Конспект урока по познанию мира "природные сообщества казахстана". Конспект урока по познанию мира «Растение — живой организм Из книги рекордов Гиннеса

Конспект по познанию мира 2 класс. Подготовила учитель средней школы № 7 им. Ю.А. Гагарина. г. Степногорска Акмолинской обл.

Вотчал Светлана Николаевна.

Тема: Вода вокруг нас. Свойства воды.

Цель : Обратить внимание учащихся на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде», рассказать о свойствах воды.

Развивать кругозор.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: стакан, чашка, блюдце, ложка, вода, полоски цветной бумаги.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Психологический настрой.

Прозвенел и стих звонок,

Начинается урок.

Кто-то придумал

Просто и мудро

Каждый день говорить всем доброе утро!

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

3. Сообщение новой темы.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

1. Что вы знаете про воду?

2. Какая она?

3.Кому нужна вода?

4. Зачем вода растениям? Как они ее получают?

5. Нужна ли вода животным?

6. Где в природе встречается вода?

О воде

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и над землей, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Вода самое распространенное вещество в мире? Она занимает три четверти поверхности нашей планеты, да и сами мы – водные существа, так как примерно на70% состоим из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму.
Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения.
Вода – это сама жизнь. И если мы хотим быть здоровыми, нам следует заботиться о воде.

Что же такое вода?

Вода – это жидкость. Она находится в ручьях, прудах, колодцах, родниках, реках, озерах, морях, океанах.

Что такое лед и снег?

Лед и снег – это вода в твердом состоянии.

Что такое водяной пар?

Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

Как же вода переходит из одного состояния в другое? Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает.
Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.

Вывод: вода может находиться в трех состояниях:

1). Твердое (лед, снег).

2). Газообразное (пар)

3). Жидкое (вода)

3.Физминутка

Сейчас мы немного отдохнём

Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд

снежинка

4. Свойства воды.

Вода имеет свойства. Их можно установить с помощью опытов.

Опыт 1.

Приготовьте стакан, чашку, блюдце. Налить воду в стакан, в чашку, в блюдце. Что вы видите? В чашке вода принимает форму чашки, в блюдце форму блюдца, в стакане – стакана.


Вывод: Вода не имеет своей формы. Она принимает форму той посуды, в которую она налита.

Опыт 2.

Опустите в стакан с водой какой- нибудь предмет. В воде он хорошо виден.


Вывод: Вода прозрачна .

Опыт 3.

Приготовьте полоски цветной бумаги: красной, зеленой, синей, белой, желтой. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду белой, синей? Нет нельзя.


Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветная

Опыт 4.

Понюхайте воду. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, если она чистая.

Вывод: У воды нет запаха.

Опыт 5.

Каков вкус сахара, соли, лимона? Давайте вспомним, какая на вкус вода? Можно назвать ее соленой, кислой, сладкой?

Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Свойства воды


Прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость, охлаждение, текучесть, изменение структуры воды, изменение объема воды при нагревании и охлаждении.

5.Из книги рекордов Гиннеса

А знаете ли вы, что…

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.

Самое глубокое озеро – Байкал. Его глубина 1 км940 м

6. Пословицы и поговорки о воде

Апрельские ручьи землю будят.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
В тихом омуте черти водятся.
Замолчал, как воды в рот набрал
Друзья - не разлей вода
Как с гуся вода
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Много с тех пор воды утекло
На обиженных воду возят
Не зная броду, не лезь в воду
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Под лежачий камень вода не течет
Сколь воду ни варить, все вода будет
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Как рыба в воде!
В решете воду не носят

7. Итог урока

Что такое вода?

Где встречается вода в природе?

Назовите состояния воды?

8. Домашнее задание

Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?

Конспект урока по познанию мира

Тема: Природные сообщества Казахстана

Цели:

Познакомить с природными сообществами характерными для территории Казахстана, формировать представление о каждом сообществе, его особенностях и способах существований живых организмов в данном сообществе;

Развивать умение анализировать и систематизировать материал, обобщать и делать выводы, развивать мышление и воображение учащихся;

Прививать бережное отношение к природе.

Ход урока

Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. Для этого нам понадобится карта природных зон Казахстана и ваши знания о природных сообществах.

Давайте вспомним, какие природные сообщества есть на территории Казахстана (рассматривают карту, определяют каждое сообщество: лес, степь, пустыня, водоем) СЛАЙД 2

Игра «Рассели жителей»

А сейчас я предлагая вам поиграть. Вам нужно будет расселить растения и животных по сообществам, в которых они обитают.

(Учитель показывает растения и животных, а ученики определяют к какому сообществу они относятся. Все растения и животные крепятся на карту)

Посмотрите, какой разнообразный растительный и животный мир нашей страны. Как вы думаете, почему? (Потому что климат на всей территории Казахстана разный)

Беседа о сообществе «лес» СЛАЙД 3

СЛАЙД 5

Что называем мы лесом? (место, где растет много разных деревьев. Лес – это деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы)

Посмотрите на карту и скажите, где на территории Казахстана раскинулись леса?

Какими бывают леса (хвойные и лиственные)

Какие растения преобладают в лесах? (влаголюбивые, тенелюбивые)

Какие приспособления характерны животным обитающим в лесу? (окраска к цвету коры или листьев, легко передвигаются по веткам деревьев)

Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса живут совместно в одних и тех же условиях)

Какой вред наносит человек лесу и его жителям? (Сокращение лесов, браконьерство, загрязнение леса)

Заполнение схемы детьми.

(дети делятся на две группы и заполняют предложенные схемы, затем демонстрируют друг другу) СЛАЙД 6

(Значение леса? (источник древесины, грибов, лекарственных растений, ягод, дом для животных и птиц, очищает воздух, место отдыха для человека)

Охрана леса (Контроль вырубки лесов. Посадки новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.) Приложение 1

Просматривают фильм о лесе - СЛАЙД 7

А сейчас лотерея. Каждой группе нужно решить задачу и для вас откроется путь. СЛАЙД 8

(Лотерея проводится в группах, каждая группа выбирает задачу, решает ее сообща, и затем представляет ответы всем ученикам. Слушающие ученики оценивают правильность и полноту ответа)Приложение 2

Беседа о сообществе «степь» - СЛАЙД 9

А сейчас мы с вами оказались в степи.

Посмотрите на карту и скажите, где находятся степи?

СЛАЙД 11

Что мы называем степью? (Это открытое, безлесное, пространство, покрытое травами)

Какими бывают степи? (луговые, сухие, пахотные)

Какие растения преобладают в степи? Встречаются ли деревья? (низкорослые травы, Деревья в степи не растут)

Какое значение имеет степь в жизни человека? (Сухие степи используются в качестве пастбища; пахотные – для выращивания зерновых культур)

Можно ли назвать степь природным сообществом? Почему? (да можно, потому что все обитатели степи живут совместно в одних и тех же условиях)

Заполнение таблицы СЛАЙД 12

(Ученики чертят в тетради таблицу. В ходе обсуждения, таблица заполняется учениками)

Просматривают фильм о степи – СЛАЙД 13

Беседа о сообществе «пустыня» - СЛАЙД 14

Посмотрите на карту и скажите где расположены пустыни на территории нашей страны?

СЛАЙД 16

Что мы называем пустыней? (Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная)

Какими бывают пустыни? (песчаными, солончаковыми, глинистыми и каменистыми)

Что называется солончаком? (почвы, содержащие в большом количестве соль)

Назовите время года, когда пустыня не кажется безжизненной? Почему? (весна, в это время она усыпана разнообразной растительностью)

Как долго пустыня сохраняет такой облик? (примерно месяц)

Какие приспособления помогают растениям выживать в пустыне? (за короткий срок успевают прорасти, зацвести и дать большое количество семян, имеют очень длинные корни, листочки маленькие или совсем превращаются в колючки)

Как животные приспосабливаются к жизни в пустыне? (Способны быстро передвигаться, Окрас животных под цвет песка, Животные некрупные, Долгое время находятся без воды и пищи, Многие днем спят, а активны ночью, Некоторые на лето залегают в спячку.)

Отгадайте загадки - СЛАЙД 17.

Просматривают фильм о пустыне - СЛАЙД 18.

Выполнив следующее задание, мы сможем вернуться домой. А для этого нам нужно исправить ошибки. СЛАЙД 19

Как связаны между собой растения и животные? (растения и животные связаны в цепи питания)

Индивидуальная работа

Составьте цепи питания соответствующие схемам:

Растение (дерево) – животное (растительноядное) – животное (хищник) - осина – заяц – волк

Растение (трава) – животное (растительноядное) – животное (хищник) - Ромашка → бабочка→стрекоза

Растение (зерновое) – животное (растительноядное) – животное (хищник) – животное (хищник) - рожь – полевая мышь – змея – ястреб

Итог урока.

Мы вернулись в класс, и теперь подведем итоги нашего путешествия.

Понравилось ли вам наше путешествие?

В каких сообществах мы с вами побывали?

Что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

Приложение 1

Приложение 2

Задача 1

Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню”. Объясните смысл данной поговорки.

Задача 2

Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса. Какими могут быть последствия?

Задача 3

В лиственном лесу вскоре после таяния снега зацветают многие растения, а в еловом лесу не наблюдается такого массового цветения. Объясните почему?

Дата: _3.10.2014г

Класс: 1 «Б»

Учитель: Алимова Бибигуль Аскеркызы

Предмет: познание мира.

Тема урока: Наблюдение за окружающим миром

Тип урока Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

ознакомление учащихся с красотой и разнообразием окружающего мира;

Задачи:

уметь наблюдать за предметами и явлениями неживой и живой природы;

пополнять словарный запас учащихся;

учить анализировать, создавать благоприятные условия для развития творческого мышления.

р азвивать желание познавать окружающий мир.

МО:

ФОПД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

ТСО: альбом, карандаши, папка для сбора природного материала.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!

Закройте глаза, протяните ладошки и почувствуйте тепло друг друга. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас. Давайте пожелаем друг другу на урок хорошие слова. (ученик, пожелавший кому – либо, садится с ним в паре)

2. Беседа (подведение к теме) Модуль: новые подходы в преподавании и обучении.

А)- Что такое природа?

Что относится к живой природе?

Что относится к неживой природе?

Чем отличается день от ночи?

А что можно ночью на небе увидеть? (звёзды)

Откуда вы знаете, что ночью можно увидеть звёзды? (наблюдали из окна)

Ребята, какова тема нашего урока? (наблюдение за окружающим миром)

А цель урока? (уметь наблюдать за окружающим миром, уметь работать в паре)

Б) Составление кластера на тему «Окружающий мир» (парная работа) Модуль: критическое мышление

В) Защита проекта в паре. Модуль: управление и лидерство в обучении

3. Работа по теме урока

Просмотр видеофильма «Окружающий мир» Модуль: ИКТ

Обсуждение

Что нового узнали?

Как ты наблюдаешь за окружающим миром? Модуль: возрастные особенности

4. Физминутка с музыкальным сопровождением (ИКТ)

5.Закреплание темы урока

Разноуровневые задания Модуль: талантливые и одарённые дети

Дети работают в группах

Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы
.

Самостоятельная работа.

6.Итог урока. Рефлексия ( если понравился урок –зелёные листочки, нет – красные)

Можете ли вы быть хорошими друзьями природы?

Что вы для этого должны делать?

7. Дом. Задание : наблюдать за окружающим миром

8. Оценивание (смайлики)

Тема: Окружающий мир

Дата: ___________ № урока _____ Предмет: познание мира.

Тема урока: окружающий мир Тип урока Урок усвоения новых знаний.

ТЦУ:

· Познакомить учащихся с предметами и явлениями окружающего мира;

· Сформировать представление о предметах природы, и предметах не относящихся к природе;

· Развивать желание познавать окружающий мир.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

ТСО: учебники, дневник наблюдения, тетради, карандаши, рисунки природы, животного мира.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!

Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас.

2. Объявление темы, цели и задач урока.

Работа с иллюстрациями стр.4-5
- Посмотрите на картины и скажите, видели ли вы такие картины в своей жизни? Расскажите об этом.

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя

Природой можно назвать всё то, что окружает нас на всей земле. Это небо, солнце, звёзды, луна, воздух, и горы, и равнины, и лес, и реки, и моря, и озёра, и животные и растения.
Вся природа делится на две большие части: живая и неживая
Мозговой штурм: кого можно назвать живым существом и почему?
Ответы учащихся.
Мозговой штурм: почему воду, воздух, камни, песок нельзя назвать живыми?
Ответы учащихся.

4. Физминутка

МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

1 уровень. Задание: распределить живые и неживые предметы

2 уровень. Задание: соотнести рисунки

Учащиеся делятся на 3 группы.

1 группа наблюдает за деревьями.

2 группа наблюдает за кустарниками.

3 группа наблюдает за травами

* Какие деревья вы видите? Рассмотрите ствол. Назовите цвет. Сравните толщину стволов деревьев. Какая расцветка у листьев? Какой они формы?

* Рассмотрите кустарники. Чем они отличаются от деревьев? Какие особенности вы заметили в их внешнем виде?

* Найдите среди растений травы. Сравните их с деревьями и кустарниками. Чем они отличаются?

Рассказывают о том, что увидели.

Самостоятельная работа.

Нарисовать в альбоме то, что больше всего запомнилось, осталось в памяти.

5. Закрепление нового материала
Кем мы были в физминутке?
Они относятся к живой или неживой природе? Почему вы так думаете?
Игра «Живое и неживое»
Дети работают в группах
(учащимся предлагаются одинаковые наборы картинок предметов живой и неживой природы и две корзинки зелёного и белого цвета)
Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы.

6. Проверка и исправление ошибок.

7. Итог урока.

Рефлексия. Кому понравился наш урок раскрасьте на листочке солнышко, а кому не понравился, раскрасьте камень.

Майра Мусагулова
Конспект урока по познанию мира «Растение - живой организм»

Тема : Растение - живой организм .

Задачи : 1. Расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений , знать, что растение - живой организм . Развивать культуру устной мыслительной речи, логичность высказывания, умение группировать необходимый материал, развивать умение слушать и слышать.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическое воспитание.

Тип урока : комбинированный

Методы : словесный, частично-поисковый, метод развивающего обучения, метод ассоциации.

Формы : коллективная, индивидуальная.

Оборудование : листья, картинки, учебники.

Ход урока:

Орг. Момент.

Собирает нас звонок

На замечательный урок

Подравнялись, тихо встали

Глазки на меня подняли

Сообщение цели урока .

Сегодня, ребята мы с вами на уроке закрепим пройденный материал и познакомимся с новой темой , то есть будем говорить об одном живом организме .

3. Проверка дом. зад.

Сейчас, вот такое задание : на разноцветных листьях написаны вопросы, вам нужно прочитать вопрос и ответить на него, и после перевернуть лист прочитать слог, который записан на нем. Зеленые листья отдельно, красные и желтые отдельно собрать и составить слова (кустарники, травы, деревья) .

Вопросы :

Что такое горизонт?

Назови основные стороны горизонта.

Что такое компас?

Что необходимо для жизни человека?

Перечисли свойства воздуха

Перечисли свойства воды

Что такое почва?

Назови главное свойства почвы?

Назови три состояния воды.

Как назвать одним словом кустарники, травы, деревья?

- Растения .

Сегодня, мы начинаем новый раздел, в котором будем говорить о жизни растений .

4. Работа по теме.

Ребята, какие ассоциации можно подобрать к слову растение ?

- составление ассоциации : деревья, цветы, травы, воздух, вода, жизнь,

1. Беседа о растениях .

Где можно встретить растения ?

Для чего нужны растения ?

Какая польза от растений животным ? Птицам? Человеку?

Какие части растения вы знаете ?

На какие группы делятся растения ?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Чем травы отличаются от деревьев, от кустарников?

Самые мелкие растения – грибы и мхи .

2. Игра «Дерево, кусты и цветы» .

Если слышите цветок - то хлопаете, если куст- топаете, если дерево – качаем руками.

Ландыш, сосна, ель, роза, дуб, ромашка, малина, сирень, тополь, одуванчик, смородина.

Как появляются растения ? Чтобы появилось растение , что вначале надо сделать?

Как нужно относиться к растениям ?

3. Игра «Подумай и догадайся» .

Из букв составь слова и узнаешь, что необходимо для жизни растений .

растений ?

Можно сказать, что растения - живой организм ? Докажите?

4. Составление кластера «Жизнь растений » .

5. Работа по учебнику

Чтение загадки с. 56

Какие растения растут рядом с твоим домом ? Назови их плоды.

6. Игра «Чей плод?»

11. Итог урока

Что нового узнали на уроке ?

Какие условия необходимы для жизни растений ?

Могут ли обойтись животные , птицы, человек без растений ?

Как нужно относиться к растениям ?

С. 54-57 чит., выполнить 4 задание.

Публикации по теме:

Технологическая карта № 11 организованной учебной деятельности Дата проведения: 13.02.2015г. Провела: Проскурякова Галина Михайловна Возрастная.

Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.

Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом русского народа – игрушкой матрёшкой и особенностями её творчества, развивать познавательный.

Цель: развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе непосредственно образовательной деятельности. Образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок» Цели: 1.

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Главная дидактическая цель урока: при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»,.

Конспект урока по познанию мира в 1 классе.

Тема: «Наблюдение за окружающим миром».

Цель урока: уметь наблюдать за окружающим миром.

Задачи:

1.Развивать эмоционально – чувственное восприятие окружающего мира;

2.Развивать навыки саморегулирования;

3.Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе; начать обучение детей работать в паре.

Оборудование: раздаточный материал, наглядное пособие, интерактивная доска, видеоролик «Окружающий мир», листики для рефлексии, смайлики для оценивания, загадки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Эмоционально психологический настрой. Тренинг «Моё настроение».

Актуализация.

«Мозговая атака» (вопрос-ответ)

Какое время года на улице?

Назовите приметы осени.

Как человек изучает природу? (наблюдает)

Какая бывает природа? (живая и мёртвая)

Что относится к живой природе?

Что относится к неживой природе?

Как люди связаны между людьми?

2.Загадки о предметах окружающего мира

Листья осенью летят,

Наступает... (листопад)

Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется... (трава)

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут... (облака)

С неба льет поток воды,

Мокнут люди и сады,

Мокнут все дома и двор,

Мокнет пес цепной Дозор.

Что такое? Что случилось?

Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди,

Просто третий день... (дожди)

Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это... (птицы)

Раскаленный шар из газа,

В небе он заметен сразу,

Дарит нам тепло и свет,

Без него и жизни нет. (Солнце)

Беседа подведение к теме. Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

Объявление темы, цели и задач урока учителем.

Сегодня мы будем говорить об окружающем мире.

3.Работа в парах.

Сегодня мы будем работать в парах.

Создание кластера в виде солнышка

Нарисуйте, что относится к окружающему миру?

Защита проекта в паре.

Взаиамооценивание. Дети оценивают проекты других групп.

4. Объяснение темы урока

Чтобы узнать окружающий мир, нужно наблюдать за ним, слушать рассказы взрослых, читать книги о природе. Наблюдая за природой, ты узнаешь, какие изменения в ней происходят, как растут растения, как живут люди и животные.

Человек всегда наблюдал за природой и учился у неё. Наблюдая за растениями, люди стали правильно ухаживать за ними и выращивать большие урожаи. Когда люди хорошо изучили животных, научились получать от них много молока, мяса, шерсти.

На природе мы отдыхаем, лечимся, укрепляем здоровье. Наблюдая и изучая природу, человек научился использовать и беречь её.

Береги и ты богатство и красоту природы.

5.Физминутка. ИКТ «Смотри и повтори»

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде "раз"
А над нами весело шелестит листва,
Отпускаем руки мы по команде "два"

6.Просмотр презентации. «Береги природу»

Обсуждение.

Как ты познаёшь окружающий мир?

7. Работа по картине.

1.Составить рассказ и озаглавить по картине (для всего класса)

2.Рассказ стихотворений о осени (кто знает)

Дождь по улице идет..."

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

"Наступила осень..."

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

Только ветер

Ветку тронет -

Жёлтый лист

Она уронит.

С ветки,

Как парашютист,

Полетит

На землю

Лист.

Если в лужу

Упадёт,

Как кораблик,

Поплывёт.

Дождь по улице идет..."

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

8.Итог урока.

9. Рефлексия. «Дерево настроения»

Что узнали нового на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

Для чего нужно наблюдать за природой?

Учитель вывешивает на доску нарисованное дерево, половина дерево живая, а половина дерево не живая. Дети берут листочки, если урок понравился ребёнок прикрепляет листик на сторону живого дерева, а если не понравился на сторону не живого дерева.