите за контентом постоянно

Это направление в контент-маркетинге, которое связано с нахождением, сбором, анализом, упаковкой и предоставлением информации аудитории с выводами или без них по определенной тематике.

Пока еще курирование контента для рунета в новинку, так что предлагая подобную услугу, вы можете стать законодателем моды в собственной нише или нише вашего заказчика.

А нужно ли курирование контента?

Контент-маркетинг всё набирает и набирает обороты. А ведь желательно, чтобы свежие публикации в блоге появлялись 3-5 раз в неделю, а в соцсетях ежедневно. Только представьте, сколько контента появляется в сети ежеминутно!

Статьи, подкасты, видеозаписи, презентации, книги, инфографики, ментальные карты и чек-листы. Часто читатели просто тонут в океане информации, не в силах даже просмотреть интересные ресурсы, закладки и рассылки.

Станьте для них путеводной звездой, покажите самые полезные и интересные публикации по вашей тематике. Курированный контент создает и команда АПК.

Но кроме пользы для клиентов и читателей, курирование контента:

  • Экономит деньги и время (курировать проще, чем создавать новый)
  • Повышает трафик , поскольку ссылки на экспертные ресурсы автоматически повышают виральность контента. К тому же пользователи сети очень любят такой формат.
  • Позволяет ближе познакомиться с экспертами и лидерами мнений, ведь вам придется договариваться о публикации их материалов

Кому подходит курирование контента?

Оно идеально для:

  • новичков , которые только пришли в бизнес. Назвать себя сразу экспертом нелепо, а контент нужен.
  • компаний с дефицитом временных и денежных ресурсов . Ведь создавать качественный контент долго и дорого
  • компаний с огромным количеством собственного контента . Информация устаревает, ситуация меняется, поэтому необходимо обновление, корректировка контента. Отлично работают дайджесты по собственным материалам.

Курирование отлично работает во ВСЕХ сферах и для любых размеров бизнеса, от микропроектов до крупных компаний.

Как правильно работать с чужим контентом

Приступая к сбору информации, важно помнить о контент-стратегии и коммуникационном посыле: что мы хотим дать своим читателям, какой эффект получить от аудитории, в каком ключе строится наше общение с ними.

Записанный коммуникационный посыл должен быть всегда перед глазами во время работы. Иначе вы рискуете распылиться, свернуть на смежные темы и стать неинтересными вашим читателям.

Поэтому→

  1. Формулируем цель нашей работы и выбранную тему
  2. Собираем информацию постоянно .

У вас все ходы должны быть записаны

Если вы будете заниматься сбором информации перед подготовкой материала, это отнимет у вас много времени. Если же вы будете постоянно следить за инфополем и сразу же складывать интересные материалы в отдельную папку, это займет минимум времени.

  1. Изучаем собранный материал

Чтобы собрать действительно полезный и экспертный контент, нужно тщательно изучать все материалы. И лишь затем включать его в дайджест или статью. Принцип «авось пригодится» здесь не работает.

  1. Вносим свои комментарии, оценку, мнение, выводы
  1. Оформляем контент

Стильно оформленный материал привлекает больше внимания. Не забывайте, что взрослые как дети любят красивые картинки и оформление. Здорово, если вы выработаете для своего ресурса единый стиль, и весь материал будет оформлять в этом стиле.

Не забывайте, что образы человек воспринимает лучше слов, поэтому используйте презентации, инфографику, ментальные карты.

Форматы курированного контента

Проще всего сделать чек-лист или дайджест , где вы дадите ссылки на лучшие материалы по теме и скажете буквально пару слов.

Кстати, чек-лист - лучший магнит для привлечения подписчиков, демонстрации экспертности или дополнительный бонус. Кстати, чек-лист - прекрасный магнит для привлечения подписчиков, демонстрации экспертности или дополнительный бонус.

Книги (или white paper) - это солидный формат, куда можно собрать различные статьи с вашими комментариями и выводами.

Публикации (статьи, лонгриды, посты в соцсетях). Такой формат очень востребован и интересен аудитории.

Готовы к созданию серьезного контента?


Готовы к серьезным заказам?

Да, если вы никогда не писали исследования, то подступиться к такому материалу страшно: можно сесть в лужу.

Согласитесь, тут никак не опростоволосишься, даже при всем желании. Тренеры найдут все ошибки, подскажут недочеты и вернут на доработку.

Кстати, еще в этом забеге появится материал по курированию контента ! Так что пока другие райтеры только раздумывают, как же подступиться к такому контенту, вы приобретете востребованный навык и смело будете брать заказы.

А пока расскажите, пишите ли вы исследования? Доводилось ли вам проводить эксперименты, опросы, исследования? Или вы черпаете информацию из всемирной паутины?

Получите удобный инструмент оценки качества статьи