Что ставить на танк ис. Какие перки ставить на ИС в World of Tanks

Появление Советского танка 8 уровня ИС-М не является каким-то удивлением для игроков World of Tansk. Ведь уже давно говорили разработчики что плодотворно занимаются подбором . Предлагаем рассмотреть основные моменты по ТТХ, бронированию и подготовили краткий вывод по танку.

В историческом плане, танк ис м предполагался как глубоко переработанная модификация тяжёлого танка . Проект был предложен конструктором Шашмуриным в 1944 году. Для машины предполагалось усиление брони, перенос моторного отсека в переднюю часть корпуса, а на расположенную в корме башню, установка 122-миллиметрового длинноствольного орудия.

Были подготовлены чертежи, однако проект не получил дальнейшего развития. Выбор был сделан в пользу Объекта 252 (), как более перспективного варианта. Отметим, что вариация этой машины: ИС-2Ш уже появилась в виртуальной вселенной танков, правда, в мобильной версии WoT Blitz. Здесь танк представлен в качестве премиумной техники, в полномасштабной версии игры, он будет введён в прокачиваемую ветку.

ИС-М: тактико-технические характеристики

Начнём с того, что ИС-М имеет вполне достойный запас прочности в 1 500 единиц, и крайне некомфортный обзор в 350 метров. Разумеется, что способность засвечивать противника не является приоритетной задачей для тяжа, но даже с учётом этой особенности, разработчики явно обделили машину дальнозоркостью. ИС-М — 8 уровень ТТ ветки СССР

Вес машины 55 тонн, что отрицательно влияет на динамику и подвижность. Кроме этого, махина приводится в движение 750-сильным двигателем, что позволяет разгоняться до 35 км/час.

Вполне ожидаемо, что техника получилась крайне неповоротливой, зато имеет вполне приемлемый коэффициент незаметности в 11% для неподвижной машины. До показателей маскировки ПТ-САУ это значение не дотягивает, но на фоне большинства одноклассников выглядит вполне достойно.

В качестве топового вооружения, игрокам предлагается 122-миллиметровое орудие Д-25БМ, с показателем бронепробития бронебойным снарядом в 212 мм. Зарядив голду, значение можно увеличить до 240 миллиметров и вполне уверенно раздавать увесистые оплеухи даже «десяткам».

Достойным выглядит и разовый урон в 390 единиц, что, впрочем, уже традиционно для машин этой серии. Скорость перезарядки составляет 12 секунд, что в совокупности с альфой, даёт ДПМ порядка 2 00о единиц.

Добавим, что сводится орудие за 3 секунды и обладает традиционно плохой точностью: разброс составляет 0.42 на 100 метров. Про отрицательные углы склонения лучше не говорить: этот параметр никогда не являлся сильной стороной советских тяжей, а с учётом кормового размещения башни, ствол опускаться не будет вообще.


В плане защищённости, ИС-М wot смотрится вполне достойно. Наиболее крепкой частью лобовой проекции является литая башня: 250 мм, дополненные маской орудия.

Выступающих элементов и огромных командирских лючков на колижен-модели не наблюдается, поэтому можно смело предположить, что танк вполне уверенно сможет танковать башней против противников любого уровня. Борта и корма башни имеют 140 и 120 мм соответственно, что выглядит вполне достойно.

Лобовая часть корпуса также не выглядит уязвимой. Здесь мы имеем ВЛД с толщиной брони в 120 миллиметров с расположенным под хорошим углом бронелистом. Толщина нижней лобовой детали варьируется в пределах 150 мм, и в положении ромбом вполне может держать удары одноклассников. Толщина бортовых пластин составляет 120 мм, кормовых – 80.

Краткий вывод

ИС-М танк довольно интересный и защищённый, способный оказывать достойное сопротивление даже высокоуровневым противникам. Однако игрокам, которые впервые столкнулись с машинами класса «тапок» эта техника доставит немало неприятных минут.

Танк вполне достойно сможет танковать на городских картах, удерживая направление и раздавая неплохой урон. На открытых локациях, геймплей обычно привязан к рельефу, поэтому техника часто будет подставляться под снаряды противника, не имея возможности нормально прицеливаться на холмистой местности.

Добавим, что переднее расположение трансмиссии добавляет процент вероятности к возгоранию двигателя: 120 мм верхней лобовой детали не являются серьёзной преградой для мощных орудий «десяток», однако, хороший угол наклона всегда оставляет шанс на рикошет.

Напоследок выразим неодобрение явно издевательским радиусом обзора: 350 метров считается худшим показателем на уровне, и добавим, что приведённые характеристики не являются утверждёнными, поэтому ТТХ на момент релиза могут измениться.

ИС-М фото





Одни из важнейших умений для танкистов – это «ремонт» и «маскировка». Если «маскировка» для неактуальна, то «ремонт» всегда будет кстати. Поэтому первым перком для экипажа должен быть именно «ремонт». Способность быстро починить гусеницу и скрыться может стоить танку жизни в бою

Далее следует развивать специализированные навыки. Для командира – «шестое чувство», чтобы своевременно получать информацию об обнаружении. Для наводчика – «плавный поворот башни», а для механика-водителя – «плавный ход». Это позволит меньше промахиваться в движении и в маневренном бою. Для заряжающего – «отчаянный», чтобы иметь возможность быстрее перезаряжаться, оставшись с 10% прочности танка.

Если в игре на танке часто используется агрессивная тактика, качестве третьего перка можно поставить «боевое братство». В сочетании с улучшенной вентиляцией поведение танка в бою заметно улучшиться. Если предпочтение отдается обороне базы, вместо «братства» прокачайте «маскировку». В сочетании с установленной стереотрубой можно будет работать в режиме ПТ-САУ и действовать в засадах.

Дальнейшие перки

Обычно экипаж танка седьмого уровня редко прокачивают более, чем на три перка. Но для фанатов ИСа можно предложить следующий набор.

Командиру следует улучшать обзор, чтобы не попасть в ситуацию, когда танк расстреляет невидимый противник. Это «орлиный глаз» и «радиоперехват». Чтобы повысить живучесть машины, изучите навык «мастера на все руки».

Наводчику будут полезны навыки «снайпера» и «мастера-оружейника». Первый навык даст бонус к нанесению повреждений врагу, второй – снизить неприятные последствия от выведенной из строя пушки.

Для механика-водителя – навык «короля бездорожья». Известно, что проходимость ИСа на слабых грунтах мала. «Виртуоз» не позволит легким и средним танкам закрутить тяжелую машину. «Мастер тарана» в сочетании с оборудованием «тяжелый противоосколочный подбой» даст возможность при таране наносить в 2-3 раза больше повреждений, чем теряет сам танк.

Для наводчика – навык «интуиции» и «бесконтактной боеукладки».

Указанные перки актуальны не только для ИСа, но и для всех последующих танков в этой ветке развития – для ИС-3, ИС-8 и ИС-7. Но если вы решили прокачать экипаж ИСа до состояния «Рембо», один из перков командира замените на «наставника». Он проявляет себя в полной мере после нескольких тысяч боев.

ИС -Советский ТТ 7уровня. Обладает отличными характеристиками ходовой и мощным вооружением.Довольно частый гость на 7-8 лвл.Популярен у играков именно за 122ммД-25т. Могу сказать что начало легендарной ветки ИСов началось именно с него.Об остальном в гайде ниже.

→Прокачка✮

При грамотной игре на ИС-1 вы с легкостью заработаете опыт и серебро и быстро прокачаете свой танк.Итак начнем с тюнинга танка.

Первое что стоит прокачать это шасси тем самым увеличиваем грузоподъемность и маневренность танка.

Во вторых мы прокачаем башню увеличиваем обзор и у нас появляется возможность поставить топовые орудия.

В третих ставим двигатель тем самым увеличиваем мощь нашей машины на 100л.с

Время выбора орудий:

  • 100 мм Д-10Т -точное и скорострельное для начала нам подойдет
  • 85 мм Д-5Т-85Б -орудие уступает практически всем остальным по характеристикам так что прокачивать его не рекомендуется + к тому-же точность хромает.
  • 122 мм Д2-5Т -предтоповое орудие обладает по параметрам уступает только скорострельности орудию 122 мм Д-25Т будет открыта если вы ее прокачали на кв1с.
  • 122 мм Д-25Т -Топовое орудие -мощность,скорострельность те самые черты которые необходимы ИСу.К тому же орудие пробивает Т-29 ,Тигр в легкую если знать куда стрелять но с пробитием танков могут быть проблемы.Кроме всего есть еще одна плюшка при прокачке этого орудия мы получаем статус "ПРЕМИУМ танк" что облегчит прокачку экипажа и т.д

Из остального нам остается прокачать рацию 12РТ-625м -дальность связи. ТТ не должен оставаться без связи с союзниками.

Итак, после глобальной прокачки. Перед нами появляется ИС-1 ТОП

ИТОГ за прокачку:

  • Потраченно серебра:360590*
  • Потраченно опыта:86425*

*модули были прокачены по моему методике что описанно выше.

→Тактика боя✮

  • Тактика игры на танке ИС напоминает игру на КВ-1С или на Pz.Kpfw.VI Tiger(P). Но у КВ1С нет – 120 мм наклонной лобовой брони, которая спасает при перестрелках рикошетами от вас.При топовой пушки стоит знать слабые места своих врагов так как бронепробитие у Топ орудия не лучшее. Пушка наша не очень точная, так что попасть в эти точки будет атруднительно но если прицеливаться чуть-чуть выше то все невозможное возможно. Вес самой машины(47,5т)позволяет использовать тактику таранов, ломая противников, но бстоит быть осторожней пр таране того-же ИС-4 урон нанесете себе,а не ему. Стоит всегда использовать свое примущество в лобовой броне(не стоит вставать боком или задней частью к противнику). Благодаря своей маневренности и проходимости ИС можно использовать на участках локации с наибольшим количеством укрытий в виде домов, камней, подъемов местности и т.д.
  • Стиль игры зависет полностью от состояния танка и нахождения в списке.
  • Мы в стоке- Если вверху списка то прорываемся по флангу но делаем это осторожно,при этом не забываем про урытия.Стоит помнить что вы ведете команду,а не она вас.Вперед вас может ехать только светляк.В картах с полностью открытым пространством,едем ао флангу через кусты.Засветив врага не стоит делать глупости ввиде нападения тараном.Стоит найти укрытие и начать перестрелку.
  • Если мы в конце или в середине списка -Тут у нас выбор невелик или охраняем базу или поддерживаем союзников.
  • Поддержка союзников на ИСе -с самого начала боя ищем тот танк союзника который сможет укрыть от вражеского обстрела.Так-же стоит взглянуть на его стату через "оленеметр" .После чего согласовываем действия с союзниками и взаимодествуем друг с другом.При обноружении врага мы взаимодействуем следущим образом
  • Союзник-выстрел.
  • Союзник перезарядка-Вы выстрел по противнику.
  • Вы перезарядка-Союзник выстрел по противнику.
  • В таком порядке мы уничтожаем врага.
  • Мы в топе - В Топ компликтации мы выступаем основной силой,заранее продумываем маршрут прорыва(ни в коем случае это не открытая местность -в картах где есть городские лабиринты едем именно в них.Так как арта не дремлет и попытается нас сбить на открытой местности.При перестрелке с врагом мы учитываем его слабые места (опишу ниже)-Сбиваем гусеницу и разбираем врага тем самым отправляя его пить чай в ангар.В серединке и в конце списка мы поддержка или охрана арты (если она конешно есть)

Наши зоны пробития

скрытый текст

→Дополнительно.❂

Из дополнительного оборудования на танк стоит установить-

досылатель:-10% к времени перезарядке тем самым уменьшаем на чуть-чуть время перезарядки ТОП орудия.

Усиленные приводы наводки:увеличиваем скорость сведения.

Этот видео гайд от JMR посвящен сектерам игры на одной из самых известных машин в World Of Tanks – советскому тяжелому танку 8-го уровня ИС-3. В конце Второй Мировой войны, в момент своего появления, этот танк стал прорывом в мировом танкостроении. Щучьеносая приплюснутая башня, подвижность, которой могли позавидовать и средние танки. Эти нововведения в ИС-3 надолго задали тон всей танковой отрасли. И в игре танк показывает заложенные конструкторами особенности. Это подвижный и опасный противник, который может избежать урона от попадания снарядов любых орудий.

ТТХ ИС-3

ИС-3 – танк 8-го уровня в ветке быстрых советских тяжей в World of Tanks. Он идет следом за танком ИС и получает от него топ двигатель, предтоповую рацию и орудие Д25Т.

В стойке танк вполне неплохо играет. Его броня обеспечивает должную защиту, а голдовые снаряды, которые сейчас хоть и недешево, но продаются за серебро, компенсируют недостаток пробития нашего первого орудия. Но полностью ИС-3 покажет себя, конечно же, когда вы исследуете и установите на него все модули.

В сравнении с одноклассниками у него самая маленькая масса ¬– меньше 50 тонн, и, как следствие, почти минимальное количество HP – 1500. При такой массе рекомендуем очень осмотрительно пользоваться тараном. Зачастую вы можете получать больше урона, чем наносить. Все показатели, относящиеся к подвижности, выше среднего. Мощность двигателя – 14,4 л.с. на 1 тонну. Максимальная скорость почти 40 км/ч. И эту скорость танк набирает не с горки, когда его толкают светляки, а самостоятельно на ровных участках. Поворот корпуса и башни – 56 градусов в секунду. Но из-за плохой ходовой ИС-3 реально закрутить на поверхности с низкой проходимостью. Заявленную скорость поворота танк показывает только на твердой земле.

Кстати, грузоподъемность первой ходовой ИС-3 достаточна для установки всех модулей и оборудования. Поэтому встает закономерный вопрос: надо ли из-за разницы скорости поворота 3 градуса в секунду тратить 14 000 опыта на ее исследование? Надо. Кроме документированного показателя скорости поворота, ходовая влияет также на динамику танка, как бы забирая на себя часть мощности двигателя, и на проходимость. Чтобы продемонстрировать это, возьмем два идентичных танка с одинаковым оборудованием и экипажем, но с различными ходовыми, и проедем на них небольшой прямой отрезок: по хорошей дороге и по пересеченной местности. Разница, которая не была заметна на асфальте, особенно проявляется на слабых грунтах.

Но продолжим разговор о тактико-технических характеристиках. Как и у всех тяжелых советских танках этого уровня, у ИС-3 очень небольшой обзор. Топовое оружие не отличается ни хорошей точностью, ни быстрым сведением. Но в ближнем бою эти недостатки зачастую не будут заметны. Скорострельность небольшая, но разовый урон один из лучших. В идеале танк должен выстрелить и уйти за укрытие, чтобы переждать перезарядку, не давая стрелять по себе. Пробитие 225 мм – средний на уровне, и вполне достаточный для любых противников. Мало у кого нет слабых мест в лобовой проекции, но даже тех ИС-3 сможет обойти и нащупать слабые места.

Тесты пробития ИС-3, его бронирование

Сейчас мы узнаем как пробить танк ИС-3, куда надо стрелять, чтобы не было рикошета или же какие места стоит прятать от врага. Снаряды с пробитием 112 мм: их владельцы – легкие танки – могут представлять для ИС-3 угрозу, только обойдя его сбоку или сзади, либо стреляя сверху. Советуем вам скачать мод шкурки с зонами пробития World of Tanks от подразделения "Красная Звезда", чтобы видеть все слабые места техники прямо в бою.

170 мм: пробитие бронебойных снарядов средних и некоторых тяжелых танков 8-го уровня, в т.ч. советских «прем». На небольшом расстоянии танк пробивается и спереди – листы брони расположены к нам под меньшим наклоном – и сбоку.

258 мм пробития ¬– бронебойные снаряды топовых орудий и голдовые одноклассников. Для них представляют проблему борта танка в ромбе, края башни и расположенные под большим наклоном детали щучьего носа.

Выводы: треугольная форма корпуса и куполообразная форма башни делают задачу пробития этого танка весьма сложной. Спереди, не считая лючков на башни, уверенно разбивают только расположенные под наибольшим углом участки брони. А если танк «играет» корпусом влево-вправо, противнику придется постоянно перемещать прицел, пытаясь подгадать время для удачного выстрела. Если ИС-3 расположен чуть ниже врага, и по нему стреляют сверху, становится доступна огромная крышка над орудием. Многие противники с высоко расположенным орудием, такие как советский КВ-5 или китайская модель 110, спокойно могут пробивать ее в клинче. Чуть ниже стоящий противник сможет выцеливать НЛД. Слева и справа уверенно берется ближайшая скула щучьего носа. Каждый раз когда становится доступна для пробития та или иная деталь, приведенная броня остальных становится гораздо больше, поэтому находящийся под обстрелом ИС-3 должен активно двигаться. Таким образом, вы будете получать массу непробитий и рикошетов.

Кстати, дополнительно усложняет задачу нанесения урона по этому танку наличие у него фальшбортов. Снаряд, прошедший сквозь гусеницы или расположенные над ними пустые надстройки, никак не вредит экипажу и модулю танка, а значит, и не уменьшает его прочности. И тонкая крышка над орудием пробивается только, если угол между ее плоскостью и линией входа снаряда, больше 20 градусов. Переводя на русский, это означает, что пробивать ее можно только сверху, иначе она будет просто рикошетить.

Обзор орудия ИС-3

С броней более-менее разобрались. Теперь посмотрим, как работает топовое орудие этого танка.

Первый тест: стрельба с предельного расстояния собственной видимости – 440 м.

200 м: здесь орудие тоже ведет себя капризно. Да, мы попадаем в силуэт танка, но о выцеливании болевых точек хорошо бронированных противников можно и не думать.

И со 100 м в движении разброс орудия не дает никаких гарантий поражения цели.

Итак, хотя наше орудие и способно при удачном стечении обстоятельств наносить урон с больших расстояний, но его посредственная точность, а также хорошие подвижность и бронирование делают для ИС-3 предпочтительным ближний бой.

Тактика ведения боя на ИС-3

Мы можем первые занимать выгодные позиции, появляться из неожиданных направлений, наносить урон и быстро заходить за укрытие. При этом клинчевать другие танки нужно осмотрительно: низкий силуэт этой машины дает многим противникам возможность легко пробивать крышу башни.

Этот танк – первый из советских тяжелых танков, на котором вам придется избавляться от привычки стоять перед противником в ромбе. Лучший способ на ИС-3 избегания урона – ставить корпус ровно по оси предполагаемого выстрела, немного играя влево-вправо, чтобы врагу приходилось дольше выцеливать ближайшую деталь щучьего носа. При чем, танк должен стоять ровно не только по горизонтали, но и по вертикали. Если противник находится чуть ниже или чуть выше, он будет уверенно пробивать наш танк в НЛД или в крышу. Однако привычное по другим машинам танкование гусеницей вполне может эксплуатироваться и на ИС-3. Он обладает весьма прочными бортами, позволяющие без урона принимать выстрелы от любых противников.

Единственное «но»: нос танка должен полностью заезжать за укрытие и ближайшая к противнику скула щучьего носа не должна быть видна.

ИС-3 не такой быстрый, как французы, но, тем не менее, очень мобильный. Враги продавливают фланг за полкарты от него – ИС-3 может сняться с места и помочь. Уперлись в хорошо обороняемое направление, опасно вылезать под выстрелы ¬– ИС-3 может отойти и вскоре появиться совсем с другой стороны.

Трудно назвать ИС-3 лучшим танком 8-го уровня в игре, – все танки по-своему хороши – но я уверен, что эта уникальная и очень интересная машина вряд ли оставит вас равнодушными.

Умения экипажа и оборудование для ИС-3

И напоследок пройдемся по комплектации танка. Как обычно, первым набором умений экипаж танка изучает ремонт и шестое чувство, вторым – обзор командиру, главный поворот башни для наводчика, механику-водителю возьмите «Король бездорожья» (улучшаем проходимость машины), а заряжающему – контактную боеукладку. Советские танки нередко с одного удара лопаются, как мыльные пузыри. И этот риск надо минимизировать. Третий набор – боевое братство. Горит танк очень редко, поэтому в обычном сетапе снаряжения – огнетушитель, ремкомплект и аптечка – вполне можно заменить огнетушитель на ленд-лизовское масло или даже на подкрученный регулятор оборотов. Последний надо не забывать отключать сразу после занятия нужной позиции. Пока он включен, прочность двигателя постепенно уменьшается.

Выбор оборудования для ИС-3 не представляет сложности. Устанавливаем орудийный досылатель для увеличения скорострельности, стабилизаторы вертикальной наводки – для уменьшения разброса орудия и вентиляцию – для небольшого улучшения всех характеристик танка.

И на этом я завершаю обзор WoT про советский тяжелый танк ИС-3. Теперь вы знаете все особенности игры на этом танке, что устанавливать, что изучать и как его пробить.

Отдавая предпочтение советской ветке тяжёлых танков, игроки часто сталкиваются с выбором, какому тяжеловесу отдать предпочтение: или ИС-7? Если проанализировать статистику, выбор в пользу последнего делает львиная доля танкистов. Попробуем разобраться, чем вызван такой интерес.

ИС-7 гайд

Итак, начнём с азов. Для ИС-7 предусмотрена весьма комфортная к прокачке ветка развития. Соответственно, добираясь до главного приза, игроки знакомятся с довольно интересными машинами. Например, КВ-85.

Этот танк появился в игре сравнительно недавно, сменив на боевом посту легендарного «тащера» 6-го уровня КВ1-С. Техника быстро осваивается новичками, приносит много приятных ощущений опытным игрокам.

В этой же ветке находится абсолютная имба 8-го уровня , и его старший собрат Т-10. Обе машины также удобны в освоении, обладают отличным для своего уровня уроном, и дают возможность подготовиться к приобретению ИС-7.

Если говорить о ветке , всё выглядит не так радужно. Здесь имеется единственный заслуживающий внимания танк СТ-1. Возможно, кто-то скажет, что привлекательно выглядит КВ-4, но на этом танке новички познают боль и страдания медлительных тяжей.
Основным критерием для выживания тяжёлых танков в рандоме является запас прочности и толщина приведённой брони. Первым параметром ИС-7 похвастаться не может: 2 150 ХП, это далеко не лучший показатель на уровне. Зато в плане бронирования, советский тяж может дать фору любому танку в игре.

Кроме этого, «семёрка» обладает большей скоростью, лучшей динамикой и манёвренностью, что позволяет менять направления атаки в зависимости от складывающейся ситуации.
Разумеется, что легендарный и привлекательный для многих ИС-7 не лишён недостатков. В частности, боеукладка находится в передней части танка, соответственно пробитие щёк может привести к критическому повреждению и взрыву.
Поговорим о вооружении. На этом фронте у седьмого ИСа не всё так радужно и безоблачно. Итак, на технику устанавливается 130-миллиметровое орудие С-70. Бронепробитие базовым снарядом составляет 250 мм, разовый урон – 490 единиц . Скорострельность пушки вполне приемлемая на уровне: танк может раздавать до 2 150 единиц урона в минуту. В принципе, показатель не феноменальный, однако, вполне соответствует своему классу техники. Стоит отметить, что характеристики орудия позволяют обходиться без голды, но для большей уверенности и комфорта, десяток подкалиберных снарядов лишним не будет.

Что действительно вызывает недовольство – это точность, стабилизация и долгое время сведения. При стрельбе на дальних дистанциях, танк будет откровенно мазать. В этом плане, ИС-4 выглядит несколько привлекательнее, хотя помимо точности, орудие «четвёрки» уступает в пробитии и разовом уроне.
Отдельной строкой идут некомфортные углы вертикального наведения. Ствол опускается вниз всего на 6 градусов, что препятствует эффективной игре от рельефа.

Куда пробивать ИС-7

Итак, лобовая проекция башни ИС-7 имеет толщину брони в 240 мм, что с учётом маски орудия и правильного расположения броневых плит обеспечивает надёжную защиту от любого орудия в игре. Передняя часть корпуса закрыта 150-миллимитровым бронелистом. Показатель не впечатляющий, однако, танк является счастливым обладателем «щучьего носа», который не даёт пробивать «семёрку» под прямым углом. При этом НЛД и щёки остаются уязвимыми, если танк пытается танковать ромбом, и опытные игроки обычно без труда находят зоны пробития. Поэтому в ближнем бою и клинче необходимо постоянно «танцевать», увеличивая шанс рикошета.
Борта не отличаются хорошей бронёй, зато прикрыты узеньким экраном, который хорошо гасит попадания куммулятивов и подкалиберов. Поэтому частенько даже топовые тяжи не пробивают ИС-7 голдой. Если продолжить аналогию с ИС-4, то этот танк пробивается опытными игроками в лоб без особого труда, что часто служит поводом для недовольства. При этом критики забывают про один нюанс: «четвёрка» комфортно пробивается только под прямым углом. Лёгкий доворот корпуса, и танк уверенно танкует бортом перед противниками любых уровней. Поэтому ИС-7 кажется более привлекательным: пробить тяжа под прямым углом практически невозможно.

Оборудование на ИС-7

Из дополнительного оборудования однозначно устанавливаются досылатель и стабилизатор наводки. Последний слот заполняется вариативно, но лучше сделать выбор в пользу улучшенной вентиляции, чтобы комплексно улучшить все характеристики.
Для боевых расходников выбора нет, поэтому загружаем автоматический огнетушитель, большой ремкомплект и аптечку. Такой набор снаряжения существенно повысит шанс на выживание машины. Если наблюдаются проблемы с серебром, премиумные расходники можно заменить базовыми.

Экипаж ИС-7

Прокачка умений экипажа для ИС-7, мало отличается от стандартного набора любого тяжёлого танка в игре. Поэтому придерживаемся такой последовательности:
Кроме этого, мехводу «семёрки» будет полезно освоить навык «Король бездорожья», что поможет значительно улучшить ходовые характеристики машины. Важно помнить, что один из заряжающих совмещает свою специализацию с обязанностями радиста, поэтому можно освоить навык радиоперехвата. К обязательным перкам относится боевое братство и маскировка.

Как играть на ИС-7

Обзор мы начали со сравнения двух топовых тяжей советской ветки развития. Так вот, ИС-7 является танком прорыва, который может рашить направление, уверенно отбивая бронёй случайные попадания. ИС-4 – это машина обороны, способная уверенно отдефить любую городскую улицу или подставляя под удар врагов борта, сдержать натиск возле своей базы.
Говоря об ИС-7, основной задачей танка является планомерное выдавливание противника на выбранном направлении. При этом, машина также может защищать любой из флангов, который бросили сокомандники.
Итак, пользуясь внушительными параметрами приведённой брони, «семёрке» нужно спрятать НЛД и принимать башней любые попадания. Стоит отметить, что лобовая броня хорошо держит снаряды, выпущенные ПТ-САУ 10-го уровня, поэтому чисто теоретически, ИС-7 при правильной постановке вполне способен в одиночку сдержать атаку противника.
Если полностью спрятать НЛД не получается, используем любое укрытие, чтобы выезжать на противника подставляя щёки. Здесь бронеплиты расположены под хорошими углами, что даёт высокий шанс на рикошет. Таким образом, можно выглядывать из-за углов зданий, уничтоженной техники. Противник видит только часть башни и корпуса, что не даёт ему наносить урон. Хотя редкие попадания всё же могут заходить в нижний бронелист, но от этого никуда не денешься: полностью спрятать танк на открытых картах не получиться.
Важно понимать, что в одиночестве лучше не оставаться. Против нескольких противников, которые наваливаются скопом, не устоит ни один танк в игре, поэтому в идеале, ИС-7 должны прикрывать 1-2 сокомандника, которые не дадут обойти тяжа с боков.
Помните, что «семёрка » обладает неплохой динамикой, поэтому вполне успевает занимать выгодные позиции, менять направления атаки или возвращаться для защиты своей базы.
Встречая в рандоме скорострельных противников, лучше сходиться с ними в клинч. Так мы нивелируем преимущество орудия врага, не даём ему выйти из противостояния. Сойдясь в упор, нужно постоянно наводить прицел на орудие противника, мешая ему выцеливать уязвимые зоны. Механика игры устроена таким образом, что выстрел в ствол бронебойным снарядом не причиняет урона, а фугасный заряд становится опасным уже для стреляющего. В клинче не стоит «танцевать» с противником, подставляя уязвимые щёки. ИС-7 вполне может смотреть на противника в лоб, ловя непробития и нанося урон.

ИС-7 вывод

ИС-7 выглядит привлекательно для новичков и опытных танкистов. Танк уверенно чувствует себя на передовой, вскрывая оборону противника как консервную банку. При этом машина не требует привыкания и может тащить даже в неопытных руках. Продолжая сравнение отметим, что ИС-4 больше подходит для опытных игроков, которые могут быстро освоить тонкости игровой механики на этом тяже. Поэтому решая какой тяж выкачивать вначале, чаша весов определённо склоняется в пользу грозного ИС-7.

ИС-7 видео